Картины коста хетагурова

Еще раз о Коста Хетагурове – художнике

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А. Коцоева с. Гизель»

МО- Пригородный район РСО – Алания «.

Реферат на тему:

«Еще раз о Коста Хетагурове – художнике».

Учитель осетинского языка и литературы: Баширова Лариса Таймуразовна.

Еще раз о Коста Хетагурове – художнике.

Великий сын осетинского народа Коста Хетагуров является не только основоположником осетинской литературы, но и зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства как в Осетии, так и среди других горцев Северного Кавказа.
Подобно могучему горному потоку, переливающемуся на солнце брызгами всех цветов радуги, творчество Хетагурова, уходя своими корнями в самую толщу народной жизни, многогранно и разнообразно как в поэзии, так и в живописи.
Хетагуров был не только талантливым поэтом и живописцем. Это была высоко одаренная личность. Прекрасный оратор и отличный декламатор, он обладал приятным голосом и превосходно исполнял в кругу друзей им же самим сочиненные частушки на злобу дня.

В 1871 году Хетагуров поступил в реальное отделение Ставропольской гимназии. С первых же годов обучения он обнаружил большие способности в рисовании. Учитель рисования Б. М. Смирнов всячески старался развить в даровитом мальчике талант, поощряет его и ставит его работы в пример другим ученикам. Юноша уже мечтает сделаться художником.
17 августа 1881 года Хетагуров поступил в Петербургскую Академию художеств и был зачислен на стипендию Баталпашинского уезда Кубанской области. В то время преподавание в Академии художеств уже перешло в руки первых художников-передвижников во главе с П. П. Чистяковым, Н. Н. Ге, М. П. Боткиным, В. П. Верещагиным и др.
Вместе с Хетагуровым в академии учились художники, чьи имена оставили глубокий след в истории русской живописи: М. Врубель, В. А. Серов, Н. Самокиш, пейзажист Башин-Джагиан, скульптор Беклемишев и др.
Мастера-рисовальщики и живописцы, как П. П. Чистяков, Шарлеман и другие профессора академии, прививали учащимся высокое знание рисунка и мастерство кисти. Находясь в среде талантливой русской молодежи и учась у лучших педагогов-художников того времени, Хетагуров вынес из стен академии определенное мировоззрение художника-демократа-революционера и навыки художника-реалиста, что в полной мере и отразилось в его картинах: «Мальчики-каменщики», «Горянка, идущая за водой», «Женщина-горянка в сакле», «Перевал Зикара», «Природный мост», «Тебердинское ущелье», в рисунке «Повешенный горец» и ряде других его работ.
Из академии Хетагуров ушел по следующей причине: бывший уездный начальник Баталпашинского уезда (Кубанской области), как рассказывает Г. Дзасохов, растратил денежные суммы, из которых Хетагурову выдавалась стипендия. За неуплаты за обучение Хетагурова удалили из академии. В течение двух лет он оставался в Петербурге, хлопоча, чтобы его приняли обратно в Академию. Но все было напрасно. Ему пришлось отказаться от мысли продолжать учение.
Не имея никаких средств к существованию, Хетагуров в течение двух лет работал поденщиком, таскал мешки, выгружал баржи. Здоровье не выдержало, и в 1885 году больной Хетагуров выехал на Кавказ. Академия художеств даже не ответила на его просьбу разрешить преподавать рисование в реальном училище во Владикавказе. Хетагуров взялся за церковную живопись… В этих его работах доминирует реализм и увлечение художественной передачей материалов: парчи, золота, бархата, шелка и человеческого тела. Хетагуров писал не только иконы. Его кисти принадлежит ряд картин и рисунков на светские темы. Картина «Мальчики-каменщики», совпадающая по теме с картиной известного французского художника-революционера Курбэ, начатая еще до ссылки во Владикавказе, наиболее показательна для творчества художника и являлась его любимым детищем. О ней вспоминает он в письме из Херсона к Цаликовым и говорит, что, возвратись на родину, непременно постарается ее доработать.
Картина изображает мальчиков-горцев на Военно-Грузинской дороге. Старший — подросток тяжелым молотом бьет щебень, другой — оборванный мальчуган смотрит на зрителя большими черными печальными глазами. Около мальчиков собака, написанная с поразительной живописностью. Сверху нависла скала «Пронеси господи», вдали по дороге плетется нищий-горец, а из глубины ущелья показалась четверка «господских» лошадей, подымающая пыль.
Не лишены интереса некоторые сведения о судьбе этой картины. Хетагуров начал писать ее в 1886 году. В это время он жил во Владикавказе недалеко от Чугунного моста по Краснорядской улице, в квартире Ибрагима Шанаева, у которого снимал комнату под мастерскую. Натурщиками ему служили сыновья Шанаева.
Работая над картиной, Хетагуров вынужден был одновременно брать всевозможные заказы, оформлять театральные постановки, писать декорации и проч. и в то же время принимать деятельное участие в устройстве благотворительных вечеров в пользу бедных. Поэтому картина «Мальчики-каменщики» до его первой ссылки оставалась незаконченной…
…Другая картина, также характеризующая творчество Хетагурова,- «Горянка, идущая за водой». В ней художник изображает тяжелый труд женщины-горянки. Она, как бессловесный рабочий скот, должна спускаться к воде и взбираться вверх по опасным горным тропинкам с огромной ношей и в то же время присматривать за бегущим мальчуганом-сыном, который, того и гляди, сорвется в пропасть. Женщина – мать, женщина – труженица прекрасна своей естественной природной красотой и отмечена печатью того скромного врожденного благородства, которое всегда отличало женщин- горянок. В картине » За водой» художник создает на редкость выразительные и, вместе с тем, сугубо национальные осетинские типажи, демонстрируя прекрасное знание народных характеров и народного быта.

Быт горского народа запечатлен и в другой жанровой картине » В осетиской сакле» (другое название «Гонка араки» ) . Как и в ряде своих поэтических и живописных произведений. Коста здесь прост и безыскусственен , скромен и неприхотлив. Ему нет необходимости что- либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты внимательному художнику, ему остается только с благодарностью их воспроизводить. Впрочем, Коста в этой картине прибегает к неожиданной и непривычной для себя , художника – реалиста , манере письма. По выбранной теме, по нарочито стилизованному авторскому почерку эту картину Коста вполне можно отнести к примитивизму, который, впрочем, оформился и набрал силу как самостоятельное художественное течение в искусстве значительно позже.

Портретная живопись в творческом наследии Коста вполне может быть выделена в особый и достаточно емкий раздел. По всему видно, что художник любил писать портреты, любил вглядываться в лица, скрупулезно изучать внутренний мир человека. Сохранилось девять живописных портретов, написанных Коста, пять женских и четыре мужских, а сколько их еще оказалось утеряно! В портретных произведениях Коста нет ни одного обобщенного или собирательного образа, все портретируемые вполне реальные люди, как правило, близкие знакомые художника, все они хорошо известны, легко узнаваемы, вот только отсутствует точная датировка портретов, что не позволяет проследить творческий путь Коста- портретиста в его поступательном развитии.

Одним из первых портретов Коста, выполненных им еще в годы учебы в Санкт – Петербургской Академии художеств, был, по свидетельству современников, » Портрет Кошерхан Жукаевой» (1882). Уже к владикавказкому периоду относится портрет А. Я. Поповой, который условно можно датировать 1887-89 годами. К этому же времени, по мнению Махарбека Туганова, относится портреты Мысырби Гутиева, Тутти Тхостовой, Хусина Баева. В образе Анны Поповой, возлюбленной художника, Коста удалось создать образ высокой одухотворенности. Художник не останавливается лишь на копировании внешних черт, в красивом открытом лице девушки, в задумчивом взгляде больших выразительных глаз легко читается ее внутренний мир, ее мысли.

В благодарность за глубокие дружеские чувства, которые девушка питала к Коста, последний не раз посвящал ей стихи, дарил рисунки и даже запечатлел ее образ в картине «Скорбящий ангел».

Совсем иначе решен другой известный женский портрет Анны Цаликовой(1898), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста и с которой художник также безуспешно пытался связать свою судьбу. Девушка изображена в нарядном осетинском национальном платье с золотыми крючками-нагрудниками и в белой прозрачной шале, накинутой на плечи.

Облокотившись одной рукой на каменный выступ скалы, Анна откровенно позирует художнику. Здесь нет той психологической углубленности, которая всегда отличает лучшие портреты Коста, он, что называется, из числа «парадно-декоративных» портретов.

Но Коста – портретист мог предстать и в совершенно ином обличье: то в качестве художника возвышенно – романтичного, как, например, в портрете Е.Ф.Крек- Носковой, то реалистически точного, даже сурового, как в портретах Тутти Тхостовой или Мысырби Гутиева.

Особо следует остановиться на «Автопортрете», где, как не в нем воплощает художник свое сокровенное «я» и свое отношение к миру. «Автопортрет» — единственный, среди портретов Коста, закомпонованный в круг, если не считать образа Христа в евангелическом «Нерукотворном лике». Такое совпадение, надо полагать, не случайно: Коста стремится написать автопортрет как бы в канонах христианских иконописных представлений. В автопортрете нет ничего лишнего, отвлекающего, мирского, только голова художника, запечатленная строго в фас. Из затемненного пространства круг прямо в упор на зрителя смотрят глубоко посаженные глаза художника, в которых превалируют два начала: мудрость и печаль. Автор словно бы хочет доверить нам, зрителям, нечто личное, сокровенное. Мы словно бы слышим голос самого Коста, озвучивающего строки «секретного», по его же определению, письма к близкому родственнику Иналуку Гайтову: «Нет! Я могу предложить только вечно тревожную и неизменно трудовую жизнь, полную смысла и целесообразности, проникнутую горячей любовью не только к семье и родственникам, но и к бедной нашей родине, ко всему страждущему, униженному и оскорбленному».

Кавказец, глубоко болеющий за свой народ и самозабвенно любящий свой край, Коста не мог не отразить в своем живописном творчестве природу Кавказа. Сохранилось не столь уж много пейзажей художника, но у Коста есть немало подготовительных рисунков, набросков к будущим пейзажным картинам. Пейзаж » Перевал Зикара» знакомит нас с одним из живописнейших уголков Осетии-аулом Джинат- родиной матери Коста. Высоко в горах, под пронзительно синим небом, у подножия вековечных ледников приютился богом забытый горный аул. Он безлюден, и только сизый дымок струится из скромных жилищ горцев к небу. В пейзаже глубоко впечатляет противопоставление безмерных, почти космических горных пространств с крошечными строениями человека.

Пейзаж » Тибердинское ущелье» относится к периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая. И вновь необъятные горные дали, наполненные прозрачным светом и воздухом. Только на этот раз художник обращается к вертикальной композиции, чтобы лучше, убедительнее передать всю масштабность и панорамность открывающегося перед зрителем горного ущелья, начиная от заснеженных вершин, залитых светом утреннего солнца, и кончая серебристой лентой реки на самом дне ущелья. И как отправная деталь, ключ ко всей композиции – стройная ель на переднем плане.

» Я был выслан из Владикавказа, — вспоминал о том периоде своей жизни Коста. – Попал в трущебы Карачаевских гор, на серебро — свинцовый рудник… «Бестрепетно, гордо стоит на утесе джук-тур круторогий в застывших снегах»,- старался я передать свои чувство, действительно, как тур, скитаясь по неприступным скалам центрального Кавказа».

Вообще Коста был прекрасным рисовальщиком, способным даже в маленьком штриховым рисунке ухватить основное, типичное. Свидетельство тому- многочисленные и разнообразные рисунки, которыми он любил украшать поля своих будущих изданий. Рисунки Коста мало известно широкому зрителю, и в настоящем издании, по сути, впервые делается попытка ликвидировать этот досадный пробел.

К какому бы творчество не обращался Коста Хетагуров, будь то станковая картина, портрет, пейзаж, графический рисунок, он выступает в них как подлинный художник – реалист, новатор и первопроходец. Небольшое по объему художественное наследие Коста явилось прочной основой для дальнейшего развития национального изобразительного искусство в Осетии.

Выдающееся поэтическое дарование глубоко сочеталось у Коста с художественным. Две страсти, две музы- поэзия и живопись – неотрывно сопровождали всю его недолгую и трудную жизнь, то вступая в незримое соперничество, то причудливо переплетаясь и счастливо дополняя друг друга. «Я художник и народный поэт…», — пишет Коста в своих автобиографических заметках, без тени смущения ставя на первое место свои художественные пристрастия. Об этом же свидетельствует другая собственноручная запись Коста: «…профессия моя- живопись, ею я и поддерживал свое существование со времени выхода из императорской Академии художеств…»

(стих. Геннадия Фатеева)

Традиции Коста живы, развиваются, обогащаются новыми поколениями деятелей национальной культуры. Они имели основополагающее значение не только для осетинской национальной литературы, но и для нашего изобразительного искусства. И национальная музыка во многом обязана своим зарождением и нынешними обретениями образному богатству наследия народного поэта Осетии.

Звезда по имени Коста

Коста Xeтагуров. Скорбящий ангел. Съемка Игоря Баева

Сто лет назад, в марте 1906 года, умер Коста Леванович Хетагуров, выдающийся просветитель осетинского народа. Об этом человеке, возможно, не все и знают в России, но для осетин он значит то же, что для русских Пушкин или, к примеру, для англичан – Шекспир. Так получилось, что жизнь Хетагурова обросла мифами. В советское время пропагандистская машина лепила из него революционного демократа, без пяти минут большевика. 3цтем, уже в наши дни, появились представления о нем как о глубоко православном человеке, принесшем свет христианства осетинскому народу. Маятник качнулся в другую сторону.

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в Осетии, в селении Нар. Мать его, Мария Гавриловна (урожденная Губаева), умерла вскоре после родов, отец, Леван Елизбарович, получил воспитание в частном учебном заведении, затем поступил в русскую армию, участвует в боевых действиях на Кавказе, был произведения прапорщики. Ребенка крестили 18 января 1860 года.

Христианство, надо сказать, пришло в Осетию задолго до того, как та оказалось в составе Российской империи, но массового распространения не получило. Большинство Осетин сохраняли верность своим традиционным верованиям. Так что принять крещение – для осетина – это было поступком.

Коста Хетагуров сперва учился в церковно-приходской школе, затем во Владикавказской прогимназии, наконец, в Ставропольской гимназии. Именно там у него появились наклонности к живописи и к литературе,. в гимназическом сборнике за 1880-81 годы были впервые напечатаны его стихи – как на русском, так и на осетинском языке летом 1880-11 когда Хетагуров блестяще едал экзамены – в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, где проучился три года. Лишенный материальной поддержки, вынужден был оставить учебу и в 1885 году вернулся в Осетию.

Тогда же, очевидно, и сформировалось его мировоззрение. Естественно, было оно противоречивым. С одной стороны, молодой человек формировался в свободомыслящей атмосфере петербургской интеллигенции и впитал все свойственные ей демократические убеждения – чему способствовали и те жизненные коллизии, свидетелем и участником которых был он сам. С другой стороны, Коста никогда не отказывался от христианской веры. Трудно сейчас судить, насколько глубоко он веровал, но писал же он стихи о Христе, память о страданиях Которого, по мысли поэта, дает силы и мужество не падать духом.

Во Владикавказе основным заработком Хетагурова стало выполнение многочисленных иконописных заказов (увы, советское время не пощадило его работы). В 1888-89 годах он расписывал Алагирский собор, и в этих росписях наиболее ярко проявился его· художественный талант. Образы святых поразительно схожи с реальными современниками художника, они теплы и человечны. В это же время Коста написал картину “Скорбящий ангел” – одно из наиболее выразительных его полотен. Кроме того, пробовал он себя и в качестве переводчика Священного Писания – переводил на осетинский Евангелие от Матфея.

Жизнь художника складывалась очень непросто, его неоднократно обвиняли в бунтарстве, высылали – сперва из Владикавказа, затем за пределы кавказского края. Кого-то иного такое могло бы озлобить, толкнуть в революционную среду – но Коста Хетагуров оставался человеком культуры, а не политики.

Здоровье Коста Левановича, однако, было подорвано гонениями и лишениями. С лета 1903 года тяжелое нервное заболевание приковало его к постели, а в 1906 году, 19 марта (по ст. стилю) он скончался. Похоронили его во Владикавказе, в ограде Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Несколько лет назад Международный астрономический союз занес в звездный каталог звезду, названную “Коста” – в память о поэте, художнике и мыслителе.

Фотоотчёт «Коста Хетагуров»

«Наш Коста». Сценарий мероприятия, посвященного К. Хетагурову ПОДГОТОВИЛА: Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад компенсирующего вида «Солнышко» г. Владикавказ Бочманова Татьяна Владимировна.

Фотоотчёт «1 апреля» Не каждый день, но каждый год бывает все наоборот — Первого апреля! И рыба тенором поет, И звезды различает крот Первого апреля! Чепуха.

Фотоотчёт «9 мая» 9 мая это праздник День Победы в Великой Отечественной войне. Наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки отвоевали для нас эту победу.

Фотоотчёт «9 Мая» 9 Мая по всей стране проходят праздничные мероприятия. Важной традицией стало проведение акции «Бессмертный полк». Торжественное шествие.

Фотоотчёт «Мир кино» Как прекрасен мир КИНО. Мы снова ходили в городской музей. Дети двух подготовительных групп МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида».

Фотоотчёт сказки «ПЫХ» для детей с ЗПР. Фотоотчёт «Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности» Оформление ширмы для показа сказки «ПЫХ» Персонаж сказки дедка и ёжик. Персонаж сказки бабка и внучка Алёнушка. Бабушка — Сказочница.

Фотоотчёт по ПДД В разновозрастной логопедической группе, для самостоятельных игр детей изготовлены пособия: дидактические игры, настольные обучающие игры,.

К Дню космонавтики (фотоотчёт) Знаменательная дата 55 лет как человек побывал в космосе! Он сказал — поехали, он взмахнул рукой, Словно вдоль по Питерской, Питерской Пронёсся.

Сажаем лук (фотоотчёт) Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском.

Урок-викторина по творчеству К. Хетагурова «Звезда по имени Коста» урок-викторина «Звезда по имени Коста» Ведущий: У нас сегодня 3 команды. Каждая команда покажет свои знания и умения. Вопросы будут из.

«Коста — художник»

«Коста – художник»

Игра

«Знатоки творчества

К. Хетагурова»

Подготовила учитель ИЗО

Гулдаева С. М.

I тур

Нужно ответить на вопросы. За каждый верный ответ — 1 бал

Когда и где родился Коста Хетагуров?

Коста Леванович Хетагуров родился 15октября 1859года в горном ауле Нар Северной Осетии Владикавказского округа Терской области

Какое событие произошло в жизни Коста в 1881 году?

17августа 1881года Коста Хетагуров осуществляет свою мечту и поступает на живописный факультет Петербургской Академии художеств.

В каких жанрах изобразительного искусства работал Коста Хетагуров?

Коста Хетагуров работал в жанрах: пейзажа, портрета, бытовом , религиозном.

Известны фресковые работы Коста. Какой Собор он расписывал и где он находится?

В 1888-1889 годах художник расписывает стены Алагирского собора.

Сюжет этой картины повествует об описанном в Библии эпизоде из жизни Христа. Как называется эта картина?

Эта картина называется «Моление о чаше»

Как называется эта картина?

«Скорбящий ангел»

В этой картине сразу же привлекают внимание смело устремленные на зрителя глаза, умные, проницательные. О какой картине идет речь?

«Автопортрет»

В большинстве портретов фоном является монохромная, обычно темная плоскость. Лишь на этом портрете героиня изображена на фоне природы. Назовите картину

Этот портрет был данью сердечной привязанности к своим друзьям. В знак благодарности за поддержку во время жестоких гонений. Кто запечатлен на портрете?

Портрет Тутти Тхостовой

На этой картине художник затрагивает глубоко волнующую его тему тяжелого и безрадостного детства. Как называется картина?

«Дети каменщики»

Представления и мечты Коста о нежно любимой им матери воплотились в образе молодой осетинки на этой картине. О какой картине идет речь?

«За водой»

Это что за чудо века!? Матушка-природа строит мост для человека! О какой картине идет речь?

«Природный мост»

В этом стихотворении идет

распределение, кому что .

Как называется

стихотворение?

Кому что… Делу – свой черед. Детям – мать, уход. Стадо – пастухам. Пастбище – стадам. Ржи – о жницах весть. Хлебу с солью – честь. Малый грех – прощай. Сердцу – ласку дай. Время – врач тоски. Буйным – синяки. Всем лентяям – кнут. Шустрым – рыба в пуд.

В стихотворении говорится о прилежном ученике. Как называется стихотворение?

ШКОЛЬНИК – Чей сын ты? – Толая! – Где был ты? Всегда я В школе бываю с утра. А-бе-ве Читал я, Бе-ве-ге Писал я: Грамотным стать мне пора.

В этом стихотворении говорится о бесстрашном пастухе. Как называется стихотворение?

БЕЗУМНЫЙ ПАСТУХ Глянул вниз пастух с обрыва, – Глаз не мог отвесть: Плыло облако лениво, Белое, как шерсть. Он в мечтах своих унесся К облаку тогда. Крикнул на краю утеса: «Прыгну я туда,…

II тур

Какие из представленных картин

принадлежат кисти Коста Хетагурова? В каком жанре они написаны?

1,3

III тур

Определите: 1. К какому произведению Коста принадлежит иллюстрация; 2. Кто автор иллюстрации.

М.Туганов иллюстрация к

стихотворению К.Хетагурова ‘Кубады’

М.Туганов. Иллюстрация к стихотворению К.Хетагурова ‘Афсати’

М.Туганов.

Иллюстрация к поэме

К.Хетагурова ‘Фатима’

IV тур

Конкурс

домашнего задания

Наизусть, выразительно прочитать стихи

Коста Хетагурова

на осетинском и русском языке

Пройдут года, пройдут века. Но имя славного сына осетинского народа, не померкнет и будет по прежнему сиять, подобно снежным вершинам Кавказа.

И всегда люди будут черпать из светлого родника, каким является творчество Коста Левановича Хетагурова, вечное доброе.

МОЛОДЦЫ !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *