Как работают церкви

Содержание

Свечной ящик

Церковная лавка в Давид-Гареджа

Свечной ящик (также церковная лавка) — место в православном храме или поблизости от него, где можно приобрести церковные свечи и другие предметы религиозного назначения, получить просфоры в конце богослужения, подать поминальные записки, навести справки.

Церковная лавка размещается в западной части храма, и в больших храмах может быть выполнена в виде отдельного помещения или даже здания, но обычно представляет собой высокий прилавок около входа. Название «свечной ящик» восходит ко временам, когда использовался ящик, в котором были отделения для денег и свечей; ящик на ночь переносился в хранилище.

С точки зрения православия в церковной лавке не происходит торговли, а принимаются пожертвования на храм. Так, в случае крайней нужды можно попросить (и получить) свечу бесплатно.

Примечания

  1. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия. 1995.
  2. Андрей Лоргус, Михаил Дудко. Свечной ящик Архивная копия от 20 марта 2017 на Wayback Machine. // Книга о Церкви, 1997. С. 31.
  3. Светлана Измайлова. Практический справочник по православию. ОЛМА Медиа Групп, 2005. С. 206.

Литература

  • Светлана Измайлова. Практический справочник по православию. ОЛМА Медиа Групп, 2005. С. 206.
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Свечные лавки и ящики

Свечные лавки и ящики

Свечная лавка – прилавок, устанавливаемый в храме, за которым стоит продавец (чаще всего это одна из прихожанок храма) и предлагает продукцию храма. Это различные свечи, церковные книги, лампадки, иконы, лампадное масло. Также продавец принимает записки о здравии и упокоении, молебны, панихиды.

Любой храм живет лишь за счет наших пожертвований. Эти пожертвования идут на оплату света, воды, отопления, зарплаты работникам и священнослужителям. В каждом храме размер пожертвований разный, в зависимости от размера прихода. Но прежде всего – это пожертвование Богу. Покупая свечу в свечной лавке, мы жертвуем Богу, выражая тем самым любовь к Нему. Это та малая жертва, о которой мы не должны забывать.

Свечной ящик в храме – это тумба с особыми полукруглыми полостями сверху, в которые кладутся свечи различных размеров. Данные тумбы идут в комплектации с ящиками для пожертвований, и каждый православный христианин может взять нужное количество свечей и внести посильную лепту на своё усмотрение. В крупных храмах это позволяет “разгрузить” церковные лавки, около которых, особенно в начале богослужений, толпится много народа. Также есть свечные ящики, не имеющие емкостей для денег. Они, как правило, используются непосредственно в церковных лавках, где пожертвования нужно отдавать человеку, служащему там.

Свечи издревле использовались для освещения помещений и главным их предназначением было именно давать свет. В храме эта функция наполняется духовным смыслом: свет становится символом нашей жертвенности и молитвы. Изначально технология изготовления свечей строилась по такому принципу: в трубку с фитилем наливали жир или сало, они застывали, и такими свечами освещали помещения. Их минусом был постоянно образующийся нагар, который приходилось снимать, и копоть. После стали использовать воск, его даже особым образом отбеливали. Сейчас свечи из искусственного и натурального воска, парафина распространены во всех православных храмах. Главная особенность свечных ящиков, имеющих емкости для пожертвований, – это то, что человек, исходя из своего достатка, вносит лепту по силам.

На выбор Вы можете купить такие деревянные свечные ящики для свечей:

  • свечной ящик с ящиком для пожертвований.

  • свечной ящик для церковной лавки без ящика для пожертвований.

  • одно-, двух-, трехстворчатые тумбы для разных видов свечей.

  • разной высоты.

Свечная лавка – это не свечной ящик. Вот отличия:

  1. Размеры ящика: все стороны – не более 1 м, прилавки очень большие.

  2. В прилавок кладутся не только свечи, но входит и весь товар, в то время как в свечной ящик можно положить лишь свечи.

  3. Ящик более тяжел: весит свыше 10 кг.

Чтобы купить свечную лавку для храма, нужно знать размеры места её установки. Мы предлагаем Вам качественные свечные ящики по лучшим ценам.>О служащих в храме

Предисловие

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах…Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Люди в храме: работник свечного ящика

Первый человек, которого мы встречаем, переступив порог храма, — это свечник, он же работник свечного ящика. Формально он продает церковные товары, принимает поминальные записки и ведет запись на требы: венчание, отпевание, крещение и другие. Но на деле это и психолог, и экскурсовод, и катехизатор. Именно с него, а не со священника, у многих людей начинается знакомство с церковной жизнью. Этот человек с уверенностью ответит на большинство интересующих вопросов касающихся веры, храма или службы.

Мы поговорили со свечниками московских приходов и узнали, как они пришли в профессию, в чем ее суть и чем они занимаются в свободное от работы в храме время и рассказали об этом в нашей рубрике «Люди в храме».

Роман, 48 лет

Свечник храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

Фото Владимира Ештокина

Я стал свечником очень просто: мне предложили, а я не отказался. На тот момент я завершил службу в армии, получил три высших образования в сфере экономики и благополучно работал управляющим автосалоном иномарок. Еще преподавал несколько авторских курсов на экономическом факультете МГУ.

Родители крестили меня еще в младенчестве, с тех самых пор храм стал частью моей жизни. Туда меня водили взрослые, они же и воспитали уважительное отношение к Церкви и вере. Самостоятельно стал приходить на службы уже в сознательном возрасте — сначала просто заходил по дороге, потом это стало происходить все чаще и чаще.

Когда я регулярно ходил в храм как обычный прихожанин, то никогда не думал там работать. Однажды нашему свечнику срочно понадобилось уйти с должности, и на его место священники искали замену. Мне от них не нужны были деньги, а у них на данную функцию не было бюджета, так что общий язык мы нашли быстро, и я стал работать в свой единственный выходной. Это очень похоже на киногероя Форреста Гампа, который работал садовником, имея приличное состояние.

Должность свечника для меня не работа и уж точно не профессия. Это скорее служение, которое заключается в помощи служащим в храме людям и тем, кто в него пришел. Вообще, это можно сравнить с деятельностью моряка верхней палубы небольшой океанской шхуны: помогать пассажирам, другим морякам и капитану. А в прочее время драить палубу.

Фото Владимира Ештокина

Чтобы трудиться свечником, достаточно лишь немного жизненного опыта, смирения и чувства юмора. Еще нужно уметь сортировать записочки, подметать пол, не стесняться выносить мусор.

В народе бытует мнение, что за свечным ящиком работают только несостоявшиеся в жизни люди, которым больше и заняться нечем. Поэтому нужно быть готовым к снисходительному отношению и стараться реагировать доброжелательно.

Однажды сюда зашла пожилая мексиканская пара — муж и жена. Они очень интересовались историей храма, задавали много вопросов о вере. Мы с ними попрощались, а потом они приходят часа через три и дарят мне маленькую ламинированную икону Богородицы — на их родине это христианский чтимый образ. Оказалось, что это икона Божией Матери «Прибавление ума», только у них она в зеленых тонах, а у нас в красных.

В свободное время я выращиваю дубы, яблони, деревья грецкого ореха. Это настолько меня увлекло, что пришлось уехать из Москвы в деревню. Сами понимаете, деревья на лоджии не растут как положено. Еще уважаю любительские бальные танцы, раскрашиваю кофейные и чайные чашки. Последнее отбирает много времени и сил, зато мои работы уже просят для выставки музеи и частные галереи.

Мария, 27 лет

Свечница домового храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова

Фото Владимира Ештокина

Не скажу, что в моей жизни раньше не было веры, а потом раз — и появилась. Крестили меня в младенчестве, после этого в храм меня водила бабушка несколько раз в год. Самостоятельно и осознанно начала ходить туда лет в пятнадцать — сначала это было эпизодически, потом все более регулярно, а после вступительных экзаменов в университет стала постоянной прихожанкой в нашем храме.

Так прошло несколько лет, потом я неожиданно оказалась без работы. Пока думала, куда податься и какие есть перспективы, меня пригласили работать в свечной лавке. Нужен был человек не со стороны, а из прихода.

Ты не просто тут сидишь и что-то там продаешь — это не работа продавца как таковая. Это сразу и работа психолога, консультанта и даже катехизатора. Люди приходят и задают самые разные, иногда очень странные, дикие или очень банальные вопросы. Например: «А есть у вас икона от всего?», «А для богатства?», «А как заказать молебен, чтобы мне одобрили кредит?».

И ты обязан ответить в меру своего образования, адекватности и знания церковной жизни. Когда вопрос очень сложный или человеку нужно, чтобы с ним просто поговорили, то лучше отправлять к священнику, если ты не знаешь однозначного ответа. И это уже область не столько катехизации, сколько психологии. Люди приходят и рассказывают всю свою жизнь, про свои беды, про то, как у них что-то не получилось или про семейные проблемы.

Нужно быть терпеливым к людям и их слабостям. Нельзя сидеть с таким видом, будто ты тут лучше всех все знаешь, а к тебе приходят сплошные невежды, нельзя относиться к ним свысока. Надо стараться быть всегда приветливым и дружелюбным.

Не скажу, что работник свечного ящика должен обладать сверхглубокими богословскими познаниями, но основу вероучения должен знать твердо. Чтобы он сам никакие даже маленькие суеверия в людях не порождал. Потому что ты не имеешь права нести какую-нибудь чушь. Естественно, нужно очень хорошо знать Катехизис, чтобы на самые простые вопросы ответить.

Фото Владимира Ештокина

Самое сложное —это взаимодействие с неадекватными или попросту больными людьми. Бывают, просто не знаешь, как себя вести. Чувствуешь, что человек неожиданно может стать агрессивным. Когда приходят такие люди, это достаточно сильное нервное напряжение.

Меня вдохновляет сама возможность рассказывать о христианстве. Ты помог человеку что-то понять, расстаться с маленьким, но отравлявшим его жизнь заблуждением. Меня очень радует, когда покупают крестики для крестин. Это всегда очень приятно.

Здорово, когда у тебя находится что-то, что человек долго искал и не мог найти в других местах, а у нас это есть. Чаще всего это редкая икона какого-нибудь святого или именная икона.

Думаю, это что-то между работой и служением. Понимаете, назвать это служением с большой буквы — значит неоправданно себя возвышать. Служение — это у священника, у него действительно оно во много раз более тяжелое, чем у любого другого человека, работающего в храме.

С уверенностью могу сказать, что профессией это точно не назовешь. Конечно, это и работа, в самом обычном прямом смысле слова — ты приходишь в определенное время и выполняешь обязательства по реализации товаров и услуг, но и служение, конечно, тоже. Если человек осознанно занимается этим всю свою жизнь и это является его основным занятием, то, наверное, можно и так сказать. Но это большая редкость. В основном работу в церковной лавке люди совмещают с другими видами деятельности.

Я не ставлю перед собой какой-то великой задачи православного просвещения, потому как над этим и так трудятся тысячи людей. Но есть какие-то мелочи и условности, в которых я считаю своей обязанностью помочь разобраться и объяснить, что Бог — он не в свечках и не в записках. Нужно потихоньку отходить от этого «магического» отношения к простым обрядовым моментам.

К нам периодически заходит мужчина лет сорока, по виду японец. Каждый раз подает денежку и очень аккуратно отпечатанный листочек в файлике, на котором написан сорокоуст «за упокой» с фотографиями нескольких японцев и их православными именами. Видимо, его попросили, и он регулярно приходит это делать.

В остальное время я люблю путешествовать по миру и стране, серьезно увлекаюсь кинематографом и много читаю. Обо всем этом регулярно пишу в своем блоге для себя и своих друзей, которым интересно мои тексты.

Ольга Валентиновна, 47 лет

Свечница храма святых преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского в Северном Тушине

Фото Владимира Ештокина

Я пришла к вере уже в сознательном возрасте после окончания школы. Так вышло, что я познакомилась с молодыми ребятами, которые ходили в храм — через них постепенно и пришла к вере, крестилась. Это было время празднования 1000-летия крещения Руси, в народе ощущался духовный подъем.

Работа в храме для меня началась больше 20 лет назад, когда я еще училась в Санкт-Петербурге на архитектурном факультете. Тогда восстанавливался храм Преображения Господня в Тушине, и я участвовала в проектировании дома причта и колокольни. Так сложилось, что именно это стало моей дипломной работой.

Потом я вышла замуж, долгое время занималась детьми и работала воспитателем семейного детского сада. Когда полгода назад открывали наш храм, настоятель пригласил меня потрудиться в качестве свечницы. К тому времени дети уже подросли, и я недолго думая согласилась.

Работа свечника — это служение, близкое к катехизации (наставление в христианской вере). Приходят люди и задают много вопросов, которые касаются непосредственно вхождения в Церковь. Тут важно иметь мудрость, правильно поговорить с человеком, ответить на его вопросы. Конечно, много уже знакомых мне прихожан— им нужно просто доброжелательное отношение. Те, кто приходят в первый раз или после долгого перерыва, очень насторожены и даже боязливы. И вот тут нужно не распространяться слишком много, и в то же время, кратко ответить на их вопросы.

Фото Владимира Ештокина

На мой взгляд, суть служения свечника звучит так: «Не навреди». Люди, которые работают в свечной лавке, находятся на передовой позиции. Первый, кого встречает человек, переступив порог храма, — свечник. Это большая ответственность.

Для наглядности перескажу проповедь митрополита Антония (Блума):

«Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Вот ключевой пример для человека, который стоит за свечным ящиком.

Любовь выше всяких правил, и поэтому, даже если человек пришел и что-то делает неправильно, мы не должны делать замечание так, чтобы он ушел из храма. Моя задача — дать любовь, теплоту, внимание, проявить заботу; встретить и либо направить к священнику за советом, либо порекомендовать нужную литературу. При этом нужно понимать, что учить я никого не должна.

Более 10 лет назад при храме было создано общество православных многодетных семей, где я участвую как одна из организаторов. Мы развиваем семейный досуг, обсуждаем проблемы, помогаем друг другу. Одно из наших главных мероприятий – совместное чтение акафиста Божией Матери «Воспитание».

Труженицы свечного.

Что такое православный храм? Это особое здание – дом Божий, где прибывает благодать Божия, где совершаются служение Богу, где всё напоминает нам о незримом попечении Бога-Творца о Его творении – человеке.
Есть при входе в этот дом Божий одно особенное место. В православных храмах оно и оборудовано по-разному – где-то отгорожен уголок, где-то выделено целое помещение, но оно всегда есть в любом храме, и называется – свечной ящик. И каждый человек, переступивший порог православного храма, в первый или в тысячный раз, именно к нему направляет свои стопы. Это в полной мере относится и к нашему гарнизонному храму. Нет, о самом свечном ящике хочется рассказать вам, а о тех, чаще всего, прихожанках, которые несут свое послушание на этом месте.
Трудиться на свечном ящике – одно из особых, очень сложных и в тоже время очень ответственных, послушаний в храме. Человек, который встречает всех входящих в храм, обязательно должен быть воцерковленным прихожанином. Он должен быть не просто вежливым и приветливым человеком, но к этому же он должен хорошо разбираться в вопросах церковной жизни, быть в курсе всех текущих приходских дел, быть сдержанным, терпеливым и уметь доходчиво дать ответ на любой заданный ему вопрос. Поэтому на свечном ящике несут свое послушание с благословения настоятеля только специально подготовленные прихожане, точнее, прихожанки.

Давайте знакомиться. Вот они, герои сегодняшнего дня – матушка Ирина Пономарёва, Светлана Мандриченко, Наталия Игнатьева, Светлана Сергунина и стажер Марита Кручина.

«Ветеран из ветеранов» свечного матушка Ирина. Трудовую деятельность на свечном начала в 1996 году.

Светлана Мандриченко (на заднем плане) уже трудится на свечном 7 лет, а Наталия Игнатьева (на переднем плане) — 4 года.

Светлана Сергунина иметь стаж работы на свечном почти 3 года. Кстати, забота о кормлении голубей — это тоже попечении тружениц свечного.

Стажер Марита Кручина. Она только еще осваивает азы работы на свечном ящике.

К ветерану, если так можно сказать, свечного ящика матушке Ирине мы обратились с первым вопросом: «Матушка Ирина, гарнизонному храму уже скоро исполнится 12 лет, если есть храм, значит, уже есть и свечной ящик. А кто нес послушания на свечном ящике в эти прошедшие годы? Другими словами, немного истории».
«Еще до того как был освящен наш храм, первые члены нашей общины своими силами распространяли церковную утварь, иконы и свечи через наш киоск. Был такой киоск у нас с ноября 1996 года по апрель 1998 года. Там несли послушание кроме меня еще Александра Хатаревская, ныне инокиня Параскева в нашей женской Свято-Казанской обители, и Виктор Мамонтов, он и сейчас прихожанин нашего храма. Всё для реализации ежедневно сумками днем приносили в киоск, а вечером уносили. Летом в киоске еще было более-менее, зимой же – уж очень холодно, даже с обогревателем. Стекла витрины киоска, чтобы они не покрывались морозным рисунком, постоянно промывали соленой водой. Очень врезались в память эти две зимы работы в киоске. Совсем по-другому обстояло дело на свечном ящике, когда мы получили здание, которое позже было освящен как наш нынешний храм. Тепло, светло. Конечно же, оборудование и витражи свечного ящика в конце 90-х годов очень сильно отличаются от нынешнего вида свечного.

Вот так выглядел поначалу свечной ящик в нашем храме. Май 1990 года.

Так выглядить свечной ящик нашего храма сейчас. Март 2010 года.

Тогда не было этих красивых шкафов-витражей и витрин с зеркалами и подсветкой как сейчас, а был один деревянный прилавок и один деревянный стеллаж. Так начинался свечной ящик уже в этом храме. В разное время послушание на свечном ящике, опять же кроме меня несли, уже упомянутая Александра Хатаревская до её ухода в монастырь, Наташа Худякова и Лариса Гундорова до их убытия к новому месту жительства за пределы Камчатки, а также Марина Дмитриева, она и сейчас наша прихожанка».

Да, наши православные храмы начинаются со свечного ящика. Для человека, впервые переступившего порог наших храмов, Православие чаще всего для него самого подсознательно ассоциируется со словами и делами первого встретившего его в храме прихожанина или прихожанки. Как правило, ими являются труженики свечного ящика. Безусловно, высокие духовные требования предъявляются к людям, несущим послушание на свечном ящике. В действительности, они одни из самых грамотных и просвещенных в церковном плане прихожан. Они обязаны знать не только как правильно и какому угоднику Божиему помолиться в той или иной нужде, но они обязаны духовно укрепить человека, подсказать, что им надо делать дальше в их жизни, помочь в их первых шагах к Богу. И всё это должно быть ненавязчиво и с любовью. Многократно приходится объяснять одно и тоже, что свеча – эта малая и добровольная жертва Богу, что дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Одни и те же вопросы в течение одного дня могут повторяться неоднократно: «А какой купить мне молитвослов? А как мне подготовиться к исповеди? А что нужно для причастия? А какие иконы должны быть дома, в домашнем иконостасе?» и т.п.. Сколько мудрости, знаний, такта, а главное терпения требуется от человека, трудящегося на свечном ящике.

Беседовать с приходящими в храм — одна из самых сложных обязанностей на свечном. Матушка Ирина беседует с прихожанкой.

Светлана Мандриченко – одна из самых опытных наших прихожанок, несущих послушание на свечном ящике. Она уже несколько лет трудится здесь, сталкивалась с различными каверзными ситуациями и провокационными вопросами отдельных людей, приходящих в гарнизонный храм. Именно к ней мы обратились с вопросами: «Светлана, что для Вас самое трудное в вашем послушании на свечном ящике? И какой самый каверзный вопрос вы запомнили?».

Светлана Мандриченко на своем рабочем месте. На свечном нужны навыки и счетовода, и кассира.

«Самое трудное – это уметь правильно ответить на заданный вопрос и что-то посоветовать данному человеку в его конкретной ситуации. Вопросы же задаются самые разные, в том числе и духовного плана. Практически по всем духовным вопросам я советую всё-таки обращаться к священнику. Иногда, если батюшки нет на данный момент в храме, я связываюсь с ним по телефону, объясняю ситуацию и прошу совета, как мне поступить или что ответить в возникшей конкретной ситуации. Вдумайтесь, ведь человек, пришедший в храм, иногда даже не знает, как правильно обратиться ко мне, как правильно по-церковному сформулировать вопрос. Вот и подсказываешь, что я не «дама», что я не «гражданка», а «сестра во Христе», и что у Бога просить надо не о мирском, а о духовном. Еще одна трудность, с которой сталкиваешься, работая на свечном ящике, – это невозможность полноценно участвовать в богослужении, когда оно совершается в храме. В этот момент, я, как правило, нахожусь не в молельном зале, а в притворе на свечном ящике. Одновременно слежу и за порядком в храме, чтобы не шумели и не мешали зашедшие во время богослужения в храм прихожане, чтобы на каждом подсвечнике стоял кто-то из прихожан и следил за ним, чтобы «запивочку» для тех, кто причащается приготовить своевременно. Ведь за все это отвечает по благословению настоятеля прихожанка, работающая на свечном ящике. Вот и получается, что «послушание паче молитвы». Самым каверзным вопросом, которым мне пришлось услышать на свечном ящике, явилось требование одного из прихожанина «покажите мне прейскурант». Пришлось объяснять ему, что в храме есть только пожертвования».

Ввиду специфики жизни и службы жителей Рыбачьего постоянно обновляется и состав прихожан гарнизонного храма. Все новые и новые люди приходят в наш гарнизонный храм. Отдельные из них по благословению настоятеля храма пробуют свои силы на свечном ящике. Марита Кручина одна из них, сейчас она проходит стажировку на свечном ящике, перенимает опыт «ветеранов».

Один из первых дней работы Мариты Кручины на свечном ящике.

Ей еще очень много предстоит научиться, прежде чем она самостоятельно начнет нести послушание, но уже сделаны первые шаги на этом пути. К ней был адресован наш следующий вопрос: «Марита, каковы Ваши первые впечатления от работы на свечном ящике?»

«Как на любой новой работе – сначала всегда борешься с внутренним волнением. Когда, наконец-то, поборешь его, начинаешь осматриваться на новом месте, пока не освоишься и не привыкнешь. Я сейчас как раз на этой стадии. Немного неуютно от ощущения того, что люди смотрят на тебя как на опытного и знающего прихожанина, а ты, честно говоря, – «чайник». Для работы на свечном нужны знания, а у тебя их недостаточно. А ведь приходящие в храм не знают твоих проблем и воспринимают тебя как бы «лицо храма». Хорошо, когда рядом матушка или Светлана. А если их нет? Хоть караул кричи. Вот и приходится извиняться, что не могу им помочь и переадресовываю их к батюшке. А вообще очень интересно, правда! Хотя у меня была только первая попытка работы на свечном ящике, но пришлось уже столкнуться со своеволием одного из зашедших в храм людей, для которого церковный устав – не устав, так как он сам себе устав. Испытала полнейший шок. Это оказалось очень полезно для меня – хорошо смиряет, помогает бороться со своим собственным самолюбием. Столкнулась уже также и с околоцерковными суевериями и приметами, которые привносят в церковную жизнь некоторые невоцерковленные христиане. Что я только не узнала от них: свечку на подсвечник надо ставить только правой рукой; если свеча потухла – жди беду; если свеча горит и коптит – на хозяине порча и т.п.. Вот такой, извините за выражение, бред услышала. Это и есть мои первые впечатления от работы на свечном ящике».

Марита Кручина использует все для пополнения своих церковных знаний. Выставка православной книги для неё оказалась очень кстати.

Всех, кто впервые видит свечной ящик в нашем гарнизонном храме, удивляет не только его внешний вид, но и наличие в большом ассортименте церковной утвари и литературы, различных видов икон и свечей. При всем этом, весь этот ассортимент умещается на витринах и полочках шкафов свечного ящика, его весь хорошо видно. Поинтересовались мы у Светланы Сергуниной: «Откуда поступает на приход вся эта красота?».

Светлана Сергунина на свечном. Даже присесть некогда.

«Основную массу всего, что находится на свечном ящике – церковной утвари, литературы, икон, свечей, – приход получает на епархиальном складе в городе Петропавловске-Камчатском. Доставка всего этого – это целая войсковая операция под руководством, как правило, матушки Ирины. Она договаривается с работниками склада епархии о том, в какой день и во сколько можно приехать на склад. Потом решает через батюшку вопрос с выделением автомашины для доставки церковной утвари. Чаще всего используется личный автотранспорт или прихожан, или кого-нибудь из военнослужащих эскадры, которые всегда помогают приходу. Все это привозится, как правило, на приход к концу рабочего дня. Потом работники свечного ящика до ночи все это разбирают, сверяют с накладными и уже только затем раскладывают по витринам. Целый день уходит на то, чтобы свечной ящик своевременно пополнялся всем необходимым. Из всего, что вы сегодня видите на свечном ящике, только иконы, вышитые бисером и обделанные натуральными мехами – это произведения уже наших прихожанок. Это ниоткуда не привозится, а рождается уже здесь, в стенах нашего храма. Точнее, иконы, которые обшивают наши рукодельницы, конечно же, мы привозим со склада или специально заказываем через наших прихожан на материк, а вот все, что уже получается после – это уже чисто наше».

С епархиального склада доставлена новая партия церковной утвари и литературы. Библиотека храма завалена новым поступлением. Матушка Ирина и Светлана Мандриченко всё сверяют по накладным. Завтра все это будет уже на свечном ящике.

Наталья Игнатьева – так сказать, человек резерва. Когда на свечном ящике не хватает рук, а это бывает, как правило, на большие церковные праздники или когда на приход привозят какую-нибудь святыню, она вступает «в бой». Наталья – человек, который хотя и хорошо подготовлен для работы на свечном ящике, но в силу требований на своей основной работе она не может постоянно выполнять это послушание, поэтому и привлекается в минуты затруднений на свечном ящике. В январе сего года к нам на приход привозили чудотворную мироточивую икону Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», поэтому мы и спросили у Наталии: «Наташа, что для Вас в этот день было самое необычное и запоминающееся?»

Если есть свободная минута у тружениц свечного, то они обязательно повышают уровень своих знаний. Наталия Игнатьева на свечном, когда нет прихожан.

«Самое-самое необычное и запоминающееся – это, конечно же, православная святыня, чудотворная мироточащая икона. Я впервые в своей жизни видело это чудо – истекание мира, молилась перед этим чудным образом. Если же говорить о работе свечном ящике, то необычным и запоминающимся для меня стало то количество прихожан или вообще людей, который пришли в этот день в храм, чтобы увидеть святыню, приложиться к ней, помолиться перед ней. Наш гарнизонный храм, далеко не самый маленький из всех храмов на Камчатке, но и он не мог вместить всех желающих. Люди стояли на улице, ожидая возможности зайти в храм. Не могу сказать за период существования нашего храма, я на приходе всего пять лет, а храму скоро уже 12 лет, но такого количества людей в храме я никогда не видела. Даже на Пасху в храме у нас было меньше людей. В этот день на свечном ящике мы работали сразу три человека, но все равно рук не хватало, не говоря уже о том, что нельзя было даже на минуту куда-то отлучиться. Круто было».

Вот так живет и трудится наш свечной ящик. Вот так на нем несут свое послушание наши прихожанки. Во многом благодаря их труду, наш храм действительно становится духовной здравницей для всех жителей Рыбачьего.

Свечные лавки, ящики

Не только клирик, но и всякий воцерковленный христианин знает боговдохновенную фразу из Первого послания Иоанна: «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы». Свеча издревле символизирует нетварный Божественный свет. Свеча – это малый светильник, и берет она свое начало как принадлежность богослужения со времен зарождения христианства, в самом раннем этапе развития претерпевавшего гонения со стороны римских властей. Вследствие преследований богомольные люди были вынуждены удаляться в мрачные катакомбы, используя свечи в качестве источника освещения. Однако в настоящее время свеча наполнилась новыми сакральными значениями: она есть выражение теплоты и пламени любви человека ко Господу, Матери Божией, святому, у лика которого верующий ставит свою свечу. Зажженная свеча символизирует добро и предстоящую перед Богом душу.

Сермяжная правда жизни церкви: чтобы приход продолжал жить, он вынужден вывешивать ценники на свою продукцию. И мы, будучи членами паствы, прекрасно осознаем данную необходимость, посему предлагаем свою помощь по изготовлению обрядовой утвари на заказ. «Люби ближнего твоего, как самого себя», — наставляет нас Библия. Специалисты Серпуховской художественной мастерской почтительно выслушают Ваши советы и пожелания по созданию свечной лавки (дизайн, функциональный аспект, размер), выскажут свою профессиональную точку зрения с целью максимального задействования полезного пространства и соответствия требованиям эргономики. Мы разрабатываем индивидуальные проекты свечного ящика, обязательно осуществляя снятие размеров помещения, выполняемое компетентными сотрудниками. Предусмотрена доставка по всей России.

Наша корпорация изготавливает свечные лавки из натурального дерева (из массива дерева) следующих пород: сосна, ясень, дуб, бук, береза, лиственница, красное дерево. Активно используем резные детали, владеем техниками прорезной и накладной резьбы по дереву. Интарсия (инкрустация деревом), маркетри (инкрустация шпоном), пилястры и другие элементы фасадного декора, наклонные, вертикальные, двухъярусные, многоярусные витрины, выносные штанги, матовая и глянцевая тонировка, внутренняя иллюминация (подсветка) – конфигурационные, композиционные и декоративные особенности могут быть исключительными, однако наша фирма готова не только учесть Ваши изволения и предпочтения, чтобы получилось хорошее изделие, но и (разумеется, при Вашем желании) благопоспешать Вам с тем, чтобы придать свечной лавке наибольшую взрачность купно с воздержным великолепием. Мы стараемся следовать принципу (который каждому человеку стоит помнить), что делать работу надо как вкладывая свое существо, так и удерживаясь от необдуманных поступков и греха (именно поэтому при изготовлении церковной утвари использование работниками обсценной лексики строго запрещено), ибо богоугодный страх является одним из факторов, способствующих становлению и развитию духа человека на полном препон и тягостей пути, ведущем к достижению оным истины. Проникновенны и возвышенны слова: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Под сенью света и добра следует нам идти по дороге жизни.

Небезынтересный факт: Первым (в первом десятилетии 12 века) описал на русском языке момент схождения Благодатного огня игумен Даниил в своем «Хождении…»: И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *