Картинка экскурсия для детей

Во время путешествия благодаря экскурсии можно узнать много новой информации о местной культуре. Главное особо не экономить на данной услуге и тогда всё будет прекрасно. Представляем прикольные картинки про экскурсию, которые тут можно посмотреть.

Коты тоже нуждаются в путешествиях.

Лев не доволен экскурсиями.

Приехал Валуев и стало грустно.

Отдых с полным погружением.

Типичная экскурсия в автобусе.

Гепарды изучают свою еду.

Когда приехали первый раз в город.

Самая дешёвая экскурсия в мире.

Окунись в мир прекрасного!

Прикольный рисунок.

Достаточно поездил по экскурсиям.

Проблема в работе всех гидов.

Идеальный транспорт для экскурсий по пустыне.

Котики знакомятся с деткам.

Купите у меня экскурсию.

Хорошие мальчики едут отдыхать.

Внимание! не обгоняйте экскурсовода.

Пролетел над Африкой.

Экскурсии по Шотландии от злого гида.

Прикольная картинка про древнюю клинопись.

Ситуация где-то на границе.

Лучший способ не потерять детей.

Время летит так быстро.

Ведёт себя на экскурсии без уважения.

Картинка из российского мультика.

Подводные экскурсии у российских туристов.

ОПИШИТЕ СРОЧНО ФОТОГРАФИЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ДАЮ 20 Б

Помогите пожалуйста, прошу надо быстро Объясните постановку запятых в предложении: березы и клены покрасила осень лимонным цветом, а листья осинок разрумянила. Напишите 6-8 сложноподчинённых предложений с придаточной частью места и времени ИЗ ОДНОГО ХУД. ПРОИЗВЕДЕНИЯ! Одна только надежда, помогите до завтраш него дня!!! У меня есть только 19 баллов все отдаю! Задание 3. Монолог 3) Зачем читать книги (рассуждение по поставленному вопросу)? Не забудьте дать ответы на вопросы: 1. Нужно ли в наш век Интернета ч итать книги? 2. Почему хорошую книгу сравнивают с настоящим другом? 3. Что будет, если в мире исчезнут все книги? Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Помогите надо с 5 по 8 Помогите пожалуйста надо схемы с 5 по 8 Составьте предложения по схемам , (как…), (будто), (чтобы…) Определить текст художественный или нехудожественный Придумать и записать 20 предложений (по 2 примера), когда местоимение или существительно пишется раздельно с частицей или предлогом, или слитно, являя сь союзом или наречием соответственно (тоже, чтобы, в течение, вконец и т.д.) 1.определите основную мысль текста Правая Рука.дайте оценку изложенной ситуации,героям рассказа и их поступкам.2.о какой войне идёт речь в тексте?что вам о ней известно?какие ещё произведения о войне вы читали?3.составьте цитатный план​

Проект в старшей группе «Школа экскурсовода»

Актуальность проекта заключается в применении эффективных методов и технологий при формировании у детей группы компенсирующей направленности всех компонентов речи посредством организации работы «Маленький экскурсовод»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Педагогическая деятельность включила в себя следующее направление: формирование коммуникативных навыков и речевого общения у детей старшего дошкольного возраста посредством занятий в школе экскурсоводов следующие проблемы:

1. Внедрение каких современных методик и технологий, будет способствовать формированию у ребенка старшего дошкольного возраста навыков речевого общения со взрослыми и сверстниками, формирование навыков построения связных монологических и диалогических высказываний.

Миссия: Проект направлен на установление взаимодействия педагогов, родителей, детей, в решении проблемы, которая заключается в активации познавательной и коммуникативной активности старших дошкольников.

Управление проектом:

• Руководитель проекта – воспитатель Новик М.А.

• Участники проекта – педагоги, родители, дети.

• Эксперт – старший воспитатель Мельникова Л.В.

Тип проекта: долгосрочный.

Цель проекта: Привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми. Создать условия, способствующие привитию музейной культуры дошкольникам средствами экскурсионной работы.

Задачи:

• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

• Учить детей приемам музейной деятельности в качестве экскурсовода;

• Развивать поисково-познавательнуюдеятельность;

• Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;

• Обогатить речь, активный словарь детей, за счет формирования у них определенного объема информации;

• Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний;

• Развивать интонационную выразительность и темп речи;

• Развивать умение вступать в разговор, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;

• Развивать у детей, имеющих нарушения речи, коммуникативно-речевые умения для последующего становления собственно-речевой деятельности, результатом которой являются публичные выступления;

• Учить понимать инструкцию, работать в соответствии с ней, принимать помощь и уметь использовать ее;

• Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;

• Воспитывать самостоятельность, творческие инициативы детей;

• Воспитывать навыки самоконтроля, при построении связных высказываний, согласованности эмоционально-выразительных движений.

• Воспитывать полноценно развитую личность через самовыражение и творчество, умение успешно адаптироваться в окружающем мире.

Гипотеза

Традиционно развитие речи дошкольников осуществляется комплексно и направлено на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Работа по формированию лексики заключается в том, чтобы дети овладели названиями основных понятий, предметов и явлений окружающей нас действительности, научились пользоваться наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями в повседневной языковой практике. Но мало уделяется внимания эмоционально-экспрессивной лексике, которая является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету, высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями.

Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное — это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад — первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией.

Для реализации идеи и замысла проекта необходимо применение новых инновационных форм работы с детьми. Введение нетрадиционной формы работы в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Мы предположили, что в этом огромную помощь может оказать организация работы «Школы экскурсоводов».

Инновационность проекта.

Заключается в объединении работы по развитию речи со старшими дошкольниками с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А так же в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения.

Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей средствами проекта «Маленький экскурсовод», в рамках которого проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Перспектива проекта

• Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в мини – музеях группы и МБДОУ.

• Создание банка экскурсий

Ресурсы проекта

Кадровые:

старший воспитатель,

учитель-логопед,

воспитатели группы.

Нормативно-правовые:

•Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

•Закон Российской Федерации «Об образовании»,

•Конвенция о правах ребенка ООН,

•Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Информационные:

•методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,

•программы и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе,

•сборники детских энциклопедий.

Материально-технические: музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат, доступ к мировой сети Internet, наглядные и дидактические пособия, наличие мини – музеев в МБДОУ и группе.

Этапы проекта

Вся работа по подготовке детей проводится в четыре этапа.

I. Информационно – аналитический этап.

•Накопление педагогами «Информационного багажа» по проекту.

•Изучение компетентности родителей в вопросах музееведения.

•Оказание информационной и методической помощи родителям.

•Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

•Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

•Подбор необходимых материалов: художественной, энциклопедической литературы и других источников по соответствующим тематикам.

II. Подготовительный этап.

1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:

•Беседа о правилах речевого этикета.

•Рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.

•Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.

•Сюжетно – ролевая игра «Мы — экскурсоводы»

2. Знакомство с профессией экскурсовода:

•Рассматривание картины, беседа о профессии экскурсовода.

• Посещение детьми школьного музея. Просмотр роликов экскурсий музеев города. Беседа о работе экскурсовода по следам просмотра экскурсии.

•Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после просмотра выставочного зала.

III. Основной этап. Подготовка детей — экскурсоводов.

•Изготовление и рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.

•Составление плана экскурсии.

•Составление публичного выступления с опорой на материалы художественной, энциклопедической литературы и другие источники информации по соответствующим тематикам.

•Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью, жестами, мимикой и темпом речи.

•Организация экскурсии в Краеведческой комнате «Русская изба», «Комнате боевой славы» МБДОУ. Анализ экскурсии педагогом.

IV. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях группы и МБДОУ.

•Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.

•Самостоятельные экскурсии детей- экскурсоводов для детей МБДОУ.

•Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников МБДОУ.

•Наблюдения педагогом за поведением детей-экскурсоводов в мини-музеях МБДОУ.

Формы и средства реализации проекта

•Занятия кружка;

•Тематические детские выставки творческих работ (рисунков, поделок, домашних заданий);

•Экскурсии в музей детского сада, школы, города – наблюдение за работой экскурсовода (жесты, мимика, речь, внешний вид), посещение выставок, просмотр экспозиций;

•Музейные экспозиции (оформление экспозиций совместно с родителями и детьми);

•Интерактивные мини — музейные (экспозиции на группах);

•Музейные экспозиции в фойе МБДОУ;

•Поисково-исследовательская деятельность;

•Культурно-досуговая деятельность;

•Беседы (коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений полученных в музее, на экскурсии);

•Практические задания (сочинения, рассказ, стихотворение, презентация, защита проекта, реферата);

•Работа с родителями и их участие в работе музея ДОУ.

Для реализации проекта используются следующие методы обучения:

Словесный — рассказ педагога, передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

Наглядный — при котором усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств;

Наблюдение, посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий, рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;

Чтение художественных произведений — для создания у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;

Экскурсии в музеи – применяется для наблюдения за работой экскурсовода;

Беседы — применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации;

Коммуникативный — внутри диалогового общения задается обобщающая структура монолога, расширяется «поле выбора речевых средств», происходит накопление гибкого содержания для будущего монолога;

Поисковый — сбор информации по заданной теме, который помогает расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию;

Практический — упражнения, игры, элементарные опыты, моделирование, творческие работы(рисунков, поделок) и оформление экспозиций музея, домашние задания, рассказы, сообщения, презентации, публичные выступления детей;

Проблемной ситуации – при которой ребенок решает трудные для него задачи опираясь на дополнительные источники знаний;

Исследовательский — изучение документальных и вещественных предметов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности;

Ожидаемые результаты.

Итогом реализации проекта будет:

•Методические рекомендации для педагогов по организации работы школы экскурсоводов,

•Проекты, разработанные совместно со всеми участниками образовательного процесса,

•Мини — музеи в группах

В ходе занятий в кружке «Маленький экскурсовод»:

• Сформируются коммуникативные навыки – дети будут готовы к новым формам общения;

• У воспитанников улучшится внимание, восприятие, наблюдательность, разные формы мышления, речь;

• Дети овладеют навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе;

• Сформируется широкий кругозор. Результатом всей работы можно будет считать то, что практически каждый ребенок сможет выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея;

• Дети научатся рассказывать, отвечать на вопросы экскурсантов, правильно пользоваться экспонатами и указкой;

• У воспитанников будет сформировано умение «презентовать» себя;

• У детей сформируется интерес к роли экскурсовода к его манере поведения;

• Дети овладеют навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе;

Сотрудничество с семьей

Тема

Цель

Методические приемы

Семинар-практикум «Значение музея в развитии ребенка»

Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику. Привлечь родителей к активному участию в создании мини-музеев. Способствовать культурному росту семьи.

Видео экскурсия в Русский музей

Консультация «Идем в музей» Памятка для родителей

Обогащать педагогические умения родителей. Способствовать повышению внимания к познавательному и эстетическому развитию ребенка.

Беседа по вопросам: «Какой музей города можно посетить»

«На что необходимо обратить внимание ребенка во время экскурсии?»

Рекомендации воспитателя по посещению музея.

Беседа с родителями после посещения музея.

Способствовать развитию у родителей уверенности в своих воспитательных возможностях.

Беседа по вопросам: «Какие экспонаты заинтересовали вас и ребенка?»

«Что из рассказа экскурсовода запомнилось больше всего?»

«Что посоветуете другим родителям?»

«Куда решили пойти в следующий раз?»

Мастер-класс «Семейная творческая мастерская»

Научить родителей составлению публичного выступления с детьми об экспонатах комнаты воинской славы. (например, о родственниках, воевавших в ВОв)

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми.

Направить инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним, соучастие в общей деятельности.

Коммуникативная игра «Экскурсия в мини-музей»

сюрпризные моменты, конкурсы, викторины.

Высказывание родителей о посещение музеев.

Выставка экспонатов в краеведческой комнате «Русская изба»

Способствовать повышению внимания родителей к музейной педагогике

Поделки, фото, экспонаты

Экскурсия в музей ДОУ «Наше наследие» (дети выполняют роль экскурсовода)

Познакомить родителей с итогами работы «Школы экскурсоводов»

Рекомендации по посещению выставок в музее.

Организация работы школы экскурсоводов

Организация работы кружка

Реализация поставленных задач происходит в рамках занятий кружка «Маленький экскурсовод» 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут.

Вся работа над подготовкой ребёнка-экскурсовода интегрируется в разные виды деятельности в течение дня с использованием инновационных педагогических технологий: проектирование, проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-компьютерные технологии, здоровьесбережение.

Утро начинается с приветствия под классическую музыку во время утреннего ритуала на кругу, по технологии М.Монтессори– это игры на сплочение и коммуникативность. Дети усаживаются в круг и, берясь за руки, поочередно приветствуют друг друга по кругу. Затем артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, игры на формирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов, а также нравственно – этические беседы и игры. Упражнения проводятся, используя методические пособия И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» Л.Г.Мухоморина «Конспекты занятий по этическому воспитанию» Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»

В течение дня: во время прогулки, организационного момента перед образовательной деятельностью, с детьми поводятся игры без слов на понимание невербального языка общения (мимика, жесты, поза), (пособие М.И. Чистяковой «Психогимнастика» — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995), с помощью которых дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.(Н.В. Плотниковой «Игры на развитие уверенности в себе» — Издательство «Речь» 2012) Использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов, а также умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.

В вечернее время: кооперативные игры или «игры на сотрудничество», упражнения для развития и коррекции этических представлений детей, игры энергизаторы, игры для тренировки произвольного внимания, собранности. («Игры энергизаторы» Ерохина М.С., Середа Е.И.)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Возрождение»

ПРОЕКТ

«Маленький экскурсовод»

Руководитель проекта:

воспитатель Новик М.А.

Познавательно — практический проект «школа экскурсовода дошкольника»

ИВАНОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

Воспитатель МБДОУ детский сад №7

г. Ярцева Смоленской области

ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА ДОШКОЛЬНИКА»

Введение.

В последнее время мини — музей как элемент образовательного

пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение.

Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов

способствуют развитию у них познавательного интереса, связной речи,

усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать

свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное

отношение к окружающему миру.

В мини-музеях содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать

и, конечно, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень

привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится

более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое,

родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его

создании.

Основные направления работы:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.
  • Развитие психических свойств и качеств личности ребенка для обеспечения оптимального уровня зрелости.
  • Осуществление социальной адаптации детей к жизни посредством музейной педагогики.
  • Повышение качества и эффективности образовательного процесса МБДОУ.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.
  • Развитие активной речи детей в различных видах деятельности и практическое овладение нормами русского языка.

Проблема и актуальность:

Развитие метода музейной педагогики и наличие

в МБДОУ мини – музеев вызвали необходимость

подготовки юных экскурсоводов.

Это формирование у детей навыка культуры

поведения в музеях, общение с аудиторией,

развитие литературной, логической речи,

находчивости, умения оперативно отвечать

на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями.

Место реализации: мини — музеи МБДОУ. Участники проекта: подгруппа детей подготовительной группы,

Масштабность: долгосрочный, 1 год.

Цель проекта:

• Обучить подгруппу детей подготовительной группы основам профессии экскурсовода для участия в совместной с педагогами работе в мини- музеях ДОУ.

• Воспитывать у детей культуру поведения в музеях. Задачи:

• Развивать социальное поведение, навыки правильного общения с людьми разных возрастов, правила поведения в общественных местах.

• Расширять и активизировать словарь детей, пополнять его специальными

терминами, обучать правильному произношению.

• Развивать у детей связную логическую, литературную, выразительную речь.

• Учить детей ориентироваться в пространстве здания, мини-музеев ДОУ,

используя диалогическую и монологическую речь.

Принципы проекта:

• Принцип развивающего и воспитывающего характера.

• Доступность.

• Наглядность.

• Связь с жизнью. Методы:

• Наглядные.

• Словесные.

• Опыты.

Предполагаемый результат:

Повышение культуры поведения старших

дошкольников в общественных местах.

Повышение интереса детей к мини – музеям ДОУ,

к профессии экскурсовода, расширение знаний детей

о людях, работающих в музеях.

Самостоятельное проведение экскурсий

детьми – экскурсоводами, воспитанниками

подготовительной к школе группы, по темам мини-музеев.

Факторы риска:

Выбывание некоторых детей в течение учебного года из ДОУ

по семейным обстоятельствам.

Перспектива проекта:

• Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов

для совместной работы с взрослыми в мини – музеях ДОУ.

• Создание банка экскурсий.

Основные этапы проекта. I . Подготовительный этап. 1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:

• Рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.

• Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.

• Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по группе».

• Наблюдения детей-экскурсоводов за поведением дошкольников в мини-музеях ДОУ.

2. Знакомство с профессией экскурсовода:

• Рассматривание картины, беседа о профессии экскурсовода.

• Посещение детьми городского музея. Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.

• Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после посещения выставочного зала.

• Экскурсия в мини – музей ДОУ. Анализ экскурсии педагогом.

II. Основной этап. Подготовка детей — экскурсоводов.

• Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.

• Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.

• Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,

темпом речи. III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.

• Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.

• Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

разных возрастных групп.

• Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников ДОУ,

гостей детского сада.

Перспективный план проведения экскурсий

Мини-музей

» Тик-так »

Тема

Фамилия, ребенка имя

История часов

Дата проведения

Потапова Александра

В мир часов

Алексеева Арина

Апрель 2016г.

Знаменитые часы

» Ложки »

Путешествие в прошлое часов

Потапова Александра

Май 2016г.

Алексеева Арина

Май 2016г.

Знакомство с музеем

Май 2016

Сысоева Катя

» Домашние животные »

Знакомьтесь — ложка

Сысоева Катя

>Экшн — квест «Новогодний экспресс» По странам и континентам»

Как правильно организовать экскурсию для школьников?

Вопрос о том, как правильно организовать экскурсию для детей школьного возраста встает перед каждым педагогом, который планирует вывести свой класс за пределы школы. Ведь от грамотно организованного хода мероприятия будет напрямую зависеть его польза для знаний каждого ребенка, а также впечатление от поездки в целом.

Авторские программы

Именно поэтому, прежде чем отправиться с детьми на экскурсию, важно заранее тщательно продумать каждый этап предстоящей поездки.

Стоит понимать, что любая экскурсия для детей должна начинаться с инструктажа. Педагог должен проинструктировать школьников, рассказав им о правилах поведения в общественных местах, на улице и в транспорте. План же подготовки самой экскурсии должен состоять из следующих пунктов:

  • Выбор темы для предстоящей экскурсионной поездки. При этом стоит учитывать, что тема должна быть не только интересной для детей, но и соответствовать плану учебных уроков.
  • Определение цели поездки. Наиболее популярными целями экскурсионных поездок являются: знакомство детей с особенностями родного края, воспитание патриотизма, а также трудовое, экологическое или эстетическое воспитание.
  • Выбор экскурсионного объекта, который должен выполнять информационную функцию. Ими могут стать: природные объекты, памятники археологии, различные здания и сооружения, музей, фабрики и т. д.
  • Подготовка текста для предстоящей экскурсии, который должен состоять из вводной, основной и заключительной части.

Каждая экскурсия для школьников должна заканчиваться подведением итогов. Здесь главное дать высказаться каждому участнику экскурсии, помогая ему наводящими вопросами. Это позволит закрепить полученные в ходе поездки знания, а также способствует развитию умений выражать собственное мнение.

>Идея бизнеcа: как открыть бизнес «экскурсии по городу»

Перед тем, как начнем

Перед началом организации экскурсионного бюро следует досконально изучить маршруты конкурентов. Создайте уникальные предложения, составьте подробный бизнес-план и приступайте к организации.

Основные риски

В большом городе с богатой историей новичка ожидает жесткая конкуренция. Но отказываться от идеи не стоит – создайте оригинальный маршрут, не совпадающий по графику с экскурсиями конкурентов. Знакомьте гостей города с достопримечательностями, не включенными в список большинства туристических агентств. Предложите более современный и творческий подход в методике проведения экскурсий. Туристы, жаждущие новых и ярких впечатлений, обязательно оценят оригинальность подачи информации.
Для туристического бизнеса в маленьком городе с ограниченным выбором достопримечательностей и небольшим потоком туристов характерна проблема недостатка клиентов. Узнайте все о возможностях интересного и активного отдыха в своей местности. Это может быть заповедник или просто редкий по красоте природный уголок, расположенный поблизости древний монастырь, руины замка, действующий исторический музей с интересной экспозицией, горно-лыжный курорт, селение с возможностью пожить в крестьянской избе – хоть что-то из этого списка вы обязательно сможете предложить потенциальным клиентам.
В последние годы растет популярность зеленого туризма с максимальным погружением в мир природы – организуйте велосипедные или конные туры. Клиентов предпринимателям из небольших городков придется искать в крупных туристических центрах, но при грамотной организации процесса это может стать настоящей изюминкой и началом успешного бизнеса.

“Пошаговая инструкция, как открыть бизнес «экскурсии по городу»”

Местоположение

Большая часть работы экскурсионного бюро с клиентами проходит вне офиса. Но пренебрегать поиском достойного помещения не стоит – это визитка вашей компании. Где лучше всего расположиться?
Центр города не является обязательным требованием, да и для начинающего предпринимателя арендная плата может оказаться слишком высокой. Рассмотрите вариант взаимовыгодного сотрудничества с одной или несколькими гостиницами города. Администраторы гостиницы могут предлагать услуги вашего бюро гостям, буклеты с предложениями будут демонстрироваться возле стойки администратора. Гостинице, кроме наличия дополнительных услуг, можно предложить определенный процент от дохода с каждого привлеченного клиента. При наличии подобных договоров первые несколько месяцев деятельности знакомство с клиентами и организационные моменты будут происходить в холле гостиницы, с которой вы сотрудничаете, или расположенного поблизости кафе. Офисная техника может располагаться у вас дома.
В дальнейшем, ищите помещение в районах, наиболее посещаемых туристами. Это может быть здание возле крупной гостиницы, автостанции или вокзала, крупного торгового или развлекательного центра. Большое помещение вам не нужно, но оно должно быть комфортным. Удобная мебель, креативное оформление, фото достопримечательностей и довольных клиентов, наличие удобного подъезда для транспорта – вот и все требования к офису бюро экскурсий.

Оборудование

В офис компании необходимо приобрести компьютер. Обязательно подключитесь к интернету, создайте сайт-визитку с возможностью заказывать экскурсии в режиме онлайн. Телефоны для бесперебойной связи с клиентами, гидами, администрациями музеев и развлекательных центров необходимы. Также, вам понадобится набор оргтехники для распечатывания памяток туристов и бланков договора.
Нельзя экономить на приобретении специальных средств для экскурсоводов. Разработчики аудиоаппаратуры предлагают современные и высокотехнологичные гаджеты и программное обеспечение, позволяющие проводить экскурсии в любых условиях.
Электронный экскурсовод.
Радио-гид – отличный выход для работы на открытой местности.
Аудио-переводчик – комплект, обеспечивающий перевод на все языки.
Приобретение оборудования станет самой затратной статьей в вашем бизнес-плане. Полный комплект офисной техники и аппаратуры для экскурсовода будет стоить около 75 тысяч рублей.

Кадры

Экскурсоводы – это ваше все. Не обязательно приглашать дипломированных специалистов. Право проводить экскурсии имеют люди, прослушавшие курс специализированных лекций и получившие соответствующий сертификат. Ищите креативных, мотивированных и увлеченных сотрудников. Возможно, вы пригласите на работу выпускников исторического факультета, сотрудников краеведческого музея, стремящихся получить дополнительные доходы и возможность в увлекательной, неформальной форме знакомить гостей города с его историей. Экскурсии должны быть максимально информативными, оригинальными и нескучными. В выборе экскурсоводов руководствуйтесь именно этими критериями. Обязательное требование для работы с туристами – свободное владение английским языком.
Важный момент – комфортная транспортировка клиентов. При наличии достаточного количества средств вы можете приобрести собственный транспорт и нанять водителей. В начале деятельности с минимальным стартовым капиталом следует заключить договор с транспортной фирмой.
Вопрос о найме бухгалтера на постоянную работу следует решать при наличии постоянного потока клиентов. На начальном этапе ведение финансовой и отчетной документации можно доверить компании, специализирующейся на оказании бухгалтерских услуг.
Постоянный сотрудник нужен для приема заявок на экскурсии, организации работы бюро и взаимодействия с администрациями заведений, включенных в маршрут. На начальном этапе деятельности компании и при небольшом потоке клиентов эту часть работы может взять на себя владелец.

Документы и лицензии

Российское законодательство не требует получения лицензии для проведения экскурсий. Обязательной является регистрация предпринимательства в налоговой инспекции. Для этого вида деятельности подходит ИП.
Для осуществления деятельности в выбранном направлении необходимо подготовить пакет документов:

— Договор с транспортной фирмой на перевозку клиентов.
— Подробный договор на предоставление услуг. Его следует составить с опытным юристом. Укажите все предложения по экскурсиям, план действий, перечислите все свои обязательства и те моменты, за которые ваша компания ответственности не несет.
— Для получения разрешения на ведение деятельности вам необходимо оформить должностную инструкцию для сотрудников. В документе подробно описываются служебные обязанности для каждой должности, план действий в случае возникновения внештатной ситуации.
— Сформируйте список достопримечательностей, с которыми вы можете ознакомить клиентов. Также, необходимо несколько вариантов маршрутов.
— Создайте памятку для клиентов. В ней кратко и емко опишите маршруты, свои предложения и возможности для развлечений.

Во избежание проблем с контролирующими органами оформите договора с каждым сотрудником. На начальном этапе вы можете не вводить экскурсоводов в штат и работать с ними на договорной основе, но все должно быть оформлено документально и в полном соответствии с законодательством.

Маркетинг

Успех компании, предлагающей экскурсии по городу, базируется на трех китах:

  1. Максимально тесное сотрудничество с гостиницами города, руководителями музеев, культурных и развлекательных заведений. Вас должны рекомендовать туристам.
  2. Оригинальность и качество проведения экскурсий, большой выбор интересных и удобных маршрутов, пунктуальность и высокий уровень сервиса.
  3. Реклама в самых посещаемых туристами местах. Очень многие гости больших городов по неопытности пытаются изучать достопримечательности самостоятельно. Через несколько часов мучения в общественном транспорте, очередях в выставочные залы и популярные музеи человек понимает необходимость привлечения гида с комфортным транспортом и интересной экскурсионной программой. В этот момент турист должен увидеть вашу рекламу. Не скупитесь и размещайте баннеры, объявления, плакаты максимально.

Сайт с возможностью обсудить маршрут и заказать экскурсию заранее современной компании, работающей с туристами, необходим.

Резюме

Бизнес «Экскурсии по городу» может принести успех и достойный доход даже в небольших населенных пунктах. Изучите все, что достойно внимания и восхищения в вашем городе, составьте грамотный бизнес-план, пригласите увлеченных и компетентных сотрудников. Оригинальный подход к проведению экскурсий, продуманный подход к формированию стоимости услуг обязательно принесут успех вашей компании.

Как проводить экскурсию?

Создание новой интересной экскурсии – дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию — обзорная, тематическая; по способу передвижения — пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка – это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

Методические рекомендации экскурсоводу

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии – это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу — план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии — это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика — это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Рекомендации по возрастным категориям

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности — его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

> ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

Методические приемы проведения экскурсии

Экскурсия, как мы уже выяснили, является одновременно и способом отдыха, и методом познания новой информации. В связи с такой двусторонностью для проведения экскурсии разрабатываются специальные методические приемы. Главный акцент в экскурсии делается на показе, на знакомстве экскурсантов с новыми для них объектами, на кратких комментариях к показу.

При проведении экскурсии используются следующие общие методические приемы: прием основного показа, прием предварительного осмотра, прием мысленной реконструкции экскурсионного объекта, прием мысленного воссоздания исторического фона, прием сравнения, прием абстрагирования, прием дискуссии, прием репортажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием активизации внимания, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», показ и характеристика объекта по ходу движения автобуса, панорамный показ, краткая характеристика объекта показа, краткое информирование об уникальном историческом или природном объекте, подробное описание особенностей объекта, пояснения и комментарии по ходу экскурсии, включение в рассказ ярких цитат, прием пауз, ответы на вопросы экскурсантов.

При разработке экскурсии экскурсовод должен учитывать, что:

о максимальное число объектов, которые могут воспринимать взрослые экскурсанты, — 30, дети — не более 15; о максимальное время непрерывного экскурсионного рассказа — 15 мин для взрослых и 10 мин для детей;

о максимальное время показа одного экскурсионного объекта — 4 мин;

о на каждый час рассказа экскурсовода возможна 10-минутная пауза.

Методические приемы проведения, их использование и особенности зависят от: формы проведения, содержания и тематики экскурсии, состава группы, места проведения, способа передвижения.

1. Выбор методических приемов в зависимости от формы проведения экскурсии. Форма экскурсии (познавательная экскурсия, экскурсия-беседа, экскурсия-игра, экскурсия-прогулка, экскурсия-спектакль и т.д.) значительно влияет на возможность и необходимость использовать те или иные методические приемы.

На самой распространенной познавательной экскурсии (ранее их называли учебными) применяются практически все приемы, их использование и чередование зависят от других решающих факторов.

В экскурсии-беседе (чаще всего эта форма применяется для проведения индивидуальной экскурсии) оптимальными будут приемы основного показа, сравнений, абстрагирования, кратких комментариев, прием ответов на вопросы экскурсантов.

В экскурсии-игре, чаще всего проводимой для младших школьников, внимание детей помогут удержать яркие сравнения, активизация воображения, панорамный показ, включение дополнительных объектов показа (фильмов, компьютерных роликов, археологических находок).

Во время экскурсии-прогулки для удержания внимания детей экскурсовод старается воздействовать не только на зрительные и слуховые ощущения, но и на тактильные. Например, экскурсантам дается задание собрать небольшой гербарий, самостоятельно найти окаменелость и т.п.

2. Выбор методических приемов в зависимости от состава группы. Как известно, самые любознательные группы — это школьники среднего возраста и взрослые. У участников-студентов низкое внимание.

В детских группах целесообразно применять приемы основного показа, краткие комментарии, приемы сравнения и мысленной реконструкции; при этом нежелательно делать паузы часто и на длительное время, из-за чего ослабляется концентрация внимания.

Во взрослых группах кроме основного показа и более подробного рассказа применяются приемы абстрагирования, исторической реконструкции, соучастия, репортажа, персонификации. В индивидуальных взрослых группах оптимально использовать прием беседы и прием комментариев по ходу показа.

Опытный экскурсовод всегда «чувствует» свою группу и в зависимости от ее настроения, интеллектуальной подготовки и других факторов применяет те или иные методические приемы.

3. Выбор методических приемов в зависимости от места проведения экскурсии. Экскурсия в городе не требует каких-либо особых методических приемов, тогда как загородная экскурсия проводится по своим законам. При этом лучше всего использовать приемы сравнения, репортажа, проблемной ситуации, панорамный показ.

В музейных экскурсиях с использованием экспозиций лучшими будут сочетание приемов показа и рассказа, прием мысленного создания исторического фона, прием персонификации и прием объяснения.

При проведении тематической экскурсии в музее под открытым небом оптимальными будут приемы основного показа, комментариев к объектам, кратких объяснений, приемы абстрагирования, репортажа, прием предоставления краткой информации об уникальности того или иного экспоната.

4. Выбор методических приемов в зависимости от способа передвижения. Понятно, что автобусная экскурсия без выхода из автобуса будет разительно отличаться от обычной пешеходной экскурсии или музейной экскурсии.

По поводу проведения автобусной экскурсии с остановками в определенных местах разработаны четкие правила, регламентирующие посадку в автобус, показ и рассказ по ходу движения, выходы из автобуса. Лучшие приемы при движении в автобусе: прием показа с комментариями, прием сравнений, прием абстрагирования, прием использования наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», прием комментариев и приемы активизации внимания.

При пешем движении экскурсовод не должен говорить во время перехода от одного объекта к другому. В пешеходных экскурсиях используются приемы предварительного осмотра, подробного показа и комментариев, прием сравнения, прием абстрагирования, прием соучастия, прием персонификации.

5. Выбор методических приемов в зависимости от содержания экскурсии и ее тематики. В обзорных городских экскурсиях возможно применение всех существующих методических приемов. Некоторые особенности присущи приемам, используемым в тематических экскурсиях. Так, в исторической экскурсии можно использовать практически все приемы, но наилучшими будут приемы мысленной реконструкции исторического фона, прием основного показа и прием сравнения. При ботанической экскурсии, например по природному парку, целесообразно применять прием основного показа, прием комментариев, прием сравнения. При проведении экологической экскурсии принесут успех прием проблемной ситуации, прием основного показа, прием соучастия, прием репортажа. Религиозная экскурсия пройдет более эффективно с использованием приемов основного показа и кратких комментариев к нему; возможно применение приема соучастия и мысленной реконструкции исторического фона. Следует учитывать, что не очень этично вести рассказ непосредственно в храме, а лучше ограничиться небольшими объяснениями и большую часть информации предоставить экскурсантам в автобусе заранее или после посещения храма.

Производственная экскурсия — это прежде всего прием репортажа, прием соучастия, прием основного показа, прием проблемной ситуации, прием дискуссии. В литературной экскурсии стоит использовать прием основного показа и комментариев, прием персонификации, прием цитат, прием отступления. При проведении театрализованной экскурсии не обойтись без приема мысленной реконструкции исторического фона, приема абстрагирования, приема репортажа, приема соучастия.

Особенности показа объектов по ходу автобуса без остановок и выходов из автобуса. Такой показ характерен для экскурсионной группы, отправляющейся от места проживания (например, из гостиницы за чертой города) в старую часть города с целью посещения местного музея. Экскурсионный маршрут не предполагает остановок, и рассказ экскурсовода ведется непосредственно во время движения. Показ объектов по ходу движения должен быть подготовлен заранее. Экскурсовод может сначала давать краткую характеристику объекту, а затем его показывать (рассказ либо предшествует показу, либо плавно «обтекает» его). Комментарии экскурсовода должны быть построены так, чтобы заранее ориентировать экскурсантов на внешний вид интересующего объекта и его местоположение.

Пр имеры

  • 1. «В нашем городе останавливался Петр I во время одного из азовских походов. Сейчас справа по ходу движения автобуса вы сможете увидеть храм, который посещал русский царь во время своего краткого пребывания в нашем городе».
  • 2. «Волга — гордость нашей страны, а мы особенно гордимся тем, что истоки этой великой реки находятся в нашей области. Впереди по ходу движения автобуса можно видеть коренное русло Волги, а мост, по которому мы проезжаем, — один из 5 мостов в нашем городе. Он построен по проекту известного питерского архитектора».
  • 3. «Через несколько минут мы подъедем к месту приземления первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. В настоящий момент мы проезжаем по аллее тополей, посаженных к 10-летию первого полета в космос».

Панорамный показ. Возможность показать город, красоту окружающей природы или какой-либо архитектурный комплекс с высокой точки является украшением экскурсии. Панорамный показ может служить ярким началом экскурсии, быть ее кульминационным моментом или завершающим штрихом. В любом случае панорамный обзор позволяет создать более полное впечатление обо всем увиденном и услышанном. Желательно после панорамного показа предоставить экскурсантам возможность задать вопросы (не более 5 мин).

Самые красивые панорамы открываются с обзорной площадки в горах на живописное предгорье, сильное эмоциональное воздействие оказывают и городские панорамы. В экскурсиях по Москве экскурсионные группы часто привозят на Воробьевы горы, с которых открывается прекрасная панорама на столицу; отлично видна большая часть Москвы и со смотровой площадки Останкинской башни. В тех городах, где отсутствуют возвышенные природные места, для панорамного показа могут быть использованы колокольни, сохранившиеся крепости, высотные здания и т.д. Так, в Санкт-Петербурге гостям города часто показывают панораму города с высоты обзорной площадки Исаакиевского собора.

Пр имеры

  • 1. Панорамный показ перед началом экскурсии (панорамная площадка расположена на одной из окружающих город невысоких гор): «Перед вами — волжский город, окруженный с трех сторон горами. Старую часть города вы можете видеть на волжском побережье, там сохранились старинные здания и храмы. Самый большой храм с высокой колокольней — это кафедральный собор нашего города, он построен 100 лет назад местным архитектором. Отсюда можно увидеть несколько небольших городских парков, зеленые аллеи вдоль многих улиц. Застройка города велась таким образом, что все центральные улицы пересекаются друг с другом исключительно под прямыми углами. Центральная часть города напоминает шахматную доску, на которую смотрят с высоты. Справа от кафедрального собора вы можете видеть старый мост через Волгу. Его длина 3,5 км, и это один из самых больших мостов в Европе. В равнинах между гор расположились новые спальные районы, но наша с вами цель — старая часть города и волжская набережная. Отправляемся в автобус и продолжаем наше путешествие».
  • 2. Панорамный показ в качестве кульминационного момента: «Мы с вами познакомились с историей города, его основными архитектурными и историческими достопримечательностями. А теперь у вас есть возможность увидеть город с высоты птичьего полета. Видите слева храм? Это кафедральный собор, который вы осматривали. Правее него расположен мост через Волгу, по которому мы совершили обзорную поездку. Если все наши гости налюбовались панорамой города, мы можем отправляться дальше. Нам предстоит посещение этнографического музея под открытым небом».
  • 3. Панорамный показ в качестве завершающего этапа экскурсии: «Перед вами — город, путешествие по которому мы уже закончили. Теперь с высоты вы можете еще раз увидеть все памятные места, о которых узнали много нового. Если у вас есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу».

В любом из трех описанных случаев панорамный показ надолго останется в памяти экскурсантов и оставит наилучшие воспоминания об экскурсии.

Музейная экскурсия. При проведении музейной экскурсии используется большинство основных методических приемов, но с учетом ограниченного пространства.

Пришедшую в музей группу экскурсовод встречает на специально выделенном для этого месте, в каждом музее своем. Экскурсовод сразу представляется, громко объявляет тему экскурсии и ведет группу за собой к началу рассказа. Если в зале, куда вошла группа, уже находится другая экскурсия, экскурсоводу следует или говорить тише, или пройти в следующий зал, если позволяет тема экскурсии.

В вводной части любой музейной экскурсии следует сообщить группе краткую (не более 2—3 мин) информацию об истории создания музея, напомнить правила поведения в залах, где много стеклянных витрин и хрупких предметов. После этого экскурсовод приступает к основной части экскурсии, встав вполоборота к витрине или первому экспонату. Не следует заострять внимание большой группы на мелких экспонатах, так как большинство экскурсантов ничего не разглядят, но появится риск разбить витрину. Переходы от одной витрины к другой или из одного зала в другой должны сопровождаться логическими переходами в рассказе. В заключительной части экскурсии подводятся итоги, предоставляется информация об остальных залах музея, где могут побывать экскурсанты. После этого экскурсовод отвечает на вопросы участников экскурсии и прощается с ними.

Важное условие грамотно проведенной экскурсии в музее — четкое соблюдение времени.

Дополнительные методические приемы. Каждый опытный экскурсовод всегда имеет в запасе несколько авторских методических приемов, помогающих превратить экскурсию и в качественный процесс познания, и в приятно проведенное время.

  • 1. Включение в экскурсию короткой встречи со специалистом, наир и м е р во время археологической экскурсии — с археологом, во время палеонтологической экскурсии — с палеонтологом, во время искусствоведческой экскурсии — с художником или музыкантом и т.д. Общение со специалистами активизирует и углубляет интерес, вызываемый темой экскурсии, помогает лучше разобраться в рассматриваемых вопросах и, безусловно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
  • 2. Просмотр фильмов или компьютерных клипов по теме экскурсии. Инновационные моменты вносят в экскурсию особый колорит, усиливают зрительное воздействие на участников экскурсии. Такие дополнения устраивают во время длительной поездки на автобусе, снабженном необходимым оборудованием.
  • 3. Введение поисково-исследовательской части по теме экскурсии. Активные действия помогают экскурсантам улучшить процесс познания новой информации, почувствовать себя настоящими исследователями. Во время археологических, палеонтологических, геологических, ботанических, экологических экскурсий можно предоставить экскурсантам возможность самим найти на поверхности земли какие-либо артефакты, предметы исследования:

о подъемный материал на археологических памятниках (обломки посуды, фрагменты железных предметов, вымытых из почвы дождевыми водами);

о окаменелости на местах палеонтологических обнажений (раковины моллюсков, древние губки);

о минералы на местах геологических памятников (поделочные камни, самоцветы);

о предметы гербария (листья, цветы).

Собранный на поверхности земли материал можно разрешать забрать с собой, если это не наносит вреда памятнику.

4. Включение в процесс экскурсии мини-викторин. Проведение мини-викторины положительно воспринимается даже во взрослых группах. Например, экскурсовод может предложить участникам группы вспомнить длину Волги, картины известного художника, кроме увиденных в музее, назвать писателей, книги которых посвящены событиям на Дону, и т.д. Можно предложить экскурсантам определить, к какому архитектурному стилю принадлежит здание, какова приблизительная высота мемориальной стелы, длина моста и т.п.

Вопросы могут предлагаться вместе с вариантами ответов, например:

«Как вы думаете, по какому принципу чаще всего давалось название русскому городу:

о по имени его основателя;

о по наименованию древних племен, живших на этом месте ранее;

о по названию реки, на которой основан город?»

Разумеется, экскурсовод должен не только аргументированно доказать правильность ответа, но и привести примеры. В данном случае правильный ответ третий, а примерами могут служить такие города, как Москва, Самара, Царицын, Томск, Тверь и др.

  • 5. Включение в экскурсию элементов беседы. Экскурсовод, познакомившийся с группой, в процессе экскурсии может включить в нее элементы беседы, активизирующие внимание группы и придающие комфортность психологической обстановке. Например, зная, что группа приехала в северный город из Краснодарского края, можно поинтересоваться, не мерзнут ли гости, гуляя по заснеженной набережной, или узнать у гостей, что особенно удивило их среди осмотренных объектов, есть ли в их городе подобные и т.д. Встречный интерес экскурсовода к гостям вызовет большее удовлетворение экскурсией, оставит о городе и его жителях хорошее впечатление.
  • 6. Включение в экскурсию элементов театрализации — участие в народном празднике, карнавале, в фестивале исторической реконструкции. Элементы театрализации довольно давно вошли в туризм и как бы превращают участников познавательных экскурсий в непосредственных участников событий. Театрализация оказывает благоприятное воздействие как на восприятие подаваемой в экскурсии информации, так и на формирование общего впечатления о поездке. Например, во время проведения некоторых археологических экскурсий гости попадают на театрализованное шоу, организованное клубом исторического фехтования. В сценарий экскурсии входит «похищение» одного или нескольких участников экскурсии, освобождение их с помощью русских воинов из плена, наблюдение за каскадерским боем, фотографирование с участниками шоу в красочных костюмах, стрельба из лука, дегустация плова, приготовленного по средневековым рецептам, и т.д. Подобные театрализации с успехом проходят в Саратовской области; в Ярославле гостям предлагается надеть простые робы и попробовать свои силы в роли бурлаков на Волге; в музее краеведения Екатеринбурга гостей непременно встречает красавица в костюме Хозяйки Медной горы. Такие элементы театрализации (даже в сокращенном варианте) не могут оставить экскурсантов равнодушными и являются замечательным дополнением к тематической экскурсии по древней истории края.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *