Катехизис

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Катехумен

Катехумен (греч. κατηχούμενος — поучаемый, лат. catechumenus), оглашенный — некрещеный человек, желающий стать христианином, публично выразивший это желание и принятый Церковью согласно литург. обряду (ordo catechumenorum) в христ. общину для подготовки к принятию таинства крещения.
Термин К. впервые встречается у Климента Александрийского (Строматы II, 96, 2). У Тертуллиана впервые появляется лат. транслитерация греч. слова κατηχούμενος. Прошедших 1-е предварительное собеседование с пресвитером зачисляли в группу К., или слушающих (iaudientes, auditores), что давало им право слушать слово Божие вместе с остальными верующими, но не давало права участвовать в молитве верных (Тертуллиан, De praescriptione haereticorum XLI, 2, 4); К. также называли новициями (novicioli; Тертуллиан, De paenitentiaVI, 1).
2-е собеседование устраивалось после довольно длительного испытательного срока; прошедшие его становились кандидатами к крещению и в группе избранных (electi) проходили интенсивную подготовку. Первое подробное описание подготовки К. к таинствам христ. посвящения содержится в соч. Traditio apostolica (II, 3), приписываемом Ипполиту Римскому. На предварительном собеседовании задавался ряд вопросов об образе жизни каждого. К. признавался христианином, принадлежащим к Церкви, и наравне с крещеными имел право быть погребенным как христианин, участвовать в части евхарист. собрания (т.н. Литургии К.) — до собственно Евхарист. литургии, а также в др. молитвах местной общины; он обязан был совершать дела милосердия (посещение больных, помощь бедным), участвовать в покаянных практиках, что было испытанием обращения и существенным критерием, допускающим К. к таинствам посвящения.
В Средние века в связи с преобладанием в Церкви практики крещения младенцев ин-т К. исчез. Он был восстановлен после II Ватиканского собора.
Согласно ККП 1983, всякий некрещеный взрослый для принятия крещения должен изъявить соответствующее желание (т.е. стать К.), быть достаточно подготовленным в знании истин веры и обязанностей христианина, а также пройти испытание в период катехумената; К. должен также сожалеть о совершенных им грехах (ср. кан. 865 § 1). В случае, когда жизни К. угрожает серьезная опасность, он может быть крещен, если имеет хотя бы фрагментарное знание об истинах веры, являет желание получить крещение и дает обещание соблюдать христ. заповеди (ср. кан. 865 § 2). Но и до крещения К. уже особым образом связан с общиной Церкви, и в случае смерти он может быть похоронен по церк. Обряду.
Л. Господникова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 902-903.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • Катехизис

    Прусский катехизис XVI века

    Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.

    Катехизис содержит ответы на наиболее типичные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением. Катехизисы католиков и протестантов различаются по причине отличий в их представлении и толковании Священного Писания. Катехизисы не являются органичными для Православия, книги с названием «Катехизис», выпущенные православными книгоиздательствами, не являются в Православии символическими книгами, подобно катехизисам католиков и некоторых протестантских церквей. Даже «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви» святителя Филарета (Дроздова) был в своё время признан Святейшим Синодом только руководством для верующих. Есть специальные детские катехизисы — упрощённые. Не любят использовать катехизисы анабаптистские конфессии. В переносном смысле слово «катехизис» иногда употребляется для обозначения произведения, написанного в форме вопросов-ответов, или символа веры, сборника неких незыблемых принципов (например, «Катехизис революционера» — устав революционной организации «Народная расправа», составленный Сергеем Нечаевым в 1869 году).

    Обучение основам веры (например, в период оглашения) называют катехизацией. Православные понимают под катехизисами только используемое при катехизации огласительное наставление, часто в виде вопросов и ответов. Их современные катехизисы не являются символическими книгами, основными вероисповедными документами конфессии, излагающими основные положения вероучения Православия. В то же время в Священном Предании православных есть, например, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского.

    > См. также

    • Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви
    • Катехизис Католической церкви
    • Никео-Цареградский Символ веры

    Ссылки

    Катехизис:

    • Значения в Викисловаре
    • Медиафайлы на Викискладе
    • Катехизис Католической Церкви. Компендиум
    • Лаврентий Зизаний Тустановский. КАТЕХИЗИС БОЛЬШОЙ. — ок. 29.I.1627
    • Малый катехизис Петра Могилы
    • Большой катехизис Петра Могилы
    • Катехизис митрополита Платона (Левшина)
    • Православный катехизис епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского)
    • Большой катехизис доктора Мартина Лютера
    • катехизис святителя Филарета Московского
    • катехизис святителя Николая Сербского
    • Раковский Катехизис
    • Summa Doctrinae Christianae Petrus Canisius 1566 год
    • «Основы христианского благочестия или малый католический катехизис» (Institutiones christianae pietatis seu parvus catechism catholicorum) Канизий Петр
    • Catechismus graeco-latinus. Petrus Canisius
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

    Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

    Катехизис: история слова, которое стало книгой

    Катехизисом называют руководство, которое содержит основные положения христианского вероучения. То есть, это своего рода элементарный учебник веры, где изложены самые основы догматики и христианской нравственности. Но часто с этим словом, как правило, ассоциируется что-то совершенно сухое и скучное, оторванное от жизни. Катехизис представляется набором по большому счету ничего не говорящих правил и формул, и тогда к нему более чем к чему-либо еще, казалось бы, применимы слова Гете «суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет».

    Действительно, слово ἡ κατήχησις (katēhēsis) в переводе с древнегреческого означает «поучение», «назидание», «наставление». А современному человеку не особенно нравится, когда его поучают. Тем более, когда поучают чему-то такому, что ему представляется очень далеким от нужд и потребностей собственной жизни. Ведь в катехизисе вопрос и ответ представляют собой настолько нерасторжимое целое, что они выступают под единым названием «вопросоответ». Что же это за вопрос, если на него заранее известен ответ? Неинтересно как-то получается.

    Впрочем, если катехизис – это действительно учебник веры, то почему же он все-таки воспринимается как что-то предельно скучное? Ведь никто же не считает скучным, скажем, букварь. Однако в этом древнегреческом слове есть еще одно его значение, которое может помочь понять, почему и при каких условиях катехизис начинают ассоциировать с чем-то занудным и ненужным.

    Ведь ἡ κατήχησις образовано от глагола κατηχέω (katēheō) – (устно) поучать, наставлять, оглашать. И этот оттенок значения слова как именно устного поучения, оглашения (когда человека словно затронули и объяли звучащим словом), важен для понимания смысла катехизиса как учебника веры, для понимания того, что он предполагает еще в качестве дополнения к нему, чтобы не быть только грузом мертвящей буквы.

    Вспомним, что та часть литургии, которая предваряет литургию верных, называется литургией оглашенных. Оглашенными в древней Церкви называли тех людей, которые еще не являются собственно христианами, кто еще только готовится принять Крещение. Поэтому оглашенные не имели права присутствовать на литургии верных и должны были перед ее началом покинуть храм, в котором идет богослужение.

    Тогда получается, что катехизис как первоначальное введение в христианское вероучение, в самые его азы сам по себе хоть и необходим, но недостаточен для правильной, настоящей веры. Святитель Филарет Московский в «Пространном катехизисе» говорит, что «Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Но для этого благоугождения, говорит далее Филарет, «нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела». Таким образом, изучение самых основ веры и наставление в ней необходимо предполагают живую веру самого человека и совершение добрых дел, потому что вера без дел мертва (Иак 2:20).

    Таким образом, чтение катехизиса и наставление в нем является лишь оглашением, которое предполагает дальнейшее движение человека в вере, так же, как за оглашением должно следовать Крещение. Чтобы с охотой читать и изучать катехизис, нужно иметь настоящий интерес к христианскому вероучению и пытаться жить по вере, чтобы в душе был огонь, этот интерес подпитывающий. И тогда катехизис станет для своего читателя настоящей живой книгой.

    КАТЕХИЗИС

    Смотреть что такое «КАТЕХИЗИС» в других словарях:

    • КАТЕХИЗИС — (греч. katechesis, от katechein обучать первым основаниям). Начальное учение о христианской вере, да и вообще всякое учение, изложенное в вопросах и ответах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    • Катехизис — Катехизис ♦ Сatéchisme Догматическое изложение религиозного или любого другого учения, преследующее педагогическую цель. Катехизис часто составляется в форме вопросов и ответов. Таковы яркие «катехизисы», входящие в «Философский словарь»… … Философский словарь Спонвиля

    • КАТЕХИЗИС — (от греческого katechesis поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. 2) Изложение основ какого либо учения в форме вопросов и ответов … Современная энциклопедия

    • КАТЕХИЗИС — (от греч. katechesis поучение) 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.2) Изложение основ какого либо учения в форме вопросов и ответов … Большой Энциклопедический словарь

    • КАТЕХИЗИС — КАТЕХИЗИС, а, муж. Краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. | прил. катехизический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    • КАТЕХИЗИС — муж. начальное, основное ученье о христианской вере; книжка, содержащая это ученье. | Начальное и основное ученье какой либо науки. Катехизичный, катехизический, к катехизису относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    • катехизис — сущ., кол во синонимов: 2 • изложение (41) • сущность (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    • Катехизис — (от греч. katechesis поучение) религиозная книга, изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов; изложение основ какого либо учения в форме вопросов и ответов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    • катехизис — катехизис. Не рекомендуется произношение … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    • Катехизис — (от греческого katechesis поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. 2) Изложение основ какого либо учения в форме вопросов и ответов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *