Кошки в православии

Джанга – впрочем, тогда она еще не знала, что ее так будут звать – лежала на разделительной полосе Варшавского шоссе и готовилась умирать. Мимо в обе стороны плотным потоком шли машины: сбитой собаке не доползти до обочины.

«Я проскочил это место на скорости и заметил, что лежит какое-то черное пятно. Пришлось проделать круг, там нет разворотов. Мы с матушкой припарковали машину на кусочке земли между двумя сторонами шоссе, и оказалось, что правильно сделали, – это была собака, и она вообще не могла встать на задние ноги» – настоятель храма Илии Пророка в деревне Лемешево протоиерей Петр Дынников хотел поднять собаку и погрузить в машину, а она от страха инстинктивно пыталась кусаться. Но когда ее всё-таки удалось довезти в клинику на УЗИ и ветеринар сказал, что однозначно надо усыплять, вдруг затихла и положила голову на стол.

«Она с такими глазами просила, чтобы ей дали шанс на жизнь, и пусть мне расскажут сказки о том, что у них нет разума», – говорит отец Петр. После этого Джангу показывали еще двум врачам: раздробленные кости таза, разрывы внутренних органов, задние ноги парализованы – все однозначно подтвердили, что надо усыплять. «Но, – продолжает отец Петр, – наступал мой день рождения и день ангела, и я решил всё же оставить ее, продолжить лечение, а там как Господь управит».

Эта история произошла жарким летом 2010 года, когда Москва и Подмосковье были в дыму от торфяных пожаров. С тех пор Джанга живет при Ильинском приходе и бегает на всех четырех лапах: по словам отца Петра, вместо раздробленных костей у нее срослись жесткие жилы, сухожилия.

Двадцать лет назад, когда он молодым священником из бывших хиппи получил этот приход, здесь был остов разрушенной церкви XVIII века, пустырь и помойка. Последний настоятель – протоиерей Александр Агафонников – был расстрелян на Бутовском полигоне в октябре 1937 года. Теперь на месте, где его посадили на телегу, чтобы отвезти в НКВД, построен крестильный храм, алтарь которого будет освящен во имя священномученика Александра, канонизированного Церковью в 2000 году. Сын святого, Ерминигельд Агафонников, не только дожил до канонизации своего отца, но и застал восстановление Ильинского храма, где протоиерей Петр Дынников его и отпевал в 2002 году.

Когда гуляешь вокруг Лемешевской церкви летом или ранней осенью, приходится всё время себе напоминать, что ты не в Средиземноморье: туи, кипарисы и ели пахнут хвоей, матовые шершавые листья ив и более экзотических растений вроде лоха серебристого напоминают оливы, постоянный ветер с берега Пахры, к которому сад спускается террасами, кажется бризом.

Но всякое сходство с Грецией или югом Италии заканчивается, как только взгляд упирается в высокий забор. Вдоль бетонных и кирпичных заборов, которые не только окружают прихрамовую территорию по периметру, но и разделяют ее на отдельные зоны, кое-где еще высажены сцепившиеся колючками ряды боярышника. Они защищают обитателей приюта во имя святого Серафима Саровского от злонамеренных людей. Все тридцать кошек и тридцать собак, живущих сейчас при Ильинском храме в Лемешево, пострадали от человеческой жестокости и равнодушия.

Пес Смирный пришел под Рождество, истекая кровью. У него было огнестрельное ранение, а из бедра торчала арматура, как будто в собаку метнули копье. Врач сказал, что если он не будет вести себя спокойно и терпеть все процедуры, спасти его не удастся. Пес понял и смирно стоял, пока два месяца изо дня в день послушник Константин, помощник отца Петра, обрабатывал его раны. За это и получил свое новое имя.

Каждый год после окончания дачного сезона приходят брошенные «игрушки» – в основном кошки, но иногда и собаки, и даже породистые. Однажды в октябре, когда было уже холодно, приблудились два огромных, голодных алабая. Они искали людей, стояли возле забора, жались друг к другу и смотрели. Одному из них по имени Айсберг, Айс, даже удалось найти новую семью – сейчас он, как говорит отец Петр, «пребывает в райских условиях» в большом загородном доме вместе с бернской овчаркой.

Если не знать, что недалеко от храма живут животные, стоя на службе или просто зайдя поставить свечку, об этом никак не догадаешься. Кошки еще могут гулять вокруг церкви или забредать в здание воскресной школы, а собак здесь не встретишь, разве что изредка доносится лай. Из окон храма видно только сад – цветы, разлапистые елки, аккуратные дорожки. Церковь стоит на холме, а вольеры устроены на склоне, под линией электропередач, где строить для людей ничего нельзя.

Отец Петр считает – дело не в том, что собаки могут что-то осквернить: «Это россказни. Всё гораздо прозаичнее. Кошка вообще не может ничем осквернить. На Кипре, например, я видел, как кошки спокойно заходят в храм.

Что касается собак, это бытовые моменты: всё-таки это большое животное, оно может что-то задеть, перевернуть, например, стащить продукты, которые люди на канон приносят.

Элементарная логика подсказывает, что животным всё же в храме делать нечего, но вряд ли это имеет отношение к осквернению. А люди подчас вместо логики довольствуются тем, что они могут услышать из уст человека, даже, быть может, наделенного духовным саном, который при этом выражает всего лишь свое частное мнение, как это делаю сейчас и я. Одной моей прихожанке какой-то священник сказал, что собака – это грязное животное. Ну так, может, его собака в детстве укусила или просто напугала, а у него теперь личное предубеждение и фобия: вот и поверил в расхожую выдумку, что собака – животное грязное.

Мы всё же живем в реальности Нового Завета, в Евангелии есть момент, где Спаситель упоминает псов: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”. Безусловно, это иносказание и речь идет о людях. Но в жизни псы действительно иногда могут разорвать, если это голодная стая, стерегущая свою территорию. Ну так и люди ведь могут… и даже еще хуже могут сделать, обладая абстрактным мышлением, когда теряют человеческое обличье».

Вольеры отделены друг от друга перегородками из гофрожелеза, калитки надежно запираются. Собаки живут в среднем по трое, у каждой тройки есть большая теплая будка, пространство, чтобы побегать, травка и деревце. Собак-соседей подбирают по размеру и по характеру, чтобы не было конфликтов.

Тех, кто в приюте недавно, видно по тому, как они боятся человека. Некоторых вообще не выманить из будки – выходят только когда видят, что возле миски никого нет.

Но большинство встречают звон ключей и лязганье отпирающихся замков радостным лаем. Даже те, которые на трех лапах, а таких несколько, резво скачут навстречу отцу Петру, его помощникам и гостям. Поэтому в подряснике и просто в чистой одежде здесь никто не ходит: выйдя из вольера, следы собачьих лап можно обнаружить даже на воротнике.

Кошки живут отдельно в «кошатнике» (он же «Кошкин дом», он же «Дай мне приют» по названию песни The Rolling Stones «Gimme Shelter»), который специально для них построен.

Некоторые выбрали себе место в приходском доме и в котельной. В «кошатнике» находится и мини-операционная – специальная чистая комната, где прихожанин-ветеринар осматривает животных и может проводить простые операции.

У каждого зверя есть ветпаспорт, сделаны все прививки, врач регулярно всех наблюдает. Первым делом попавших в приют зверей стерилизуют. Отец Петр считает, что это «акт не совсем милосердный с точки зрения вмешательства в Божественные дела, Господь нам такого права не давал, но это благо с точки зрения безопасности городских животных, живущих в неестественной среде обитания. Если им беспорядочно размножаться, то в этих условиях они обречены на гибель».

Деньги на содержание приюта не берут из церковной кассы: прихожане, если хотят, жертвуют на животных отдельно. Некоторые не могут взять найденного зверя к себе, просят отца Петра оставить его при храме, но дают денег на его содержание. Пса по имени Сержант Пеппер (в честь героя песни The Beatles про Клуб одиноких сердец), сбитого машиной, подобрала жена владельца крупной строительной фирмы. Но у нее дома уже была своя большая собака, поэтому Пеппера пришлось отдать отцу Петру. Теперь она «платит взносы» на его содержание: привозит корм и щебенку, цемент, песок.

Конечно, перед приютом стоит задача раздавать зверей, определять в семьи. Найти дом для кошки легче, чем для собаки, у одной женщины-волонтера даже псевдоним «Кошкина» – за талант успешно пристраивать кошек и организовывать им счастливую жизнь. Самые «непристраиваемые» – черные собаки, их почти никогда не забирают.

Отец Петр вовсе не стремится повышать поголовье своих подопечных. У него и дома живут две кошки Спяка и Твист, названный так потому, что котенком он умирал от дистрофии и у него были худые кривые лапки, и собака – найденный во дворе под машиной черно-белый французский бульдог Мамба.

Некоторые животные оказываются на улице после развода хозяев, когда становятся не нужны обоим. Бывает, что умирает одинокий человек, а новые родственники, вселившись в его квартиру, первым делом выкидывают на улицу осиротевших кошек и собак. Породистого шотландского кота Боба нашли на кладбище, Васю – в гаражах, рыжего кота Мёда с перебитой лапой отец Петр подобрал на рынке.

«Я не представляю, как можно не любить этих животин, – говорит отец Петр. – Однажды нам привезли кошку, которая жила при храме, а потом священник сказал: «Да нам людьми некогда заниматься, а вы кошками занимаетесь. Положите ее в пакет и отнесите на помойку». Человек не захотел везти на помойку и привез к нам, хотя у нас и так всё было переполнено. Самые несчастные животные – это те, которые побывали в доме, узнали человеческую ласку, привязанность: они без людей, без их любви уже жить не смогут».

Мониторинг СМИ

О. Петр Дынников: Общество, которое негуманно относится к животным, скатывается в средневековье и варварство

04.05.2018 14:50 Версия для печати

Основатель первого в России церковного приюта для животных, что при Ильинском храме в подмосковном селе Лемешево, протоиерей Петр Дынников в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной рассказал о разных подходах в разных обществах к вопросу о домашних животных.

— Отец Петр, СМИ распространили информацию о том, что в преддверии Чемпионата мира по футболу были выделены средства из госбюджета на уничтожение бездомных животных. Как вы относитесь к подобным инициативам?

— Вы задаете мне сложный и неординарный вопрос, потому что я являюсь священником, а не специалистом по таковым вопросам. Я с детства люблю футбол, это умная, зрелищная игра, которая привлекает людей всего мира. Особенно чемпионаты мира, я не пропустил ни одного с тех пор, как стал понимать и ценить футбол.

Печально то, что готовятся такие акции. Конечно, это связано не только с чемпионатом мира, эта ситуация перманентная, несмотря на принятие в 1999 году запрета об отстреле собак на территории России. Тем не менее такая порочная практика существует везде и всюду в нашей стране, об этом известно и властям, и тем, кто выступает против таких решений. Новый же закон о защите животных, по мнению зоозащитников, оказался половинчатым в том смысле, что он запрещает жестокое отношение, но при этом надо доказать, что обращение было жестоким, завести уголовное дело. На самом деле запрет должен быть абсолютным. Нельзя сажать животное на цепь, издеваться над ним. Жестокое отношение должно быть априори наказуемым. Любое убийство, каким бы благим делом оно ни прикрывалось, остается таковым. Убийство — это злодеяние. Благие дела не должны твориться при помощи зла и убийств. Есть Заповедь — не убий. Она весьма пространна и не проецируется только на человека.

Накануне великого китайского скачка с 1958 по 1960 год Мао Цзэдун призвал всех бороться с воробьями. Перед китайцами стояла проблема голода, и им указали, что причина их бед — это воробьи. В советское время перед художественным фильмом показывали документальный, и вот мое детское сердце запомнило ужасные кадры, когда тысячи грузовиков везут тушки этих несчастных воробьев. В 1955 году на призыв Мао Цзэдуна и днем, и ночью выходили люди с трещотками, с гонгами и не давали воробьям ни на одну минуту присесть и отдохнуть, потом воробьи замертво падали. За короткий срок в Пекине с воробьями было покончено раз и навсегда. Казалось бы, это благое дело, ведь люди боролись за урожай, но в результате зерно оказалось отравлено вредителями, которых уже не могли уничтожать воробьи, и проблему голода это не решило. Я это вспомнил в связи с тем, что нельзя назначать домашних животных «крайними» в проблемах людских. Все проблемы создает себе человек, животное само по себе не может создавать проблемы, тем более что речь идет о животных, которые называются домашними. И собака, и кошка — это домашние животные, которых приручил человек, а приручил — значит, обязан отвечать. Мы же не ведем речь о тиграх, бегемотах или волках, речь идет о тех животных, которые обитают рядом с нами. В результате неправильного отношения к животному миру животные оказались «виноваты» в проблемах человека. Несчастья только усиливаются, когда происходит та или иная кампания, как тогда пекинская кампания проходила. Если начнется кампания, связанная с каким-то событием, при котором должны страдать животные, то это аморально и недопустимо, с моей точки зрения.

Чемпионат — явление временное. Можно животных на время проведения чемпионата изолировать, поймать и поместить в приюты, а после — выпустить в местность, где собака была поймана. Можно привлечь волонтеров для ухода за животными на это время. Это же время школьных каникул! Дети могут помогать и заодно научатся доброте, увидят чужую боль и увидят, как даже простая прогулка с приютской собакой меняет весь мир этой собаки. Привлекают же наши власти волонтеров для самого чемпионата, так же можно привлекать волонтеров и в приюты. Можно организовать пункты сбора еды для этих животных, чтобы приютам не было обременительно их кормить. Деньги, запланированные на отлов и отстрел, перенаправить на временное содержание животных во время чемпионата. Да, возможно, приюты временно будут переполнены. Но это временно. Может, на это время кто-то может забрать собаку на дачу? Но это также нужно донести до людей.

Мне известно, что за границей дома престарелых объединяют с приютами для животных. Понимаю, что у нас это невозможно, а жаль.

— Как относится Церковь к зоозащитной тематике, в частности к теме защиты животных, которые на протяжении всей истории служат компаньонами человека?

— Начиная с прошлого года в Русской православной церкви, которую я представляю, в начале сентября мы читаем специальный молебен о Божьем творении, обо всех творениях, которое создал Господь, в том числе о животных.

Если мы молимся о творении, о Божьих тварях, то Церковь предлагает относиться к ним так, как относится к ним Библия. Библейский взгляд таков, что все сотворенное Господом было сотворено Им в радость Себе, Творцу, потому что любой акт творения Он завершал словами: все, что сотворил Я, хорошо весьма. Значит, Господь радовался тому, что Он сотворил. В шестой день, день сотворения мира и человека, сказал Господь, что произведет душу живую, скотов и гадов, зверей по роду их. Речь идет о живой душе. Если кто-то говорит, что у животных нет живой души, это неверно с точки зрения толкования Библии. Это такая же живая душа, как у человека, с той лишь разницей что человек как высшее творение Бога на земле стоит на другой стадии развития, он потенциально Богоподобен по образу и подобию Его. В Библии сказано о том, что всякое дыхание да хвалит Господа, значит, любая форма жизни по-своему Творца и хвалит. Как мы можем относиться к тому, что сотворил Господь с радостью? Потом Господь повелел человеку как величайшему творению, созданному Богом, дать названия всем животным и растениям. Господь заповедал людям управлять миром, который Он сотворил, повелевать и владычествовать над этим миром. Владычествовать — это разумно управлять, любить то творение, которое создал для нас Господь. Это не означает, что мы должны насиловать этот мир и искажать его, обезображивать. Безобразие — это отсутствие образа Божия в чем-либо, и когда человек лишает творение того, что этому творению дал Господь, он приводит его в состояние безобразия, что, к сожалению, происходит и с природой, и с животным миром.

Если говорить о зоозащите, то, с моей точки зрения, а я выражаю только свою точку зрения и это подчеркиваю, Ной, который делал ковчег по повелению Божию, чтобы спасти род человеческий и животный мир, можно сказать современным языком, являлся зооспасателем. В этом ковчеге было спасено не только человечество, но по указанию Божию и животный мир. Это же удивительно, что Господь позаботился и о животных, чтобы они были спасены! Праведного Ноя вполне можно считать покровителем зоозащитников. Более того, со спасенным человеком и животными Господь заключил Завет как с разумными существами, это был Завет не только с человеком, но и с животным миром, в Библии об этом говорится.

— Если у животных есть душа, они попадают в рай, как вы думаете? Можно ли надеяться на встречу с нашими питомцами в мире ином?

— Однозначного ответа на это нет. Господь создал душу живую. Когда идет речь о животном, то это вполне такая же живая душа, только она сотворена не по образу Бога, это прерогатива человека. Вечна ли она? Я не знаю, потому что это вопрос, дискутируемый на протяжении многих веков у святых отцов, есть разные мнения на сей счет. Сможем ли мы встречаться с животными в будущем, прямого ответа в Библии нет, я тоже не знаю, но пророк Исайя, который говорит о видении будущего рая, писал, что волк будет пастись вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и малое дитя будет выгуливать их. Речь идет о том, что и в состоянии будущего Господь желает видеть животных вместе с человеком.

— У вас большой опыт общения с собаками и кошками. Как вы считаете, есть ли какие-то качества у этих зверей, которым можно поучиться человеку?

— Человеку следовало бы поучиться у них безграничной преданности, потому что так преданно любить человека может только животное, которое человека боготворит. Мы для них являемся величайшим созданием, которое они видят перед собой. Человек вряд ли может умереть от тоски, потеряв ближнего своего, даже если это был самый близкий человек: проходит время, которое все перетирает, и человек вновь обретает свои нормальные качества, отходит от горя. А животное подчас нет, животное может умереть от тоски по хозяину, потому что для него хозяин — это Вселенная, и потеря хозяина — это потеря смысла бытия. Речь идет о прирученных домашних животных, которые любят человека и привязаны к нему. Относиться к ним плохо — это аморально и недостойно. Отношение к животному миру лучше всего выражала русская литература. Помните знаменитое выражение Льва Толстого? Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет преступным и нищим. Он это сказал как гуманист и писатель. «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове», сказал великий русский поэт Есенин. Его «Песнь о собаке» настолько проникновенна! В этом стихотворении поэт раскрыл душу животного — что оно умеет страдать от потери своих детенышей, безгранично страдать. Животное, потерявшее своих детенышей, в таком же горе, как женщина, которая потеряла своих детей. У поэта это показано с огромной силой. «Кусака» Леонида Андреева… Это те произведения, которые должны быть настольными в школах, это все должны проходить дети без навязывания, с правильными объяснениями, тогда они будут верно относиться к животному миру, прежде всего к тем, кто нас окружает, к домашним животным.

— Как у вас появилась идея создать приют при храме? С чего все началось?

— Началось с того, что мы видели несчастных животных. Храм строился, находился без ограды, к нам прибивались бродячие собаки и кошки, которые часто прибиваются к стройкам. У нас были такие дворняжки, и коты брошенные приходили. Хозяйские. Видно, когда кот дикий, а когда хозяйский. Толчком было обращение одной прихожанки, которая отошла в мир иной, Царствие ей Небесное, перед отходом в мир иной она слезно просила, чтобы я позаботился о ее «детях», как она их называла. Детей у нее не было, их она потеряла давно, была уже пожилая и жила только своими котами, у нее было три кота. Она думала, что же с ними будет, когда она отойдет. А нам некуда было брать, пришлось взять себе в приход. Условий не было. Был домик небольшой для рабочих, где они и обитали. Были такие вот частные случаи, когда люди, которые брали животных и должны были заботиться о них, хозяевами их язык не поворачивается назвать, подбрасывали нам несчастных домашних животных. Однажды на приходе появилась овчарка, которая страдала онкологией, абсолютно несчастное животное, ее хозяева обманули нас — сказали, что не могут ее содержать, у них аллергия. Когда мы взяли животное, оно было очень беспокойным от потери хозяев, собака была к ним привязана и сильно тосковала, их потеряв. Когда мы служили службу, она смотрела в окно храма человеческими глазами, ограды у нас тогда не было. Когда я совершал каждение, видел в окно, как она прибегала к храму и так смотрела, что это было просто невозможно вынести, этот взгляд нельзя передать, настолько он был жалким и страдающим. О ней позаботились не эти беспечные люди (после такого поступка их таковыми и называть не хочу), а позаботились о ней дворняжки, которые ложились на нее и грели. Тогда условий на приходе для животных не было абсолютно. Домик был холодный, неотапливаемый, и эти собаки ложились на нее — одна сверху, другая снизу: она болела раком и мерзла. Они до последнего дыхания грели ее своими телами. У животных милосердия и сострадания оказалось больше, чем у тех, кто должен был позаботиться о том, кого он приручил. Вот это был один из толчков к созданию приюта, хотя приют — это громко сказано, у нас нет никакого закрепленного статуса. Есть возможность на нашей территории держать какое-то количество кошек и какое-то количество собак в силу того, что для людей там строить нельзя, на территории проходит высоковольтная линия электропередач. Значительно дальше для собак сделаны вольеры и теплые будки. Теперь у нас очень хорошие условия для псов. Они живут по три, максимум по четыре, важна совместимость, чтобы у них не было конфликтов. У наших собак свободный выгул, как подобает животному. Они спокойно бегают в любое время — и зимой, и летом. К зиме будки утепляются сеном. Если кому-то нужны особые условия, к примеру маленьким собакам или инвалидам, то мы их переводим в помещение.

— Кто вам помогает заботиться о животных?

— Прихожане. Работников у нас нет. После возникновения нашего хосписа, это все-таки хоспис, здесь животные доживают, я познакомился с людьми, которые помогли мне часть кошек пристроить. Их называют зоозащитниками, волонтерами, я тогда с ними впервые столкнулся, по-хорошему им бы памятник поставить на территории России вместо нелепых памятников, которые подчас можно встретить в городах и селениях. Это был бы памятник милосердию и материнству. Есть такой город Грязи в Липецкой области, там живет Валентина Силич, я не знаком с ней лично, но она в одиночку спасает столько животных, столько собак! Это говорит о том, что у нее огромное человеческое сердце, наполненное безграничной любовью и добром. Это правильное отношение к животному миру, такое, каким оно должно быть. Такое гуманное отношение должно, наконец-таки, распространяться по всей России.

Как правило, у нас в России женщины оказываются морально более крепкими и стойкими, чем мужчины. Они уже 18 лет борются за права животных, а их всячески шельмуют — за то, что они не рассматривают близкое существо как кусок мяса к обеду или потенциальную шубу, а относятся к душе живой по-другому. Так это их только возвеличивает. Европа уже давно пошла по этому пути.

— А почему в Европе нет бродячих животных? Как им удалось этого достичь?

— Я читал, что в Норвегии был период, когда на десять лет ввели мораторий на продажу и разведение породистых собак. Разведение строго регламентировали и оставили породистых собак только для полиции, для поисковых служб и собак-поводырей для слепых. За это десятилетие разобрали всех собак из приютов. Бродячих собак не стало.

— Как можно повлиять на сознание людей, чтобы вместо того, чтобы заводить породистых собак и кошек, они стали брать животных из приютов и с улиц? Если они собак заводят как модный аксессуар?

— А как можно повлиять на сознание человека, если он относится к животному как к вещи? И законы у нас относятся к ним как к вещи, и это входит в сознание людей. Животное рассматривается как модный атрибут. Нужно внушать, что это душа живая и требует такого же отношения, как к любой живой душе — что к человеку нужно относиться правильно, что к животному. Как в целом повлиять, я не знаю, у меня полного ответа нет. Надо сознание общества менять в отношении к животному миру. Книги надо читать в детстве нормальные. Помните, у Леонида Андреева — о том, как собака, к которой тоже относились как к вещи, приезжали, баловались, а потом равнодушно уехали, бросив её, а собака настолько привыкла к теплу и ласке, что без этого уже жить не могла, поскольку живая душа? «Хотелось в тепло, к любящему женскому сердцу, собака выла». Вот как переживала эта собака! И тогда люди с детства будут понимать, что нужно относиться к животным как к живому существу, а не к модной вещи. Тот, кто приручает, должен нести ответственность. В благополучных странах существует нравственная и уголовная ответственность человека перед животными. Приобрести собаку в Германии очень сложно, нужно собрать множество документов, справки о том, что человек находится в здравом уме, и так далее. Они следят за воспитанием собаки, она должна быть адаптирована, социализирована. Все соблюдают эти правила. У нас зачастую сталкиваешься с тем, что владельцами собак бывают люди неадекватные, и эти неадекватные люди приобретают достаточно серьезные породы, которые наносят увечья другим животным и людям. Откуда берутся дворняжки? В основном из-за того, что в вязку вступают породистые собаки без всякого контроля. Вот, например, в Польше ведется строгий контроль и учет. Это единственная страна в Европе, где есть реальный учет собак, сколько их и каких пород. У них есть такая статистика, а у нас огромное количество животных, которые бегают сами по себе. Отстреливать — негуманно и противоестественно. Тогда должна быть программа стерилизации. В Индии это возможно, там другое отношение и к коровам, и к собакам, в Стамбуле они ходят спокойно: президент Эрдоган ввел суровый закон — теперь человек, который жестоко обращается с животным, может получить десять лет реальной тюрьмы.

У нас есть собаки стерилизованные. Несмотря на то, что Господь сказал «плодитесь и размножайтесь», это хорошо в естественных условиях, а в урбанизированном мире, где их потомство обречено на голод, болезни, страдания, лучше пусть они живут, но с такими ограничениями. Это мое осознанное, непростое решение. Тут уж из двух зол надо выбирать меньшее. Я изначально противился стерилизации, но когда проблема стала жесткой, пошли эпидемии, мор, я решился на это и считаю, что решение было правильным. Коты стали более ручными, далеко не уходят. Собаки тоже стали держаться ближе, и агрессивность как таковая у них пропадает, потому что агрессивность у собаки проявляется во время течки, когда идет борьба за обладание, действует естественный инстинкт, они начинают «звереть». Человеческое сообщество тоже знает моменты, когда, сбиваясь в преступные стаи, оно звереет. Взять, например, недавний нашумевший случай, когда говорили, что собаки до смерти задрали человека — темное дело, непонятно, как было на самом деле и чем кончилось. Если это было действительно так, то подобные трагедии нельзя допускать. Но накануне был и другой вопиющий случай, который, однако, не вызвал особого резонанса: стая озверевших подростков забивала инвалида, изуродовав до неузнаваемости его лицо, причем это снималось на камеру. Это полная потеря человеческого облика, озверевшая стая. Почему этот случай не вызвал такого резонанса, а только случай с собаками? Собака не понимает, у нее инстинкт, а человек-то понимает, и так извращенно может поступать только человек, обладающий творческим началом и абстрактным видением. Животное абстрактным видением не обладает, оно может напасть, чтобы защитить себя или отвоевать территорию. Но так, как человек подчас поступает, когда получает удовольствие от мучений и пыток, это уже извращение ума, и на это способен только он. Увы, это так.

Михаил Виноградов, известный психиатр и криминалист, сказал, что 95% маньяков и душегубов в детстве занимались живодерством и испытывали удовольствие от того, что мучили животных, а потом мучили и терзали людей.

В свое время мне запали в память слова Дмитрия Жмурова, который преподает в сибирском институте МВД России, он сказал: убить животное только для того, чтобы лишить его жизни, это все равно, что убить человека в себе. Меня потрясли эти слова, он тонко это подметил, как психолог. Человек, убивший животное, лишает себя разума, лишает себя звания человека, потому что он лишил себя образа Божия, заложенного Творцом для других вещей, а не для того, чтобы мучить тех, кого Господь доверил нам опекать.

— Госдума 13 декабря приняла поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, которые ужесточают наказание за жестокое обращение с животными. Как вы считаете, эти меры достаточны, чтобы предотвратить намеренную жестокость?

— Да, существует возможность наказания, и есть уже первые примеры, когда несколько людей были реально наказаны за живодерство. Но этого мало. Само негуманное отношение к животному миру поставить вне закона, это злодеяние. Пока у нас не предусмотрена ответственность за это, есть лишь ответственность за действия с намерением причинить животному боль или страдание, за действия, ставшие причиной его гибели или увечья.

Собаку нельзя держать на цепи. Наркоманы, пьяницы, ненормальные люди, лишенные разума, не должны держать животных. Такого быть не должно, и в этом смысле закон несовершенен, он не доведен до конца, потому что должно быть наказание за ненормальное отношение к животному миру, а не только за доказанное преступление. Если мы наблюдаем такое отношение, то человек вправе пресечь это явление. Тогда общество становится гуманным и человечным.

Как гражданин России я возражаю, чтобы на мои деньги налогоплательщика животных убивали, пусть на мои налоги лучше строят приюты. Но приюты должны быть опекаемы средствами массовой информации, зоозащитниками, потому что те, которые существуют сейчас, их таковыми назвать нельзя, подчас они напоминают концлагеря. Там зачастую животных подвергают мучениям, не кормят, не поят, держат в клетках, в неестественных условиях. На это выделяются деньги, которые очевидно не так расходуются, если «содержание» приюта становится аморальным бизнесом. Если существуют приюты, они должны быть доступны для СМИ, чтобы мы знали о состоянии этих приютов, их должны создавать люди любящие. Я думаю, в стране бы нашлись зоозащитники, которые приняли бы на себя такую функцию. В Нидерландах есть целое подразделение полиции, которое занимается спасением животных, и, судя по тому, что люди неравнодушные пишут в Интернете, многие наши зоозащитники с радостью вступили бы в такие отряды. Люди хотят помогать, они хотят реализовать себя в области защиты животных.

— Как к вам чаще всего попадают животные? Это те, кого отправляют доживать?

— Разные судьбы, разные варианты. Мы не принимаем животных по звонку, когда звонят, просят: возьмите. Я бы с радостью взял всех, но я как настоятель человек назначаемый, к тому же смертный, и не могу брать на себя такие обязательства. Вот я наберу животных — и что с ними будет? Кто придет на мое место? Дай Бог, чтобы это был человек, который сохранил бы этот приют с благословения правящего архиерея. У меня есть помощник, выпускник Коломенской семинарии — если бы он ко мне попал служить, он бы мог продолжить это дело, он очень любит животных. Я не могу рисковать, поэтому мы берем только избранных. То есть я должен доподлинно знать, что это животное когда-то находилось среди людей, у хозяина, хозяин либо умер, либо болеет, у него нет возможности больше заниматься животным, и оно оказалось на улице. Эти животные больше всего страдают. Те, которые бродили по улицам, они привыкли к этому состоянию, им все равно, их могут, к сожалению, там убить, либо их настигнут голод или болезнь. А мы брали тех, кто страдал по человеку. Были, конечно, экстренные случаи, когда мы находили на дороге раздавленных собак, с увечьями, без глаз, без лап.

— Сколько у вас сейчас подопечных?

— 53 собаки и столько же кошек. Большое хозяйство, но мы с ним справляемся. Некоторые из московских зоозащитников стали нам помогать, они привозят корма, мы бы сами не справились. Из Москвы приезжают волонтеры, привозят еду, теплые вещи для животных, помогают. Московские дети неоднократно нам собирали посылки, это хорошее начинание в двух столичных школах. Они проводили выставки и раза три привозили нам посильную помощь. Откликнулись их любящие детские сердца. Нас это обрадовало в большой степени, потому что этим занимаются дети.

— А можно с детьми к вам приехать, чтобы они пообщались с вашими зверями?

— Можно. У нас животные домашние, но когда приходят люди и приносят инфекции, это плохо. Некоторые люди имеют дома животных, некоторые приносят инфекции на одежде и обуви. Это минус, есть серьезные заболевания, когда эта инфекция остается три года в почве, идет мор. Раньше мы не знали этого. С собаками меньше, а кошки очень чувствительны. Собаки более стойкие, с ними общаться проще. Эти знания я уже от зоозащиты получил.

— У вас нет ветеринарного или медицинского образования?

— Нет-нет, что вы! Зоозащитники нам рассказывают, что делать можно, а чего нельзя. Хочу сказать, что общение с животными — это опыт, который наполняет жизнь и делает ее полноценной. Без животного мира жить нельзя, жизнь становится скудной, необъемной, неполноценной.

— У вас в детстве были домашние звери?

— Была списанная служебная овчарка Джульбарс. Отец ее взял из жалости, очень умная была собака. Были животные и породистые, и беспородные. И сейчас есть собака, которую я нашел, двенадцать лет у меня живет французский бульдог. Люди взяли и выкинули. Это «последыш», у неё для породы чего-то не хватало. Чрезвычайно преданная собака. И кошки у меня живут — в основном те, которые пострадали от людей и которых выбросили. Они становятся очень преданными, если человек вторично их полюбил. Доверившись снова человеку, они за тебя умрут. У меня всегда были животные, и мне читали правильные книги в детстве. Я сам их потом перечитывал, у нас была большая библиотека. В те времена были и прекрасные фильмы на эту тему. «Белый Бим — черное ухо»… Как может не растрогать этот фильм! Там показаны и высокий дух, и подлость людская. Эта градация людей продолжается.

— Сейчас боятся ранить детей, боятся их расстроить…

— Очень хорошо, если ребенок расстроится — значит, у него есть способность сопереживать, есть страдание, милосердие и жалость. Иначе и о нем никто не расстроится, если ему будет плохо. Надо правильно комментировать эти фильмы. Мне в фильме больше всего запала та сцена, которую в современной версии вырезали — когда показаны собаки на живодерне, там снимали реальных собак, это было очевидно и жутко. Они чувствовали, что для них скоро наступит смерть, их приговорили. Я эту сцену фильма никогда не забуду, хотя её уже удалили.

Жестокость по отношению к животным должна исчезнуть. Контактные зоопарки нужно запретить. Если общество хочет развиваться, оно должно гуманно относиться к животным. Надо пересматривать концепцию отношения общества к братьям нашим меньшим.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Леди_Муррр
Известно, что в церкви существует разделение на животных чистых и нечистых. Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход запрещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии.
При сотворении мира человек был поставлен «владыкой» над всеми тварями. Звери в ту пору мирно сосуществовали, питались зеленью и имели с человеком общий язык. Но грехопадение Адама нарушило гармонию, и вся живность была поделена на чистых и нечистых. К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик.
Подобный список неплохо бы иметь любителям животных, чтобы не вводить «нечистых» в дом. От греха подальше. Недаром в русских деревнях существует поверье: принести домой живого зайца — к смерти в семье.
И все же, за что любят в церкви кошку? В нынешнюю пасхальную ночь я наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись алтарные врата, и с пением «Христос воскресе из мертвых» духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: «Батюшки, кота несут!». Действительно, на руках одного из служащих важно сидел усатый-полосатый.
— Что за нововведение? — спросила я у знакомого алтарника.
— Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили — выходить пора. Вот и отправились с ней. Ну да это не страшно, ведь кошка — животное чистое.
Подобное уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. И идет это с древнейших времен. Египтяне чтили культ богини Бастет, которую изображали в виде кошки. Фрейя, скандинавская богиня любви, разъезжала в чудесной кошачьей упряжке. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. В ряде стран, включая Англию, верят, что черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет удачу.
Но самое убедительное свидетельство кошачьей заслуги перед человеком приводит последний оптинский старец Нектарий, скончавшийся в ссылке в 1928 году. По его словам, кот спас Ноев ковчег (а значит, и все человечество), поймав мышь, одержимую дьяволом, которая пыталась прогрызть дно. За эту заслугу все кошки после смерти отправляются в рай.
Как это ни грустно, но лучший друг человека — собака — во многих мифах и легендах мира олицетворяет зло. Причины этому самые разные: нечистоплотная она, воет на луну, да и перед покойником. По исламским представлениям, ангелы никогда не войдут в дом, где живет пес. Существует придание о том, что при сотворении мира Бог оставил новенькое тело человека под присмотром собаки и пошел за душой. Нечистый отвлек сторожа меховой шубой, а сам наплевал и нагадил на человека. Бог не смог очистить свое творение и вывернул его наизнанку. Поэтому у людей грязное нутро, а собака навечно проклята.
Анна Черняева
P.S: в Суздале, Владимире, да и в других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется, и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием
Кошки — единственные животные, которые допускаются в православные храмы. Люди неверующие объясняют это ловлей мышей, люди верующие приводят одну из двух (или обе) притч, священники улыбаются в бороду…
Давным-давно жил при храме о. Досифей. В лютые времена, когда вера была самым тяжким преступлением против советской власти, отбывал он в местах, не столь отдаленных от Аляски. Когда срок подошел к концу (дело было зимой), его выпустили в лес, в тайгу, чтобы шел с миром себе. Он и пошел. Зима, холод, идти не перейти, ночь наступила, тут он и заплутал в лесу. Почувствовал, что начинает замерзать. Со смирением определился о. Досифей в ямку под корнями деревьев, да взмолился к Богородице, чтобы не дала ему пропасть. Не успел он закончить молитву, как отовсюду к нему ринулись кошки всех мастей, хромые, косые, одноухие… Обложили его собой, укрыли живым шерстяным одеялом. Так и переночевали, а поутру кошки повели о. Досифея через лес и вывели к деревне…

Считается ли собака нечистым животным и можно ли кошкам и собакам жить в доме?

Деление животных на чистых и нечистых очень условно. Фактически его нет. Особенно в новозаветной Церкви. Любая Божья тварь является чистой, ибо она создана Господом и есть плодом Его любви к миру. Оскорбляя Божье создание, не оскорбляем ли мы и Творца, Создавшего его?

Нечистым может быть человек или падший ангел бес – существа высшего порядка, имеющие волю и право выбора уклониться в добро или во зло. Если человек или ангел (бес) свободно, по собственному желанию уклоняется во зло и оскверняется злом, то он становится нечистым.

В Ветхом Завете существовал перечень нечистых животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (см. 11-ю главу Книги Левит). Но с этой позиции данное установление было исполнено и упразднено в Новом Завете (см. Книгу Деяний, глава 10:9–16).

Почему же Господь повелел почитать нечистым животное, которое же сам и создал? Это было связано не с самим зверем (он по-прежнему оставался чистым Божьим созданием), но с отношением человека к нему. Святитель Патриарх Константинопольский Фотий писал на эту тему:

«Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда – ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом.

Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьегоˮ богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят – самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)».

В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим . Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)».

Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства.

Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.

Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) – нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу.

Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. И так с Божьей помощью рождается мудрость.

Правило не держать собаку в доме является скорее исторической традицией. В отличие от кота, домашнего животного, ловящего мышей, собака – служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Потому их место было на улице, в конуре, в хлеву. Кроме того, это сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно.

Но нынче времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку. Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Дети учатся любви, заботе, вниманию.

Ведь, в сущности-то, и планета наша является большим домом-квартирой, где Господь поселил человека, собак, кошек и других тварей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *