Как переводится слово грех

Грех: непопадание в цель

В современной культуре слово «грех» употребляется все чаще как обозначающее нечто пусть и слегка пока запретное, но привлекательное и притягательное. Где-то рекламируют «грехи со скидкой», в прокат выходит фильм «Город греха», ювелиры создают коллекцию кулонов «семь смертных грехов», и т.д. Таким уже почти обыденным словоупотреблением постепенно создается впечатление о естественности и приемлемости тех действий и состояний, которые принято считать греховными, а их осуждение выглядит наивным или лицемерным морализаторством.

Между тем, если посмотреть на буквальное значение древнегреческого слова, которое на русский переводится как «грех», то оно уже само по себе говорит об обратном – о неестественности греха. Дело в том, что слово ἡ ἁμαρτία (hamartia) у древних греков буквально значило промах или ошибку. Его также можно переводить и как непопадание в цель, и как изъян или болезнь.

Когда мы переводим ἡ ἁμαρτία в том числе как непопадание в цель, что тут имеется виду? Православие дает на это следующий ответ. Наделенный разумной душой человек сотворен по образу и подобию Божиему, и подлинная цель его (т.е. нашей) жизни состоит в Богопознании и Богообщении, в соединении с Богом. Только так человек может достичь подлинного счастья. Ведь все тварное преходяще в конечном счете, и преходяще именно потому, что оно конечно. Истерзанный душой псалмопевец даже восклицает, как он говорит, «в опрометчивости моей», что «всякий человек ложь» (Пс. 115,2). Ведь любой, самый замечательный человек в конце концов тоже тварное существо, и только Бог стоит непоколебимо.

По-настоящему можно надеяться лишь на Бога. А соединение с Богом и есть избавление от греха. Поэтому, учитывая словарное «гнездо значений» древнегреческого ἡ ἁμαρτία, грех следует понимать как неестественное, извращенное состояние человека. Иоанн Дамаскин говорил, что «грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)».

С другой стороны, достижимо ли для человека hic et nunc («здесь и сейчас» – лат.) это блаженнейшее состояние – состояние естественной негреховности? Православие, Отцы Церкви всегда подчеркивали, что крайне опасно мнение о собственной праведности, уверенность в том, что ты уже избавился от греха. Ведь серьезная убежденность в том, что «я – хороший», отменяет необходимость Спасителя. Зачем он тому, кто и так уже хорош, сам по себе? В связи с этим вспоминается история об одном монахе-старце. Когда к нему подошел один брат и сказал, что он находится в непрестанном памятовании Бога, тот ответил: «Это невелико. Велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всякой твари».

Христос в Евангелии оправдал и поставил в пример не кого-нибудь, а очевидных грешников, тех из них, которые действительно осознали, что они грешники и от всего сердца каялись. Кто это были? Покаявшийся бывший мытарь (налоговик или, в наших реалиях, гаишник), бывшая блудница (мы бы сейчас сказали – проститутка), бывший душегуб-разбойник. Поэтому, утверждает Алексей Ильич Осипов, «праведник – тот человек, который живя по совести и заповедям, убеждается в гибельности своего духовного состояния, неспособности лишь своими силами искоренить терзающие душу страсти, и потому необходимости помощи Божией. Праведник, прежде всего, тот, кто видит свои духовные болезни и в смирении и покаянии обращается к последней надежде – Богу. Как в обычной жизни погибающий кричит: “Спасите”, так и в духовной – только осознавший себя неизлечимо больным и бессильным взывает от всей души: “Господи, помилуй”! То есть праведник – тот, кто жаждет Спасителя для избавления от своих духовных недугов (зависти, гнева, властолюбия, высокоумия, сребролюбия …), а не от внешних бед и скорбей».

…как перевести с греческого слово «грех», что оно означает?

Грех – извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский).
Слово грех – перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.
Сотворенному по образу и подобию Божьему человеку, наделенному разумной душой, естественно искать Цели, Причины и Источника своего существования – искать Богопознания и Богообщения, стремиться к соединению с Богом. Только обретя единение с высшим Божественным бытием – вечным, неограниченным, безусловным и всеблаженным человек получает высшее наслаждение и блаженство. Человеку неестественно устремляться к чему-либо тварному, низшему и чувственному как к вечному Богу, противоестественно ставить на место вечного, неизменного, бесконечного, неограниченного Божественного бытия ограниченное, тварное, преходящее.
В тоже время человек наделен Богом свободной волей, поэтому он может стремиться к единению с Богом добровольно, а может и предпочесть жизни в Боге жизнь без Бога. В последнем случае он эгоистически замыкается в своем собственном естестве, самолюбиво обособляется от Бога, что и есть грех. По слову св. Феофана Затворника, человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Богослова, впадая в грех человек умер для Бога и стал жить своим естеством. Отказавшись от единения с Богом, человек ставит на место своего нетварного Создателя тленное и преходящее, обожествляет тварь вместо Творца. Бессмертная душа человека, созданная для того, чтобы созерцать Бога и озаряться Им вместо Бога взыскует тленного. Тем самым она развивает в себе противоестественные пристрастия к преходящему тварному миру, которые вносят разлад в человеческое существование, ибо никогда не могут быть удовлетворены. Так грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни.
Впадение в грех именуется грехопадением. Первыми грехопадению подверглись прародители человечества. Человек живущий по закону греха именуется ветхим человеком. Закрепленные в человеке греховные навыки называются страстями.
См. ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, СТРАСТЬ, ПОКАЯНИЕ, ГРЕХ СМЕРТНЫЙ
«Отчего люди грешат?» – задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей обязанности – служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, – от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
диакон Андрей Кураев:
Грех не сводится только к сфере межличностных отношений. Грех – это то, что в первую очередь происходит во мне самом. В церковном понимании грех – это рана, которую человек наносит своей душе.
митрополит Сурожский Антоний:
«Кто такой грешник? Тот, в первую очередь, кто нарушил закон Божий. Грешник – тот, кто живет таким обpазом, что становится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позорит Бога перед другими людьми. Это человек разделенный в самом себе, разделенный от ближнего, удаленный от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего. Каждый из нас может сказать, что он таков. Не в том дело, что мы обнаруживаем, что совершили один особенно отвратительный грех, и каемся в нем. Дело в нашем образе жизни».
протоиерей Евгений Шестун:
Грех – это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог.
Валерий Духанин:
Грех есть проявление зла. А проявляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чувством. И потому грехи бывают совершенные в уме или сердце – от них тоже надо освобождаться посредством Таинств Церкви и личной духовной жизни.
профессор МДА Осипов А.И.:
Мы должны различать между собою три типа греха: личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона; родовой грех – это понятие достаточно новое, как оказалось, но которое имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом.
Родовой грех – это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не грех в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь, которая приобретается человеком или лучше сказать с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Что же конкретно является источником этой болезни? Как правило, а может это только так и есть, являются какие-то серьёзные нравственные преступления.
Оказывается, тяжелые грехи или те, которые у нас в богословии называются смертными грехами, они производят очень сильное действие на душу и тело человека.
Запомним, человек это одно существо, это мы разделяем часто на душу и тело. На самом деле, человек это единое существо и поэтому смертный грех производя очень сильное действие на совесть человека, на душу (вспомните переживания Раскольниковым, Достоевского) налагает печать на все существо человека, в том числе на его наследственность. Таким образом, мы получаем страшный результат.
Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода, можно полагать, что особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих 3-х, 4-х поколениях. Особенно сильно ощущается, как рана не заживает у нас в течение какого-то времени, так и здесь, особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Это и есть родовой грех, о том что это не есть богословская абстракция, а это есть реальность нашей жизни, каждый может в этом убедиться.
Мы на многих детях прямо замечаем ярко выраженные страсти, болезни, он еще ничего не знает этот ребенок, уже у него выпячивает во всю, над ним смеются его собратья, дети, он еще не понимает, а у него уже это говорит. Он за это не несет ответственность, мы называем это грехом в смысле, например, в плотницком искусстве или в столярном нужно сделать гладкую доску, выстрогать ее, и вдруг строгальщик говорит что вылетел сучек, ах какой грех, изъян. Так вот родовой грех, хотя мы именуем грехом, на самом деле это болезнь, это не личный акт человека, а болезнь наследуемая им, но эта болезнь не вечная, т.е. она особенно действует на 3-4 рода, она может быть излечена правильной жизнью. Если в течении этих поколений, найдутся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и в конце концов побеждают ее, то прекращается этот родовой грех, но из этого следует очень важная вещь, о чем следует знать всем людям, о чем нужно буквально проповедовать: родители бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! Не думайте о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения для ваших детей. Не думайте об этом и не мечтайте. Все ваши преступления и ваши грехи отпечатываются на ваших детях. Поэтому когда сейчас сплошь и рядом задают вопрос: что нам делать с нашими детьми? Ответ всегда приходиться давать однозначный. Подумайте сначала, что делать с отцами и матерями, т.е. с самими собой, тогда узнаете, что делать с детьми. Итак, это то, что мы назвали родовым грехом. В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династии и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому этим людям нужно посочувствовать, мы их осуждаем, говорим вот негодяи, преступники, подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались, жалеть нужно больных людей, а не осуждать, если можно помочь.
И третья категория, так называемый первородный грех. Этот вопрос для нас имеет особенно большое значение, поскольку он связан напрямую с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды, и они для нас представляют очень большую значимость, неверное понимание вопроса приведет нас к неверному пониманию существа дела Христова. Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский, т.е. тот личный грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом. Это повреждение нашей человеческой природы, искажение свойств, наше доброе по своей природе свойство, оказались глубоко искаженными, гнев на зло превратился в гнев на человека. Зависть, т.е. как стремление к святыни, зависть как доброе чувство стремления к идеалу, превратилось в злое чувство по отношению к тому у кого лучше чем у меня. Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующее друг другу ум, сердце как орган чувств и тело, (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, о котором мы все ахаем, охаем и вздыхаем и кричим, как бы нам получше устроить, чтоб человечество жило лучше. И все смотрим друг на друга, забывая посмотреть на себя. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствует о том, что действительно мы постоянно погрешаем и против ума своего против своей разумности и против всей своей жизни. История ведет мы видим куда. Чем дальше живем, тем хуже становится.
Итак, первородный грех, это тот грех, который не является грехом, в котором виновен каждый человек, никто в нем не виноват, кроме Адама и Евы конечно, но это не очень утешительно. От того, что человек, предположим, родился горбатым или слепым и невиновен, это его не очень обрадует, он все-таки предпочел бы быть здоровым и зрячим. Так вот и то, что мы находимся в том состоянии когда ум говорит нужно поступить вот так, а сердце влечет к совершенно противоположному, а тело вообще не хочет считаться ни с умом, ни с сердцем, то от этого радости никакой нет, и от этого человек весь раздроблен. И отсюда начинается хаос всей его жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной и т.д. Вот что такое первородный грех, повреждение природы. Это очень важно иметь в виду.
Преподобный Максим исповедник пишет: «Два греха возникли в праотце нашем, в следствие преступления божественной заповеди, один достойный порицания личный грех, а второй имевший свои причины первый не могущий вызвать порицания. Первый личный от произволения, а второй от естества, от природы вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия». Афанасий Великий так и говорит, что «Грехом личным человек произвел совращение естества», т.е. повреждение его, вот что такое первородный грех. Заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.
А теперь отсюда понятно, чем отличается христианское понимание спасения от не христианского. Христианство призывает человека к тому, к той ценности, которая является вечной и неотъемлемой у человека, если есть такая ценность, это действительно ценность, то, что нельзя отнять. А если человеку дать подержать, к примеру, кусок золота или бриллиантов мешок, подержал, хватит, т.е. все что мы имеем, это мыльный пузырь, который мы изо всей силы пока живем раздуваем, как бы приобрести одно, другое, третье и которое по мгновению ока лопается от прикосновения смерти, вот безумие язычества вне христианского сознания. В чем? Пузырь мыльный раздуваем, неужели не видим, что он лопается каждый день у всех, что ж тогда делаем? После этого может кто-либо возражать, что наш ум поврежден, трудно возражать. Христианство и пытается отвлечь от этого миража, так называемого блага земного, пытается показать, что благо земное может явиться ступенькой к приобретению блага вечного при правильном к нему отношении. Вот какой вывод делает один из наших богословов Кремлевский (можете посмотреть «Православно-богословскую энциклопедию», статью «Грех»). Он пишет: «Ясно, что грех Адамов не отождествляется церковью с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего». Итак, есть грех Адама и есть следствие греха Адама, первородный грех есть следствие личного греха Адама.

Грех

(68 голосов: 4.5 из 5)

См. раздел ГРЕХ. О ГРЕХАХ

  • О грехе свт. Феофан Затворник
  • О грехе и его последствиях cвт. Иннокентий (Борисов)
  • Грех, его происхождение, сущность и следствия В. Велтистов
  • Грех, страсть, порок: в чем различие и как с ними бороться
  • Видеофильмы о грехе

Грех (греч. ἁμαρτία — непопадание в цель, промах) —
1) помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;
2) первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Грех – причина извращения человеческого естества вследствие отпадения человека от Бога, впадения его в противоестественное (нижеестественное) состояние. С другой стороны, грех рассматривается и как следствие извращения человеческого естества (подвергшегося порче в результате грехопадения прародителей). Грех есть беззаконие как нарушение норм (закона, порядка) человеческого бытия, определенных Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский). Слово грех – перевод греческого слова «ἁμαρτία», которое буквально означает: промах или непопадание в цель. Грех и есть такое проявление человеческих возможностей, которое не соответствует цели человеческого существования, противоречит предназначению человека, как созданного по образу и подобию Божьему.

Сотворенному по образу и подобию Божьему человеку, наделенному разумной душой, естественно искать Цели, Причины и Источника своего существования – искать Богопознания и Богообщения, стремиться к соединению с Богом. Только обретя единение с высшим Божественным бытием – вечным, неограниченным, безусловным и всеблаженным человек получает высшее наслаждение и блаженство. Человеку неестественно устремляться к чему-либо тварному, низшему и чувственному как к вечному Богу, противоестественно ставить на место вечного, неизменного, бесконечного, неограниченного Божественного бытия ограниченное, тварное, преходящее.

В то же время человек наделен Богом свободной волей, поэтому он может стремиться к единению с Богом добровольно, а может и предпочесть жизни в Боге жизнь без Бога. В последнем случае он эгоистически замыкается в своем собственном естестве, самолюбиво обособляется от Бога, что и есть грех. По слову св. Феофана Затворника, человек согрешил тем, что перенес центр своей жизни и деятельности с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Богослова, впадая в грех человек умер для Бога и стал жить своим естеством. Отказавшись от единения с Богом, человек ставит на место своего нетварного Создателя тленное и преходящее, обожествляет тварь вместо Творца. Бессмертная душа человека, созданная для того, чтобы созерцать Бога и озаряться Им вместо Бога взыскует тленного. Тем самым она развивает в себе противоестественные пристрастия к преходящему тварному миру, которые вносят разлад в человеческое существование, ибо никогда не могут быть удовлетворены. Так грех проявляет себя как беззаконие, как нарушение нормы человеческого бытия, как извращение естественного порядка человеческой жизни.

Впадение в грех именуется грехопадением. Первыми грехопадению подверглись прародители человечества. Человек живущий по закону греха именуется ветхим человеком. Закрепленные в человеке греховные навыки называются страстями.

Грех несёт с собой три иллюзии: иллюзию свободы, иллюзию знания и иллюзию удовольствия.
Грешнику кажется, что он не скован правилами, но он не видит то, что стал рабом греха, который поработил его душу.
«Мы хотим лучше узнать друг-друга» — говорят блудники и узнав становятся неинтересны друг-другу, так как лишь похоть была их реальной целью.
Удовлетворение от греха — это приманка дьявола, она заставляет повторять и углублять падения, подобно наркоману, который вынужден увеличивать дозу.

Всякий ли грех представляет серьёзную опасность для спасения и бывают ли нравственно нейтральные, безобидные грехи?

Любой грех является преступлением перед Богом, в том числе даже, казалось бы, малый и незначительный (1Ин.3:4). Собственно говоря, многие грехи кажутся в глазах грешников малыми лишь потому, что давно уже стали привычными для подавляющей массы людей и не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.

В этой связи грешник вместо глубокого и искреннего раскаяния перед Богом нередко прибегает к самооправданию: а чем я хуже других? — ведь не я один так поступаю. История Ветхого Завета демонстрирует множество примеров, когда те или иные виды грехов не только не считались грехами, но и обрамлялись ореолом достоинства для целых племен и народов.

Между тем для святых даже и те грехи, которые осмысливались грешникам как малозначительные, в случае их совершения представляли серьёзный повод для покаянной печали и долгих слёзных молитв. Это связано с тем, что святые гораздо острее и чище созерцали глубину своего несоответствия тому образцу, который оставил в назидание Господь Иисус Христос. С высоты своего благодатного состояния и духовного опыта они предупреждали, что кто почитает какие-либо грехи за малые и несерьёзные, тот непременно впадет в более страшные, отчего понесёт более суровое наказание.

Другой причиной подобного восприятия греха служит то, что для ряда людей, в том числе называющих себя воцерковленными, суть греха, главным образом, сводится лишь к понятию вины перед Богом. Отсюда и убежденность: если вина невелика, то и потенциально возможное наказание за неё — невелико; а с учётом Божественного милосердия, Божьей любви оно и вовсе может быть минимизировано или отменено.

В действительности же грех, даже «малый», служит препятствием для общения с Богом. Совершая грехи, человек самолично отграничивает себя от Отца и Сына и Святого Духа.

Более того, всякий грех, в том числе кажущийся незначительным, запечатлевается в душе словно ржавчина на железе, а грех, совершаемый с регулярностью или, что хуже, с постоянством, ведёт к формированию дурных навыков и привычек, к образованию греховных страстей и пороков. Чем больше человек грешит, тем больше уродует в себе черты образа Божия, заглушает нравственное чувство.

Опасность так называемых малых грехов в том и состоит, что будучи малым, до поры до времени они не обращают на себя должного внимания, а когда успевают укорениться и развиться в душе или теле, бороться с ними становится чрезвычайно трудно. Примером может служить страсть чревоугодия или пьянства: однократное переедание, как и одна лишняя рюмка спиртного не создаёт впечатления греха. Опасность становится очевидной тогда, когда эти желания заявляют о себе как об устоявшейся склонности.

Какие грехи называются смертными?

Смертными, в первую очередь, называются те грехи, которые ведут человека к духовной смерти, к вечной погибели. Если же грех, каким бы тяжелым он ни был, исправляется искренним покаянием и дальнейшим преобразованием жизни по образу жизни Христа, он не будет являться причиной вечной погибели.

См. ГРЕХ ПЕРВОРОДНЫЙ, ПОКАЯНИЕ, ГРЕХ СМЕРТНЫЙ

«Отчего люди грешат?» – задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей обязанности – служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина – уныние, или леность, забвение и неведение, – от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.

диакон Андрей:
Грех не сводится только к сфере межличностных отношений. Грех – это то, что в первую очередь происходит во мне самом. В церковном понимании грех – это рана, которую человек наносит своей душе.

митрополит Сурожский Антоний:
«Кто такой грешник? Тот, в первую очередь, кто нарушил закон Божий. Грешник – тот, кто живет таким обpазом, что становится чужд Богу, кому стыдно перед лицом Божиим, кто позорит Бога перед другими людьми. Это человек разделенный в самом себе, разделенный от ближнего, удаленный от Бога. Грешник потерял связь с Богом, со своей совестью, со своей собственной жизнью, с жизнью ближнего. Каждый из нас может сказать, что он таков. Не в том дело, что мы обнаруживаем, что совершили один особенно отвратительный грех, и каемся в нем. Дело в нашем образе жизни».

протоиерей Евгений Шестун:
Грех – это отклонение от тех правил жизни, тех законов, которые установил Бог.

Валерий Духанин:
Грех есть проявление зла. А проявляться оно может не только делом, но и словом, и мыслью и чувством. И потому грехи бывают совершенные в уме или сердце – от них тоже надо освобождаться посредством Таинств Церкви и личной духовной жизни.

***

Что следует понимать под грехом?

прот. Игорь Прекуп

Обычно этим словом называют некое действие, нарушающее заповедь. Бесспорно, поступки, противоречащие заповедям, суть грехи, но понятие греха не исчерпывается юридическим аспектом или как факт, явление, событие; грех — не только то, что можно констатировать как совершенное греховное действие (это всего лишь верхушка айсберга).

Русским словом «грех» переводятся два греческих слова: амартия (ἁμαρτία) и паравасис (παράβασις).

Ἁμαρτία — это не только грех, проступок, но вообще ошибка, промах (ср. «огрех», «погрешность»), заблуждение. А вот παράβασις — это именно греховное действие — преступление, проступок, нарушение. Это греховный поступок не только как ошибочный шаг или, быть может, неосознанное движение в ложном направлении, но еще и как изменение самого направления пути, курса, маршрута вследствие искажения представления о должном, о том, куда следует шагать, ступать, чтобы в итоге дойти до намеченной цели.

По мнению профессора богословия Николая Глубоковского, «амартия (ἁμαρτία) означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир чрез единого человека (Рим.5:12), потому что этот человек согрешил (Рим.5:16), допустив тин паравасин (τὴν παράβασιν) — действие правонарушения (Рим.5:14) в то параптома (τὸ παράπτωμα) (Рим.5:15,17–18) или в частном и определенном проступке преслушания (Рим.5:19) заповеди Божией, — и тем открыл место для греховного царства и амартия (ἡ ἁμαρτία) (Рим.5:21) с роковым господством всеобщей смерти».

Образуется замкнутый порочный круг: вследствие греховного поступка образуется грех (или греховность) как состояние, как предрасположенность («удобопреклонность») ко греху, которая, в свою очередь, располагает к дальнейшим греховным действиям.

Очень важно понимать, что грех — понятие не только этическое, но сугубо религиозное, ибо это в первую очередь — искажение взаимоотношений с Богом.

В объеме родового понятия греха нужно обратить особое внимание на понятие первородного греха, т. е. греха первоначального, основополагающего. Само выражение «первородный грех» (vitium originis, или pecatum originale) впервые употребил блж. Августин.

Первородный грех — это, во-первых, греховное состояние (амартия, ἁμαρτία), возводимое к прародительскому греху-поступку (паравасис, παράβασις) как причине, а во-вторых, это состояние, которое не является следствием личного навыка в греховном поведении.

Под первородным грехом следует понимать греховное состояние, приобретаемое наследственным образом. Оно преемственно через зачатие и в самом рождении человека воспринимается им от родителей и характеризуется удобопреклонностью ко греху и смертностью.

Необходимо отличать грехопадение прародителей как событие, как свободный волевой акт от первородного греха как падшего греховного состояния человеческой природы, передающегося по наследству.

Господь в беседе с Никодимом (Ин.3:1–21) указывает на ненормальность состояния человеческого естества, на ущербное рождение по плоти, которое, по сути, есть рождение в смерть в духовном и физическом смысле.

Смерть как бы великодушно отступает на время человеческой жизни, чтобы потом неизбежно взять свое. Рождение в жизнь биологическую — это в духовном смысле рождение мертворожденного, которому, чтобы иметь вечную жизнь, надлежит «родиться свыше», ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:5–6). Человек рождается в узах мертвящего греха, которые разрешаются Рождеством Христовым: «Поклоняйся рождеству, чрез которое освободился ты от уз рождения…» — призывает святитель Григорий Богослов.

Все под грехом. Самые праведные люди — все наследуют греховную порчу. Грех навязывает свой «закон», противный богоподобному уму: …Не понимаю, что делаю, — как бы недоумевает апостол Павел, — потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим.7:15–25).

Грех пытается парализовать нашу волю и принудить нас поступать вопреки знанию добра и зла, вопреки совести, свидетельствующей о естественном нравственном законе, вложенном Богом в нашу природу.

Преподобный Макарий называет первородный грех «закваской порока» и «какой-то умной и мысленной силой сатаны», «тонкой силой тьмы, пребывающей в сердце». Порок чужд нашей природе, «он вкрался в нас вследствие преступления первого человека, и мы приняли его, и со временем сделался он для нас как бы природою».

Значение слова грех

грех

грех — действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступлением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм и традиций, установившихся в обществе.

грех

I м.
1.Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога , религиозно-нравственных предписаний или правил.
2. перен.Предосудительный поступок; ошибка, недостаток. II предик.О чем-либо как о греховном.

грех

м.
1) Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
2) Предосудительный поступок, ошибка; недостаток.
3) перен. устар. Беда, несчастье.

грех

муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи. На грех мастера нет. | Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая: за грехи наши. От греха не уйдешь. Чья беда, того и грех, убыток. Это мой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою. Грех да беда на кого не живет? Не бойся кнута, а бойся греха. Грех попутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грех пополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали! Грех денежный, беда, от которой можно отделаться деньгами. | В тесном знач. распутство. Молод бывал — и со грехом живал. Он (она) еще и греха не знает. Муж согрешит, так в людях грех; а жена согрешит, домой принесет. Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет. | Это грех делать, нареч. , грешно, греховно. Благословясь не грех, сказал убийца. Смех сказать, грех утаить, смешно, грешно. Не по грехам нашим Господь милостив! Все на свете по грехам нашим деется. Чья душа во грехе, та и в ответе. Кто во грехе (в деле), тот и в ответе. Много ума — много греха, а на дурне не взыщут. Грехов много, да и денег вволю. Нет греха хуже бедности. Бедность не грех, а до греха доводит. Богатство пред Богом великий грех, а бедность перед людьми. Денег много — великий грех; денег мало (намале) грешней того. Быть так, приму грех на душу, а уж сделаю то и то. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. С людьми мирись, а с грехами бранись. Свои грехи за собой, чужие перед собой. Наш грех больше всех. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). За наши грехи и Терехи дьяки. Живы, своими грехами, вашими молитвами! отв. на привет. Живи, поколе Господь грехам терпит! Богу на грех, добрым людям на смех. Стыдно сказать, а грех утаить. Без греха согрешишь. В чем смех, в том и грех, и наоборот. Грех не беда, да слава нехороша. Беда не беда, лишь бы не было греха. Молчи, глухая, меньше греха! Большой грех прощается скорее малого, потому что человек покается, раскольн. Согрешили попы (или дьяки) за наши грехи, Бог нас карает ими. Ни греха, ни спасенья. Грех (грешно) куском макать в солоницу, намек на Иуду. Грех дуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того, раскольн. Греховный, подверженный, причастный греху. Греховность жен. сост. греховного, греху подпавшего. Грешить, впадать в грех, нарушать закон Божий. | Проступаться, ошибаться. Грешить на кого, клеветать, взводить напраслину. Умей грешить, умей и каяться. По-давидски грешим (согрешаем), не по-давидски каемся. Есть кому грешить, было бы кому миловать. По грехам и житье. -ся , стар. ошибиться, дать промах, пропустить. | Ино грешится неволей, безл. погрешается, грешим. Грешение

грех

грех, -`а

грех

Colloq грешно, нехорошо Над старостью смеяться г. Г. обижаться (нельзя, не стоит обижаться, быть недовольным). грех предосудительный поступок Вспомнить о грехах прошлого. Грехи молодости (шутл.). Не клади плохо, не вводи вора в грех (посл.). грех У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Брать г. на душу (поступать плохо; прост.).

грех

в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу); теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

грех

м.
1) Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил.
2) Предосудительный поступок, ошибка; недостаток.
3) перен. устар. Беда, несчастье.

грех

греха, м.
1. У верующих – нарушение религиозно-нравственных предписаний (религ.). Самоубийство – грех.
2. перен. Предосудительный поступок, преступление. Грех не беда, молва нехороша. Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов – тяжелый грех пред делом социализма. «Известия», 1931 г., №
97.
3. в знач. сказуемого с инф. То же, что грешно (разг.). Над старостью смеяться грех. Грибоедов. Не грех, с инф., кому (разг.) – позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. принять на себя грех (разг.) – принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (разг.) – плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.

грех

грех, -а

грех

нарушение (действием, словом, мыслью) воли Бога, религиозно-нравственных предписаний, правил предосудительный поступок грешно, нехорошо

Ну, и какие у меня грехи?

Чистая совесть – признак короткой памяти. «Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». Просто у него не было повода проявить свою подлость. протодиакон Андрей

Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, болезнь души. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное. Однако Церковь из своего опыта знает, что грех – это смертельное заболевание. Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле… патриарх Алексий II

Не с людьми нужно себя сравнивать – нужно сравнивать себя с законом Божиим.
протоиерей Валериан Кречетов

Все люди нуждаются в нашей доброте. Нужно не осуждать людей, а молиться за них, потому что они несчастны. Все люди больны. Нет ни одного, кто был бы духовно здоров. Каждый грех – это болезнь. Но даже если люди кажутся счастливыми, чувствуют себя хорошо, с точки зрения жизни вечной они больны. Их недуг в том, что они не знают Бога. Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов. старец Сергий (Шевич)

— Но, увы! Результат был другим. Он согрешил,.. он промахнулся мимо це­ли, он воспротивился воле Божьей:

«Внутреннее твое исполнилось Неп­равды evp» — означает: «Восстание», «Бунт», «Отступле­ние»

— Эти слова отражают дальнейшие действия, которые произошли от ощу­щения ущемления славы, несправедли­вости. От заключения: «Как со мной жестоко поступили».

— И поэтому, чтобы восторжествовала справедливость — у него появилось желание устроить «Восстание» про­тив Бога! Устроить «Бунт» и суд…

Читаем дальше:
«И Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых кам­ней». Иез. 28:16. Такой фразы, — слов:

«И я низвергнул тебя как нечис­того» — ни в одном еврейском оригина­ле НЕТ! Это домыслы переводчика, же­лающего обвинить Бога в том, что Бог всех, кто на Него восстает — Он с ними не судится, а сразу низвергает вон.

— Это ложь!

— Никогда никакого сатаны Бог не выгонял из Царства Небесного. Никого, никогда — Он не низвергал! Это клевета!

В противном случае, как это вдруг, низвергнутый сатана — мог опять пред­ставать пред Богом, Который его низ­верг?

«И был день, когда пришли сыны Бо­жии предстать пред Иеговой; между ними пришел и сатана. И сказал Иего­ва сатане: откуда ты пришел? И от­вечал сатана: я ходил по земле…»
Иов 1:6-7.

— Сатана Сам Упал с неба!

— Упал, как молния!

Сам же сатана может предстоять пред Богом и даже клеветать… Христос ска­зал:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Лук. 10:18. Проследуем далее:
«От обширности торговли твоей внут­реннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнис­тых камней». Иез. 28:16.

Грех

(Sin).

Библейское понимание греха. Грех в библейском понимании есть не только злое дело, но и состояние отчужденности от Бога. Великие пророки Израиля понимали грех не просто как нарушение табу или несоблюдение неких внешних предписаний, но и как разрыв личной связи с Богом, злоупотребление Его доверием к нам. Мы особенно ясно осознаем свою греховность в присутствиисвятогоБога(ср. Ис6:5; Пс50:111; Лк 5:8). Греховные дела следствие развращенности сердца (Быт 6:5; Ис 29:13; Иер 17:9). Для ап. Павла грех (греч. hamartia) это не только сознательное нарушение закона Божьего, но и состояние изнуряющей вражды с Богом. В посланиях ап. Павла грех почти персонализован и представлен как злая личностная сила, поработившая человечество.

Согласно Библии, власть греха распространяется на всех людей. Ап. Павел утверждает, что » все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл 7:20). «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?» (Притч 20:9). Псалмопевец сокрушается: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13:3). Протестантекая теология усматривает корень греха в неверии. Такая точка зрения надежно подкреплена библейским текстом Адам и Ева поверили змею, а не Богу (Быт 3), первосвященники и синедрион отвергли Иисуса Христа, первомученик Стефан был убит разъяренной толпою (Деян 7), ап. Фома усомнился в воскресении Христа (Ин 20:2425).

Жестокосердие, тесно связанное с неверием, также составляет суть греха (Мк 16:14; Рим 2:5). Выражается оно в отказе покаяться и поверить обетованиям Божьим (Пс 94:8; Евр 3:8,15; 4:7). Собственно говоря, жестокосердный человек упорно не желает открыться любви Божьей (2 Пар 36:13; Еф 4:18), а потому становится бесчувственным к нуждам ближнего (Втор 15:7; Еф4:19).

Если суть греха это неверие и жестокосердие, то главные его проявления гордыня, чувственность и страх. К важным аспектам греха можно отнести и жалость к себе, себялюбие, зависть, алчность.

Грех имеет и личный, и социальный характер; это и индивидуальный, и коллективный феномен. У пророка Иезекииля сказано: » Вот, в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она рукй бедного и нищего не поддерживала» (Иез 16:49). Пророки учили, что грехом заражены не только отдельные личности, но и народ в целом (Ис 1:4). В современном мире коллективные формы греха это расизм, национализм, империализм, дискриминация женщин и стариков.

Последствия греха нравственное и духовное порабощение, вина, смерть и ад. Ап. Иаков поясняет: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак 1:1415). По словам ап. Павла, «возмездие за грех смерть» (Рим 6:23; ср. 1 Кор 15:56).

Согласно учению ап. Павла, закон не только устанавливает наличие греха, но и порождает грех. Человеческое сердце настолько порочно, что содержащиеся в законе запреты, имеющие целью предотвратить грех, на самом деле возбуждают греховное желание(Рим 7:78).

Библия также учит нас, что грех присущ человеческой природе. Рождаясь, мы приходим в греховный мир; более того, мы рождаемся склонными ко греху. По словам псалмопевца, «с самого рождения отступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь» (Пс 57:4; ср. Пс 50:7). Церковная традиция говорит о первородном грехе, имея в виду не биологический или физический порок, а духовную инфекцию, края тайнственным путем передается от поколения к поколению. Человеческая природа не порождает грех, но поражена им.

Происхождение греха окутано тайной и, несомненно, связано с проблемой зла. Рассказ об Адаме и Еве не дает (и не должен дать) рационального объяснения греху и злу, но все же проясняет трагическую ситуацию, в крой оказалось человечество. Из этого рассказа следует, что греху человеческому предшествовал грех бесовский, крый и сделал возможным грехопадение людей. Ортодоксальная теология и католическая, и протестантская утверждает, что прежде греха Адама и Евы произошло грехопадение ангелов, злоупотребивших свободой, крую даровал им Бог. Ортодоксальные теологи убеждены, что физическое, естественное зло порождается злом моральным, но споры о том, как именно это происходит, продолжаются по сей день, и конца им не видно.

Грехи «хюбрис». Библейскоепонятие греха в чем-то схоже с характерным для древнегреческих трагедий понятием » хюбрис «, но между ними есть и серьезные различия. Греческое слово «хюбрис» иногда переводят как «гордыня», но едва ли справедливо ставить знак равенства между «хюбрис» и языческой гордыней, происходящей от развращенности сердца. «Хюбрис» это скорее неразумное самопревозношение, попытка выйти за пределы, положенные судьбой, а грех нежелание благодаря вере преодолеть все ограничения и барьеры. Понятие «хюбрис» предполагает тягу к величию, грех состоит в неверном уповании. «Хюбрис» это попытка стать сверхчеловеком, грех отказ от человеческой природы. «Хюбрис» это стремление стать вровень с богами, а грех стремление низвергнуть Бога или жить так, как если бы Его не было.

Герой греческой трагедии мало похож на библейского грешника. Трагический герой несет кару именно за то, что он подлинно велик, а не за необоснованное самопревозношение. Он должен вызывать восхищение; грешник же, упорствующий в своем грехе, подлежит справедливому осуждению. Обоих можно пожалеть, но по разным причинам. Трагический герой жертва судьбы; он, в сущности, не заслужил страданий. Грешник же знает, что такое добро, но не творит его. Трагический герой терзается скорбью о том, что был слеп и не распознал тех сил, крые в конечном счете принесли ему гибель. Грешника же мучит сознание того, что он сам во всем виноват. Вина трагического героя неизбежна, вина грешника непростительна. Трагический герой игрушка в руках судьбы, грешник это человек, сознательно творящий зло. В греческих трагедиях беды проистекают от неведения, в Библии от жестокосердия.

Историческая полемика о грехе. В нач.Vb. разгорелся спор между Августином и британским монахом Пелагием, крый рассматривал грех как внешнее нарушение закона Божьего и утверждал, что человек свободен грешить или воздерживаться от греха. Августин, ссылаясь на Св. Писание, доказывал, что грех лишает человека способности делать добро и что мы рождаемся грешниками, а потому не можем творить ничего доброго; однако, поскольку мы сознательно выбираем зло, а не добро, мы несем ответственность за свои грехи. В пример он приводил человека, крый, воздерживаясь от необходимой для здоровья пищи, настолько ослабел, что уже не мог есть. По природе своей он должен был поддерживать здоровье питанием, но утратил такую способность. Так и человечество после грехопадения утратило способность двигаться к Богу, т.е. вести ту жизнь, ради крой оно создано.

Пелагий настаивал на том, что человек может собственными усилиями приблизиться к Богу, а благодать это награда за добродетель. Августин возражал, что человек, не получивший благодати, неспособен творить добро, а тот, кто получил благодать, в любом случае придет к Богу.

Лютер пылко отстаивал учение ап. Павла и Августина о рабстве воли и спорил с Эразмом, крый полагал, что человек имеет возможность делать добро, хотя и нуждается в благодати, чтобы достичь спасения. Согласно Лютеру, человек полностью порабощен силами тьмы грехом, смертью и дьяволом и нуждается в избавлении от этого духовного рабства, а не в том, чтобы его призывали к добродетельным поступкам.

Внутрицерковный спор о человеческой свободе продолжился и в двадцатом столетии. Пример его дебаты между К. Бартом и Э. Бруннером. Соглашаясь, что человек грешен и может быть спасен лишь ничем не заслуженной благодатью Божьей, явленной в Иисусе Христе, Бруннер говорил при этом и о способности принять откровение особом качестве, к-рое позволяет воспринять Евангелие и откликнуться на его призыв. Барт же полагал, что после грехопадения человек лишен самой способности услышать Бога и потому нуждается не только в даровании веры, но и в том, чтобы ему даровали возможность эту веру принять; сейчас между Евангелием и падшим человечеством нет никаких точек соприкосновения. Бруннер оспаривал этот взгляд, указывая, что тогда проповедь лишена всякого смысла. Барт отвечал на это, что точку соприкосновения должен создать Св. Дух; лишь тогда мы сможем уверовать и покориться. Убежденный в полной греховности человека, Барт все же считал, что наша природа, хотя и обезображенная, отражает славу Божью. В своих поздних работах он писал, что грех скорее чужд человеческой природе, но все же эта природа поражена грехом во всех своих проявлениях и потому мы неспособны самостоятельно прийти к Богу.

Современные трактовки греха. Теологи XIXв., находившиеся под влиянием и Просвещения, и романтизма, выдвинули новые трактовки греха. Ф. Шлейермахер понимал грех не как мятеж против Бога, а как господство низшей природы над высшей. Эта низшая природа противостоит вселенскому богосознанию, к-рое нужно разбудить и развить в каждой человеческой душе. Грех это отсутствие добра, инерция природы, препятствующая росту богосознания. Шлейермахер даже усматривал в грехе позитивную сторону, полагая, что зло в социальной жизни должно стать путеводителем к добру. Не столько благодать призвана исправить последствия греха, сколько грех приуготовление к благодати. Признавал он и коллективный характер греха.

А. Ритчль считал грех порождением эгоизма и неведения. Он полагал, что люди не порабощены грехом и вполне способны сделать свою жизнь нравственной и даже героической. Дело не в общей греховности человека, а в конкретных грехах, крые он совершает. Ритчль даже считал возможной безгрешную жизнь, хотя и не отрицал того, что для достижения этического идеала нам необходима Божья благодать. Он понимал религию как опыт нравственной свободы, края дает человеку возможность восторжествовать над миром. Признавая существование изначального зла, Ритчль, подобно Канту, полагал, что это не помешает возникновению нового социального порядка, суть крого в победе духа над природой. Рассуждал он и о коллективном зле, но не слишком убедительно.

Америка. XX в. Одним из первых концепцию греха переосмыслил Райнхольд Нибур. Считая, что характерные для Реформации взгляды на грех страдают библейским буквализмом и детерминизмом, он отвергал и мнение либералов, смешивающих грех с человеческой слабостью и конечностью. Нибур полагал, что грех неизбежен вследствие противоречия между свободой человека и его конечностью, но не признавал грех непременным атрибутом человеческой природы. ПоНибуру, человекабеспокоит сознание того, что он конечен, и от этого рождается грех. Грех возможен именно потому, что мы способны выйти за пределы своего «я». Нас подстерегает, с одной стороны, искушение отрицать зависимость нашего существования (гордыня), с другой стороны искушение бежать от ответственности, связанной со свободой (чувственность). Грех неизбежен, но человек несет за него ответственность (Нибур придавал этому парадоксу особое значение).

П. Тиллих утверждал, что грех состоит в отчуждении от нашего подлинного » я «. Считая грех неизбежным следствием конечности человека, он говорил и об имманентном, и об онтологическом грехопадении. Тайну греха он определял психологическими и социологическими терминами («отчуждение» и т.д.). Если грех отпадение от нашей онтологической основы, то спасение состоит в том, чтобы с этой основой воссоединиться. По мнению Тиллиха, христиан и нехристиан объединяет отчуждение от творческой глубины и первоосновы бытия.

Для теологии освобождения грех это социальное угнетение; эксплуатация и равнодушие к несправедливости; обогащение за счет неимущих еловом, все то, что способствует дегуманизации и угнетению. Спасение же то, что способствует освобождению людей для осмысленной и творческой жизни.

Феминистская теология также видит суть греха в покорности злу, в робости и трусости; греховно не самоутверждение, а презрение к себе. Женщины должны самоутвердиться и освободиться от патриархального порабощения. Грех женщин в их покорности той социальной системе, края закрепляет их подчиненное положение.

Особенно радикально переосмыслено понятие греха в т. н. «культурной религии», ориентирующейся скорее на психологию, чем на теологию. Эта квазирелигия («религия средств массовой информации»), находящаяся под влиянием «Новой мысли» и других неотрансценденталистских движений, понимает грех как негативное мышление, пораженчество. Другие течения «культурной религии «, также испытавшие влияние «Новой мысли», приравнивают грех к болезни или нестабильности. Они усматривают спасение в индивидуальной или групповой терапии, а не в жертве, предлагая снимать вину не покаянием, а катарсисом. Искупление они толкуют как воссоединение с собственным «я» или с мирозданием.

Преодоление греха. Согласно христианской вере, грех не может быть преодолен человеческим разумом и усилиями. Решение в другом в том, что сделал для нас Бог через Иисуса Христа. Расплата за грех это смерть, суд и ад. Однако Евангелие говорит нам, что Бог заплатил эту цену сам через жертвенную жизнь и смерть своего Сына Иисуса Христа (ср. ИнЗ:1617; Деян20:28; РимЗ:2126; 5:610; 2 Кор 5:1819; Кол 2:1315).

Своей искупительной жертвой, принесенной на Голгофе, Христос освободил человечество, приняв на себя воздаяние за все грехи. Христос принял на себя тот позор и те страдания, крые заслужили мы своими грехами. Он удовлетворил справедливые требования Божьего закона и в то же время отвратил Божий гнев от падшего человечества. Жертва Христа загладила нашу вину и умилостивила гнев Божий. Эта жертва стала оправданием грешников перед Богом, ибо в ней верующие приобщились к праведности Христа. К-ром е того, она стала освящением грешников, сделав их через веру членами Тела Христова. Крестная смерть и воскресение Христа даровали грешникам искупление, приведя порабощенных греху к новой, свободной жизни.

Победа над грехом, смертью и дьяволом, одержанная Христом на Голгофе, объективно освободила человечество, но грешник не может воспользоваться плодами этой свободы, пока ему не будет дарован Дух Святой, пробуждающий человека к вере. Излияние Духа завершает спасительную работу Христа. Христос полностью совершил искупление, однако плоды искупления должен передать народу Божьему Дух, и тогда люди будут спасены не только по закону Божьему, но и фактически. Возрождение Духом, дарующее веру и любовь, освобождает грешника от уз греха и дает ему силу одерживать победы над грехом в повседневной жизни.

Согласно протестантской теологии, Христос избавляет нас не только от власти греха, но и от последствий греха от смерти физической и смерти вечной. Он дарует нам бессмертие и отпущение грехов. Христианин не несет наказания за грехи, совершенные после обращения и крещения, ибо Христос понес наказание за все грехи людей. Христианин свободен от вины за грех, но испытывает боль и чувство вины, если продолжает грешить после обретения благодати. От этого избавляет не церковная епитимья, а покаяние, благодаря к-ром у мы вновь получаем прощение, обещанное в Евангелии. Страдания, испытываемыехристианином, совершающим грех, не наказание, а жало, напоминающее об искуплении и побуждающее к стойкости и преодолению соблазна.

Понимание греха в религии Евангелия и в религии закона. Вера, основанная на Евангелии, и вера, основанная на законе, понимают грех поразному. С евангельской точки зрения грех не столько нарушение морального кодекса, сколько расторжение завета с Богом. Грех направлен не столько против закона, сколько против любви. С законнической точки зрения грех нарушение морального запрета. Согласно евангельской религии, грех огорчает, ранит Бога, а противостоит греху не добродетель, но вера.

Евангельская вера признает, что можно оценивать грех с точки зрения закона, поскольку требования закона правомерны. Однако она рассматривает грех прежде всего как разрыв личной связи человека с Богом и считает, что примирение здесь важнее, чем уплата долга.

Глубинное значение распятия в том, что Бог в своей безмерной любви разделил нашу скорбь и наши муки. Страдания Христа это страдания искупительной любви, а не просто плата за человеческие грехи. Суть спасения в том, что заслуги Христа передаются грешнику и прощение Божье распространяется на грешных людей, ничем его не заслуживших. Христос не только платит за наши грехи, но и, сверх всяких требований закона Божьего, принимает грешника как своего брата. Он дает грешнику «расписку о прощении» и обнимает его, как добрый пастырь, нашедший потерянную овцу.

Грех нечто большее, чем нарушение закона; так и любовь превосходит требования закона. Прощение, крым Бог ответил на наши грехи, не было обусловлено жертвой Христа; напротив, эта жертва следствие прощения. Бог простил нас не потому, что Его закон исполнен, наоборот, Он решил простить нас и потому сделал так, что требования закона удовлетворены.

См. также: Августин; Вина, Виновность; Идолопоклонство, Идолослужение; Оправдание; Грехи бездействия; Пелагий, Пелагианство; Гордыня; Освящение.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ГРЕХ

ГРЕХ – религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. В обыденной русской речи слово «грех» употребляется и для обозначения проступка, вины, распутства вне прямой связи с законом и волей Творца мира. В христианской религии и богословии, а также и в христианской философии «грех» – центральное понятие, органически связанное с идеей спасения и искупления. Грех – выражение зла. Природа и причины зла, способы его преодоления – одна из ключевых проблем всей философской мысли вплоть до настоящего времени.

По христианскому учению, «грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4). Он совершается и тогда, когда поступают вопреки тому, что сказано в законе, и тогда, когда не исполняют предписанных законом положительных действий. Ветхий Завет требует неукоснительного выполнения закона. В Новом же Завете исполнение закона считается недостаточным для спасения – помимо внешних дел необходимо определенное духовное состояние: «…Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2:16). На языке философской этики это означает, что важно не только действие само по себе, но и то, что побудило к этому действию. По Канту, нравственная ценность поступка определяется мотивом. Грех может быть «мысленным», не выразившимся в действиях. Наши мысли и чувства побуждают нас к словам и поступкам. Грех может быть «словесным», когда греховная мысль получает выражение в словах. И наконец, есть «греховные дела», поступки. Греховные дела одних людей становятся образцом подражания для других. По своему существу грех противоположен любви – главной христианской добродетели. В основе греха лежит эгоизм и самолюбие. Грех, порождаемый соблазном блаженства и счастья, на деле – путь к духовной и физической смерти.

Бог сотворил человека совершенным, безгрешным по естеству и свободным по воле. Грехопадение Адама, соблазненного дьяволом, состояло в нарушении единственного данного ему Богом запрета – не есть плодов с древа познания добра и зла. Оно оказалось возможным именно потому, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, обладал свободой воли, но не выдержал испытания свободой, сознательно, из гордыни, из желания стать наравне с Богом удалился от Бога. Он дал место злу, потерял внутреннюю гармонию и исказил в себе образ Божий. Последствием первородного греха явилось и осквернение природы – «мир во зле лежит». Хотя потомки Адама и не участвовали в его грешном деянии, первородный грех передается по наследству в силу порочного состояния, в котором находится природа и рождаются люди. Безгрешных людей нет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Тот, кто считает себя праведным и не нуждающимся в прощении грехов, а молится только за других, по 115 (129) правилу Карфагенского собора (419), подлежит анафеме.

Христианские конфессии расходятся в определении того, насколько поврежден образ Божий в человеке. Более всего настаивают на полной извращенности человеческой природы протестантские церкви: человек потерял не только подобие Бога, но и сам образ Бога, он утратил и свободу воли, попав в рабство греха. Согласно католическому учению, природа человека осталась неповрежденной, он лишился лишь благодати ; православие учит тому, что падение повлекло за собой не только потерю благодати, но и порчу природы, свобода сохраняется в природе человека, но потому и от усилий его воли зависит спасение . «Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, – говорит православный богослов, – чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии – в способности стать Богом – человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Поэтому, как утверждают отцы, человек должен пройти через испытание, πει̃ρα, чтобы обрести сознание своей свободы, сознание той свободы любви, которой ждет от него Бог» (Лососий В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с. 243).

Согласно Новому Завету, Христос принял на себя грехи людей и открыл им дорогу к спасению. Православие учит, что человек очищается от греха посредством участия в «подвиге Христовом», что вера без дел мертва. Протестантские церкви настаивают на том, что спасает только вера, получение которой зависит целиком от Бога, человек греховен настолько, что не способен ни к каким добрым делам.

Христианские богословы и философы расходятся в трактовке греха и в вопросе о том, имеет ли зло, выражением которого является грех, онтологическое существование, самостоятельную сущность, или же оно только уклонение от добра, состояние природы тех существ, которые отпадают от Бога. Отцы церкви считали зло и грех лишь болезненным искажением того, что создано Творцом мира. Повторение греха создает привычку и укрепляет греховные страсти, порождает порок. Христианство различает виды греха по содержанию, форме, степени тяжести. Все грехи могут быть прощены человеку, кроме одного: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф 12:32).

Имеет ли понятие греха какой-либо реальный смысл с позиций нерелигиозной философии? Основные направления философской мысли искали смысл существования, единственно правильный путь жизни и, следовательно, признавали совершающиеся всегда и повсюду уклонения от единственно правильного пути. Все религии держались этого взгляда, независимо от того, что конкретно они считали праведным или неправедным. Уже древнейшие запреты (табу) генетически связаны с идеей греха, вольного или невольного отступления от должного. Речь, по существу, всегда шла о том, есть ли высший смысл существования и если есть, то в чем он состоит. Кант утверждает существование безусловного, не выводимого эмпирически нравственного закона, наличие которого делает необходимыми выводы о существовании Бога и бессмертии души. Путь борьбы с грехом лежит через познание всех наших обязанностей как божественных заповедей. Для Гегеля очищение от грехов и ошибок достигается посредством познания человеком своей принадлежности к абсолютному духу. У Фихте исцеление духа осуществляется через уяснение высших вопросов бытия. Материалистическая и атеистическая мысль часто объявляли понятие греха фикцией. Однако, напр., марксистская философия не отрицала понятия истинной жизни, напротив, достижение материального благополучия и равенства считала условием подлинно человеческой жизни и началом подлинной человеческой истории. Атеистические направления в экзистенциализме в качестве важнейшей категории рассматривают аутентичность, подлинность существования, а, стало быть, признают неравноценность способов, каким оно осуществляется. В современной западной цивилизации усиливаются, однако, настроения, отрицающие понятия праведного и неправедного (греховного). Требуя эмпирических подтверждений любых высказываний, ссылаясь на «здравый смысл», человек отказывается обсуждать вопросы о высшем смысле жизни и подлинном существовании, видя цель в достижении благополучия, успехов в делах, поддержании здоровья, долголетия и т.п. Греховность, как и святость, утрачивает в его глазах сколь-либо серьезное значение, кажется изжившим себя понятием.

В.Н.Шердаков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. грех — Грех/. Морфемно-орфографический словарь
  2. грех — Грех, грехи, греха, грехов, греху, грехам, грех, грехи, грехом, грехами, грехе, грехах Грамматический словарь Зализняка
  3. грех — Это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Грех — (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  5. Грех — I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить: 1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или»упущение» истинной цели… Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Грех — (Хет) Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*. Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения… Энциклопедия иудаизма
  7. Грех — Религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие «Г.» зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. Педагогический терминологический словарь
  8. грех — • большой ~ • великий ~ • огромный ~ • смертный ~ • совершенный ~ • страшный ~ • тяжелый ~ • тяжкий ~ Словарь русской идиоматики
  9. грех — Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница). Древнерусское – гр(ять)хъ. Старославянское – гр(ять)хъ. Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Этимологический словарь Семёнова
  10. грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие Грехи молодости Отпущение всех вольных и невольных прегрешений Прости, господи, согрешения мои ср. !! ошибка см. Словарь синонимов Абрамова
  11. грех — Не грех, с инф., кому (разг.) — позволительно, следовало бы. ► Старику не грех и отдохнуть. С грехом пополам (разг.) — плоховато, едва- едва. ► Он объясняется по-русски с грехом пополам. Грешным делом, вводное слово (разг. Фразеологический словарь Волковой
  12. Грех — Религиозное представление о нарушении в мыслях или действиях воли бога, вопрощенной в нравственных предписаниях, религиозных нормах и образе жизни Краткий религиозный словарь
  13. грех — ГРЕХ, а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять… Толковый словарь Ожегова
  14. Грех — Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. грех — орф. грех, -а Орфографический словарь Лопатина
  16. грех — ГРЕХ -а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого-л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу (разг. Толковый словарь Кузнецова
  17. грех — Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса «х» по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало «то, что жжет, мучает». Этимологический словарь Крылова
  18. грех — Род. п. греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  19. грех — (иноск.) — беда, неудача На грех — к несчастию Ср. Как на грех Он взобрался к ней на лестницу. Полонский. Анна Галь. Ср. Да вот что грех: она была спесива. Крылов. Разборчивая невеста. См. грех да беда на кого не живет. Фразеологический словарь Михельсона
  20. грех — Общеслав. Того же корня что и греза. Исходное значение — «промах, ошибка», ср. погрешить (против истины), огрехи. Аналогическое развитие значения наблюдается в др.-инд. pataka «грех» < «падение». Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Этимологический словарь Шанского
  21. Грех — Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести… Католическая энциклопедия
  22. Грех — В общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Сексологическая энциклопедия
  23. грех — -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. □ Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница. 2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости. Малый академический словарь
  24. грех — грех I м. 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний или правил. 2. перен. Предосудительный поступок; ошибка, недостаток. II предик. О чём-либо как о греховном. Толковый словарь Ефремовой
  25. ГРЕХ — ГРЕХ — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты… Большой энциклопедический словарь
  26. грех — • Змеиный (Бальмонт). • Нежный (Бальмонт). • Черный (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
  27. грех — ГРЕХ, греха, ·муж. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
  28. грех — ГРЕХ м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. || Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Толковый словарь Даля
  29. грех — сущ., кол-во синонимов: 20 вина 13 грехопадение 11 грешок 6 недостаток 78 непопадание в цель 2 нехорошо 33 окаянство 5 ошибка 82 погрешение 3 погрешность 21 прегрешение 10 провинность 13 промах 40 проступок 15 соблазн 13 согрешение 8 тайноядение 1 упущение 29 фитина 3 харам 1 Словарь синонимов русского языка
  30. грех — сущ., м., употр. часто (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах… Толковый словарь Дмитриева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *