Кесареву кесарево а богу

Толкование Евангелия на каждый день года.Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице

Мф., 90 зач., 22, 15–22

Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.

Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.

Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих Крестных Страданий, когда с разных сторон все делали, чтобы избавиться от Него, и изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать ее как законную власть. Однако «фундаменталистски» настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооруженную борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казненных одновременно с Господом.

Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель. Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».

Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат. «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они – только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.

Динарий кесарев

В Библии есть много фраз, которые прочно вошли в наш разговорный обиход, стали пословицами и поговорками. Обычно эти фразеологические обороты понятны всем, не вызывают трудностей в толковании, но их библейский контекст гораздо интереснее.

Одно из таких крылатых выражений – “кесарю – кесарево, а Божие – Богу”. Многие сейчас понимают это так: “каждому – свое”. Иначе говоря, “требованиям жизни надо отдавать свою дань, а убеждениям свою, поэтому, отбросив лишнюю высокопарность, надо трезво подлаживаться под житейские нужды”. Однако в той ситуации, когда эта фраза была впервые произнесена, она явилась ответом Иисуса Христа на конкретно поставленный вопрос. А цена ответа – Его жизнь.

Вопрос-ловушка

Этот евангельский эпизод – один из ярких примеров борьбы против Иисуса со стороны религиозных учителей израильского народа. Она принимала разные формы: от прямой клеветы до сбора, как сейчас говорят, компрометирующих материалов. С этой целью иудеи и спросили Христа: “Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?” (Мф. 22:17). Евангелие прямо говорит, что этот вопрос задали Христу вовсе не за тем, чтобы узнать мнение авторитетного Учителя. Задачей было “уловить Иисуса в слове”.

Прежде чем ответить, Христос попросил показать Ему монету, которой платится подать императору. Ему принесли римский динарий. Глядя на нее, Христос спросил: “Чьи это изображение и надпись?” – “Кесаревы”, – послышался ответ. На это Иисус и сказал Свои знаменитые слова: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. О реакции спрашивавших Евангелие говорит очень сдержанно:

“Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли”. Но, по сути, это означало, что планы вопрошавших полностью провалились. А ведь они надеялись, что любым – и отрицательным, и утвердительным ответом Иисус вынесет Себе смертный приговор. Но в чем же состояла каверза и неразрешимость вопроса? И почему такой простой ответ заставил иудеев удивиться и разрушил их лукавый замысел? Чтобы понять это, надо ненадолго погрузиться в историю Израиля.

Культ императора и религия Ветхого Завета

В 6 году по Р. X. Иудея вошла в состав Римской империи, стала управляться римским наместником и, естественно, должна была платить подать Риму. Однако необходимость платить налог императору воспринималась израильтянами крайне болезненно. И дело тут не в деньгах, а в том, что подать уплачивалась императору-язычнику, который был не просто официально обожествлен, но и всех подданных Римской империи заставлял приносить жертвы перед своим изображением или статуей. Культ императора был всеобщей государственной обязанностью, независимо от того, во что верил человек, и рассматривался Римом как знак лояльности покоренных народов к государственной власти. Причем такая возмутительная, с нашей точки зрения, практика для языческого сознания была нормой: какая разница, сколько богов находится в твоем пантеоне – 100 или 101? На это ни один из завоеванных народов не обращал внимания. Действительно, стоит ли из-за подобной мелочи ссориться с властями могущественной империи?!

Однако в Иудее Рим сразу же столкнулся с неразрешимой проблемой. К великому изумлению язычников оказалось, что Бог у евреев один, и нет никакого пантеона даже низших богов, куда можно было бы добавить и правящего кесаря. Более того, именно Этого единственного Бога – Иегову – Израиль считал своим Царем. Ему, в иерусалимский храм, каждый иудей платил налог в виде десятины (десятая часть урожая и скота) и ежегодной подати серебряной монетой. В силу такого государственного устройства любая другая дань, равно как и покорение языческой власти, воспринимались народом как предательство Бога. О культе обожествленного императора в Иудее вообще не могло идти речи: Библия запрещала не только принесение жертв кому-либо, кроме Иеговы, но и любые изображения одушевленных существ. При всякой попытке заставить евреев поклоняться кесарю римляне встречали отчаянное сопротивление местного населения. Поэтому, учитывая древность иудейской религиозной традиции, а также из уважения к местному Богу (а вдруг он действительно существует) для “странной” провинции они сделали исключение и не настаивали на культе императора, оставив только налог.

При этом, пойдя на тактическую уступку, римляне с жестокостью подавляли постоянно возникающие на почве императорской подати мятежи иудеев. Исторические источники содержат сведения, по крайней мере, о двух крупных восстаниях непосредственно после ее установления в 6 году. Именно римская подать послужила причиной возникновения в Иудее движения зилотов (ревнителей – греч.), которые отказывались от любых компромиссов с Римом и призывали народ к борьбе против захватчиков. Они разжигали в Израиле радикальные националистические настроения, что, в конце концов, привело к восстанию 66 года, полному разрушению Иерусалима и уничтожению в 70 году императором Веспасианом даже номинальной израильской государственности .

Большинство религиозных учителей иудейского народа понимали опасность открытых выступлений против римлян и нашли компромисс. Конечно, это казалось им временной мерой, лишь до явления Божественного Посланника – Мессии, на ожидании Которого строилась вся ветхозаветная религия (по мнению израильтян, придя, Мессия должен будет встать во главе политического национально-освободительного движения и избавить народ от иноземного порабощения). Поэтому евреи платили налог и кесарю, и Храму, но для храмового налога использовались специальные монеты, отчеканенные не в Риме, а в Иудее. На них отсутствовало изображение кесаря, поэтому они считались “чистыми”. По большим праздникам, когда в Иерусалим приезжали иудеи со всех концов империи, чтобы принести жертву и заплатить священный налог, во дворе Храма размещались пункты “обмена валюты” – столы с меновщиками, которых Иисус как раз и прогнал оттуда с помощью бича в другом известном евангельском эпизоде (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 12-13).

Что принадлежит кесарю?

Итак, если вернуться к вопросу о том, надо ли платить подать кесарю, то становится понятно, в чем состояла его неразрешимость и, соответственно, ловушка для Христа. Если бы Иисус сказал: “надо”, то он скомпрометировал бы Себя перед народом, потому что римский налог был ненавистен иудеям и истинный Мессия (по их мнению -политический вождь Израиля) не мог так ответить. А скажи Он: “не надо”, противники тут же обвинили бы Его перед римским наместником в подстрекательстве к мятежу против кесаря, что каралось казнью через распятие.
Что же необычного сказал им Иисус? Почему они так удивились Его ответу? Христос не зря попросил показать Ему динарий. На римской серебряной монете, которую Ему дали, был изображен римский император в лавровом венке и надпись: “Тиберий Кесарь, Август, Сын Божественного Августа, Великий Понтифекс “. По тогдашним представлениям, тот, кто был изображен на монете, являлся ее владельцем. Кесарю и надо было отдавать то, что ему принадлежит. Неразрешимый, по мнению иудеев, вопрос о подати императору, оказывается, решался простым взглядом на монету.

Кроме того, Иисус показывает лукавство самого вопроса: ведь израильтяне фактически уже подчинились законам римского государства, признав его деньги. Тем, кто спрашивал Христа о подати, было хорошо известно, что, по закону Моисея, они не могли даже дотрагиваться до вещей, на которых присутствовало какое бы то ни было изображение. А между тем жители Иудеи спокойно совершали торговые операции с римскими динариями вне храма. Однако это не мешало им вносить храмовый налог и почитать Бога.

“Двойное гражданство”

По сути, Христос ответил на вопрос о подати кесарю утвердительно, однако Его ответ находится совсем в иной плоскости, нежели мыслили себе противники Спасителя. Их вопрос был основан на невозможности дать третий ответ: если ты говоришь “плати”, ты враг Богу, если “не плати” – враг кесарю. Эту схему Христос разрушает утверждением, что Царство Божие качественно отличается от земного царства и предоставляет людям – гражданам и сынам Небесного Царства – подчиняться земному государству в той мере, насколько это совместимо со служением Богу. Спустя несколько дней, стоя на суде перед Понтием Пилатом, Христос скажет то же самое: “Царство Мое не от мира сего”.

В XX веке стало модным утверждение, что Христос был первым революционером, потому что Он подорвал все устои античного общества. Однако вечное значение ответа Спасителя заключается как раз в том, что Христос не призывал ни к каким насильственным революционным переменам. Евангелие, от начала до конца, свидетельствует о том, что настоящая революция – это изменение, преображение внутреннего мира человека, который, оставаясь подданным земного государства, отдает Богу самого себя.

Что могут означать эти слова Христа ддя современных людей? Во-первых, то, что на земле невозможно построить настоящее Царство Божие, потому что оно принадлежит совсем иному плану бытия и нельзя подменить его ни коммунизмом, ни капитализмом, ни “шведской моделью социализма”. А во-вторых, то, что Богу нужны не только свечки, поставленные за “благополучие и здравие”, но сердце, которое принадлежит Ему и не отрекается от своего небесного гражданства. Даже если эти земные здравие и благополучие слишком очевидны или, напротив, никак не хотят приходить.

Государство Израиль возродилось только в 1948 году.
Понтифекс (греч.) – жрец.

Обнаружены новые данные класса Underworld Appendix: Swoops, Spice, and Wretched Rogues.

Некоторые части этой статьи требуют обновления.

Пожалуйста, дополните эту статью в соответствии со свежей информацией, а затем удалите это предупреждение.

«Проще, чем Дуга Кесселя!» — Хан Соло (источник)

Дуга Кесселя (англ. Kessel Run) — маршрут длиной 18 парсеков, которым пользовались контрабандисты, чтобы перевозить глиттерстим с Кесселя в область к югу от Скопления Си’Клаата, не попадаясь имперским кораблям, охранявшим транспортировку спайса с шахт Кесселя.

Описание Править

На Дуге Кесселя находятся планеты Фвиллсвинг, Ранда и Рион.

С его помощью путешественники обходили область пространства возле Утробы, попадая в ненаселенную, но более удобную для полетов, зону, носившую название Яма. В этом скоплении астероидов, расположенном внутри туманности, не работали сенсоры, делая корабли практически слепыми. Шанс для измученного долгим полетом пилота врезаться в астероид становился крайне высок.

Контрабандистский корабль на Дуге Кесселя

Хан Соло утверждал, что его «Тысячелетний сокол» «прошел Дугу Кесселя менее чем в 12 парсеков». Парсек — мера длины, а не времени, и Соло указывал не на скорость своего корабля, а на близость своего маршрута к скоплению черных дыр Утроба, что и позволило уменьшить стандартную дистанцию. Однако более короткая дистанция означает меньшее время при одинаковой скорости. Приблизившись к черным дырам, Соло смог сократить путь примерно до 11,5 парсеков. Контрабандист БоШек на корабле «Инфинити» побил рекорд Соло, однако он шел порожняком.

Несколько месяцев спустя Хан Соло вместе с Люком Скайуокером установил новый рекорд, побив как свой старый, так и достижение БоШека.

Это статья-заготовка об астероиде, планете, звёздной системе или о другом космическом объекте. Вы можете помочь Вукипедии, расширив её.

(исходник)

За кулисами Править

  • С немецкого языка «Kessel» переводится «котел», что означает окруженную группу войск. «Kessel Run», по-видимому, происходит от реальных полетов, которые совершали немецкие самолеты во время Второй мировой войны под Сталинградом. Советские войска взяли в котел 250 000 вражеских солдат, в основном немцев и румын. Чтобы помочь окруженным, люфтваффе попыталось организовать воздушный мост внутрь котла, однако эти усилия не увенчались успехом из-за недостатка самолетов и мощного противодействия со стороны советской ПВО.
  • В романе «Новая надежда», Соло говорит о «стандартных единицах времени», а не о «парсеках». Таким образом, уменьшенная Ханом Дуга Кесселя, скорее всего, реткон, призванный объяснить путаницу Джорджа Лукаса в единицах времени и длины.
  • В первоначальной версии сценария «Новой надежды» 1976 года описание Дуги Кесселя выглядит следующим образом:

Хан: Этот корабль прошел Кессельский путь менее чем в 12 парсеков!

Бен реагирует на глупую попытку Соло его впечатлить как на очевидную дезинформацию.

Таким образом, указывается, что странная реплика Хана Соло — дезинформация, то есть неправда, и никакого отношения к Дуге Кесселя она не имеет. Хан просто безосновательно хвастался. Даже в финальной версии сценария реплика Соло сопровождется ремаркой, что он «очевидно врет».

  • В комментарии к «Star Wars: Episode IV A New Hope» DVD Джордж Лукас указывает, что меньший путь в парсеках характеризует навигационный компьютер, а не двигатели «Тысячелетнего сокола». Компьютер был способен рассчитать более короткий маршрут, чем вычислительные машины других кораблей.
  • «The Kessel Run» — квест в игре «World of Warcraft», где по заданию игрок на слоноподобном животном должен объехать за 15 минут несколько поселений.
  • Перевод «Дуга Кесселя» используется в романах на русском языке, вышедших в издательстве «Эксмо» (автор термина, вероятно, переводчик Ян Юа).

Появления Править

  • Роман «Призрачная угроза» (только упоминание)
  • Комикс «Jedi Quest» (только упоминание)
  • «Droids: The Kalarba Adventures» (только упоминание)
  • «The Hutt Gambit»
  • «Kessel Run»
  • «When the Domino Falls» (только упоминание)
  • «Rebel Dawn»
  • «Smuggler’s Blues» (только упоминание)
  • «Star Wars Episode IV: A New Hope» (первое упоминание)
  • «A Bitter Winter» (только упоминание)
  • «Star Wars Empire 22: Alone Together» (только упоминание)
  • «Star Wars Empire: Idiot’s Array» (только упоминание)
  • «Way of the Wookiee»
  • «The Second Kessel Run»
  • «X-wing: Wedge’s Gamble» (только упоминание)
  • «Heir to the Empire» (только упоминание)
  • «The Secret Tales of Luke’s Hand» (только упоминание)
  • «Jedi Search» (первое появление)
  • «Junior Jedi Knights: Anakin’s Quest» (только упоминание)

Источники Править

«Galaxywide NewsNets» — «Звёздные войны: Журнал приключений, часть 10»

Парсек

Запрос «пк» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Парсек

пк


Схематическое изображение парсека (не в масштабе)

Величина

длина

Система

Астрономическая система единиц

Тип

основная

Медиафайлы на Викискладе

Парсе́к (русское обозначение: пк; международное: pc) — внесистемная единица измерения расстояний в астрономии, равная расстоянию до объекта, годичный тригонометрический параллакс которого равен одной угловой секунде. Название образовано из сокращений слов «параллакс» и «секунда».

Согласно эквивалентному определению, парсек — это расстояние, с которого отрезок длиной в одну астрономическую единицу (а.е.)(практически равный среднему радиусу орбиты Земли), перпендикулярный лучу зрения, виден под углом в одну угловую секунду (1″). Из этого определения вытекает, что парсек равен длине катета прямоугольного треугольника с прилежащим углом 1 угловая секунда и другим катетом длиной 1 астрономическая единица.

1 пк = 1 tg ⁡ 1 ″ {\displaystyle {\frac {1}{\operatorname {tg} 1»}}} а.е. ≈ 360 ⋅ 60 ⋅ 60 2 π {\displaystyle {\frac {360\cdot 60\cdot 60}{2\pi }}} а.е. ≈ 206 264,8 а.е. = 3,0856776⋅1016 м = 30,8568 трлн км (петаметров) = 3,2616 светового года.

В августе 2015 года XXIX Генеральная ассамблея Международного астрономического союза приняла резолюцию B2, в соответствии с примечанием 4 к которой парсек определён как в точности 648 000 π {\displaystyle {\frac {648\,000}{\pi }}} а.е. = 360 ⋅ 60 ⋅ 60 2 π {\displaystyle {\frac {360\cdot 60\cdot 60}{2\pi }}} а.е., то есть совпадает с радиусом окружности, у которой длина дуги, стягивающей угол в 1 угловую секунду, равна 1 астрономической единице. Это определение отличается от предыдущего менее чем на 10−11 (в относительных долях), то есть на много порядков меньше, чем наилучшая доступная для современной техники относительная погрешность измерения межзвёздных расстояний (~0,001 %, или 10−5). Поэтому в результате переопределения единицы любые расстояния, измеренные в парсеках, фактически не изменились. «Новый» парсек меньше «старого» примерно на 242 километра. Поскольку астрономическая единица на предыдущей сессии ГА МАС (2012 год) была отвязана от физических размеров земной орбиты и определена как точное (без погрешности) значение 149 597 870 700 метров, парсек также в настоящее время имеет неограниченно точное выражение в единицах СИ (а также в световых годах):

1 пк = 1 r a d i a n 1 ″ {\displaystyle {\frac {1\,\mathrm {radian} }{1»}}} а.е. = 360 ⋅ 60 ⋅ 60 2 π {\displaystyle {\frac {360\cdot 60\cdot 60}{2\pi }}} а.е. = 206 264,8062… а.е. = 3,085677581…⋅1016 м = 30,85677581… трлн км (петаметров) = 3,2615637772… светового года.

Также используются и кратные единицы: килопарсек (кпк, kpc), мегапарсек (Мпк, Mpc), гигапарсек (Гпк, Gpc). Дольные единицы, как правило, не используются, поскольку вместо них применяются астрономические единицы.

В Российской Федерации парсек допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока с областью применения «астрономия». При этом, однако, парсек и его обозначение не допускается применять вместе с дольными и кратными приставками СИ, несмотря на то, что использование кратных единиц килопарсек, мегапарсек и гигапарсек общепринято в астрономии.

Некоторые расстояния

  • 1 астрономическая единица (а. е.) составляет приблизительно 4,848⋅10−6 парсека;
  • по состоянию на 13 февраля 2015 года, космический аппарат «Вояджер-1» находился на расстоянии 0,000630 пк (19,4 млрд км, или 130 а.е.) от Солнца, удаляясь по 17,5 микропарсека за год (3,6 а.е./год);
  • диаметр облака Оорта ≈0,62 пк;
  • расстояние от Солнца до ближайшей звезды (Проксима Центавра) составляет 1,3 парсека;
  • расстояние в 10 пк свет проходит за 32 года 7 месяцев и 6 дней;
  • на расстоянии около 10 пк вероятно возможно найти нейтронную звезду, а на расстоянии в несколько десятков парсеков — чёрную дыру.
  • расстояние от Солнца до ближайшего шарового скопления, M 4, составляет 2,2 кпк;
  • расстояние от Солнца до центра нашей Галактики — около 8 кпк;
  • диаметр нашей Галактики — около 30 кпк;
  • расстояние до туманности Андромеды — 0,77 Мпк;
  • ближайшее крупное скопление галактик, скопление Девы, находится на расстоянии 18 Мпк;
  • в масштабах порядка 300 Мпк Вселенная практически однородна;
  • расстояние до первого открытого, самого яркого и одного из ближайших квазаров, 3C 273, составляет 734 Мпк;
  • до горизонта наблюдаемой Вселенной — около 4 Гпк (если измерять расстояние, пройденное регистрируемым на Земле светом), или, если оценивать современное расстояние — с учётом расширения Вселенной (то есть до удалившихся объектов, это излучение когда-то испустивших) ≈14 Гпк;

> См. также

  • Метод тригонометрических параллаксов

Примечания

  1. Парсек (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Естественные науки, 2000; ранее использовавшееся обозначение пс (см.: Парсек // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.) заменено, чтобы избежать смешивания с обозначением для пикосекунды.
  2. Парсек // Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1992. — Т. 3: Магнитоплазменный — Пойнтинга теорема. — С. 543. — 672 с. — 48 000 экз. — ISBN 5-85270-019-3.
  3. Measuring the Universe. The IAU and astronomical units.
  4. International Astronomical Union, ed. (31 August 2015), «on recommended zero points for the absolute and apparent bolometric magnitude scales», RESOLUTION B2, International Astronomical Union
  5. Для малого угла φ тангенс отличается от своего аргумента примерно на φ3/3, поскольку разложение тангенса в ряд Маклорена tg φ = φ + φ3/3 + …; таким образом, для φ = 1′′ = 2π/(360·60·60) радиан = 4,8481368…·10−6 радиана относительное отклонение (tg φ − φ)/φ ≈ φ2/3 ≈ 7,8·10−12.
  6. Gaia factsheet. ESA. 28 November 2013.
  7. International Astronomical Union, ed. (31 August 2012), «RESOLUTION B2 on the re-definition of the astronomical unit of length», RESOLUTION B2, Beijing, China: International Astronomical Union
  8. Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации Архивная копия от 2 ноября 2013 на Wayback Machine. Утверждено Постановлением Правительства РФ № 879 от 31 октября 2009 г.
  9. Voyager — News (англ.). НАСА/JPL. Дата обращения 4 марта 2016.
  10. Популярные лекции по астрономии. С. Б. Попов «Нейтронные звезды и черные дыры вокруг нас»
  11. M. J. Geller & J. P. Huchra, Science 246, 897 (1989).
  12. Charles H. Lineweaver, Tamara M. Davis. Misconceptions about the Big Bang (англ.). Scientific American Magazine (March 2006). Дата обращения 5 июля 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «парсек»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *