Каин

Вопросы и ответы

Эта незатейливая история до сих пор вызывает множество вопросов. И самый главный из них:

За что Каин убил Авеля

В самом деле, что такого произошло между братьями? Ведь Библия не говорит, что они ссорились или имели враждебные отношения. Даже род занятий Каин и Авель имели разный и вряд ли могли общаться часто. Замыслив убить младшего брата, старший позвал его в поле, и тот пошел. Значит, он даже не мог предположить, чем для него это обернется. Не было между братьями разлада.

Причиной трагедии все толкования называют зависть. Действительно, зависть может быть абсолютно не видна внешне, но ее результаты разрушительны для человеческих отношений. Она становилась причиной множества преступлений, войн, трагедий. Каин позавидовал брату, что его приношение было принято Богом и не сумел справиться со своими чувствами.

Почему Бог не принял дар Каина

Любые толкователи Библии указывают, что Богу угодна не сама жертва, принесенная человеком, а то, с каким чувством человек ее приносит. И евангельская история о вдове, положившей в храмовую копилку всего две мелкие монеты, тому подтверждение. Христос говорит о ней, что, поскольку женщина отдала все свое дневное пропитание, ее дар ценнее всех остальных. Только по большой любви можно отдать, то что тебе самому очень нужно и именно такая жертва, с любовью, была угодна Богу. Материальное же ее выражение не имеет значения.

Авель принес «от первородных» и от «тука их». Это означает, что он принес лучшее, что имел, и приношение его было с любовью.

Про Каина написано, что он принес «от плодов земли», без уточнения качества и количества. Скорее всего, он просто отделил какую-то часть, не выбирая особенно. Такой подход указывает на небрежность старшего брата в отношении к Богу, отсутствие почитания к своему Творцу. Потому-то его жертва и не была принята.

Как братья определили чья жертва принята

Во все ветхозаветные времена был основной способ жертвоприношения — положить дар на каменный жертвенник и поджечь. Предания и толкователи сообщают, что при сгорании жертвы Авеля, дым от нее поднимался вверх. У Каина дым стлался по земле. На различных картинках и гравюрах к этой истории именно так это и отражается.

В чем состояло наказание Каина

Наказание за первое убийство было весьма суровым:

  • Бог проклял первого убийцу,
  • больше Каин не будет получать сил от земли,
  • станет вечным изгнанником.

Не получить сил от земли означало, что отныне земледелие будет еще более сложным промыслом. Если Адаму в наказание было назначено, что для получения пропитания он должен трудиться, то для его сына отныне этот труд становился не только усердным, но зачастую и не совсем успешным. Таким, чтобы результатов хватало только для существования, но не для процветания.

Вечным изгнанником делает Бог первого убийцу, т. е. полностью лишает его общения с родителями и собой. И это, наверное, еще страшнее. Людям необходимо общаться, делиться мыслями, чувствами, надеждами. Если человека лишить такой возможности, то он может даже сойти с ума от одиночества. Вот и Каин говорит, что наказание его больше, чем можно перенести.

Помимо этого, он опасается, что любой встреченный им человек может его убить. Но Бог кладет метку на его чело и говорит, что убийце Каина будет отмщено всемеро. Если вспомнить, что в те времена люди жили по тысяче лет, наказание Каина видится совершенно ужасным. Тысячу лет скитаться по земле, лишенным общения с самыми родными людьми, скудно питаться, терпеть различные бедствия и болезни и не иметь даже возможности умереть, чтобы все это закончилось.

Хотя Бог, по милосердию своему, все же дает старшему брату жену и детей.

На ком женился Каин

На момент описываемых событий на земле есть всего 4 человека:

  • Адам,
  • Ева,
  • Каин,
  • Авель.

Откуда взялась жена для Каина? То, что Писание не упоминает о других людях, не означает, что их не было. Возможно ,они были созданы из земли, как Адам, может быть и эта жена была создана из плоти мужа, как Ева. Но если Бог сотворил целую Землю, растения, зверей и людей, что могло помешать ему увеличить население как естественным ,так и сверхъестественным образом?

Почему Каин и Авель были такими разными

Как же так получилось, что у одних родителей появились такие разные дети: благочестивый кроткий Авель и завистливый, способный на убийство Каин? Конечно, и в наше время мы можем видеть, как в одной семье дети имеют кардинально разные характеры. Но каждый современный человек имеет за плечами тысячи разных предков, и никто не может с уверенностью сказать, чьи гены будут доминировать в каждом конкретном человеке.

У первых братьев были только отец и мать, которые были, по сути, одной плотью, соответственно, не могло у них быть разных генов. Пример Авель и Каин тоже могли брать только со своих родителей, которые всю свою последующую жизнь старались искупить совершенный им грех, а значит были очень добродетельны. Не было и влияния среды, т. е. не могли братья попасть в разное окружение, потому что других людей не было.

Библия говорит, что Бог дал человеку свободную волю. Люди живут и становятся такими, какими они сами хотят быть. Первородный грех, исказил природу человека, но если постараться, возможно повлиять на этот процесс. Сам Бог говорит об этом старшему брату прямо: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». То есть, это вопрос внутренней работы над собой. Авель справился с этой задачей, а Каин нет.

Историю конфликта Каина и Авеля прочитать можно не только в Библии. Есть сходные предания и в других верованиях. И есть множество версий происхождения этих легенд. По одной из них, описание первого убийства является рассказом о взаимоотношениях первых земледельцев и животноводов, которые враждовали между собой. Каждый выбирает сам,что читать и чему верить. Но одно можно сказать точно: эта история очень поучительна и будет вызывать еще множество интересных вопросов.

В этой жизни я ходил под множеством имен, и Отец Убийства — одно из них.
— Каин Томми Толливеру, «Песнь палача»

Каин — один из самых сильных демонов. Он известен, как Отец Убийства, который раньше обучал Рыцарей Ада. Предок Дина и Сэма Винчестеров.

История Править

Метка Каина.

Каин был старшим братом Авеля. Вопреки расхожему мнению, Каин убил своего брата не из зависти, а потому, что тот попал под влияние Люцифера. Желая спасти своего брата, Каин идёт на сделку с дьяволом: он предлагает себя взамен Авеля и тот отправляется на Небо. Люцифер соглашается, но с одним условием: Каин сам должен отправить брата на Небо. Каин убивает своего брата. Позднее он убивает себя, т.к. Первый клинок стал управлять им. После смерти Каин превратился в демона.

Каин уничтожает армию демонов.

После убийства Авеля он стал демоном, которого остальные демоны считали самым страшным из существующих. Он тренировал Рыцарей Ада и вместе с ними сотни лет творил ужасные вещи по всей Земле. Но потом он внезапно исчез, и другие демоны надеялись, что он мёртв. Он перебил всех рыцарей, кроме Абаддон.

В 1863 году он нашёл Абаддон, которая овладела его женой Колетт Маллен, которая знала его настоящего. Рыцарь требует Каина вернуться к рыцарям и вновь их тренировать, но Каин отказывается. Она мучает Колетт, и тут Каин наносит удар Первым Клинком, но Абаддон успевает «улететь» и Каин убивает свою жену. Он хочет отомстить за неё, но Колетт просит его остановиться, говоря, что он выше этого. Каин отходит от дел.

ПоявленияПравить

5.13 «Старая песня о главном» Править

Архангел Михаил в прошлом берет Джона Винчестера в качестве временной оболочки, чтобы защитить цепь событий. Он объясняет Дину, что имеет довольно много потенциальных сосудов, которые подходят, чтобы удержать его на приличное время, но ведь всё зависит от их родословной, которая тянется на всем пути обратно к Каину и Авелю.

6.20 «Человек, мечтавший стать королём» Править

Кастиэль, рассказывая о своей ранней жизни, упоминает Каина и Авеля.

9.11 «Первенец» Править

Спустя 150 лет его находят Дин с Кроули, которые разыскивают Первый Клинок для убийства Абаддон. Каин отказывает им в помощи и выгоняет из дома. Но когда он уезжает в город за продуктами, Дин и Кроули проникают в его дом. В этот момент возвращается Каин, и дом оказывается окружён демонами. Они просят Каина отдать им Кроули и Дина. Каин в ярости от того, что они раскрыли его.

Каин — пасечник.

С каких это пор великий Дин Винчестер просит помощи? Не очень-то похоже на человека, о котором я читал на стенках демонских туалетов.
— Каин

Видя, что Дин не умеет отступать, Каин решает его проверить. Он впускает в дом несколько демонов и наблюдает за тем, как Дин справляется с ними. Когда Дин расправился с демонами, Каин рассказывает ему всю правду и отдаёт метку, которую дал ему Люцифер, без которой Первый Клинок бесполезен. Он берёт с Дина слово, что после того, как с последним рыцарем будет покончено, он должен убить его. После этого он телепортирует их от себя и впускает всех демонов в свой дом и расправляется с ними.

10.14 «Песнь палача» Править

Каин перед смертью.

После того как Каин убил армию демонов, жажда к убийствам снова проснулась в нём. Каин принимает решение, что если кто и должен погибать так это будет «его кровь», и начал убивать своих потомков. В качестве одной из жертв Отец Убийц выбирает Томми Толливера, приговоренного к смерти серийного убийцу, ожидающего исполнения приговора. Каин проникает в тюрьму строгого режима в Техасе, где сидел Толивер и убивает последнего в камере смертников, а за тем исчезает вместе с телом.

Данное событие привлекло всеобщее внимание, включая Винчестеров, которые на месте поняли с кем имеют дело. После того как Кастиэль нашел личное кладбище Каина, Винчестеры поняли что Отец Убийства уже не тот, что был раньше, они принимают тяжелое решение — убить Каина, дав Дину Первый Клинок. Когда Каин пришёл за очередной жертвой (одиннадцатилетним мальчиком), Кас пытается помешать ему. Каин с лёгкостью справляется с Касом и попадает в ловушку Винчестеров и Кроули.

Пока Каин был в демонской ловушке, Дин идёт на бой с ним со словами «если выйду не я — убейте». В схватке с Каином, Дин терпит поражение и Каин с лёгкостью забирает себе Первый Клинок. И когда он хотел уже убить Дина, последний выхватывает нож Каина и отрезает ему кисть. Перед тем как убить Каина, Дин попросил сказать его, что он изменится, что перестанет убивать, но Каин сказал что не перестанет и, не сопротивляясь, умер от руки Дина.

Силы и способностиПравить

Каин чрезвычайно могущественный демон. Он подавил силы Короля Ада Кроули и заставил его замолчать простым жестом. Он может убить простых демонов прикосновением как и ангелы, от которого у демона загораются глаза не белым, а красным светом. Также он в одиночку смог уничтожить целую армию демонов.

Бой Каина и Дина.

  • Бессмертие — из-за Метки Каина практически невозможно убить, так как она защищает своего носителя.
  • Неуязвимость — Каин неуязвим к обычному оружию, он первый демон, который продемонстрировал абсолютную неуязвимость к силе ножа Руби. Он также имеет ограниченный иммунитет к пентаграмме.
  • Регенерация — может быстро вылечить любое ранение, полученное от обычного или сверхъестественного оружия. В частности, Каин без всяких последствий проткнул себя ножом Руби.
  • Метка Каина — она позволяет использовать Первый Клинок, способный убить любого демона и ангела.
  • Сверхсила — он имеет огромную сверхчеловеческую силу, по которой превосходит людей и демонов.
  • Терракинез — его появление может создавать локальные толчки.
  • Электрокинез — когда Каин пришел за Томми Толливером в тюрьму, по пути его следования гасли или мигали электрические лампы.
  • Сверхчеловеческая выносливость — Каину не нужен отдых или еда, чтобы выживать.
  • Подавление сил — способен подавлять силы, например, он не дал Кроули телепортироваться из его дома, а также лишил его голоса.
  • Красный свет — Каин обладает способностью генерировать свет, как Белоглазые демоны. Только свет этот был красным, и способен уничтожать демонов и других существ. Самый мощный свет среди демонов.
  • Телепортация — он способен телепортироваться и телепортировать других людей.
  • Телекинез — с помощью телекинеза он может двигать предметы, открывать и закрывать двери и швырять людей и прочих существ.
  • Биокинез — способны вызывать внутренние кровотечения силой мысли, причинять боль и лишать голоса.
  • Манипуляции погодой — его прибытие может также сопровождаться внезапными порывами ветра, а его смерть вызвала удар грома.
  • Восприимчивость к сверхъестественному — Каин может видеть сверхъестественных существ, такими какими они есть.

Заклинание иллюзий.

  • Умерщвление — Каин может убивать слабых демонов прикосновением, но эта способность не действует на могущественных демонов, при этом выделяется свет.
  • Телепатия — Рыцари умеют «перекачивать» мысли людей и увидеть то, что видели они. Каин самый сильный и первый Рыцарь, наверняка он тоже может так делать.
  • Телекинетический экзорцизм — Абаддон может прикосновением изгонять демонов из их тел, значит Каин тоже может.
  • Устойчивость к экзорцизму — его нельзя изгнать, прочитав экзорцизм.
  • Познания в магии — неизвестно, насколько хорошо магией владел сам Каин, но он без труда смог опознать заклинание, использованное Кроули. Вероятно, Каин за свою жизнь очень много узнал о магии и, быть может, сам был сильным магом.

История братьев

История братьев известна, наверное, всем, она повествует о жизни первых людей, детей Адама и Евы вне рая, а также о первом убийстве, предательстве и обмане. Согласно библии Каин стал первым убийцей на земле, а его брат – Авель, первой убитой жертвой.

Каин и Авель приносили Богу дары, плоды своих трудов. Авель уважал Бога и любил его, поэтому приносил дары от чистого сердца. А Каин не любил Бога, поэтому его дары не были благодатными, он давал их, потому что так нужно было. Тогда Господь отверг жертву Каина, понимая, что она не от чистого сердца дарована.

Каин озлобился на брата, ведь Господь его любит больше, так он подумал. Тогда он убил брата камнем. Убийца пытался скрыть свой грех, тем самым только усугубив ситуацию. Бог надеялся, что Каин покается, осознает свой грех, тогда он будет прощен, но этого не случилось.

Из-за убийства старший брат был проклят и изгнан в землю Нод. Бог лишил его силы, а чтобы он честно нес свое наказание, сделал знамение, в котором говорилось, что любой, кто лишит Каина жизни и мучений, будет жестоко отомщен.

Эта история дошла до нас в различных 24 интерпретациях, она подробно описана в Книге Бытия, в 4 главе. Самая старая версия пересказа истории о жизни и смерти Каина и Авеля датируется первым веком до нашей эры. Она зафиксирована в Курманских рукописях.

Некоторые ученые связывают эту историю с древними шумерскими сказаниями, где повествуется о ссорах между земледельцами, которые из года в год ухаживали и облагораживали землю, и скотоводах, которые кочевали по плодородным землям, чтобы прокормить свой скот.

Как умер Каин

Существует несколько версий обстоятельств, из-за которых Каин лишился жизни. По первой, он лишился жизни в собственном доме, был погребен под камнями, когда его дом разрушился. Был убит тем, чем убил младшего брата.

По закону справедливости, то зло, которое мы совершаем ближнему, вернется к нам в несколько раз сильнее. Когда он умер, по некоторым сказаниям, ему было 860 лет.

По другой версии ему не удалось спастись от потопа. В писаниях говорится, что каждый год Бог посылал ему испытания, в наказание за его грех, и много раз спасал его от воды и потопа. Но во время всемирного потопа Бог смиловистился и позволил Каину умереть, чтобы он наконец обрел покой.

Третья версия связана с его потомками. Существует легенда, что Каин был убит своим родственником Ламехом, он был слепой, но очень любил охотиться. На охоту он брал с собой сына, который направлял его руки в сторону добычи. У Каина на голову были рога, поэтому издалека между двух холмов, мальчик принял его за животное и направил оружие отца в его сторону.

Стрела достигла цели, когда они подошли, мальчик сказал, что ошибся и по описанию Ламех узнал своего предка. Тогда он убил и мальчика своими сцепленными в замок руками.

Каин

Каин

др.-евр. קין

Пол

Мужской

Толкование имени

«Создавать»

Имя на других языках

греч. Κάιν
лат. Cain

Местность

  • Земля Нод

Занятие

Земледелие, Градостроительство

Отец

1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол)

Мать

Ева

Супруг(а)

жена — Аван

Дети

Енох

Связанные персонажи

Адам, Ева, Авель

Цитаты в Викицитатнике

Файлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Каин (значения). Запрос «Каинова печать» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Каин и Авель. Дж. Тиссо

Ка́ин (др.-евр. קין, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. قابيل‎ Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain), в западно-семитской мифологии и Библии 1) в традиционных христианстве, иудаизме и исламе — старший сын Адама и Евы (Быт. 4), или 2) в каббале и гностицизме — сын ангела Самаэля и Евы, или 3) в гностицизме — сын лукавого (сатаны) и Евы, первый рождённый на Земле человек (Быт. 4:1-2). Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный».

История братьев

Основная статья: Убийство Авеля Каином

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Быт. 4:2-4

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Быт. 4:4-5

После этого Каин убил Авеля:

И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. Быт. 4:8

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним Быт. 4:7

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? Быт. 4:9

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

Убийство Авеля Каином. Собор Монреале, мозаика

Толкования истории Каина и Авеля

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.

В христианстве

Апостол Павел говорит, что Авель был предпочтён Каину за веру и праведность:

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
(Евр. 11:4)

Единодушен с ним и Апостол Иоанн, который говорит, что эти добродетели Авеля стали поводом для несправедливой зависти Каина:

Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
(1Ин. 3:12)

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению святого Ефрема Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:

У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Быт. 4:9, говорит, что в вопросе всезнающего Бога «где Авель, брат твой?» содержится призыв к тому, чтобы Каин исповедал свой грех, а ответ Каина » не знаю; разве я сторож брату моему?» — свидетельство дерзкого отношения Каина к Богу и отказа раскаяться.

Каин и Авель.
Тициан, 1570-76 гг.

В иудаизме

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата, и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После чего и был коварно убит.

Каин и Авель.
Р.Бегас, бронза, 1895;
Немецкий исторический музей

В исламе

В Коране Кабиль (араб. قابيل‎) и Хаби́ль — сыновья Адама и Хаввы (Евы). Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих. 5:27—31 (Кулиев)

Оригинальный текст (ар.) ‎

Другие толкования

Кругосвет отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте. Вывод основан на прочтении, которое встречается, например, в Вульгате (Каин должен был стать «vagus et profugus»), Септуагинта же не даёт повода предполагать противоречие (греч. στενων και τρεμων — стенающий и трясущийся).

Семья и потомство Каина

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, повествователь сообщает только, что переселившись к востоку от Эдема в земле Нод «познал Каин жену свою» (Быт. 4:16-17). Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, так согласно «Книге Юбилеев» (ок. II века до н. э.), Каин взял в жёны свою сестру Аван (Юб. 4:9), в свою очередь Епифаний Кипрский в «Панарионе» (нач. 374/375) со ссылкой на Книгу Юбилеев называет Саву (Σαυή) женой Каина (Епифаний, Панарион, Contra Sethianos, 6).

Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох (Ханох), а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал (Метушаэль), а от Мафусала — Ламех (Быт. 4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема. На основании параллелей в родословных Каина и Сифа и сходства или совпадение имён их потомков, рядом учёных — сторонников документальной гипотезы был сделан вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию, являясь разными вариантами одного списка. Потомков Каина относят к Яхвисту, а потомков Сифа — к Источникам жрецов:

  • Каин и Каинан, сын Еноса;
  • Енох, сын Каина и Енох, сын Иареда (а также, возможно, Енос, сын Сифа);
  • Ирад, сын Еноха, внук Каина, и Иаред, отец Еноха, потомок Сифа;
  • Мехиаэль, правнук Каина, и Малелеил (Маxалал’эль), правнук Сифа;
  • Мафусал, потомок Каина, и Мафусаил, потомок Сифа;
  • Ламех, сын Мафусала, потомка Каина, и Ламех, сын Мафусаила, потомка Сифа;
  • Ноема, дочь Ламеха, потомка Каина, и Ной, сын Ламеха, потомка Сифа.

Эта точка зрения отклоняется религиозными деятелями.

От Адама до Ноя
Адам Ева
Каин Авель Сиф
Енох Енос
Ирад Каинан
Мехиаэль Малелеил
Мафусал Иаред
Ада Ламех Цилла Енох
Иувал Иавал Тубал-Каин Ноема Мафусаил
Ламех
Ной
Сим Хам Иафет

Примечания

  1. Мидраш «Pirka D’Rabbi Eliezer (Пирке рабби Елиэзер)» (гл. 21, 32а)
  2. Папазян, А. А., 1987, Оригинальный текст (рус.) Библейский текст легенды о К. и Авеле очень краток и труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований в послебиблейской литературе. Мотив искушения Евы змеем (Быт. 3, см. „Грехопадение“), отождествляемым в послебиблейской и христианской литературе с сатаной, лежит, вероятно, в основе предания о зачатии К. от сатаны. Это предание известно у отцов церкви (Епифаний, Иреней, Тертуллиан) и в мидрашах (Пиркэ де р. Элиэзер 32а). .
  3. Епифаний Кипрский Панарион. Против архонтиков, двадцатой и сороковой ереси (гл. 5) Оригинальный текст (рус.) И снова другой миф говорят еретики: утверждают, что диавол, пришедши к Еве, имел общение с нею как муж с женой, и она родила от него Каина и Авеля. Посему, говорят, восстал один на другого по ревности, которую имели между собой, не потому, что Авель благоугодил Богу, как сказует истина, а напротив того, еретики говорят о сем другое вымышленное слово. Поскольку, говорят, оба брата любили собственную свою сестру, то из-за этого Каин восстал на Авеля и убил его: ибо, как я и прежде сказал, архонтики говорят, будто Каин и Авель родились от семени диавола.
  4. Тертуллиан О плоти Христа (гл. 17) Оригинальный текст (рус.) „Но Ева тогда не зачала во чреве своем от слова дьявола“. — Нет, зачала. Ибо с тех пор слово дьявола было для неё семенем, чтобы рождала отвергнутое и рождала в скорби.
  5. Окаянный // Этимологический словарь Крылова.
  6. 1 2 3 Каин и Авель // Кругосвет
  7. Толковая Библия Лопухина // lopbible.ru.
  8. Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Бытия // rusbible.ru.
  9. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия, 19 // azbyka.ru.
  10. Йосеф Альбо (1380—1444) — ученик Крескаса // Пути к истине от RIN.RU.
  11. Каин, Гитлер и Вегетарианство Архивная копия от 20 апреля 2009 на Wayback Machine // jewish.ru.
  12. Али-заде, 2007.
  13. Лео Таксиль. Забавная Библия
  14. Раши. Комментарий к книге Берешит
  15. Lamech (англ.). www.jewishvirtuallibrary.org. Проверено 10 января 2018.

Каин в Викицитатнике

Каин в Викитеке

Каин на Викискладе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *