Как вам имя Петр

Пётр (митрополит Киевский)

У этого термина существуют и другие значения, см. Митрополит Пётр.

Святитель Пётр,
митрополит Киевский


Икона XV века.
Государственная Третьяковская галерея

Родился

вторая половина XIII века
Волынь

Умер

1326
Москва

Канонизирован

1339 год

В лике

святителей

Главная святыня

мощи в Успенском соборе Кремля

День памяти

24 августа (6 сентября), 5 (18) октября, 21 декабря (3 января)

Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Пётр (вторая половина XIII века — 1326) — митрополит Киевский и всея Руси, первый из митрополитов Киевских, имевших (с 1325 года) постоянное местопребывание в Москве. Именуется Ратенским.

Цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность митрополита Пет­ра да­ла ос­но­ва­ние совре­мен­ни­кам срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг Пет­ра — борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли.

Канонизирован Русской церковью как святитель, память совершается:

  • 24 августа (6 сентября),
  • 5 (18) октября (Собор Московских святителей),
  • 21 декабря (3 января),
  • третья неделя по Пятидесятнице (Собор Галицких святых).

Биография

Родился на Волыни во второй половине XIII века от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Согласно житию святого, ещё до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына. Повествуют, что Пётр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, но, благодаря чудесному явлению некоего святого мужа, «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом». В 12 лет Пётр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона, получившая название «Петровская». За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха.

После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Пётр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединённого места. На реке Рате он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во имя Спаса. Избранный игуменом, Пётр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил князь Галицкий Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Пётр принёс в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Икона работы Дионисия, 1480-е годы

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился во Владимире на Клязьме. Недовольный этим великий князь Галицкий Юрий Львович захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра и отправил его в Константинополь для посвящения; но именно в это время умер митрополит Максим (1305), и патриарх Афанасий посвятил Петра не в митрополиты Галицкие, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на кафедру Русской митрополии. Плывшему Чёрным морем Геронтию ночью во время бури явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Пётр, возведён будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились.

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Пётр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и переехал в 1309 году.

В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Пётр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на святителя обвинение перед Патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над святителем Петром был созван в 1313 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой.

Много трудностей испытал первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твёрдого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Сей кроткий архипастырь умел быть и строгим. Он лишил епископского сана Измаила Сарского, без сомнения, за важное преступление относительно Церкви или Отечества, и предал анафеме одного опасного еретика, Сеита, обличённого им в богопротивном умствовании, но не хотевшего раскаяться.

В 1313 году, когда ханом сделался Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Пётр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Когда после смерти князей Михаила Тверского и Юрия Московского князь Александр Михайлович Тверской получил от хана ярлык на великое княжение и вступил в борьбу с Иваном Даниловичем (Калитой) Московским, святитель Пётр принял сторону последнего.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Пётр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра Иван Калита заложил 4 августа 1326 года в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы. «Если ты», — сказал святитель великому князю, — «успокоишь старость мою и возведёшь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плещи врагов наших». Святой митрополит желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена лишь 4 августа 1327 года, после кончины святителя.

21 декабря 1326 года святитель Пётр умер. Тело его было погребено в стене Успенского собора в каменном гробу, который он сам приготовил.

Почитание

Глубокое почитание первосвятителя Русской церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле, чему способствовало политическое возвышение Московского княжества.

Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтён к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались Московские первосвятители.

О Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра.

1 июля 1472 года при перестройке Успенского собора были обретены его нетленные мощи.

Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа 1479 года; празднование 1 июля было отменено.

Известно также празднование проявления мощей святителя Петра (4 августа) по случаю явления супруге Иоанна Грозного царице Анастасии. Святитель Петр явился царице Анастасии и не разрешил никому раскрывать свой гроб. Он повелел запечатать гроб печатью и установить праздник.

Гимнография

Тропарь Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу:

Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:
се бо Христос светильника в тебе показа,
яве сияюща в мире
и исцелевающа недуги и болезни наша.
Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:
святитель бо есть Вышняго,
сия соделоваяй.

Перевод:

Земля, которая была прежде бесплодной — теперь веселись!
Ведь теперь Христос светильника в тебе явил,
явно сияющего в мире
и исцеляющего наши недуги и болезни.
Поэтому ликуй (Земля) и веселись с дерзновением!
Это святитель, Вышнего Бога служитель,
это он делает эти чудеса!

Тропарь Перенесение мощей:

Наста днесь всечестный праздник
пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,
веселя изрядно твое стадо,
и верное отечество, и люди,
о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,
еже от Него дарованной ти пастве сохранитися от враг ненаветованней
и спастися душам нашим.

Перевод:

Сегодня настал всечестной праздник
перенесения твоих честных мощей, о святитель Петр!
Он очень веселит твое стадо,
и твое верное отечество, и всех людей,
Так ты не скупись для них, когда молишься Христу Богу,
чтобы данной тебе от Него пастве сохраниться от врагов не оклеветанной,
и спастись душам нашим!

Труды

От святителя Петра сохранилось три послания.

— Первое послание к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы.

— Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наёмниками, заботиться об украшении себя христианскими и пастырскими добродетелями.

— В третьем послании святитель Пётр снова даёт наставления священникам об их пастырских обязанностях, а мирян увещевает исполнять заповеди Христа.

Сохранилось шесть посланий, приписываемых митрополиту Петру.

Примечания

  1. О свя­ти­те­ле Пет­ре // Жур­нал Мос­ков­ской патриархии. — 1959. — № 8. — С. 54—59; 1966. — № 9. — С. 54—61; 1976. — № 12. — С. 61—66.
  2. Прохоров Г. М. Петр, митрополит всея Руси. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН.

Литература

  • Мельник А. Г. История распространения почитания св. Петра митрополита на Руси в XV–XVI веках. — Сообщения Ростовского музея. — 2016. — С. 5—21. — ISBN 978-5-9908342-0-0.

Ссылки

  • Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси. Житие, иконы, молитва, акафист, мощи.
  • Житие святителя Петра, митрополита киевского и всея России
  • Святитель Петр, митрополит Московский на сайте Православие.Ru
  • Протоиерей Александр Горский. Св. Петр Митрополит Киевский и Всея России // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Перенесение мощей святителя Петра, московского чудотворца
  • Святитель Петр
  • Петр Московский, святитель
Предшественник:
Максим
Митрополит Киевский и всея Руси
(1305—1326)
Преемник:
Феогност

Словари и энциклопедии

Владимирские и Суздальские
(1214—1227)

Симон •

Суздальские, Владимирские и
Переславль-Залесские (1227—1274)

Митрофан • Кирилл • Евфросин • Кирилл •

Владимирские, Суздальские и
Нижегородские (1274—1325)

Серапион Печерский • Феодор • Иаков • Симеон • Максим • Петр •

Суздальские
(1330—1373)

Даниил • Иоанн • Нафанаил • Алексий (Бяконт) •

Суздальские, Нижегородские и
Городецкие (1374—1401)

Дионисий • Евфросин • Нафанаил •

Суздальские и Тарусские
(1406—1661)

Митрофан • Григорий • Авраамий • Филипп • Евфимий • Феодор • Нифонт • Симеон (Стремоухов-Безбородый) • Геннадий (Богоявленский) • Ферапонт • Иона (Собина) • Трифон (Ступишин) • Афанасий (Палецкий) • Елевферий • Пафнутий • Савватий • Григорий • Варлаам • Иов • Галактион • Герасим • Арсений Элассонский • Иосиф Курцевич • Серапион • Софроний • Иосиф • Филарет • Стефан •

Суздальские и Юрьевские
(1666—1786)

Владимирские и Яропальские
(1748—1762)

Владимирские и Муромские
(1763—1788)

Суздальские и Владимирские
(1788—1799)

Владимирские и Суздальские
(1799—1917)

Владимирские и Шуйские
(1917—1922)

Владимирские и Суздальские
(с 1922)

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец

Монастырь » Святые » Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси

Святитель Петр родился на Галицко-Волынской земле во второй половине XIII века в семье благочестивых христиан Федора и Евпраксии, которые, вероятно, принадлежали к боярскому сословию.

В семь лет Петр был отдан на обучение грамоте в монастырскую школу. Учился он прилежно, но поначалу грамота ему не давалась. Отрок молил Бога о том, чтобы Он подал ему дар разумения Писания. И однажды во сне Петру явился муж в святительском одеянии, который сказал ему: «Открой, чадо, уста твои». Когда Петр сделал это, святитель прикоснулся рукою к его языку, и святой Петр почувствовал, что гортань его наполнилась чем-то сладостным. И с того времени блаженный отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет Петр удалился в монастырь, где нес послушания; по прошествии же положенных лет за добродетельную жизнь и ревностное несение вверенного послушания игуменом обители было определено рукоположить инока Петра в сан иеромонаха.
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это искусство и стал подлинным мастером. Созданные им образы распределялись среди братии монастыря и богомольцев.
После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр испрашивает у игумена монастыря благословение оставить обитель, чтобы удалиться в уединённое место для продолжения монашеского подвига. На берегу реки Раты он поставил себе маленькую келью. И уже вскоре место тайного подвига будущего митрополита стало монастырем, где он и был избран игуменом.
Об игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Будучи игуменом, он написал икону Богоматери, которая не была похожа ни на одну другую; позже ее назвали по имени автора – Петровской.

Однажды обитель посетил митрополит Киевский Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар архипастырю написанный им образ Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли.

Когда митрополит Максим скончался, престол русских митрополитов некоторое время был не занят. Великий князь Владимирский святой Михаил Тверской направил к Патриарху Константинопольскому игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию. Геронтий взял с собой образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.

В то же время и Галицкий князь Юрий направил в Константинополь игумена Петра, желая, чтобы Патриарх поставил его митрополитом Галицким. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий с Собором архиереев возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. Великий князь Михаил Тверской, огорченный тем, что митрополитом Русским стал не его человек, так и не смог принять святителя Петра, поэтому митрополит не мог подолгу оставаться и во Владимире. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

Однако тверской епископ Андрей возвел на святителя обвинение перед Патриархом. Для суда над митрополитом Петром в 1311 году был созван собор в Переяславле, на котором присутствовали посланник Патриарха, духовенство, князья и бояре. Особенно усердно святого Петра защищали представители Москвы, среди которых был и юный князь Иван Данилович. Обвинения против митрополита Петра были признаны клеветой. Святой Петр обратился к епископу Андрею со словами: «Мир тебе, чадо о Христе! Не ты, но исконный завистник рода человеческого – диавол – возбудил эту брань. Берегись впредь, чтобы не было с тобой худшего. Прошедшее же Бог простит».

В 1313 году, когда ханом Золотой Орды стал Узбек, первый из ханов принявший ислам, святитель Петр отправился в Орду за подтверждением своих полномочий. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. Прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита.

Путешествуя по Руси, святитель Петр все чаще заезжает в Москву. Семьсот лет назад Москва была еще маленьким городом в пределах современного Кремля, но уже тогда она была достаточно шумной и многолюдной. Святитель нуждался в месте для уединённой молитвы. Таким местом оказался возвышенный берег реки Неглинной, неподалеку от Кремля, где среди лесов располагалось небольшое село Высокое. Это место напоминало митрополиту Петру обитель на берегу реки Раты, где он был прежде игуменом; здесь и был устроен монастырь. В нем митрополит Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра – его небесного покровителя – и Павла, отчего монастырь изначально назывался Петропавловским (это именование обители встречалось в документах даже спустя более трехсот лет после переосвящения ее главного храма уже в честь самого святителя Петра). Именно так началась история Высоко-Петровского монастыря.

Здесь, молясь о судьбах Руси, митрополит Петр все больше укрепляется в мысли о перенесении митрополичьей кафедры в Москву. В 1325 году святитель окончательно переехал в этот город. Князь выстроил для митрополита Петра в восточной части Кремля «обширный двор». Однако святитель по-прежнему любил останавливаться в небольшой основанной им обители. От монастыря к Кремлю в лесу была проложена дорога, которая и по сей день называется Петровкой.

Святитель Петр предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По желанию и совету святителя Петра великий князь Иван Данилович Калита заложил в 1326 году в Москве первую каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. «Если меня, сын мой, послушаешь, – сказал святитель Великому князю, – и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои в роды и роды, и город сей славен будет по всей Руси, и святители будут жить в нем, и победит он врагов своих, и прославится Бог в нем. Еще же и мои кости в нем положены будут». Строительство началось 4 августа. Святой митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в алтаре этого храма, близ жертвенника, и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена уже после его кончины, в 1327 году, 14 августа – накануне престольного праздника.

Переезд святителя Петра в Москву, возведение по его совету Успенского собора в Кремле, ставшего не только усыпальницей Предстоятеля Русской Православной Церкви, но и главным собором возрождавшейся после татарского нашествия Руси, способствовало, как и предсказал святитель, объединению русских земель вокруг Москвы. Благодаря тому, что святитель Петр сделал Москву местом своих первосвятительских трудов и своего упокоения, она стала духовным центром Руси и в будущем Русской столицей.

У мощей святителя Петра в Успенском соборе г. Москвы. Фото: С. Власов

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после богослужения в Высоко-Петровском монастыре 6 сентября 2014 года: «А дальше происходит нечто очень символическое, что и предопределило в итоге возвышение Москвы как города великого князя, хотя в то время он таковым не был… Когда святитель Петр был захоронен у северной стены возводящегося Успенского собора, то стало ясно, что Москва становится Первопрестольным градом. И после святителя Петра все Киевские митрополиты того времени – Предстоятели Русской Православной Церкви – местом своего пребывания избирали Москву. И потому по праву мы всех их именуем митрополитами Киевскими, Московскими и всея Руси».
По преданию, о дне кончины митрополиту возвестил ангел и Петр, «исполненный духовной радости, совершил в тот день Божественную литургию, вознес молитвы о князе Иоанне, о всех христианах Русской земли, своих пасомых, и помянул усопших. Придя из храма, святитель созвал церковный причт и преподал ему последнее наставление. Призвав затем нищих, убогих и своих слуг, он роздал им обильную милостыню. Прочее свое достояние святой Петр распределил на свое поминовение между церковниками и монахами, уделил значительную часть и на постройку храма Успения Пресвятой Богородицы».

Князь Иван Данилович был тогда в отъезде, и святой Петр обратился к его вельможе Протасию со словами: «Сын мой, вот я отхожу из этой жизни. Оставляю милость, мир и благословение от Бога возлюбленному сыну моему, князю Иоанну, и семени его до века. За то, что сын мой меня успокоил, да воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, да наследует он живот вечный, да не отнимется от рода его преемство обладания местом его и память его да распространится».

С наступлением вечера святой начал совершать вечерню. Во время молитвы он обратился к архимандриту Феодору: «Мир тебе, сын мой, я умираю».

21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл к Богу. Святое тело его было погребено в приготовленной им самим каменной гробнице в Успенском соборе.

Во время торжественного перенесения мощей в храм, глядя на многочисленное духовенство, князя, вельмож, горожан, сопровождавших это шествие, неизвестный иноверец с укором высказал сомнение о необходимости воздавания таких почестей мертвому человеку. И только он это высказал, как увидел святого Петра, сидящего на одре, благословлявшего народ по обе стороны от себя. В то же время получили исцеление от мощей святителя трое больных.

Через несколько дней после погребения святителя при гробе его стали совершаться чудеса исцелений. Так, излечился не владевший руками со дня рождения юноша. Вскоре здесь же, по молитве, возвратились слух к глухому, зрение слепому и произошло чудо с горбуном, который получил «прострение» (выпрямление) от гроба митрополита. Много и других чудес происходило с приходящими к митрополиту Петру с молитвой. Князь Иван Данилович Калита приказал составить описание чудес святого, которое и было всенародно прочитано Ростовским епископом Прохором во Владимире с церковного амвона при соборном служении в праздничный день. В это время иноверец и засвидетельствовал о видении, бывшем ему при погребении святителя.Первый митрополит Москвы был местно прославлен в лике святых уже через год после преставления. Это было событие чрезвычайной духовной, значимости для московских князей и всего государства.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте, он был причтен к лику святых уже Собором в Константинополе. Таким образом, святитель Петр стал первым канонизованным московским святым. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О митрополите Петре постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 (18) октября и 24 августа (6 сентября).

Пётр

В Википедии есть статьи о других людях с именем Пётр.

Пётр

греч. Πέτρος

Происхождение

от греч. Πέτρος — камень, скала

Род

мужской

Отчество

  • Петрович
  • Петровна

Женское парное имя

Петра

Производ. формы

Петя, Петруня, Петюня, Петюля, Петруся, Петруха, Петруша, …

Связанные статьи

  • начинающиеся с «Пётр»
  • все статьи с «Пётр»

Пётр — мужское имя, в переводе с древнегреческого языка — «скала, камень» (греч. Πέτρος — камень). Отчества, образуемые от этого имени, — Петрович, Петровна. Образованная от него фамилия Петров — одна из самых распространённых в России (см. также Пиотровский, Пиотрович). От имени Пётр также происходят имена ярмарочных персонажей-шутов, русского Петрушки и французского Пьеро.

Производные от имени: Петя, Петро, Петруня, Петруся, Петруха, Петруша, Петря, Пета, Петраша, Петряй, Петряка, Петряня, Петрята, Петряха, Петряша, Петуня, Петуся, Петуха, Петуша, Петрушка, Петюка, Петюня, Петюся, Петюха, Петюша, Петяй, Петяйка, Петяня, Петян, Петяха, Петяша, Петька, Петрик, Петечка.

Именины

  • Православие(даты даны по новому стилю):
    • Январь: 3 января, 10 января, 14 января, 15 января, 22 января, 25 января, 26 января, 29 января
    • Февраль: 4 февраля, 8 февраля, 9 февраля, 12 февраля, 14 февраля, 20 февраля, 22 февраля
    • Апрель: 6 апреля, 20 апреля
    • Май: 16 мая, 29 мая, 31 мая
    • Июнь: 5 июня, 9 июня, 17 июня, 25 июня
    • Июль: 8 июля, 9 июля, 12 июля, 13 июля, 14 июля, 27 июля, 29 июля
    • Август: 22 августа
    • Сентябрь: 6 сентября, 16 сентября, 23 сентября, 26 сентября
    • Октябрь: 5 октября, 6 октября, 14 октября, 15 октября, 16 октября, 17 октября, 18 октября, 22 октября
    • Декабрь: 5 декабря, 8 декабря, 11 декабря, 24 декабря

Имя в искусстве

В русской панегирической литературе рубежа XVII—XVIII вв. чрезвычайной популярностью пользовалось «этимологическое обыгрывание» имени Пётр (греч. πετρος — камень). Как полагают некоторые исследователи, впервые такой приём применил Симеон Полоцкий в своём стихотворении, написанном на рождение царевича Петра Алексеевича. Впоследствии авторы петровской эпохи неоднократно уподобляли русского царя «камню» или «крепости» (например, Карион Истомин в своём «Вразумлении умного зрения», обращаясь к юному монарху; Ртищев Ф. М., в своём панегирике сопоставивший Петра-камня с библейским Давидом). Позднее образ Петра-Давида становится в панегириках основным (встречается в сочинениях Иосифа Туробойского, Феофана Прокоповича, Стефана Яворского, других современников и сподвижников российского самодержца). Подобные сравнения характерны и для южнославянских авторов эпохи барокко, прославлявших Петра I в своих произведениях.

> Известные носители

см. Пётр (значения)

> См. также

  • Peter
  • Petya
  • Петра
  • Петри
  1. В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит апостолу Петру: «…и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»
  2. Н. А. Петровский. Указатель производных (уменьшительных) имён. Словарь русских личных имен. gramota.ru. Дата обращения 9 июля 2009.
  3. Мужские имена на букву «П»
  4. См.: Литературная культура России. Раннее Новое время.

Происхождение, характеристика и значение имени Петр

Полное имя Петр
Церковное имя Петр
Отчество Петрович, Петровна
Краткая форма Петя, Петька, Петюня, Петруха, Петраня, Петря, Петруша, Петюша, Петяна, Петран, Петруся, Петрик, Петро, Петруня, Петечка
Синонимы Питер, Пирс, Пьер, Пьеро, Петер, Педер, Педру, Петрус, Педро, Пьетро, Петре, Пеер, Петрос, Петтер, Петур, Пиетари, Петрис, Петри

Происхождение и значение

Мужское имя Петр произошло от древнегреческого Петрос и означает «камень», «твердый», «непоколебимый», «надежный». От него образовалась фамилия Петров, которая считается одной из самых популярных в России, прозвище русского шута — Петрушки.

Астрология имени

  • Знак Зодиака: Рак
  • Планета-покровитель: Луна
  • Камень-талисман: изумруд
  • Цвет: зеленый
  • Дерево: береза
  • Животное: рак-отшельник
  • Благоприятный день: понедельник

Черты характера

Тайна имени Петр скрывает личность с противоречивым и сложным характером. От природы это энергичный, активный, умный, красивый и талантливый человек. По темпераменту он – холерик. Эмоционально нестабилен, бывает вспыльчивым и несдержанным. В отношении к другим людям – открытый, правдолюб. К работе относится с энтузиазмом, но может бросить ее, внезапно почувствовав себя незаинтересованным.

Петр — самоуверенный, гордый человек, ищущий пути к совершенству. Умеет безвозмездно отдавать, получая при этом ощущение счастья. Стремится к внутренней свободе, но не всегда умеет контролировать чувства и эмоции. Постоянно учится жизни и умению прощать людей. Его врожденное упрямство разрушает чувство уверенности. Мужчина с таким именем стремится к власти над людьми. Он хочет быть в центре внимания, умеет манипулировать, редко в чем-то раскаивается, бывает воинственным. Но иногда поражает окружающих откровенным «хуторянством». Высказывая радикальные суждения, острую критику, он может внезапно поменять поведение и «прогнуться» перед теми, кого только что критиковал, уклоняясь от риска и опасности.

Постоянное стремление к совершенству во всем свидетельствуют о склонности к перфекционизму. А противоречивость внутреннего мира вызывает подозрение в его искренности и гуманности. Петр любит носить разные «театральные маски», скрывая под ними свойственные ему спады и подъемы настроения. Принцип «легко быть смелым, если разрешили…» помогает ему прятаться от принятия судьбоносных решений.

Петр может поменять дипломатичность общения на прямолинейность высказывания, мечтательность — на практичную выгоду, консервативные взгляды — на радикальные шаги. Но при этом с каменной твердостью он будет отстаивать личную точку зрения, которую после раздумий и убедительных аргументов может внезапно изменить.

>Увлечения и хобби

Он имеет богатый внутренний мир. Увлекается новыми знаниями, изучением иностранных языков, масштабными проектами. Любит путешествовать, читать, мечтать.

Профессия и бизнес

Мужчина по имени Петр находит признание в общественной и политической жизни. Блестящие ораторские способности применяет в бизнесе и дипломатии. Карьера управленца не полностью удовлетворяет его амбиции. Талант такого человека открывается в сфере журналистики, литературы, социологии, политических технологий, научной деятельности. Он прекрасный аналитик, переговорщик, консультант. В любой сфере деятельности ему нужно признание. Если он его не получает, продолжает поиски.

Здоровье

Петр — мужчина крепкого телосложения и завидного здоровья. Активно занимается спортом, что помогает ему расслабиться, снять напряжение, поддерживать форму. Проблемы могут возникнуть с опорно-двигательной системой и кровяным давлением. Ему противопоказаны даже временные увлечения курением или употребление алкоголя, так как его организм предрасположен к быстрому привыканию.

Секс и любовь

Петр очень нравится женщинам. Он привлекает их своим красноречием, респектабельностью, интеллигентностью, контактностью, сексуальностью, красивой внешностью, манерой поведения. Сам он очень осторожен в выборе из-за ранимого характера и скрытности.

Чаще всего любовь рисует воображением. Потому она отличается от действительной. Обладатель имени может быстро увлечься женщиной, но так же быстро и разочароваться.

Семья и брак

К созданию семьи Петр подходит очень серьезно. Если в жене находит единомышленника и друга, остается ей верным на всю жизнь. Семья у него многодетная. Их воспитанием занимается жена. Он создает необходимые условия для того, чтобы дети выросли образованными и интеллигентными. Супругу уважает и любит.

Значение имени Петр. Толкование имени.

Петр — это мужское имя греческого происхождения. Имя Петр пришло в русский язык, как и большинство имен греческого происхождения, вместе с принятием на Руси христианства. В переводе с греческого имя Петр означает «скала» или «камень». Имя очень популярно в христианской среде, так как имя Петр — это имя одного из апостолов. Имя почитается во всех ветвях христианства. Еще апостол Петр считается первым папой римским.

Согласно Новому Завету, апостол Петр до встрече с Христом носил имя Самуил. В свою очередь имя Самуил в разных культурах звучит по разному. Это такие имена, как Семен, Самвел и Шамиль. Значение этих имен вы можете узнать перейдя по ссылкам.

Значение имени Петр для ребенка

Маленького Петю можно охарактеризовать как подвижного, даже немного взрывного ребенка. Его можно назвать непредсказуемым, что делает его воспитание сложной задачей. Мальчик любит фантазировать и родителям стоит большого труда научить его возвращаться в реальный мир. Его характерные особенности накладывают на родителей большую ответственность. Он может вырасти очень разным человеком и зависеть это будет больше всего от терпеливости и усердности близких.

В учебе Пете помогает врожденная любознательность. Он с радостью узнает новое. Его подвижность к сожалению мешает в тех предметах, где нужна усидчивость. У мальчика хорошие способности к творчеству. Его фантазия не просто ему помогает, она требует внешнего проявления. Он любит придумывать игры, с удовольствием выдумывает истории, в общем всячески проявляет свой талант.

Здоровье у Петра хорошее. Он редко более даже «обязательными» простудами и насморком. Слабым местом здоровья Петра можно назвать его глаза. Именно в детском возрасте могут выработаться неправильные привычки, негативно влияющие на глаза мальчика. Желательно уделить особое внимание на данную предрасположенность.

>Сокращенное имя Петр

Петя, Петька, Петруха, Петро, Петрик.

>Уменьшительно ласкательные имена

Петрушка, Петруша, Петечка, Петюшка, Петенька, Петруня, Петруся.

>Отчество детей

Петрович и Петровна. Не имеет устоявшихся народных форм сокращения.

>Имя Петр на английском языке

В английском языке имя Петр пишется как Peter, а читается как Питер.

Имя Петр для загранпаспорта — PETR.

Перевод имени Петр на другие языки

на арабском — بطرس‎‎
на армянском — Պետրոս (читается как Петрос)
на белорусском — Пятро
на болгарском — Петър
на венгерском — Péter
на греческом — Πέτρος
на грузинском — პეტრე
на испанском — Pedro
на итальянском — Pietro,Piero
на китайском — 彼得
на латинском — Petrus
на латышском — Pēteris (читается как Петерис)
на немецком — Peter
на польском — Piotr
на румынском — Petru, Petre
на чешском — Petr
на украинском — Петро
на французском — Pierre (читается как Пьер)
на японском — ピョトル

Имя Петр по церковному (в православной вере) остается неизменным. Петр при крещении может не менять имя. Одно из самых почитаемых имен в церкви. Имя одного из 12 апостолов.

Характеристика имени Петр

Характерными для Петра чертами можно назвать его прямоту и склонность к независимости. Он не любит лицемерия и всячески отстаивает свое право говорить то что думает. Его можно назвать идеалистом. Петр — это человек с горячим сердцем, не смотря на возраст. Он перфекционист и этим все сказано. Он ищет идеальную любовь и идеальную дружбу. Петр никогда не смирится с тем, что его мечты могут остаться мечтами.

В работе его стремление к идеалу может даже мешать. Начальство частенько подгоняет Петра и не дает ему довести работу до его понимания готовности. Это создает напряженность в работе, но никто и никогда не сможет убедить его в неправильности его подхода. Он обладает великолепным аналитическим умом и его умение все систематизировать пользуется большим уважением.

Семья в жизни Петра занимает очень важное место. Петя серьезно подходит к выбору спутницы жизни и готов долго ее искать. Сохраняет теплые отношения с родителями и любит большие семейные праздники. Обожает собственных детей и души в них не чает. Семейная жизнь с Петром достаточно насыщена эмоциями. Его взрывной характер проявляется и здесь. С рождением детей становится сдержанней и терпимей.

Тайна имени Петр

Тайно Петра можно назвать его склонность к деспотизму. Это обычно проявляется, если Петр становится руководителем. К подчиненным беспощаден. Требует перфекционизма от сотрудников и обычно добивается результата. Это ведет к текучке кадров, но и результат не заставит себя ожидать. Деспотизм может проявлять и в семье, но тут уж больше будет зависеть от его второй половинки.

Второй тайной Петра можно назвать его ревнивость. Его ревность может проявляться как к чужой славе, так и в любовных отношениях. Женившись, Петр становится немного спокойней, но все равно эта часть его натуры иногда не дает покоя ему и окружающим.

Планета — Луна.

Знак зодиака — Рак.

Тотемное животное — Рак-отшельник.

Цвет имени — Зеленый.

Дерево — Береза.

Растение — Любка-ночница.

Камень — Изумруд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *