Исцеление дочери иаира

63. Исцеление кровоточивой больной и воскрешение дочери Иаира

Мф. IX, 18-26: 18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. 19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. 20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. 22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. 23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. 25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. 26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

Мк. V, 21-43: 21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. 22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его 23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. 24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. 25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, 26 много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- 27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, 28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. 29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. 30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? 31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. 33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. 34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. 35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? 36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. 37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. 38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. 39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. 40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. 41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми'», что значит: девица, тебе говорю, встань. 42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. 43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Лк. VIII, 40-56: 40 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. 41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла. 54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Воскрешение дочери Иаира

(Мф. IX, 18-26; Мк. V, 21-43; Лк. VIII, 41-56)

У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.

Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива».

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: «дочь твоя умерла; не утруждай учителя».

Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена».

Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.

Господь сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит».

Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих – Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: «талифа куми», что значит; «девица, тебе говорю, встань!»

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

(Мф. IX, 18-26; Мк. V, 21-43; Лк. VIII, 41-56)

Войдя в лодку с учениками, Господь Иисус Христос поплыл обратно и пристал к противоположному западному берегу Геннисаретского озера, где был Капернаум. Тут уже ожидали Его толпы народа, и в числе прочих один из начальников синагоги Иаир, единственная двенадцатилетняя дочь которого была при смерти. Хотя начальники синагог принадлежали к враждебной Иисусу партии (Иоан. 7:47-48), но этот начальник, слышавший о многих чудесах, совершенных Господом в Галилее, и, может быть, бывший сам свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, не исцелит ли Иисус и его дочь. Не имея такой веры, которую похвалил Господь в сотнике, он просил Господа придти и возложить на нее руки, чтобы она выздоровела. Видя это, народ с особенным любопытством устремился вслед за Господом к дому Иаира и, так как каждому хотелось быть ближе к Великому Чудотворцу, то все «теснили Его». Во время этого шествия, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением и потерявшая надежду вылечиться, протеснилась сзади ко Иисусу и незаметно прикоснулась к одежде Его. По закону Моисееву, женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистою, должна была оставаться дома и не смела ни к кому прикасаться (Левит. 15:25-28), но эта несчастная женщина имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно прикоснуться к одежде Его, в уверенности, что одно прикосновение даст ей желанное исцеление. И вера ее была оправдана: она тотчас выздоровела, ощутив, что «изсяк у нея источник крови». Подробнее всех рассказывающих об этом событии Ев. Марк передает, что Иисус, почувствовавший, что вышла из Него сила, спросил, обращаясь к народу: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Конечно, Он знал, кто прикоснулся, но спросил это для того, чтобы обнаружить перед всеми в назидание веру этой женщины и совершившееся по вере ее чудо. Женщина, понимая, что не может утаиться, пала пред Ним и открыла перед всеми «всю истину». По понятиям евреев, она совершила преступление тем, что вошла в толпу народа и сделала нечистыми всех тех людей, с которыми, по необходимости, должна была соприкоснуться, а потому в страхе и трепете ожидала осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее словами: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя: иди с миром и будь здорова от болезни твоей!» В это время умерла дочь Иаира, и кто-то из его дома пришел сказать, чтобы он не утруждал Учителя. Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь успокоил его: «Не бойся, только веруй и спасена будет!» Придя в дом, они застали там «свирельщиков», которых по восточному обычаю приглашали для оплакивания умерших. Это оплакивание, продолжавшееся восемь дней для простого умершего, и месяц для лиц знатных, сопровождалось заунывной игрой на свирелях или флейтах. «Не плачьте», сказал им Иисус: «она не умерла, но спит». Эти слова, конечно, нельзя понимать буквально, ибо и про Лазаря, лежавшего четыре дня во гробе и уже разлагавшегося, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14) и лишь потом сказал прямо: «Лазарь умер». Действительная смерть девицы была так очевидна для окружающих, что они стали даже смеяться над Иисусом. Свидетелями великому чуду воскрешения умершей могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, а потому Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Апостолов Своих Петра, Иакова и Иоанна и родителей умершей. Подойдя к умершей, Господь взял ее за руку и двумя властными словами: «Талифа куми», что значит: «девица встань!» мгновенно воскресил ее, причем тело ее настолько укрепилось, что последствия тяжкой болезни не помешали ей сразу же ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной есть, дабы убедить родителей, что перед ними настоящая дочь их, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой жены

(Μф. 9:18-26; Мк. 5:22-43; Лк. 8:41-56)

По возвращении Иисуса Христа обратно на Капернаумский берег, народ тотчас стал собираться вокруг Него со всех сторон. В это время к Нему подступил начальник синагоги Иаир и просил его прийти к нему в дом для исцеления его больной 12-летней дочери.

На пути следования к Иаиру, окружаемый множеством народа, жаждавшаго слышать Его учение и еще больше желавшаго видеть Его чудеса, Он слышит силу, исшедшую из тела Его от чьего-то прикосновения, и спрашивает учеников Своих, кто прикоснулся к Нему. Ученики сначала предполагали простое угнетение от народа; но Иисус Христос подтвердил, что к Нему прикоснулся кто-то. Тогда открылось, что одна женщина, 12 лет страдавшая кровотечением и истощившая без пользы для себя всё имение на излечение от болезни, сказала сама в себе: аще токмо прикоснуся риз Его, спасена буду, и, прикоснувшись, тотчас почувствовала себя исцелённой. Открыв народу силу веры кровоточивой женщины и утвердив её в надежде здравия, Иисус Христос продолжал путь к дому Иаира, откуда между прочим уже дошла до отца печальная весть о смерти больной дочери и предположение о безполезности прихода великаго Целителя для спасения больной. Но Иисус Христос, исцелением кровоточивой возбудивший в сердце Иаира веру в Себя, уверил его, что дочь его будет спасена.

Прийдя в дом начальника синагоги и удалив всех, кроме родителей умершей и трёх свидетелей из учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — Он воздвигает от сна смерти умершую девицу и повелевает, в удостоверение её совершеннаго выздоровления, дать ей есть, чем приводит всех в изумление — как тех, кои смеялись над Его уверением, что девица не умерла, но спит, так и тех, кои услышали о чудесном событии.

1. На пути к дому Иаира теснили Иисуса и касались Его одежды; но только одна кровоточивая получила исцеление от прикосновения к краю ризы Его, потому что прикоснулась к ней с верой. Прекрасное доказательство того, что только для веры всё возможно; а вместе доказательство и того, что Божественная сила подаётся верующим не только видимым духовным образом или непосредственным действием Самого Бога, но и через освящённые от Него предметы, через видимыя посредства, как-то: одежды, иконы, освящённую воду, масло и прочее.

2. Нисшествие целительной или чудодейственной силы не может быть истечением магнетическаго, электрического тока или нисхождением другой какой-либо физической силы — как думали некоторые — потому что оно не происходило от физическаго прикосновения других лиц, а только от прикосновения верующей женщины. Оно служит только метафорическим выражением провидения Иисусом
Христом тайнаго прикосновения к Нему и полной готовности Его помогать всем прикасающимся к Нему с верой и надеждой.

3. Насколько Капернаумский сотник представляет нам образец веры твёрдой, а кровоточивая — веры смелой: столько Иаир являет нам пример веры слабой и колеблющейся. Но Иисус Христос, пришедший укрепить ослабевающее и восполнить оскудевающее, не гнушается и такой верой и возвышает её до степени веры твёрдой и дерзновенной.

4. Смерть дочери Иаира Иисус Христос, вопреки общему мнению присутствовавших в доме Иаира, называет сном, потому что по отношению к будущему воскресению смерть не что иное, как успение; но нельзя думать, чтобы это был действительный сон, ошибочно принятый за смерть. Безнадёжное состояние больной, не оставлявшее сомнения в печальном исходе болезни, общее уверение всех бывших в доме, что больная умерла, не дозволяют думать, чтобы здесь могла произойти подобная ошибка. Если же Иисус Христос говорит о сне, то это потому, что намерен был воскресить умершую, что особенно видно из того, что Он говорит о ея сне тогда, когда ещё не видел больной. Удивление, обнаруженное свидетелями происшедшаго в доме Иаира события, показывает, что и после воскрешения дочери Иаира они не переставали смотреть на предшествующее чуду состояние больной как на смерть, а не как на сон.

5. Воскрешение дочери Иаира ставило Иисуса Христа в глазах народа израильскаго наряду с величайшими пророками Ветхаго Завета — Илиёю и Елисеем — и показывало приближение того времени, когда страшный приговор Божественнаго правосудия — смертию умреши должен был смениться отрадным обетованием, что всяк веруяй в Него не умрет во веки; аще же и умрет, оживет (Ин. 11:26,25); а потому сие воскрешение, вместе с другими подобными случаями, служило предварением Воскресения Самого Иисуса Христа, так и уверением всеобщаго последняго воскресения, по слову Того же Христа.

6. При воскрешении дочери Иаира присутствуют только родители умершей и три ученика Иисуса — или потому что были сильнее верой (а только вера делает человека способным видеть чудеса), или потому, что Иисус Христос не хотел, бы это дело оставалось без свидетелей: так как при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол (Втор. 19:15).

в) Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

5.21-43 — «Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть».

Из рассказа мы узнаем нечто о начальнике синагоги. Должно быть, это был довольно важный человек. Не приходится сомневаться в том, что он тоже видел в Иисусе отщепенца, опасного еретика, для которого двери синагоги были справедливо закрыты и которого должен избегать каждый подлинно ортодоксальный иудей. Но когда заболела его дочь, он забыл свои предрассудки и подумал об Иисусе. Он забыл о чувстве собственного достоинства и о гордости. Он, начальник синагоги, пришел и упал к ногам Иисуса, хотя его близкие отговаривали его от этого шага.

В рассказ о беде в семье начальника синагоги вторгается другой рассказ о женщине, которая страдала от хронического заболевания. В Талмуде приведено не менее одиннадцати способов лечения этой болезни. Бедная женщина, конечно, перепробовала все доступные способы лечения. Проблема была не только в том, что болезнь подрывала ее здоровье, она делала ее постоянно нечистой в глазах закона, закрывала ей возможность присутствовать на богослужениях и в компании друзей и подруг (Лев_15.25–27).

Марк здесь слегка говорит о безумии врачей. Женщина лечилась у всех, много страдала, израсходовала на докторов все свое состояние, но ей стало лишь хуже. В иудейской литературе можно встретить интересные высказывания в адрес врачей. «И ходил я к врачам, – говорит один человек, – лечиться, но чем больше они мазали мои глаза лекарствами, тем более глаза мои закрывались бельмами, пока я не ослеп совершенно» (Тов_5.10). Но к счастью есть в литературе и другие отзывы: одна из величайших похвал докторам находится в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в Сир_38.1–15 «Почитайте врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете…». Кстати, в параллельном Марку сообщении евангелиста Луки суждение о врачах смягчено по сравнению с Марком. Если Марк пишет, что больная не только «не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние», то Лука просто скромно замечает, что она «ни одним не могла быть вылечена» (Лк_8.43). Оно и понятно: ведь Лука сам был врачом.

Итак, врачи безуспешно лечили болезнь этой женщины, и вот она услышала об Иисусе. Но у нее была особая проблема: ее болезнь была особого стеснительного характера; она не могла просто подойти в толпе и публично изложить все, и потому решила прикоснуться к Иисусу незаметно для всех. Все благочестивые иудеи носили верхнюю одежду – плащ с четырьмя кисточками, по одной на каждом углу. Эти кисточки носили в память о заповедях Господних (Чис_15.38–40). Они должны были показывать всем и напоминать самому человеку, что носивший это платье принадлежал к избранному Богом народу. Эта одежда была отличительным признаком благочестивого иудея. Пробравшаяся сквозь толпу женщина прикоснулась как раз к такой кисточке, и едва прикоснувшись, она почувствовала, что исцелена.

В то же время приходит известие о смерти больной дочери начальника синагоги. В доме его уже траур. Иудейские траурные обычаи были очень театральны и детально разработаны. Они были направлены на то, чтобы подчеркнуть одиночество и окончательную разлуку через смерть. Ведь далеко не все иудеи того времени верили в воскресение, в окончательную победу над смертью. Как только кто-то умирал, раздавались громкие причитания, чтобы все знали, что смерть пришла. Причитания повторялись у могилы. Плакальщики склонялись над мертвым, вымаливая ответ у молчаливых губ, били себя в грудь, рвали на себе волосы и одежду. Одежду рвали тоже по определенным правилам и нормам. Одежду следовало разрывать сверху до сердца, то есть, чтобы видно было тело на груди, но не ниже пояса. Отцы и матери разрывали одежду с левой стороны над сердцем, прочие же – с правой стороны. Женщины должны были разрывать свою одежду дома, надев сначала нижнюю одежду задом наперед, чтобы не было видно тело. Они разрывали свое верхнее платье и носили его так в течении тридцати дней. По прошествии семи дней разрывы на платье можно было слегка зашить, но так, чтобы они были хорошо видны. По прошествии тридцати дней платье ремонтировали. Важная роль в траурной церемонии отводилась флейтистам. Во всем древнем мире – в Риме, в Греции, Финикии, Ассирии и Палестине – плач флейт был неразрывно связан со смертью и с трагедией. По закону мужчина, каким бы бедным он ни был, должен был нанять не менее двух флейтисток на похороны своей жены. Плач флейт, крики плакальщиков, страстные обращения к умершему, разорванная одежда и вырванные волосы – должно быть, превращали в дни траура иудейский дом в жалкий и печальный вид. Когда кто-то умирал, человек, носивший траур, не имел права работать, помазываться, носить обувь. Даже самый бедный должен был прекратить работу на три дня. Запрет на работу распространялся даже на слуг. Человек должен был сидеть с опущенной головой, не должен был бриться или «делать что-нибудь для своего удобства или утешения». Он не должен был читать закон и пророков, потому что такое чтение считалось радостью. Он мог читать Книгу Иова, Книгу Пророка Иеремии и Плач Иеремии. Он мог кушать только в своем доме и воздерживаться от мяса и вина. В течение тридцати дней он не должен был покидать город или селение. Было принято кушать не за столом, а сидя на полу.

Вот в такую обстановку вторгаются властные слова Иисуса: «Талифа-куми». Это – арамейское выражение. Как вошла эта частица арамейского в греческий язык? Причина может быть только одна. Марк черпал свои сведения непосредственно у апостола Петра. Вне Палестины, конечно, и Петр вынужден был по большей части говорить по-гречески. Но ведь Петр присутствовал при этом событии; он был одним из трех, избранных Иисусом, и видел как это произошло, и никогда не мог забыть голос Иисуса.

Что характерно для историй об усмирении бури, об исцелении бесноватого, об исцелении кровоточивой женщины в толпе, о воскрешении дочери начальника синагоги? Для всех этих историй характерно то, что Иисус все еще не находит полного и открытого доверия у людей, которым Он хочет помочь.

В первой истории с бурей ученики «убоялись страхом великим» (Мк_4.41). Жители страны Гадаринской, когда увидели, что сотворил Иисус, «устрашились» (Мк_5.15). Кровоточивая женщина пребывает «в страхе и трепете» (Мк_5.33). Боится начальник синагоги Иаир (Мк_5.36). Свидетели чуда воскрешения его дочери «пришли в великое изумление» (Мк_5.42), а если точнее, «не помнили себя от потрясения, от ужаса». Все участники последних рассказов боятся!

Кроме того мы видим, что Иисуса постоянно окружает какой-то скепсис. Ведь если бы всё произошло по скептическим словам учеников («Не обращай внимания. Видишь, какая толпа Тебя теснит»), не произошло бы целительной встречи Иисуса с несчастной больной женщиной (Мк_5.31). И если бы всё было по словам домашних начальника синагоги («Зачем ты еще утруждаешь Учителя?» (Мк_5.35), то ему в его великой беде нечего было бы ждать от Иисуса. Но наш рассказ говорит также, что там, где Иисус, скепсис неуместен: «Дочь Моя! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк_5.34). И еще: «Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк_5.36).

Конечно, непосредственные свидетели действия силы Божией, могут вместо радости быть охвачены трепетом, потрясением. Но все сторонние наблюдатели, а тем более знающие об Иисусе понаслышке, могли понять Его чудеса превратно. Поэтому Иисус, входя в дом умершей девочки, «не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова» (Мк_5.37). Поэтому и своим ученикам и родителям девочки «Он строго приказал, чтобы никто об этом не знал» (Мк_5.43).

Беседа 14.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Евангелие. Воскрешение дочери Иаира

Иисус возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее…

Лк. 8, 54–55

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Благо тому дому, в который приходит Христос Спаситель. Нет такой беды, которую не превозмог бы Победитель смерти, нет такой утраты, которую бы не восполнил Даритель вечности, и нет такой печали, которую бы не исцелил Утешитель скорбящих. Там, где Господь, слезы сменяются радостью, торжествует надежда, отчаянье уступает место ликованию.

Вот так же скорбен был дом благочестивого Иаира до того, как на его порог ступил Сын Божий. В этом доме умирала от тяжелой болезни единственная дочь Иаира, двенадцатилетняя девочка. И как горько было отцу и матери видеть ее мученья, читать в ее глазах безмолвную просьбу: «Помогите!» Чем могли родители помочь умиравшей дочери? Разве способен земной человек спасти от смерти ближнего своего?

Но вот в сердце Иаира проснулась надежда – он услышал, что вблизи его дома находится великий Исцелитель, могущий одним словом излечить самые тяжелые недуги.

Незадолго до того Сын Человеческий изгнал легион бесов из гадаринского одержимого. Весть об этом чуде потрясла иудеев. Сам исцеленный ходил по Десятиградию, рассказывая о явленной ему милости Божией – и те, кто раньше видел его звероподобным рычащим существом, изумлялись – так спокоен и величаво красив стал он, облеченный в светлые одежды, так разумны и проникновенны сделались речи бывшего бесноватого. По его слову уверовали в Спасителя, и когда возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его (Лк. 8, 40).

Среди таких уверовавших и надеющихся оказался и Иаир, отец умиравшей девочки. Он надеялся, что исцеливший ужасного бесноватого Сын Человеческий смилуется и над больным ребенком. Движимый скорбью и упованием, он пробился сквозь окружавшую Спасителя толпу, и пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом (Лк. 8, 41). Иаир был начальником синагоги, учителем народа, пользовался всеобщим уважением и почетом, но вот, смиренный горем, он на глазах всего города упал к ногам неведомого Пришельца. И как возликовал Иаир, когда Иисус снизошел к его смирению, согласился посетить его дом! «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит», – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Иисус шествовал к дому Иаира медленно, потому что Его пути мешала жаждущая чудес толпа. В это время к Иаиру, сердце которого учащенно билось от нетерпения, подошел слуга, сказавший: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя (Лк. 8, 49). Снова несчастный отец оказался на грани отчаяния, но Спаситель ободрил его: не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). На что, казалось бы, оставалось надеяться Иаиру? Все кончено, дочь умерла. Однако слова Спасителя вдохнули в Иаира мужество – и вопреки всякой очевидности, всем доводам рассудка он продолжал веровать. Такая вера есть подвиг в очах Господних, и Сын Божий не умедлил с наградой верному.

Она не умерла, но спит (Лк. 8, 52), – сказал Спаситель, ступив на порог дома, где покоилось бездыханное тело девочки. Родственники и знакомые Иаира, пришедшие разделить его горе, ответили на эти слова Спасителя горьким смехом. Они доверяли только своему рассудку, который говорил: тот, кто не дышит, у кого не бьется сердце, чье тело успело похолодеть, – мертв и никогда не встанет. Таковым Господь не являет чудес, ибо они недостойны их.

Спаситель выслал вон (Лк. 8, 54) всех этих маловеров. В доме остались только апостолы Христовы и родители девочки, чья любовь была сильнее доводов холодного рассудка. Взяв ребенка за руку, Иисус возгласил: девица! встань (Лк. 8, 54). И она встала – живая, радостная и просветленная.

По вере родителей Сын Божий совершил чудо телесного воскрешения их дочери. Евангелие говорит нам о том, каким образом это произошло:возвратился дух ее (Лк. 8, 55). В этом – благая весть о безсмертии нашем. Тело человеческое, взятое из земли, возвращается в землю. Но дух человека, рожденный дыханием Божиим, нельзя уничтожить – он не может сгнить, смешаться с землей, безследно исчезнуть – он переходит в вечность. Эту-то безсмертную частицу вернул Иисус в тело дочери Иаира, совершая чудо воскрешения.

В течение нескольких веков, начиная с эпохи фальшивого «просвещения», среди людей господствовало душепагубное мнение о том, что за порогом смерти – ничего нет, черная дыра, абсолютное небытие. Эта мрачная теория есть хула на Всемилостивого Творца, надругательство над любимым Его созданием – человеком, будто бы представляющим собою лишь потенциальный корм для могильных червей. Мысль о смертности души гордым суемудрам была конечно же внушена никем иным, как человекоубийцей-диаволом. Какая праведность, какая нравственность могли явиться в человеке, думающем, что все его существование заключено в мимолетных земных годах, не верящем ни в загробную награду, ни в загробное наказание? Забывшее Бога общество становится жестоким и сластолюбивым, ибо смысл жизни видит лишь в удовольствиях, остерегается лишь земных властей. Если нет Бога и безсмертия, зачем жертвовать чем-то для других вместо того, чтобы «наслаждаться жизнью»? Зачем бояться греха и преступления, если нет Высшего Судии? Кротость и милосердие, мир и взаимная любовь становятся невозможными там, где народ развращен безбожием.

Думая, что поклоняются «науке и прогрессу», суемудры на самом деле поклонялись смерти и отцу ее – диаволу. Духа злобы не смущало то, что отрицающие все «сверхъестественное» не признают и его самого – «князя тьмы», главным для лукавого было их противление Господу. «Самой коварной уловкой диавола было уверить людей в том, что его не существует», – заметил однажды французский философ Боссюэ. Враг рода человеческого радовался, видя, как соблазненные материализмом погрязают в грехе, чтобы после кончины попасть в лапы бесов на вечную пытку.

В нынешнем веке Господь сжалился даже над теми, кто верил только в науку. Безсмертие человеческой души в наши дни признано «медицинским фактом». Поэтому мысль о загробном Суде мешает некоторым предаваться греховным удовольствиям, следовать нечистым похотям. «О лукавый демон, ненавистник добра и людей, нечистый дух! С каким ухищрением запинает, обольщает и убеждает он каждого! Владыка Христос взывает и через пророков, и через апостолов, и через Евангелие, и из многих внимают немногие. Диавол призывает гуслями, ликованием, бесовскими песнями, и собирает к себе множество. Часто люди, целый день трудясь для чрева, и целую ночь проводят без сна на погибель душ своих, играя и служа игралищем», – так, скорбя о погибающих, говорит преподобный Ефрем Сирин.

Христианам, владеющим Божественным Откровением, никогда не требовалось никаких «научных доказательств» безсмертия человеческой души, которая по делам своим или возвращается к Небесному Отцу, или ниспадает во тьму кромешную. Так же непреложно и предреченное Господом телесное воскресение всего человечества на Страшном Суде Божием.

Как некогда Творец воздвиг из земли первых людей, так в урочный час Всемогущий возведет из могильного праха всех, кто когда-либо жил в этом мире. Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом великом часе свершения судеб Божиих:

«Омрачится свет солнечный, и спадут звезды, небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов, опустеют таинницы ада. Явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, земля представит тело человеческое, как приняла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы. Тело праведного сияет семикратно паче света солнечного, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем. И тогда свершится тяжкое испытание дел наших».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Никому из нас неведомо, в какой день и час призовет нас Господь. Дочери Иаира исполнилось всего двенадцать лет, когда она переступила порог смерти, и лишь по особой милости Спасителя продлилась ее земная жизнь. Есть несметное множество примеров того, как внезапно уходят из этого мира люди в расцвете молодости, здоровья и сил. Как бы крепок и бодр ни был человек, пусть не думает он: «У меня еще есть время обратиться ко Господу», пусть не откладывает на ненадежное «завтра» труд своего спасения. Сегодня и сейчас совершенное доброе дело может оказаться тем крылом, которое вознесет нас к вечному блаженству. Сегодня и сейчас совершенный грех может превратиться в тот камень, который увлечет нас в адскую бездну. Об этом предупреждает нас святой Апостол Иаков, говоря:Вы… не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14).

Эта временная жизнь ценна не сама по себе, но как дарованная нам Всевышним драгоценная возможность возрастить свои души в Богопознании, украсить их благочестием, омыть покаянием и смирением, дабы соделаться достойными Царства Небесного. Будем же дорожить каждой минутой быстротекущего бытия для духовного преуспеяния, зная, что труд наш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – Официальный сайт Омской и Таврической епархии РПЦ. – http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-nedelyu-24-yu-po-pyatidesyatnitse-o-voskreshenii-docheri-iaira

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *