Какие грехи нужно исповедовать

Какие грехи исповедовать и как не стыдиться на исповеди?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, на исповеди надо называть все грехи от рождения, которые помнишь, или только совершенные с момента прошлой исповеди? В каких случаях нужно исповедоваться во всех грехах от рождения? И нужно ли называть грех по неведению, совершенный до 7 лет, если я его помню и он меня обременяет, хотя я знаю, что плохие поступки до этого возраста не считаются грехами? И ещё: как заставить себя назвать батюшке на исповеди грех, в котором стыдно признаться? Простите, что столько вопросов сразу. Спасибо

Екатерина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Екатерина! Смысл Таинства исповеди – в том, что человеку подается благодать Божия на исправление тех изъянов, болезней, ран души, которые ей причинены совершенными грехами, то есть это своего рода лекарство. Поэтому, как Вы не стесняетесь на приеме у врача, точно так же нужно не стесняться и священника на исповеди. В исповеди Вы исповедуетесь Самому Богу. Он и так знает, что Вы сделали, но душа излечивается тогда, когда сам человек называет грех грехом и просит Бога помочь ему с ним справиться. Священник – и об этом говорится в молитве, которую священники читают перед исповедью – только свидетель, через которого Бог подает человеку благодать и разрешает душу от груза грехов. Он может дать Вам совет, а может и просто помолиться о Вас, что будет целительно. Поэтому стесняться ни в коем случае не надо! А грехи нужно называть те, которые Вас тяготят, которые Вы знаете, о которых помните. Если вспомнили что-то из детства и это Вас терзает – непременно скажите на исповеди, увидите, станет внутри совершенно по-другому. Есть ситуации, когда совершается генеральная исповедь – за всю жизнь. Это может быть сделано по желанию того, кто хочет исповедоваться, или же в случае какой-то необходимости, например, перед смертью.

Также рекомендую прочесть интервью с протоиереем Павлом Великановым о том, как совесть очищается стыдом и где найти рецепт покаяния.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Познавательный сайт ,,1000 мелочей»

Сегодня многие люди посещают церковь, и особенно это заметно в праздники Пасхи, Рождества или Крещения. Однако не каждый из тех, кто часто бывает на богослужениях, знает порядок таинства исповеди. Зачастую человек, впервые сталкиваясь с этим обрядом, пребывает в полной растерянности: что говорить, как себя вести, что считается грехом, а что нет? К тому же, столкнувшись с необходимостью перечисления своих прегрешений, многие не знают с чего начинать, испытывают стеснение перед священником, так как не во всех сокровенных тайнах могут признаться. Эти и многие другие вопросы требуют разъяснения и осмысления, потому что, приходя на исповедь, необходимо понимать: какова цель и смысл покаяния.

О цели исповеди:

В этом мире нет абсолютно безгрешных людей: все мы, так или иначе, совершаем действия исходя из наших интересов, зачастую не совсем благочестивых с точки зрения морали. Приходя в церковь, мы присутствуем на богослужении, выполняем установленные правилами ритуалы, даже исповедуемся. Выйдя из храма, некоторое время находимся под впечатлением тех обещаний, которые дали себе, стоя перед образом Спасителя. А затем в сутолоке будней все возвращается на круги своя до следующего богослужения. Это — реальность для многих людей в современном мире.

Чаще всего человек начинает регулярно посещать храм и интересоваться жизнью души тогда, когда с ним или его близкими случается несчастье. Плохо это или хорошо — речь не об этом, а о том, что наше тело является храмом для души. И она нуждается во внимании и заботе, в том числе и в очищении, что и происходит при покаянии в основных грехах на исповеди.

Испытание для души:

Исповедь — это не просто мероприятие для галочки, после которого можно вернуться к прежнему образу мыслей и действий. Очищение души требует серьезной работы над собой, в том числе и преодоления внутренних барьеров. Каждый, кто хотя бы раз проходил через этот обряд, испытывал одновременно и страх, и радость. Это связано с тем, что исповедь совмещает в себе желание человека покаяться, признание в основных грехах и само покаяние. Пройдя через этот обряд, душа очищается, и человек приближается к Богу, незримая поддержка которого придает силы для противостояния соблазнам.

Каждый христианин на подсознательном уровне знает, что, преступая закон Божий, он вредит как своей душе, так и телу. Поэтому так важно очищение через покаяние. Однако часто бывает так, что, подходя к священнику для исповеди, человек от волнения забывает все, в чем он собирался признаться. Поэтому следует подготовиться к таинству, и помочь в этом может специальная литература, в которой можно узнать ответы на волнующие вас вопросы об исповеди: как правильно исповедоваться, основные грехи и т. п. Основным условием при этом является ваша искренность.

Подготовка к таинству:

Если вы чувствуете, что вашей душе необходимо очищение, то можете прийти в церковь для совершения обряда: скорее всего, священник выслушает вас и даст необходимые советы. Однако правильнее было бы подготовиться к посещению храма, в частности соблюдать пост некоторое время, а также читать специальные молитвы, ознакомиться с необходимой литературой, которая поможет вам составить список основных грехов на исповеди.

Раньше считалось, что следует помогать просящим милостыню. Но сегодняшние реалии таковы, что вы не можете быть уверены, что люди, просящие подаяние, на самом деле в нем нуждаются и не являются профессиональными нищими. Поэтому можно просто узнать о тех, кому нужна помощь, и оказать ее, не выставляя это доброе дело на всеобщее обозрение.

Если вы выполнили предварительную подготовку к исповеди, то зайдите в храм, узнайте у священника, когда вы сможете пройти обряд очищения души, и в назначенное время приходите. Обычно желающие исповедоваться остаются после богослужения.

Впрочем, у любого прихода существует номер телефона, по которому вам будет предоставлена вся необходимая информация.

И еще: к таинству исповеди допускаются крещеные, верующие христиане, посещающие церковь и желающие очистить свою душу от тяготящих их грехов.

Понятие греха:

Когда человек вновь и вновь совершает поступки, считающиеся, по Библии, основными грехами, это явный признак того, что у него сформирована зависимость, которую также называют страстью. Этимология слова «страсть» восходит к понятию «страдание», а производное от них — «страстотерпец», или тот, кто переносит мучения и страдает. Но эти страдания — не столько телесные, сколько душевные, поскольку человек мучается от осознания своего разрыва с Богом и его законом.

И спасение души возможно только через покаяние и искреннее желание избавиться от греховной зависимости. Примеры таких всецело порабощающих человека пороков — алкоголь и наркозависимость, которые постепенно разъедают и тело, и душу, полностью уничтожая личность. И пагубность страстей — в том, что они представляют опасность не только для того, кем овладевают, но и для всего его окружения, включая детей, растлевая их души. Это и есть главный признак основных грехов.

Путь порабощения:

Голос порока всегда вкрадчив: он умеет усыпить бдительность, затуманить сознание, выбить из-под ног систему ценностей, делая незаметным процесс порабощения души. Человеку всего лишь очень хочется удовлетворить одну из своих страстей, возможно, сначала просто из любопытства. Но затем делается второй шаг, и вот уже это становится стилем существования, а следующий шаг создает зависимость от пагубной потребности. И вот личность перестает управлять своей жизнью, очутившись в полном подчинении у греха.

Это и есть рабство, которое является подлинным адом: чувства отмирают, а потому легко совершаются преступления; тело гниет, становясь частью процесса разложения заживо, но тем не менее требует все нового удовлетворения страсти.

Кажется, что нет этому конца, и ничто не может противостоять греховной сущности, вытеснившей душу. И все-таки здесь может помочь исповедь в основных грехах.

Как правильно исповедоваться в таких тяжелых случаях, когда уже и медицина бессильна?

Прежде всего, начать с познания себя и с заботы о спасении своей души. Великие праведники считали, что пример того, кто смог спастись сам, помогает получить спасение многим вокруг.

Преодоление боли:

Развитие души часто происходит через боль, связанную с отбрасыванием того, что уже отжило свой срок. Осознание этого приходит в том числе и в момент покаяния, когда мы осознаем свои основные грехи. Священники это понимают, а потому к каждому пришедшему на исповедь применяют особый подход, зависящий от силы духа христианина.

Цель пастыря — не в осуждении и усугублении страданий, а в направлении души на праведный путь. Зачастую для этого у многих не хватает ни силы воли, ни веры в себя, ни желания себя простить. И смысл исповеди состоит в том числе и в милосердном прощении, которое даруется Господом, но озвучивается священнослужителем.

Получив отпущение основных грехов, человек получает и силы на преображение души.

Изменения происходят постепенно: необходимо приходить на исповедь хотя бы 1 раз в месяц, и тогда возникнет осознанная потребность в очищении души.

Значение искренности невозможно переоценить: некоторые хитрецы практикуют исповедь в разных грехах у нескольких священников, а есть такие, кто утаивает правду. В таких случаях исповедь бесполезна, и только увеличивает количество основных грехов человека.

Для блага своей души необходимо серьезно подойти к таинству: если не можете открыться одному священнику, выберите другого, которому будете доверять, и который станет направлять вас на пути духовного развития.

Грехи и пороки:

Просто перечислить подготовленный заранее список основных грехов, даже если он составлен со знанием дела и с использованием церковной литературы — недостаточно. В христианстве огромное значение имеет единение чувств и их словесного выражения. Через эмоции личность открывает душу перед Создателем. Поэтому покаяние в основных грехах в православии неотделимо от осознания их сердцем.

Бывает и так, что человек перечислил свои пороки, но произнести их вслух перед незнакомым, по сути, человеком не может: мешает чувство стыда и вины. Батюшка, видя искреннее раскаяние христианина, имеет право разорвать подготовленный список, даже его не читая, и отпустить прегрешения.

В христианской литературе перечислены основные грехи для исповеди в православии. Список довольно обширный, предусматривающий разные стороны жизни человека. Он состоит из семи основных грехов, в противовес которым представлены 10 заповедей. Продолжением основных пороков являются грехи меньшей степени тяжести, которые в перспективе перерастают в главные грехи.

Основными грехами в православии считаются:

-гордыня (заносчивость, высокомерие);

-алчность (стяжательство или мздоимство);

-зависть (постоянное сравнение себя с кем-то, желание обладания чем-то, что есть у других);

-гнев (негативное, неконтролируемое чувство, предвосхищающее проявление агрессии);

-похоть (грубое чувственное влечение, развращающее сердце);

-чревоугодие («чревонеистовство», обжорство);

-лень или уныние (отсутствие желания трудиться или самоустранение от жизненных обязательств).

Существует восьмой грех, упоминаемый христианскими авторами — печаль (оставление упования на Господа, сомнение в Его силе, ропот на судьбу, малодушие).

8 или 7 основных грехов?

В источниках раннего христианства присутствовали восемь грехов. Этой же концепции придерживались и восточные монахи-христиане. Существует труд христианского автора Евагрия Понтийского под названием «О восьми злых помыслах», где емко передан смысл учения, а также перечислены 8 основных смертных грехов в следующей последовательности:

1 — чревоугодие,

2 — блуд,

3 — сребролюбие,

4 — печаль,

5 — гнев,

6 — уныние,

7 — тщеславие,

8 — гордость.

Древний автор предупреждает о том, что эти мысли и наклонности будут тревожить человека в любом случае, но в его (человека) власти справиться с ними и перекрыть им возможность возникновения страстей и пороков.

Позднее из списка был удален грех печали, и осталось 7 основных грехов.

Западное христианство.

У католиков до IV века, т. е. до преобразований папы Григория I по прозвищу Великий, также присутствовало 8 смертных грехов.

Однако в своих «Нравственных толкованиях» Григорий I предложил считать печаль и уныние одним грехом, так же как и тщеславие с гордыней. К списку пороков присоединилась зависть, а возглавляла его гордыня, которая с тех пор считается основным грехом у католиков. К тому же «грехи плоти» в перечне папы Григория I стоят на последних позициях.

Путь православия:

Только в XVIII столетии понятие «смертный грех» укоренилось в России, в частности, благодаря епископу Тихону Задонскому, канонизированному Русской православной церковью.

Основных смертных грехов в православии сегодня семь, все они являются наихудшими из возможных пороков и разрушительными для души человека. Получить прощение за совершение каждого из них возможно только путем покаяния.

Открывает список смертных грехов гнев, от которого происходят обиды, проклятия, ненависть, злоба и т. п. Гнев уничтожает любовь, которая есть Бог. Вот почему в православии гнев — первый смертный грех.

Перечень пороков:

Итак, вы подготовились к таинству исповеди: постились, читали молитвы, оказывали посильную помощь нуждающимся, читали соответствующую литературу, в том числе об основных пороках человека, семи смертных грехах, с помощью которой составили свой список прегрешений, с которым придете в храм.

Кстати, в храм следует приходить в подобающей одежде, женщинам — без макияжа и с покрытыми платком волосами, желательно в юбке не выше колен. О нательном крестике как-то и напоминать неудобно — это обязательно.

Основные грехи общей исповеди, которые касаются как мужчин, так и женщин представляют собой довольно длинный список, начинающийся с духовных преступлений против Господа:

-сомнения в Его силе, неверия,

-пренебрежения ношением креста,

-молчания во время поношения Создателя,

-упоминания имени Господа без причины (кроме молитвы или богословских бесед), а также клятвы Его именем.

Далее по списку идут различные, как сейчас говорят, экстрасенсорные увлечения, в частности, магия, оккультизм и т. п.

На третьем месте: увлечение азартными играми, мысли о суициде, употребление матерной брани.

На четвертом месте: отсутствие интереса к духовной и христианской жизни, сплетни и недостойные разговоры о священнослужителях, праздные мысли во время богослужения.

На пятом месте: пустое времяпрепровождение, бесцельное сидение у телевизора или компьютера.

На шестом месте: впадение в отчаяние, неверие в помощь Создателя, надежда только на себя или кого-либо. Ложь на исповеди.

На седьмом месте: совершение каких-либо основных грехов, в том числе против ближних.

На восьмом месте: невозврат долга, неуважение к родителям, употребление спиртных напитков на поминках, то же касается и «Родительских дней».

На девятом месте: доведение до суицида, в том числе путем разнесения сплетен; прекращение жизни собственного ребенка во чреве (для женщин) или понуждение других к убийству нерожденного ребенка (для мужчин); грехи, направленные на причинение вреда себе: наркомания, алкоголизм, кровосмешение, самоудовлетворение. Кроме того, демонстрация своих благочестивых поступков.

Список основных грехов для исповеди для женщин включает некоторые пункты, которые вызывают неловкость, по причине которой многие прихожанки избегают данного обряда. Однако не всем источникам, приобретенным в церковных лавках, следует доверять. Прежде всего, обратите внимание на присутствие надписи «Рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Вопросы аборта достаточно интимные, однако можно, посоветовавшись с врачом, принимать препараты, препятствующие возникновению новой жизни. Тогда греха убийства не случится.

Для женщин список прегрешений выглядит таким образом:

-пренебрежение духовной, христианской стороной жизни;

-имела половую жизнь до замужества;

-делала аборты сама, склоняла кого-либо к ним;

-наличие нечистых помыслов, подогреваемых порнографическими фильмами или книгами.

-Разносила сплетни, лгала, предавалась унынию, обиде, гневу, лени.

-Выставляла свое тело напоказ для обольщения кого-либо;

-допускала мысли о суициде;

-испытывала страх перед старостью;

-совершала грех чревоугодия;

-вредила себе иным способом;

-отказывала в помощи нуждающимся;

-пользовалась услугами гадалок, верила в приметы.

И, разумеется, разглашение тайны исповеди для священника — тяжкое преступление. Кроме того, границы супружеских отношений церковь не нарушает, за исключением случаев, относящихся к теме семи основных грехов, совершенных супругами в отношении друг друга, например, гнев, приводящий к побоям с угрозой для жизни.

Лучше всего, если женщина или мужчина выберет постоянного духовного наставника.

В списке грехов для мужчин следует выделить такие:

-святотатство, подвержение греху гнева и всем его последствиям;

-пренебрежение обязанностями, соблазнение кого-либо на блуд или иные грехи, связанные с самоуничтожением человека;

-воровство, бесцельное накопительство.

С основным списком грехов можно ознакомиться выше.

Детей к таинству исповеди можно приобщать начиная с семилетнего возраста.

Это должно стать заботой крестной матери или крестного отца: именно на них возлагается ответственность за духовное воспитание своего крестника или крестницы. До наступления семи лет ребенок может посещать храм и причащаться без исповеди.

Готовя сына или дочь к исповеди, необходимо разъяснить ему (ей) понятия раскаяния, греха и его последствий в терминах, доступных детскому сознанию. Не следует излишне усложнять беседы, достаточно просто слегка направлять. Посещение храма должно не быть тяжелой обязанностью, а стать душевной потребностью для маленького христианина. Это же касается чтения молитв и их заучивания.

Оправдание или смирение:

Таинство исповеди предполагает раскаяние и намерение вести иной образ жизни. Признаваясь в своих прегрешениях, не ищите им оправданий, проявите смирение и осознание их пагубности для вашей души. Если вы решите кардинально изменить свою жизнь, то у вас появится со временем потребность анализировать свои поступки и предшествовавшие им мысли.

Многим непонятно: для чего каяться в церкви, если то же самое можно сделать наедине с собой, без участия третьих лиц? Ответ такой: в присутствии священника с вашей души как бы слетает шелуха, остается только ваша суть. Вы чувствуете стыд более остро и более искренне, чем тет-а-тет с собой, а ваше раскаяние будет намного глубже, как и ответственность за последующие поступки.

Если вы регулярно исповедуетесь, то может так случиться, что произошло повторение грехов, перечисленных на предыдущей исповеди. Вам необходимо признаться в них снова, учитывая, что это будет считаться более тяжким прегрешением, чем в прошлый раз.

На исповеди следует изъясняться простым языком, без иносказаний или намеков, так чтобы священник понял суть нарушенных вами Божьих заповедей. Таинство считается законченным, когда батюшка разорвет ваш список прегрешений. Это означает, что вы получили отпущение грехов. В этом случае на вашу голову будет опущена епитрахиль, после чего происходит целование святого креста и Евангелия, символизирующих незримое присутствие Создателя.

Бывают случаи, когда отпущению грехов предшествует выполнение епитимьи. Ее форма и длительность определяется вашим духовником. Вам может быть предписано чтение определенных молитв, соблюдение поста или иные действия. После выполнения епитимьи вы снова должны пройти через обряд исповеди и получить отпущение грехов.

Может случиться, что вы или ваши близкие не могут прийти в храм вследствие болезни. Священник примет исповедь на дому.

Две заповеди:

Как часто можно услышать, что в церковных правилах слишком много ограничений, исполняя которые, мы только и будем испытывать чувство вины и стыда! На это можно посмотреть иначе: разве вы протестуете, когда видите предупреждающую надпись «Не влезай — убьет!» или подобную ей? А если этого объявления не будет, и вы покалечитесь, то первым вашим вопросом будет: «Почему меня никто не предупредил об этой опасности?» И это возмущение будет совершенно справедливым. Только оно касается сохранности вашего тела.

Церковь призвана заботиться о вашей душе. И в таком контексте объявления «Не убий!», «Не укради!», «Не пожелай жены ближнего твоего» и остальные заповеди стоят на страже вашего душевного здоровья, а также и тех, кто вам дорог.

Когда душа христианина погружается в соблазны и становится рабой греха, то она теряет связь с Создателем и лишается возможности исполнить свое предназначение. Сама суть веры заключается в двух заповедях. Первая из них гласит: «Возлюби Господа Бога своего», а вторая продолжает: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Иисус Христос говорил о том, что именно на этих двух заповедях основана христианская вера.

Истинная любовь невозможна в соединении с зависимостью от пороков. И только освободившись от них, человеку дано испытать великое счастье единения с Создателем. Это долгий и трудный путь, возможно, длиною в жизнь.

Сегодня везде провозглашается культ свободы: от обязательств, от границ, от принадлежности к определенному полу, от родовой памяти, от законов чести, от совести, от милосердия… Список можно продолжать, и он постоянно пополняется. Суть в том, что таким образом мы вполне можем потерять себя в процессе освобождения от ценностей, которые веками защищали наши предки.

В вопросах веры не может быть насилия, это осталось в Средневековье. В наше время каждый сам решает: что делать со своей душой. В конце-концов, о ней вообще можно забыть: это же категория не материальная. И здесь каждый свободен в своем выборе.

Исповедь

(98 голосов: 4.5 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь)

  • Фотоальбом ИСПОВЕДЬ
  • Подготовка к Исповеди
  • Ошибки на исповеди

«Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и
очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?

Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?

Митрополит Иларион Алфеев:
…если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
   Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди. (Источник).

Как часто нужно исповедоваться?

Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов». Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем молитвенном правиле); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Как увидеть свои грехи?

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать Заповеди Божии.

Может ли священник не принять исповедь?

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике (Лк.15:7)».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Также существует ещё несколько причин: Кающиеся, которых нельзя разрешить.

Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?

В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?

Канон 102 Трулльского Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом. Если же христианин получил епитимью выше сил и не может её нести, то ему следует обратиться к архиерею за разрешением от епитимии.

Мнение о том, что любой священник может разрешить от епитимии, наложенной другим священником, противоречит церковному праву. Такая власть есть только у архиерея. Разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.

Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от неё и вводится в общение с Церковью.

***

После Исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? …А ведь это такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – неправильно. За всё надо благодарить.
священник Даниил Сысоев

Подготовка к исповеди. Список грехов для исповеди

Таинство исповеди – испытание для души. Она состоит из желания покаяться, словесного исповедания, раскаяния в прегрешениях. Когда человек идет против законов Божьих, он постепенно разрушает свою духовную и физическую оболочку. Раскаяние помогает очиститься. Оно примиряет человека с Богом. Душа исцеляется и получает силы для борьбы с грехом.

Исповедь позволяет рассказать о своих проступках и получить прощение. В волнении и страхе можно забыть то, в чем хотелось покаяться. Список грехов для исповеди служит напоминанием, подсказкой. Его можно зачитать полностью или использовать как план. Главное, чтобы исповедь была искренней и правдивой.

Таинство

Исповедь – главная составная покаяния. Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением.

Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю.

Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств.

Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения.

Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям.

До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице.

Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них).

Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней.

Правила

Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости.

Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц. Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова. Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным.

После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов.

Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка. Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией.

Как проходит таинство

В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти.

Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя.

До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила.

Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям.

Готовимся к исповеди: список грехов

Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи.

Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях.

Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично. Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога

  • Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность.
  • Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями.
  • Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге).
  • Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений.
  • Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие.
  • Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила.
  • Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу.
  • Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения.
  • Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера.
  • Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.
  • Утаивание грехов на исповеди.

Грехи, совершенные против ближних людей

  • Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие.
  • Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность.
  • Воспитание детей вне веры.
  • Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся.
  • Нежелание помогать родителям, неуважение к ним.
  • Воровство, осуждение, зависть.
  • Ссоры, употребление спиртного на поминках.
  • Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни).
  • Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту.

Грехи, совершенные против себя

  • Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни.
  • Желание наживы, обогащения.
  • Выставление напоказ добрых поступков.
  • Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков.
  • Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви».

Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

  1. Редко молилась, не посещала церковь.
  2. Больше думала о мирском во время молитвы.
  3. Допускала половую жизнь до брака.
  4. Аборты, склонение к ним других.
  5. Имела нечистые мысли, желания.
  6. Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.
  7. Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.
  8. Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.
  9. Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве.
  10. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.
  11. Избегание помощи другим людям.
  12. Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям.
  13. Суеверие.

Список грехов для мужчины

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе.

Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь — только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

  1. Святотатство, разговоры в храме.
  2. Сомнение в вере, загробной жизни.
  3. Кощунство, насмешки над убогими.
  4. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность.
  5. Уклонение от службы в армии.
  6. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей.
  7. Оскорбления, ненависть, драки.
  8. Клевета, разглашение чужих слабостей.
  9. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры).
  10. Отказ в помощи родителям, другим людям.
  11. Воровство, бесцельное коллекционирование.
  12. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего.
  13. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь.

Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед.

Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы:

  • Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть?
  • Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе?
  • Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений?
  • Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди?
  • Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли?
  • Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных?
  • Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя?
  • Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь?
  • Смеялся ли над физическими недостатками других людей?
  • Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)?
  • Ленится или помогает родителям по дому?
  • Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?

Рекомендации

  1. Человек сам определяет – исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство.
  2. Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе.
  3. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту.
  4. Исповедь совершается бесплатно.

Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин – рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин – платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен.

Искренность исповеди

Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию.

Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению.

Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди.

Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *