История профессии учитель

Конспект по истории «История первых учителей»

I. Введение ……………………………………………………………………….3

II. Основная часть……………………………………………………………….5

  1. История первых учителей…………………………………………………5

1.1 Классификация школ…………………………………………………………6

1.2 Первая школа Руси………………………………………………………….10

2. Первая азбука Руси………………………………………………………11

2.1 Правила обращения с книгой………………………………………………12

2.2 Наставления для учеников………………………………………………….13

2.3 Распорядок дня в Древнерусской школе…………………………………..14

III. Заключение…………………………………………………………………15

IV. Список используемых источников и литературы…………………….16

Введение

Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество.

Педагогика – осмысление воспитания.

С. И. Гессен.

Мы все знаем, что 2010 год был объявлен годом учителя. И меня заинтересовала тема, связанная с такой замечательной профессией. Так как в жизни нас окружают учителя. Мне стало интересно, откуда и как появились первые учителя. Поэтому я решил подробнее узнать об истории первых учителей.

Слово педагогика происходит от греческого, что означает буквально «детоведение, детовождение», т. к в Древней Греции некоторые рабы должны были отводить детей своего хозяина в школу. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний вначале XVII в. Английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Цель моей работы: исследовать историю появления первых учителей.

Задачи работы:

  • Познакомиться с историей появления первых учителей.

  • Узнать об образовании первых школ.

  • Познакомиться с первой книгой «Азбуковник».

Гипотеза исследования: школа является важным фактором в образовании и обучении.

Объект исследования: является история первых учителей и появление первых школ на Руси.

Время проведения исследования: составляет 6 месяцев.

  1. История первых учителей

На самой ранней ступени развития общества, в период первобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжёлыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было коллективным, не существовало социального неравенства и классов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств, пропитания – собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; когда появилось ремесло их стали обучать ремеслу. Дети являлись непременными участниками общинных праздников, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручила старшим, умудренным опытам людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспитывать у младших почитание старших и умерших.

1.1 Классификация школ

В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинает складываться первые системы воспитания.

В Спарте сложилась особенная спартанское государственная воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. В семь лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные учреждения — аггеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в аггеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством.

Наибольшее внимание они уделяли военно – физической подготовки детей, учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и копья, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие – физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в аггеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию детей умения четко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь»).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали аггеллы, велись с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которое достигло своего расцвета в пятом веке до нашей эры. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13 — 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, так же использовали камешки и специальную счетную доску напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками. В школе кифариста мальчики получали литературное образование – здесь специально занимались их эстетическим воспитанием – учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13-14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем(бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии(позже гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством.

В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и другие, например, Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста.

В Риме, под влиянием Греции возникли грамматические школы, где дети с 12 до 16 лет обучались сыновья богатых родителей. Им преподавали греческий язык, риторику, литературу и историю. Появились школы риторов(ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии их готовили к высшим государственным должностям. С возникновением Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которой была подготовка преданных императорской власти чиновников.

Когда христианство было господствующей религией должности учителей стали назначать представителей духовенства; воспитание в семье и школах все более приобретало религиозный характер. Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым – феодальным. Крупной политической силой федерального строя была католическая церковь. Она играла большую роль в жизни средневековья западноевропейского общества.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях – приходские школы. Прежде всего, они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но стечением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя- монахи или священники воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению и счету.

Обучение латинской грамотеев средневековой школе велось и запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа были кафедральные и соборные школы, которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые «7 свободных искусств «: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получили иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь писать и читать было необязательно. Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К 12-13веку развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской культуры. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке. Цеховые и гильдейские школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися магистрами, который оплачивал и работу учителей из числа образованных граждан. 14-16 века вошедшие в историю под названием эпохи Возрождения, характеризуются развитием мануфактуры и торговли, возникновением прогрессивного тогда класса буржуазия, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её расцвета, способствовала бурному развитию науки и искусства. В эпоху Возрождения в противовес религиозным, представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру провозглашалась право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре 14-16 века.

Центром внимания был человек, она получила название гуманистической. Педагоги- гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей. Блестящим проявлением возрождения человеческого духа явились труды ранних социалистов – утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы. Они обсуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребёнку, уважать его как личность. Но влияние гуманистов получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

    1. Первая школа Руси

На Руси задолго до Петра первого существовали многочисленные училища, в крупных городах. Подтверждает это и древний документ- книга «Стоглав». В этой книге содержатся разделы, говорящие об образовании. В них определенно что, училища разрешено содержать лицам духовного звания если соискатель на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать тему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

  1. Первая азбука Руси

Еще одни свидетельства образования на Руси- рукописные «Азбуковники». Это руководство для учителя подробнейшие наставления ученикам. В нем расписан полный распорядок дня школяра, касающийся не только школы, но поведение за пределами ее. Из «Азбуковника» мы узнаем важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничение к обучению служили лишь нежелание родителей либо бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Рукописные книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное.

2.1 Правила обращения с книгой

Требовалось чтобы ученики, «замкнув книгу», клали ее печатью к вверху и не оставляли в ней указок, не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще не увлекаться разглядыванием книжных украшений, а стремиться понять написанное в них. Правила отраженные в «Азбуковниках», были единственное требование, запрещающее ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

    1. Наставления для учеников

Еще одно направление «Азбуковники», говорят о тех обязанностях, которые возлагались в школе на учеников. Они должны были «пристроять школу»: мести мусор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под «светцем»- подставкой для лучины. Освещение школы с помощью лучины также было обязанностью учеников, как топка печей. На такие работы (дежурство) староста школьной дружины назначал учеников посменно. Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежавшем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум вызывал гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог попасть под запрещение содержать училище. Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу и нещадно.

    1. Распорядок дня в Древнерусской школе

Вообще дисциплина в Древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось трижды в день. В качестве одного наказания существовала порка розгами, это была крайняя и редко применяемая мера. Шалуна могли отправить в чулан или оставить после уроков. Учителя стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и шалостям. Не только в будни, но и праздники, и выходные школяры обязаны были приходить в училище. В праздники они не учились, а отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучение и разъяснение учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии. Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае «Азбуковник» не советует их усилено пороть или наказывать, а наоборот наставляет: молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя им примеры «от писания», рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергей Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось. Из «Азбуковника» видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношений с родителями учеников.

Заключение

Цель работы достигнута: мы узнали об истории появления первых учителей, которая представлена в моей работе. Гипотеза моей работы подтверждена. В ходе работы над данной темой были сделаны выводы, что профессия учитель это самый важный, полезный и очень тяжелый труд. Если бы не было учителя, то мы были бы необразованными и неграмотными людьми. Раньше учитель преподавал все предметы сам, а теперь появились учителя предметники. Например: учитель информатики — ведет урок информатики, учитель рисования- урок изо и т. д.

Список используемых источников и литературы

Реферат: История появления профессии

Мир профессий
Что такое профессия?
-История появления профессии;
-Профессия и специальность;
-Кто такой профессионал;
-Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта;
-Где можно познакомиться с различными профессиями;
-Что следует знать о профессии;
-Технологические характеристики профессии;
-Новые и устаревшие профессии.
Содержание труда;
Профессионально важные качества;
Квалификационные требования;
Медицинские противопоказания
Что такое профессия?
Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. За­нимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессио­нальная принадлежность — это наиболее важные социальные характеристики любого человека.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию — значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Профессия — это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
^ Как появились профессии?
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.
Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было — между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины — собирали съе­добные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.
Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие — рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, пятые — ткачами, шестые — гончарами, седьмые — кузнецами, восьмые — знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.
^ Сколько существует профессий?
В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.
В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Хотя в Санкт-Петербурге (как и в любом другом городе) пользуются спросом несколько сотен (десятков) из них, все равно довольно трудно ориентироваться в таким огромном мире.
Тем более, что сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.
^ Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?
Профессионал — это квалифицированный человек, продающий результаты своего труда.
В отличие от профессионала, дилетант — это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалифика­ции. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель — это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.
Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь — то он профессиональный спортсмен.
^ Как можно познакомиться с разными профессиями?
Разумеется, прежде, чем выбрать какую-либо профессию, необходимо достаточно хорошо узнать про нее. Каким образом это можно сделать? Существует несколько путей поиска и сбора информации о профессиях.
Во-первых, Вы можете попросить рассказать об интересующих Вас профессиях знающих людей. Во-вторых, Вы имеете возможность прочитать о разных профессиях в литературе или узнать о некоторых из них в фильмах. В-третьих, в некоторых случаях можно понаблюдать за трудовой деятельностью специалистов на их рабочем месте. В-четвертых, иногда есть возможность попробовать поработать самому.
^ Что следует узнать о профессиях?
Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того, чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.
Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Технологические характеристики профессии включают в себя ответы на вопросы:
Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая дея­тельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.
В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой?
С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?
Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту?
Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе? В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать? Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально?
Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме? Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами? Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями?
Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить? Какими причинами они могут вызываться?
Экономические характеристики описывают:
В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслу­живании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка?
Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли спе­циалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней?
В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей дан­ной профессии?
Требования к уровню и качеству образования:
Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию обра­зования?
Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профес­сии?
Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Медицинские характеристики профессии определяют:
Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
Какие медицинские противопоказания существуют для данной профес­сии?
Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии? Это мо­гут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических рит­мов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуа­ций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, бы­страя смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впе­чатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.
^ Какие новые профессии появляются в наши дни?
Поскольку в наибольшей мере сейчас развивается сфера торговли, управ­ления и информационного обслуживания, то максимальное количество новых профессий появляется именно в этой области. Причем, пока еще нет устоявшихся стандартов в названиях профессий, поэтому многие профессии имеют несколько вариантов названий. Большинство новых названий профессий заимствованы из опыта зарубежных фирм, некоторые представляют собой новые более модные названия уже имеющихся профессий.
Особенно много новых профессий представляют собой разновидности агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер, и т.п.
Относительно новые профессии появляются в области информационного проектирования и обеспечения: менеджер информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер.
Далеко не по всем из этих профессий в настоящее время можно получить качественную подготовку. Пока еще некоторые из них представляют собой скорее названия должностей в различных фирмах, которые занимают представители других профессий, причем, далеко не всегда смежных.

^ Как связаны между собой профессия и увлечение?
Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические по­ходы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для вы­бора новой профессии.
Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии отно­ситься как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.
Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:
к его органам чувств, зрительному, слуховому, осязательному восприятию,
к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости,
к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям,
к чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

LiveInternetLiveInternet

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая разное положения в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может учится, работать, быть безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, отцом, мужчиной и тому подобное. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежности – это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Таким образом, выбрать себе профессию – означает не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, который указывает на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает — говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово «профессор». Но происхождение слова «профессия» скорее запутывает, чем объяснит наше понимание его значения. Обратимся к истории.

Очень давно, у первоначальных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и различных профессий. Каждый человек вынужден была всем заниматься самостоятельно. Впрочем, некоторое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилье, делали оружие, орудия, лодки. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, шили одежду, растили детей.

Потом, по мере развития общества, начали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам работы. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые – знахарями, колдунами, шаманами. Они обменивались друг с другом продуктами своей работы. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любая человеческая работа может считаться профессиональной. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать работой. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляют воспитатель, няня, в полном понимании этого слова является профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который имеет спрос, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал – это квалифицированный человек, который продает результаты своей работы.

В отличие от профессионала, дилетант – это человек, который характеризуется отсутствием необходимого стандартного уровня профессиональной квалификации. Однако, некоторые дилетанты стараются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей.

Наоборот, любитель – это человек, который занимается каким-нибудь видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовлетворения. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, которые не уступают уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можно назвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовлетворения, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь, то он — профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечения?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как и Ваша профессия может быть для Вас захватывающей. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточным единоборством, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из него увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовлетворения и ходит на работу с желанием. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще, а к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других нужд.

Источник: Донецкий областной центр занятости.

Серия сообщений «Выпускникам»:
Часть 1 — Какие профессии будут популярными в будущем?
Часть 2 — Основные мотивы в выборе профессионального пути

Часть 5 — 5 шагов к вузу
Часть 6 — Как вычислить «фишку» вуза?
Часть 7 — Что такое профессия?
Часть 8 — Правила выбора профессии
Часть 9 — Основные ошибки при выборе будущей профессии

Часть 19 — 5 шагов за горизонт
Часть 20 — Выбираем профессию в зависимости от ее типа
Часть 21 — Профессия и темперамент

I. История возникновения профессии — учитель

Учитель — это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной по сей день. Как и всё на свете, она претерпевает изменения . Согласно словарю Ожегова, «учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает». Раньше учителями называли только тех, кто преподавал в школах. Сейчас учителя передают свои знания в вузах, на различных курсах (иностранных языков, компьютерных), учат танцам, йоге, кулинарии, шитью, бизнесу.

Когда-то давно-давно, когда люди жили в первобытном обществе, единственным занятием людей было добывание пищи. Родители учили своих детей охоте и собирательству. Позднее, с развитием и разделением труда, старые и опытные соплеменники, свободные от охоты, стали первыми учителями для детей племени. Первые учителя свои знания передавали из уст в уста, с помощью рисунков. Так начинали накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение знания.

Как нам известно, из уроков истории, первые школы появились в Древнем Египте. Школы в древнем Египте были доступны не всем, учиться могли только благородные юноши из знатных семей. Это, прежде всего, дети фараона, жрецов и высокопоставленных чиновников. Девочки тогда не учились. Они должны были только уметь вести домашнее хозяйство. Школа тогда была совсем не такой, как сейчас. Тетрадей и учебников тогда не было. Вместо тетрадей школьники древнего Египта использовали папирус, на котором они писали. При поступлении в школу и при её окончании школьники сдавали экзамены, это напоминает наше время. Учителями в Древнем Египте, как правило, были мужчины. Учителя в этих школах должны были быть строгими и знавшими своё «ремесло».

После Древнего Египта переняли традицию преподавания и цивилизации Древнего Востока. В Междуречье школы существовали почти в каждом городе при храмах. По мнению историков, школы были маленькими, обучалось в них около 20–30 учеников, и у них был только один учитель. Видимо потому, что главное предназначение школы в Шумерской цивилизации — это подготовка будущих писцов. Учитель в таких школах делал таблички с текстом, ученики их переписывали и учили наизусть. Так и происходило обучение письму. У шумеров учителями тоже были мужчины. Это были люди, блестяще владеющие своим предметом. Однако в крупных школах могло быть несколько учителей. В таких школах дети обучались кроме письма, еще и рисованию и счёту. К I тысячелетию до н.э. в Шумере сложился настоящий идеал образования, он включал в себя владение письмом на хорошем уровне, умение составления документов, знание обрядов магии, математические вычисления. Поэтому требовалось уже больше учителей, владевших всеми этими знаниями. Наверное, тогда и появилась потребность в учителях, которые бы учили детей разным предметам.


Далее школы начали появляться в Греции. Древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Древние греки хотели воспитать человека интеллектуально и физически развитого в равной степени. По данным историков, в V в. до н.э. среди свободных греков не было неграмотных людей. Причем в Древней Греции обучение полностью происходит в школах, а не, как ранее, дома. Случайного учителя в школу Древней Греции взять не могли. Человек, который хотел стать учителем, должен был сдать два экзамена: один экзамен на знание предмета, который он хотел преподавать, второй экзамен — на умение работать с детьми.

Рисунок 1. В древнегреческой школе

Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и всё время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы— Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей.

Обычно в Древнегреческих школах после выпуска мальчики продолжали своё обучение, но на более высоком и сложном уровне. Часто отцы заставляли своих сыновей продолжать обучение в гимназии либо на ритора, либо на философа. Будущим риторам предстояло дополнительное обучение после выпуска ещё пять лет, а вот будущие философы обучались ещё семь, а иногда и восемь лет. Если же велось обучение философии, только учитель решал, когда мальчик готов закончить обучение. Как мы видим, учитель в Древней Греции был очень важным и уважаемым человеком.


Девочки учились читать и писать, постепенно приобщались к домашнему женскому труду: рукоделию, прядению, ткачеству. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались, прежде всего, поэзией и обязательно музыкой и хореографией. В такие специальные школы для девушек отбирали только наилучших философов, хореографов, музыкантов, театральных певцов.

Учитель, в определённый период, играл, в школах Древней Греции, очень важную роль. Ведь, как выше сказано, греки считали, что обязаны воспитать грамотных, умелых, творческих детей. Поэтому учитель был, как ещё один представитель ребёнка, словно ещё один родитель, который обязан сделать из малознающего грека, великого философа, ритора, певца, спортсмена.

Одни из самых, наверное, жестоких школ были спартанские школы. Общее обучение длилось 13 лет. У спартанцев была цель немного другая, чем в остальных городах Древней Греции. Их цель состояла в том, чтобы вырастить выносливого воина, либо умелую мать воина. Много в чём мальчики и девочки спартанских школ были равны между собой. Ежедневно упражнялись физически, а состязания проходили каждый месяц.

Суровость спартанских методов воспитания в школах сделали их нарицательными. Отсюда крылатая фраза «спартанские условия», то есть очень жесткие. Отсюда же и выражение «лаконично» (краткое и грамотное выражение мыслей), так как Спарта находилась в области Лакония.

Воспитывали спартанцы действительно хорошо. Хотя в некоторых Древнегреческих городах отзывались негативно о спартанских школах, считая, что цель обучения – это приобщить к культуре и вырастить образованных людей, но спартанские учителя были уверены, что поступают правильно и говорили, что самое главное дать воспитание своим ученикам. Но многие города Греции были не против таких «спартанских» условий в школах и полностью поддерживали цель спартанских учителей.

Рисунок 2.

Следующим государством, перенявшим строительство школ, был Рим. Римская школа была, в отличие от Египетской, свободна для всех. Римские учителя, также, как и греки, имели цель сделать из ребёнка умного, многознающего, разностороннего и культурного человека. Кроме того, учителя римских школ строго относились к форме одежды своих учеников. Конечно, официальной какой – либо школьной формы не было, но если ученик выглядел неопрятно, то на него писали что-то вроде докладной, а если такой случай повторялся несколько раз, то ребёнка с позором выгоняли из школы. Римский учитель имел признание и уважение своих учеников, так как все учащиеся понимали, что учителя были людьми ответственными и на очень высоком уровне знали свой предмет.

В римской школе были некоторые обязательные предметы: музыка и пение, хореография, литература, математика и арифметика, грамматика и письмо.

Рисунок 3. В римской школе

Римские ученики большую часть времени играли в различные игры. В Древнем Риме любимые развлечения детей не очень отличались от сегодняшних игр: мальчики играли в прятки, догонялки, в мяч, а девочки – в куклы (чаще всего куклы были тряпичные).

На необязательном уроке труда мальчишки часто вырезали из дерева игрушечные оружия: луки, мечи, сабли, ножи. А умелые девочки делали тряпичных кукол, деревянные домики, мягкие игрушки из ваты и ткани, маленькие подушечки, а из дерева и ткани девочки мастерили маленькие постельки для игрушек. В римских школах тоже существовали перемены, на которых ученики могли выходить гулять в сады. В римских школах каждый учитель должен был знать о пользе свежего воздуха, поэтому на больших переменах учителя и ученики гуляли в пришкольных садах и скверах.

Обучение в начальной римской школе длилось 6 лет (с 7-ми – 12-ти лет), дальше наступала средняя ступень образования (на неё учеников отбирали), такая ступень длилась 3 года (с 13-ти – 15-ти лет).

Дальше следовала самая высшая ступень образования, она была обязательна только для знатных персон и будущих риторов.

Были школы и в Древней Индии. Они отличались от школ других цивилизации тем, чтообразование носило семейно-школьный характер, т.е. основное воспитание ребенок должен был получать в семье, а учитель должен был помогать маленькому человеку развивать свои нравственные, физические и умственные качества. Причем ученики жили в доме у учителя, почитали его и во всем ему повиновались, как своему отцу. Так было до V в. до н. э. в

Рисунок 4. В индийской школе

В конце I тысячелетия до н.э. в Древней Индии возник буддизм, который поспособствовал распространению образования. В это время увеличилось количество школ, открывшихся при монастырях. Учителя-буддисты наблюдали за учениками, только помогая им в самостоятельном обучении. Обучение и воспитание имело рекомендательный характер, где большое внимание уделялось нравственному воспитанию учеников.

Конечно, одними из самых древних, являются школы Китая, которые возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Самым сложным в китайской школе было написание иероглифов. Учителям приходилось долго учить этому искусству своих учеников. Уже тогда китайские ученики учились писать сочинения, стихи.

Учителями в Древнем Китае были жрецы, которые владели ремеслом писать кисточкой иероглифы. Основой китайских школ было почитание старших, и, как и в Индии, учителя почитали как отца.

Конечно же, расцвет китайской школы связан с Конфуцием, который считал, что от правильного воспитания зависит процветание общества. В основе педагогических идей Конфуция лежало умелое руководство учеником, заключающееся в согласии между учеником и учителем, легкости обучения, побуждения к самостоятельным размышлениям. Основной задачей древнекитайского учителя было умение научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Рисунок 5. В китайской школе

В период конфуцианства в Китае сложился культ образованности и школы стали частью государственной политики.

После Рима прошло много — много лет, и славяне начали строить школы и на Руси. После Крещения Руси появились первые грамотные люди и первые книги, и конечно, одну из главных ролей играли первые школы.

Согласно Древнерусским летописям, вся Русь приняла христианство, и везде: во всех сёлах и деревнях стали строить храмы. Русь переняла школы у других цивилизаций, учителями были старые, мудрые, начитанные люди, которые должны были передавать свои знания молодёжи. Учителями на Руси часто становились именно священники, а дети воспитывались очень хорошо. Сначала на Руси образование получали, в основном, будущие церковные служители. Историки говорят, что один учитель мог заниматься с 6-8 учениками. Учили в древнерусских школах писать, читать, петь, а также закону божьему.

В XVII веке обучение в русских школах началось по-новому. Ученики сидели все вместе, но каждому учитель давал своё задание. Научился читать и писать — закончил школу. Учителя были строгими. За неаккуратность наказывали: секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльников было не счесть. Также в XVII веке в школах стали учить латыни. Шло время, школа развивалась вместе с обществом.

В XX веке сформировались такие школы, в которых мы учимся сейчас. За все время их существование много поменялось: вместо папирусов и бересты появились тетрадки, потом появились книги, учебники, потом компьютеры. Теперь школьники изучают множество предметов. Не изменилось только одно – учитель. Без учителя нет школы. Учителя передают нам свои знания, помогают разобраться в сложных предметах. Сейчас, в XXI веке, профессия учитель очень важна, нужна и распространена. Сегодня учителем может быть и женщина, и мужчина. В данные времена учителей уважают и почитают. Не зря М.И Калинин писал: «Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека».

Профессия учитель

Читать: 3 мин.

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы
+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников
Минусы
— Бывают «трудные» и конфликтные дети
— Бывают «трудные» родители
— Не всегда достойная оплата труда
— Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
— Много работы по составлению планов и отчетов
— Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Профессия воспитатель, педагог дошкольного образования >>

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?
Какими качествами важно обладать педагогу:
✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным
✎ Уметь мотивировать
✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.
Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.
1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)

Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.
Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.
Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
✎ Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
✎ Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
✎ Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
✎ Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
✎ Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.
Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.
Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.
Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *