Когда купаются на крещение

Крещенские морозы 2019 — когда начинаются, сколько дней

Информацию о том, какого числа начинаются крещенские морозы, зачастую, узнают из бабушкиных или дедушкиных пересказов или из народных примет. Но гидрометцентр к этому так называемому «народному прогнозу» никакого отношения не имеет в принципе. Да и относится к нему крайне скептически. Ведь данное учреждение руководствуется несколько другими факторами в составлении прогнозов погоды. Исходя из этого крещенские морозы, которые, согласно приметам, начинаются в период с 16-18 января и длятся 3-7 дней, на самом деле всего лишь легенды, которые к современной реальности не имеют никакого отношения. Хотя не исключено, что когда-то на Крещение мороз был и в правду самым сильным за все три зимних месяца.

Крещенские морозы 2019, когда

В ночь на Крещение 19 января в Москве будет небольшое похолодание, местами возможен снег. Температура воздуха сохранится на уровне 5 градусов ниже нуля, в Подмосковье еще на пару градусов ниже. Также будет дуть слабый ветер и идти небольшой снег.

Морозы ожидаются в Москве после Крещения. Метеорологи сообщили, что ночью 22 января температура может опуститься до -15 градусов.

«В этом году ожидаются поздние крещенские морозы. После 19 января температура будет понижаться, днем температурный фон не изменится. Морозная погода наступит 22 января: ночью -15, днем от -10 до -14 градусов», – говорит научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд,

Крещенские морозы в Москве

В Москве за последние 69 лет погода в крещенскую ночь в большинстве случаев оказалась умеренно морозной – было не холоднее минус 15 градусов, сообщил журналистам в четверг научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. «Мои коллеги выписали архивные данные за вторую половину прошлого века и за 19 лет нынешнего века. Мы проанализировали данные о том, какой же температурный режим 19 января был в Москве», — сказал Вильфанд.

Он отметил, что в указанном периоде среднесуточная температура в Москве 19 января составляла минус 9,4 градуса. Средние дневные температуры колебались от минус 5 до минус 6 градусов, ночные — от минус 13 до минус 15 градусов. При этом морозной ночь считается при температурном режиме ниже 15 градусов. «В прошлом веке погода в диапазоне положительных значений до отметки минус 5 градусов наблюдалась в 24% случаев. Легкая, умеренная погода — от минус 5 до минус 10 градусов — тоже в 24% случаев. В диапазоне от 10 до 15 градусов ниже нуля – 20%. То есть в 68% случаев в ночь на 19 января температура была выше отметки минус 15 градусов», — добавил Вильфанд.

«Можно утверждать, что ярко выраженной температуры в ночь на 19 января не бывает», — заключил Вильфанд.

Когда начинаются крещенские морозы в 2019: приметы на крещенские морозы

Среди крещенских примет, связанных с погодой, по которым судили о состоянии урожая или о предстоящем годе, имеются такие:

Если мороз на Крещение суровее, чем на Рождество, то можно ожидать хорошего урожая хлеба.

Ясный и морозный день в праздник предвещал засушливое лето.

На улице пасмурно и снегопад, значит, лето, напротив, будет благодатным.

Если на Крещенские праздники снег бок о бок ложится к забору, то посевы сгниют и урожая можно не ожидать. Но если между изгородью и сугробом есть хотя бы маленький зазор, то и год будет плодородным.

Метель в Крещенский праздник сулила плохую погоду до Масленицы.

Если снег летит крупными хлопьями, значит, предвидится хороший урожай. А также об этом говорили и синие облака в полдень 19 января.

Мало снега на Крещение — летом практически не будет грибов и ягод.

Польза купания в проруби

Ученые изучили влияние холодной воды на иммунную систему. При контакте с холодной водой организм увеличивает выработку лейкоцитов, которые защищают нас от заболеваний. Если регулярно закаляться и нырять в прорубь, организм “натренируется” и будет эффективнее использовать защитные силы организма при заболеваниях. По этой причине люди, которые регулярно ныряют в прорубь, редко болеют.1

Когда нам больно, организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия, чтобы мы не чувствовали боль. Купание в холодной воде схоже с чувством боли для организма. После ныряния в прорубь тело начинает защищаться и интенсивно вырабатывать гормон эндорфин. По этой причине польза купания в проруби проявляется в лечении депрессии и защиты от стресса.2 После ныряния в прорубь человек чувствует себя счастливым и энергичным.

Холодная вода улучшает циркуляцию крови. Это необходимо, чтобы тело эффективнее грелось. При регулярном нырянии в прорубь мы тренируем тело и помогаем ему быстрее адаптироваться к холоду. Это свойство особенно важно для пожилых людей и людей со слабым иммунитетом.3

Принято считать, что холодная вода подавляет либидо. Но на самом деле ныряние в прорубь повышает выработку гормона эстрогена и тестостерона, увеличивая половое влечение.4

Хотите похудеть – начните закаляться холодной водой. При нырянии в прорубь организм вынужден тратить много энергии, чтобы согреться. Как итог – он расходует больше калорий, чем при обычном плавании. По этой причине люди, которые закаляются холодной водой, редко имеют лишний вес.5

После купания в холодной воде улучшается состояние кожи. Она становится чистой и имеет здоровый цвет.

Как подойти к купанию в проруби с умом

  1. Проконсультируйтесь с врачом. Обязательно уточните, можно ли вам погружаться в прорубь и нет ли у вас противопоказаний.
  2. Начните заранее закаляться. За пару недель до ныряния в прорубь принимайте холодный душ (начиная с 10-20 секунд) или выходите ненадолго на балкон в шортах и футболке. За пару дней до купания обливайтесь холодной водой из тазика.
  3. Перед купанием подготовьте одежду, которую будет легко снять и надеть. Часто переохлаждение случается сразу после ныряния в прорубь, когда человек не может быстро одеться и замерзает.
  4. Не купайтесь, если температура опускается ниже -10°С. Для начинающих идеальная температура не должна быть ниже -5°С.
  5. Не употребляйте алкогольные напитки. Это может привести к разрыву сосудов.
  6. Как только почувствовали, что “побежали мурашки” – сразу выходите из воды. Они появляются примерно через 10 секунд. За это время вы как раз успеете 3 раза погрузиться в воду.

Одной из главных и любимых многим традиций празднования Крещения является ныряние в прорубь. Но верующие часто бывают в раздумье: когда купаются на Крещение 18 или 19 января 2018. Что ж, купаться начинают уже ночь в Сочельник, а продолжают в течение праздничного дня и еще несколько дней после.

На Руси считалось, что купание в ледяной воде способно оздоровить тело и душу человека, очистить от всех грехов, совершенных в прошлом году. Конечно, очиститься от грехов с помощью одной только проруби не получится. Но, традиция давняя и многие верующие ее соблюдают. Поэтому, надо делать это правильно.

Крещение Господа Иисуса Христа является одним из двенадцати наиболее важных православных праздников в течение года. День, когда купаются в проруби на Крещение 2018 – это, скорее, ночь с 18 на 19 число, а также все сутки самого Крещения, несколько дней после праздника.

Немного истории праздника

Крестил Иисуса Христа на реке Иордан Иоанн Креститель. Во время этого святого действа на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Именно по этой причине после освящения проруби в ночь Сочельника принято выпускать в небо два голубя. В старину еще стреляли холостыми патронами в небо, после выпуска голубей. Но, сейчас обряд стрельбы не сохранился. Плюс к этому, очень редко, сейчас используется обряд выпускания голубей.

В день Крещения Иисуса Христа Бог явился сразу в трех своих лицах. Это был Бог Отец – голос, Бог Сын – плоть, и Бог Святой Дух – голубь. По этой причине праздник Крещения еще часто называют Богоявлением. Только после момента своего крещения Иисус Христос стал проповедовать на земле слово Божье и активно просвещать людей.

Празднование Крещения Господня

Сутки 19 января – это время, когда ныряют в прорубь на Крещение в 2018. Но следует помнить, это особенно подчеркивают священники, это не единственная традиция столь большого праздника. Празднование начинается вечером 18 января – в Сочельник. Традиции сочельника в Крещение во многом похожи с традициями сочельника в Рождество. На стол обязательно подается кутья, надо сходить в церковь. Также на стол в Сочельник подается кисель, блины.

Освящение воды, а затем забор святой воды домой или купание в проруби – важнейшая часть празднования Крещения. На реке или озере рядом с церковью вырезается порубь в виде креста. Крест ставится рядом с прорубью и обливается свекольным соком. Люди не боятся холода во время Крещения и активно окунаются в прорубь. Ведь, считается, что вода с этот день не способна нанести вред человеку верующему и духовному. Купание в проруби приносит человеку в Крещение не только здоровье тела, но и здоровье души.

Правила купания в проруби

Итак, купание в проруби на Крещение для каждого верующего человека – это приобщение к благодати Божией. Но, нельзя себя насиловать и заставлять лезть в воду, если этого не хочется. Особенно стоит воздержаться от купания в проруби тем, кто страдает от определенных болезней.

Те же, кто решил окунаться в прорубь, должны знать, как это правильно делается. Иордань обязательно должна быть освящена, а вот жестких правил по тому, как именно купаться, просто не существует. В основном, это быстрое погружение в воду три раза с головой. Надо креститься и произносить слова молитвы. Купаться надо в рубашках, а не купальниках. Считается негожим выставлять в процессе окунания на обозрение свое тело.

Крещенская вода обладает своими целебными свойствами. Именно по этой причине многих верующих манит прорубь. Но, следует помнить, что почувствовать целебные свойства святой воды можно и просто омовением.

Что можно делать со святой водой:

  • Вода не портится в течение всего года. Можно использовать ее в период болезней: пить по глотку утром натощак, сразу после молитвы.
  • Хранить воду надо в плотно закрытом сосуде рядом с иконами. Это не просто жидкость, а религиозная реликвия.
  • Можно окроплять жилище этой водой, чтобы изгнать злых духов.

Народные традиции Крещения

Какие еще существовали народные традиции кроме той, чтобы окунаться в прорубь в Крещение? Традиционно, как уже было сказано, выпускали голубей. Они являлись знаком Божественной благодати, которая во время крещения Иисуса Христа сошла на него.

Также на Руси при первом колокольном звоне верующие разжигали на берегу реки огонь. Он разжигался для того, чтобы Иисус, после крещения, мог погреться у огня. Вообще же, с этим днем было связано больше примет, чем поверий. После Крещения нельзя было стирать белье в реке.

Купаться в проруби на Крещение или нет, каждый верующий должен решать этот вопрос для себя сам. Но важно верить в том, что делаешь и быть близким к Богу не только поступками, но и своими помыслами. Только при такой комбинации святая вода сможет принести человеку те чудеса, на которые он рассчитывает.

  • 52поделились
  • 17
  • 5
  • 13
  • 16
  • 1
  • 0

Крещение 2015: как правильно купаться в проруби (ВИДЕО)

19 января 2015 года верующие православные люди отмечают праздник Крещения Господня. В этот день особое значение для верующих приобретает купание в проруби, означающее приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день.
Читайте также: Крещение 2015: традиции и обычаи
Считается, что вода на Крещение 2015 приносит здоровье – и телесное, и духовное. В некотором смысле подобное купание это некая жертва – окунуться в ледяную воду в крещенские морозы было непросто. Да и без морозов зимой лезть в воду – поступок для сильных духом. Человек как бы жертвует своим комфортом ради благодати Господа. Однако никаких иных смыслов, в частности, магических, такому купанию придавать не следует, по мнению церкви.
Правила купания на Крещение 2015 довольно просты.
Во-первых, купаться нужно в освященной воде – прорууби для купания обязательно освящаются.
Во-вторых, по утверждению церковников, при купании надо обязательно быстро трижды погрузиться в воду с головой, каждый раз после чего креститься и произносить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
По традиции также считается, что в Крещение надо купаться в рубашках, а не в купальных костюмах, дабы не выставлять напоказ свои телеса.
Читайте также: Крещенские гадания: вещие сапоги, петухи и женихи
Как купаться на Крещение 2015, чтобы не заболеть? Купаться на Крещение можно всем здоровым людям, но при этом обязательно нужно серьезно подготовиться к такому мероприятию. Ведь вера верой, а медики правы, когда говорят, что купание в ледяной воде может привести не к здоровью, а наоборот, к болезни.
Врачи предостерегают от купания на Крещение 2015 людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом или туберкулезом. Недопустимо купаться на Крещение и при иных хронических заболеваниях. Ну а если вы здоровы, закалены и трудности вас не пугают, следуйте нескольким простым правилам купания на Крещение:
Купаться следует в проруби, где обустроен вход-выход из воды. Лучше, если это будет знакомое вам место.
Никогда не ходите купаться в одиночестве. С вами рядом постоянно должен быть как минимум одтн сопровождающий, чтобы помочь в случае чего.
Возьмите с собой теплый шерстяной плед и обычную газету, чтобы подстелить под ноги, когда будете раздеваться и одеваться.
Если вы впервые идете купаться зимой, после одного ныряния следует незамедлительно выйти из воды. Все церковные правила выполните через год-другой.
Позаботьтесь о том, чтобы взятая одежда была удобной для одевания на влажную кожу (нетесная, с малым количеством застежек).
Никакого алкоголя и сигарет перед купанием! Также нельзя купаться ни на голодный, ни на переполненный желудок.
Читайте также: Когда освящать воду на Крещение 2015
Смотреть онлайн правила купания в проруби на Крещение 2015:

> 19 января 2019: Крещение Господне, Богоявление >Святитель Феофан Затворник, мысли на каждый день года – Крещение Господне

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1973 г.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *