Кони привередливые Высоцкий

Кони привередливые

Кони привередливые

Исполнитель

Владимир Высоцкий

Дата записи

Жанр

авторская песня

Язык песни

русский

Длительность

Автор песни

Владимир Высоцкий

Композитор

  • Владимир Семёнович Высоцкий

Кони привередливые

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю,—
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою,
я куплет допою —
Хоть немного ещё постою
на краю…

Начало песни

«Кони привередливые» — песня Владимира Высоцкого, написанная в начале 1972 года. Это одна из самых известных песен поэта. Вместе с песней «Белое безмолвие» и «Балладой о брошенном корабле» была написана и предлагалась автором для кинофильма «Земля Санникова», но в фильм все эти песни не вошли.

Описание

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (5 января 2014)

Песня Владимира Высоцкого «Кони привередливые» — трагическая песня, исполняющаяся «с надрывом». Это рассказ человека от первого лица, как он предчувствует свою смерть. Лирический герой песни повествует, что он «пропадает», и говорит: «Хоть немного ещё постою на краю!». Высоцкий описывает «стояние» устами своего героя и представляет образ Коней, несущихся «по самому по краю» пропасти.

Автор раскрывает внутренний конфликт рассказчика песни: с одной стороны, лирический герой отчаянно молит, чтобы его Кони остановились, с другой — гонит их всё быстрее. Он умоляет своих Коней: «Хоть немного, но продлите — путь к последнему приюту!» и говорит им: «Вы тугую не слушайте — плеть!».

Наиболее известные записи

Песня исполнялась автором начиная с 1972 года.

  • 21.02.1973 г. состоялось одно из наиболее ранних исполнений этой песни, на концерте в клубе–магазине «Эврика», в Ленинграде. Как обычно, Высоцкий тогда песню исполнил под гитару.
  • 09.04.1974 г. В. Высоцкий впервые сделал студийную запись этой песни на фирме «Мелодия», с инструментальным ансамблем под управлением Георгия Гараняна. Аранжировки песни сделали сам Г. Гаранян и Игорь Кантюков. Эта запись была издана на пластинке–миньоне ещё при жизни Высоцкого («Песни В. Высоцкого»; май 1975).
  • Во время одного из посещений Франции Высоцкий записал «Коней» под гитару в парижской студии, дома у своего друга, художника Михаила Шемякина. На второй гитаре поэту аккомпанировал Конст. Казанский. Эта запись была издана после смерти поэта — в декабре 1987 г., в США, на 7-й пластинке комплекта «В. Высоцкий в записях М. Шемякина».

Высоцкий неоднократно исполнял эту песню во время своих гастролей на североамериканском континенте :

  • В конце июля 1976 г., в Монреале, была сделана студийная запись песни для пластинки «Мой друг уехал в Магадан», выпущенной компанией RCA Victor в 1977 г. (звукорежиссёр Андре Перри).
  • В июле 1977 г. песня была исполнена на 13-м канале телевидения Мексики (существует цветная видеозапись выступления).
  • 17.01.1979 г. «Кони» были спеты на концерте автора в Brooklyn College (Нью-Йорк).

В конце жизни В. Высоцкого были сделаны ещё две цветные видеозаписи исполнения им этой песни:

  • 17.05.1979 г. автор исполнил песню в видеопослании для Уоррена Битти.
  • 16.04.1980 г. песня была исполнена во время выступления в Малом зале Большого драматического театра Ленинграда. Режиссёр этой последней в жизни поэта видеозаписи — Владислав Виноградов — после смерти В. Высоцкого использовал её в документальных фильмах «В. Высоцкий. Песни–монологи» и «Я возвращаю ваш портрет» (в последнем — частично).

На этих двух исполнениях вторая строфа песни пропущена. Наталья Анатольевна Крымова в своей передаче «Владимир Высоцкий» добавила второй куплет песни в «Уоррена Битти» из «Гараняна», не забыв поменять стереодорожки местами.

Издания

Песня «Кони привередливые» была включена в состав следующих посмертных пластинок В. Высоцкого:

  • «…Хоть немного ещё постою на краю…». Стихи и песни В.Высоцкого (1987; двойной альбом; на II пластинке);
  • «Кони привередливые» (1989; X пластинка серии «На концертах В.Высоцкого»);
  • «Моя цыганская» (лето 1992; фирма «Venda Company»).

Песня была включена также в состав CD «150 песен. В.Высоцкий в сопровождении оркестров» (2005).

Другие исполнители

  • Тамара Миансарова;
  • Гарик Сукачёв;
  • Марыля Родович и инструментальный ансамбль п/у Анджея Клещевского (1983 г.);
  • Диана Арбенина;
  • Григорий Лепс и ансамбль «Мелодия» Г. Гараняна;
  • Александр Малинин (в январе 2014 г.);
  • Виталий Гогунский (в рамках шоу «Один в один!»)
  • Людмила Соколова и Елена Ваенга (в концерте к 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого в 2017 году в Государственном Кремлёвскогом Дворце).

Факты

  • Текст песни был впервые напечатан при жизни поэта, в сборнике «Песни русских бардов» парижского издательства «YMCA-Press» (1978). Предположительно, эта публикация состоялась без ведома и согласия автора.
  • Слова «чую с гибельным восторгом: пропадаю» — перефразированная цитата из рассказа Исаака Бабеля «Смерть Долгушова» (из книги «Конармия»): «Пропадаем, — воскликнул я, охваченный гибельным восторгом, — пропадаем, отец!» Об увлечении Высоцкого Бабелем свидетельствуют, например, И. Кохановский и Марина Влади.
  • В 1980 г., после смерти В. Высоцкого, образ несущихся вскачь Коней был использован поэтом и одним из друзей юности В.Высоцкого — Игорем Кохановским — в стихотворении «Жил артист, жил поэт, жил певец – среди нас…». Позже оно было положено на музыку Арк. Хаславским, в конце 1980 г. советский вокально-инструментальный ансамбль «Здравствуй, песня!» (солист Леонид Грабер) записал песню «Памяти Певца» («Памяти Высоцкого») и с февраля 1981 г. стал её исполнять. В дальнейшем эта песня была использована в конце литературно-музыкальной композиции памяти В. Высоцкого, демонстрировавшейся в 1980-е годы в кинотеатрах городов СССР (в частности, в г. Грозный).
  • 12.10.1985 г. на могиле Владимира Высоцкого (Ваганьковское кладбище Москвы) был установлен памятник работы скульптора А. Рукавишникова, немаловажной частью которого являются кони.
  • Песня была также использована в :
    • советском документальном фильме о В.Высоцком «Воспоминание» (1987; режиссёр В.Савельев);
    • кассовом голливудском фильме «Белые ночи» с Михаилом Барышниковым в главной роли;
    • конце документального фильма «Кинорежиссёр Вик.Туров» (фрагмент песни). Фильм был показан 17.8.1998 года;
  • Песня неоднократно транслировалась в музыкальных программах радиостанции «РЭКА» (Израиль).
  • По названию песни именовались сборники песен и стихов В.Высоцкого, изданные, в частности, в 1987-м, 2006-м и 2010-м годах.

Примечания

  1. в зависимости от исполнения
  2. Высоцкий В. Сочинения в 2 томах. Песни. / Предисл. В. И. Новикова; Сост., подгот. текста и коммент. А. Е. Крылова Издание 11-е. — Екатеринбург: «У-Фактория», 1998. — Т. 1. — С. 299—300. — 544 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-89178-071-2.
  3. Высоцкий В. С. Собрание сочинений в семи томах. — Вельтон Б.Б.Е., 1994. — Т. 6. — С. 404.
  4. Цыбульский М. «Песни русских бардов» — первое собрание сочинений Владимира Высоцкого. «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» (12 декабря 2013). Дата обращения 30 сентября 2017. Архивировано 30 сентября 2017 года.
  5. Песни русских бардов / оформл. Л. Нусберга. — Париж: YMCA-Press, 1977. — Т. 2.
  6. Людмила Томенчук. «Кони»
  7. И.Кохановский. Серебряные струны
  8. Андрей Малаев-Бабель. Долгая дорога домой

Ссылки и литература

  • Людмила Томенчук. «Кони»
  • Прижизненные издания пластинки с записью песни
  • Пластинка с записью песни, выпущенная на фирме RCA в Монреале
  • Интервью Марыли Родович, исполнявшей песню
  • А. В. Кулагин. «Поэзия В. С. Высоцкого: творческая эволюция». — 1997. — 195 с.
  • Марк Цыбульский. «Жизнь и путешествия В. Высоцкого». — Феникс, 2004. — 634 с.
  • Людмила Соколова. «Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами».
  • Высоцкий В. Каюсь! Каюсь! Каюсь! / составление и комментарии: П. Фокин; подготовка текста: С. В. Жильцов; редакционная коллегия: Н. В. Высоцкий, С. В. Жильцов, А. В. Максимов, В. Б. Назаров, Е. А. Трофимов. — СПб.: Амфора, 2012. — С. 12-13. — 127 с. — ISBN 978-5-367-02117-2.

См. также

  • Список произведений Владимира Высоцкого
  • Дискография В.Высоцкого

Старые пластинки. Высоцкий. Кони привередливые

— Ты! Ты подлец! Я ненавижу тебя! Я не хочу тебя видеть! Никогда! Никогда! — я выплевываю эти страшные слова в лицо человеку, которого люблю. Все еще люблю, несмотря на его предательство. И ужасаюсь тому, что кричу визгливым голосом, как базарная торговка Валька, известная всему городу своим скандальным нравом. Кричу в отчаянной надежде, что это сон, ночной кошмар. Сейчас я проснусь, и все будет по-прежнему: это я, верная жена своего мужа, а это он, мой возлюбленный муж. Но сон не кончается. Муж оказался неверным. Все слова вырваны из сердца. С кровью. Мосты сожжены. Муж, теперь уже бывший, подавленно молчит. Я, хлопнув на прощание дверью, выбегаю из нашей комнаты в общежитии, где мы провели столько счастливых часов, слетаю по лестнице, едва касаясь ступеней, выскакиваю на крыльцо, и, захлебываясь злыми слезами, бегу через железнодорожные пути, по тропинке через луг к высокому обрыву над Лесным Воронежем. Туда, где еще вчера паслись кони. Два рыжих и снежно-белый. Вчера, гуляя, мы с мужем забрели на этот высокий берег нашей речки, весь заросший ромашками. Валялись на траве, плели венки, а потом пошли знакомиться с братьями меньшими. Кони задумчиво жевали траву и косились на нас грустными глазами. Хлеба мы не захватили, а вот пачкой рафинада запаслись. Я протянула сахар снежно-белому красавцу, он благодарно фыркнул, вздохнул и осторожными шелковистыми губами взял сахар с ладони. До чего же он был красив! Я хотела надеть ему венок, но не решилась. Только стояла и смотрела, как ветерок играет белоснежной гривой. Солнце припекало пригорок, сладко пахло травами и земляникой. И мне хотелось вот так же, встряхивая шелковистой гривой, загадочно кося круглым голубым глазом, бродить над обрывом, купаясь в росе.
И вот сегодня, в мой самый горький день, ноги сами несли меня туда, где красавцы-кони задумчиво пьют земляничную росу. Я взбегаю на солнечный пригорок и на миг замираю. Слезы застилают глаза, два рыжих расплывшихся пятна и одно — белое — вот они, в двух шагах от меня. Я оборачиваюсь — мой бывший муж бежит тропинкой через луг. Бежит за мной сюда, к этому пригорку. Нет! Только не это! Не хочу! Не могу! Господи, помоги мне! И потянувшись всем, ставшим вдруг крутым и гибким телом ( Что это со мной?! Что со мной присходит?!), встряхивая белоснежной кудрявой гривой ( Откуда?! Боже!), я взлетаю над земляничным пригорком и мчусь вдоль обрыва, чувствуя, как влажно всхлипывает под ногами земля, как со свистом рвется навстречу свежий ветер, и каждая жилочка звенит, как натянутая струна, и кровь закипает и бурлит неведомой силой. За моей спиной жаркий топот и призывное ржание. Рыжие и белоснежный красавец-конь с развевающейся гривой нагоняют меня, и мы летим рядом, туда, где восходящее солнце окрасило небо багрянцем, где только простор и вольный ветер. Где нет измен и обид.
Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих ногайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю.
Я не знаю, откуда звучит во мне этот сильный с хрипотцой голос, но хмельное чувство скорой погибели охватывает меня, опьяняет. Резко свернув, я на какую-то секунду замираю над обрывом и с гневным яростным криком срываюсь и лечу вниз, где опрокинутое небо в белых курчавых облаках, где влажный песок и радужным веером холодные брызги речной воды.
…Поздно вечером я сижу на подоконнике нашей разоренной комнаты в общежитии. Муж собрал вещи и ушел. Я смотрю в окно, в котором ни черта не видно, но я упорно смотрю в окно, чтобы не видеть разбросанных бумаг, зияющей пустоты в шкафу, пустых вешалок. Магнитофон муж не забрал, щелкаю клавишей. Унылую пустоту комнаты наполняет сдержанный мужской голос:
Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее,
Не указчики вам кнут и плеть,
Но что-то кони мне попались привередливые
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я словно в первый раз слышу эти слова:
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю…
За один этот день я и повзрослела, и помудрела. Постоять на краю — вот она, мудрость, осмысленная мной в тот далекий теперь уже вечер. Постоять на краю, чувствуя этот край всем сердцем, всей сущностью своей, задыхаясь от восторга и ужаса. Но не делая последнего шага.
Чуть помедленне, кони, чуть помедленнее,
Вы тугую не слушайте плеть,
Но что-то кони мне попались привередливые…
В ту ночь я крутила эту песню без конца. И всю ночь, до рассвета, через одинокую комнату и истерзанную душу мою мчались, развевая солнечные гривы, кони. Два рыжих. И два снежно-белых…
В.Высоцкий. Кони привередливые. http://video.mail.ru/mail/lyapichev/6/26.html
Продолжение http://www.proza.ru/2010/06/12/867

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю…
Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Сгину я — меня пушинкой ураган сметёт с ладони,
И в санях меня галопом повлекут по снегу утром…
Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Не указчики вам кнут и плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!
Или это колокольчик весь зашёлся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне попались привередливые…
Коль дожить не успел, так хотя бы — допеть!

Я коней напою, я куплет допою —
Хоть мгновенье ещё постою на краю…

Владимир Высоцкий – Кони привередливые

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю Я коней своих нагайкою стегаю, — погоняю, — Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю, Чую, с гибельным восторгом — пропадаю, пропадаю! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть! Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть немного еще постою на краю!… Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони, И в санях меня галопом повлекут по снегу утром. Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони! Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту! Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Не указчики вам кнут и плеть. Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить я не смог, мне допеть не успеть. Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть немного еще постою на краю!… Мы успели — в гости к богу не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами? Или это колокольчик весь зашелся от рыданий, Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани? Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскачь не лететь! Но что-то кони мне достались привередливые, Коль дожить не успел, так хотя бы допеть! Я коней напою, Я куплет допою,- Хоть мгновенье еще постою на краю!…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *