Как научиться не осуждать

Как научиться видеть свои грехи и не осуждать других?

Кроме мелких грехов, в которые мы впадаем почти ежечасно, у каждого из нас есть какая-то своя большая укоренившаяся страсть. Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

С ней труднее всего бороться и побеждать. Она подобна той немощи, от которой в течение восемнадцати лет страдала женщина, упоминаемая в нынешнем евангельском чтении (см.: Лк. 13:10–17). Эта страсть нас мучает и терроризирует, лишает духовной свободы и спокойствия души, часто отгораживает глухой непроходимой стеной от Бога и других, порой самых близких, людей. Например, кто-то чрезмерно терзается гневом по любому поводу и своим ближним и окружающим устраивает уже в этой жизни сущий ад; кто-то заражен сребролюбием и ради стяжания богатства и денег готов на все; иной из-за любой неудачи впадает в уныние; многие страдают от пьянства, разрушая семьи и целые общества, также часто встречаются нетерпеливые, неуступчивые, злые или несчастные люди, потому что, как объясняет премудрый Соломон, «парение похоти переменяет их ум незлобивый» (Прем. 4:12). Из-за гордыни и властолюбия отдельных чиновников возникают конфликты и войны.

Великое благо, когда человек, терзаемый той или иной страстью, это осознает и с Божией помощью пытается с ней бороться и искоренять, как эта женщина. Христос, придя в синагогу, увидев её веру, незамедлительно исцеляет. Однако много есть людей, которые не видят за собой никаких грехов или обращают внимание лишь на мелочи (например, есть ли в постном печенье молоко), но совершенно упускают из виду свою самую главную страсть. Таким был упоминаемый в Евангелии начальник синагоги. Он не возрадовался при виде исцеления скорченной женщины, не прославил за это Господа, а наоборот, стал осуждать Христа, а по сути Самого Бога, за нарушение субботы.

Наверняка все мы задумывались, почему так происходит? Пожалуй, основная причина неведения своих грехов – осуждение других. Многие посвящают этому всю жизнь, начиная с самого утра и заканчивая поздним вечером: «А у него такая-то жена, а как она одевается, а какая у них квартира и машина, а как ведут себя ее дети» – и т. д. и т. п. И нет этому ни конца ни края. Особенно над провоцированием и развитием страсти осуждения работают ныне все новостные каналы, а также социальные сети интернета.

Не сильно удивительно, когда страстью осуждения болеют светские нецерковные люди. Ужасно, когда ею заболевают люди верующие, забывая о заповеди Спасителя: «Не судите и не судимы будете» (Мф. 7:1). Без сомнения, важно научиться не судить других людей не только словами, но и своими действиями. Например, многие, даже стоя в очереди к великому Таинству Исповеди, тут же осуждают священников, потому что к одному подходят, а к другому не подходят. Когда грязь льется на нас в социальных сетях, мало кто становится на защиту своих пастырей. Конечно, мы все разные, все великие грешники, но благодать священства, полученная в хиротонии, у нас одинаковая. Единственное, что требуется, – это молиться о согрешающих и таким образом помогать всем стать на путь спасения. «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Корень осуждения, по мысли прп. Иоанна Лествичника, лежит в страсти гнева. Он вложен Господом в нашу душу при творении как защитная реакция, но мы не умеем пользоваться этим орудием. Вместо того чтобы направить острие гнева на себя, то есть свои грехи и недостатки, и победить их, мы обращаем гнев на других, посредством их осуждения, и тем самым лишаем себя благодати Божией и возможности духовного развития и роста.

В книге «Про́лог» рассказывается, как в одном монастыре жили два монаха, «великие житием», и ради этого сподобившиеся видеть один на другом ежедневный особенный отблеск благодати фаворского света и славы Божией. Но вот некогда один из них вышел для каких-то надобностей за монастырские ворота в пятницу рано утром и увидал человека, вкушающего пищу. Какое, казалось бы, ему было дело до согрешающего? Но нет, не утерпел монах и осудил. «Ну можно ли, – сказал, – в пятницу тебе так рано есть?» На другой день, возвратившись в монастырь, он встретился со своим сподвижником. Тот взглянул на него и, к удивлению своему, заметил, что чудного отпечатка славы Божией на нем уже не было. Как искренно любивший своего друга, он сильно восскорбел о нем и спросил: «Что-нибудь да ты сделал худое? Благодати Божией я не вижу на тебе!» Осудивший отвечал: «Ни делом, ни помышлением не нахожу себя согрешившим». «Так, – отвечал друг. – Но не согрешил ли словом?» Тут осудивший вспомнил свою встречу с рано евшим в пяток и сказал: «Да, я вчера рано евшего осудил: помолись обо мне, чтобы Бог простил меня». И оба наложили на себя пост. Прошло после сего две недели, и молитва и пост спасли осудившего. Благодать Божия снова сошла на него, и оба утешились и прославили Бога. «Темже, братие, – заключает сказание, – не осуждайте никогоже, но о своих попечемся согрешениях».

Как научиться не гневаться и не осуждать других? В нынешнем Евангелии на это есть ответ. Спаситель сказал осуждавшему Его за исцеление в субботу начальнику синагоги: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15–16).

Этими словами Господь старается пробудить в осуждавшем чувство милосердия. То есть Христос говорит, что если у тебя есть жалость к скотине, ради которой ты нарушаешь субботу и ведешь её поить, то насколько больше должно быть жалости к человеку, над которым восемнадцать лет издевался сатана. И когда Спаситель сказал эти слова, то «все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17).

Итак, если мы хотим постоянно пребывать в свете благодати Божией, видеть свои грехи и постепенно искоренять их, нам нужно учиться никогда не осуждать других людей. Все мы духовно слабые и удобопреклонны ко всякому греху, а потому нуждаемся не в осуждении, а в дружеской поддержке. Ибо только так, взаимно поддерживая друг друга, мы сможем исполнить закон Христов. Аминь!

LiveInternetLiveInternet

Давайте сразу определимся, что такое осуждение? Это негативная оценка людей и их поступков, принципов, образа жизни. Это когда их жизненные позиции не совпадают с нашими, и мы их судим.
В нежном возрасте ребёнок не способен разделить две категории – свои поступки и себя самого. Может, поэтому японцы до определённого возраста детей и не ругают? Если вы будете ругать трёхлетнего карапуза, он просто в силу возраста воспримет ваш гнев как недовольство лично собой, и — комплекс готов. С возрастом у нас формируется некий фильтр, помогающий отделить поступки от человека, и надо это обязательно делать, т.к. несогласие с поступком – это не то же самое, что недовольство человеком, а вообще осуждение кем бы то ни было очень вредно для тех, кто им занимается.
Объясню, почему.
Наше подсознание – всегда на нашей стороне, одна из его задач – защищать нас. Когда мы осуждаем других людей, то в глубине души знаем, что поступаем неправильно, некрасиво, что это недостойное занятие, и подсознание, конечно, это фиксирует. Выглядит это примерно так: «Ага, осуждение – это плохо, значит, надо сделать всё, чтобы меня не осуждали». А как сделать так, чтобы нас не осуждали? Верно – либо скрывать все неблаговидности, либо обманывать, либо не делать того, что может не получиться. Мы будем очень ограничены в жизни страхом осуждения. Наверняка многим знакомо это «что скажут, что подумают». И получается не жизнь с удовольствием, а жизнь с оглядкой, в тисках этого вечного страха — а вдруг кто-то осудит?
Т.е., осуждая, мы начинаем подсознательно бояться, что с нами поступят так же, и это очень ограничивает наши действия в жизни, мы начинаем смотреть на себя чужими глазами, мерять чужой меркой, и вкус жизни теряется.
Поэтому так важно перестать осуждать людей.
Это обычное решение, которое можно принять, осознав глубину последствий, и следовать ему.
Чтобы это было проще сделать, давайте рассмотрим вопрос со всех сторон. Есть нормы, которые правильны для нас. У другого человека своё «хорошо-плохо», и то, что для нас чёрное, для него вполне может быть белым, и это – нормально. Берясь судить, мы меряем своей меркой, мы не знаем мотивов и обстоятельств другого человека, и получается односторонняя оценка, которая не может считаться верной. Т.е., пытаясь судить других людей, мы заведомо выдаём неверные суждения, от которых ни нам, ни другим нет никакой практической пользы, один вред.
Кроме этого, когда мы занимаемся чужой жизнью, то не занимаемся своей, т.е. попросту теряем энергию и время, которые могли бы направить на созидание и рост. Наш эмоциональный сосуд наполняется негативом, недовольством, страхами, и всё это – следствие, казалось бы, невинной привычки осуждать.
Многие психологи советуют не осуждать человека, а осуждать только его поступки. Я считаю осуждение в любом виде вредным и бесполезным занятием. Когда мы судим, то ставим себя в позицию выше, чем осуждаемый, и, если вам свойственна эта привычка, есть повод всерьёз задуматься – а как вы относитесь к себе? Не осуждаете ли? Прощаете ли себе ошибки? Умеете ли в принципе прощать?
Привычка осуждать – это симптом, призванный заставить нас задуматься – а почему я осуждаю?
Может быть, для того, чтобы казаться лучше в глазах окружающих? Или самоутвердиться таким образом за счёт другого? А может быть, тут скрыта зависть? Бывает, что осуждение настолько вошло в привычку, что становится естественным фоном жизни, способом выразить своё недовольство миром. Про таких людей говорят: «с желчным характером».
Теперь — как не осуждать?
Во-первых, обнаружив у себя тягу к осуждению, признать и принять её. Пусть пока будет. Это такая же часть вас, как и все остальные, и она имеет право на жизнь.
Во-вторых, подумайте о том, что внутренний мир каждого человека – это тайна, он всегда сокрыт от всех, и мы не можем проникнуть в него, поняв все тончайшие нюансы, побудившие человека так поступать. Поэтому – наше суждение будет ошибочным при любом раскладе. Зачем оно тогда? Только силы зря потратите.
В-третьих, будьте искренни с собой и посмотрите вглубь своей проблемы, высвечиваемой чужим поступком, задевшим вас (как-то заковыристо получилось). То, что нас цепляет в других – это то, что мы не замечаем в себе. Поэтому, вместо осуждения, гораздо лучше поблагодарить другого человека за невольную помощь и заняться своей проблемой.
В-четвёртых, неосуждение – это отказ от отрицательных оценок и признание, что всё просто есть. Мир очень многообразен, и если пристально посмотреть на его устройство, то можно увидеть, как всё логично и рационально в нём устроено. Нет ничего лишнего. Поэтому всё это многообразие надо принять целиком и полностью, что позволит начать полноценно радоваться жизни. Безусловно, это непростая задача, и я учу её решать – и на своём курсе, и в индивидуальной работе. Если нужна помощь, напишите мне.
Также неосуждение – это признание за всеми людьми права на ошибку. Но сначала посмотрите – признаёте ли вы это право за собой? Не беспощадны ли вы в первую очередь к себе? Научившись прощать себя, вы автоматически сможете это делать по отношению к другим.
И это всё нужно проработать и осознать, потому что, просто запретив себе осуждать, вы не осознаете суть неосуждения, вы просто примените над собой насилие, что в итоге выльется в протест. Поэтому, не надо запрещать, надо разбираться и работать.
И в завершение хочу вам рассказать историю об ошибочности суждений от Ошо:
Двоих мужчин попросили отвезти мусор на свалку. Машина была перегружена мусором, и один сказал другому: «У тебя могут возникнуть проблемы с полицией, если мы поедем через весь город с этим мусором, который по пути будет сдувать ветром». На что напарник ему ответил: «Не беспокойся, у меня есть идея. Ты веди машину, а я лягу сверху на мусор и не дам ему разлететься».
По пути на свалку они проезжали под мостом. На мосту стояли двое и смотрели вниз. Они увидели человека, лежащего на куче мусора с распростертыми руками и ногами, и один сказал: «Посмотри на это! Кто-то выбросил совершенно приличного мужчину!».
С любовью, Юлия Соломонова

Серия сообщений «СОВЕТЫ»:всё интересное Часть 1 — Как сделать эфирное масло из мяты и герани
Часть 2 — ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫЛО

Часть 19 — Антивирусы для бесплатной скачки
Часть 20 — ХОЗЯЙСТВЕННОЕ МЫЛО
Часть 21 — Привычка осуждать. Как не осуждать людей
Часть 22 — Энергетическое лечение вашего дома
Часть 23 — Внимание! Читать всем…
Часть 24 — Мудрые слова и наставления монаха Симеона Афонского
Часть 25 — В Почте Мэйла появилась история входов с устройств
Часть 26 — ЛЮДИ, ПОСЛУШАЙТЕ, ЧТО ГОВОРЯТ НАМ АНГЕЛЫ И КАК ПРОСЯТ ПОМОЧЬ НАШЕЙ ЗЕМЛЕ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *