Как петь на клиросе

Как научиться петь на клиросе.

Для начала, разберем, что же такое клирос. С древнегреческого – клирос переводится, как — жребий, владение. Это места, расположенные в православном храме, на которых во время богослужения находятся певчие и чтецы. Вдоль иконостаса с двух сторон идет возвышение, которое называется солея. По краям солеи, расположены клиросы для чтецов и хоров. Основным на «Клиросе» являются ноты богослужебных песнопений.

Для того, чтобы учиться петь на клиросе, недостаточно знания молитвословия, вокально музыкальных навыков или же нотной грамоты. Необходимо выучить не только гласы церковных песнопений, но и понимать суть церковной службы.

Гласы – это православное песнопение, состоящее из восьми ладов, можно сказать «стандарт» для исполнения.

Существуют гласы нескольких типов: тропарь; стихира; прокимен.

И для каждого из них установлены разные напевы, чтобы пение было грамотным, в соответствии с произношением текстов и их музыкальным оформлением. И если вы поставили себе цель – учиться петь на клиросе, нужно знать не только гласы по счёту, но и их типы.

Учиться петь на клиросе непросто, необходимо каждый день заниматься длительными распевами. Слушая тот или иной напев гласа, петь про себя, а потом уже начинать учить свою партию. Можно использовать видео или аудио уроки, далее, уже без включенного аудио или видео материала начинать петь, читая ноты, правильно воспроизводя звуки.

Так же можно договорится об индивидуальных занятиях с опытным преподавателем, который объяснит ошибки и подскажет пути их исправления.

Для начала, используйте:

  • литературу, написанную на церковнославянском языке (Псалтырь (книга псалмов), Библия, молитвенник)
  • ноты песнопений (желательно сразу разучивать напев того храма, где вы собираетесь петь на клиросе).
  • диктофон, на который можно записать свое исполнение или общее звучание хора, позже можно воспроизвести запись, отрепетировать, и исправить возникающие огрехи.
  • компьютер, воспользуйтесь интернетом, где вы найдете множество материалов от том, как научиться петь на клиросе.

Главное желание учиться петь на клиросе, и вы можете использовать свои навыки и умения в любом православном храме.

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная «элита»: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий «вырастает» из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой «переход» совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — «правый» и «левый» (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми «Верую» и «Отче наш», наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: «А можно мне в хор… попробовать?». Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: «Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?».

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же «едиными усты Бога славить»? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и «никакая-я-не-певчая!». Хорошо спели — хочется себя похвалить: «Надо же, как у меня хорошо получается!». Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — «Слава Богу!». Плохо — все равно «Слава Богу!»… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: «А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?».

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших «праздничных» хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится «воспитывать» нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: «Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник». У «корыстолюбцев» из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: «Требуются певчие», указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: «Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить». Обычно такие «бывшие певчие» в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, «бывших певчих» вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *