Корсунская икона божией матери

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур. В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь. Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Сейчас образ хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге, хотя, вполне вероятно, в итоге снова перейдет во владение церкви. В музей икону передали в период советской власти для того, чтобы сохранить. Реликвию сохранили, но реставраторы убрали изначальный темный цвет кожи лиц, который приняли за копоть.

Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.

На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.

В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.

Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.

Акафист Корсунской иконе Божией Матери и молитва

Кондак 1

Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чýдныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:

Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия. Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земные украшение. Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим. Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся апостолов похвало. Радуйся, мученическое исповедание; радуйся преподобных венче. Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование. Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающи пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающее величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепное Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

История иконы

Образ князя Владимира

По преданию, Ефесская, или Корсунская, икона Богородицы, была писана св. апостолом Лукой и ещё при жизни Пресвятая Богородица, увидев своё изображение, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою». 9 октября 988 года список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлёвский Успенский собор.

Образ Евфросинии Полоцкой

Образ был принесен из Византии на Русь в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой, дочерью витебского князя Святослава Всеславича. Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель и построив в ней новую церковь в честь Пресвятой Богородицы пожелала украсить её древнейшим образом Эфесской Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она со своим слугой Михаилом отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Просьба была удовлетворена и образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными камнями, Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери.

Относительно нового названия иконы — Корсунская существует две версии: в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый» или икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Списки

Чудотворные списки с Корсунской иконы:

  • в Нижегородском Благовещенском соборе (писанная в 995 году)
  • в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Троице-Сергиевой Лавры
  • в Николо-Георгиевском храме села Смогири Смоленской области.
  • Корсунская Сосновская икона
  • Корсунская Шпилевская икона

Одигитрия

«Христос Пантократор; Богоматерь Одигитрия (Корсунская). 2-я пол. 13 века. Музеи Московского Кремля.

Помимо вышеупомянутой популярной Корсунской иконы типа Елеуса, существует называемая тем же эпитетом икона типа Одигитрия.

Эта двусторонняя икона (на обороте — «Христос Пантократор»), созданная в Византии во 2-й пол. 13 века, входила в число «корсунских» святынь московского Успенского собора наряду с корсунскими крестами; ныне она — в Музеях Московского кремля. По преданию, опубликованному А. Г. Левшиным, она была принесена Владимиром Святославичем из Корсуни вместе с другими реликвиями в Новгород, откуда позже их забрал Иван Грозный. В описи Успенского собора (1853-54) было указано время привоза иконы в Новгород (992) и в Москву (1570). Тем не менее, к X веку эта икона не имеет отношения, а эпитет «корсунский» является общим и указывает на византийское происхождение иконы. Сейчас ученые считают, что она могла быть на самом деле принесена в 1283 или в 1300 году митрополитом Максимом из Константинополя во Владимир, откуда её мог забрать в Москву митрополит Петр. Он мог поставить её в алтаре первого каменного Успенского собора, став одной из наиболее почитаемых его реликвий. Она хранилась в алтаре собора за престолом вместе с другой двусторонней иконой — «Богоматерь Одигитрия; Спас Нерукотворный», также называемой «Корсунской»

Торопецкая икона

Торопецкая икона Божией Матери Основная статья: Торопецкая икона Божией Матери

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII когда было написано первое сказание о ней. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная в XVII—XVIII века легенда о её «корсунском происхождении». Во имя этого чтимого образа освящён городской Корсунско-Богородицкий собор.

В отличие от оригинальной Корсунской иконы — Елеуса, Торопецкая икона относится к иконописному типу Одигитрия. Существует гипотеза, что икона происходит из Полоцка и представляет собой список с Ефесской иконы Евфросинии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *