Истина освободит вас

«И ПОЗНАЙТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ»

Свобода есть самое вожделенное в жизни каждого человека. Можно сказать, что свобода и есть жизнь. Все люди так или иначе всегда помышляют о свободе. Сколько всяких благих надежд связывает с ней каждый из нас, хотя очень трудно сказать, что же в ней нам особенно нравится.

А свобода, помимо того, что является желаннейшим даром Божиим, — еще и опасный дар. Сама природа ее предполагает ответственность и опасность. Другой настоящей свободы не существует.

В чем же опасность?

В мире есть силы, которые могут похитить этот дар именно потому, что свобода, данная Богом, становится собственностью человека. А человека могут обмануть и обманывают, подменяя настоящую свободу иллюзией. Посему этот великий дар Божий требует к себе очень осторожного и правильного отношения, чему и научает нас Православие, определяя свободу духа как корень всякой другой свободы.

Настоящая свобода — только в Духе. Насколько духовное начало в человеке преобладает, настолько он свободен. Когда же дух человека (главная его сущность) попадает в зависимость от материи, тогда, насколько страсти возобладают в человеке, настолько он теряет и свободу. И тогда совлекается с человека образ Божий, а затем — и человеческий. А так как дух такого рабства не выдерживает, то начинается агония, человек тяготеет к звериному образу жизни, а затем, при крайнем развитии страстей, уподобляется демонам.

Потеря вечной блаженной жизни, к которой Бог готовил человека, даровав ему свободу, — вот тот страшный конец непонятой и неоцененной свободы.

Настоящая свобода требует определенного умственного и душевного труда для ее распознавания и напряжения воли для ее сохранения. И это еще не все. Обманы и подмены совершаются, когда человек стремится к свободе, но не знает, в чем ее сущность. Евангелие говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Только тогда, когда человек, познавая истину, будет в любом выборе ориентироваться на Бога, на Его заповеди, на Его волю, он будет свободен от сомнений, ошибок и опасностей.

Тайна обмана в том и состоит, что в человеке пленяется сама мысль о свободе, т. е. он становится не свободен в самой своей свободе, ибо свобода через грехи и страсти делается оторванной от Источника жизни, и тогда остается одна ее иллюзия.

Настоящая (действительная) свобода неразрывно связана с жизнью. Для того она и дарована, чтобы человек наслаждался жизнью, радовался ей. Сохранить свободу — это значит одухотворить в себе все материальное и обрести полноту жизни в Боге ибо и саму свободу, и мысли о ней, и стремление к ней Он насадил в нашем сердце. А вне Бога не только свободы, но вообще ничего нет и быть не может. Кто не любит Бога, не познал Истины, тот сживается с ложью и постепенно сам становится ложью. Ложными становятся все его понятия и представления.

Нет сильнее мучения, чем мучение от диавола, который похищает свободу, прежде чем человек успеет ее осознать. Пленяя мысли человека, он влечет его «как бычка за веревочку», а человек думает, что он сам идет и что ему это очень нужно. Это и есть иллюзия свободы и рабство диаволу.

Церковь опытно знает: кто ищет лишнего, тот получает такие страсти, которые перечеркивают все приобретенное. Чтобы получить многое, человек попадает в полную зависимость от мира. Мнение людей держит его в плену глупых и слепых предрассудков. Лесть и ложь становятся повседневной пищей его сердца. Человек живет по законам стада в постоянном страхе за свое чрево. Он готов на всякую неправду, ложь, предательство — только бы сохранить свое членство в толпе, потому как его благополучие целиком и полностью зависит от нее.

Но нельзя же жить только земным, нельзя дрожать за одно свое материальное благополучие, это жалкая, животная дрожь. Человек не подозревает даже, как мало ему нужно, а то малое, необходимое Бог ему всегда и везде обеспечит. Некто сказал: «Презирай богатство — и будешь богатым, презирай славу — и будешь во славе, презирай покой — и получишь его».

Какими бы знаниями человек ни обладал помимо Бога, он ровным счетом ничего не знает так, как должно знать. И не знает, зачем его душа безудержно стремится к свободе? С чего свобода начинается? В чем ее суть?

А суть, согласно знанию Истины, в том, чтобы человек стал подобен Богу. Что невозможно без свободы Духа.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Истина сделает вас свободными

Сергей Худиев

Начало Страстной Седмицы совпало с терактом в метро, унесшим десятки жизней. Люди, ехавшие на работу, по своим обычным делам, внезапно столкнулись со смертью и увечьями. Чего хотели добиться те, кто спланировал и осуществил это преступление? Мы можем только догадываться; возможно, показать своим спонсорам, что они способны на активные действия и их стоит продолжать финансировать. Потому что организаторы терактов отнюдь не торопятся к гуриям, но живут неплохо, как преуспевающие предприниматели, и намерены поддерживать свой бизнес на плаву.

Другое дело сами “шахидки” — они, очевидно, были искренне уверены, что совершить самоубийство, убив при этом десятки случайных людей, значит обеспечить себе гарантированное попадание в рай. Было ли это искренним убеждением или чем-то принятым под давлением, в результате промывки мозгов? Грань между тем и другим часто оказывается нечеткой — и в тоталитарных сектах, и в тоталитарных диктатурах работает определенная комбинация принуждения и убеждения, при которой человек постепенно начинает воспринимать навязанные ему убеждения как свои, и, первоначально побуждаемый страхом быть убитым, потом приходит в такое состояние, когда уже готов добровольно умереть за “правое дело”. Это немного похоже на “стокгольмский сидром” — ситуацию, когда заложники начинают “добровольно” поддерживать “правое” дело своих захватчиков.

Едва ли стоит видеть в этом что-то специфически “исламское” — секты вроде “Ветви Давидовой” или “Народного Храма” принуждали людей совершать убийства и самоубийства, размахивая Библией, а не Кораном; а светские тоталитарные идеологии сгубили гораздо больше народу, чем любые секты, вместе взятые.
Являются ли эти люди жертвами своей веры? В каком-то смысле можно сказать, что да, они — жертвы ложной веры. Но вернее сказать, что жертвой обмана и манипуляции человека делает не вера, а ее отсутствие. Вера, о которой говорит Священное Писание, делает человека напрямую принадлежащим Богу — и потому свободным. Как говорит об этом Христос, “и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:32)”.

Христос приходит, чтобы освободить человека от пут, от цепей, с которыми сам человек уже почти сросся. Человек страдает в руках поработителей — и духов злобы поднебесной, и дурных обычаев, и ложных верований, и других людей, и, как заложник, страдающий “стокгольмским синдромом” он заставляет себя верить, что так и нужно, что дело его поработителей — правое, или, по крайней мере, лучшее, что ему остается делать — это признавать его правым, потому что деваться некуда.

Хотели ли “шахидки” умирать? Не думаю; просто те, кто послал их на дело, убедили их в том, что у них нет другого выбора, что они не могут свернуть с дороги, на которую их поставили. И, раз это так, остается уверять себя, что нажав кнопку, окажешься в раю.

И Христос приходит, чтобы дать всем свободу — мы ничего не должны духам злобы, мы ничего не должны религиозным или политическим манипуляторам, мы принадлежим Христу, у нас есть Господь, поэтому мы можем отклонить притязания всех остальных на господство над нами. Терроризм — это метод, предполагающий широкое манипулирование. Начиная с манипулирования самими “шахидками”, но не только ими — терроризм направлен на манипулирование СМИ и общественным мнением. Уже слышно, как одни предлагают понять, что нужно террористам, дать им это, и они перестанут нас убивать; другие обвиняют во всем власти; третьи заходятся в проклятиях по адресу мусульман. Все это предсказуемая реакция, более того, именно эту реакцию террористы и стремятся вызвать. Им нужно, чтобы мы боялись и искали, как бы их ублаготворить; им нужно, чтобы мы обвиняли друг друга, и, уж конечно, им нужно, чтобы мы ненавидели наших соседей-мусульман, буквально выталкивая их в объятия самих террористов.

Можно ли не быть манипулируемым? Да. Для этого нужно повиноваться нашему Господу. У нас есть центр, из которого мы получаем инструкции; у нас есть ставка, распоряжениям которой мы повинуемся; у нас есть Господь, воли которого мы ищем в любой — особенно трудной и напряженной — ситуации. Поэтому христианин не должен смотреть на ближних своих со страхом, или с яростью — он должен с доверием смотреть на небо, где Христос сидит одесную Бога, и задаться вопросом “что повелишь мне делать, Господи?” “Что могу сделать для испуганных и озлобленных людей вокруг меня?”

И ответ ясен с самого начала — любить людей и проповедовать Евангелие. Как проповедовал его священномученик Даниил Сысоев. Это битва и по-настоящему опасна, и изнурительна, и требует напряженной борьбы, прежде всего, со своим собственным страхом и яростью — но мы призваны вести именно ее. Мы воины Христовы, а не чьи-то еще.

Террористы, и их вдохновитель, “лжец и человекоубийца от начала”, хотят, чтобы мы боялись и ненавидели; но мы не будем делать то, что от нас хотят они. Мы будем делать то, что от нас хочет Господь.

Что же такое свобода и какое отношение она имеет к независимости? Почему человек так стремится к свободе?

Создатель наделил человеческий дух, волю потребностью быть свободным в стремлении и полноте жизни, которая возможна только при максимальном использовании своего творческого потенциала. Свобода – это устремление человеческого духа. Часто люди, не имея понятия об истинном смысле слова свобода, используют его в понимании извращенного желания жить, игнорируя все законы, не желая нести ответственности за свои поступки. Сегодня, например, мы встречаемся с таким понятием как сексуальная свобода – что на самом деле является формой рабства и полного незнания истины о свободе и любви.

На протяжении всей истории отдельные личности, группы, а иногда целые народы стремились сбросить с себя то, что они считали игом рабства. Желание быть свободным забрало больше жизней, чем любая другая человеческая страсть.

Само понятие свободы было создано не человеком, а для человека. Свобода – это Библейская концепция, которая является сутью Творца, а также и нашей сутью, как образа (отражения) и подобия Всевышнего. Свобода является сущностью и целью человека. Любая форма рабства, выраженная в каторжном труде, насилии, экономическом гнете, в семье, идеологии, духовной или религиозной тирании всегда будет являться грехом против человека и пробуждать в нем желание к свободе.

Многие греческие философы и современные мыслители изучали этот вопрос и производили многочисленные исследования. Свобода определяется как тройственная человеческая ценность. Существуют три основные элемента свободы: личная свобода, суверенная и гражданская. Но самым важным аспектом свободы является естественная свобода человека, заложенная в него Творцом. Когда человек потерял естественную свободу, данную ему Создателем, то три предыдущие, которые касаются воздействия на внешние стороны личности человека, никогда не дадут ему подлинной свободы, которая является внутренним состоянием человеческого духа.

Когда Бог сказал: «Сотворим человека…»(Быт.1:26) — сразу же была определена цель: «да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными, и над скотом, и над всею землею»(Быт1:26). Свобода, заключенная в человека, сразу же предполагала право и ответственность. Каждый человек был создан Богом владычествовать на своей определенной территории посредством даров и талантов. Свобода – это право служить другим людям посредством даров и талантов, не ограничивая и не контролируя при этом другого человека. Сотворив людей, Бог никогда не предполагал господство и угнетение одного человека другим.

Чтобы лучше понять, что такое свобода, необходимо узнать, что же является состоянием рабства.

«Рабство – это постоянное, насильственное и личное господство над отчужденными от рождения, униженными, лишенными чувства собственного достоинства людьми. Это первая или начальная стадия господства. Один человек находится под непосредственной властью другого или доверенного лица… Раб – это отверженный человек. Он не принадлежит ни к какой законной социальной или этнической общности. Раб лишен независимого социального существования. Он существует только через своего хозяина и для своего хозяина. Раб находится в постоянном униженном состоянии. Кроме этого, хозяин и его класс паразитируют на рабе. Унижая его честь, они, таким образом, стремятся повысить свою». ( Орландо Паттерсон).

Если Бог создал человека свободным, откуда и почему появилось рабство? Вследствие отвержения Бога и Его руководства в жизни первых людей, наших предков Адама и Евы, вся человеческая раса попала в рабство к князю тьмы. Как только первые люди нарушили Божье повеление, они увидели, что наги. На смену утерянной любви, выражавшейся в доверии к Отцу, вместе с непослушанием пришла беспомощность и состояние угнетения – как теперь жить, что делать, где и в ком искать защиту, как обезопасить свою жизнь? Люди потеряли образ Божьей славы, Божью свободу, внутренняя природа стала носителем зла и добра. Потеря внутренней свободы сменилась на внутреннее рабство, и выражалось оно, прежде всего, в разуме людей. Они были изгнаны из Едемского сада, земля проклята, и последствия отвержения Бога первыми людьми непосредственно коснулись судьбы всего человечества. Всем мужчинам в лице Адама Бог сказал: «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»( Быт.3:17) «.В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»( Быт.3:19) ( «Пот лица» свидетельствует о рабском труде человека, а также извращении понимания отношения человека к труду. Скорбь – состояние раба во все дни его жизни. Скорбь – это состояние угнетения и рабства, противоположное чувству радости, которая сопровождает свободу. Состояние, обещанное Творцом всем женщинам в лице Евы, после отвержения людьми Бога, посредством нарушения заповеди, также говорит о состоянии скорби. Жене сказал: «умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»(Быт.3:16). Результат непослушания Богу привел человека к отношениям рабства. Господство (угнетение) жены мужем явилось следствием свободного выбора человека жить по своим правилам и своему разумению. Свобода людей от Бога привела их же к рабству и угнетению одного другим. Желая получить мнимую свободу и независимость от Бога, люди оказались в рабстве и потеряли ту свободу, которая у них была.

Самым страшным результатом последствий отвержения Бога, его мыслей и планов для человека, стало дьявольское разрушение психики людей. Суть угнетения – психическое и душевное порабощение. Если дух человека свободен и крепок, физически его никогда невозможно поработить. Рабство всегда приходит сначала на угнетение разума человека. «Каковы мысли в душе человека, таков и он…».(Пр.23:7)). Если человек ищет свободы, требуя правосудия или справедливости, кто он? Только раб может считать, что с ним кто-то несправедливо обращается и угнетает его. Наше состояние свободы в разуме гораздо важнее, чем физическая свобода. Мы не будем свободны до тех пор, пока несвободен наш разум, пока мы имеем мышление и менталитет раба. Например, что завтра будет очередная инфляция и нас оставят без денег, или последующее правительство может несправедливо с нами обращаться посредством законов, налогообложения и других рычагов управления, и т.д. Свобода является прежде душевным состоянием, а потом и физическим. В Евангелие Иоанна 8:32 написано: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Если мы находимся под защитой Бога – Он держит все ситуации нашей жизни под контролем, и никто не сможет причинить нам вреда без Его ведома! Человек не станет свободным до тех пор, пока не станет правильно мыслить.

Недавно возникла новая наука, изучающая человеческий мозг – нейронаука. Институты по её изучению находятся по всему миру. Главным и ведущим по изучению этой науки является Калифорнийский университет. Исследования, сделанные этим заведением, показали, что наш мозг состоит из 10 миллиардов нейронов. Сам мозг это не разум. Разум – это форма сознания, которым обладает только человек. Доктор Энри Ньюберг, работающий в Калифорнийском университете, сделал точное заключение и показал неразделимую связь человека с Творцом следующим заявлением: «Мы прочно подсоединены к Богу». «Бог и религия (образ мыслей и поведения человека) нужны мозгу как воздух».

Единственной истиной, которая может сделать нас опять свободными людьми, является сам Бог. «Я есть путь и истина и жизнь» — сказал о Себе Иисус Христос( Иоан14:6)Только принимая Его в свое сердце, разум и жизнь, включая образ мышления и поведения, рекомендуемое нам Господом, мы опять сможем обрести истинную свободу в разуме, освободится от скорби и жить в радости, несмотря ни на какие внешние факторы, пытающие довлеть и порабощать нас. Познайте истину, и истина сделает вас свободными.

Через молитву примирения, покаяния перед Богом мы сможем обрести то, о чем мечтаем, избавиться от угнетения в разуме, а значит, и на физическом уровне, и обрести так сильно желаемую всеми свободу.

«Отец Небесный, прости мне все мои неудачные попытки и поиски свободы посредством всякой неправды, лжи, унижения других людей, алкоголя, наркотиков и т.п. Я осознаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершенных мною грехах. Я признаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, и с этого дня принимаю решение идти только по Его пути, жить по Его истине. Спасибо, что только в Нем я получил прощение, исцеление, настоящую свободу и истину жизни. Аминь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *