Когда совершается проскомидия

>Проскомидия

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш…» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.

Проскомидия

На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для евхаристии, при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших.

Проскомидия совершается иереем или епископом в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Требования к хлебу и вину

Хлеб для проскомидии должен быть пшеничным и приготовленным на дрожжах («квасный»). После церковной реформы патриарха Никона для проскомидии стали использовать пять просфор (до реформы литургию служили на семи просфорах) в воспоминание Евангельского чуда о насыщении Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. По внешнему виду просфоры должны быть округлыми и двухсоставными (двухярусными) в ознаменование двух естеств Иисуса Христа. Для проскомидии просфоры полностью не используется — из них копием изымаются частицы.

Для изъятия Агнца используется просфора со знаком креста, разделяющего собой надпись IС ХС НИKA («Иисус Христос побеждает»). На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых. Исторические свидетельства об Агнце начинают встречаться с IX—X веков: видимо, в древности его приготовление не являлось ещё общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману.

Вино для проскомидии должно быть натуральным виноградным вином без примесей. B Православных церквях обычно употребляется красное вино, хотя в Румынской Церкви допускают литургическое использование белого вина (так же, как и в латинском обряде у римо-католиков).

В церковных текстах нигде не оговаривается конкретная марка вина, но начиная с XIX века в Русской Церкви сложилась традиция использовать для евхаристии вино марки «Кагор» — как одного из лучших вин XIX века (несмотря на низкое качество современного «Кагора», стандарт которого сформировался в советское время).

Во время совершения проскомидии вино, соединённое с водой, вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.

Иерей творит входные молитвы, входит в алтарь, облачается и на жертвеннике при закрытых Царских вратах начинает совершать проскомидию. Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) Часы по Часослову.

Приготовление Агнца

Иерей берёт в левую руку просфору для Агнца — Агничную просфору, обращая её буквами IС ХС к себе, а в правую — копие и трижды творит копием знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем приступает к вырезанию из просфоры Агнца:

  • режет с правой стороны печати (где буквы IС и НИ) со словами «Яко овча на заколение ведеся»;
  • режет с левой стороны (где буквы ХС и КА) со словами «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»;
  • надрезает верхнюю сторону печати (где буквы IС ХС), произнося «Во смирение Его суд Его взятся»;
  • надрезает нижнюю сторону печати (где буквы НИ КА), произнося «Род же Его кто исповесть».

Иерей надрезает просфору с нижней её части и вынимает Агнец от надрезанных нижней и четырёх внешних сторон её, произнося слова:

Затем полагает его в центре дискоса.

После этого Агнец крестообразно надрезается с нижней стороны с произнесением слов:

После этого священник прободает (протыкает) копием правую сторону Агнца, произнося слова из Евангелия от Иоанна:

По произнесении этих слов в потир вливается вино, смешанное с водой.

Изъятие частиц из прочих просфор

  • из второй, Богородичной, просфоры вынимается частица в память Богоматери и полагается на дискос по правую сторону от Агнца;
  • из третьей, Девятиченной, просфоры вынимаются девять частиц, помещаемых по левую сторону от Агнца, в память о девяти чинах ангелов, и одновременно также в память:
    • Иоанна Предтечи,
    • пророков,
    • апостолов,
    • святителей,
    • мучеников,
    • преподобных,
    • бессребреников,
    • равноапостольных,
    • составителя литургии: Иоанна Златоуста или Василия Великого;
  • из четвёртой просфоры вынимаются две частицы в память живых и полагаются на дискос ниже Агнца;
  • из пятой просфоры вынимаются частицы в память усопших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Затем вынимаются частицы из малых просфор (число которых не ограничивается), поданных заранее верующими. В это время читаются поминания о здравии и спасении живых и об упокоении усопших. Вынутые частицы помещаются на дискос вместе с частицами из четвёртой и пятой просфор.

Частицы, вынутые из малых просфор, по окончании литургии опускаются священником в потир со словами:

Прочие действия

На дискос с вынутыми частицами устанавливается звездица. Затем дискос и потир покрываются отдельными покровцами, а поверх одним большим покровом — возду́хом. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц.

Затем иерей или диакон кадит перед Дарами, иереем произносится молитва, в которой он от имени всех литургисающих просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть принёсших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его сделать достойным для священнодействия.

служение пономаря- ПРОСКОМИДИЯ

Православное богослужение непосвященному человеку кажется красивым, но как-то запутанным. Что-то читают на не совсем понятном языке, совершают какие-то действия. И так далее. Как разобраться во всем этом не искушенному человеку?
Вот сегодня мы попытаемся рассказать вам о пономарском служении во время богослужения. И знакомясь с ним, я думаю, и многим другим станет понятна та часть богослужения, о котором мы будем говорить. А говорить мы будем о Божественной Литургии, а именно- о проскомидии.
Православное богослужение берет свое начало еще с ветхозаветных времен, но христиане первых веков наполнили его новым смыслом и новыми традициями. Да в последующие века богослужение шлифовалось и наполнялось новыми красками.
Главное богослужение в Православии — это конечно Литургия: В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба). Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам. Литургия в основном состоит из трех частей: проскомидия, литургия «оглашенных» и литургия «верных». Сегодня мы поговорим о его первой части- проскомидии
«Проскомидия-слово это греческое и в переводе означает принесение.
В древности члены первохристианской общины сами приносили перед литургией все нужное для Таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении литургии, имеет название просфоры, что значит приношение (в древности сами христиане приносили хлебы на литургию). В Православной Церкви Евхаристия совершается на просфорах, приготовленных из квасного (дрожжевого) теста.
Просфо́ра, устар. просвира́ — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время Проскомидии живых и мёртвых.
Проскомидия совершается в самом начале литургии в алтаре во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение третьего часа, является также начальным возгласом проскомидии. Перед литургией совершается последование третьего и шестого часов.
Часы́ – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.
Так что же делает пономарь перед началом проскомидии? Во-первых, пономарь приходит в алтарь заранее, минут за 40 до начала службы. Ведь ему нужно зажечь все лампады в алтаре и на иконостасе, приготовить облачение священника, позвонить в колокола.
Утром перед литургией готовят пять богослужебных просфор (4 с крестом и одну богородичную), вино, кипятят воду, готовят кадило, почищенное с вечера (зажигается уголь за 5-10 минут до службы), за 15-20 минут зажигаются лампады, не забудьте открыть северные и южные врата, готовим воду и полотенце для омовения рук священника.
Рядом с жертвенником ставится столик, на котором помещается блюдо со служебными просфорами, графин с вином и ковшик с каплей воды. Пономари подходят к священнику со сложенными стихарями и испрашивают благословение облачится.
Священник на солее читает входные молитвы, облачается. По завершения облачения пономарь подает воду и полотенце для омовения рук.
После возгласа священника чтец читает 3-й и 6-й часы.
Начинается проскомидия. Один из пономарей идет на колокольню и трезвонит в колокола в течении 10-15 минут. По окончании проскомидии нужно принести из лавки заказные записки и по благословению священника прочитать.
Затем подается кадило и священник окуривает ладаном приготовленные дары. В начале кадило держим на ладоне, окуривается два покровца, затем опускаем кадило и окуривается большой плат (воздУх), подаем кадило священнику, который кадит весь жертвенник. Приготовленные дары покрываются.
С начала чтения 6-го часа пономарь открывает капитасму (занавесь на царских вратах), подается кадило священнику и совершается каждение всего храма. После каждения пономарь принимает кадило от священника.
Возглас священника: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Далее начинается литургия «оглашенных».
Видео служение пономаря- ПРОСКОМИДИЯ канала Александр Игнатов

Показать

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, е́же услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и пове́дати вся чудеса́ Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея. Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи крове́й живота моего: и΄хже в рука́х беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: изба́ви мя, Господи, и помилуй мя. Нога́ моя ста на правоте́, в це́рквах благословлю Тя, Господи.

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее — нашем искуплении:

Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честно́ю Твоею Кровию» — чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звезди΄цу, «и копием прободся» — копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу — Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.

Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон: Аминь.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя — с левой) со словами: Яко овча́ на заколение веде́ся.

Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверза́ет уст Своих.

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.

Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто испове́сть?

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.

Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взе́млется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова «пожре́ти» — принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жре́тся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.

Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.

Диакон: Прободи΄, владыко.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием ре́бра Его прободе́, и а́бие изы΄де кровь и вoда́, и ви΄девый свиде́тельствова, и истинно есть свидетельство его.

Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.

Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы на́шея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя — с левой), вблизи от его средины, произнося: Предста́ Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлаще́нны оде́яна, преукраше́нна.

Священник, взяв третью просфору, произносит:

1. Честна́го славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,- и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессе́я, святых трие́х отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,- и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,- и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,- и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,- и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных ма́терей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных ма́терей,- и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,- и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,- и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда .

Затем священник говорит:

9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,- если совершается его литургия),- и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослуже́бники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея — и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них — за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

Заканчивая поминовение, священник произносит:

Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.

Священник, благословляя кадило, читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоуха́ния духовнаго, е́же приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И прише́дши, звезда ста верху́, идеже бе Отроча́.

Диакон: Господу помолимся.

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

Господь воцари΄ся, в ле́поту облече́ся, облече́ся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄. Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки гла́сы своя, во́змут ре́ки сотре́ния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μорски΄я, дивен в высоких Господь. Свиде́ния Твоя уве́ришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небеса́ добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.

Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

Покры΄й нас кровом крилу́ Твое́ю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.

Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:

О предложе́нных Честны΄υ Дарех Господу помолимся.

Священник читает молитву предложения:

Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Изба́вителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освяща́юща нас, Сам благослови΄ предложение сие́ и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.

Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосужде́ны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.

Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великоле́пое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:

Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Ма́тере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколюбец.

На литургии святого Василия Великаго поминается:

Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.

Диакон: Аминь.

  1. Обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник

Проскомидия (греч. Προθησις, «приношение») — первая часть литургии (как Иоанна Златоуста, так и Василия Великого). На ней путем особых священнодействий, из принесенных хлеба и вина приготовляется часть просфоры для евхаристии и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. Проскомидия совершается священником в алтаре на жертвеннике во время чтения часов.

Первая часть литургии происходит от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения литургии, поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит «приношение». Хлеб (просфора) должен быть квасной (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства св. Причащения взял квасной, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей в образе двух естеств Иисуса Христа — Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его — начальных букв имени Христа Спасителя: ИС. ХР. — и греческого слова: НИКА, что означает: «Иисус Христос побеждает». Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляются пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в таинстве св. Причащения (Ин. 6: 22-58). Но, собственно, для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

Особенность проскомидии заключается в том, что за каждое подаваемое имя в Храме вынимается частичка из просфоры Священником во время чтения часов. Совершение самой проскомидии имеет цель заготовление АГНЦА, для дальнейшего совершения самой ЛИТУРГИИ. Во время литургии произносятся ектинии (прошения) на которых поминаются члены Церкви и те за кого приносится молитвенная жертва Богу. Священник, вынимая частички из просфоры, поминает о здравии и об упокоении всех кого подают Православные Христиане на проскомидию. На самой литургии поминаются имена на ектиниях (прошениях) возносимые перед всей Церковью. Затем во время пения ХЕРУВИМСКОЙ песни с жертвенника переносятся на престол чаша и дискос, на котором находятся вынутые частички. В период совершения литургии «Верных» происходит таинство, на котором хлеб — претворяется в тело, а вино — в кровь Христа. По окончании литургии совершается причастие телом и кровью всех Православных Христиан, где АГНЕЦ раздробляется и опускается в чашу с кровью, поминаемые частички в этот момент находятся на дискосе. В момент окончания причастия мирян, Священник заносит чашу в алтарь, ставит на престол, берет дискос с поминаемыми частичками просфоры и высыпает в чашу с кровью. Он читает в этот момент молитву: «Омой Господи грехи здесь поминавшихся кровью Твоею Честною, молитвами Святых Твоих.» Этим действием заканчивается поминовение всех за кого на проскомидии и на ектиниях (прошениях) во время литургии молились всей Церковью Христиане, принося в жертву Богу свои сердечные молитвы за близких своих.

ПРОСКОМИДИЯ

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

Входные молитвы:

Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, соверша три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке, до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…»). По сложившейся практике приготовившийся литургисать священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтар на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные-в рясах.

Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».
Священник: Яко Твое есть Царство…
Диакон: Аминь.
Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом, не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне, яко ‘Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы-людие Твои, вси — дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед Ты бо еси спасение рода христнанскаго.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прошения прегрешении наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти па Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся. Спасе наш, пришедый спасти мир.

Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:

Милосердия сущи источник, милости сподоби пас, Богородице, призри на люди согрешившыя, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, Бесплотных Архистратиг.

Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:

Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.

По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося:

Простите и благословите, отцы и братие

входят в алтарь при чтении 8-го-1.3-го стихов 5-го псалма:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой, яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст — — гортань их, языки своими льщаху. Суди им. Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. П да возвеселятс вси уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них. и похвалятс о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» принято читать: «Предварившыя утро…», «Во гробе плотски…», «Слава»- «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне»-«Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее — обычный порядок. «Царю Небесный…» в это время не читается — до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице — уже не читается, входные молитвы начинаются с «Святый Боже».

Понятие о проскомидии

Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой — Небесной и земной.

От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией — приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим ).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естсств в Господе Иисусе Христе- Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления: по сторонам креста она имеет надпись:

ИС. ХС. = Иисус Христос
НИ. КА. = Победитель (побеждает)

Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца па проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери пли святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаютс просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии.

На проскомидии вместе с воспоминанием о воплощении Господа Иисуса Христа воспоминаютс Его страдания и смерть, предсказанные прообразовательно ветхозаветными пророками. Вследствие этого слова и Действия проскомидии имеют двоякое значение с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой — страдания и смерть Его. Так, приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, дискос ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица — звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, покровцы — пелены, которыми был повит Спаситель. Чаша, кадильница и фимиам напоминают о дарах, принесенных волхвами. Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овча на заколение ведеся…»
Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.

Чинопоследование проскомидии

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:

Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи.

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя,

и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее-нашем искуплении:

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробщдся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честною Твоею Кровию» — чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звездицу, «и копием прободся» — копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу — Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит:

Благослови, владыко.

Священник возглашает:

Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь.

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятс в тесной связи с проскомидией. В псалмах тропарях и других молитвах часов преобразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя-с левой) со словами: Яко овча на заколение ведеся.
(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).
Делая надрез с левой стороны (от себя — с правой), священник говорит:

И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих.

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами:

Во смирении Его суд Его взятся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповесть?

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

Господу помолимся,

держа орарь в руке, как при чтении ектений. После надрезания просфоры диакон говорит:

Возми, владыко.

Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова:

Яко вземлется от земли живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри, владыко

(от слав. слова «пожрети»-принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря:

Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх. Диакон:

Прободй, владыко.

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря:

Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.

Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит:

В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник.

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя-с левой), вблизи от его средины, произнося:

Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна.

Священник, взяв третью просфору, произносит:

Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,

и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя — с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:

Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков,
и отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,

и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:

Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григори Богослова и. Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,

и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:

Святаго апостола первомученика\и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакйи, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,

и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:

Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей,

и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:

Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников,

и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:

Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,

и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. Обычно здесь поминаютс и другие святые, имена которых не вошли в Служебник.
Затем священник говорит:

Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Констан-тинопбльскаго, Златоустаго {или «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,- если совершается его литургия),

и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчива ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминаетс и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко.

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея

и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов:

Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов, божиих, имя рек. Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них-за Святейшего Патриарха и епархиального епископа — полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит

О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося:

Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.

Заканчивая поминовение, священник произносит:

Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни веч-ны и Твоего общения усопших православных отец и братии наших, Человеколюбче Господи.

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами:

Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него. Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря:

Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.

Священник, благословляя кадило, читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухани духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспослй нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:

Господу помолимся.

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:

И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча.
Диакон: Господу помолимся.

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

Господь воцаряися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя, возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами:

Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.

Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе.

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами:

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:

О предложенных Честных Дарех Господу помолимся.

Священник читает молитву предложения:

Боже, Боже наш. Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя, и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, Сам благослови предложение сие и приими е в пренебесный Твой Жертвенник. Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и ихже ради принесоша, и нас неосуждени сохрани во священнодействии Божественных Твоих Тайн. Яко святися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося:

Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:

Воскресый из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

На литургии святого Василия Великаго поминается:

Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския.
Диакон: Аминь.

Частные просфоры

После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.

Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.

Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии — приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).

Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.

Литургия: Проскомидия

На сайте журнала “Фома” игумен Силуан (Туманов) продолжает объяснять православное богослужение. Предлагаем вам первый материал о Божественной Литургии, который посвящен проскомидии, совершаемой священником в алтаре.

Когда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.

Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник – алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.

Многое изменилось. Что-то уже и распознать без специального образования сложновато. Но, тем не менее, литургия остается той же литургией, что и древние апостольские богослужения двухтысячелетней давности.

Кстати, а что значит само слово «литургия»? В переводе с древнегреческого оно означает «общее дело», «общественная повинность». Так в Древней Греции задолго до появления христианства называли общественные обязанности состоятельных граждан городов-государств – «полисов».

Таких обязанностей было несколько. Литургией называлась оплата праздничных застолий (эстиасис), содержание в течение года школы-гимнасия и участников гимнастических соревнований (гимнасиархия), оплата театральных шествий и хоров, выступавших на празднике Диониса (хорегия), финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники (архифеория), а в случае войны добавлялась триерархия т.е. снаряжение военного корабля — триеры.

Смысл таких литургий – снятие напряжения между богатыми и бедными слоями граждан, ведь так все одинаково могли участвовать в праздниках, даже если не у всех хватало денег для их устройства.

Это главное свойство литургии – объединять разных людей для общего дела – как нельзя лучше соответствовало и первым христианским богослужениям, где все крещеные христиане сообща собирались на ужин для причащения — вкушения особо освященного Хлеба и Вина, ставшими Телом и Кровью Иисуса Христа, и делились другой пищей друг с другом независимо от положения в обществе или достатка.

«Как, ужин?! Ведь причащаются с утра и не едят перед этим!» – удивитесь вы. Верно, но так было не всегда. До IV века, а, точнее, до 397 года, когда на Карфагенском соборе было постановлено причащаться натощак, причащение совершалось … прямо во время ужина. За таким ужином собирались все христиане, слушали Писание и проповедь старейшего, старшего христианина (по-гречески его называли «пресвитер», это синоним слова священник), из его рук принимали освященный Хлеб и Чашу с вином.

Но люди слабы. И такие застолья стали со временем поводом для беспорядков. Кто-то делал слишком уж большие глотки вина, богатые не хотели делиться своей едой с бедными (кстати, именно это, а не недочитанные молитвы и не соблюденный пост апостол Павел называл недостойным причащением, от которого можно заболеть и даже умереть (1 Кор. 11, 26-27)), священная трапеза все больше напоминала светский ужин. Так что, начиная с конца IV века, и сложился обычай воздерживаться от пищи с полуночи или за шесть часов до причащения, а сами трапезы устраивать после литургии. Отголоском тех общих ужинов остались освящения хлеба, пшеницы, вина и растительного масла на Всенощном бдении, освящение пасхальной еды, освящение колива в память усопших и т.п.

Как только богослужение отделилось от самой трапезы, встал вопрос: а как выбирать хлеб и вино для причастия, кто его должен приносить, как его приготавливать для причащения и т.п.?

Поначалу это делали диаконы прямо посередине службы вскоре после чтения Евангелия, там, где сейчас поётся Херувимская песнь. Они выбирали среди принесенных прихожанами хлебов и вина лучшие и приносили их к алтарю, где и происходило освящение.

А потом это стали делать в особом помещении при храме, чтобы во время службы не было никакой суматохи.

Так появилась проскомидия.

***

Вообще, чтобы как следует разобраться в том, что такое литургия и почему она дошла до наших дней именно в таком виде, стоит почитать серьезных исследователей и публицистов. Могу рекомендовать, например, такие книги в электронном формате:

Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия

Священник Алексий Уминский. Беседы о литургии

Juan Mateos. Развитие византийской Литургии

Да и вообще не помешает вся подборка текстов на «азбуке веры»

Там мы узнаем, среди прочего, что проскомидия – это по-гречески принесение, подношение. То самое приношение хлеба и вина для последующего причащения. Только если раньше хлеб и вино (и масло для лампад, и ладан и пр.) люди приносили свое, приготовленное своими руками, то теперь люди просто жертвуют деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку и дрожжи, пекут просфоры, закупают вино и прочее, необходимое для совершения службы.

Кстати, просфора тоже переводится как приношение. Это круглый хлебец из дрожжевого пшеничного теста, состоящий из двух частей. На верхней части есть выпуклое изображение креста и буквы ИС ХС НИ КА, что с греческого переводится как «Иисус Христос побеждает (смерть)».

Вино в Русской Церкви используется красное, крепкое, сладкое. Оно называется «кагор», но к одноименной французской винодельческой провинции отношения практически не имеет. Главное, чтобы оно было натуральным и не теряло своих вкусовых качеств при разбавлении водой.

Но перед тем, как приготовить это к последующей службе, священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (мы говорим – облачается) в особые священные одежды, символика, цвета и форма которых – разговор особый. Тем самым подчеркивается, что предстоящее богослужение – это не обычное человеческое мероприятие, а а священнодействие, превосходящее обычные действия, направленное ввысь, отрешенное от суеты.

В храме в это время полумрак, все врата закрыты. Людей в храме еще мало. Священник произносит прославляющий Бога возглас, и чтец негромко читает 3-й и 6-й часы – комбинацию псалмов и молитв. Основная тема 3-го часа – схождение Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, а 6-го распятие Христово.

В это время внутри алтаря священник на небольшом столе – жертвеннике в левой, северной части алтаря – при чтении особых молитв вырезает из большой просфоры особым ножом – копием – куб, называемый Агнцем, символизирующим пасхального ягненка Ветхого Завета и Христа одновременно, и кладет его на металлическое блюдце на ножке – дискос. Вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Это символ единства Христовой Церкви всех поколений и эпох. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. Отдергивается завеса при Царских вратах в центре иконостаса. Сосуды, алтарь и весь храм кадится благоуханным дымом ладана.

Священник в это время продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших и ждет окончания чтения часов, чтобы начать вторую часть литургии – Литургию оглашенных или Литургию Слова.

Храм замирает в предощущении праздника.

Фото СПДА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *