Карикатура на мухаммеда

Как утверждают другие выжившие свидетели нападения, во время расстрела редакции террористы кричали: «Аллах акбар». Кроме того, они заявляли о желании «отомстить за пророка».

Среди погибших в результате стрельбы оказались ведущие карикатуристы издания. Помимо Волинского и Кабю жертвами террористов стали главный редактор Charlie Hebdo Стефан Шарбоннье (работал под псевдонимом Charb) и Бернар Верлак (Tignous). Почти сразу же был убит и полицейский Франк Бринсоларо, который должен был охранять Шарбонье. Ранее в адрес журналиста уже поступали угрозы из-за публикуемых карикатур.

В 11:30 по местному времени полиция получила сообщения о стрельбе в редакции Charlie Hebdo – к офису газеты выехали сотрудники правопорядка. Примерно в это же время террористы покидали здание. Как пишет Le Monde, на выходе они вступили в перестрелку с полицейскими, но в результате никто не пострадал. Однако недалеко от офиса Charlie Hebdo – на бульваре Ришар-Ленуар – террористы напали на встреченного им полицейского. Он был ранен, а затем убит. По информации Le Monde, речь идет о 42-летнем Ахмеде Мерабе.

Обстоятельства его гибели разнятся в СМИ. Bloomberg, например, сообщает, что полицейский был ранен, а затем хладнокровно добит нападавшими во время их столкновения с полицейскими на патрульной машине. Le Monde же пишет, что погибший входил в велосипедный патруль, который въезжал на бульвар.

Опрошенные Reuters эксперты по борьбе с терроризмом заявили, что братья Куаши действовали чрезвычайно расчетливо. «Меня поразило не только их хладнокровие, но и то, как профессионально они отступали, им даже хватило времени, чтобы добить раненого полицейского», – отметил бывший специалист по антитерроризму Жан-Луи Брюгьер.

Пытаясь скрыться, террористы достигли 19-го округа, где бросили свою машину, Citroen C3, на улице Мо. Преступники затем направились на север на другой машине – серой Renault Clio, которую они силой отобрали у водителя. Полиция на время потеряла их след, однако затем – ранним утром по московскому времени – провела обыск в одном из домов в Реймсе, где, как предполагалось, могут скрываться братья Куаши. К этому моменту их имена уже стали известны СМИ и были подтверждены правоохранительными органами. Тем временем Хамид Мурад сам сдался полиции в другом городе – Шарлевиль-Мезьере.

Ужаснувшийся мир

Убийство журналистов Charlie Hebdo шокировало Францию и весь мир. На место трагедии прибыл президент страны Франсуа Олланд, который охарактеризовал расстрел редакции как терроризм. Вечером в среду он выступил с кратким обращением к согражданам, в котором призвал французов к единству.

8 января в стране объявлен днем траура. В этот день Олланд встретится с новоизбранным лидером правоцентристской партии UMP и предшественником на посту президента Николя Саркози. Кроме того, в пятницу глава государства проведет переговоры с лидерами других основных политических партий и движений, в том числе с главой «Национального фронта» Марин Ле Пен, одним из руководителей Левой партии Жаном-Люком Меланшоном и лидером центристской партии «Демократическое движение» Франсуа Байру.

Вечером в среду по всей Франции прошли стихийные митинги солидарности, в которых приняли участие по меньшей мере 100 тыс. человек. Меньшие по масштабу акции прошли в Лондоне и Берлине. Участники этих акций держали плакаты «Je suis Charlie» или «I am Charlie» («Charlie – это я»). В Москве к зданию французского посольства стали приносить цветы и свечи.

Убитая свобода

Трагедия в Париже стала главной темой для мировых СМИ. Причина не только в беспрецедентном для Франции за несколько десятилетий по количеству жертв теракте.

Журналистское сообщество восприняло нападение на сатирический еженедельник Charlie Hebdo как покушение на свободу слова. Liberation вышла с траурной передовицей – на черной странице написано «Мы все Charlie». «Это свобода была убита» – первая страница L’Humanite. «Свобода убита» – заголовок в Le Figaro. Редакционная статья в ней названа «Война». Все французские СМИ выразили солидарность с Charlie Hebdo. Сами журналисты в своих заметках признаются в чувстве единения, которое сейчас испытывают.

В большинстве ведущих мировых изданий также поместили новости и тексты о событиях в Париже на первые полосы. The Financial Times (FT) призвала не сдаваться перед нападениями на свободу печати и не прибегать к самоцензуре. Газета также подчеркнула, что теракт в редакции Charlie Hebdo станет испытанием для французского общества и государства. Угроза нависла не только над свободой СМИ, опасность грозит светскому характеру французского общества, говорится в редакционной колонке.

Светский характер государства как института глубоко укоренен во французской культуре. Посягательство на него может привести к непредсказуемым последствиям. Одним из них, как полагает FT, может стать взрывной рост популярности правоконсервативной партии «Национальный фронт», которая выступает за ограничение иммиграции.

Светскость (во французском языке у этого понятия есть особый термин – laïcité) государства станет предметом для дискуссий из-за вероятных причин нападения на Charlie Hebdo. Скорее всего, ими стали были высмеивающие пророка Мухаммеда и ислам карикатуры.

Незадолго до нападения на редакцию художники Charlie Hebdo опубликовали карикатуру на лидера «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади. Кроме того, в последнем номере издания фигурировал и другой сатирический рисунок, высмеивающий писателя Мишеля Уэльбека и его новый роман «Повиновение», действие которого происходит в 2022 году в исламизированной Франции.

Charlie Hebdo регулярно получал угрозы от исламистов на протяжении многих лет. В 2011 году офис газеты закидали бутылками с зажигательной смесью, а сайт пытались взломать. Это произошло после того, как издание на один выпуск решило переименовать себя в Сharia Hebdo, намекая на исламский свод законов и обычаев – шариат. Именно после этого случая здание редакции было взято под полицейскую охрану. Пятью годами ранее Charlie Hebdo спровоцировал другой скандал, решив перепечатать карикатуры на пророка Мухаммеда, которые до этого появились в датском издании Jyllands-Posten. Эти рисунки вызвали резкое неприятие мусульман.

Шарбоннье, который сам находился под охраной полиции, осознавал риски, связанные c работой в издании. В интервью Le Monde в 2012 году он заявил: «У меня нет детей, жены, машины и кредита. Возможно, это прозвучит высокомерно, но я скорее умру стоя, чем буду жить на коленях».

Список погибших:

1. Стефан Шарбоннье – главный редактор Charlie Hebdo,​ карикатурист, 47 лет.

2. Жан Кабю – карикатурист, 76 лет.

3. Жорж Волински – карикатурист, 80 лет.

4. Бернар Верлак – карикатурист, 57 лет.

5. Бернар Мари – экономист, колумнист и Charlie Hebdo, и France Inter, 68 лет.

6. Филипп Оноре – карикатурист, 73 года.

7. Мишель Рено – бывший глава администрации мэра Клермон-Феррана.

8. Франк Бринсоларо – полицейский, охранявший Шарбоннье, 49 лет.

9. Ахмед Мерабе – полицейский, сотрудник велосипедной бригады комиссариата 11-го округа.

10. Мустафа Урад – корректор.

11. Фредерик Буассо – агент по обслуживанию, сотрудник Sodexo.

12. Эльза Кайе – психоаналитик и колумнист.

Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 162-164.

УДК 070 И.Л. Шарапова

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ ВО ФРАНЦИИ КАК КАТАЛИЗАТОРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Рассматривается политическая карикатура как вид политической рекламы, ее жанровая специфика.

Ключевые слова: карикатура, журналистика, издание, политическая идея.

В широком смысле под карикатурой понимается любое изображение, где сознательно создается комический эффект, где художник совмещает реальность и фантастику, преувеличивает, акцентирует специфические черты людей, изменяет соотношения их с окружающим миром и использует неожиданные сравнения. В этом смысле карикатура обладает широчайшим диапазоном тем. В узком смысле под карикатурой понимается особый жанр изобразительного искусства, обладающий четко выраженной идейной социально-критической направленностью.

Если обратиться к политической карикатуре, то можно заметить, что она имеет давнюю историю. Первые упоминания о политической карикатуре относятся к XVII в. Исследователи отмечают, что уже в начале XVIII в. картины и гравюры английского художника У. Хогарта стали основой нового жанра в искусстве. Его сатирические циклы «Выборы в парламент», «Модный брак» открыли новую страницу в живописи и журналистике, связанную с использованием политической карикатуры. В дальнейшем карикатура все более связывается с публицистикой и журналистикой, а участие художников-карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Карикатура использовалась в период правления Наполеона, во время Гражданской войны в США. Можно сделать вывод, что в основном жанр политической карикатуры использовался во время избирательных кампаний, в периоды войн, во время той или иной общественно-политической сенсации. Исключительно важную роль политическая карикатура начинает играть в политических противостояниях ХК-ХХ вв.

Исследователи, занимающиеся политической карикатурой, отмечают, что в большинстве случаев она состоит из двух элементов: гротескного изображения человека и аллюзии, что создает необходимый контекст, в который и помещается персонаж. Карикатура отражала важные события в жизни общества, представленные в сатирическом ключе. Это делало ее более доступной и легкой для восприятия, а с другой стороны, карикатура воздействовала на мировоззрение адресата.

Расцвет политической карикатуры во Франции связывают с революционным периодом в ее истории. В начале ХХ в. всплеск карикатурной активности приходится во Франции на знаменитое дело Дрейфуса, французского офицера, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей — рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Каран д’Аш, не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя .

Другой темой-катализатором оказывается принятый в 1905 г. закон об отделении церкви от государства. Антиклерикальные карикатуры оказались весьма действенным оружием сторонников этой реформы .

© И.Л. Шарапова, 2013

Роль политической карикатуры во Франции как катализатора политической борьбы

Подлинный всплеск карикатуры связан с Первой мировой войной, когда она процветает во всех воюющих странах. Однако пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 г. знаменитый художник-экспрессионист Георг Грос и его друг, работающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 г. тот же Грос изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида . В данном случае авторы обратились к действенной сатирической форме, а именно к созданию гротескного обобщенного образа: это мог быть портрет-шарж либо собирательный образ.

Во Франции период между двумя войнами — это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Постепенно все большее значение приобретает фотография, которая считается более объективной, чем живопись. Соответственно, карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой. Именно в это время рождается так называемая редакционная карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей. Чаще всего это быстрый рисунок карандашом, с лаконичной надписью, отражающей в обобщенном виде точку зрения самого издания. Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»), основанная в 1915 г. .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Процветает карикатура и в вишистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и пронацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Же сюи парту» («Я — всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк, после освобождения расстрелянный за свое активное сотрудничество с нацистами. Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочел вступить в ряды сопротивления и публиковал свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 г. опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода .

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу

карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре. В целом вторая половина ХХ в. опирается на массовую культуру, в которой все большее место занимают комиксы, кино и телевидение. В 1960-1970-е гг. появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 г. сотрудничать с еженедельником «Экспресс», осуждая режим генерала де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 г., он создает собственную газету «Сине-массакр» («Сине-бойня»), а после — ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший» (Коломбе

— это родная деревня генерала). Наследником всех этих публикаций становится сатирический еженедельник «Шарли эбдо», который существует и поныне. Именно там публикуют свои блестящие карикатуры лучшие французские мастера: Топор, Кабю, Волин-ски, Сине. Вполне естественно, что большинство карикатуристов находятся в оппозиции к власти — такова сама природа жанра. Когда карикатурист пытается защищать власть, как бессменный Жак Фезан в «Фигаро», его карикатуры становятся куда менее яростными. Но таков путь, например, избранный одним из самых известных карикатуристов Франции, Плантю, который уже много лет почти ежедневно публикует свои карикатуры в серьезной газете «Монд». Плантю сам признавался, что ему не нравится слишком ядовитая сатира — он взвешивает каждый штрих, предлагая скорее размышление над действительностью, чем злобное издевательство над тем или иным персонажем .

Впрочем, политики приучаются к идее, что с сатирой нужно уживаться. Дошло до того, что несколько лет назад председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре предложил ряду известных карикатуристов выставить сатирические портреты политиков в Музее истории парламента Франции в Версале.

Как ни парадоксально, наибольшее процветание карикатуре в ее новом выражении приносит телевидение. В 1984 г. два британских продюсера, Питер Флек и Роджер Лоу, создали для BBC серию «Спиттинг Имидж» (букв. «образ для оплевывания»). Это

— прототип всех будущих «Кукол». После во Франции появляется сначала «Бебет Шоу», а затем «Ле гиньоль дель инфо» («Клоуны информации»). Огромная аудитория и соответствующие сборы от рекламы гарантируют существование этих программ, и правительствам не удается оказывать давление на

И.Л. Шарапова

дирекции телеканалов. Однако наибольшая свобода у карикатуриста — в Интернете, где к тому же развиваются новые технологии морфинга и других манипуляций образа. У карикатуры — большие перспективы, но ей могут предстоять и большие битвы, как показывает гигантский скандал вокруг датских карикатур на пророка Мухаммеда. Заметим, когда в законодательстве отсутствует четкое, юридически безупречное определение такого понятия, как «оскорбление религии», всегда найдутся желающие интерпретировать события в своих интересах.

Появление в еженедельном французском сатирическом журнале «Шарли эбдо» новой серии карикатур с «участием» пророка Мухаммеда в одночасье сделало издание бестселлером. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря грамотной пиар-кампании: о публикации провокационных рисунков в «Шарли эбдо» стало известно в самый разгар протестов против фильма «Невинность мусульман», которые прошли во многих странах. Гневная реакция Совета французских мусульман на будущие, еще не вышедшие карикатуры, обещания правительства не допустить беспорядков, громкие «за» и «против» политиков -все это заранее разогрело интерес публики к изданию. Официальный Париж не стал препятствовать появлению карикатур. Власти традиционно объяснили свою позицию «гарантиями свободы слова» .

Подведем итоги. Основной функцией политической карикатуры является сатирическая, которая тесно связана с ее другими функциями: эмотивной, регулятивной, креативной, иллюстративной и функцией культурной памяти. Функции жанра политической карикатуры являются частным проявлением отдельных функций политического дискурса в целом. Адекватное понимание политической карикатуры в межкультурном аспекте может быть достигнуто в том случае, если сюжет карикатуры основан на элементах, знакомых представите-

лям разных культур. Как явствует из анализа, карикатуристы используют формы прямой и косвенной отсылки. Комический эффект достигается при синтезе вербальной и изобразительной частей карикатуры. Действенность политической карикатуры зависит от многих факторов. Это, во-первых, обращение к значимым политическим деятелям, к знаковым политическим реалиям, во-вторых, обращение к аллюзиям и реминисценциям, хорошо известным культурному обществу, в-третьих, изложение карикатуристом свей точки зрения или точки зрения своей газеты или журнала.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

литература

Прайсман Л. Дело Дрейфуса. Таллинн, 1992.

Французская карикатура в первой половине 20-го века // Карикатура как средство пропаганды. URL: http://www.karicatur.ru/o-karikature/ francuzskaya-karikatura-v-pervoj-polovine-20-go-veka (дата обращения 13.03.2013).

Гоос Г. Мысли и творчество. М., 1975.

Канар аншене : официальный сайт. URL: http:// www.canardenchaine.com (дата обращения: 13.03.2013).

О жанрах и стилях политической карикатуры и шаржа 20-30-х годов во Франции. URL: http:// www.2ivanova.ru/cite/histoire.html (дата обращения: 13.03.2013).

Во Франции карикатурист, высмеявший сына Саркози, уволен за антисемитизм // Сегодня.ua. URL: http://www.segodnya.ua/world/vo-frantsii-karikaturict-vycmejavshij-cyna-carkozi-uvolen-za-anticemitizm.html (дата обращения: 13.03.2013).

Карандашная дипломатия в борьбе за толерантность: карикатурист Плантю объединяет художников-графиков со всего мира // Франция в России. UrL: http://www.ambafrance-ru.org (дата обращения: 13.03.2013).

Сатирический журнал «Шарли эбдо» публикует карикатуры на пророка Магомета // Русская редакция RFI. URL: http://www.russian.rfi.fr/ frantsiya/20120918-satiricheskii-zhurnal-sharli-ebdo-publikuet-karikatury-na-magometa (дата обращения: 13.03.2013).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *