Как часто можно причащаться

Содержание

“Правило веры”

31.01.2005

Вопрос-ответ

— Если человека в раннем детстве крестила родная верующая бабушка погружением в воде и надела крестик, это крещение правильное?

— Важно, чтобы состоялось троекратное погружение в воду с молитвой «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Так иногда делают в условиях гонений или угрозы жизни ребенка. Человек, погруженный таким образом в воду, считается крещеным. Но при первой же встрече со священником ему надо обо всем рассказать, чтобы батюшка завершил крещение чином Миропомазания, через которое подается благодать Святаго Духа.

— Как часто нужно исповедоваться и причащаться?

— В разных условиях по-разному. Ведущий благочестивый и внимательный образ жизни, постник может с благословения духовника причащаться и каждую воскресную литургию или через воскресенье, т. е. два раза в месяц. Хорошо приходить раз в месяц и причащаться. Исповедь не связана с причастием, это самостоятельное таинство. Если смертно согрешили – сразу стремитесь на покаяние. В случае с грехами в помыслах, словах можно раз-два в месяц очищать свою душу покаянием, но лучше не тянуть. Такая жизнь должна быть постоянной, подобно тому, как мы постоянно стираем грязное белье. Тогда за постоянство и внимательность Господь будет вас беречь от падений.

— Если инвалид не может прийти в храм причаститься, как ему быть?

— Нужно связаться с любым храмом, с настоятелем храма, по телефону и попросить исповедовать и причастить инвалида дома. Не бойтесь «тревожить» священников – это наша обязанность. Никакой платы за причастие нет. Если кто что-нибудь жертвует – это жертва, как человек хочет и как может. Вопрос может возникнуть только с транспортом – как добраться священнику до дома инвалида. Но по молитвам к Богу все решится. Адреса храмов вам подскажут в миссионерском отделе: тел. 40-09-19.

— Как приготовиться к причастию?

— Пост 3 — 6 дней (но для больных его вообще может не быть), помолиться за день до причастия по Молитвослову («Правило ко Святому Причащению»), с полуночи до времени причащения утром ничего не есть и не пить (но острым больным, например, раковым может быть дано разрешение выпить лекарство). Здоровые должны прийти накануне причастия на вечернюю службу в храм. Больные, инвалиды пусть молятся дома. Если нет молитво-слова, позвоните по тел. 40-09-19, вам постараются помочь.

Отвечал игумен Иннокентий.

Святое причащение – это важнейший обряд в православной церкви. По-другому называется таинство Евхаристии. Чтобы причаститься Святых Христовых Тайн, человек должен исповедоваться. Но многих интересует вопрос, как часто можно причащаться? Разберем это более подробно.

В первые века христианства люди принимали Тело Христово каждый день. И многие святые отцы даже призывают чаще причащаться. Но примерно с 18 века в России, многие стали причащаться очень редко. Наверно это связано с тем, что не многие сейчас люди верят в Бога. Но как же все-таки правильно делать? В какое время нужно причащаться?

Нужно причащаться не менее четырех раз в год — это самая распространенная точка зрения

Считалось, что достаточно приступать к причастию в течение одного раза во время четырех великих постов, то есть четыре раза в год. И также в день именин. Некоторые еще причащались в большие праздники. А другие причащаются раз или два в неделю.

Но на удивление появились даже нелепые мнения о вредности частого причащения. Рассмотрим, что говорили праведные люди и священники об этом.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет:

Иоанн Кронштадтский был Священник

«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно мирянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только причащаться один раз в год, и только старым во все посты, что часто причащающиеся с ума сходят. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразумие!

А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причащению?.. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очищаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз в году только очищаться? Лепо ли это…?».

«…Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие, да еще говорящие безумно; невежды они, не понимающие потребности души человеческой. Жестоки они! Они не познали духа Христова…».

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год» — говорит батюшка Димитрий

Как часто можно причащаться мирянам, отвечает священник Димитрий Смирнов:

Дмитрий Смирнов Священнослужитель

«Не чаще чем раз в день, и не реже чем раз в год. Если чаще раза в день — это безумие; реже, чем раз в год — это уже не христианство. Это зависит от многих причин. Человек глубоко воцерковленный стремится причащаться как можно чаще.

Человек, который живет в полутора тысячах километрах от православного храма, и если он раз в году, скопив денег, приедет или прилетит в то место, в тот город, где есть храм, и первым делом с вокзала пойдет в храм для того, чтобы причаститься — слава Богу, и за это будет Бога благодарить. Поэтому — какая есть возможность».

А вот на вопрос о том, будет ли грехом причащаться слишком часто, батюшка отвечает:

«Грехом может являться, только если человек, допустим, часто сквернословит, или часто залезает кому-то в карман. А вот может считаться грехом, если, например, человек часто молится, или часто читает Священное Писание, или часто посещает храм, или очень часто ухаживает за больными, или очень часто кому-то жертвует деньги? Нет, конечно.

Поэтому если человек часто причащается — это как раз и есть высшая степень реализации его христианской веры, потому что в Причастии человек соединяется с Самим Богом. Поэтому может ли это быть частым…?».

Эти слова Димитрия Смирнова можно послушать на записи:

Причащаться каждый день можно по благословению священника

Поэтому ответить на вопрос, можно ли причащаться каждый день? Ответ да, можно. Только необходимо получить благословение от священника. Обычно каждый день причащают людей, которые болеют какими-либо заболеваниями или маленьких детей.

Отец Иоанн Кронштадтский предостерегает тех, кто причащается часто, чтобы частое причащение не вошло в привычку:

Иоанн Кронштадтский Священник

«Именующиеся духовные чада мои, доселе уже несколько лет причащающиеся ежедневно святых таин Христовых, не научились послушанию, беззлобию и любви долготерпящей и предаются озлоблению и непокорности…»

То есть необходимо, чтобы человек причащался со страхом Божиим. И сохранять это нужно в течение каждого принятия Тела и Крови Христа.

Поэтому если возникнет какой-либо вопрос по поводу святого причащения, можно ли причащаться, раз месяц или достаточно будет раза в неделю, можно обратиться к священнику, он подскажет, как лучше это сделать. И также при какой-либо необходимости обязательное получение благословения.

Очень интересно о том, как часто нужно причащаться рассказывает митрополит Павел. Посмотреть видео можно перейдя по ссылке:

Перед причастием Святых Христовых Тайн нужно правильно подготовиться

Перед тем как исповедоваться и причаститься нужно, прочитать молитвы. Это своеобразная подготовка к причастию. Если взять любой молитвослов, то можно найти отдельно часть – последование ко Святому Причащению. Перед причастием их необходимо прочитать все до единой.

Молитвослов церковный сборник молитв

Перед причащением читают молитвы ко святому причащению. На это уходит не более одного часа

И на следующее утро можно идти в храм. На исповедование нужно говорить о своих грехах, о том, что вас беспокоит. Священник выслушает вас и даст совет по вашей проблеме, а также самое главное Богом отпустятся все ваши грехи. Но только те, о которых сказали.

Считается, что если человек сознательно утаивает грехи, то это будет еще большим грехом для человека. Поэтому каждый, кто идет исповедоваться необходимо, называть все свои грехи. Некоторые предпочитают записывать их на листочке с бумагой, чтобы не забыть.

Как правильно исповедоваться в первый раз, что сказать, рассказывает священник отец Аркадий:

Перед самим причастием нужно вести себя тихо, скромно и не толкаться

Перед началом причастия люди подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. В храме каждый знает, что нужно вести себя тихо и как можно скромнее.

Когда царские врата открываются, диакон или священник выходит с чашей.

Перед началом причастия священник читает молитву, которую желательно выучить наизусть

Священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно.

Правая рука кладется сверху на левую – такое положение рук во время причащения считается правильным

Затем священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.

К святой чаше подходят по очереди, обычно первыми пропускают младенцев, детей и людей немощных. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода.

Руку священника во время причастия не целуют

Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку. Здесь также следует не толпиться, а потихоньку дождаться своей очереди. Это будет намного лучше после причастия.

После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту

После Божественной Литургии причастник должен прийти домой и прочитать молитвы – по Святому причащению. То есть после причащения читаются благодарственные молитвы. Их также необходимо прочитать, как и перед причащением.

После причастия необходимо поблагодарить Господа за то, что он удостоил вас принять его Святых Христовых Тайн

Причащение — как часто причащаться?

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: «… Я есмь хлеб жизни…хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт, но будет жить во век»(Евангелие от Иоанна 6:48-51).

Таинство Причащения приготовляет нас и к блаженному воскресению, и к радостной встрече со Христом. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54). «… Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна 6:35). «… Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дал, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна 6:57). Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения Евхаристиии).

Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «…Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-28).

Св. Церковь учит, что христианин, принимая Св. Причастие, таинственно соединяется со Христом. «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Иоанна 6:53).

«Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души» (свт. Киприан Карфагенский).

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христиански смиренным настроением, покаянием и исповедью.

Молитва домашняя и церковная

Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен в течение 6 дней молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные богослужения.

Непременно накануне причастия нужно посетить вечернее Богослужение. Приступать к Причастию не присутствовав на вечернем Богослужении воспрещено святыми правилами и бывает то причастие во осуждение, а не на пользу. Каждый верующий должен наизусть знать молитвы: «Царю Небесный», Символ веры: «Верую…», «Отче наш», Псалом 50: «Помилуй мя Боже…». Если, кто не знает эти молитвы, то должен стремиться их выучить. Все вышеуказанные молитвы имеются в православном молитвослове.

Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению с вечера (накануне причастия) нужно прочитать или прослушать канон Иисусу Сладчайшему, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, Правило ко Св. Причащению, молитвы на сон грядущий, (по книге «Православный молитвослов»). Минимум — нужно прочитать только само Последование к Причастию.

Пост

С молитвою соединяется шестидневный (иногда трехдневный) пост, то есть воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, есть и пить меньше обыкновенного; а также воздерживаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания музыки.

Как часто следует причащаться?

Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в течение поста воздерживаться от супружеского общения. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучить и детей с раннего возраста.

Согласно требованию церковного устава требуется соблюдение недельного поста при подготовке к Причастию, исключая грудных детей и младенцев.

Настроение и поведение

Готовящийся ко Св. Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться — принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться, как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Во время исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне вечером, чтобы утром всё посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае можно исповедаться и утром, лучше до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Св. Причащением и во время Св.Причащения

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать земной поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христово и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора. До целования креста в руках священника из церкви уходить нельзя, но непременно выслушать благодарственные молитвы.

В день Св. Причащения — не плевать, не упиваться спиртными напитками, и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Всё вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедаться.

Все, кто входит в Православный Храм, участвуют в Таинстве — должны всем своим внешним видом соответствовать Уставу и Положениям Святой Церкви. Мужчины не должны быть в шортах, в рубашках с короткими рукавами, в спортивной форме одежды, в головных уборах (в шапках). Женщинам нужно быть с покрытой головой (лучше в платочке или косынке), не надо заходить в шортах, в брюках, в юбках или платьях выше колен или с широкими разрезами, в платьях или блузках с короткими рукавами, без чулок. Также нельзя заходить в храм, участвовать во всех таинствах, находясь в телесной нечистоте (период очищения женского организма).

Причащаться Святых Христовых Тайн следует детям до 3-х лет без поста каждую неделю. Дети до 7-ми лет причащаются без исповеди. Все положенные молитвы вычитываются родителями. Причащаются дети начиная с 3-х лет, и взрослые только натощак. Взрослым следует причащаться не реже одного раза в три недели.

О времени начала богослужений в каждом храме необходимо узнать заранее.

Примечание:

В Свято-Никольском Кафедральном соборе службы проходят ежедневно. Вчером с 17 чсов, утром с 9 часов (литургия, причастие). Накануне воскресных и праздничных дней исповедь совершается как утром, таки вечером.

о. Иннокентий

Таинство Причастия: что нужно знать, как часто можно причащаться, что является препятствием

Чем чаще — тем лучше.

Наш батюшка запретил нам причащать младен­ца еженедельно (по воскресеньям), разрешил только раз в 2-3 недели. Причина, что он не хочет открывать ротик. Я на исповеди пере­спросил, смущенный таким поворотом дела. Услышал то же самое, но с подробностями: мол, раньше такой традиции не было (частых причастий детей) и т.д., потом батюшка с ам­вона повторил то же самое для всех. Я никого не осуждаю, к сожалению, неграмотен в этих вопросах, поступаю по послушанию, однако мир в душе …потерян. Действительно ли была раньше такая традиция часто не причащать младенцев?

Господь сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Все святые отцы благословляли причащаться часто, разумеется, в зависимос­ти от обстоятельств и подготовки к причас­тию; а младенец, как не сделавший греха, всегда может быть причастником. Никакой традиции или правила, запрещающего мла­денцам часто причащаться, не существует. Если вы попросите вашего батюшку указать на такое правило, то он ничего не сможет от­ветить.

Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

Если младенец не открывает рта, то надо двумя пальцами слегка нажать на его щечки.

Надо учить ребенка молитве

С чего начать христианское воспитание моих детей? Их у меня трое. Самой старшей 4,5 го­да. Пока все ограничивается причащением раз в две-три недели, коротенькими молитвами на ночь (и то нерегулярно). Можно ли здесь при­держиваться какой-то четкой системы?

Христианское воспитание детей надо на­чинать с собственного примера. Нужно поста­раться, чтобы в доме обитала благодать, а не темный дух зла и раздора. Детская душа чутко воспринимает благодать и грех, обитающий в доме. Надо обучать детей молитве как можно раньше. Святой Василий Великий пишет, что первые слова, которые он произносил своим детским лепечущим языком, было имя Иисуса Христа. Думаю, что особой системы придер­живаться необязательно. Читайте Иисусову мо­литву, а дети пусть повторяют ее; а затем научи­те их начальным молитвам и молитве Божией Матери «Богородице Дево, радуйся».

У меня внучка очень подвижная, просто непо­седа. С первого слова не слушается, надо несколько раз сказать или голос повысить. А в храме ведет себя спокойно, любит цело­вать иконы, также говорит, что любит Госпо­да. Ей скоро 4 года будет. Не очень четко разговаривает, но разговаривает с утра до ве­чера не переставая. Хотела выучить с ней молитву «Господи, помилуй», но она на своем языке (на детском) ее повторяет. Подскажите, когда можно ее учить молитвам?

Надо учить ребенка молитве без отлагатель­ства. Пусть говорит на своем детском языке. Расскажите внучке о Иисусовой молитве, на­учите повторять слова молитвы вслед за вами.

Внучке 3 года. Как правильно ее воспитать, что­бы она в дальнейшем своей жизнью угодила Господу?

Почаще водите в храм и причащайте внуч­ку, научите ее коротким молитвам, например «Господи, помилуй» и «Слава Тебе, Боже». Помоги вам Господи.

О поездках с ребенком по святым местам

Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 368; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Нужно ли исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Если духовенство само часто не исповедуется, не пример ли это для мирян? Как часто следует причащаться мирянам?

На эти и другие вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

— Владыка, что такое откровение помыслов и что такое исповедь?

— Действительно, монастырское откровение помыслов отличается от исповеди. Откровение помыслов — это попытка исполнить заповедь: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), — причем не только во гневе, но и в любом другом грехе. Поэтому в конце дня монах открывает старцу все свои греховные мысли, слова и поступки, совершенные в течение дня. Именно откровение помыслов созидает братство в монастыре, потому что оно не дает возможности укорениться в сердцах иночествующих недобрым помыслам и чувствованиям по отношению друг к другу.

В принципе, нечто похожее мы имеем в нашем вечернем правиле — «Исповедание грехов повседневное». Предполагается, конечно, что человек не просто произносит заученное: «…делом, словом, помышлением… объядением»,— хотя он, может, сегодня вовсе и не объелся. В идеале человек должен в этой молитве называть именно те грехи, которые он видит в себе. Такое исповедание перед Господом является неким аналогом монастырского исповедания помыслов. Но ни одно, ни другое не заменяет собой исповеди.

— Нужно ли исповедоваться, если при этом нет острого покаянного чувства?

— Видите ли, в чем дело: сила покаянного чувства зависит от напряженности внутренней жизни человека. Надо «внимать себе» не просто время от времени, а постоянно. То есть человек должен жить постоянно в трезвенном внимании к самому себе, к своим поступкам, к движениям своей души, к тому, что он говорит, что делает. И это внимание должно обязательно сопровождаться сверкой с Евангелием: насколько я сегодня далек от Евангелия, от того, чего ждет от меня Господь,— или, наоборот, насколько по милости Божией удалось как-то приблизиться к нему, что-то сделать доброе. Если будет такой постоянный навык, будет и покаянное чувство. Так не бывает: живет себе человек равнодушно, а потом вдруг раз — что-то включил сам в себе, и полились слезы…

Покаянное чувство — результат голоса совести. Если человек слушает ее, старается не идти против голоса совести, то малейший проступок будет вызывать в нем сильное чувство раскаяния. А если человек постепенно приучается — сначала в малом, потом в среднем, потом и в большом действовать против совести, то ее голос становится все глуше и глуше. Помните, как авва Дорофей говорит о совести: «Это те кладези, которые искапывал Исаак, а филистимляне засыпали. <…> Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам».

И получается так: заглушен голос совести — покаянного чувства и не возникает. А раз оно не возникает, то нет и необходимости в исповеди. Замкнутый круг.

Надо честно признаться, что каждый человек проходит через периоды охлаждения, нечувствия. Почему в Евангелии сказано, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12)? Потому что нам нужно постоянно понуждать себя в делании добра. Очень часто современный человек, придя в Церковь, ждет, что что-то с ним произойдет благодаря некоему воздействию извне. А когда ему говорят, что нужно трудиться самому, причем трудиться каждый день и прилагать при этом большие усилия, ему становится неинтересно. Это, кстати, основная причина таких вот дискуссий: «А зачем посты? Посты в супружеской жизни, посты как ограничение в пище? Зачем исповедь?». Это результат невнимательной жизни.

Каждую минуту человек должен твердо себе представлять в каком состоянии его духовная жизнь. Надо воспитывать в себе способность всегдашнего видения своих грехов. Тогда появится и покаянное чувство. А если оно будет, то человек будет бежать на исповедь, стремиться к ней. А если нет, то и исповедь через какое-то время окажется ненужной. Но вот ведь как устроен человек: мало того что ему самому не нужна исповедь, он начнет бороться за то, чтобы и всем остальным она была бы не нужна.

Что касается остроты покаянного чувства: она утрачивается тогда, когда человек впадает в нерадение. Тогда все утрачивается: и чувство присутствия Божия в твоей жизни, и богослужение становится чем-то долгим, непонятным, скучным и ненужным. И всякая борьба с собой начинает казаться «самокопанием». Поэтому когда говорят, что исповедь становится «профанацией покаяния» в силу своей частоты, — это принципиальное непонимание сути Таинства, это совершенно неправильно.

— Владыка, иногда говорится и о том, что само-то духовенство часто не исповедуется…

— Это очень плохо, причем это особенность в основном нового, молодого духовенства. Как ни прискорбно, и я это вижу на примере своей епархии и семинарии, многие семинаристы исповедуются редко, а став священниками, исповедуются не чаще. Слава Богу, есть немало замечательных батюшек, которые ездят по монастырям, имеют духовников и часто исповедуются. Есть приходы, где батюшки перед службой исповедуются друг другу. Но в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда, а не пример для подражания. Использовать в качестве аргумента: «Священники не исповедуются, а причащаются», — совершенно неправильно. Сам я всегда призываю семинаристов исповедоваться чаще, потому что только тот священник, который умеет исповедоваться и понимает значение исповеди, сможет научить этому своих прихожан.

Но вот еще о чем мне хотелось бы сказать. Сегодня принято с негодованием обличать старое духовенство, за то, что в советские годы не причащали на Пасху. А знает ли кто из этих обличителей, что такое «раскачивать толпу на Пасху»? А я помню очень хорошо, что творилось в храмах в Пасхальную ночь. В храме толпа народа, а в толпе, взявшись за руки, стоят молодчики, комсомольские активисты, спортсмены — и вот они начинают напирать, всю эту толпу огромную «качать». Крики, шум, причитания, потому что упадешь — затопчут. И топтали. А делалось это для того, чтобы люди начали выбегать из церкви. Бедный хор изо всех сил старается: «Воскресения день, просветимся, людие…» — а в храме творится что-то невероятное, вопли со всех сторон, запах перегара, потому что вся толпа этих комсомольцев хорошо приняла на грудь. И как можно было причащать кого-то в той ситуации, в той «пасхальной» атмосфере? Да еще без исповеди?

— Конечно! В хоре голосов, который сегодня звучит в Интернете, какая мысль является господствующей? «МЫ не хотим исповедоваться, НАМ это не нужно». Поэтому спор неразрешим принципиально. Есть люди, которые не нуждаются в исповеди. И есть те, кто в ней нуждается. Поэтому спор этот совершенно бесперспективный, на мой взгляд.

— Владыка, есть мнение, что частое Причащение само по себе способно решить многие проблемы церковной жизни — сделать христиан более сознательными и ответственными.

— В центре жизни христианина должно быть Причащение Святых Христовых Таин. Но ведь и к Причастию люди привыкают. И все зависит не только от того, как человек готовится к нему, а от того, как он живет. Может ли человек, живущий обычной суетной жизнью, сказать положа руку на сердце, что его жизнь христоцентрична? Понятно, когда афонские монахи причащаются три-четыре раза в неделю: это люди, которые посвятили себя Богу, они живут во Христе. Для них частое Причащение совершенно оправданно, так и должно быть.

Но большинство обычных мирян живут не на Святой Горе, а в современных городах. Если мы сведем на нет подготовку к Причастию то через какое-то время получим то, что сегодня имеется на Западе. Добросовестный благочестивый католик, идя домой, между работой и супермаркетом заходит по дороге в храм, где совершается вечерняя месса, и причащается между делом — не готовясь, не постясь, не исповедуясь и не читая никаких правил. Потратив на это 15-30 минут, идет домой и дальше живет обычной жизнью. Это и есть идеал? Нужно ли к этому стремиться? Нет!

— Как часто следует причащаться мирянам? Многие священники советуют причащаться раз в две недели.

— Невозможно дать рекомендацию, общую для всех. Все зависит от интенсивности церковной жизни. Человек в разные периоды своей жизни испытывает разную нужду в церковных Таинствах. Повторю: если человек регулярно исповедуется, очищает свою совесть, если он живет церковной жизнью в полном смысле этого слова, постится, читает молитвенное правило — думаю, что он вполне может причащаться достаточно часто. Как часто? За каждой Литургией? Не нужно ставить перед собой таких целей. Нужнор достаточно часто, и не всегда перед Причастием исповедоваться.

Можно причащаться раз в неделю? Можно, если человек живет напряженной внутренней жизнью. Можно причащаться раз в две недели? Наверное, это одно из самых оптимальных решений. Я бы еще прибавил великие и двунадесятые торжества и праздники, которые человек особо почитает. И думаю, для современного христианина, который как минимум каждую неделю ходит в храм, причащаться два-три раза в месяц хорошо и вполне достаточно.

Источник: Журнал «Православие и современность»
По материалам www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *