Караваджо успение Марии

>История одного шедевра: «Успение Девы Марии» Караваджо

Сюжет

Не полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в библии, но о них известно из Предания церкви. В этот день апостолы из разных стран чудом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить ее. Церковь называет это успением, а не смертью: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».
Считается, что тело ее не подвержено тлену. Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В его видении она обычная женщина, жизнь которой была полна испытаний, а потому тело измучено и со смертью обрело покой.
В качестве модели Девы Марии художник писал даже не проститутку, что обычно практиковал, но утопленницу, которая сгинула в водах Тибра. Правда это или нет — остается догадываться, как и о многих других историях о Караваджо.

Успение Девы Марии. (wikipedia.org)

Караваджо в период расцвета писал библейские сюжеты. Однако в отличие от современных ему маньеристов, представлявших Христа и его последователей рафинированными персонажами, Микеланджело Меризи показывал их человеческую сущность. Поэтому у героев могут быть и немытые ноги, и отрепья вместо одежды, и нездоровый цвет кожи.
У своих заказчиков — в основном представителей римско-католической церкви — Караваджо пользовался такой популярностью, что ему позволяли подобные вольности в интерпретации вечных сюжетов. И хотя к нему были претензии, церковь закрывала глаза — дороже было получить шедевры Караваджо, чем соблюсти догму.

«Распятие Святого Петра». (wikipedia.org)

Яркими вспышками на темном фоне Караваджо акцентирует внимание зрителя, заставляя его переосмыслить знакомый сюжет. Благодаря игре света и тени он создает драматический эффект и добивается включенности зрителя.

Судьба художника

О личности художника сохранились противоречивые данные. Это объясняется и тем, что серьезных биографов у Караваджо не было, и тем, что он был импульсивным открытым, а потому казалось, что в его характере сошлись лед и пламя. Современники говорили о нем, как импульсивном, вспыльчивом, прямолинейном, открытом, чувствительном человеке.

«Обращение Савла». (wikipedia.org)

Как и многие итальянские художники Микеланджело Меризи, который родился в день Святого Михаила, был прозван по местности, где он появился на свет. Кстати, часть исследователей полагает, что родом он из Милана, а не из коммуны Караваджо.

Первым учителем Меризи был Симоне Петерцано, который брал уроки живописи у Тициана. Вместе они проехали по многим городам Италии, чтобы познакомиться с работами великих итальянцев. У Петерцано же Караваджо обучился анатомии и химии, без которой было невозможно в то время получить нужные краски.

«Больной Вакх» — первый автопортрет Караваджо. (wikipedia.org)

Самостоятельная карьера Караваджо началась поздно. В 20 лет он приехал в Рим, не имея за плечами выдающихся работ, тогда как в то время художники начинали в 12−13 лет. Однако уже в первой монументальной работе он выступил как новатор и провокатор. Для Девы Марии могла позировать проститутка с внебрачным ребенком, у апостолов могли быть немытые ноги. Шулеры, разбойники, цыганки — всех этих персонажей Караваджо видел сам, открывая для себя дно Рима.
Это произвело впечатление на современников, и к нему выстроились в очередь с заказами. Караваджо не боялся помещать героев спиной к зрителю — создавалось впечатление, что они выходят за пределы рамы и включают наблюдателей в свои сцены.
За темноту полотен художника называли подвальным — и были недалеки от истины. Первое время самостоятельной карьеры живописец работал в погребе, где единственным источником света была открытая дверь. Возможно, это обстоятельство могло навести художника на то световое решение, которое он разовьет.

«Мальчик, укушенный ящерицей». (wikipedia.org)

На многих полотнах нарушены пропорции и перспектива. Исследователи полагают, что это объясняется использованием камеры обскура или зеркал. Но не исключено и то, что гениальность Караваджо позволяла ему обходиться без специальных трюков.
Для Меризи не было второстепенных деталей на полотне. Портрет и натюрморт были равнозначны, он писал их с одинаковой страстью. Поэтому Караваджо называют основоположником натюрморта как особого жанра.
Немало упоминаний о гомосексуальности Караваджо — в качестве аргумента в пользу этой гипотезы приводят портреты подмастерья Марио Минитти. Однако известно, что у живописца были неоднократно отношения с девушками, а чувственность, с которой он изображал красивых молодых юношей, — вероятно, не столько его художественный прием, сколько ответ предпочтениям заказчиков, которые как раз действительно любили и юношей, и мальчиков.

«Давид с головой Голиафа». (wikipedia.org)

Караваджо почти не расставался со шпагой, что неоднократно было причиной повышенного внимания полиции. В конечном итоге, эта привычка сыграла против него: во время азартной игры в мяч Меризи убил своего соперника Рануччо Томассони — своего рода криминального авторитета, тесно связанного с властью. За это преступление художник был объявлен Папой вне закона, что означало, что каждый встречный мог его убить, голову отправить в Ватикан и получить за это вознаграждение.
Последние четыре года Караваджо скитался по итальянским городам. «Его смерть была недостойной, как и его жизнь», — напишет один из современников Караваджо, кстати, тоже художник и, по всей видимости, конкурент и завистник. Как в действительности умер Микеланджело Меризи, неизвестно. Сохранились сведения, что в 1610 году он получил прощение Папы и отправился в Рим, чтобы лично убедиться в этом и вернуться к прежней жизни в Вечном городе. Но до Рима он так и не добрался — где, как и почему он умер неизвестно.
Вскоре после кончины Караваджо многие из его работ были изъяты из церквей — контрреформация объявила его картины ересью. Только в середине XX века живописец был вновь открыт широкой публике.

МУЗЕЙ ЛУВРА, Караваджо Смерть Девы Марии Крыло Денон Зал 11

В Лувре хранятся три работы Караваджо. Первая — это молодая работа «Гадалка» (La Buona Ventura), на которой изображена цыганка, читающая руку молодого аристократа. Вторая картина — это великого маэстро мальтийского ордена в сопровождении оруженосца. А сейчас мы поговорим о третьем шедевре 1605 года под названием «Смерть Девы Марии». Это была последняя алтарная картина, написанная Караваджо в Риме перед тем, как ему пришлось бежать после убийства человека в драке.

Художник изобразил плачущих апостолов и Марию Магдалину вокруг Марии на смертном одре. Сцена полной достоинства бедности, среди простых людей, наполненных глубокими чувствами. Пустота окружающей обстановки становится еще более интенсивной и торжественной благодаря использованию большой красной драпировки в верхней части картины. Она похожа на поднятый театральный занавес. Драматическое напряжение достигается при помощи чрезвычайной концентрацией средств. Участники действия выделены с особым ударением мазками света, которые выхватывают из полутьмы лица апостолов и Марии.

Трудно поверить в то, что во время написания трогательная работа вызвала скандал! Поговаривали, что моделью Марии, с кровоподтеками, опухшей, с голыми лодыжками, послужил труп Лены, утонувшей в Тибре куртизанки, которая была любовницей Караваджо. Сегодня Караваджо считается великим новатором религиозной живописи семнадцатого века, поскольку он ввел в религиозные сюжеты элементы повседневной жизни в самых скромных ее аспектах. Но по иронии судьбы, именно по этой причине каноники Санта-Мария-Делла-Скала, римской церкви, для которой предназначалась работа, пренебрежительно отвергли ее. Религиозные мужи не поняли, сколько человечности было в том трупе молодой женщины с голыми распухшими ногами. Картина была куплена семьей Гонзага по совету Рубенса. Затем она была подарена королю Англии Чарльзу I и наконец, оказалась во Франции.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ: три картины Караваджо в Лувре скоро могут пополниться четвертой. На чердаке дома в Тулузе, на юге Франции, владельцы обнаружили картину «Юдифь и Олоферн». Наиболее вероятно, что речь идет о подлиннике великого мастера. Французское правительство запретило экспортировать картину, но чтобы разместить ее в Лувре, придается заплатить 100 миллионов евро!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *