Каноны к причастию

Содержание

Исповедь

1. Желающий причаститься должен обязательно исповедаться – принести искреннее раскаяние в своих грехах Богу в присутствии священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощение. Прощнение обычно испрашивается в такой форме: «Прости меня, грешного», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешного».
2. Во время исповеди не следует дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вину на ближнего.
3. Удобнее исповедаться накануне, с вечера, чтобы все утро посвятить молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но желательно успеть исповедаться до начала Литургии.
4. Исповедываясь, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов.
5. Без исповеди причащаются:
• младенцы (дети до7 лет);
• новокрещенные (те, над кем вчера или сегодня было совершенно таинство Крещения)
6. Женщине, которая пребывает в очищении (во время месячных; после родов – до чтения священником над женщиной очистительных молитв /читаются, как правило, на 40-й день/), нельзя приступать к таинствам Исповеди и Причастия (кроме особых случаев, как например, болезнь к смерти).

Исповедь – умение видеть свои грехи

Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся, а каяться не умеют, не видят своих грехов. Если мы, прийдя на исповедь, не знаем, что сказать, то это еще не значит, что мы безгрешны.

Как готовиться к исповеди?

К исповеди надо готовиться заранее: все продумать, вспомнить все грехи, пройти по извилинам своей души, и обязательно все записать, а то пойдем к батюшке на исповедь, и враг может помрачить разум – все забудем. А еще лучше – выработать привычку каждый день записывать, чем согрешил. Перед тем, как слечь спать, можно мысленно представить себе прошедший день, как мы его провели: как утром молились, не рассеяно ли, где были наши мысли – в словах молитвы или на кухне, в магазине; не обидели ли кого в этот день, не ругались ли, не обижались ли, если кто нас поругал, не завидовали ли, не тщеславились ли? А как сидели за столом? Наверняка лишнее съели? Молились ли перед каждым делом, думали ли хоть немного о своей душе? Или только о плоти? А ночь как прошла? Может были нечистые сны, потому что день провели в нечистоте…
И вот, если научимся так контролировать себя, то будем знать, что говорить на исповеди. От каящего требуется:
• осознание своих грехов
• осуждение себя в них
• самообличение перед духовником
• покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление – новая жизнь
• сокрушение и слезы
• вера в прощение грехов
• ненависть к прежним грехам.
Согласно правилам Правовлавной Церкви, ее члены должны приступать к исповеди начиная с семилетнего возраста.

Перед и во время Святого Причащения следует:

1. Когда будет вынесена Святая Чаша со словами «Со страхом Божим и с верою приступите», причастники, равно как и все находящиеся в храме, совершают земной поклон. Затем складывают руки крестообразно на груди – правую на левую, и вместе со священником произносят про себя молитве перед Святым Причащением.
2. Затем подходят к Святой Чаше. Губы причастника должны быть чистыми. Сумки, пакеты и другие вещи на время причащения необходимо передать на хранение знакомым или за свечной ящик.
3. Первыми причащаются монашествующие, затем дети, затем мужчины и женщины.
4. Между причастником, который находится у Святой Чаши, и остальными должно быть расстояние минимум в полметра, дабы не толкнуть причастника на Святую Чашу.
5. Подходя к Святой Чаше, четко и внятно произносим свое христианское имя, т.е. то имя, которое дано нам во Святом Крещении.
6. Перед Чашей не креститься, дабы случайно ее не задеть! Приподняв голову, широко открываем уста. Священник дает нам Причастие, проглатываем Причастие, по возможности не жуя, чтобы ничего не осталось во рту.
7. Платом вытирают нам губы, целуем только Чашу внизу (но не руку священника), и, не крестясь и не кланяясь отходим к столику с запивкой. После вкушения просфоры и запивки (т.е. теплой воды с небольшим количеством вина) можно совершить поясной поклон алтарю.
8. В день Причастия земные поклоны совершать не положено. Затем причастники возвращаются на свои места и остаются в храме до окончания Богослужения. Выслушают благодарственные молитвы по Святом Причащении, прикладываются к кресту, что в руках у священника, а затем в мире и духовной радости выходят из храма.
9. Во время Причастия по храму нельзя ходить и нельзя разговаривать.
В день Причастия нельзя целоваться, плевать, стараться не употреблять спиртные напитки, и вообще, следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого». После службы желательно некоторое время побыть в одиночестве и молчании, сосредотачивачсь на мыслях о Божественном и сохраненяя свои чувства. Принято в день причастия одевать лучшие одежды, как в самый большой праздник.
В помощь кающемуся.
Грехи, исповеданные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяем, то снова в них нужно каяться.

Перечень грехов, растространненных в наше время

Грехи против Господа Бога:
• гордость;
• не исполнение святой воли Божей, нарушение заповеди;
• не верие и маловерие, сомнение в вере;
• отсутствие надежды на милосердие Божие, отчаяние;
• черезмерная надежда на милосердие Господа без стремления перестать грешить;
• лицемерное почитание Бога;
• отсутствие любви и страха Божиего;
• отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния, за скорби и болезни;
• обращение к экстрасенсам, астрологам, гадалкам, ворожеям; занятия «черной» и «белой»магией, колдовством, гаданием, спиритизмом;
• вера в суеверия, вера в сны, приметы, талисманы;
• хула и роптание на Господа в душе и на словах;
• неисполнение обетов, данных Богу;
• призывание имени Божиего всуе (без необходимости), клятва именем Господа;
• кощунственное отношение без должного благоговения к иконам, мощам, свечам, святым, Священному писанию и т.д.;
• чтение еретических и сектантских книг и хранение их у себя дома, просмотр богохульных телепередач;
• стыдиться креститься и исповедовать Православную веру;
• неношение нательного крестика;
• небрежное выполнение крестного знамения;
• неисполнение или плохое исполнение молитвенное правила: утренних и вечерних молитв, иных молитв, поклонов и т.д., не читал Священного Писания, духовной литературы;
• пропускал без уважительной причины воскресные и праздничные Богослужения;
• посещение храма без усердия и прилежания;
• ленился молиться, молитва рассеяная и холодная;
• разговоры, дремота, смех, хождение по храму во время церковной службы; невнимательное, рассеяное слушание чтения и песнопений, опаздывания на службу и уход из храма раньше отпуста;
• посещение храма в нечистоте, прикосновение в нечистоте к иконам, свечам (для женщин);
• редкое исповедание грехов, сознательное утаивание их;
• причастие без сокрущения и страха Божиего, без должного приготовления, не примерившись с ближними;
• непослушание духовному отцу, осуждение священнослужителей, монашествующих, роптание и обида на них, ревность;
• непочитание праздников Божиих, работа в праздничные дни;
• нарушение постов, несоблюдение постных дней – среды и пятницы;
• слушание западных проповедников, сектантов, увлечение восточными религиями;
• мысли о самоубийстве или попытки убить себя.

Грехи против ближнего:

• отсутствие любви к ближним, ненависть к ним, желание им зла;
• отсутствие прощения, воздеяние злом на зло;
• непочтительность к старшим и высшим (начальству), к родителям; огорчение родителей;
• неисполнение обешаного;
• неуплата долгов;
• явное или тайное присваивание себе чужого;
• избиение, покушение на чужую жизнь; убиение младенцев во чреве (аборты), советование делать их ближним;
• грабеж, вымогательство, поджоги;
• отказ от защиты слабого и невинного, безразличие к тонущему, замерзающему, горящему, попавшему в беду;
• ленность в работе;
• непоситание чужого труда;
• плохое воспитание детей: вне христианской веры;
• немилосердие, презрение и осуждение малоимущих, скупость в милостыне;
• непосещение больных в больницах и на дому;
• жестокосердие;
• прекословие, неуступчивость в споре с ближними;
• клевета, осуждение, злословие, сплетни, пресказывание чужих грехов;
• обида, оскорбление, вражда с ближними;
• скандалы, истерики, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему;
• лицемерие, злые шутки, колкости;
• гнев, раздражение, подозрение ближних в неблаговидных поступках;
• обман, лжесвидетельства;
• желание соблазнить или прельстить иных;
• ревность;
• празнословие, рассказывание неприличных анекдотов;
• нежелание молиться на наставников, родных, врагов;
• развращение своими действиями ближних;
• корыстолюбие в дружбе, измена и предательство друзей и близких;

Грехи против самого себя:

• гордость, тщеславие, высокомерие;
• самолюбие;
• желание зла ближнему, мстительность;
• несмирение, непослушность, самонадеянность;
• лживость, зависть;
• праздрословие, сквернословие;
• раздражение, возмущение, памятование зла, строптивость, обидчивость;
• уныние, тоска, печаль;
• делание добрых дел напоказ;
• скупость;
• лень;
• праздное времяпровождение, желание поспать, чревоугодие (многоядение, желание полакомиться);
• непамятование о христианском смирении, добродетелях, о смерти и аде, беспечное и нерадивое времяпровождение, отсутствие желания исправиться;
• предпочтение земного и материального небесному, духовному;
• пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;
• излишнее внимание к плоти;
• стремление к земным почестям и славе;
• курение, употребление наркотиков, спиртного (упивание допьяна);
• игра в карты, азартные игры;
• украшение себя ради прельщения иных;
• занятие сводничеством, проституцией;
• пение непристойных песен, сквернословие, пересказ анекдотов;
• просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;
• восприятие блудных помыслов, осквернение во сне;
• совершение блуда (не будучи в браке);
• совершение прелюбодеяния (измена, будучи в браке);
• позволение себе вольностей до брака, и невоздержание в супружеской жизни;
• рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), содомский грех, блудные извращения в браке;
• жестокость к животным, птицам, убиение животных и птиц без надобности, уничножение деревьев;
• уныние, печаль, совершение греха зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми всоими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу)

Краткая Исповедь Дмитрия Ростовского

Исповедаю Господу Богу моему вся моя грехи, яже сотворил до настоящего дня и часа делом, словом, помышлением.
Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью Богу за Его великие и бесчисленные содеянные мне благодеяния и всеблогое промышление. Согрешаю празднословием, осуждением, презорством, непокорством, оклеветанием, невниманием, нерадением, унынием, беспечностью, злонамерением, ожесточением, преслушанием, роптанием, самочинием, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, сластолюбием, объядением, пьянством, вещелюбием, тщеславием, ленностью, принятием блудных, нечистых и хульных помыслов, опущением службы Божией, небрежением о молитве, нечистой исповедью, неисполнение епитимий и всеми моими чувствами душевными и телесными согрешил, в них же каюся Господу и прошу прощения.

Перепечатано:
Оригинал издан по благославлению Высокопреосвященнейшего архиепископа Львовского и Галицкого АВГУСТИНА
Цензор: протоирей Николай Баранов

>Молитвы перед причастием и исповедью

Зачем молится перед причястием и исповедью

Молитва перед причастиям и исповедью является обязательной, более того, она обязательно должна состоять из трех канонов: канон покаянный к Господу нашему, канон молебельный к Пресвятой Богородице, канон Ангелю Хранителю. В вечер перед причастием необходимо провести в домашних условиях молитву, соблюдая все правила данного обряда. Не стоить думать, что при совершении молитвы пред причастием дома, нет необходимости причащаться в церкви. Это два разных понятия, которые могут существовать отдельно, однако, которые не смогут освободить душу человека от грехов перед лицом Бога. Когда человек молится сам, Господь его, несомненно, слышит, и отпускает ему его грехи, однако, когда человек причащается в церкви с помощью Богослужителя, происходит совсем другое обращение к Всевышнему. Это даёт человеческой душе успокоение.

Нельзя пренебрегать молитвой перед причастием или перед исповедью, этот обряд необходим каждому человеку, который уважает религию, и который заботится о покое своей души.

Молитва перед исповедью

Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Господи, помоги мне чистосердечно покаяться.

Молитвы перед причащением

Молитва перед причастием св. Василия Великого.

Владыка господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, — ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.
Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: “Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.” Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, — Твое творение и создание — не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.
Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Златоустого

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.
Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.
Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Молитва перед причастием св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причастием св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Молитва перед причащением св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, — и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва перед причащением св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитвы после причащения

Многих интересует вопрос о том, зачем нужно молиться после Причастия и обязательно ли это. Да, это является одним из обязательных правил, которых нужно придерживаться после данного обряда. Как отблагодарить Бога, который ради нас принял смерть и за его милость соединиться с ним в таинстве Причащения? Для этого существуют молитвы.

Не возбраняется благодарить своими словами, но для этого созданы молитвы после причащения, в которых нет ничего лишнего. Это не просто слова, а нечто Божественное, что способно творить чудеса. Именно поэтому искренне молящийся человек чувствует себя пребывающим в особенном состоянии. Молитва дает нам возможность встречи с Богом, и заботиться о нашей душе, это, можно сказать, духовная пища.

Это непосредственный доступ к Господу, к его любви, его помощи, его прощению. В каких-то случаях действительно бывает необходима Его помощь, но злоупотреблять этим нельзя. Смыслом молитвы должна быть благодарность и сама встреча с Ним. Прикосновение Бога все ощущают по-разному, но это происходит не всегда. Этому может мешать многое, поэтому только настоящим праведникам даруются такие встречи довольно часто.

Поэтому следует вести такую жизнь, чтобы в ней было как можно меньше грехов, ведь именно они становятся той глухой стеной, разделяющей нас с Богом. Он всегда рядом с нами, но мы далеки от Него, и только от нас зависит, состоится ли Встреча. Но и это не все, что дает молитва. У нее есть и другие несколько действий.

Это способ служения Богу, подготовка нас к важным событиям, помощь в преодолении дьявольских искушений и недугов, средство, помогающее укрепиться в вере. Важно понимать, что после Евхаристии таинство не заканчивается, а постепенно сходит на нет. И своим поведением важно «не спугнуть», не рассеять ту Благодать, которая была получена во время обряда. В этом помогает, в том числе, и молитва.

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва первая

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.
Молитва третья
Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва после причастия к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям — скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Молитвы перед причастием и исповедью 5 (100%). Всего проголосовало: 5

Как правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/12/17/21-00.html

— Сегодня день святой великомученицы Варвары. У нас, слава Богу, много святых. И все таки нельзя сказать, что мы всех одинаково любим, может быть, потому, что неодинаково их знаем. Если взять декабрьских — в числе наиболее любимых и близких святая великомученица Варвара и святитель Николай – чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

О.А. — Действительно это так. К кому расположено народное сердце, кого в простом народе сильно возлюбили — это передается из поколения в поколение. К такому святому уже особое отношение.

— Их уже считают нашими, русскими!

О.А. — Конечно. И некоторые даже обидятся, если скажешь, что Варвара не наша, русская, святая. Все скажут, что наша. Частица ее мощей находится в храме Иоанна Воина, и в нашем храме святой Ефросинии, великой княгини Московской. Ну, и мощи ее покоятся во Владимирском соборе города Киева. К сожалению, он сейчас занят раскольниками. Меня Господь сподобил посетить Киев 11-летним школьником. Я посетил Владимирский собор, Флоровский монастырь, Киево-Печерскую лавру.

На Руси был обычай, когда дитяти исполнялось три года – впервые читали народную молитву святой великомученице Варваре. Она всегда изображается с Чашей в руках, и по ее молитвам люди получают в последние минуты жизни христианское напутствие, причастие Святых Христовых Таин. Молитва такая: «Святая великомученица Варвара, приди ко мне, дорогая, поисповедуй меня и причасти перед смертным часом»…. и так далее. Это была первая моя молитва. Она была очень простой, и поэтому легко запоминалась. Вначале детишки ее произносили на своем детском языке, а потом уже учили сложные, как мы считали, молитвы: «Богородице, Дево», «Отче наш». Еще в дошкольном возрасте уже знали их, так как в христианской семье сызмала учили молиться и любить наших великих святых. У нас дома была икона святой Варвары. И мы, молясь, всегда в нее вглядывались. Иконы были простые, но они при всей бедности нашей жизни казались нам самыми красивыми. Они дарили нам удивительный мир. Открывали великую тайну. Великомученица Варвара была первой и самой любимой святой. Когда было страшно – я всегда закрывал глаза и читал эту молитву. И становилось спокойно, потому что знал: сейчас святая великомученица придет и всех бесов Чашей прогонит. Эта любовь сохранилась и по сей день. А потом, когда мы узнали ее жизнь, особенную, выдающуюся, конечно — любовь народа, почитание ее только усугубилось. Не случайно этим именем многих называют — и маленьких девочек в миру, и сестер, и игумений в монастырях.

— Как изучать с детьми Священное Писание, так, чтобы это было и доходчиво для них, и занимательно, и в тоже время не снижало этой высоты?

О.А.- Есть детская Библия, есть Закон Божий, особенно протоиерея Серафима Слободского. Там довольно- таки простой текст.

— Да, это есть. Но как заниматься, чтобы они не заскучали? Может, в какой-то игровой форме?

О.А.- Нет, они не заскучают. Потому что их, наоборот, надо приучать к серьезным вещам. Всегда некая тайна всегда дает возможность внутренней сосредоточенности. И опять — таки их юная память все запоминает очень хорошо. Мы как-то раз отправились в поездку на Святую Землю и выбрали не только посещение святых мест, но еще музея Израиля. Почему? Это очень интересно. Одна группа пошла гулять по старому городу, а другая за дополнительную плату отправилась в музей Израиля. Что там было интересного? Там, например, были настоящие водоносы времен Христа Спасителя ( в Канне стоят водоносы более позднего времени). Есть часть крыла храма, с которого был сброшен святой апостол Иаков. Другие реликвии относятся ко времени земной жизни Христа. Есть макет Иерусалима времен Спасителя — очень интересно. Огромный макет под открытым небом занимает несколько десятков квадратных метров. И ты с высоты смотришь, и можешь изучать улочки, ворота в которые Господь входил, где Он поднимался. И когда экскурсовод шел — он нам говорил: а помните вот то или это? И задавал нам вопрос. А мы немножко подтормаживали, пока вспоминали. С нами были две девочки, лет по 12. Так они историю Ветхого Завета, имена, события они выдавали наизусть, не задумываясь. Экскурсовод была поражена. Спрашивала: а девочки у вас православные или, может быть, иудейки, потому что православные обычно Ветхий Завет знают хуже, чем Новый? Так вот, детям важно говорить серьезно. Они задумываются, запоминают. Самое главное — чтобы они это услышали как можно раньше и от самых авторитетных людей, тогда всякие другие концепции и мнения они будут отметать. Самый авторитетный человек в семье — это, конечно, мама. Папы редко этим занимаются. И не нужно думать о том, что вера придет потом, и они сами поймут. Не поймут. Конечно же, вера на Руси прививалась. Каким образом? Чтением Миней, то есть Житий святых, чтением Священного писания, чтением духовной литературы даже просто из жизни о помощи Божьей, об участии в жизни святых. Дети прислушиваются, потому что чувство духовного мира у них более обострено, чем у взрослого человека, который заматерел в своих грехах и суете. Поэтому детишки — они чистенькие, они все это очень хорошо воспринимают и воспроизводят. А самое главное — применяют в своей духовно- нравственной жизни.

— Как правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

О.А. — Строгое правило, конечно, говорит нам о том, что надо читать накануне и в день причастия надо утром пораньше встать. Но сегодняшнее время очень сложное, суетное, и человек сегодня сильно обременен. Более того мы не являемся такими очень уж церковными людьми, для которых правило прочитать — это просто встать и помолиться с легкостью. Для многих это бывает тяжело, и по времени занимает несколько часов. Лучше готовиться заранее: исключить суету и развлечения, как-то немножко уйти в себя, посмотреть на свою жизнь, на свои поступки. Я рекомендую разбить правило на части. Начинаем готовиться за три дня.

— Когда появилось правило к причастию?

О.А. — Исторически оно формировалось по- разному. И видим, что если брать само правило — там и древние молитвы Василия Великого, Иоанна Златоуста, и еще более древние молитвы. Правило формировалось долгие века, но до нас оно дошло вот в таком виде, и церковь уже несколько столетий хранит именно таким. Сама подготовка должна быть. Она не может отсутствовать, потому что у нас бывают крайности: либо я буду молиться долго и упорно, потом причащусь — либо я не буду молиться. Господь милостив, Он и так меня простит. Разные, конечно, случаи бывают, но опять — таки, меру своего молитвенного правила и подготовки ко Святому Причастию каждый человек должен обговаривать со своим духовным отцом или приходским священником. Никогда в духовной жизни не надо брать решение этих вопросов на себя!

— Что такое теплохладность в вере, и как в себе распознать это?

И что такое благодать Святого Духа, как ее получают?

О.А. — Теплохладность в вере — это мы все знаем. Это когда человек испытывает некое безразличие, если можно так сказать, к своей духовной жизни. Он не горит, он не горячий и не холодный. Он теплохладный. То есть, понимаете, у него такое состояние, как бы он сам в себе, и его ничего не интересует в жизни. Вот верит так. И вроде бы верующий, а не горит, не живет согласно тем законам и тем правилам, которые Господь дал ему. Ему все равно. Он может в храм сходить, свечку поставить, развернуться и уйти. А на самом деле горение — это творение добрых дел. Это и внутренняя молитва, это и внешние добрые дела, это и пост. То — есть теплохладность – это когда он не стремится совершенствоваться и подниматься к Богу. А в жизни христианин всегда должен восходить от силу в силу. Надо совершенствоваться,чтобы с каждым годом мы становились все лучше и приближались к небу.

Но, а Благодать Святого Духа действительно нам подается от Господа. И мы знаем, если благодать эту получаем, то мы получаем и Дары Святого Духа. Такие как мир, радость, порывы внутренние творить добрые дела, как любовь, которая, конечно же, делает нас сродными с Господом. Благодать дается от Господа. В первую очередь — через Святые Таинства церкви. Семь Таинств мы знаем. Особую Благодать мы получаем за Божественной Литургией. Так же через соприкосновение со святыней. Почему есть иконы, святые мощи, крест, святая вода, просфора. Через все это, через прикосновение к святым предметам. Как почувствовать благодать? Вот, говорят: благодать меня посетила. Порой мы даже не находим слов, чтобы описать, что мы ощущаем внутри. Это всегда вдохновение, внутренний подъем. Это и умиление, и спокойствие, и радость, и любовь. Хочется всех обнять, когда ты выходишь в такой радости, всех простить. Слезы текут: Господи, какую же Ты даешь мне милость, ведь Ты сегодня меня посетил, благодать Святого Духа открылась мне в моем сердце. И ты действительно уже думаешь – вот, действительно, Ты есть на земле, Господи, и к Тебе хочется стремиться.

Даже образованный апостол Павел не нашел человеческих слов чтобы описать благодать.

Порой говорят: зачем ты идешь в церковь, что ты там забыл? А верующий человек, который испытал эту благодать и радость он забывает все на этом свете, телевизор, друзья не нужны. Он только к Господу хочет. Потому что такой полноту жизни, такой любви я нигде не ощущал, как ощущает человек в церкви Божьей. Едет в монастыри, приезжает и не может насладиться.

Верующий человек Господом выживает. Знает, что Господь его никогда не оставит, всегда даст Благодать Святого Духа, которая укрепит, которая поможет и которая даст ощущение среди больших скорбей и трудностей – радости, даст почувствовать радость жизни этой и предвосхитить радость, которую Господь даст в вечности.

— Возможно ли теплохладным людям часто причащаться? Например, вне поста, разрешая самому себе без поста?

И как быть детям, которые не вылезают из компьютера? Стараешься их причащать почаще, но какой пост, когда не выдернешь их из-за компьютера? Получается теплохладность, не будет ли это во вред?

О.А. — Начнем с детишек. Я хотел бы, чтобы меня услышали. Я еще раз повторю, что очень важно никогда не решать самим, когда я должен причащаться и в каком состоянии я должен быть. У каждого свое состояние, поэтому пусть меру подхода вашего к Святой Чаше решит ваш духовник или ваш приходской священник. Обязательно советуйтесь с ним. Не принимайте в этих вопросах самостоятельные решения. Они не будут вам приносить пользу. Это первое. Второе: можно ли так детям?Конечно же, к причастию нужно подходить с подготовкой. Вспомните слова святого апостола Павла, который говорил: немало из вас болеют и умирают оттого, что недостойно подходят ко Святой Чаше. Ни в коем случае. И детишек надо выдержать. И чтобы они хотя бы денечек готовились. Пусть они реже причащаются, но пусть в их сердцах будет благоговейная подготовка ко Святой Чаше. Пусть раз в месяц. Если они так играют и пристрастны. Но они должны почувствовать к кому они идут — ко Господу. Значит, они должны от чего-то светского отойти. И это, поверьте, даст огромнейший плод. Но и мы. Что за распущенность сейчас такая? Ну, давайте все начнем есть мясо, пить молоко и идти к Чаше. Болеешь? Для больного нет препятствий — покушай, попей, тебе нужны силы. Но если чувствуешь в себе здоровье, если ты можешь себя ограничить — ограничь. Я вот недавно рассказывал и еще раз расскажу. Случай был такой. Вот как старые люди к этому относились. Я еще, будучи молодым священником, пришел на требу- и вот там бабушка лет 95. И дочка подходит ко мне и говорит: Батюшка, скажите ей, чтобы она не постилась (был Великий Пост), а ела. Что ей в 95 лет поститься? Она еле ноги за собой волочит. Я смотрю и не знаю, что ответить. Я ж с одной стороны понимаю, а с другой — что я старому человеку скажу. Я смотрю на нее и говорю: ну, мать, что будем с тобой делать? Она говорит: батюшка, а можно тебе вопрос задать? А если я поститься не буду — я не умру? Я говорю: умрешь. Она — а тогда зачем пост нарушать? Я говорю дочке: вот, смотрите, как она нам ответила. Пусть она поступает так, как горит ее сердце.

И я знал женщину, она родила 8 детей, и она никогда не нарушала пост, даже когда рожала. И рассказала, что она в роддоме всегда постилась. А медсестры говорили: нельзя. Она ела белый хлеб и пила сладкий чай. И сытая была, и молока хватало детям.

Совмещая все и храня верность Господу. Господь никогда не оставит человека. Поэтому сами такой баланс ищите. Расхолаживать себя не надо. Сегодня в одном позволил себе, завтра — в другом. И мы получим протестантское общество. Отменили все, спасаешься верой. Если мы так пойдем, что мы получим? Мы развалим церковь и не дадим никакого наследства собственным детям. И так все в скорбях и все живем в страстях. Поэтому будем построже к себе — и тогда какой-то получим результат. Лучше заразить строгостью себя, нежели какой-то распущенностью. Добрый пример всегда останется, а плохой будет только расслаблять всех окружающих нас людей.

— Аллергия у маленьких детей — это тоже за родительские грехи, за гордыню? И ребенок тоже может страдать из-за ссор и споров в семье?

О.А. : всякая немощь имеет под собой духовную основу, и есть в чем каяться. Аллергия -это и экология, это и вода и воздух, особенно в столичном регионе. Но это и нервная система. Как-то надо успокаиваться, а успокоиться в большом городе в большой семье мы можем только тогда, когда мы приходим к Господу. А всякая немощь, она, конечно же, дается за грехи, это мы знаем. В любом случае нужно каяться, исправляться, к Богу приближаться. Чем ближе к Богу — тем меньше немощей, потому что Господь нам дает возможность направить силы свои на молитву, на получение радости через Богослужения, отнимая от нас излишнюю немощь. Поэтому будьте поближе к Богу, совершайте Таинства и все будет хорошо!!!

-Читаю книгу владыки Иллариона, где говорится, что христианам и не требуется никаких дополнительных доказательств воскресения Христова, они становятся подлинными христианами, потому что встретили в жизни Воскресшего Христа. Как это понять: встретить Воскресшего Христа?

О.А.: Реальность встречи с Господом действительна и ощутима. Мы обсуждали с вами, как действует Благодать Святого Духа. Это известно: через таинство Евхаристии. В этом таинстве к человеку приходит та глубочайшая вера, которую мы получаем, когда соединяемся с Богом. Здесь происходит реальная встреча со Христом каждого человека. Ведь не случайно мы каждую всенощную поем «Воскресение Христово видевше». Не видели, а видевше, то есть это живая, реальная и опытная встреча каждого христианина, если он живет настоящей, подлинной, христианской жизнью. Это о том вдохновении, о котором мы говорили. О том переживании, о той радости внутренней и подлинной, о том мире, о том спокойствии, которое получает человек. Это и есть его реальная встреча с Богом. Поэтому христианину не надо доказывать. Вот, поймите: есть вера практическая, есть теоретическая. Теоретическая — это как раз доказательства. А практическая — это уже сердечная вера, когда человек сам ощутил действие Благодати Божьей и осознал саму встречу со Христом через переживания, которые он имеет в церкви. В любом случае теоретическая вера, проникая в наш разум, должна спуститься в сердце — и тогда она только укрепиться. Вот, наши бабушки — они же не знают Богословия, они никогда не жили рассуждениями о Воскресении, археологическими, историческими доказательствами. Но какая глубокая вера! В данном случае — чисто практическая. Восприятие Господа — и реальная встреча. Нам нелегко в советское время давался каждый поход в храм. Я спросил как-то маму в детстве: мам, почему мы верим в Бога? Она сказала — сынок, я тебе многого не могу сказать, но смотри, как Господь нам помогает! И она просто по жизни рассказала о своих трудностях, о серьезных ситуациях в жизни. И мы, говорит, вышли из них. Другие- смотри, кто в храм не ходит, как они живут, а мы -смотри как живем! Господь нас никогда не оставлял и всегда помогает. Она о ранней смерти отца сказала и о том, как подняла всех детей. О том, как мы встаем на ноги, и так далее. Это было ощущение реального участия Бога в нашей с ней жизни. Мы уже встретились с Богом. Поэтому верующему человеку, который живет полноценной христианской литургической жизнью, ему не нужны доказательства. Мы их опускаем. Он и так имеет Христа в своем сердце, потому что каждый день с Ним встречается, из Его рук получает великое милосердие, которое укрепляет его в этой земной жизни.

-Ваше отношение к Псалтыри Богородице?

О.А. Я ее очень люблю. Сейчас не читаю, грешен. Это хвалебные гимны Богородице. Читал, когда учился, и это приносило большую радость. Это живое общение с Царицей Небесной. Отношусь прекрасно. Любая молитва Божьей Матери всегда наполняет человека и приближает к Божьей Матери. Это как с Ней поговорил. И появляется уверенность, и радость, и открытие мира самой Матери Божьей. Потому что там Ей все посвящено Ей, Ее переживаниям, тому милосердию, которое Она являет роду человеческому. Глубочайшая Псалтырь. Если сказать, какое она может занять место в жизни христианина, то я скажу: не только не последнее, но значимое место. Потому что не каждый даже может понять Псалтырь Давидову, к ней надо придти, и до нее нужно дойти. А вот Псалтырь Божьей Матери доступна для человека особенно, который только вступает на путь христианской жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *