Как правильно держать пальцы при крещении

Содержание

Крестное знамение

Эта страница или раздел содержит текст на церковнославянском языке.
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты, некоторые символы могут отображаться неправильно.

И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Иван Царевич и Серый Волк». 1900-е гг.

Кре́стное зна́мение (церк.-слав. крⷭ҇тное зна́менїе — «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки, Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Православие

В православии крестное знамение характеризует телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и Богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Используются три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.

Максим Грек в сочинении «Сказка, како знаменатися крестным знамением» писал, что пальцы надо складывать в двоеперстие, а крестное знамение надо класть на лоб, на пуп, на правое плечо, а затем на левое. Стоглавый собор в 1551 году в 31-й и 32-й главах определил, что персты надо складывать двоеперстно, а крестное знамение надо класть сначала на чело (лоб); далее на перси (грудь), туда где сердце; затем на правое плечо; и наконец на левое плечо: «А҆ та́кѡ є҆́сть пра́во крⷭ҇ти́тисѧ: пе́рвое положи́ти рꙋ́кꙋ на челѣ̀ свое́мъ, пото́мъ на пе́рсѣхъ, та́же на пра́вомъ плечѣ̀, пото́мъ на лѣ́вомъ. То є҆́сть и҆́стинное воѡбраже́нїе крⷭ҇тномꙋ зна́менїю», — тех, кто так не крестится, согласно 32-й главе Стоглава необходимо было отлучать от Церкви: «А҆ кто̀ нѐ внима́етъ, нѝ послꙋ́шаетъ бл҃га́гѡ наказа́нїѧ, да бꙋ́детъ ѿлꙋче́нъ». Спустя 76 лет в Москве, в 1627 году, был издан «Катехизис Большой», или «Беседовник» Лаврентия Зизания, во 2-й главе которого изложена иная точка зрения: вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть уже на живот: «и҆ возлага́емъ на чело̀, та́же на живо́тъ, и҆ на десно́е и҆ на лѣ́вое ра́мо» (Лаврентий повторил то, что он писал о крестном знамении в своем «Лексисе», изданном в Вильно в 1596 году). В 1644 году издана в Москве «Кирилова книга», сборник, составленный Стефаном Зизанием, который ранее издавался на польском и белорусском языках в 1596 году в Вильне, в 14-й главе которой, вопреки определению Стоглава, вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «Та́же полага́емъ и҆́хъ наживо́тъ». В 1648 году в Москве Стефаном Вонифантьевым была напечатана в славяно-русском переложении «Книга о вере истинной православной», составленная ранее игуменом Киево-Михайловского монастыря Нафанаилом, в ней, помимо двоеперстия, в 9-й главе снова вместо персей-груди и области сердца крестное знамение надо было класть также на живот: «пото́мже кладе́мъ рѹ́кꙋ на живо́тъ».

В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой, была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века, сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во, др.-греч. κοιλία), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ»

В настоящее время в Русской православной церкви принято совершать крестное знамение в новом обряде следующим образом:

В священной книге «Псальтирь», по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в «кратком изъявлении» — «о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец… подобает на себе знамение креста изображати». «…полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Иисус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра».

В старом обряде в настоящее время крестное знамение совершают следующим образом: «Возлага́емъ рꙋ́кꙋ свою̀ пре́жде на чело̀, пото́мъ на пꙋ́пъ и҆ на пра́вое ра́мо и҆ на ле́вое» (Книга «Старчество». Слово 11).

Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.

Двоеперстие

Основная статья: ДвоеперстиеОдна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины)Василий Суриков. Этюд к картине «Боярыня Морозова»

Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе). Позже было вытеснено троеперстием.

Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на Поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе, все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными, и анафемы на них принято считать «яко не бывшие».

При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.

В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.

«Спор о вере». Неизвестный художник XVIII века. Государственный музей истории религии

Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Иисуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нём получается изображение из перстов имени Иисуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Иисуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличие от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.

Троеперстие

Основная статья: Троеперстие Рука, сложенная в троеперстии

Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Крестное знамение совершается во время и вне общественного богослужения, после произнесения молитвы. Молитвы могут быть различные: «Отче наш», «Иисусова молитва», «Песнь Пресвятой Богородице» и т. д.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф. 25:31–46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Именословное перстосложение

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС, из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос — І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение как символ исповедания своей веры изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святых изображают с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.

Католицизм

В Католицизме, в отличие от Православия, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как, например, в Русской церкви, там и в настоящее время существуют различные его варианты. Так, католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (лат. In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti — «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Для католика совершение крестного знамения — в любой его форме, в любом обряде — означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Фома Аквинский писал: «Крестное знамение — это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа».

Примечания

  1. Дьяченко, Григорий Михайлович. Полный церковно-славянский словарь. — С. 329.
  2. Пермяков, с. 329: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.».
  3. Рукопись 201. Максима грека сочинения. Библиотека Троицко-Сергиевской лавры. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  4. Русский: Максим грек «Сказка, како знаменатися крестным знамением.» (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  5. s:Стоглав#О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ, КАКО ПОДОБАЕТ АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ И ЗНАМЕНОВАТИСЯ. И ПРОЧИМ ПРАВОСЛАВНЫМ КРЕСТЬЯНОМ ЗНАМЕНОВАТИСЯ И ПОКЛАНЯТИСЯ. ГЛАВА 31: «Первое возлагати на чело, та же на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, та же на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.»
  6. О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ. ГЛАВА 32//Стоглав. Викитека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  7. Лексис Вильно: Изд. православного братства, 1596. — С. 68.
  8. Cборник. Кириллова книга. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Дата обращения 22 ноября 2017.
  9. Русский: Кирилова книга была издана по указу царя Михаила Феодоровича в 1644 г. В послесловии Кириловой книги сказано, что царь Михаил Феодорович приказал «от святых писаний учинити на еретики и раскольники нашея православные христианские веры на римляны и латыни, на люторы же и кальвины… И пустити ю во всю русскую землю всякому православному христианину, хотящему ее почитати и божественные догматы ведети и те еретические уста заграждати». (8 февраля 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  10. Богословие/»ПКнига о вере». Старопоморы-федосеевцы. Дата обращения 22 ноября 2017.
  11. «Книга о вере истинной православной». — Гл. 9. — Лист о҃д.
  12. File:Θησαυρός Δαμασκηνού, μετά της προσθήκης εν τω τέλει και ετέρων επτά λόγων ψυχοφελεστάτων, και της εξηγήσεως του Πάτερ ημών (греч.). Wikimedia Commons. Дата обращения 22 ноября 2017.
  13. «Скрижаль» лист ѱо҃д. dlib.rsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  14. Протоиерей Серафим Слободской. Предисловие // Закон Божий. — 2-е изд (Репринтное). — Москва.: МБЦ прп. Серафима Саровского, 2010. — 722 с.
  15. «Правила благочестного поведения в доме Божием»,84 страница, издана по благословения митрополита Алимпия 2001 год. РПСЦ.
  16. Русский: Печатное старообрядческое издание 1909 года, текст которого, по всей видимости, восходит к одному из вариантов сборника XVI -1-й половины XVII в.. Wikimedia Commons (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  17. В частности, святой Петр Дамаскин в XII веке писал: «Два перста и едина рука являют распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой ипостаси познаваемого».
  18. Рукопись 179. Петра Дамаскина книга. XIV века. old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  19. Чумичева О. В. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 679—684. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  20. Наследие Святой Руси.
  21. Типикон. Православная электронная библиотека. Дата обращения 22 ноября 2017.
  22. Собор 1667 года, утвердивший в Русской Церкви троеперстие, указывал «два же, глаголемый мизинец и тот, что подле мизинца, имети наклонены и праздны».

Литература

  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. — М.: Героника, 2010. — 192 с.
  • Федор Пермяков. Гл. 16. О двоеперстном крестном знамении // Выписки из Священного и святоотеческаго Писания и творений святых отцов и учителей церкви. О внесении патриархом Никоном и его преемниками новизне и ложнаго учения.
  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо?. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 с.

Ссылки

  • Голубинский, Евгений Евсигнеевич: «История Русской церкви» том 2, половина 2, глава V Богослужение стр. 466
  • Крестное знамение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров): «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал-Credo.Ru, 30 апреля 2009

Сколькими пальцами крестятся православные. Как держать пальцы, когда крестишься

Крестное знамение имеет большую силу, его нужно производить с верой и упованием на помощь Божию. Чтобы знать, как правильно крестить предметы, нужно иметь общее представление о том, как нужно наносить крестное знамение. Когда человек крестит себя, то есть осеняет себя крестным знамением, нужно сложить вместе три пальца — большой, указательный и средний, остальные два пальца, то есть безымянный и мизинец нужно прижать к руке. Тремя сложенными пальцами человек сначала касается своего лба, затем, живота, потом, правого плеча и, левого плеча, таким образом, он изображает на себе Крест Господень. При его нанесении на свое тело, а также на другие предметы или людей, нужно произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», этим мы исповедуем свою веру в Святую Троицу. Три сложенных пальца символизируют собой три лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. Два пальца, которые прижаты к руке символизируют две природы Господа нашего Иисуса Христа, Божественную и Человеческую. При нанесении крестного знамения с верой, отступают злые силы, проходит искушение и Господь посылает свою живительную помощь.

Когда мы крестим предметы, то нужно их осенять крестным знамением с произнесением таких же слов, как и при нанесении крестного знамения на себя. Чтобы изобразить крест на каком-либо предмете мы, сначала, крестим его вверх со словами: «Во имя Отца», затем вниз со словами «И Сына», затем в левую сторону со словами «И Святаго Духа» и, затем в правую сторону со словами «Аминь». Производить крестное знамение нужно не спеша и благоговейно с молитвой ко Господу.

Как правильно крестить людей?

Во многих Православных семьях принято, чтобы мать и отец благословляли своих детей крестным знамением перед их выходом из дома. Ребенок поворачивается лицом к матери или отцу, которые крестят их. Сначала они касаются их лба, затем живота, затем правого плеча и, затем левого плеча. При таком благословении родители молятся, чтобы Господь охранял их ребенка и защищал силой крестного знамения. Крест Христов и его изображение имеет несказанную силу, он не раз избавлял людей от различных бед, скорбей и, даже, смерти. Христиане наносят крестное знамение на себя, других людей и окружающие предметы. Чтобы знать, как правильно крестить людей нужно просто уметь самому креститься. В данном тексте мы употребляем слово «крестить» в значении «осенять крестным знамением».

Как правильно крестить пищу?

Перед вкушением пищи принято произносить молитву, например, «Отче Наш» или отрывок из Псалма, который так и называется «Молитва перед вкушением пищи». После произнесения этой молитвы пищу осеняют крестным знамением, чтобы Господь благословил трапезу. Чтобы знать, как правильно крестить пищу и не совершить ошибки в этом процессе, нужно поставить все, что Вы собираетесь скушать на стол. Затем, обратившись лицом к иконе, которую обычно вешают на стене не далеко от стола, произносят молитву. Потом, глядя перед собой, производят крестное знамение, осеняя крестом сначала верх стола, потом низ, затем, левую и правую стороны. Пальцы руки нужно складывать так же, как и при нанесении крестного знамения на человека. Произносить нужно вслух или мысленно те же слова, что и в любом случае, когда крестят себя или другие предметы. Нанесением крестного знамения христиане призывают Божию благодать и благословение на их трапезу. В Житиях Святых описаны удивительные случаи, когда, даже, ядовитые вещества, которыми зложелатели хотели отравить угодников Божиих, теряли свою силу после того, как их осеняли крестным знамением. Тот человек, который молится перед едой и крестит пищу намного меньше подвержен таким грехам, как объедение и чревоугодие. Кроме вреда для души эти грехи и страсти наносят вред здоровью человека.

Как правильно крестить углы?

Верующие люди часто осеняют крестным знамением не только себя, но и все, что их окружает. После грехопадения первых людей лукавые силы стали способны наносить вред людям. Часто мы можем не видеть злых духов, и не знать от чего у нас происходят беды, искушения и нехорошие душевные состояния. Чем чаще человек будет крестить себя и все, что его окружает с верой и молитвой о помощи Божией, тем легче ему будет идти по дороге спасения. Как правильно крестить углы, можно сделать вывод из того, как правильно наносить крестное знамение на других людей и предметы. Нужно повернуться в сторону того угла и произвести перед собой крестное знамение, сначала, в воздухе производят изображение верха креста, затем низа, затем левой стороны и в завершение, правой стороны. Произносят, при этом слова: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Крестное знамение всегда наносят правой рукой, кроме этих слов и нанесения крестного знамения можно читать молитву с призывом Силы Креста Господня или другие молитвы. Просят, чтобы Господь оградил нас Силой Животворящего Креста и сохранил от всякого зла. Можно читать Псалом 90 или другие Православные молитвы по Вашему желанию и зову сердца. Можно, также молится своими словами, но обязательно, с пожеланием душевного спасения всем людям. Пусть Господь Вас умудрит и сохранит Силой Своего Животворящего Креста.

В православной традиции считается неправильным, а иногда даже кощунственным креститься слева направо. Таким образом, православная традиция считает, что поднося руку к правому, а затем к левому плечу, верующий молит причислить его к участи спасенных и избавить от доли погибающих.

Ну вот католики крестят себя с лево на право. Они этим ставят Христа как будто перед собой в защиту. Даже такое простое дело,как замешивание теста, тоже следует делать справа налево или,например, массаж определенных точек на позвоночнике делаем круговыми движениями справа налево. И если каждый человек начнёт затачивать его по-своему, то вся стереотипия сойдёт на нет, и обряд исчезнет как таковой. Поэтому в тех конфессиях, в которых принято креститься справа налево, так делают все и всегда. А все объяснения по поводу того, кто у нас находится за правым плечом, а кто за левым — это интересно, но всего лишь искусственное обоснование правила.

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

В традиции католиков считается правильным креститься слева направо, а не наоборот, как у православных. Однако до великого церковного раскола и те, и другие крестились преимущественно справа налево, хотя подобный порядок и не являлся обязательным. Посему православный при встрече с представителями другой ветви христианства должен знать эти особенности и понимать, что ничего кощунственного они не подразумевают. Однако, если верующий осеняет себя крестным знаменем в окружении своих единоверцев, лучше не идти против сложившихся в их среде традиций во избежание разногласий.

В христианской истории известно несколько способов крестного знамения: двумя (старообрядцы), тремя и пятью пальцами. Прежде чем креститься, надо правильно сложить пальцы. Многие верующие на этом этапе совершают ошибку, не закончив креститься, сразу же начинают кланяться. Важно! Только после того, как опущена правая рука вниз, можно совершать поклоны. Где и как правильно креститься православным (справа налево или слева направо) ответ один – конечно, в церкви. После крестного знамения, проговорив «Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа» кладут земной поклон, чтобы поблагодарить Бога за благосклонность.

Поэтому люди задаются вопросом, как правильно креститься православным справа налево или слева направо? Затем, когда человек перекрестился, он опускает руку и поклоняется Богу. Независимо от возраста, крестный обряд выполняется только правой рукой у христиан. Главным отличием знамения католических людей состоит в том, что они выполняют обряд с левой на правую сторону. Изображение креста господне на теле человека, кистью руки. Практически неизвестно, когда этот священный обряд появился в христианстве. Православные христиане соблюдают традиции крещения с правой стороны на левую. Католики крестятся, наоборот, с левой стороны на правую. В православном мире, верующий человек совершает обряд справа налево. И все-таки, как правильно креститься православным справа налево или слева направо, видео можно найти на официальных источниках. Достаточно попросить его провести священный ритуал крещения и тогда все станет ясно. Еще в евангельском писании говорилось: «Верующий в малом, во многом верен».

Как правильно креститься, должен знать каждый христианин. Крестное знамение имеет большую силу, и потому его надо совершать с благоговением и молитвой. Креститься нужно тремя перстами. Это значит, что складывают вместе кончики трех пальцев правой руки – большого, указательного и среднего. Две других пальца прижимают к ладони. Три пальца, сложенных вместе означают три Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А два пальца, прижатых к ладони, символизируют две природы Господа Иисуса Христа – божественную и человеческую. Крестное знамение наносят на себя следующим образом: сначала касаются тремя сложенными пальцами лба, затем живота, затем правого плеча и наконец левого. При этом произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Таким образом получается, что при нанесении на себя крестного знамения мы крестимся правой рукой и наносим его справа налево. То, как крестятся православные, отличается от того, как наносят на себя крестное знамение католики. Одним из отличий является то, какой рукой крестятся православные: они крестятся правой рукой. Другим отличием является то, что православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. Как нужно правильно креститься следует объяснять детям с раннего детства. Кроме необходимого внешнего запоминания правильного нанесения крестного знамения детям нужно объяснять смысл производимых действий. Верующие люди осеняют себя крестным знамением очень часто и в разные моменты своей жизни: и в радости, и в горести, перед началом всякого доброго дела и по его завершении, перед отхождением ко сну и после его пробуждения, в момент опасности и после того, как опасность миновала, во время молитвы и богослужения. Неспроста в народе бытует такая поговорка: когда кажется, креститься надо. Она связана с тем, что бывают ситуации, когда человек что-то видит, но не уверен в своем верном понимании увиденного. Он тогда говорит, что ему это кажется, так как он не уверен. В христианских духовных текстах есть много случаев описания действия лукавых сил на зрение и воображение человека. Если человек осенит себя крестным знамением, то тогда эти наваждения проходят, и он видит верное состояние вещей.

Как правильно креститься в церкви?

То, как правильно креститься в церкви, соответствует тому, как нужно креститься христианам. В церкви надо внимательно наблюдать за тем, в какие моменты наносят на себя крестное знамение все верующие люди. Во определенные моменты и слова, произносимые священником при богослужении, молящиеся осеняют себя крестным знамением. Конечно, в этот момент они не произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Это они делают мысленно или молятся словами той молитвы, которую слышат в данный момент. В церкви есть свои обычаи, правила и установления. Та поговорка, которая относится к монастырю – в чужой монастырь со своим уставом не лезут – можно сказать, что относится и к церкви. Когда мы заходим в храм, то должны выполнять требования ради уважения к другим верующим людям. Это относится не только к правильному нанесению крестного знамения и в нужные моменты, но также и в форме одежды. Женщинам нужно заходить в церковь с покрытой головой, в закрытой, не вызывающей одежде, не в брюках, а в юбке или платье. В летнее время, даже если очень жарко, нужно стараться выбирать закрытую одежду из легких тканей. Мужчинам летом не стоит заходить в храм в шортах, а лучше одеть брюки и рубашку с длинным рукавом. Как надо правильно креститься, христианин должен привыкать с момента своего Крещения. В молитве «Символ веры» есть такие слова: исповедую едино Крещение во оставление грехов. Это значит, что человек раз в жизни принимает Таинство святого Крещения, во время которого священник его крестит во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. С этого момента и на протяжении всей своей жизни он должен творить добрые дела во славу Божию, а не для удовлетворения собственной гордыни и самолюбия. При нанесении крестного знамения мы должны каждый раз вспоминать о цели наших действий, поступков, мыслей и всего направления жизненного пути.

Проходя мимо Божьего дома или заходя в храм, немногие ведут себя подобающее, не нарушая установленных канонов. Прежде всего, каждому христианину нужно научиться правильно креститься. У входа к Божьему дому служители размещают краткую информацию о том, как правильно вести себя в церкви. С Уставом следует обязательно ознакомиться.


Как правильно креститься православным христианам

Разумеется, мало, кто из людей знает, как подобает правильно креститься православному верующему. В помещении храма многие люди крестятся неправильно, размахивают руками в стороны, не дотягиваются правой рукой к животу. При ведении Литургии важно ориентироваться, в какие моменты следует осенить себя крестом, а когда просто сделать поклон. Однако правила наложения на себя креста нужны не только при посещении храма Господнего, но и в различных житейских ситуациях.

Наносить крест нужно в радости, в горести, перед начинанием добрых и богоугодных дел и после их завершения, перед отходом ко сну и пробуждении, в непростые моменты жизни: страхе, опасности.

В крестном знамении заключена особенная, чудотворная сила. Его учатся выполнять правильно, знать и понимать этот жест. Сложенные три пальца олицетворяют веру в триединого Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух (Трисвятое, единосущная Троица). Пальцы, которые прижимают к ладони, символизируют природу Сына Господнего: божественную и человеческую. Человек, который осеняет себя крестным знамением, привлекает на себя Благодать Господнюю.

Православные прихожане крестятся справа налево Троеперстием. Священнослужители благословляют прихожан таким образом: складывают пальцы в именословное перстосложение.

  • Верующие люди, осеняя себя крестом, складывают три пальца (большой, указательный, средний) правой руки вместе, а безымянный и мизинец плотно прижимают к ладони.
  • Сначала касаются лба, после живота, правого плеча, завершают на левом плече, поклоняются. Креститься можно исключительно правой рукой в установленном порядке.

Не все люди находят в себе силы и желание посетить храм. Чаще всего трудные обстоятельства подталкивают человека приходить к Господу. Общеизвестно, что истинно верующий человек начинает свой день с утренних молитв, а отправляясь в церковь, читает про себя молитвы, в частности молитву Честному Кресту. Подходя к воротам храма нужно трижды перекреститься со словами: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь», «Господи, буди, милостив ко мне грешному». Что касается поклонов, нужно знать, в какие дни и время их надо совершать.


Как креститься — слева или справа

Многие люди задаются вопросом: как правильно крестится: слева или справа? И почему именно так? Дело в том, что правое плечо – место спасенных верующих, а левое – место для погибших грешников.

Считается, что с правой стороны находится обетование святых душ – Рай, с левой стороны – место пребывания чистилища и ада, в которых живет нечисть (бесы, черти) и погубленные грешные души. Поэтому, крестясь, человек просит Всевышнего принять его в число спасенных душ, избавить от вечных мучений погибающих грешников.

Крестное знамение имеет необъяснимую силу, это защитный символ, который нужно подкрепить молитвой при входе, пребывании и выходе из дома Божьего. В кресте заключена вся важность православной веры, смысл христианства.

Глубина веры православного не имеет границ. Молиться нужно от чистого сердца, соблюдая все правила Церковного Устава. Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно читать и знать правила поведения в церкви — тихо, без шума, благовейно, уважительно, без осквернения, уважать святость храма. Подходя к воротам церкви, ее дверям, верующие останавливаются, трижды совершают поклон. В простые дни – земные поклоны, в субботу, воскресение и праздники — поясные поклоны.

Молиться, креститься и совершать поклон надо не спеша, без суеты, желательно одновременно с другими верующими, рядом стоящими. Сложенную десницу (правую руку) полагают на лоб для просветления ума, на живот – для укрощения воюющего на дух плоти, на правое и левое плечо – для освящения нашей житейской деятельности.

Согласно канонам Церковного Устава, крестное знамение и поклоны нужно совершать и после каждого краткого прошения и молитвословия. Осеняют и крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». При пении и чтении стихира и молитвословий креститься не нужно, только поклоны «помолимся», «поклонимся», «припадем».

Особенное внимание верующий направляет при чтении или пении молитвы «Символ Веры». При вознесении слов Силою Честного и Животворящего Креста, чтении Апостола, Евангелия — принято осенять себя крестом, без поклона. При осенении священнослужителем верующих в храме Крестом, Святым Евангелием, Святой Чашей или образом, все крестятся, преклоняют голову. Главное, чтобы верующий крестился в начале и в конце молитвы, перед храмом Господним, перед прикладыванием к кресту, к ионам и святым мощам, не забывал про себя произносить краткую молитву.

Крестясь, верующий должен выразить всю глубину своей истинности к своему Создателю:

  • утвердить веру в Пресвятую Троицу;
  • провозгласить свое желание жить с вечными заповедями Божьими;
  • выразить свое желание приобщится к святой благодати Господа (как напоминание каждому о том принятии мученической смерти Иисуса Христа ради искупления грехов человечества).

Актуально, чтобы христианин носил на груди крестик. Это обязанность, честь и заслуга каждого верующего. Крест стал спасением для каждого человека и является самым сильным оружием против злых сил. С того момента, когда Христос умер на Кресте, непобедимая сила Господа передалась Кресту навеки. Каждый, кто с верой крестится, получит от Господа великую силу, побуждение на добрые дела, защиту от недругов.

Без крестного знамения не совершают ни одной молитвы, поэтому с самого детства нужно научить своих детей правильно креститься в церкви, в мирной жизни (при совершении различных молитв). Важно проследить, чтобы дети крестились правильно, без спешки, правильно сложенным троеперстием. В противном случае, неправильно крестясь, верующий совершает кощунство, неуважение к своему Творцу. Проходя мимо церковного храма, следует остановиться, трижды перекрестится и поклонится храму. Таким образом, вы воздаете славу Вечному Богу Иисусу Христу и подтверждаете обществу, что вы исповедуете православную веру в своем житии.


Какой скрытый смысл кроется в крестном знамении

Совершать крестное знамение – это не только дань древнейшей религиозной традиции. Известно, что люди, которые примкнули к рядам христиан, изначально крестились одним пальцем правой руки, касаясь только чела (лба), груди, губ пред чтением Евангелия. После стали крестится несколькими пальцами, а после – целой ладонью. Но начиная с 16 столетия крестить стали лоб, живот и оба плеча двумя пальцами. Ближе к 17 столетию было утверждено трехперстное крещение, а двуперстное строго каралось.

У троеперстия есть и иное обозначение. К примеру, осеняя крестом чело – это знак почитания неба (Небесного Творца), живот – дань земли (земля родительница, кормилица), плечи (почитание Духа Святого). Чудотворной силы Креста боятся нечестивые и злые силы и люди. Те, кто отрекшийся от Христа тоже могут заходить в церковь. Но крестятся неверно или сбрасывают крест с себя быстрым, незаметным движением.

Истинный верующий принимает для себя решение следовать с крестным знамением до конца своих дней. Осенять крестом можно не только себя, но и свою трапезу, своих родных и близких, кровать и подушку перед сном. Но главное, истинно молиться, крестясь во спасение своей безмерной, грешной души.

Как правильно креститься на Крещение

Не менее важно правильно креститься на крещение. Установлено, что 18-19 января – это великие религиозные праздники. 19 января множество людей собираются в стенах церкви, храмов, соборов, монастырей, чтобы стать причастники великого события – Крещения Господнего. Правила поведения в это день святы, поэтому к этому дню нужно предварительно подготовиться. Прыгать воду с разбегу, употреблять спиртное строго воспрещается и является кощунством. Верующему положено отстоять утреннюю службу в храме, освятить воду. Лишь после можно окунуться в ледяную воду, получить духовное очищение.

Крещение – это таинство, а не день острых ощущений. Это святой день, когда Бог открылся человеку, этот день все верующие просят у Господа благодати, освятить воду. Сие великое деяние совершил Иоанн Креститель, который после пострадал за своего Спасителя.

Заходя в прорубь, нужно перекреститься и сделать это правильно, но если только позволяет здоровье и вы морально готовы к этому шагу. Правила погружения в крещенскую прорубь просты.

  • Натощак этого делать нельзя, но и сытым тоже заходить нельзя, алкоголь исключен.
  • Прежде, чем зайти (только в специально оборудованные места), нужно постоять 30 секунд, подготовить тело, перекреститься и медленно зайти.
  • Окунуться с головой можно, но быстро. Находиться в проруби можно не более 10 секунд.

Вода на Крещение истинно верующим дарит душевное спокойствие и благодать на целый год. Как дань традиции купаться в проруби надо в рубашках, женщинам покрыть голову платком. Погрузиться полностью всем телом надо быстро три раза, сразу выйти. Выходя, осените себя крестом и идите приводить себя в порядок.

Какие бы человека не окружали обстоятельства, он не должен терять веры, а посещать Божий Храм и знать его правила обязан . Посещение утренних, вечерних служб, полуночных, причащение, исповедь позволяет каждому из нас стать ближе к свету, к небесам, к своему Творцу. Кроме того, крещение защищает человека, придает сил. С Богом вы непобедимы, никакие ужасы мира не в силах лишить вас Богом данной веры.

Многие люди регулярно посещают храм и хорошо знакомы со всеми правилами и церковными обрядами. Но все же есть те, кто редко заходит в церковь и не знает всех тонкостей.

Обычно на помощь к таким «захожанам» приходят верующие, но далеко не всегда ошибки исправляют корректно. Могут найтись невоспитанные люди, которые очень грубо и обидно выскажутся в адрес нарушившего правило. Часто это отбивает всякое желание заходить в церковь. Чтобы такого не произошло, и вы смогли спокойно отстоять службу и провести время в молитве, надо знать правила, как накладывать крестное знамение и какой рукой крестятся православные христиане.

Почему именно справа налево

Для крестного знамения у православных принято соединить в щепоть три пальца правой руки. Этому есть своё объяснение: на правом плече, располагается рай (место, где происходит спасение души и здесь обитают ангелы), на левом же плече ад, в котором душа погибает (здесь живут демоны и грешники). Вначале, поднося троеперстие к правому плечу, человек молит Иисуса Христа о спасении души, а прикасаясь затем к левому плечу, просит Господа избавить его от погибели.

Иногда возникает вопрос, зачем креститься? Крест является символом покаяния и защиты во время молитвы.

Интересно то, что католики крестятся, наоборот, слева направо. В католичестве символы означают все то же, слева — рай, а справа — ад, но рука движется слева направо, потому что они идут от греха к спасению души.

Важные правила для православных

Как правильно креститься православным христианам при входе в храм? Согласно установленным правилам, необходимо три раза перекреститься и поклониться до земли. Этим действием человек славит Иисуса Христа и заявляет о своей вере.

Как правильно сложить пальцы

Для того, чтобы перекреститься, нужно большой, указательный и средний пальцы сложить вместе, как будто в щепотку, безымянный палец и мизинец, согнуть и прижать к внутренней стороне ладони.

Это положение пальцев очень символично. Троеперстие обозначает Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Два оставшихся пальца, говорят нам о том, что Христос является человеком и Богом одновременно.

Последовательность наложения крестного знамения:

  • Сначала поднесите пальцы ко лбу, произнося при этом «Во имя Отца».
  • Далее, опустите руку на живот, со словами: и Сына.
  • Перекрестите правое, а затем и левое плечо: и Святого Духа. Аминь.

Каждое движение имеет своё обозначение:

  • Прикасаясь к челу — освящается ум.
  • Крестя живот — благословляются все органы.
  • Затем переходя к плечам — человек освящает все своё тело.

В праздной жизни и бесконечной суете, люди редко заходят в церковь. Обычно человек обращается к Господу только в трудные минуты своей жизни. Это неправильно. Необходимо иметь дома иконы и молиться. Как нужно креститься обязан знать каждый верующий христианин. Просыпаться надо с утренними молитвами, а отходить ко сну с вечерними. Знать такие молитвы, как: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дева радуйся». А молитва Честному Кресту защитит вас от всяких бед.

Опасность неверных действий

При наложении крестного знамения необходимо доносить руку до живота, многие этим пренебрегают, останавливая руку на уровне груди. Священники этого не одобряют. Они видят такой крест , как перевёрнутый. Такой способ креститься использовали многие столетия назад те, кто противился церкви, и их причисляли к еретикам.

Когда вы освещаете крестом себя или другого человека, движения должны быть неспешными и последовательными, означающими истинную веру. Мыслить во время молитвы нужно только о Боге и спасении души.

Неверное крестное знамение, наложенное на себя, обесценивает всю молитву. Считается, если человек неправильно креститься, он привлекает к себе бесов и может быть искушён дьяволом.

Как крестились несколькими столетиями ранее

Нынешний способ перекрещиваться формировался не одно столетие. Изначально, когда только образовывалось христианство, люди крестились одним пальцем и при этом они прикасались к губам, лбу и груди. Делали это на каждой мессе, когда читали евангелие. Спустя некоторое время, стали использовать два пальца или даже целую ладонь, для того чтобы перекреститься. На иконах Иисуса Христа изображают с поднятыми вверх двумя пальцами — указательным и средним. Священнослужители именно поэтому используют этот жест, чтобы перекрестить кого-нибудь.

Верующие стали крестить лоб, плечи и пуп, когда сформировалось православное христианство. Затем пуп, заменили, на грудь, объясняя это тем, что здесь находится сердце.

Как правильно креститься, необходимо учить с раннего детства, ведь ни одна молитва не совершается без крестного знамения. Направляйте своих детей, чтобы они правильно складывали пальцы в троеперстие и верно крестились, неспешно и без суеты. Проходя мимо храма, задержитесь немного, перекреститесь и поклонитесь Богу. Этим вы в очередной раз подтвердите свою веру и восславите Господа нашего Иисуса Христа.

Именословное перстосложение

Именословное перстосложение, иллюстрация к сочинению Николая Малаксы из книги Скрижаль 1656 года издания (синие буквы и малиновые стрелочки добавлены в настоящее время для наглядности, и в самой книге отсутствуют)

Именосло́вное перстосложе́ние — особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IC ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец приподнят и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос). Надпись имени Иисуса Христа на древнегреческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C.

История именословного перстосложения

На древних иконах именословное перстосложение не встречается, встречается лишь двоеперстие или двоеперстие с поднятым вверх мизинцем (подушечки безымянного и большого пальца приставлены друг к другу). По всей вероятности, из последнего жеста и возникло именословное перстосложение, когда скрестили немного большой и безымянный палец. Описание и толкование именословного перстосложения, которое изложено выше, впервые появляется в сочинении греческого книгоиздателя и протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, во второй половине XVI века, поэтому этот жест иногда называют малакса.

Именословное и двуперстное перстосложение в России

В русской церкви до Раскола в XVII веке именословное перстосложение не практиковалось: архиереи и священники благословляли только двуперстно. На иконах преобладало также двуперстие. На Стоглавом соборе 1551 года было запрещено практиковать и изображать иное перстосложение, кроме как двуперстное:

А́ще кто две́ма персты́ не благословля́ет, я́коже Христо́с, или не вообража́ет двема́ персты́ кре́стного зна́мения, да бу́дет про́клят.

После церковных реформ патриарха Никона в среде новообрядцев именословное перстосложение стало единственным перстосложением для священнического благословения; двуперстие же было запрещено как подражание арменов Московским собором 1656 года и Собором 1666—1667 года, все крестящиеся двоеперстно были объявлены соборно еретиками, отлучены от Отца, Сына и Святаго Духа и прокляты. В 1656 году было переведено и сочинение Николая Мала́ксы о именословном перстосложении, которое вошло в книгу «Скрижаль» под названием «О знаменова́нии соединя́емых персто́в руки́ священни́ка, внегда́ благослови́те ему́ христоимени́тые лю́ди».

В старообрядческих кругах именословное перстосложение интерпретируется как ораторский знак, обозначающий призыв ко вниманию (в обоснование такого мнения ссылаются на научные труды церковного историка Е. Е. Голубинского).

  1. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Москва, 1996, стр. 153
  2. Скрижаль Москва : Печатный двор, X. 1655; дополнительные статьи 2. VI. 1656 вставка после страницы ѿӡ҃І (917) стр 462
  • Публичная беседа об именословном перстосложении Апологетическое сочинение старообрядца Фёдора Мельникова
  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство.
  • Сочинение Николая Малакса на греческом Ειρμολόγιον 1742 года

См. также

  • Благословение
  • Крестное знамение
  • Православие
  • Христианское богослужение

Это заготовка статьи о христианстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

В. В. Ренев

Иконописные жесты, в частности — ораторские и благословляющие — мало исследованы. Самым серьезным исследованием по этой теме является раздел во втором томе «Истории русской Церкви», написанной еще в конце XIX — начале XX века профессором Евгением Евстигнеевичем Голубинским. С тех пор мало кто предпринимал попытки осмысления данной проблематики. Важность темы заключается в том, что многие жесты трактуются в искусствоведческой среде либо как жесты благословляющие, либо вообще произвольно. Необходимо внести ясность в следующие моменты: благодаря чему появился тот или иной жест, и как он читается на иконе.

Ораторские жесты

Вначале хочется затронуть тему так называемых ораторских жестов, так как некоторые из них стали применяться и в иконографии. Их не так много, но при этом они вызывают массу вопросов. Подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Правила ораторского искусства» («De institutione oratoria») , где он рассматривает девять жестов. Нами будут проанализированы только четыре из них, которые стали применяться в иконописи. «В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи — началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение» .

Согласно словам Евгения Голубинского, «обычай употреблять перстосложенныя руки как символ или условный знак того, что изображаемое лицо должно быть представляемо говорящим, или обычай изображать говорящие лица с перстосложенными руками введен еще живописцами дохристианскими и взят ими с живой действительности» .

Суд Пилата. Миниатюра. Кодекс Рабулы. VI в.

У Квинтилиана указываются следующие виды перстосложения, применяемые греческими и римскими ораторами.

1. Безымянный палец (малый средний перст) подгибается под большой, остальные протягиваются вперед. О нем Квинтилиан говорит, что он есть наиболее часто применяемый жест. Это перстосложение используется «в начале речи, а при дальнейшем произношении последней — в повествованиях, порицаниях и обвинениях» .

На сирийской миниатюре «Суд у Пилата» из кодекса Рабулы VI века у одного из иудеев, протягивающих руки к Пилату, пальцы сложены в таком жесте. Само перстосложение следует рассматривать как требование вынесения обвинения Христу, о чем также говорит недобрый взгляд его обладателя.

Христос Пантократор. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

На мозаике монастыря Осиос Лукас в Фокиде X века Спаситель представлен в процессе произнесе -ния речи, вернее — Он благовествует Евангелие Царства Божия.

На современной фреске «Моление о чаше», написанной Анатолием Валерьевичем Алешиным в Троицком соборе Серафимо — Дивеевского монастыря, Христос написан также с этим жестом. Запечатлен эпизод, когда Господь «приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:40-41). В данном случае перстосложение — это повествование, с ярко выраженным оттенком порицания учеников.

Христос Пантократор. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

2. Два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперед. Согласно Квинтилиану, такое перстосложение более настоятельное, чем предыдущее — жест очень сильный. Совсем не применяется в начале речи и при повествованиях . Например, на мозаике в монастыре Осиос Лукас, в Фокиде: жест Спасителя следует понимать как «Премудрость вонмем» (Премудрость! Будем внимать!). Данный возглас на Литургии сопутствует прочтению Апостола и является знаком предельного внимания к словам. На выше названной композиции: Господь левой рукой придерживает раскрытое Священное Писание, а жестом правой руки указывает на него, настойчиво призывая ко вниманию.

Апостол и евангелист Лука. Мозаика монастыря Осиос Лукас.

На мозаике «Святой Лука» в монастыре Осиос Лукас изображен евангелист Лука с этим жестом, который можно интерпретировать как настойчивое и неотступное проповедование Христова благовестия.

Это перстосложение можно видеть также на иконе «Апостолы Петр и Павел» первой половины XIII века из Воскресенской церкви в Белозерске у «апостола языков». В данном случае жест можно трактовать как отстаивание истины христианской веры.

Данное перстосложение изначально было заимствовано из римской ораторской практики, т.е. имеет довольно давнее происхождение, позднее оно было адаптировано к иконописи.

3. Три последних пальца прижимаются к ладони под большой палец, а указательный вытянут вперед. Это жест порицания и указания .

Уверение Фомы. Мозаики монастыря Дафни. Греция. XI в.

На вологодской иконе «Похвала Пресвятой Богородицы», написанной во второй половине XVI века, пророк Иоиль представлен с характерным жестом. В левой руке пророк держит развернутый свиток с текстом пророчества, а жестом правой руки указывает на него, призывая обратить особое внимание.

На мозаике «Уверение Фомы», выполненной во второй половине XI века, в Греции, в монастыре Дафни: апостол Фома указывает данным перстосложением на рану Господа. В основу этого сюжета положен текст из Евангелия от Иоанна: «Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:26-28).

Омовение ног. Фрагмент. Кирилло-Белозерский монастырь. 1497 г.

На иконе «Омовение ног», датируемой XIV веком, данный жест употреблен дважды: перстосложением правой руки апостол Петр указывает на свою голову, а пальцем левой руки на воду для омовения. Господь умывает ноги ученикам, и когда подходит к Петру, между ними начинается диалог, в результате которого «Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:10).

4. Безымянный (средний перст) и мизинец прижимаются к ладони, большой палец соединяется с ними. Пальцы, указательный и средний, вытянуты вперед. Наверное, этот жест и некоторые его модификации для понимания самые сложные и противоречивые. Данный жест в риторике имеет значение «я говорю», т.е. момент речи. В различном контексте это перстосложение может читаться по-разному — от простого повествования до «я несу слово Божие».

Пророк Соломон. Пророческий ряд иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 г.

На иконе царя и пророка Соломона из пророческого ряда XVI века в левой руке святой держит свиток, который символизирует письменное слово, а жест правой руки — само слово, вернее, некое его прочтение. Перстосложением пророк указывает на развернутый свиток, в котором написаны слова из книги Притч: «Премудрость созда себе дом (храм) и утверди столпов седмь…» (Притч. 9:1-2), т.е. Соломон произносит таким образом данный текст. Важно понимать, что чаще всего пророки «собственно не благословляют и не молятся, а пророчествуют (благовествуют), то есть перстосложенныя руки — знак того, что они изображаются пророчествующими» , несмотря на их разные смысловые оттенки.

На Софийской таблетке, написанной в Новгороде в конце XV века, у архангела Гавриила точно такое же перстосложение, которое означает его обращение к Деве Марии, принесение Ей благой вести: «… радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк. 1:28), а также последующий диалог. Ответный жест Девы Марии — раскрытую ладонь, можно интерпретировать как принятие Ею благовестия.

Икона-таблетка «Благовещение». Новгород. XV век.

Шитый покров преподобного Александра Свирского. XVI век.На шитом покрове преподобного Александра Свирского, выполненном в мастерской Ирины Годуновой в 1582 году: святой в левой руке держит свернутый свиток, а жест правой руки можно трактовать как проповедь евангельской истины.

Искушение Христа в пустыне. Мозаика. Монастырь Хора.Константинополь. XIV век.

На мозаике «Искушение Христа в пустыне» XIV века, находящейся в Константинопольском монастыре в Хоре, подмечаем такое перстосложение у Господа. На композиции изображено, как Христос отвечает на одно из искушений сатаны, возможно, третье и последнее — верой: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:6-7). На что Господь отвечает: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

Жесты благословения

Русский богослов, профессор Александр Петрович Голубцов, отмечает, что «в древней Церкви благословляли и всей вообще рукой, и двумя, и тремя перстами, благословляли отдельные члены тела, так и все лицо человека» .

Христос Пантократор. Византия XIII век. Икона-складень.

5. На иконе Спасителя, написанной в Византии в начале XIII века, запечатлено перстосложение, несколько отличное от ораторского жеста №4: два пальца также вытянуты, но три других не прижаты к ладони, а соединены вместе. Допустимо, что это благословляющее перстосложение, а может быть даже соединенное с жестом речи, так как в другой руке Господь держит раскрытое Евангелие. Скорее всего, два вытянутых пальца указывают на две природы во Христе, а три соединенных вместе — на три Лица Пресвятой Троицы. Профессор Голубцов подчеркивает, что двуперстие «появилось в христианской церкви в связи с христологическими спорами, а именно монофизитством (451 год). Когда монофизиты стали смотреть на единоперстие как на символическое, наглядное выражение своего учения о единой природе в Иисусе Христе, тогда православные, вопреки монофизитам, начали знаменоваться двумя перстами, исповедуя тем два естества во Христе» .

Икона Божией Матери «Знамение». Тверь, XV век.

На иконах Божией Матери «Знамение» иногда «обе руки отрока Иисуса представлены благословляющими: два первых пальца простерты прямо, два других согнуты, большой положен на них» . То же самое касается тех образов, на которых Христос благословляет одной рукой.

6. Профессор Голубинский Евгений Евстигнеевич приводит описание крестового перстосложения, которое сложилось в начале VII века. Оно по виду напоминает жест № 1, но применяется для благословения: «… три перста: указательный, большой средний и мизинец протягивались, а два перста: палец (большой палец) и малый середний (безымянный) крестовидно полагались один на другой, как это теперь в благословении именославном» .

На афонской фреске XVI века «Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», находящейся в монастыре Дионисиат: у Богомладенца Христа пальцы сложены в перстосло-жении, которым Он благословляет Свою Мать, Пресвятую Богородицу, а в Ее лице и все человечество в целом.

Богородица Одигитрия и святитель Николай Чудотворец Мирликийский», Фреска в монастыре Дионисиат. Афон. XVI век.

На фреске «Спас Эммануил» XIV века, которая находится в нартексе в монастыре Высокие Дечаны, в Сербии: Господь изображен благословляющим двумя руками всех приходящих в храм.

Спас Эммануил. XIV в. Дечаны. Сербия.

Этот жест встречается не только у Христа, но и у святых. Например, у святителя Марка Ефесского на фреске храма Петра и Павла в Ясеневе или у святителя Мартина в росписи Покровского женского монастыря Бюси, во Франции. В левой руке они держат Евангелие, правой — благословляют.

Господь Вседержитель. Псков. XV век.

7. Именословное благословение было выработано из крестового перстосложения. Голубинский сообщает, что неизвестно, когда было выработано именословное перстосложение, указывая только временные рамки: вторая половина XI — середина XVI века. Временная граница очерчена серединой XVI века, так как впервые этот жест упоминается в сочинении греческого книгоиздателя, ученого богослова, гимнографа, протопопа Навпаклийского Николая Малаксы, поэтому жест иногда называют малакса. Пальцы сложены таким образом, что изображаются буквы греческого алфавита, монограмма имени Иисуса Христа — ГС XC: указательный палец вытянут, что напоминает букву I, средний слегка согнут и похож на C, большой палец скрещивается с малым средним (безымянным) и получается X, мизинец приподнят и похож на C .

Именославное благословение самое распространенное на иконах, оно изображается и у Спасителя, и у святых.

Святитель Григорий Палама. XIV век.

Например, на афонской фреске XVII века — Господь Пантократор в келии святого Стефана. На иконе святителя Григория Паламы, XIV века: в левой руке святого — Евангелие, правой — благословляет.

Похожие жесты бывает иногда сложно различить в иконописном пространстве. Часто сами иконописцы, вероятно, сознательно изображают руку как бы «выворачивая» или нарушая ее анатомическое строение, что также иногда затрудняет классификацию жестов. Нередко древность композиции вносит свои коррективы. Таким образом, прочтение сюжета усложняется, и идентифицировать жест становится крайне сложно или даже невозможно. Важно понимать, что любой символ на иконе, в том числе и жест, надо рассматривать в едином контексте иконного сюжета, при тесном соотнесении со Священным Писанием и Священным Преданием, и тогда все будет предельно ясно и понятно.

1. Marcus Fabius Quintilianus. Institutio oratoria. 11.3 // URL: http://www.intratext.com/IXT/LAT0332/ _INDEX.HTM (дата обращения : 15.01.2016).

2. Баев М.К. Истории одного жеста // URL: http://is-july.livejournal.com/862624.html (дата обращения: 15.01.2016).

3. Голубинский Е.Е., проф. История Русской Церкви. Том II, 2-я пол. тома. М.: Императорское общество истории и древностей Российских при Московском университете, 1911. С. 489-494, 503.

4. Димитриос bizantinum, блогер. Жесты в православной иконографии // URL: http://www.art-sobor.ru/archives/2138 (дата обращения : 15.01.2016).

5. Луций Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. 2 книга, 21 // URL: http://royallib.com/read/apuley_lutsiy/metamorfozi_ili_zolot

oy_osel.html#0 (дата обращения: 15.01.2016).

6. Голубцов А .П. Из чтений по церковной археологии и ли-тургике. СПб.: Сатис, 2006. С. 289-295.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *