Картинки Михаил булгаков

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения A-delina Михаил Булгаков. Рукописи не горят…


Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891, Киев — 10 марта 1940, Москва) — советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года -профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Вся семья. Миша стоит за мамой.1902

В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954). Мама — «светлая королева», братья-сестры, домашние чтения, самосочиненные спектакли. Он бы выбрал в жизни дорогу артиста или литератора, но не было уверенности, что хватит таланта. Вот врач — это в роду привычно.

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Дом, где жили Булгаковы с 1906 года. Андреевский спуск, 13. Киев.
В 1908 году М. Булгаков познакомился с Татьяной Лаппа (1892—1982). Саратовская гимназистка приезжала в Киев на каникулы. 26 апреля 1913 года в Киево-Подольской церкви Николая Доброго состоялось венчание Михаила Булгакова с Татьяной Николаевной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты.

Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…».

Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“».

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл «Записки юного врача» (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе. Переболев сыпным, а после возвратным тифом, научившись заново ходить и объявив: «С медициной покончено», Булгаков стал заведовать литсекцией подотдела искусств Владикавказского наробраза.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами. В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. «В то время устроиться жить в Москве было совсем непросто. Но нам крупно повезло, – вспоминала Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена М.А. Булгакова, – Андрей Земский, муж Надежды, сестры Михаила, уезжал на время в Киев и оставил нам свою комнату в доме № 10 на Большой Садовой. Эта квартира не такая, как остальные, была.
Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя. А жилищное товарищество на Большой Садовой в доме 10 хотело Андрея выписать и нас выселить. Им просто денег нужно было, а денег у нас не было. И вот только несколько месяцев прошло, Михаил стал работать в газете, где заведовала Крупская, и она дала Михаилу бумажку, чтоб его прописали. Вот так мы там оказались». Теперь знаменитая «Нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. У Булгаковых появилась квартира, возродилась домашняя библиотека — Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чехов, обожаемый Гоголь, Достоевский, Лесков, энциклопедии: Но жизнь легкая, беззаботная, «нэповская» разрушала традиционные связи, над нею распростерла черные крылья свободная любовь.
В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987). И однажды Миша пришел домой с бутылкой шампанского: «Простимся?» Неповторимые слова Ты для меня все упали с небес и рассыпались, как хрустальная ваза. Что могла возразить Тася? «Я-то только стирала, готовила, продавала вещи на рынке. Он везде ходил, а я дома сидела».
В отличие от нее, новая любовь Булгакова — Любовь Белозерская — проявляла живейший интерес к литературе. Они и встретились на собрании сменовеховцев. Прелестная собеседница призналась, что давно обратила внимание на необыкновенно свежий язык, мастерство диалога и такой неназойливый юмор Булгакова. «Собачье сердце» привело ее в восторг. В 1925 году она стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира». В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году. К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. Когда на него за месяц обрушилось 298 «враждебно-ругательных» откликов, он стал плохо спать, начал дергать плечом и головой — нервный тик. Брату в Париж написал: «Я обречен на молчание и, очень возможно, на полную голодовку. Барахло меня трогает мало. Ну, стулья, чашки, черт с ними. Боюсь за книги! Без них мне гроб».
Утратив надежды на благополучный исход ожесточеннейшей литературной борьбы, Булгаков послал в Правительство ходатайство, датированное 28 марта 1930 года, об изгнании за пределы СССР. Основная мысль его проста: «Объявив писателю гражданскую смерть, вы толкаете его на крайнюю меру». (Вспомним хронику событий: в 1925 году покончил с собой Сергей Есенин, в 1926-м — Андрей Соболь, в 1930-м — Владимир Маяковский.) Очевидно, Сталин рассудил так: негоже, если вслед за Маяковским наложит на себя руки Булгаков, — и 18 апреля 1930 года позвонил писателю: «Быть может, Вам действительно нужно за границу? А что, мы Вам очень надоели?» Тот воскликнул: «Я исступленно хочу видеть хоть на краткий срок иные страны!» (разговор записала Елена Сергеевна Шиловская, бывшая тогда «тайным другом» М.А.)
Михаил Файнзильберг, Валентин Катаев, Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Иосиф Уткин.
17 апреля 1930 г. Фото Ильи Ильфа.
Но с заграничными паспортами так ничего и не вышло. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. Взамен Булгакову предложили ТРАМ — Театр рабочей молодежи. В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента.
В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось. Вроде бы радость — возвращена «часть жизни» Булгакова. Но неустойчивость положения угнетала. БДТ не рискнул ставить «Кабалу святош».
И личная жизнь дала трещину: у М.А. долго не хватало мужества расстаться с очаровательной Любовью Белозерской, но: «Ты для меня всё, ты заменила весь земной шар», — он сказал уже Елене Сергеевне. Она бросила мужа и двух сыновей и 4 октября 1932 года стала Булгаковой. А за окном шли аресты, судебные процессы, снесли храм Христа Спасителя: В страхе за жизнь близких, М.А. сжег первые главы романа о дьяволе.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
Михаил Булгаков (слева) с четой Ермолинских.
И вдруг, после встречи с Пырьевым, собравшимся снять «Ивана Васильевича» (не снял!), пришло разрешение на поездку за границу. Булгакова поздравляли, он ликовал: «Значит, я не узник! Значит, увижу свет!» Не пустили! Для заработка он взялся за либретто к героико-патриотической опере Асафьева «Минин и Пожарский», для души писал «Театральный роман («Записки покойника»). После первой же читки по Москве пошли слухи, мхатовцы забеспокоились — так были узнаваемы герои. Автору писали анонимки, доброжелатели «утешали»: «Ничего, после вашей смерти все напечатают!» Но М.А. уже не собирался умирать! Есть деньги — закатывал банкет персон на сорок, нет — писал очередную заявку на новую пьесу, авось дадут аванс. Когда приходили гости, он шутил, рассказывал, разыгрывал сценки, прощались в 5-6 утра, хотя Елена Сергеевна умоляла: «Ну давайте расходиться хотя бы в три!»
Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна. 1939 год.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Состояние здоровья М. Булгакова стало резко ухудшаться. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
Гипертония почек — от этой неизлечимой болезни умер Афанасий Булгаков. Сын, как врач, все понимал и потребовал от жены клятвы, что будет умирать у нее на руках. А еще пожелал, чтобы его навестила Тася: хотел попросить прощения у той, с кем прожил самые тяжелые годы — войну, лазареты, безденежье и бездомье. 13 февраля, за три недели до смерти, ослепший, измученный страшными болями, он прекратил редактировать роман на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. За пять дней до смерти М.А. Булгакова, его жена поклялась жить до тех пор, пока не издаст роман «Мастер и Маргарита».
10 марта 1940 года М.А. заснул, и так ровно и глубоко было его дыхание, что жена поверила: свершилось чудо, он поборол болезнь! Но вот по лицу прошла легкая судорога, он как-то скрипнул зубами, и жизнь тихо-тихо ушла от него. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. До издания романа без всяких купюр (это случилось в 1973-м) вдова Булгакова не дожила. Подлинный творческий замысел Булгакова ни один критик пока не выявил — у каждого из них «свой» Булгаков. Как и у каждого читателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *