Катехизическая беседа

Катехизация

(26 голосов: 4.92 из 5)

См. раздел КАТЕХИЗАЦИЯ

  • АУДИО. Катехизация
  • ВИДЕО. Катехизация
  • Просветительские листки

Катехиза́ция (от греч. слова катехизис – κατήχησις — (катехизис (катихизис)) — катехизис (от греч κατηχέω (катехео (катихео)) — наставлять, оглашать) — 1) наставление в основах православной веры лиц, готовящихся принять Крещение; 2) наставление лиц, уже принявших Крещение и являющихся членами Церкви, в истинах православной веры (подразумевает более глубокое изучение основ веры). Катехизация – это обучение истинам православной веры и порядку церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни.

При целостном взгляде и подходе к катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов.

а) приобщение оглашаемых лиц, (готовящихся к сознательному принятию Крещения) к христианскому вероучительному знанию б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);
в) как деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;
г) как собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе.

Все канонические нормы Православной Церкви, касающиеся подготовки к таинству Крещения, говорят о важности изучения веры (2 пр. I Вс. Собора, 45и 47 пр. Лаод. Собора, и другие). Более того, правилами предусмотрено испытание правильности усвоения веры и искренности желаний тех, кто намеревается принять Крещение (46 пр. Лаод. Собора, 8 пр. VII Вс. Собора). Каноны также предписывают новообращенным пребывать в Церкви и слушать поучения (7 пр. II Вс. Собора).

Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако надо помнить, что сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

– в древней Церкви оглашение было преимущественно устным назиданием, а сегодня для наставления новоначальных используют катехизическую литературу, в которой систематически раскрываются основы христианского вероучения;
– в древней Церкви оглашение производилось только над христианином, желающим принять крещение, а сегодня катехизическая работа может вестись с любым человеком, желающим изучить основы христианства;
– в древней Церкви оглашение («принятие в катехуменат») означало принятие христианства, было первой ступенью в духовном становлении христианина, ведущей ко второй ступени – крещению, а сегодня катехизическая работа ведется с крещенными и некрещеными людьми, которые могут относиться как верующим христианам, так и к ищущим познания Бога.
Такое различие вызвано тем, что жизнь древней Церкви происходила среди гонений и оглашение часто служило не только приготовлением ко крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества.

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации.

См. ОГЛАШЕНИЕ, ОГЛАШЕННЫЕ, МИССИОНЕРСТВО

Введение в основы катехизации

протоиерей Александр Зелененко,
председатель Епархиального Отдела религиозного
образования и духовного просвещения СПб Епархии

Понятие о катехизации

Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).

Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация». Такое значение понятия «катехизация» следует из многих мест Нового Завета, а затем и из трудов отцов Церкви. Поэтому катехизация осуществляется в виде диалога, собеседования.

В XIX веке святителем Филаретом, митрополитом Московским был составлен Катехизис – учебное пособие, содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере в форме вопросов и ответов.

Поэтому, Катехизис – это вероучительное содержание того, что нужно говорить при наставлении в вере, а катехизация – это методика того, кому и как говорить; это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни для угождения Богу и спасения души.

Катехизация (в узком смысле) – это проведение огласительных бесед по основам веры с людьми, готовящимися принять святое Крещение.

Катехизация (в широком смысле) – это осуществление от лица Православной Церкви духовно-просветительской деятельности в различных слоях общества с целью приобщения людей к нормам христианской жизни, которые даны нам Творцом.

Катехизатор – это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своём уровне духовно-просветительской деятельности.

Катехумен (katechemenos – «наставляемый, поучаемый») – в нашем контексте, человек, которого «наставляют» в истинах веры и в правилах христианского образа жизни. В древности слово «катехумен», относилось, прежде всего, к тем, кто готовился принять крещение, согласно заповеди Христа.

Катехуменатом в древней Церкви называлась система огласительной подготовки кандидатов к принятию Крещения и поэтапного вхождения в общинноустроительную жизнь Церкви с соответствующей методикой передачи катехизического знания и церковного опыта.

Цель и задачи катехизации

Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.

Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.

Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.

Можно провести сравнительные параллели, открывающие нам смысл и высокое назначение Матери Церкви. Подобно тому, как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, так в утробе Матери Церкви, в лоно Которой мы вошли от купели Крещения, в течение всей земной жизни под Её водительством должно идти формирование, а точнее «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.

Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви, благодаря которым она и принадлежит ей: единство, святость, соборность и апостольность.

Единство – целостность личности и непоколебимость в исповедании веры в Бога и Церковь;

Святость – хранение целомудренности (нравственной чистоты и непорочности) и благочестия (христианской чести, достоинства, честности и богобоязненности) в отношениях, поведении и жизни.

Соборность – единомыслие и единодушие церковной общности в исповедании, делах и служении.

Апостольность – соработничество Христу в распространении веры и свидетельствовании богоугодной христианской жизни в окружающем мире.

Таким образом, воцерковить – значит ввести в жизнь церковной общины, дабы усвоиться свойствам церковного организма, стать их носителем.

Это достижимо лишь при решении целого ряда задач, а именно:

– помочь обрести Евангелие как книгу жизни и в свете его принять Предания Православной Церкви, идущее от апостольских времен и святых отцов;

– помочь обрести христианское вероучение и мировоззрение, основанное на Священном Писании и догматических основах Православия, находящихся, прежде всего, в Символе Веры;

– помочь обрести базовые знания о церковной жизни и признание того, что жизнь христианина призвана находиться в рамках канонических правил и церковной дисциплины;

– способствовать воцерковлению, как поэтапному вхождению в практическое освоение чина церковной жизни;

– способствовать приобщению к Евхаристической жизни общины с признанием того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;

– помочь принять иерархическую структуру Церкви;

– помочь обрести личную духовную жизнь под пастырским руководством и свое место в посильном служении Церкви;

– помочь человеку взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь, как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.

При целостном взгляде, процесс воцерковления посредством катехизации, включает в себя:

а) приобщение человека к церковному вероучительному знанию, способствующему воцерковлению его сознания и жизни;

б) приобщение к опыту церковно-уставной дисциплины и молитвенно-евхаристической богослужебной жизни, более всего способствующему преображению человеческого духа в сродность Христову духу: «…Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его…» (Рим. 8:9);

в) духовное руководство, помогающее христианскому совершенствованию в добродетели и отсечению своей пристрастной воли, преодолению самоугодия, самолюбия, своенравия, самочиния, саморазумения и своекорыстия;

г) собственную духовно-нравственную, аскетическую жизнь (молитва, пост и милостыня) в своей семье, в церковном укладе;

д) деятельную общинноустроительную жизнь на Церковном приходе, способствующую обретению нравственных и духовных связей и братских отношений, образцом которых являются отношения первохристианской общины в евангельском духе (Деян. 2:42-47).

Таким образом, в наше время под катехизацией необходимо понимать работу по содействию в воцерковлении тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести благочестивый христианский образ жизни. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога (врач, учитель, руководитель, воспитатель, священник, монах, и т.д.) (1Кор. 7:20).

Плодами катехизации являются познание церковного вероучения, обретение православного мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Кроме того, важнейшей составляющей подлинной церковности является духовно-нравственная, богоугодная жизнь. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Для принесения плода более всего не хватает нам сегодня примеров праведной жизни. О превеликой важности этого в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие Таинств, ни священная Трапеза, ни принятие Тела, ни причастие Крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякого греха».

Назначение и место катехизаторского служения.

Каждое из четырех основных видов церковного служения (миссионерское, катехизаторское, учительное и пастырское) имеет своё место в церковной жизни, свою направленность, назначение и содержание.

Миссионерская деятельность призвана пробудить в человеке веру, обратить ко Христу и Его Церкви.

Катехизаторская деятельность направлена на воцерковление, как введение через оглашение и Крещение в лоно святой Церкви, и дальнейшее приобщение ко всем сферам церковно-общинной жизни.

Дело церковного педагога, законоучителя заключается преимущественно в том, чтобы преподать предметное содержание церковного вероучения и основы христианского мировоззрения.

Дело же пастыря универсально и более ответственно – заложить основу духовно-церковной жизни и верно руководствовать пасомых в устроении, поддержании и совершенствовании духовной жизни во спасение, в лоне святой Церкви.

В каком состоянии оказывается человек, крестившийся без оглашения?

Человек, крещённый без оглашения (то есть без предкрещальной катехизации), не знает существа своей веры, церковного вероучения, православного мировоззрения!

Знать свою веру (хотя бы в объёме Символа веры и Закона Божьего) и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек, является его священным долгом и христианским призванием. Только знающий способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище. Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (Евр. 11:6), (Мк. 16:16).

Такой человек не знает:

– сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения святая Церковь;

– что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя, в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

– Божественной природы Церкви и Её богослужебного чина и предназначения;

– какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви;

– почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и сколько;

– какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

– с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

– почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника;

– как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

– как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, с родственниками, на работе);

– в чём отличие Православия от других инославных конфессий, иноверных исповеданий и сект.

Важнейшим показателем готовности к Крещению является понимание основ духовной жизни, выраженное в конкретных знаниях. Канонические источники настаивают также на изучении веры как средстве профилактики уклонения в ереси.

Крестить без предварительной катехизации (за исключением особых случаев) запрещено 78 правилом VI Вселенского, и 46 правилом Лаодикийского Соборов.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь.

Согласно древнецерковной практике, опирающейся на Новозаветное Откровение и церковное Предание, к уверовавшим во Христа людям и желающим креститься предъявлялся ряд непреложных условий и требований. Пять главных из них можно особо выделить:

1. Вера, согласно православному Символу веры.

2. Добровольное и сознательное желание креститься.

3. Понимание истин веры (догматов) в церковном духе.

4. Покаяние за прошлую греховную жизнь.

5. Усердие в практических делах веры.

От тех же, кто совершает Крещение, требуется сугубая забота об оглашаемых, выраженная в молитве за них в чине Литургии, в тщательном научении истинам веры и предварительном испытании их веры перед Крещением.

Не следуя в этом вопросе Церковному авторитету и чину, крестя без должного оглашения, мы духовно порождаем заведомо нецерковных, «номинальных христиан», лишённых жизненно важных знаний и духовных ориентиров.

Крещение, поистине, должно стать «не плотской нечистоты омытием, но обещанием Богу доброй совести» (1Петр. 3:21).

Главным делом Церкви на Земле всегда было открытие Благой вести о Христе и руководство христиан в обретение богоугодной жизни во спасение.

Итак, лишь верно следуя заповеданным Богом, Церковью и указанным их авторитетом условиям в деле катехизации, преодолевая имеющиеся трудности, мы будем на спасенном пути.

Санкт–Петербургская епархия, отдел религиозного образования
и духовного просвещения. Епархиальная конференция
Насущные вопросы катехизации:
Традиции и современность.

Что такое катехизация? И кто такие оглашенные?

Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

Основные аспекты катехизической беседы

Ваше Высокопреосвященство!
Дорогие участники Рождественских Чтений!
Говоря о катехизических беседах, будем иметь в виду именно огласительные беседы перед таинством Крещения, которые ныне становятся повсеместным явлением многих приходов нашей Церкви.
Таинство Крещения стоит на пороге Церкви и для человека, желающего стать христианином — это важнейшее событие в его жизни, новое рождение и необходимое условие для спасения. И потому, как рождение нового человека в мир требует тщательной подготовки со стороны родителей, так и рождение нового христианина, искреннего члена Церкви, требует от пастырей тщательной подготовки желающих принять это таинство. Подготовка эта заключается не только в объяснении того, что такое христианство, чем оно отличается от остальных религиозных систем, не только в изложении догматов веры, но, самое главное, возбудить в сердце оглашаемого желание изменить свою жизнь, зажечь ревность и стремление следовать за Христом. Остается только понять, как это совершить, что именно нужно говорить и делать, какие условия для этого нужны?
Необходимо, прежде всего, представить то, как будет проходить сама беседа, сколько необходимо таких бесед, какой минимум информации должен быть донесен до слушателя для усвоения христианских истин. Так или иначе, говорить о едином стандарте катехизации на приходах на данный момент не приходится. Практика складывается различна: кто-то протаптывает новые дорожки, кто-то перенимает опыт других. Все зависит от кол-ва людей приходящих на беседы, от возраста и уровня подготовленности слушающих, от времени которым располагает катехизатор для таких бесед.
«Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений» (2 Правило 1 Вселенского собора). Поэтому важно определить кол-во бесед необходимых для подготовки людей к Крещению, дни и время их проведения. Кол-во необходимых для оглашения бесед складывается постепенно из практики или же заранее подготовленной программы. Готовящийся ко Крещению человек должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призывы Церкви. Частая и минимальная на сегодняшний день приходская практика — одна беседа за неделю до Крещения. Однако бывает и значительно больше. Например, в одном приходе существует практика проведения 6 тематических бесед перед Крещением. Желающий креститься должен посетить их все, однако не обязательно начинать с первой. Придя на третью, он пройдя постепенно все, закончит обучение на второй. Существуют практики и с 12-ю беседами. Конечно, при таком большом количестве занятий должна быть разработана четкая эффективная программа обучения, оправдывающая такой длительный срок подготовки оглашенных. Если человек, желающий принять Крещение, уже обладает достаточной подготовкой и знаниями, в индивидуальном порядке он может быть допущен к Купели намного раньше.
Необходимо выбрать удобное время и день для посещения занятий. Это может быть субботний или воскресный день в заранее оговоренное время. Не исключена возможность индивидуальных бесед для отдельных людей, которые не могут придти в определенный день и время. Оптимальная продолжительность одной беседы может составлять от 40 минут до полутора часов. Занятия не должны быть затянутыми, но должны проходить с максимально пользой для присутствующих.
В зависимости от кол-ва оглашаемых при приходе могут создаваться несколько групп для посещения занятий.
Катехизация должна быть в первую очередь встречей и диалогом, а не только монологом катехизатора. Одним из эффективных способов проведения занятий является живая беседа с постановкой вопросов и использованием примеров из повседневной жизни, поясняющих основные истины веры. Необходимо давать людям высказаться, самим задавать вопросы. Посредством такого общения удается узнать людей ближе и открывает возможность впоследствии индивидуальной работы с каждым. Желательно, конечно, в данном случае, чтобы катехизатором был именно священник. Это является определенной гарантией последующего всецелого вовлечения крещаемого в приходскую жизнь.
Очень важно еще в начале беседы узнать мотивы, с которыми люди пришли креститься. Часто они имеют далеко не христианский, а суеверный или оккультный характер. Люди во многом имеют искаженное представление о Церкви, священнослужителях, взятые, как правило, из СМИ. Необходимо в легкой и доступной форме эти мифы развеять и объяснить истинное значение таинства Крещения.
Существует различные мнения относительно знаний требуемых от оглашаемого для совершения над ним Крещения. Но определенным минимумом, должно быть знание, а главное понимание, православного Символа веры, исповедание которого является важным условием для принятия Таинства. Проводимые беседы должны раскрывать его содержание. Люди должны узнать, кто такой Бог, почему Его называют Святой Троицей, для чего Он сотворил этот мир, почему в нем существует зло и несправедливость, рассказать о грехопадении человека, о испорченности его природы и невозможности самостоятельного исцеления, о Богочеловеке Иисусе Христе и совершенном Им деле нашего спасения. Можно попросить готовящихся ко Крещению выучить Символ веры, а также прочитать дома минимум одно из синоптических Евангелий (например, «от Марка») и какую-либо полезную для получения начальных знаний литературу. Если в ком-то есть большее усердие, кол-во домашних заданий может быть большим.
Замечательно, если помимо теоретических знаний о вере оглашенные получат практические навыки христианской жизни, которые они во время подготовки к Крещению могут уже начать применять. Важнейшие из них — молитва и жизнь по заповедям. Необходимо объяснить, что сутью молитвы является, прежде всего, живой диалог с Богом, что это не какие-то заклинательные формулы. В качестве домашнего задания можно дать выучить минимум молитвословий, такие как: «Отче наш», «Богородице Дево…», Иисусову молитву. Для кого-то возможно дать минимальное молитвенное правило, которое человек может уже выполнять дома постоянно для приобретения навыка молитвы. В контексте разъяснения Божиих заповедей, необходимо объяснить, как они относятся к нам сегодня, раскрыть их содержание. Например, что значит почитание субботнего дня для христиан, или же кого или что сегодня можно назвать кумиром, которому вторая заповедь Моисея запрещает поклоняться и прочие. Все желательно сопровождать понятными примерами.
Существует практика объяснения на беседах значения богослужения в жизни христианина и Таинств, раскрытие их смысла. Важно рассказать о центре христианской жизни, о Таинстве Евхаристии, ее значении. Кто-то, следуя примеру «Огласительных и тайноводственных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского делает это только для тех, кто уже принял святое Крещение. Также желательно заранее рассказать о чинопоследовании Крещения. Это позволит крещаемым осознано присутствовать, а главное активно участвовать в совершении Таинства. Так они будут сами произносить Символ веры, будут отвечать на прошения священника во время ектений. Обязательное посещение воскресных служб должно становиться навыком еще до Крещения.
Одной из важных практик на пути оглашения является так называемая огласительная исповедь, которая сама по себе не является таинством, но помогает священнику узнать о жизни человека, собирающегося стать христианином. Вполне возможно, что он совершает какие-то грехи, совершение которых он считает нормой, однако которые могут препятствовать совершению над ним Таинства. И это важно объяснить и указать путь к исправлению. Возможно даже отложить его крещение до тех пор, пока он не осознает необходимости в изменении своей жизни.
Во время огласительной беседы или после нее можно организовать чаепитие. Такая практика позволяет готовящимся ко Крещению познакомиться друг с другом поближе и, скорее всего, после Крещения, продолжить сохранять тесные дружеские связи и помогать друг другу с духовном возрастании. В такой более неформальной разряженной обстановке оглашенные могут задать какие-то свои личные вопросы священнику, что-то обсудить. На последующие беседы люди могут сами приносить что-нибудь к чаю из дома.
Если есть возможность, катехизатор должен иметь подборку необходимого раздаточного материала, в виде небольших брошюрок, аудио-видео лекций, фильмов, помогающих человеку самостоятельно получать необходимые знания. Дать доступ к библиотеке прихода. Также во время бесед можно просматривать фильмы и обсуждать их.
Существует множество различных практик проведения бесед перед Крещением эффективных и менее эффективных. Всегда есть возможность внести какие-то собственные оригинальные методики. Все зависит от предоставленного времени и желания как со стороны катехизатора, так и готовящихся ко Крещению. Очень важно, чтобы люди прошедшие огласительные беседы и принявшие Крещение, переступив порог храма не были отвергнуты или оставлены на попечении самим себе. Забота, обучение и духовное руководство о новокрещенных чадах должна начинаться уже с первой беседы перед Крещением и продолжаться всю их жизнь.
Здесь я хотел бы привести пример одной практики, которая, как мне кажется, имеет существенные недостатки. Это проведения огласительной беседы непосредственно перед крещением. Самый очевидный недостаток — это минимальное время общения оглашаемых и священника. За такой промежуток времени дать человеку знание о вере и жизни по вере, так, чтобы она была воспринята и усвоена не представляется возможным, скорее беседа будет нести формальный характер, а у людей может вызвать раздражение, как нечто ненужное и занимающее их время. В конце такой беседы все пришедшие допускаются к таинству. В итоге новокрещенные члены Церкви покидают храм, не имея даже малейшего желания как-то изменить свою жизнь.
В заключении своего доклада я хотел бы сказать, что если постоянно помнить основную задачу оглашения и катехизации —достучаться до сердца человека, чтобы он, услышав слово благовестия, обратился ко Христу, решился отложить ветхого человека и ступить на путь новой жизни, то достижение этой цели сильно зависит от личных и духовных качеств самого катехизатора, его ревности и искреннего желания привести людей ко Христу. Окружающие должны видеть живой пример исполнения Евангельских заповедей на нем, пример любви и заботы о ближнем, которому бы захотелось подражать. Покойный митрополит Антоний Сурожский говорил об этом такие слова: «Человек не может стать верующим, если не увидит в чужих глазах свет вечной жизни».
Спасибо за внимание!

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *