Какой веры сербы

Эпохи развития сербского народа

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки — лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, — однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. — времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы — правда, еще не очень активные — общественной интеграции. Правители болгар и сербов — первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля — правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын — первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев — в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия — существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже — великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Сербы

История сербов

Сербы — народ южно-славянского племени, наиболее родственный с хорватами, с которыми многие южно-славянские, западноевропейские и некоторые русские (например, Флоринский) слависты объединяют их под одним общим названием сербохорватов, сербохорватского племени или народа. Общее происхождение сербов и хорватов не подлежит сомнению, но историческая жизнь обоих народов провела между ними границу: сербов с их православной верой, с кирилловским письмом и старой славяно-сербской письменностью принадлежат к восточноевропейскому, греко-православному миру, тогда как хорваты с католичеством, латиницей, стародалматинской поэзией должны быть отнесены к миру западноевропейскому, римско-католическому.

Взаимные отношения обоих народов в истории представляют больше примеров вражды, чем дружбы. Только в XIXвеке хорваты приняли как литературный язык штокавское наречие, на котором говорят сербы. Это наречие является чуть ли не единственной связью между обоими народами, не перестающими враждовать там, где они живут «под одной кровлей». Такие выражения, как сербохорватский язык и т. п., являются компромиссом, взаимною уступкой, но только со стороны сравнительно небольшой горсти интеллигенции и ученых.

В тоже время провести точную границу между поселениями сербов и хорватов ещё в прошлом веке почти невозможно, потому что сербы во время турецкого владычества, особенно в ХVII и XVIII веках, переселялись в большом количестве из своих исконных мест на территорию хорватов. В общем все-таки можно сказать, что компактными массами сербы живут в королевстве Сербском и княжестве Черногорском и соседних с ними австро-венгерских и турецких областях: в Косовском вилайете, в Боснии и Герцеговине, в Далмации (в Которском округе), куда они были переведены в качестве военных колонистов во времена венецианцев (в XVII в.), в Хорватии, в бывшей Военной границе, куда переселились в XVI и XVII вв. из турецких владений, в Южной Венгрии, куда переселились из Старой Сербии в конце XVII в. Кроме того, сербы живут кое-где в Придунайской Румынии, в Западной Болгарии и в России.

Внешность и характер сербов

Типичный серб скорее высокого, чем низкого роста, широкоплеч и статен; у него пропорциональная, красиво поставленная голова с тонким, прямым, нередко орлиным носом и несколько выдавшимися скулами; довольно длинная шея с большим кадыком; волосы на голове темные, иногда пепельные или светло-русые, реже черные. Вся фигура серба с его горделиво поднятой головой и внушительной осанкой отличается воинственным видом. Сербская женщина обладает правильными чертами лица, стройной фигурой и благородной осанкой, черногорки же и правильными чертами не отличаются, фигура их менее представительна, зато они гораздо крепче, грациознее и эластичнее в своих движениях
Основной чертой сербского характера является безграничная, почти экзальтированная любовь к независимости. Все сербы считают себя равными и равноправными. Равными они сделались под турецким владычеством, когда вся их знать исчезла, частью погибнув в битвах, частью перейдя в ислам и слившись с турками, частью выселившись в другие земли. В подвластных Турции землях осталась одна только бесправная «райя», в которой бесследно пропали все остатки уцелевших знатных родов. Любовь к независимости заставляла многих бросать и дом, и семью, и отправляться в горы, на «четованье» гайдуцкое, чтобы вооруженною рукою мстить притеснителям своего народа; по временам поднимался на ноги и весь народ.

Энергия сербов вспыхивает не сразу; часто он кажется равнодушным, даже в важных случаях не обнаруживая внешним образом душевного движения. Вообще, сербы отличается умеренностью и выносливостью, мужеством и неустрашимостью. Он спит и зимой, и летом на голой земле или глинобитном полу своей хаты, прикрытом только соломенной циновкой или, в лучшем случае, ковром. Бережливый, экономный серб всегда имеет в виду свою выгоду; тем не менее, подобно всем обитателям Востока, он гостеприимен.

Культура и быт сербов

Родственные связи у сербов отличаются прочностью; родство ценится даже отдаленное. Кроме кровного родства, существует еще родство названное — побратимство и посестримство, кумство или кумовство и т. д.

Религия в жизни сербов имеет громадное значение, но его религиозный верования перемешиваются с различными суевериями и поверьями, которых он придерживается упорно. Существует множество обычаев и обрядов, которыми сопровождаются важнейшие моменты в жизни человека, а также известные праздники и дни года. Сербы любят музыку, пение и танцы. Песнями сопровождаются все обряды, и свадебные, и похоронные.

Национальная одежда сербов обоих полов состоит из широкой холщовой рубахи со складками, подпоясанной широким поясом, за который у мужчин можно заткнуть оружие — кинжал и пистолеты. Поверх этой рубахи одевается еще куртка или полукафтанье, без рукавов или с рукавами, разной длины — короткая до пояса и длинная до колен и даже ниже колен. На голове красная феска, которая у черногорца заменяется черной шапочкой с красной серединой донышка. В непогоду одевается плащ из грубого сукна. Кроме того употребляются шубы и полушубки овчинные, меховые шапки, шерстяные рубахи. Этот наряд лишь в селах, удаленных от городов и проезжих путей.

Национальное жилище сербов состоит из глинобитной мазанки. Для устройства ее в землю вбиваются грубо обделанные столбы или балки, между которыми протягиваются поперечины из жердей или хвороста, и затем все пустое пространство заполняется кирпичами из сырой глины или смесью глины и рубленой соломы; кровля делается из дерева или соломы. Пол глинобитный; печи или камина обыкновенно нет, устраивается только очаг, дым от которого уходит через отверстие в крыше.

Национальные блюда маис, молоко, сыр, сушеная рыба, свиной жир, бобы, чеснок, красный перец (паприка), баранина, козлятина, свинина.

Религия в Сербии

Сербия — многоконфессиональная страна. Крупнейшим религиозным объединением является Сербская православная церковь. Конституция и законы Сербии гарантируют свободу вероисповедания. Закон 2006 года делит все религиозные организации на две категории: «традиционные церкви и религиозные объединения» (Сербская православная церковь, Римско-католическая церковь, Словацкая евангелическая церковь Аугсбургского вероисповедания в Сербии, Реформатская христианская церковь, Евангелическая христианская церковь, еврейская и исламская религиозные общины) и «конфессиональные объединения» (внесенные в специальный реестр). Разница состоит в том, что традиционные церкви и религиозные объединения в отличие от конфессиональных объединений имеют право на организацию религиозного образования в школах. Кроме того, закон 2006 года запретил регистрацию религиозной организации, если её название идентично названию уже зарегистрированной в реестре религиозной организации или названию той организации, что проходит регистрацию.

Верующие в Сербии
Православные 85.0 %
Католики 5.5 %
Мусульмане 3.2 %
Протестанты 1.1 %
Иудеи 0.09 %
Другие 0.07 %

Согласно переписи населения 2002 г., без Косова:

  • православных — 6 371 584 чел. (85,0 % населения),
  • католиков — 410 976 чел. (5,5 % населения),
  • мусульман — 239 658 чел. (3,2 % населения),
  • протестантов — 80 837 чел. (1,1 % населения),
  • иудеев — 785 чел. (0,09 % населения),
  • других конфессий — 530 чел. (0,07 % населения).

По официальным данным свидетелей Иеговы на конец 2009 года, в Сербии (без Косова) проповедует 3871 активный возвещатель, в 2009 году на Вечере Господней присутствовало 8365 человек.

В 2010 году Министерство по делам религий Сербии удовлетворило заявление «Христианской религиозной общины Свидетелей Иеговы» о регистрации и внесло данную организацию в государственный Реестр церквей и религиозных общин. Регистрация вступила в силу с 8 февраля 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *