Как не попасть в секту

Составляющие работы секты

Вербовка

Помните «Аквариум» Виктора Суворова? Первый закон вербовки – не лови рыбу на клубнику, которую любишь ты. Лови на червяка, которого любит рыба.

Вербовщик секты никогда не станет рассказывать вам о своих проблемах. Вместо этого внимательно выслушает ваши. Посочувствует. Посоветует. Пригласит в одну организацию, где вам непременно помогут! В ближайшие выходные как раз состоится гостевая встреча… Посмотрите, не понравится – уйдете.

Власть

Гуру, учителя, и прочие пророки располагают абсолютной властью над рядовыми сектантами. Но вы и сами сможете ощутить эту власть, если приведете 10 друзей. Завербуете 100 – продвинетесь в иерархии секты еще выше.

На власть ловятся многие. Еще вчера вас не слушали даже приятели, а сегодня ваше слово – закон. Для этих самых 10 человек, а может и 100, и 1000…

Дисциплина

В сектах активно процветает стукачество. На товарищей доносят «ради их же блага». Ведь пока они своей вины не искупят, путь на небо им закрыт. Не берут туда грешных.

Ослушаетесь «старшего наставника» – останетесь без ужина. Не выполните ориентиры по сбору милостыни – на следующий день придется собирать в двойном размере.

Деньги

Секты – это очень выгодный бизнес. Под ширмой отказа от «мирских благ» вас склоняют к передаче секте всех денег, машин, недвижимости. А работать вы будете много и бесплатно, иначе «просветление» не наступит.

А о судьбе ваших бывших денег, машин, квартир будет известно лишь очень узкому кругу высшего руководства…

Тайна

Новичку мало что рассказывают, в особенности о том, чем занимаются «высшие посвященные». Вам лишь слегка намекнут, что на «седьмой ступени» вас ждет кладезь тайных знаний о мире, о Боге, о себе самом. И вот вы уже упорно рветесь к этим знаниям, воспринимая все, что с вами делают, как испытания на пути к тайне.

Психологическая обработка

Любая секта использует специальные методы контроля сознания. Вот основные из них:

– Вся ваша прошлая жизнь будет объявлена иллюзией, не заслуживающей внимания. Все ваши друзья из прежней жизни – невежды, ничего не понимающие в настоящей жизни;

– Постоянная занятость: если вы не слушаете лекцию «учителя», то читайте литературу секты, или занимайтесь йогой, или медитируйте;

– Весь мир отныне делится на друзей и врагов. Друзья – в секте, остальные – убогие дебилы, которые никогда не смогут вас понять;

– «Работайте над собой, спать и есть некогда» – голодному и усталому человеку проще внушить нужные установки;

– «Умом до истины не дойти» – если наставник говорит, что нужно принимать ЛСД, выполняйте не думая. Критический ум – это зло;

– «Визуализация серебристой праны в пятом уровне астрала помогает работе с эгрегорами» – в секте существует свой язык, на котором общаются посвященные. Заговорив на нем, вы потеряете связь с реальностью. Отныне ваш ум будет работать в направлении, выстроенном лидером секты;

– «Ваши руки теплеют… по телу разливается покой… мышцы расслаблены… думайте о хорошем…». Аутотренинг – отличное средство скрыто вложить вам в голову все что угодно. Вам только кажется, что вы «невнушабельны»;

– «Так, сегодня Марина спит с Иваном, а вы двое будете чистить картошку». Половой инстинкт – один из сильнейших. И тот, кто управляет им извне, подчиняет себе человека.

Эти методики совершенны. С их помощью лидеры сект легко подавляют своих учеников. Их личность загоняется глубоко внутрь, на поверхности же останется довольное и абсолютно покорное существо.

Как происходит втягивание в секту

Вам надоело одиночестве? Хочется найти друзей, с которыми можно пообщаться, которые если что помогут. Ваша жизнь скучна, однообразна и лишена смысла? Хочется ее изменить?

Если это так, вы – потенциальная жертва сектантов.

Вы можете решить для себя: схожу только на «гостевую встречу», посмотрю чем они занимаются. Первое, что с вами сделают, – начнут «бомбардировать любовью». Комплименты, улыбки, готовность помочь, девушки красивые вокруг вьются… И ваше сердце оттаивает. Никакие они не звери, славные люди. Назойливые только немного, но у каждого свои недостатки.

Вот здесь и происходит первая «точка слома»: заботу о своем счастье вы перекладываете на чужие плечи. Эти ребята говорят, что знают как сделать человека счастливым. Вот пусть и сделают счастливым меня!

Это называется халява, на нее легко попасть и очень сложно отвыкнуть.

Вас постепенно начнут «привязывать на поводок». Помогать, утешать. Поручать легкую и поначалу не грязную работу. Давать книжки о светлой жизни «посвященных».

Конечно, вы будете сомневаться. И в секте это знают, – не первый год вербуют неофитов. Поэтому их методика отработана до совершенства. Вам расскажут, что сейчас вы находитесь на низком уровне развития сознания, и не можете понять что с вами происходит. Не доросли еще. Вот подрастете – спасибо скажете. И вы, надеясь на чудо, вовлекаетесь в деятельность секты глубже…

Когда станет ясно, что вы привязаны, наступит «посвящение». После этого покинуть секту становится крайне сложно.

Для «посвященного» возможны всего два варианта. Первый – пахать день и ночь, не поднимая головы, умножать доход лидеру секты. И верить в скорое «просветление». Однажды придет время, когда сил покинуть секту уже не останется. Куда уходить? Все мосты сожжены. Вас больше никто не ждет.

Второй вариант – заставлять пахать других. Расти в иерархии секты. И вы будете находить удовольствие уже не в «постижении истины», а в том, чтобы рядовые сектанты ползали перед вами на коленях.

Чем Православная Церковь отличается от секты?

Интервью с иереем Димитрием Алешкевичем, настоятелем храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Севастополе.

— Чем Церковь отличается от секты?

— В современной литературе можно найти немалое количество определений понятия «секта». Например, в словарях Даля и Ожегова сектой называются «религиозные объединения, отделившиеся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящие». Профессор ПСТГУ Александр Дворкин пишет, что «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона». Лично мне ближе всего определение Ожегова. В таком понимании в раннехристианскую эпоху само христианство, появившееся в иудейской среде, считалось сектой. Об этом пишет Плиний Младший. В истории русской религиозной мысли и традиции русской религиозной жизни мы можем видеть большое количество христианских и псевдохристианских общин, противопоставляющих себя и свое учение Русской Православной Церкви. Эти общины, зачастую протестантского толка, по отношению к православию являются сектой в классическом понимании этого слова. С другой стороны, секта не всегда отделяется от какого-то вероучения, может создаваться с нуля, что характерно для новых сект нашего времени.

С точки зрения православной христианской экклесиологии далеко не все религиозные организации, которые сами называют себя церквями, могут называться церковью в полном смысле. В православном понимании земной аспект Церкви сопряжен с аспектом невидимым, надмирным, при этом церковная организация не является чем-то произвольным, случайным, является Богоустановленной. Это отличает Православную церковь, которая, скажем, оперирует таким понятием, как «апостольское преемство», от протестантских и других религиозных групп, в которых церковная организация подчинена человеческому выборному началу. Я бы предложил обратиться к серьезным работам, посвященным этому вопросу, чтобы более точно определить различия в понятии «церковь» в православной традиции и других традициях.

— Чем православие отличается от других христианских религий? Один человек, отвечая на этот вопрос, сказал, что православная вера идет от души, а остальные от разума. Согласны ли вы с этим?

— Вселенская Православная церковь — это полтора десятка поместных Православных церквей. Всех их объединяет единое вероучение, единая догматическая база, она же и отличает православие от католичества и прочих христианских деноминаций. Однозначно утверждать, что православная вера идет от души, а остальные христианские течения от разума, я бы не стал. Везде люди, и люди разные: кто-то способен более глубоко воспринять христианское откровение, а кто-то лишь на уровне обряда. Но, безусловно, в протестантизме, в свое время отказавшемся от Таинств как мистического наполнения христианского вероучения, глубина восприятия веры намного меньше, чем в православии. Я бы даже сказал, что в протестантизме духовность подменена душевностью: больше улыбок, больше учтивости, больше социально служения, но меньше опыта Богообщения, который мы видим, например, в монашестве IV—V веков.

— Почему на Украине и в Крыму такое большое количество различных религиозных направлений?

— Я бы не сказал, что только в Севастополе или в Украине образовалось большое количество различных религиозных направлений. Это явление повсеместное и не детерминировано географией. В большей степени я бы связал это с характеристикой нашего времени. Вспомним Западную Европу эпохи позднего средневековья. В религиозном плане это было унитарное пространство. Только в эпоху Реформации мы сталкиваемся с массовым отходом от католичества и появлением новых христианских течений, таких как лютеранство, кальвинизм и другие. Как правило, новые религиозные направления не отличаются глубиной философской религиозной мысли и не требуют от своих адептов того, что в православии называется покаянием — глубинной внутренней перемены. Еще в 70-х годах ХХ столетия протопресвитер Александр Шмеман писал о том, что современный мир деградирует, что происходит умаление смысловой нагрузки ключевых жизненных понятий, таких как «любовь», «дружба», «честь» и т.д. То же самое относится и к религиозной жизни общества: она так же подвержена деградации и обмельчанию, упрощению толкования традиционных основ религиозной жизни. Это, я считаю, является ключевой причиной появления множества различных религиозных течений.

— Как Вы считаете, в чем главная причина того, что человек идет в секту, а не в Православную церковь, не является ли это зоной ответственности священнослужителей? Как Вы относитесь к подобному пути?

— Разочарование в Православной церкви может быть связано в каждом отдельном случае с конкретной причиной, которая побудила человека оставить Православную церковь. И я не стал бы всегда связывать уход из православия с ответственностью священнослужителей, прежде всего потому, что посредственные священнослужители встречаются везде: как в Православной церкви, так и в других религиозных организациях — и лично я не наблюдаю массового исхода из православия. Что же касается священнического корпуса, то уместно вспомнить слова католического мыслителя Леона Блуа: «Святой народ дает добродетельное священство, а добродетельный народ дает посредственное священство». Проблема с качеством священства в православии и религиозных лидеров в других организациях обусловлена умалением христианского духа нашего народа, пережившего десятилетия коммунистического безбожия. И если кто-то жалуется на священство, пусть не забывает, что священники — это люди, которые посещали ту же самую среднюю общеобразовательную школу и воспитывались в той же среде, в которой воспитывались и те, кто старается увидеть в православии только негатив.

На мой взгляд, причиной ухода из православия в другие христианские деноминации является всеобщее оскудение и обмельчание ключевых жизненных понятий. В протестантизме все гораздо более упрощенно, чем в православии и даже католичестве. Я имею в виду богословие и мистику. Согласно Священному Писанию, Господь дает людям разное количество талантов по мере их силы и способности вместить и преумножить эти таланты. Это касается как духовной жизни, так и жизни светской: кто-то поступает в Кембридж, а кто-то оканчивает кулинарный техникум. Православное вероучение и опыт мистического Богообщения открывает перед человеком необъятные просторы для познания и работы над собой. В православии безграничные возможности преумножить Богом данные таланты. Вопрос лишь в том, кто может это вместить. И судить, конечно, о православии нужно не по приходскому священнику, который, к сожалению, бывает излишне обременен семейными обязанностями и бытовой суетой, а по плеяде святых, которые смогли всей своей жизнью явить нам высоту православного опыта Богопознания.

— Баптисты, например, не признают крещение младенцев, иконы и многое другое. Не считаете ли, что это от безграмотности?

— Мне не хотелось бы пересказывать содержание векового спора VIII—IX веков о почитании икон, пусть это остается достоянием истории и семинаров по истории Церкви, лишь напомню, что этот вопрос однозначно был решен в православной традиции в IX веке в пользу почитания икон. Свт. Василий Великий сказал, что всякую вещь украшает мера, и, следуя этому совету, мы сохраняем иконописные изображения как напоминания о первообразе. Следуя логике протестантов и других иконоборцев, нам всем следует избавиться от фотографий в семейных альбомах, но эта абсурдная идея не приходит никому в голову. Даже более того: современное человечество сегодня сотворило себе столько кумиров, что, если буквально следовать второй заповеди Декалога, нам пришлось бы уничтожить все то, чем мы сегодня так успешно пользуемся. Даже дети, которые в каком-то смысле являются отображением родительской сущности, в подавляющем большинстве случаев даже у верующих людей заслоняют собой Бога. Любовь к ребенку затмевает собой любовь к Богу, и вряд ли найдется сегодня родитель, способный повторить подвиг Авраама. Давайте не будем впадать в крайности: ведь идолопоклонство начинается именно там, где заканчивается мера и появляется крайность.

Относительно крещения детей. Этот вопрос тоже неоднократно обсуждался в истории Церкви. В частности, ясное указание на крещение младенцев мы находим, например, у св. Иустина Мученика (II век), св. Иринея Лионского (II век), у Оригена (III век), блж. Августина (IV—V века) и других. Это все отцы Церкви раннехристианской эпохи. Они объясняли необходимость крещения младенцев наличием первородного греха в человеческой природе, который передается по наследству и требует оперативного врачевания — крещения, как и любое другое наследственное заболевание.

Баптисты отказывают в крещении детям, мотивируя это тем, что крещение должно быть сознательным выбором человека. Но я глубоко с этим не согласен. Сознательным выбором человека должна быть вся его жизнь, а не только крещение, которое, говоря математическим языком, является необходимым, но недостаточным условием спасения человеческой души. И, кстати, можно ли вообще назвать сознательным такой выбор, как выбор наркомана или алкоголика?

Крещение в детстве совершенно не лишает человека возможности сделать свой выбор в будущем в пользу исполнения заповедей Христовых или их нарушения. И, как любой священник, я ежедневно сталкиваюсь с тем, что, с одной стороны, немалое количество наших прихожан было крещено в детстве, что не помешало им осознанно связать свою жизнь с православием, а, с другой стороны, еще большее количество людей, крещенных как в детстве, так и в зрелом возрасте, находится вне церковной ограды. Это личный выбор взрослого человека, но не ребенка. Мы все считаем нормальным, когда родители регламентируют жизнь своих детей: когда им спать, а когда есть, когда ходить в школу, а когда помогать по хозяйству, когда нужно показаться врачу и другое, и никому не приходит в голову дать полную свободу маленькому человеку, который по определению этой свободой распорядиться не в состоянии. И если родители, в силу власти, данной им Богом над своими детьми, регламентируют все стороны жизни своего чада, то почему они не могут до определенного момента регламентировать и духовную его жизнь? Ведь в этом и состоит их ответственность перед Богом и обществом.

Запоздалые вопросы

Членство человека в секте в большинстве случаев очевидно, а признаки сектантства лежат на поверхности. Например, кришнаит будет ежедневно вставать в пять утра, петь мантры, поклоняться божествам, стоящим в домашнем алтаре. Ваша кухня пропитается запахом карри и других индийских специй.

Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.

Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.

Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.

Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».

Глаза не открываются

Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.

Человек, который ведет дезадаптивный образ жизни, потерял работу, гробит свой организм изощренными диетами, безусловно в секте, пусть даже в этой секте всего один член.

Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.

Стоит назвать сомнительную организацию, членом которой стал ваш близкий, сектой, культом, как он сразу начнет считать вас врагом.

Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.

Для сектанта вы стали чужаком, а его собратья по несчастью – подлинной семьей.

Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.

С мантрой по жизни

Но давайте для начала определимся с тем, что делает организацию сомнительной, потенциально опасной. Я думаю, главный фактор – это привитие членам организации взглядов, противоречащих фактам, плохо совместимых с реальностью, не соответствующих научным данным.

Например, организация заявляет, что после полугода практики йоги, чтения мантр или групповых экстатических молитвенных собраний ее члены научаются вполне сносно ходить по воде. А те, кто в результате тонут, на самом деле являются избранниками Высшего Существа и просто отправляются в Его Царство. Вряд ли мы будем считать эту организацию общественно полезной, вряд ли захотим, чтобы она пополняла ряды своих членов за счет наших близких.

Конечно, лженаучные методики хождения по воде, обретения богатства, счастья, здоровья и долголетия, а также достижения успеха распространяются не только в сектах. Все эти эзотерика, альтернативная медицина, экстрасенсорика с биоэнергетикой, чудодейственные психотехнологии сегодня широко доступны и в Сети, и на полках книжных магазинов, и, что самое печальное, в СМИ.

Человек уже находится в опасности, если решил, что:

  • вегетарианство или, что еще хуже, сыроедение полезно для здоровья;
  • йога лечит все болезни;
  • тайцзы и цигун оздоравливают и гармонизируют организм;
  • гомеопатией можно вылечить хоть какое-то заболевание;
  • немигающий взгляд способен улучшить зрение;
  • произнесение мантры «ОМ» полезно для здоровья.

И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.

Тайное знание

Мнимо безопасные эзотерические, народные, ментальные методы зачастую являются не только бесполезными, но и вредными.

Например, йога, которую позиционируют как мягкое средство воздействия на организм, на самом деле вызывает целый ряд заболеваний, в частности йогический отказ ног (yoga foot drop) и инсульт.

Все эти «духовные» практики и секретные методы, описанные в дешевых эзотерических книжульках, по сути мостят перед человеком дорогу в культ. Некоторые искатели легких, тайных, обходных путей к счастью, здоровью и обретению могущества попадают в секту сразу, другие – спустя долгое время, третьи – вообще не попадают, оставаясь, по сути, членами культа размером в одного последователя. Но связь увлечения эзотерикой и альтернативной медициной с попаданием в секты очевидна.

Если вы увидели, что ваш близкий начал увлекаться раскрытием третьего глаза, самолечением и самооздоровлением, влиянием на реальность силой мысли, чисткой ауры/кармы, освоением чудодейственного метода хождения по воде, спохватиться следует именно в этот момент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *