Как определить дату именин

Святые покровители и День Ангела

Светлана по церковному — Фотиния (Фотина, Фатиния). Покровительницей всех Светлана являлась Фотиния Палестинская. Ее путь к вере начитался с кораблекрушения, в котором смогла выжить только лишь она. Тогда волны прибили эту девушку к острову, где проживал блаженный Мартиниан. Именно он поведал Светлане о том, что живёт на этом острове в полном одиночестве много лет, но три раза в год к нему приезжает корабельщик, который привозит провиант. После этого рассказа он благословил Светлану, а сам бросился в море, где он был подхвачен дельфинами и смог с их помощью добраться до берега.

Спустя некоторое время на остров приплыл корабельщик, но девушка отказалась возвращаться в мир, после чего посвятила всё своё время молитвам. Через 6 лет она умерла, что было обнаружено прибывшим в очередной раз на остров корабельщиком. Преподобная самаритянка и великомученица Светлана была похоронена в Кесарии Палестинской, где 10 января 1991 года был возведен храм в ее честь.

К иконе преподобной Светланы в православии обращаются праведные с любыми проблемами жития, молясь о благополучии и здоровье. Ей также посвящены акафисты на латыни.

По святцам, именины у Светланы по церковному календарю отмечаются три раза в год по следующим библейским числам:

  • 26 февраля.
  • 2 апреля.
  • 16 ноября.

Если ребенок был рожден приблизительно в эти православные даты с небольшой разницей в днях, то ему надо дать Светлана имя при крещении.

Возможно, Вам пригодится статья о том, когда именины Анастасии.

Характеристика имени

Светланы представляют собой ответственных самостоятельных личностей, которые привыкли полагаться только на саму себя. Вся энергия этого имени буквально пропитана подвижностью, легкостью, эмоциональностью и весельем. Именно поэтому, наверное, оно остается очень популярным среди славянских народов.

В своей жизни эти женщины отличаются общительность и доброжелательностью, они обожают веселые шумные компании, а также новые знакомства. Светы полностью оправдывают свое светлое имя, так как они независтливые и незлопамятные личности, которые умеют легко находить общий язык абсолютно с любым оппонентом. Они не обладают ни особой стойкостью характера, ни способностью довести до конца начатое дело, однако благодаря самоуверенности таким женщинам удается убедить окружающих людей в наличии недостающих ей качеств.

В характере прослеживается доброта и властность, неумение принимать решения и настойчивость, альтруизм и завышенная самооценка. Великодушие и дружелюбие таких женщин не мешает им быть командиром и лидером, а также твердо отстаивать свое мнение. Положительные качества Светлан более выражены, чем отрицательные. Они умеют не обращать внимания на чьё-то общественное мнение, им даже нравится, когда о них говорят.

Светам всегда довольно непросто совладать со своими эмоциями, они очень темпераментные личности. Властность у них прекрасно уживается с отходчивость. Именно поэтому с такими женщинами легко общаться, даже если у них плохое настроение.

Если потребуется, то такие личности могут легко поменять свою жизнь, пересмотреть свои приоритеты и взгляды. Светы легко принимают на веру всё сказанное другими людьми.

Судьба не всегда благосклонна к Светланам, но гибкая психика и хорошая приспособляемость позволяют таким женщинам стойко переносить неудачи.

Они довольно часто нуждаются в поддержке, но совершенно не умеют просить о помощи, от природы не обладают достаточной решительностью, чтобы достичь какой-то высокой цели, которые женщины ставят перед собой. Светы начинают паниковать при первых же трудностях, но не в их характере просить о помощи. Нерешительность этих женщин заставляет их плыть по течению, а также идти хорошо протоптанной дорожкой.

Несмотря на всю вздорность характера, Светланы умеют дружить совершенно преданно и бескорыстно. Рядом с такими людьми всегда уютно и светло, а мудрость, которая обязательно приходит к ним с возрастом, только усиливает притягательность женщин для общения. В таких личностях никогда не было и не будет корысти и нахальства.

Детство и юность Светы

Маленькие девочки являются первыми мамиными помощницами, они с удовольствием моют посуду, помогают готовить и нянчиться с младшими сестрами и братьями. Светы веселые и общительные, легко вливаются в любой детский коллектив.

Они очень любят покомандовать и всегда находятся в центре внимания, но им не хватает уверенности в себе. В школе учатся неплохо, так как у них хорошая память, но знания их весьма поверхностные и ограниченные информацией учебников. Родителям необходимо с раннего возраста прививать своим дочкам любовь к чтению, тогда из них вырастают разносторонне развитые личности.

У этих девочек очень пластичная психика, поэтому, какие ценности в них будут заложены их родителями и учителями в детстве, те и будут для них основными. необходимо развивать в Светланах целеустремленность, в противном случае, став старше, они не захотят ни учиться, ни работать.

Однако Светам не подходит строгое воспитание, так как в таком случае могут проявляться вулканические стороны характера девушки. После долгих лет сдерживания эмоций и чувств они могут с удвоенной силой передаться в виде разгульной жизни и веселья. Поэтому родителям надо найти золотую середину.

Здоровье и сексуальность

Главное для таких женщин — их моральные и психологическое состояние. У них может часто болеть голова, особенно это касается тех случаев, когда Светланы сильно нервничают. Этим личностям необходимо соблюдать режим дня, высыпаться, в противном случае приступы мигрени могут усиливаться.

Светланы всегда лучше себя чувствуют в обществе мужчин, с которыми они легко находят общий язык. Эти личности поверхностно относятся к жизни, поэтому у них нет каких-то четких критериев выбора партнера. Если женщине понравится мужчина, то она легко может согласиться на секс.

На первый взгляд, такие натуры могут показаться неприступными и холодными, но на самом деле они страшно романтичны и чувствительны к знакам внимания. Жизнь без мужчины для Светлан является бесцельной, им обязательно нужен тот человек, который будет любить.

Несмотря на всё это, секс не играет какой-то важной роли в жизни женщины. Для неё будет гораздо важнее найти духовную связь, умение мужчины обеспечить и защитить свою женщину. Если партнер будет страстным и нежным, то Светлана станет буквально глиной в его руках, из которой мужчина сможет слепить чувственную женщину.

Брак и совместимость

Супруга они выбирают тщательно. Для таких женщин не характерен ранний брак, они долго ждут своего принца, причём редко ошибаются в своём выборе.

Дом, дети и семейное счастье — это то, в чём Светланы могут обрести себя. Они без сожаления могут оставить работу, полностью посвятить себя своей семье. Им дано удивительное умение приспосабливаться к людям, поэтому супруг Светланы будет чувствовать себя счастливым, так как у него не будет необходимости менять свои привычки.

Светланы готовы предоставить своему супругу решать все финансовые проблемы, а также все другие жизненные задачи. Если женщина при этом будет вынуждена сама заниматься всеми делами, то она будет несчастлива в браке. Эти личности с удовольствием передадут мужчине пальму первенства, но будут стараться держать все дела под собственным негласным контролем.

Своим детям такие женщины обеспечат максимальный комфорт и уют, все их действия будут подчинены интересам детей и мужа. Однако Светланы не умеют рационально тратить средства, предпочитая жить только одним днём.

Удачный брак может сложиться с мужчинами по имени:

  • Владимир;
  • Вадим;
  • Борис;
  • Олег;
  • Василий;
  • Петр;
  • Алексей;
  • Эдуард;
  • Юрий.

Не рекомендуется заводить серьезные отношения с мужчинами по имени:

  • Дмитрий;
  • Александр;
  • Михаил;
  • Глеб;
  • Антон;
  • Владислав;
  • Евгений.

Карьера и бизнес

За всю свою жизнь такие женщины могут поменять множество рабочих мест и профессий, пока не найдут то, что им действительно по душе. Они нетрудолюбивые по натуре, поэтому довольно редко достигают каких-либо карьерных высот. Кроме этого, Светланы не любят учиться, у них часто не бывает высшего образования.

Из них может получиться хороший повар, продавец, бармен, администратор, официантка, оператор, менеджер или копирайтер. Кроме этого, Светланы — творческие люди, поэтому могут выбирать своей сферой деятельности искусство, культуру или музыку. С возрастом эти личности могут заниматься самообразованием, особенно если выбранное дело их увлекает.

Так как эти женщины очень любят проявлять себя как авторитарных и властных личностей, они вполне справляются с руководящими должностями. Но из них получится плохой бизнесмен. Светланы не умеют доводить все начатые дела до конца, не умеют совершать выгодных сделок.

Чаще всего эти натуры просто плывут по течению, при этом не слишком озадачиваются построением карьеры и бизнеса. Это люди настроения, и сиюминутный порыв может заставить их кардинально изменить место работы.

Талисманы на удачу

Нептун и Меркурий — это планеты-покровители.

Покровительствующим знаком зодиака для Светланы является Водолей. Если девочку, которая родилась под этим созвездием, назвать Светланой, то она будет от природы наделена талантами и способностями.

Удачным временем года считается зима, а удачным днем недели — суббота.

Счастливые цвета для Светланы: зелёный, синий, красный и коричневый.

Тотемное растение: лилия и берёза. Берёза считается символом невинности и красоты, она охраняет врата, которые открывают путь на небо. Лилия по христианским традициям является неотъемлемым атрибутом Девы Марии, она символизирует 3 главных христианских добродетели: милосердие, надежду и веру.

Главным тотемным животным является заяц. Заяц считается противоречивым символом, который означает, с одной стороны, плодовитость любовь, а с другой стороны, — трусость и распущенность. Славяне полагали, что это животное идет к своей цели методом хитрости и обмана, но в то же время заяц, лежащий у ног Девы Марии, является символом победы над похотью.

Камнем талисманом для Светланы является черный опал и горный хрусталь.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Календарь именин. Когда отмечать свои именины?

Именинником принято называть человека в тот единственный день, когда он празднует свои именины, или, говоря официальным церковным языком, день тезоименитства — праздник, некогда считавшимся более важным, чем день рождения.

Знаете слово «тезка»? Тогда вам легко будет понять смысл слова «тезоименитство» — они имеют одну природу. Древнерусское «теза» означало «тот же», «такой же». Соответственно, тезоименитство — это обладание одинаковыми именами.

Прежде, в те времена, когда Русь была почти абсолютно православной, родители выбирали имена детям по строго определенным правилам, которые устанавливала церковь. И правила эти были весьма просты. Главным «пособием» по выбору имени были Святцы — своего рода церковный календарь, в который внесены имена всех святых, которых чествуют в православном мире. А поскольку каждого святого полагается прославлять в строго определенный день, то их имена расположены в строгом хронологическом порядке — от первого дня года до последнего.

В день появления младенца на свет отцу и матери нужно было лишь заглянуть в Святцы и узнать, какого святого — или каких святых — прославляют сегодня. Как правило, новорожденного называли именем одного из них. Если в этот день не чествовали ни одного святого или чествовали святых другого пола, нежели новорожденный, имя выбирали, ориентируясь на ближайшую дату, когда такое чествование случалось.

Например, среди святых, прославляемых 30 ноября, нет ни одной женщины. Ближайшая дата, когда в Святцах встречаются женские имена, — 4 декабря. В этот день православные чествуют Анну, Татьяну и Феклу. Девочку, родившуюся 30 ноября, наши предки окрестили бы в честь одной из этих святых. Соответственно, и свои именины она отмечала бы 4 декабря. А вот другие Анны и другие Татьяны, родившиеся в другие дни и названные в честь других святых с тем же именем, праздновали бы свои именины в другие дни. К слову, всего в году 38 дат, когда Анна — именинница. Вот только Анны разные…

Как вы понимаете, при таких строгих правилах встретить в обществе человека с необычным именем было сложно. Наши православные праотцы никогда не назвали бы ребенка Космосом, Океаном, Легендой или, не дай бог, Алисой-Нефертити — а сегодня, по сведениям загсов, дети с такими именами уже живут среди нас. Впрочем, традиционные имена тоже не теряют популярности. В последнее время вокруг все больше Иванов и Марий, Михаилов и Анастасий, Георгиев и Анн.

Правда, в наши дни родители дают детям имена, ориентируясь больше на свой вкус, на звучание имени, на его смысл, нежели на Святцы. И если раньше день именин чаще всего совпадал с днем рождения (особенно у мужчин), то сейчас все несколько иначе — между этими праздниками могут быть даже не дни, а недели и месяцы. Однако правило остается неизменным: отмечать именины полагается в ближайшую дату, следующую за днем рождения человека, когда прославляется святой с тем же именем. Соответственно, этот святой и считается покровителем человека.

К примеру, если вас зовут Константин и вы родились 1 декабря, то ваши именины придутся на 2 декабря, когда прославляется память новомученика Константина Михайловского. А вот Юлия, родившаяся в тот же день, будет ждать своих именин аж до 31 мая следующего года — до дня святой мученицы Иулии Анкирской.

Стоит отметить, что Святцы периодически пополняются именами людей, которые причисляются к лику святых уже в наше время. И теоретически когда-нибудь даже Алисы-Нефертити имеют шанс обрести своего небесного покровителя, а значит и день именин, — если вдруг их тезка удостоится такой чести.

Теги: святые, календарь, православие, имена, день рождения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *