Когда чистый четверг?

Содержание

Чистый четверг в 2016 году. Приметы, обычаи, ритуалы.

Четверг перед Пасхой для православных христиан считается Великим Четвергом ( он же Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток). Чистый четверг в 2016 году наступит 28 апреля.

История праздника
В этот день церковь вспоминает Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские.
Именно в этот день в Иерусалиме Иисус Христос собрал своих апостолов на Тайную вечерю. Преломил хлеб и сделал глоток вина, молвив: “Сие есть тело Мое и кровь Моя”. Тем самым было отменено кровавое жертвоприношение, людям запретили проливать кровь даже во имя Господа. Христос омыл ученикам ноги, чтобы дать пример, как людям следует относиться друг к другу, с любовью и без тени высокомерия. А затем сказал, что один из собравшихся за трапезой предаст его.
Так Сын человеческий положил начало новому отсчету времени, Времени, когда люди и в самом деле – возлюбят друг друга; когда станет невозможным убийства какой бы высокой целью оно ни оправдывалось; когда преступлением против Всевышнего и против ближних окажется предательство – и всякий предатель будет назван Иудой, на каждого ляжет черная тень ученика, некогда предавшего Учителя.
Великий четверг перед Пасхой стал символом избавления от духовной и физической скверны. И практики этого дня оказались настолько мощными и действенными, что вошли в арсенал народной мудрости. Чтобы провести их, надо хотя бы последнюю неделю перед Пасхой держать пост.
Омовение в Чистый четверг
В четверг важно проснуться до восхода и принять душ. Вода в этот день избавляет от грехов и помогает справиться с недугами. Омовение в Чистый четверг приведет к тому, что уйдет накопившаяся усталость, тревоги, забывается боль. Можно читать молитву: “Как исповеди очищают, как вода грязь смывает, так и ты, Четверг, чистым будь. Очисти меня, раба(у) Божьего (ью), от всякого зла, от обиды, от непослушания, от чужой хулы, от дурной молвы, от злых разговоров, от напрасных споров Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.

Особо продвинутые, кто знает о тонких телах и чакрах, могут “отмыть” таким образом все тонкие тела, прочистить чакры, свое внутреннее пространство. Представляйте, что вас омывает поток света.
Предрассветное время – особый час: час перехода из ночи в день, из тьмы в свет, все практики избавления от негатива в такой момент обретают особую силу.
Стоя под душем, повторяйте молитву или своими словами обращайтесь к Высшим силам с благодарностью и просьбой об очищении. Даже если вы переживаете не самый радужный период жизни, вам есть за что благодарить Небеса. И не только за “хлеб насущный”, за то, что руки и ноги целы, имеется крыша над головой и есть на свете люди, которым вы дороги, – хотя и этого немало. Попытайтесь ощутить благодарность за уроки, которые вы получаете от жизни. Да, они причиняют боль, порой мучительную, – но закаляют душу: такова цена мудрости. Благодарность очищает душу. Человек, не помнящий добра, не испытывающий симпатии к тем, кто ему помог, несчастен: это верный признак, что в душе его мало места для света, она заполнена тьмой. Сделайте же первый, самый простой и естественный шаг к внутреннему освобождению: в Чистый четверг в предрассветный час, стоя под душем, вспомните тех, кто хоть малостью помог вам вчера. Позавчера. В последнюю неделю. И еще, еще… Вот теперь, мысленно поблагодарив людей, обратитесь с благодарностью к Богу, к миру.

Дела домашние
По древнему обычаю, в Чистый четверг в доме проводят генеральную уборку. Но вряд ли в рабочий день современная женщина готова на такие подвиги. Не корите оебя. Достаточно протереть пол и двери. Каждую минуту помните, что вы не просто смахиваете пыль, но совершаете важный ритуал. Это особенно необходимо в домах, где часто ссорятся, болеют. Кстати, замечено, что при уборке в Чистый четверг можно нейти любимые, давно потерянные вещи.
Наведя чистоту, возьмите в правую руку пригоршню соли и заговорите её: “Катись катаньем, доля худея, разлучница, кумушница. Катись – не тянись, у порога на крутись, за крыльцо на цепляйся, на воротах не висни! Песья, лешего, воронья подмога, катись от порога.”
Затем рассыпьте вдоль порога снаружи перед входной дверью: это обеспечит вам защиту на целый год.
Помните: после Чистого четверга в течении шести дней нельзя убираться.

Денежные ритуалы в Чистый четверг
Как часто противопоставляются духовность и . Дескать, истинному христианину (и вообще, порядочному человеку) быть богатым не пристало. Разумеется, это глупость: финансовая сметка, работоспособность и талант никоим образом не мешают человеку быть верующим и нравственным. А потому в Чистый четверг не возбраняется задуматься над укреплением своего материального положения. Издавна считается, что если в Чистый четверг трижды пересчитать все имеющиеся в доме деньги, то в течение года вы горя не будете знать. Только пересчитывать надо правильно. Во-первых, после омовения, во-вторых, трижды (утром, в полдень и на закате), в-третьих – в тайне от всех, даже от домочадцев.
Отвлекаться во время обряда нельзя: он не сработает, так что попросите домашних вас не беспокоить и отключите телефон. Достаньте всю имеющуюся наличность, включая завалявшуюся а кармане мелочь, сложите на небольшом подносе (просто на стол или на кровать деньги класть, по поверью, нельзя). Пересчитывайте вслух.
Зарядите одну монету божественной энергией — надо носить ее в кошельке как талисман: она будет притягивать деньги.

Четверговая соль
В ночь со среды на Великий четверг, единственный раз в году, можно приготовить совершенно особую “четверговую соль” – мощный оберег от сглаза. Чтобы очистить энергетику дома, при уборке следует добавлять в воду щепоть такой соли, чтобы снять темное воздействие, надо умыться и облиться водой с четверговой солью. Кроме того, её по щепоти добавляют в обычную и употребляют в пищу и во время готовки в течение года: посоленные таким образом блюда помогут противостоять злу.
В “Книге Потаенного Древа Жизни” о четверговой соли говорится: “Станет та соль Всех Солей Соль, от любого зла она защита. Если в доме больной – дать ему той Соли с водой выпить. Если в доме беда – в каждый угол пасыпатъ. Если меж супругами ссора – положить мешочек с Солью под подушку. Если кто уехал и на возвращается – бросить горсть Соли в огонь. Чтобы дети росли здоровыми, добрыми, красивыми да разумными – в воду для купания малую щепотку кинуть. Чтобы в доме достаток был – в деревянную солонку насыпать, да посередь стола поставить. Если недоброжелатель в дом пришел – пищу ему подать, той Солью сдобренную. А ежели враг, то после его ухода все следы его Солью присыпать. Чтобы лад в доме был – под каждую кровать, под самое изголовье, щепотку бросить”.
Четверговую соль можно купить в церковной лавке, но можно приготовить дома. На год для семьи из трех-четырех человек потребуется не менее килограмма соли крупного помола и дюжина ложек ржаной муки.
В ночь со среды на четверг соберите домочадцев – пусть каждый бросит на большую чугунную сковороду по горсти соли. Остальную соль и муку досыпьте сами, включите огонь и жарьте смесь, пока она не потемнеет. Пока прокаливаете соль, читайте над ней молитву “Отче наш”.
Готовую соль остудите, просейте и храните в непрозрачной посуде, лучше всего – в глиняном горшке.

Что необходимо сделать в Чистый четверг
Покрасить яйца и испечь куличи к Пасхе.
• Приготовить или купить четверговую соль.
• Убирая квартиру, использовать воду, в которой с рассвета до полудня лежала мелочь, тогда в доме будет достаток.
• Подстричь кончики волос: именно волосы дольше всего хранят негатив. Малышей первый раз в жизни стригут в Великий четверг.
• Сделать в доме какие – нибудь перестановки, это сулит исполнение заветного желания.
• Доделать все отложенное на потом: так вы очиститесь от накопившихся проблем.
•В Великий четверг необходимо принести из церкви так называемую страстную свечу, которая помогает в лечении самых разных заболеваний.
Что нельзя делать в Чистый четверг
В Чистый четверг нельзя дарить, продавать, отдавать что-то и вообще выносить из дома свои вещи, вещи домочадцев (тот, чьи вещи вынесены, в течение года покинет дом), домашнюю утварь (с ней отдадите счастье и удачу), давать деньги в долг.

Чистый четверг – 2016: традиции, приметы и заговоры на достаток и на суженого

У православных христиан продолжается Страстная неделя, которая в 2016 году завершится в ночь на 1 мая самым главным христианским праздником – Светлой пасхой Христовой. Страстная неделя – это последняя и самая строгая седмица Великого поста, когда верующие не только постятся, но и готовятся к Пасхе, чтобы встретить ее по всем правилам, согласно традициям и обычаям.

Великий четверг – 2016

Особенно много традиций и примет связано с Великим четвергом – днем, когда христиане вспоминают Тайную вечерю и установление Иисусом Христом таинства евхаристии (причастия). Также в Великий четверг вспоминают омовение Христом ног ученикам, его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

В Великий четверг в храмах служат литургию Василия Великого, освящают свежесваренное миро, а патриарх символически омывает ноги 12-ти священникам.

Читайте также: Страстная неделя – 2016 по дням: что вспоминают, традиции, календарь питания.

Великий четверг в народной традиции

На Руси этот день традиционно называли Чистый четверг. С Чистым четвергом связано много народных примет, обычаев и заговоров, имеющих еще дохристианские корни. Дело в том, что Пасха – это христианский аналог гораздо более древних празднований, связанных с весенним пробуждением, к которому следует хорошенько подготовиться, очистившись от зимней грязи не только телесно, но и духовно.

Чистый четверг 28 апреля 2016 года: подготовка к Пасхе

В Чистый четверг символическое значение имеет всё, связанное с мытьем, уборкой, водой и купанием. По традиции в этот день сельчане вставали до восхода солнца и умывались или купались в открытых водоемах (особенно, если Пасха была поздняя, а погода благоприятствовала). Считалось, что купание в Чистый четверг сродни крещенскому – человек как бы смывает с себя грехи и болезни, запасаясь здоровьем на весь год.

В Чистый четверг также принято ходить в церковь на исповедь и причастие. После возвращения из храма хозяйки начинали готовить дом к Пасхе: проводили генеральную уборку, вычищая все уголки жилища, мыли полы, лавки, кухонную утварь, стены и потолки, устраивали грандиозную стирку, вычищали и перетряхивали все половики: на Руси считалось, что если в Чистый четверг хорошенько убрать дом, то в нем весь год будет чистота, в том числе духовная.

По обычаю, после четверговой генеральной уборки хозяйка больше не мела пол и не убирала жилище до самой Пасхи.

Убрав жилище, хозяйки начинали заниматься готовкой: пекли куличи из заранее подготовленной опары, готовили творожные пасхи и другие праздничные блюда, запекали мясо. Также вечером в четверг было принято всей семьей красить яйца.

Читайте также: Страстная неделя и Пасха – 2016: когда печь куличи и красить яйца, рецепты.

Чистый четверг – 2016: приметы, обычаи, заговоры

Хотя церковь и не поощряет подобные «забавы», но традиция заговоров и других народных обрядов на Великий четверг жива и поныне.

Четверговая соль

Например, издревле на Руси в Великий четверг всей семьей заготавливали так называемую четверговую соль. Для этого каждый из членов семьи брал чистыми руками горсть соли и клал в общий мешочек. Затем соль прокаливали и использовали как «лекарство» от всех болезней (считалось, что она является целебной) или добавляли в воду при мытье полов для чистоты в доме. Мешочки с четверговой солью также использовали как обереги для дома, хлева, огорода, поля и т.д.

Заговор на деньги

Есть еще обряды, связанные с Чистым четвергом: например, в этот день принято трижды пересчитывать деньги – утром до зари, в обед и на закате. Считается, что этот обряд помогает приманить в дом достаток.

Заговор на благополучие

Еще один популярный заговор в Чистый четверг на достаток, богатство и хороший доход. Для этого в воду, предназначенную для мытья дома перед Пасхой, бросали горсть монет, приговаривая: «Денежки, водитесь, не переводитесь – растите -умножайтесь, врагу не доставайтесь!»

Также, начиная Великого четверга и до Пасхи, старались ничего из дома не выносить, чтобы не обеднеть.

Заговор на куличи

Загадывают в Чистый четверг и на пасхальные блюда – считается, если хозяйке кулич и пасха удались на славу, – год будет сытным и счастливым, а если блюда не задались, нужно быть начеку – велик шанс всяких неприятностей.

Заговор на волосы

Стрижка на Чистый четверг: девушки в этот день специально подстригали кончики волос. Считалось, что после этого волосы лучше растут и становятся пышнее.

Заговор для девушек от невезения

Связанная с Чистым четвергом примета для девушек и женщин, которым не везет в любви или в семейной жизни. Считалось, что лучшее средство от такой невезухи – в ночь на Чистый четверг зайти по пояс в реку. Впрочем, это средство в наших широтах и при нашем климате лучше не использовать, а то как бы к бедам в виде неверного жениха и мужа-пьяницы не добавились еще и женские болезни.

Заговор на красоту и счастливое замужество

В Чистый четверг девушки оставляли немного воды, приготовленной для уборки дома. В эту воду клали серебряный предмет, ложку или монетку. А утром в Пасху девушки умывались этой водой, оставленной с Чистого четверга. Считалось, что такое умывание – к красоте, здоровью и благополучию, в том числе в семейной жизни.

Заговор на полотенце

Если красавица засиделась в девках, то она брала полотенце, которым вытиралась в Чистый четверг, и тайно клала в корзинку с крашеными яйцами и куличом, которые отдавались в виде милостыни на Пасху. Считалось, что после этого со дня на день можно было ждать сватов.

Великий четверг

Великий четверг

Тип

Седмичный день

Дата

четверг Страстной седмицы

В 2018

29 марта (католицизм)
23 марта (5 апреля) (православие)

В 2019

18 апреля (католицизм)
12 апреля (25 апреля) (православие)

В 2020

9 апреля (католицизм)
3 апреля (16 апреля) (православие)

Медиафайлы на Викискладе

Вели́кий четве́рг (греч. Μεγάλη Πέμπτη) (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Православие

Беато Анджелико «Тайная вечеря» (монастырь Сан-Марко, Флоренция)

В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей:

  1. Литургия совершается после вечерни («полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются таким образом только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления), в связи с этим древние уставы даже разрешали приступать к евхаристии не натощак.
  2. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху.
  3. После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.
  4. По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере.
  5. В древности с литургией соединялись особые покаянные чины, в послевизантийской практике Афона и Русской Церкви в этот день совершалось общее елеосвящение.
  6. В связи с особым воспоминанием Тайной вечери в этот день стремятся причаститься даже те христиане, кто сохраняет сложившуюся в синодальный период практику редкого причащения.
  7. Общая трапеза после литургии имеет особый статус и чин, даже самые строгие уставы позволяют ради этого смягчение поста.

По народным повериям в этот день принято мыть и украшать жилище, красить яйца, печь куличи, купаться (отсюда «чистый четверг»).

Утреня

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. В Великие четверг и пятницу вместо Троичных тропарей троекратно поётся тропарь «Егда славные ученицы», напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из Двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства:

Ге Н. Н. «Тайная вечеря». Тень уходящего во тьму Иуды зловеще падает на участников вечери

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Перевод

Когда славные ученики просвещались при умовении (ног) на (Тайной) Вечере, тогда злочестивый Иуда, больной сребролюбием, омрачался и предал Тебя, Праведного Судию, беззаконным судиям. Посмотри на стяжателя богатства, из-за этого удавившегося. Беги от несытой души, (чтобы не уподобиться) Иуде, дерзнувшему (приступить) к Учителю. Благий о всех, Господи, слава Тебе.

Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся. После тропаря читается повествование о Тайной вечере в изложении Луки (Лк. 22:1-39).

В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным, то есть содержит восемь песней. По первым словам первого ирмоса канон Великого четверга обычно называется «Сеченое сечется». В тропарях канона, автором которого является Косма Маюмский, последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простёрший руку к евхаристическому Хлебу.

После девятой песни канона молящиеся коленопреклоненно поют троекратно ексапостиларий (светилен): «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире). Этот ексапостиларий уже исполнялся в три предыдущих дня, но именно в Четверг его символизм становится реальностью: по мысли толкователей, упоминаемый здесь чертог является горницей Тайной вечери, и христианам в последний раз перед участием в этой Трапезе предлагается ужаснуться собственной недостойности.

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Перевод

Вижу Твой украшенный (брачный) чертог, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня.

Основной темой стихир утрени «на хвалитех» и «на стиховне» является неблагодарность и корыстолюбие Иуды, авторы пытаются проникнуть в помраченную душу предателя, чтобы выяснить, где причина его отступничества. Характерный пример — третья стихира «на стиховне»:

Ге Н. Н. «Совесть. Иуда»

Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси Безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени, земле, и движащися возопий: незлобиве Господи, слава Тебе.

Перевод

Беззаконный Иуда, твой нрав переполняется ложью. До этого ты был болен сребролюбием, а теперь ещё и человеконенавистничеством. Если ты любил богатство, зачем пришёл к Учащему о блаженстве нищеты? Если ты любил богатство, как мог ты так дёшево продать Бессценного на убиение? Ужаснись, солнце, стенай и потрясись, земля, взывая: Незлобивый Господи, слава Тебе!

К утрене присоединяется последование первого часа, особенностью которого является чтение паремии из пророка Иеремии (Иер. 11:18-23 и Иер. 12:1-15). Паремия содержит жалобу Иеремии на его сограждан — жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст традиционно считается одним из ветхозаветных пророчеств о страстях Христовых.

Литургия

Симон Ушаков «Тайная вечеря»

Литургия Василия Великого соединяется с вечерней, как в связи с временем вспоминаемых событий, так и по древнему обычаю, по которому литургия в важные постные дни совершалась вечером, то есть после разрешения поста. Поскольку литургия сама по себе вводит участников в основную богослужебную тему дня — Тайную вечерю, стихиры на «Господи, воззвах» (они же являются стихирами «на хвалитех» утрени) посвящены второй, не менее важной, теме — предательству Иуды. Самой известной является последняя (входная) стихира, проводящая параллель между Иудой и неблагодарными израильтянами, роптавшими на Бога во время путешествия по пустыне:

Рождение ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя. Еще бо брашну сущу во устех их, клеветаху на Бога неблагодарнии, и сей злочестивый Небесный Хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающего продает, и Егоже любляше Владыку, предаяше на смерть; воистину онех сын беззаконный, и с ними пагубу наследова.

Перевод

Иуда был воистину порождение тех ехидн, которые ели манну в пустыне и роптали на Питавшего их. Ещё имея в устах пищу (данную Богом), они (евреи), неблагодарные, хулили Бога, а он (Иуда), злочестивый, нося в устах Небесный Хлеб, предал Спасителя. О ненасытный нрав, о бесчеловечная дерзость! Продаёт Питающего его и предаёт на смерть Того, Кого прежде любил. Воистину Иуда — беззаконный сын тех (неблагодарных евреев), и вместе с ними наследует погибель.

Моисей восходит на гору Хорив (Тиссо)

После вечернего входа и «Свете тихий» читаются три паремии:

  • Исх. 19:10-19 — Моисей готовит Израиля к предстоянию Богу на горе Хорив, в третий день Бог нисходит на гору и говорит оттуда с пророком;
  • Иов. 38:1-23 и Иов. 42:1-5 — Бог говорит с Иовом;
  • Ис. 50:4-11 — пророчество о страстях Христовых.

Уильям Блейк. Иов провидит грядущего Христа: «И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его»

При кажущемся многообразии сюжетов паремий они удивительным образом предваряют вспоминаемую в этот день Тайную вечерю.

  • Отрывок из Книги Исход напоминает христианам, что однажды народ Божий в страхе и трепете уже предстоял недоступному и непостижимому Богу, в то время, как на Тайной Вечери тот же самый Бог Сам снизошёл к апостолам и дал им Свои Тело и Кровь.
  • Вторая паремия напоминает, что после долгих богоисканий Иова и попыток построения теодицей его друзьями Бог Сам явился Иову и говорил с ним. В присутствии Его все вопросы и недоумения рассеялись: на вопрос Бога «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?»(Иов. 38:2) Иов отвечает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Евхаристия даёт верующему возможность личной встречи с Богом.
  • Третья паремия представляет собой пророчество Исайи о страданиях и торжестве Христа: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50:6)…Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем» (Ис. 50:10)

В следующем за паремиями апостольском чтении (1Кор. 11:23-32) верующим напоминается о том, к какому великому и страшному таинству они дерзают приступать. Евангельское чтение Великого четверга включает в себя Мф. 26:1-75 (со вставками Лк. 22:43-45 и Ин. 13:3-17) охватывает следующие события:

  • планы первосвященников убить Иисуса,
  • вечеря в Вифании и помазание Иисуса миром,
  • планы Иуды о предательстве
  • умовение Иисусом ног учеников,
  • собственно Тайная вечеря,
  • предсказание об отречении Петра,
  • молитва в Гефсимании,
  • арест Иисуса и предательство Иуды,
  • суд синедриона над Иисусом и Его избиение,
  • передача Иисуса синедрионом Пилату,
  • отречение Петра.

Особенностью собственно литургии является исполнение особого песнопения «Вечери Твоея тайныя» вместо Херувимской песни, причастного стиха, «Да исполнятся уста наша» и во время причащения мирян.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем.

Перевод

Сын Божий, прими меня сегодня как причастника Твоей Тайной вечери. Не предам тайны Твоим врагам, не поцелую Тебя, как Иуда. Но подобно (благоразумному) разбойнику исповедаю Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём.

После заамвонной молитвы по уставу полагается обряд умовения ног (В Русской Церкви совершается при архиерейском служении в кафедральных соборах и в некоторых монастырях). При этом читается соответствующий текст из Евангелия от Иоанна (Ин. 13:1-17)

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Страстные Евангелия:

  1. Иоанна 13:31-38 по Иоанна 18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва за них)
  2. Иоанна 18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны)
  3. Матфея 26: 57-75 (Страдание Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра)
  4. Иоанна 18:28-40; 19:1-16 (Страдание Господа на суде у Пилата)
  5. Матфея 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие)
  6. Марка 15:16-32 (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания)
  7. Матфея 27:34-54 (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть)
  8. Луки 23:32-49 (Молитва Спасителя со креста за врагов и раскаяние благоразумного разбойника)
  9. Иоанна 19: 25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и ап. Иоанну и повторение сказания об Его смерти)
  10. Марка 15: 43-47 (Снятие тела Господа со креста)
  11. Иоанна 19:38-42 (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя)
  12. Матфея 27:62-66 (Приставление стражи ко гробу Спасителя и запечатание гроба)

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой, а затем делают на косяках дверей знак креста четверговым огнём и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

Католицизм

Римский обряд

Христос умывает ноги Петру
(Джотто, фреска в капелле Скровеньи)

Месса освящения мира и благословения елея

В приходских храмах латинского обряда утром в Великий четверг мессы не совершается. Вместо этого в кафедральных соборах утром служится месса освящения мира и благословения елея (Ad Missam Chrismatis), которую обязательно совершает епископ, и на которой присутствуют все священники епархии. Во время этой мессы священники обновляют свои обеты, принесённые ими при рукоположении. В некоторых случаях, когда епархия занимает достаточно большую по площади территорию (как, например, в России), эта месса переносится на один из предшествующих дней. Это делается с тем, чтобы священники из отдалённых приходов успели к Великому четвергу вернуться в свой храм и отслужить вечернюю мессу воспоминания Тайной Вечери в своём приходе.

Месса освящения мира и благословения елея открывается начальными обрядами и коллектой, после которой епископ обращается к священникам епархии и собранию с проповедью. По окончании проповеди проходит обряд обновления священнических обетов — епископ троекратно обращается к священникам с вопросом, желают ли они обновить свои обеты, уподобиться Христу, быть верными служителями тайн Божиих и верно осуществлять священническое наставничество. Священники отвечают: «Желаем». После этого епископ обращается к народу с призывом молиться о священниках и о нём самом, на что народ отвечает: «Христе, услышь нас. Христе внемли нам».

На литургии читаются Ис. 61:1–3, 8, 9 — пророчество Исаии «Дух Господа Бога на Мне», Откр. 1:5–8 — свидетельство Иоанна Богослова об Иисусе и Лк. 4:16–21 — фрагмент Евангелия от Луки, где Иисус читает пророчество Исаии в синагоге Назарета.

На этой мессе не бывает всеобщей молитвы, за Литургией Слова следует принесение елея. Четыре служителя последовательно выносят к алтарю бальзам для приготовления мира, елей катехуменов, елей больных и елей для приготовления мира. За служителями верные из числа прихожан выносят хлеб, вино и воду для совершения евхаристии.

После этого обычным путём проходит Евхаристическая литургия, после чего следует обряд благословения елея и освящения мира (может также проводиться сразу после принесения елея перед Евхаристической литургией). Епископ благословляет елей больных, который затем будет использоваться в таинстве соборования, елей катехуменов, который применяется для помазания новокрещённых и приступает к освящению мира. В молчании епископ вливает бальзам в елей, призывает собрание к молитве, дует в отверстие сосуда с миром и с простёртыми руками читает молитву освящения. Все сослужащие священники простирают правую руку к сосуду с миром и стоят так до окончания молитвы освящения.

Месса воспоминания Тайной вечери

Вечер Великого четверга открывает собой Пасхальное триденствие. Во всех храмах совершается месса воспоминания Тайной вечери (Missa vespertina in Cena Domini). На этой мессе празднуется установление Христом таинства Евхаристии, а также совершается обряд омовения ног. Следует также отметить, что частные мессы в этот день не разрешены, и в одном приходе должна совершаться лишь одна месса Тайной вечери (это, разумеется, не относится к ситуациям, когда несколько приходов делят одно церковное здание). Это делается для того, чтобы все прихожане участвовали в одной Литургии, подчёркивая тем самым значение Евхаристии как «таинства единства». В древности на этой мессе в Церковь принимались кающиеся, отлучённые от Церкви на длительный период и принесшие должное покаяние. Также после мессы воспоминания Тайной Вечери может служится особое богослужение Страстной недели «Tenebrae» (Тёмная полунощница), которое в настоящее время является необязательным.

После начальных обрядов и входного песнопения исполняется гимн «Слава в вышних Богу», причём исполнение сопровождается колокольным звоном. После окончания гимна смолкают орган и колокола, которые не используются до самой мессы навечерия Пасхи вечером Великой субботы.

Коллекта мессы воспоминания Тайной вечери:

Боже, мы празднуем Священнейшую Вечерю, на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. Молим Тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни. Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Чтения этой мессы включают Исх. 12:1–8, 11–14 — ветхозаветное установление Пасхи, 1Кор. 11:23–26 — описание апостолом Павлом Тайной Вечери и Ин. 13:1–15 — фрагмент Евангелия от Иоанна, где Иисус умывает ноги ученикам.

Затем проходит обряд омовения ног. Священник, предстоятельствующий на литургии, омывает ноги 12 прихожанам, тем самым следуя примеру Христа, омывшего ноги своим ученикам. Во время обряда хор исполняет особые антифоны. Также есть обычай в знак братской любви собирать в этот день пожертвования в пользу бедных и нуждающихся. За омовением ног следует Всеобщая молитва.

Обряд омовения ног

Евхаристическая литургия проходит обычным порядком, но часть разделов анафоры изменяется, туда добавляются тексты, посвящённые воспоминанию Тайной Вечери.

Причастное песнопение мессы воспоминания Тайной вечери:

Это есть Тело, которое за Вас будет предано; это чаша есть новый завет в Моей Крови, — говорит Господь. — Всякий раз, когда будете пить её, творите это в Моё воспоминание.

На этой мессе освящается такое количество литургического хлеба, чтобы Святых Даров было достаточно для причащения верных и в этот день и в день Великой пятницы (когда Евхаристия не совершается). Причащение народа на мессе воспоминания Тайной вечери проходит обязательно под двумя видами.

По окончании Евхаристической Литургии Святые Дары переносятся с главного алтаря в боковой, так называемую «темницу», что символизирует арест и заключение под стражу Христа. Священник, поместив дароносицу на алтарь, преклоняет колени и трижды совершает каждение Даров. Затем, приняв наплечный плат (гумерал), берёт в руки дароносицу, накрыв её концами плата. Процессию от алтаря к боковой часовне возглавляет диакон, несущий крест. Перед дароносицей идут министранты с кадилом и зажжёнными свечами. Во время процессии поётся литургический гимн «Возвеличим велегласно» (Pange lingua). После переноса священник и служители некоторое время молятся перед Дарами в тишине, затем также в тишине удаляются в ризницу. С алтаря снимаются все покровы, все кресты в храме покрываются тканью.

Амвросианский обряд

Богослужения Великого четверга содержали ряд особенностей. Ещё в XII веке архиепископ Милана читал молитву над тремя потомками прокажённого, исцелённого Амвросием Медиоланским. После этого процессия с пением 118 псалма шла в другой храм, где архиепископ облачал одного из троих в новые одежды, умывал и целовал ему ноги, совершал в его присутствии мессу.

В этот же день совершалось приготовление мира, умовение архиепископом ног священникам, диаконам, певчим и чтецам, а также таинство покаяния. В качестве чтений предлагались тексты из Премудрости Соломоновой, книг пророков Даниила и Ионы. После Евангелия пелась молитва Иоанна Златоуста «Вечери Твоя тайныя» (см. выше).

Литургические реформы Павла VI значительно изменили структуру амвросианского Великого четверга. Так в своём нынешнем виде утренняя месса освящения мира полностью заимствована из реформированного римского чина. Для вечерней мессы воспоминания Тайной Вечери сохранены оригинальные для амвросианского обряда чтения из пророка Даниила (Дан. 13:1-64 — история Сусанны) и книги Премудрости Соломона (Прем. 2:12-24) и (Прем. 3:1-8).

Древневосточные церкви

Армянский обряд

Богослужения Великого четверга связаны с воспоминанием Тайной вечери. На утрене читается Ин. 12:27-43 (последняя публичная проповедь Иисуса в Иерусалиме), на третьем часе совершается чин покаяния, вечером — умовение ног. На литургии в качестве паремий предлагаются Быт. 22:1-18 (жертва Авраама), Ис. 61:1-11 (пророчество Исайи: «Дух Господень на Мне…»), затем поучение апостола Павла о вечере Господней (1Кор. 11:23-32) и евангельский текст о Тайной вечере (Мф. 26:17-30).

Западно-сирский обряд

По традиции должна совершаться литургия с освящением мира и умовением ног. В современной практике обряд умовения ног совершается вечером, отдельно от литургии, а освящение мира происходит в один из предшествующих дней Великого поста.

Восточно-сирийский обряд

В Ассирийской церкви Востока и Халдейской церкви Великий четверг называется Четвергом Пасхи и не принадлежит Великому посту. В этот день совершается торжественная литургия Нестория (один из пяти дней в году). В качестве паремий предлагаются отрывки из книг Исход (Исх. 12:1-20 — заповедь Моисею и Аарону о ветхозаветной Пасхе) и пророка Захарии (Зах. 9:9-12, Зах. 11:12-13, Зах. 12:9-14, Зах. 13:7-9 — пророчества: «Царь твой грядет к тебе…сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; о 30 сребренниках, «воззрят на Него, Которого пронзили»; «порази пастыря, и рассеются овцы» соответственно). Апостольское чтение выбрано из поучения апостола Павла о вечере Господней, евангельское — составное, повествующее о Тайной вечере.

Народные традиции

Н. Пимоненко. Страстной четверг, 1887 (?)

О нецерковных обычаях Великого четверга — «греть покойников» и класть под престол храма соль для освящения — сообщает один из вопросов Стоглавого собора 1551 года:

А в Великий четверток по рану солому палят, и кличут мертвых, некоторые же невейгласы попы в Великий четверток соль под престол кладут, и до седьмаго четверга по Велице дни тамо держат, и ту соль дают на врачевание людем и скотом.

Ответ собора осудил такие практики, квалифицировав их как «эллинское» (языческое) заблуждение и «еретическую хулу». Тем не менее, в Малороссии традиция освящать четверговую соль в храме встречалась и в XIX веке, а в некоторых храмах РПЦ практикуется до сих пор. Некоторые современные священнослужители РПЦ называют «четверговую соль» «языческим предрассудком» и «околоцерковным суеверием».

В крестьянской среде чистому четвергу, как и ко всей Страстной неделе были приурочены очистительные обряды. У восточных славян их исполняли в основном в Чистый четверг, в западной Славии — главным образом в Страстную пятницу. Такие обряды и обычаи затрагивали человека и его здоровье, пищу и посуду, а также жилище и примыкающее к нему культурное пространство.

Некоторые обряды были связаны с добыванием нового, молодого, «живого» огня взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения «Двенадцати страстны́х Евангелий» горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда огонь добывался архаичным способом — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.

Удмурты ранним утром Великого четверга тайком ходили за «новой» или «сумеречной водой» (акшан ву), которую зачерпывали по течению родника и считали святой. Ею умывались от сглаза, обрызгивали дом и скот.

У бесермян и северных удмуртов дети в Великий четверг ходили по домам и собирали цветные нитки и лоскутки ткани, которые повязывали на запястье, а затем делали из них кукол. У бесермян нитки носили на руке до праздника начала весеннего сева, когда их бросали в воду, полагая, что они унесут болезни.

У марийцев Великий четверг назывался Сорта («свеча») и считался первым поминальным днём в году.

> См. также

  • In coena domini — «за трапезой Господней»
  • Страстная неделя в славянской традиции

Примечания

  1. Гермоген Шиманский. Особенности богослужения в Великий четверг // Литургика
  2. 1 2 3 4 5 Великий четверг в Православной энциклопедии
  3. 2 мая — Великий (Чистый) четверг (недоступная ссылка). Дата обращения 3 мая 2013. Архивировано 21 августа 2014 года.
  4. Страстные Евангелия // Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей
  5. Постановления Стоглавого собора 1551 года. Вопрос XXVI.
  6. Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 2013. С. 268.
  7. Начиная с Требника Петра Могилы (1646) в православные требники включается «молитва над солью», которая, однако, не привязана к конкретному дню церковного года: Чин благословения соли // Сельский требный сборник.
  8. Что такое «четверговая соль»?
  9. Агапкина, 2012, с. 555.
  10. Четверговая свеча // Российский Этнографический Музей
  11. Вытирание огня // Российский Этнографический Музей
  12. Четверговый хлеб // Российский Этнографический Музей
  13. Четверговая соль // Российский Этнографический Музей
  14. Верес // Российский Этнографический Музей
  15. Карпова Л. Л. Среднечепецкий диалект удмуртского языка: Образцы речи. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. Архивная копия от 20 марта 2017 на Wayback Machine С. 225—226.
  16. Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УдмИИЯЛ, 2004. С. 80-81.

Литература

  • Чистый четверг / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 555–558. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

Ссылки

  • Великий четверг в Православной энциклопедии
  • Текст богослужений Великого четверга на Православие.ру
  • Чистый четверг (Великий четверг) // Российский Этнографический Музей

Чистый Четверг

(18 голосов: 4.9 из 5)

См. раздел ВЕЛИКИЙ ПОСТ

    • Что такое «четверговая соль»?
    • Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
    • Проповеди. Великий Четверг прот. Димитрий Смирнов

Чи́стый Четве́рг – народное название Великого Четверга Страстной седмицы. В этот день Церковь вспоминает важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

Блаженный Августин (Письма. 54.7): “Если ты спросишь о том, как возник обычай омовения, то, по размышлении, наиболее вероятным объяснением мне кажется следующее: тела кандидатов к крещению, грязные после сорокадневного поста, были бы весьма неприятны для органов чувств, когда люди подходят к крещальной купели, если бы незадолго до этого они не были вымыты. Так вот, этот день (Чистый четверг) был удачно выбран по случаю повсеместного празднования Тайной вечери. Так как эта уступка сделана катехуменам, то и многие другие хотят помыться в этот день и ослабить пост.”

В этот день те подвижники, кто не мылся с начала Великого Поста (т.е. более 40 дней) по традиции могут это сделать. В современном же смысле Чистый Четверг не потому именуется Чистым, что в этот день делают баню …, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются.

Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

В четверг Страстной седмицы вспоминается Тайная вечеря Господа с учениками и установление Спасителем Таинства Евхаристии, когда Господь, благословив хлеб, преломив его и дав апостолам, сказал «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк.14:22), после чего взяв чашу, благодарив, подал им и произнёс: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).

В воспоминание этого события Святая Церковь призывает своих верных чад утром прийти в храм и Причаститься, а вечером выслушать чтение двенадцати отрывков из Евангелия, рассказывающих о Крестной Жертве Христа.

Поучая на личном примере, что в Царстве Божьем, которое не от мира сего, не ценится ни суетная слава, ни пустое мирское величие, но ценится любовь и смирение, Христос Сам омыл ноги ученикам (Ин.13:5). В Великий четверг, за богослужением, Церковь вспоминает это событие и через исполнение особого священного обряда, в процессе которого епископ омывает ноги священникам.

В прежние времена в Православной Церкви утвердился обычай совершать в этот день чинопоследование омовения престола (святой трапезы). Одно из наиболее ранних исторических упоминаний по этому поводу (дошедших до нас) относится к VII веку (оно принадлежит Исидору Севильскому).

С давних пор в этот день осуществлялась уборка в храме, очистка церковной утвари. Данная традиция связана с воспоминанием о приготовлении горницы, где состоялась Тайная вечеря, о приготовлении Пасхи двумя учениками, а также об омовении ног апостолов.

Имея это в соображении, понятно, почему верующие стремились навести в сей день порядок и в своих частных домах. Кроме того в этот день в некоторых домах принято печь куличи, красить яйца.

Чистый четверг в 2020 году

Чистый, или Великий четверг – народно-христианский праздник. Его отмечают в четверг перед Пасхой. В 2020 году он приходится на 16 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа с 12 апостолами.

История праздника

В этот день Иисус и Его ученики провели Тайную Вечерю. На ней Спаситель омыл ноги апостолам. Они протестовали, говорили, что недостойны такого поступка. Но Иисус объяснил, что так Он выражает свою любовь и смирение. Он говорил, что служить ближнему – неунизительно для человека.

В конце Вечери Иисус провел последний напутственный разговор, во время которого попрощался с апостолами. После этого Он предложил им хлеб и вино, как тело Свое и кровь. Этот обряд получил название Таинство Причащения.

Той ночью иудейские первосвященники вынесли Иисусу смертный приговор. Поэтому ночь с четверга на пятницу считается в православии страшным временем.

Традиции и обряды праздника

Утром в Чистый четверг в православных церквах совершают литургию Василия Великого, освящают миро. В кафедральных соборах проводят обряд «умовения ног»: архиерей омывает ноги 12 священникам. Верующие исповедуются в грехах и причащаются в храмах. Вечером совершается служба с чтением 12 Евангелий. Верующие стоят в храме с зажженными в руках свечами.

В Чистый четверг люди встают до восхода солнца и купаются. Считается, что вода в этот день смывает грязь с тела и грехи с души, благодатно воздействует на душевное состояние.

Хозяйки убирают в домах, выбрасывают ненужные вещи, моют иконы, стирают. После уборки зажигают свечи и лампадки. В этот день пекут пасхальные куличи, красят яйца, готовят праздничные блюда к Пасхе.

Проведи этот день интересно Задание на сегодня: пересчитай все деньги в доме

Чистый четверг, который в этом году выпадает на 5 апреля, считают одним из важнейших дней Страстной недели. С этим днем связаны многие традиции и обряды. Христиане в древние времена верили, что выполняя их можно достичь успеха, улучшить здоровье, наладить семейные отношения уже в этом году. Кроме раннего подъема, купания, очистки дома и выпекания куличей, принято в Чистый четверг три раза пересчитывать все деньги в доме, что по традиции принесет нескончаемый их запас на протяжении всего года.

Поэтому предлагаем вам 5 апреля вывернуть все карманы и кошельки, и пересчитать свои деньги, что может стать отличным квестом для всей семьи и быть может действительно принесёт свои плоды в финансовом плане. Почему бы и нет!?)

В Чистый четверг принято готовить четверговую, или «черную» соль. Второе название связано с цветом, который она приобретает после приготовления. Такая соль обладает целительной силой. Ее используют как приправу к праздничным блюдам. Остаток хранят за иконами и применяют как лекарство. Из нее также делают обереги и носят на шее.

Незамужние девушки совершают обряды привлечения женихов.

В Чистый четверг принято ходить в парикмахерскую. Это благоприятный день для стрижки. Считается, что вместе со срезанными волосами уходят порча и сглаз.

Что можно кушать в Чистый четверг

Чистый четверг приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день разрешается сухоядение – невареная пища растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи. Следует воздержаться от приема алкоголя.

Что нельзя делать в Чистый четверг

В этот праздник запрещается веселиться, петь, танцевать, гадать. Не нужно злиться, обижаться, думать о плохом. Нельзя одалживать деньги и вещи, особенно кухонные принадлежности, иначе благополучие покинет дом. Запрещается печь куличи и красить яйца до окончания уборки в доме. Нельзя оставлять невымытой посуду и грязным белье.

Приметы на Чистый четверг

  • Солнечный день – примета солнечной весны.
  • Если в Чистый четверг искупаться в реке, то вода подарит силу и здоровье.
  • Если в этот праздник вымыться и вымыть, то весь год чисто в доме будет.
  • Пасхальный кулич получился рыхлым, тяжелым и не пропеченным – примета тяжелого и хлопотного года.
  • Если в Чистый четверг трижды пересчитать все деньги в доме, то в течение года они не будут переводиться.

>В православном мире наступил 4 день страсной недели — Чистый четверг

Когда Чистый четверг 2019, приметы и обычаи, история, а также многое другое — читайте в материале.

Чистый четверг 2019: чего нельзя делать?

В этот праздник запрещается веселиться, петь, танцевать, гадать. Не нужно злиться, обижаться, думать о плохом. Нельзя одалживать деньги и вещи, особенно кухонные принадлежности, иначе благополучие покинет дом. Запрещается печь куличи и красить яйца до окончания уборки в доме. Нельзя оставлять невымытой посуду и грязным белье.

Приметы Великого четверга

  • По примете, в Чистый четверг удача с теми, кто дом и тело в чистоте держит. Тем, кто ленится, от проблем не избавиться, с дурными мыслями и наклонностями не попрощаться.
  • В этот день из дома ничего не отдают, чтобы беды не накликать и год в бедности не провести.
  • Согласно примете, в этот день леший отвечает на вопросы. Самые смелые ходили в лес, садились на поваленное дерево (березу, осину или иные деревья женского рода) и снимали крестики. Явившемуся хозяину леса задавали вопросы и угощали лакомствами, чтобы тот не рассердился.
  • В Чистый четверг в последний раз убираются, чтобы до самой Пасхи не мести и никому в глаза не сорить.

Молитвы в Великий четверг

Вечером нужно почитать молитвы о прощении грехов, о духовном очищении, об укреплении веры. С Чистого четверга начинается финишная прямая поста, ведь остается всего два дня до Светлого Христова Воскресения. В Чистый четверг начинайте любое дело с молитвы, которая позволит очиститься от негатива и настроиться на удачу и процветание.

Эта молитва, прочитанная в Пасхальный четверг, обладает особой силой. Ее следует читать, зажигая церковные свечи и от всего сердца желая полностью изменить себя и свою судьбу.

  • «Ангеле Божий, Хранитель моей души и моего тела! Истинно прошу Тебя: не оставь меня во грехе и пороке, будь со мной рядом и не отдай бесам на поругание бессмертный дух мой. Удержи меня от слабости и немощи, укроти вольность мою и направь меня на путь смирения и истинной веры в Господа. И днем, и ночью, и в счастье, и в печали не оставь меня и войди со мной в Царствие Небесное. Аминь».

В Великий четверг особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. Произнесенная от чистого сердца, она поможет вам найти в душе мир и любовь.

Молитва, изменяющая жизнь

  • «Господи, поможи мне исправиться, поможи найти суть своя, поможи мне найти путь свой истинный и избави меня от лукаваго! Крест земной и небесный мне укажи, укажи своей дланью, чтобы мог я понять, что есть грех и мог бы отвратить сей грех от меня. В покаянии к Тебе прибегаю, покаянием жизнь моя полнится. Ангел-Хранитель с небес ко мне сходит и несет мне волю Твою. Святый Боже, Святый Бессмертный, к Тебе взываю я, истинный раб Твой. Да будет воля Твоя и указы мне, и последую за Христом, Сыном Твоим, и восславлю в молитвах Имя Твое. Аминь.»

Молитвы об усопших в Великий четверг

Традицией Пасхального четверга является поминовение усопших родственников и посещение кладбища. На могилке обязательно оставляют пасхальный подарок — крашеное яйцо. В этот день принято молиться не только за живых, но и за усопших родных, прося о прощении грехов и Царствии Небесном.

  • «Господи, Воскресший из мертвых, мир дающий, Спаситель души моей! Тебе молюсь и прошу: помяни в Царствии Твоем усопших рабов Твоих(имя) и не оставь их в геенне огненной! Протяни руку Твою и укрой рабов Твоих(имя) от всякого зла. Аминь».

Эту молитву об умерших родственниках следует читать утром, днем и вечером, отходя ко сну. Считается, что в Пасхальный четверг ваша просьба будет обязательно услышана ангелами и принесена к Господу на крыльях.

  • «Богородице, непорочная Дева, Спасителя нашего в мир приведшая, упроси Сына Своего и Бога нашего простить грехи мои и указать путь к истинной вере. Не оставь меня, о пресвятая Богородительница, и укрой покровом Твоим от всякого зла. Аминь».

Молитва Божией Матери

Эту короткую молитву Божьей Матери следует читать ранним утром, умывшись святой водой.

  • «Боже мой, неужели Тобою буду покинут я? Услышь раба Твоего и не оставь меня во тьме. Введи меня в Светлое Твое Воскресение и позволь увидеть Царствие Небесное. Будь милостив ко мне, Боже, ибо слабы рабы твои. Прости мне прегрешения вольные и невольные, отпусти мою боль и укрой от всякого зла. Аминь».

Как поздравить стихами в Чистый четверг?

Чистый четверг перед Пасхой, который в 2019 году приходится на 25 апреля, – один из самых значимых для верующих дней в церковном календаре. Отправьте родным и друзьям поздравления с Чистым четвергом. На этой странице нашего сайта собраны лучшие стихи про Чистый четверг.

Поздравления на Чистый четверг в стихах

***
День на подходе
Для дома и веры,
В гости приходит
Чистый четверг.

Окна помоем
С самым рассветом,
Пустим домой
Солнечный свет мы.

Вычистим крынки мы,
Полки и ставни,
И ни соринки
В углу не оставим.

Вот благодать
В окончанье поста!
Будем встречать
Воскрешенье Христа.

***
Сегодня надо чистым быть
И телом, и душою!
Сегодня надо всех любить…
Люблю тебя, не скрою!
И поздравляю с четвергом,
С утра росою мытым,
Уж очень скоро пирогом
Пасхальным будем сыты.
Пусть все сияет серебром,
В глазах искрится счастье,
Пусть зло становится добром,
Обходит дом ненастье!

Поздравления с Великим четвергом на Страстной неделе можно отправить по электронной почте в любой уголок мира. Вашим братьям и сестрам по вере будет приятно получить стихи, посвященные Чистому четвергу.

***
Вот и пришел Чистый четверг,
Смоем с себя мы обиды и грех.
Встанут рано на рассвете
Все – и взрослые, и дети.

Будут мыться и купаться,
Дружно в церковь собираться,
Всем желать добра и счастья.
Да минуют нас ненастья!

***

В Чистый четверг рано-рано проснись,
В доме своем и в душе приберись,
Смой все тревоги – они ни к чему,
Прочь прогони тоску, как чуму.

Пусть удаются дела без проблем,
Хватит для радости поводов, тем,
А от удачи глаза заблестят…
Каждой минуте будь счастлив и рад!

Стихи о Чистом четверге накануне Пасхи

***
С апостолами ужинал Господь,
Вино и хлеб делили между собою,
Все знал, но всем прощал он наперед,
Нас был готов спасти своей любовью.
Две тысячи лет прошло с тех пор,
Мы каждый год Чистый Четверг встречаем,
Из дома и души мы гоним сор,
Святой огонь в лампадах зажигаем.

***
На Четверг на чистый
Настроим наши мысли.
Это время искупления,
Размышлений и смирения.

Пусть душа будет чиста,
Жизнь открыта и проста!
Нужно быть другим примером:
Добрым, терпеливым, щедрым.

Теплые и душевные поздравления с Чистым четвергом найдут отклик в сердцах тех, кому будут адресованы.

***
В Чистый Четверг, избавляясь от сора,
С сердца и из дому выметем хлам.
Праздник великий ждет всех очень скоро,
Мы причаститься торопимся в храм.

И благодатный огонь зажигая,
Вспомним, что нам Иисус говорил.
Как он в смиренье, гордыни не зная,
Ученикам своим ноги омыл.

***
Очисти себя от скверных мыслей,
От злобы, зависти, хандры.
Не зря Четверг зовется Чистым –
Избавь себя от суеты.
Пускай с водой уйдут печали,
Тревоги, боль и сор души.
А мир, любовь – пусть расцветают,
Ты смело в сердце их впусти.

Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *