Киево печерские святые

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне. Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере. Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

Когда количество иноков достигло 12, они открыли церковь, сделали себе кельи, Антоний «назначил» игуменом Варлама, а сам пошел дальше и выкопал себе пещеру (с нее и начинается история Ближних пещер). Вскоре количество монахов возросло настолько, что Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору над пещерой. Отсюда и берет начало название монастыря — Печерский.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений. В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс. Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры. В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

Сегодня Киево-Печерская Лавра привлекает многих архитектурой. Это, в первую очередь, Большая колокольня и Успенский собор (в нем находятся мощи первомученика Стефана), а также храмы:

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу, Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками. Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году. Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

История

Первое упоминание о мироточивых главах, хранящихся в Киево-Печерской лавре, содержится в записках львовского купца Мартина Грюневега, который посетил монастырь в 1584 году:

Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным:40.

Чудесные исцеления от исходящего от глав мира фиксируются со времён архимандрита Петра (Могилы). Они вошли в изданный в 1635 году «Киево-Печерский патерик», где этим реликвиям посвящена отдельная глава — «О главах святых Печерских, из которых миро святое источается». Патерик сообщает о главах, что «они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей или миро, и миро непростое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходить и помазывается тем миром».

Абрахам ван Вестерфельд. Мироточивые главы. 1651

Посетивший в начале 1650-х годов Киев голландский художник Абрахам ван Вестерфельд оставил рисунок крипты со шкафом, в котором в сосудах находятся главы святых:38.

Описание поклонения мироточивым главам при посещении лаврских пещер патриархом Антиохийским Макарием III оставил его архидиакон Павел Алеппский:

Мы помолились и приложились к отдельным главам, из коих источается миро: они желты, как золото, и лежат в стеклянных сосудах.

Главы помещаются по одной в стеклянных или серебряных сосудах или блюдах. В середине XIX века интересовавшийся пещерами Лавры живописец и археолог Фёдор Солнцев нашёл несколько старинных стеклянных блюд и колпаков, в которых некогда хранились мироточивые главы, и описал миро, источаемое главами, как «что-то вроде бесцветного и безвкусного масла, на вид жиже обыкновенного деревянного, нежно-приятного запаха». Он же оставил воспоминание об опыте профессора хирургии Петра Савенко с мироточивыми главами, свидетелем которого он был:

Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер её насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где оставлены были мироточивые главы, тоже запечатали. На другой день Савенко пришёл, сам распечатал главу, и в сосуде оказалось миро.

В описаниях Лавры XVII — начала XX веков отмечают нахождение мироточивых глав как в Дальних, так и Ближних пещерах, но к концу XX века такое место осталось только одно — в Дальних пещерах, напротив подземной церкви Рождества Христова.

В конце XIX века церковным историком Петром Лебединцевым было сделано предположение, что одна из мироточивых глав, пользовавшаяся особым почитанием, может принадлежать святому Клименту Римскому. По его версии, она была перенесена в пещеры Лавры из руин Десятинной церкви, где хранилась с момента принесения мощей святого в Киев князем Владимиром Святославичем. В начале XX века рядом с этой главой была установлена икона священномученика Климента.

Киевская Русь

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре:

А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);

Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:

2. Антоний (под спудом)
3. Варлаам игумен (ум.ок. 1065)
4. Никон игумен (ум.1088)
5. Нестор-Летописец (ум.ок. 1114)
6. Алипий иконописец (ум.ок. 1114)
7. Агапит врач (ум.ок. 1095)
8. Дамиан пресвитер, врач (ум.до 1074)
9. Онисифор пресвитер, прозорливый (ум.XII)
10. Иеремия прозорл. (ум.ок. 1070)
11. Матфей прозорл. (ум.ок. 1088)
12. Исаакий затворник (ум.кон. XI)
13. Лаврентий затв. (ум.XII)
14. Афанасий затв. (ум.ок. 1176)
15. Григорий чудотворец (ум.1093)
16. Моисей Угрин (т.е. Венгр; ум.XI)
17. Иоанн Многострадальный (ум.ок. 1160)
18. Пимен Многоболезненный (ум.1110)
19. Прохор Лебедник (ум.1107; прозвище получил за то, что раздавал бедным хлеб, который делал из лебеды и молитвой претворял его в сладкий)
20. Марк Пещерник-Гробокопатель (ум.XII)
21. Феофил слезоточивый (ум.XII)
22. Иоанн, брат Феофила (в рукописном «Патерике» не назван по имени; ум.XII)
23. Василий преподобномуч. (ум.1098)
24. Феодор преподобномуч. (ум.1098)
25. Евстратий преподобномуч. (ум.1097)
26. Кукша священномуч. (ум.XII)
27. Спиридон просфорник (ум. XII)
28. Никодим просфорник (ум. XII)
29. Пимен постник (ум. XII)
30. Никон Сухой (ум. нач. XII; тело иссохло от ран, полученных в половецком плену)
31. Николай Святоша (в миру номинальный князь Черниговский Святослав; ум. 1143)
32. Еразм (ум. XII)
33. Арефа (ум. XII)
34. Тит пресвитер (ум. XII)
35. Поликарп архимандрит (ум. 1182)
36. Ефрем, еп. Переяславский (ум. кон. XI)
37. Нифонт, еп. Новгородский (ум. 1156)
38. Симон, еп. Владимиро-Суздальский (ум. 1226)
39-50. 12 братий зодчих и иконописцев, строивших и украшавших престольный лаврский храм (в рукописном «Патерике» не указывается точное их число).

II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

51. Авраамий трудолюбивый
52. Авраамий затв.
53. Алексий затв.
54. Анастасий диакон
55. Анатолий
56. Григорий иконописец
57. Елладий затв.
58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)
59. Исаия чудотворец
60. Иоанн постник
61. Лука эконом
62. Макарий
63. Нектарий
64. Онисим затв.
65. Онуфрий молчаливый
66. Савва
67. Сергий послушливый
68. Сильвестр
69. Сисой затв.
70. Феофан постник
71. Феофил затв.
72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

73. Агафон чудотворец
74. Ахила диакон
75. Аммон затв.
76. Анатолий затв.
77. Арсений трудолюбивый
78. Афанасий затв.
79. Вениамин
80. Геронтий канонарх
81. Григорий чудотворец
82. Дионисий затв.
83. Евфимий схимник
84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние)
85. Захария постник
86. Зинон постник
87. Игнатий архимандрит (ум. XV)
88. Илларион схимник
89. Ипатий врач
90. Иосиф Многоболезненный
91. Кассиан затв.
92. Лаврентий затв.
93. Леонтий канонарх
94. Лонгин вратарь
95. Лукиан мученик (ум. XIII)
96. Макарий диакон
97. Мардарий затв.
98. Мартирий диакон
99. Мартирий затв.
100. Меркурий постник
101. Моисей чудотворец
102. Нестор Некнижный
103. Павел послушливый
104. Паисий
105. Памва затв.
106. Панкратий иеромонах
107. Пафнутий затв.
108. Пимен постник
109. Пиор затв.
110. Руф затв.
111. Силуан схимник
112. Сисой схимник
113. Софроний затв.
114. Тит воин (принял иночество)
115. Феодор молчаливый
116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)
117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).

ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):

118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)
119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский

III. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

а) 120. Илларион, митрополит Киевский (чтится в числе Печерских Святых как один из основателей Лавры);
б) остальные Святые этой группы — Святители домонгольского времени, бывшие выходцами из Лавры:
121-122. Герман и Никита Новгородские
123-124. Исаия и Леонтий Ростовские
125. Лаврентий Туровский
126. Лука Белгородский
127. Марин Юрьевский
128. Мина Полоцкий
129. Николай Переяславский
130. Стефан Владимирский
131. Феоктист Черниговский.

IV. Не подвизались в Лавре:

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:

132. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)
133. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)
134. Меркурий, еп. Смоленский

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:

135. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. — в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)
136. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)
137. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)
138. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)

В ДРУГИХ МЕСТАХ:

139. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. — в Успенском соборе).
140. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)
141. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)

V. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:

142. Серапион, еп. Владимирский (ум.1275; управлял Лаврой в 1249-1274 гг.)
143. Арсений, еп. Тверской (ум.1409; лаврский постриженник)
144. Стефан, игумен Махрищский (ум. 1406; лаврский постриженник; друг Преп. Сергия Радонежского)
145. Косьма, игумен Яхромский (ум. 1492; лаврский постриженник)
146. Афанасий Брестский, священномученик (1648; жил в Лавре в 1646-1647 гг.)
147. Макарий Овручский, священномученик (ум. 1678; жил в Лавре в 1671-1672 гг.)
148. Феодосии, архиеп. Черниговский (ум. 1696; лаврский постриженник)
149. Димитрий, митрополит Ростовский (ум. 1709; жил в Лавре в 1684-1686 гг.)
150. Иоанн, митрополит Тобольский (ум. 1715; лаврский постриженник)
151. Иннокентий, еп. Иркутский (ум.1731; лаврский постриженник)
152. Паисий Величковский (ум. 1794; некоторое время жил в Лавре)
153. Досифей, рясофорный монах (ум.1776; лаврский подвижник)
154. Паисий, рясофорный монах, Христа ради юродивый (ум.1893; лаврский подвижник)
155. Феофил, иеросхимонах, Христа ради юродивый (ум. 1853; лаврский подвижник)
156. Парфений, иеросхимонах (ум. 1855;лаврский подвижник)
157. Алексий, иеромонах (ум. 1917; лаврский подвижник)
158. Иона, схиархимандрит, основатель Ионинского монастыря в Киеве (1902; до устройства своей обители поочередно подвизался в нескольких киевских монастырях, в т.ч. в Лавре)
159. Кукша, схиигумен, исповедник (ум. 1964; подвизался в Лавре с 1913 г. до ее закрытия и в 1947-1951 гг.)

На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые. Их имена не приводятся здесь, т.к. автор этих строк еще продолжает исследование соответствующих источников.

Дата публикации: 31.12.2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *