Космос греческое слово

КОСМОС (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу. Первоначально термин «космос» употреблялся для обозначения «наряда», «украшения», «воинского строя» и т.д. Семантически наиболее близки в русском языке «порядок», «чин», «устройство», «красота», «лепота». Греческое сознание соединяло в понятии «космос» две функции – упорядочивающую и эстетическую, что во многом предопределило все дальнейшее развитие учения о космосе – космологии.

Философская ассимиляция термина «космос» относится к периоду становления первых философских школ Древней Греции. Впервые в значении «целого космоса» термин «космос» встречается в милетской школе у Анаксимена: «Как душа наша, сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» (13 В2 DK). Первое философское употребление термина «космос» не просто как «порядка», или красоты, а в значении всего мира принадлежит Пифагору: «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку (ταξις), который ему присущ». Первое упоминание термина «космос» в философском значении относят к Анаксимандру: «Этим он считает не воду и не какой-нибудь другой из т.н. элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы и находящиеся в них космосы» (12 А9 DK). Упоминание термина «космос» зафиксировано и у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Термин «космос» получает широкое употребление у Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и у других философов-досократиков. Согласно Диогену Лаэртскому, Парменид применил понятие «космос» по отношению к небесам, Эмпедокл – к комбинации четырех элементов, Демокрит – к физической структуре мира. Заслугой Парменида можно считать осознание им различия между космосом физическим и его мысленной конструкцией. Эта идея позднее воспринимается Платоном и открывает путь для рациональной реконструкции устройства космоса.

В своем учении о космосе Платон опирался на воззрения пифагорейцев Филолая, Аристоксена и др. В «Тимее» Платон излагает учение о космосе как гармоническом целом. В этом диалоге он формулирует «космологический принцип», согласно которому космос есть живой, одушевленный и соразмерный организм и человек является родственной частью (органом) этого организма (Tim. 29 e, 30 с, 89 а). Вся дальнейшая история понимания устройства космоса вплоть до 20 в. являлась либо его отрицанием («принцип Коперника–Бруно»), либо попыткой его ассимиляции и развития («антропный принцип»).

Согласно Платону, видимый космос создается Демиургом в соответствии с Первообразом (Tim. 30 c-d) из «небытия» – бесформенной материи (μη ov). Однако прежде тела космоса Демиург создает космическую душу, которая призвана управлять самим космосом: «тело было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (Tim. 34 b). Разумная душа космоса, составленная из «тождественного» – предела и «иного» – беспредельного, имеет математически упорядоченную структуру, что позволяет поддерживать космос в надлежащем порядке (Tim, 34 с-37 с). Космической душе подчиняется жизнь как космического, так и общественного и индивидуального организмов. Общественный организм состоит из ума, души и тела. Аналогичным образом устроен и человеческий организм, для которого космос служит образцом «для подражания» (Tim. 88 c-d). В «Тимее» (69с-71а) Платон описывает отдельного человека как минимизированную модель государства. Человек состоит из трех слоев, соответствующих трем классам идеального общества. Только созерцая совершенные круговращения космоса и подражая во всем его вечно сущей природе, человек может достигнуть того состояния, которое связывалось в античном сознании с доступным человеку совершенством – калокагатией.

В стенах Академии было впервые осознано затруднение в объяснении устройства космоса: космос является божественным и поэтому движение всех небесных тел должно быть круговым и равномерным, однако наблюдения показывают, что движения планет неравномерны: Сатурн, Юпитер, Марс и Луна вращаются с неодинаковой скоростью (Tim. 39 а) и совершают «попятные движения». Евдокс решает эту проблему, построив гомоцентрическую модель космоса, состоящую из двадцати семи сфер с Землею в центре. Гераклид Понтийский считал, что Земля движется вокруг оси, по другим сведениям (согласно Халкидию), что «внутренние планеты» (Меркурий и Венера) движутся вокруг Солнца, а не Земли. Аристотель отказывается от платоновского учения о космической душе. Качествами и функциями космической души Аристотель наделяет космический Ум, который выступает как перводвигатель, управляющий космосом. Космос Аристотеля, состоящий из 56 сфер, является, в отличие от математического космоса Евдокса и Калиппа, физически связанным. Выступив с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, Аристотель сам оказался несвободным от затруднений. Напр., в одном случае он говорит о «неподвижности» перводвигателя (Физика, III, 1, 201 а 26–27), а в другом – о присущности богу «вечного движения» (О небе, II, 3, 286 а 10–12). Однако безупречная (с логической точки зрения) аргументация Аристотеля и его опора на чувственно постигаемый очевидный мир определили господство геоцентрической модели с учетом видоизменений, совершенных в эллинистическую эпоху (Гиппархом, Птолемеем и др.) вплоть до 16 в.

Согласно учению стоиков, космос является находящимся в бесконечной пустоте одушевленным, разумным, сферическим, цельным телом. Космос рождается из огня и в огонь превращается, пройдя свой цикл развития. Космосом правит Зевс-Логос. Согласно неоплатоникам, космос есть жизнь мировой Души и движется под ее воздействием. В центре космоса находится Земля, вокруг которой вращаются планетные сферы и сфера неподвижных звезд. Космос есть иерархически упорядоченное целое: от высших тончайших слоев эфира до неподвижной и тяжелой Земли.

Многие идеи античного учения о космосе были восприняты и развиты в работах средневековых схоластов. Восточная христианская традиция, особенно в лице представителей каппадокийской школы (Василий Великий, Григорий Нисский и др.), испытала значительное влияние платонизированной космологии. Григорий Нисский пытался совместить платоновское учение о происхождении космоса с ветхозаветной концепцией творения мира «из ничего». Латинская традиция первоначально ассимилировала античный космос как mundus и ornatus, выделив его упорядочивающую и эстетическую функции, и лишь впоследствии развила учение об «Универсуме» как собственно христианском представлении о мире в целом. Идеи античной, преимущественно платоновской, космологии проникают в западное богословие и схоластику через Иоанна Скота Эриугену, Ансельма Кентерберийского и др.

Античное учение получает развитие в эпоху Возрождения. Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоган Кеплер и др. космологи 16–17 вв. сознательно опирались на Пифагорейско-платоновские представления о космосе. В основании гелиоцентрической модели Коперника лежат основные принципы античной космологии: Вселенная должна быть сферичной, а движение тел по небосводу – равномерным. Кеплер полагал, что размеры планетных орбит и расстояния между ними подчиняются гармоническим соотношениям, о которых учили пифагорейцы.

В Новое и новейшее время понятие «космос» окончательно вытесняется из научного употребления понятием «Вселенная», сохраняя за собой историко-культурное и философское употребление. Некоторые идеи античной космологии (одушевленность природы и др.) находят отклик в кругу немецких философов кон. 17 – нач. 18 в. (И.В.Гёте, Ф.В.Шеллинг и др.).

Современная космология воспроизводит некоторые положения античного учения о космосе: космологический принцип, антропный космологический принцип и др.

Литература:

1. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890;

2. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927;

3. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988;

4. Diels H. Zum Kosmos des Anaximanders. – Archiv für Geschichte der Philosophie. 10, 1897;

5. Cassirer E. Logos, Dike, Kosmos in der Entwicklung der griechischen Philosophie. – Acta Univers. Go-toburgensis, 47, 1941;

6. Mugler Ch. Deux thèmes de la cosmologie grecque: devenir ciclique et pluralité des mondes. P., 1953;

Космос (философия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Космос (значения). Античное и средневековое представление Космоса изображенное в книге Петра Апиана «Космография» (Антверпен, 1539 год)

Ко́смос (др.-греч. κόσμος «порядок») — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Противопоставлялся хаосу. Греки соединяли в понятии «космос» две функции — упорядочивающую и эстетическую.

История

Христианский космос. Иллюстрация из Нюрнбергских хроник, 1493 год

Термин «Космос» начинает употребляться в философском смысле уже в период становления первых философских школ Древней Греции. Согласно Диогену Лаэрцию, Пифагор был первым, кто назвал Вселенную «Космосом». Однако использование этого понятия зафиксировано ещё до Пифагора у Анаксимена и Анаксимандра. Он широко употребляется у Гераклита, Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита и других досократиков.

Как отмечают, в поэмах Гомера общую картину мира можно рассматривать как первую – эпическую модель античного космоса: «это как бы огромное жилище, в котором живут, действуют и борются люди и боги».

Платон в диалоге «Тимей» рассматривает космос как живой, соразмерный организм, обладающий разумной душой, а человека — как часть космоса. Здесь же Платон формулирует трудность в объяснении устройства космоса: он божественен, значит, все небесные тела должны двигаться равномерно по круговым орбитам, однако движение планет противоречит этому требованию. Эту проблему пытались решить Евдокс и Каллипп в рамках теории гомоцентрических сфер.

Аристотель выступил с критикой пифагорейского и платоновского учения о строении космоса, в частности, отказался от учения о космической душе, заменив её космическим Умом.

В древнегреческой космологии Космос считался ограниченным, в его центре располагалась неподвижная Земля, вокруг которой вращались все небесные тела, включая Солнце. Звёзды располагались на периферии Космоса. Геоцентрическая система мира, доработанная в эллинистическую эпоху в рамках теории эпициклов (Гиппархом, Птолемеем и др.), господствовала до XVI в.

Стоики и неоплатоники в поздней античности, схоласты и христианские богословы в Средние века также включили в свои философские концепции учение о космосе. Философы и ученые эпохи Возрождения и раннего Нового времени (например, Коперник и Кеплер) обычно опирались на принципы античной космологии, однако в центре Космоса размещалось Солнце, а не Земля (см. Гелиоцентрическая система мира).

В Новое время понятие «космос» вытесняется из научного употребления, заменяясь понятием «Вселенная».

В некоторых славянских языках (русском, польском, болгарском, сербском) под космосом в настоящее время подразумевают пространство за пределами Земли («космическое пространство»).

Примечания

  • Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. — М.: Логос (серия: Сигма), 2001.
  • Павленко А. Н. Космос // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Павленко А. Н. Европейская космология: Основания эпистемологического поворота. — М.: Интрада, 1997. — ISBN 5-87604-036-3.
  • Grant E. The Medieval Cosmos: Its Structure and Operation // Journal for the History of Astronomy. — 1997. — Vol. 28. — P. 147—167.
  • Kahn C. H. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. — New York: Columbia University Press, 1960.

Ссылки

  • Кан Ч. Ш. Употребление термина «космос» в ранней греческой философии (перевод М. Н. Вольф).

Без разрешения dazzle.ru использование материалов запрещено. Ставьте, пожалуйста, гиперссылку.

Подписка на: журнал «Организмика», газету «Пенсионер и общество».

Книги: Организмика – фундаментальная основа всех наук. Том I-III, Впервые на Земле, История возникновения мировой цивилизации, Книга Ра, Языки мира, История славян русов, Славянская энциклопедия, Энциклопедия свастических символов, Энциклопедия Организмики.

Электронная славянская энциклопедия

Космос (этимология слова)

А.А. Тюняев

Связь колодца славянской богини Макоши с Навью, олицетворяющей безмолвный, первородный космос, приводит нас к рассмотрению семантики самого понятия «космос».

В. Даль в утверждает, что слово «космос» происходит от греческого и означает «мир, вселенная и мироздание». Брокгауз и Ефрон в дополнительно сообщают, что слово «космос» «означало первоначально «порядок, гармонию, красоту». Пифагор впервые применил этот термин для обозначения мира или вселенной, в виду пропорциональности и гармонии ее частей». Относительно появления «гениальных» и, самое главное, «первоначальных» знаний у Пифагора см. в ,а здесь же мы напомним, что свои знания Пифагор почерпнул у протославян из принесённых ими в туземный картвело-дравидский греческий мир высочайших знаний Вед и Авесты. Кавказоиды греки, сами по себе, здесь совершенно ни при чём, они во 2-м тыс. до н.э. просто истребили всё догреческое население Греции (пеласгов — протославян), а знания присвоили.

В подтверждение славянского происхождения термина «космос» мы приводим слова М.А. Можейко, который в пишет: «космос (греч. kosmos – устройство, упорядоченность, украшение) – философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности».

Имманентность, как мы показали в , есть главное свойство славянской религии, отличительное от иудохристианской веры:

согласно славянству, все объекты и боги являются структурными компонентами Бога Единого Рода – имманентность,

согласно иудохристианству, бог Ягве противостоит миру в целом и всему живому – трансцендентность.

В читаем:

«Космизм – философско-мистическое мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (славянская имманентность – авт.), а также о Микрокосмосе, подобном Макрокосмосу (Герметизм (славянская Каббала – авт.)). В философии понятие космоса связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор… Гераклит… У Платона Космос – упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу. Геродот… Н. Коперник… Бруно… Для эзотерических учений (славянской – авт.) каббалы, теософии космос связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о каббале основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта – Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др.».

Та всеобщность охвата, которую демонстрирует в категория «космос», заставляет нас задуматься о первопричинности этого понятия. Тем более что в этой же статье дана греческая расшифровка – kosmos – организованный мир. А kosma – «кос»+ма/мо является отражением некой нитевидной, волосяной сущности, которая присуща человеку/животному/Вселенной; которая отражает нитевидность письменности; которая совмещает представления о письме, сообщении, волосах, пряже, нити, космосе…

Мы не станем здесь заострять внимание читателя на том факте, как «прекрасно» греки «бороздят» просторы космоса, очевидно, пользуясь своими «высокими» знаниями. Практически принадлежа к странам третьего мира, они до сих пор являются, во-первых, демонстраторами исторической лжи – о высоком развитии греческого общества. А, во-вторых, этим сами – своим существованием – показывают миру то, что сделало с греческой цивилизацией иудохристианство.

Напомним, что язык, условно называемый «греческим», возник лишь к 1-му тыс. до н.э., и он в настоящее время является койне — притёршейся смесью разнородных языков.

А ещё в 1-м тыс. до н.э. он во многом оставался участником общерусской лингвистической общности (см. ). В то время как протославянский, являющийся прототипом современного русского, уже ко 2-му тыс. до н.э. набрал самостоятельную силу. И тем более что рассматриваемая здесь славянская богиня Макошь относится, очевидно, ко временам более ранним, нежели 1 – 2 тыс. до н.э. (её статуэтки датированы 45-м тыс. до н.э., Костёнки, Воронежская обл.).

Поэтому греческий язык в наших изысканиях является не первоначальным, а последующим, однако, сохранившим славянские корни и несомые ими понятия. В этом плане – спасибо ему.

Итак, при первоначальном взгляде на эти два слова – kosmos и kosma – мы сразу же обнаруживаем весьма близкое родство со славянским именем Мокоши – *mokos: kosmos при перестановке слогов (лингвистическое явление метатезы) даёт mo+kos+s. Последняя s отражает другие потребности греческого языка. Слог *ma* или несколько более древний *mo* означают на всех индоевропейских языках понятие «мать». Поэтому в единственном числе, или скажем так: бога, отвечающего за это явление природы (Космос) в греческом исполнении должны звать – kosmo, kosma (коша мать), а в исконно славянском, с учётом правильного построения слов в предложении (мать коша), – makos, mokos.

То есть, мы ближе подошли к смыслу имени Макошь/Мокошь. Это Мать коша/kos(а). Или кошева мать, kos(ова) мать.

Наши рассуждения подтверждает статья «Хаосмос» в :

«Хаосмос – понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос – космос, ни в системе отсчета оппозиции смысл – нонсенс, но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) – при отсутствии наличного порядка (семантики). Термин «хаосмос» был введен Д. Джойсом как продукт контаминации понятий хаоса, космоса и осмоса».

Итак, мы имеем несколько слов – космос, хаосмос, осмос – которые дают нам понятие о границе расчленения этих слов — …+мо+(с): мокос, мохаос, моос (мос). Заметим также очередное упоминание имманентной – то есть исключительно славянской – природы этих понятий.

Однако и иудохристианство не удержалось от использования славянского понятия «космос» в генерации «своего» «нового» «учения» – стоицизм (Зенон, живший в конце 4 – начале 3 в. до н.э.), одна из основ (родившаяся до самого иудохристианства!!! – см. ) иудохристианства, «возвращается к гераклитовскому понятию субстанциального мирового логоса, описывая его как тонкоматериальную (эфирно-огненную) душу космоса и как совокупность формообразующих потенций» .

И естественно, иудохристианство идёт в совершенный разрез с традиционным устоями мироздания, придавая понятию «космос» противоположное значение. Гностицизм, возникший на основе иудейско-христианской идеи грехопадения, описывает Космос как творение злого демиурга, природу как «ущербную», а задачу человека видит в высвобождении духа из материи – отход души (иудохристианство – вера в деву Марию – славянскую богиню Мару – Смерть). Поэтому последнее есть смерть человека: дух вышел вон.

Таким образом, слово «космос» – означает имя древнейшей славянской богини вселенской судьбы Макоши. Изменение имени вызвано перестановкой слогов (метатезы) в результате заимствования греками из русского.

Литература:

  1. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон», 1890 — 1907.
  3. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации. — М., 2006 – 2007.
  4. История философии: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
  5. Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.
  6. Большая советская энциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969 – 1978.

на начало

Космонавт

У этого термина существуют и другие значения, см. Космонавт (значения). Юрий Алексеевич Гагарин — советский космонавт, первый человек, побывавший в космосе

Космона́вт — человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Понятие космического полёта в разных странах различно. Согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км. Согласно классификации Военно-воздушных сил США (ВВС США, United State Air Forces, USAF), космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 50 миль (80 км 467 м). В России же космическим полётом называется орбитальный полёт, то есть полёт, при котором аппарат должен сделать хотя бы один виток вокруг Земли. Именно поэтому общее количество космонавтов отличается от источника к источнику.

Статистика

На 26 сентября 2019 года насчитывается 563 человека (499 мужчин и 64 женщины), совершивших орбитальный космический полёт (см. список космонавтов и астронавтов — участников орбитальных космических полётов); 11 человек, совершивших суборбитальный космический полёт по баллистической траектории высотой более 100 км (по классификации ФАИ); 9 человек, совершивших суборбитальный космический полёт по баллистической траектории высотой более 50 миль (80.4672 км), но ниже 100 км (по классификации ВВС США).

По данным на 1 мая 2009 года, космонавты планеты провели за пределами Земли свыше 10 000 человеко-дней, включая более 100 человеко-дней выходов в открытый космос. Представители 35 ныне существующих государств побывали на орбите Земли (см. первые полёты космонавтов различных стран мира).

Этимология и использование терминов

Этимология

В словарях указывают, что слово «космонавт» образовано от греческих слов «космос» (греч. κόσμος), обозначающего «упорядоченность», «строение», «мир», «вселенную», «мироздание», и «наутэс» (греч. ναύτης): «мореход», «моряк», «мореплаватель», «спутник».

Но стоит отметить, что термин «космонавтика» (как и «астронавтика») произошёл раньше, и разбирать этимологию корректнее от этого слова — от «космос» (греч. κόσμος) и «наутика» (греч. ναυτικη, которое в греческом языке всё же вторично от греч. ναύτης — «моряк») — «искусство мореплавания», «кораблевождение». То есть «космонавтика» («астронавтика») — «искусство вождения космического (межзвёздного) корабля», «искусство космоплавания (звездоплавания)». А «космонавт» — производное от этого уже русскоязычного термина — «человек, управляющий космическим кораблём», «владеющий искусством космоплавания».

В целом, в русском языке ‑навт, ‑навтик(а) утратили своё значение (какое эти слова имели в греческом языке) и превратились в подобие служебных частей слова, вызывающих представление о «плавании» — как то «стратонавт», «акванавт» и т. п.

Происхождение и история термина «космонавт»

Впервые термин «космонавтика» появился в названии научного труда Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику» (фр. «Initiation à la Cosmonautique»), который был посвящён вопросам межпланетных путешествий. В 1933 году работа была представлена польской научной общественности, но не вызвала интереса и была издана лишь в 1937 году в СССР, куда в 1935 году переехал автор. Благодаря ему же, в русский язык вошли слова «космонавт» и «космодром»:7,8,40. Термин «космонавтика» тогда считался экзотическим, в частности, Яков Перельман упрекал переводчика книги Штернфельда на русский язык Г. Э. Лангемака в применении термина «космонавтика» вместо устоявшегося в русском языке термина «звездоплавание»:54.

В словарях слово «космонавтика» отмечено с 1958 года. В художественной литературе слово «космонавт» впервые появилось в 1950 году в фантастической повести Виктора Сапарина «Новая планета».

Когда пришло время решать, как определить статус Юрия Гагарина, совет из ведущих специалистов (среди которых были Сергей Королёв и Мстислав Келдыш) решил, что «космонавт» является более подходящим термином. С ноября 1960 года во всех официальных документах «пилот-астронавт» стал именоваться «лётчик-космонавт», но ещё в 1959 году в приказах ВВС СССР писали: «произвести отбор астронавтов».

Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полёта Юрия Гагарина. Однако Ожегов, в 4-м издании своего словаря, вышедшего в свет в конце 1960 года, пишет: «космонавт — тот, кто будет совершать полёты в космос».

Происхождение термина «астронавт»

Слово «астронавт» (англ. astronaut) происходит от греческих слов «астрон» (греч. αστρον) — «звезда» и «наутэс» (греч. ναύτης) — «мореплаватель», в буквальном переводе — «звездоплаватель». Считается, что впервые оно употреблено в 1880 году в книге Перси Грега (англ.)русск. «Across the Zodiac» (с англ. — »Через зодиак») в качестве названия космического корабля. Вероятно, слово образовано по аналогии со словом «аэронавт» («aeronaut») которым с 1784 года называли путешественников на воздушных шарах. В 1925 году слово «astronautique» (с фр. — »астронавтика») появилось в книге Жозефа Рони-старшего «Les Navigateurs de l’Infini» (с фр. — »Навигаторы бесконечности»). В современном смысле слово впервые встречается в рассказе Нила Джонса (англ.)русск. «The Death’s Head Meteor» (англ. Метеор «Голова смерти») в 1930 году. Особенную популярность это слово обрело в 1961 году после первых американских пилотируемых полётов на орбиту.

В советской литературе рекомендовалось слово «космонавт», а за словом «астронавт» закрепилось значение — «космонавт отдалённого будущего, совершающий межзвёздные полёты». Таким образом, слово «астронавт» могло использоваться только в научной фантастике.

Международные синонимы слова «космонавт»

Для обозначения человека, совершившего космический полёт, а, зачастую, также для указания страны, гражданином которой этот человек является, в разных странах мира используются следующие термины:

  • «космонавт» — используется в России, а также в большинстве государств бывшего СССР и соцлагеря (хотя, например, на венгерском языке «космонавт» — «űrhajós», на вьетнамском — «nhà du hành vũ trụ», на монгольском — «сансарт ниссэн», на узбекском — «fazogir»);
  • «астронавт» — используется в США и в других англоязычных государствах (astronaut), а также в ряде других стран мира: испаноязычных (кроме Кубы), франкоязычных, португалоязычных, италоязычных, скандинавских, в некоторых бывших югославских республиках (кроме Сербии, Македонии и Черногории), а также в Греции, Израиле, Литве, Румынии, Турции, Финляндии, Японии. Стоит отметить, что в английском языке в отношении летавших в космос граждан России и бывшего СССР часто применяется российский же термин «cosmonaut». В некоторых странах наряду с термином «астронавт» используются и свои национальные термины, которые ближе к слову «космонавт»: во Франции — «спасионавт» (точнее, «спасьонот»: фр. spationaute), в Ирландии — «спасэре» (ирл. spásaire), а в странах, где одним из официальных языков является суахили — «мванаанга» (mwanaanga);
  • «раумфарер» (нем. Raumfahrer) используется в ряде германских языков (немецком, нидерландском, африкаанс, норвежском, исландском и в других) в разных вариантах («ruimtevaarder», «romfarer», «geimfari») наряду с применяемым в ЕКА термином «астронавт». В ГДР использовалось слово «космонавт» (Kosmonaut);
  • «тайконавт» или «тайкунавт» (от кит. упр. 太空, пиньинь: tàikōng, палл.: тайкун «космос» + «наута» (греч. ναυτα) «мореплаватель») — используется в КНР и других китаеязычных государствах и территориях (Гонконг, Макао, Тайвань и Сингапур). Кроме того, в китайском языке для обозначения летающего в космос человека существует ещё три термина: «тайкунжэнь» (кит. упр. 太空人, пиньинь: tàikōng rén «космический человек») — общеупотребительный термин во всех китаеязычных странах, «юйханъюань» (кит. упр. 宇航员, пиньинь: yǔhángyuán) «мореплаватель во вселенной») — используется в прессе и «хантяньюань» (кит. упр. 航天员, пиньинь: hángtiānyuán «мореплаватель в небе») — используется в космической промышленности и науке;
  • «виоманавт» (санскр. vyomanaut) от «виома» (санскр. vyoma «пространство», «небо») + «наута» (греч. ναυτα «мореплаватель»); другой вариант «виомагами» («vyomagami» «проходящий небеса») — используется в Индии с января 2010 года, хотя с 2006 года предлагался другой термин: «гаганавт» (от санскр. гаган «небеса»), а до этого использовалось в основном слово «астронавт»;
  • «ангкасаван» (малайск. angkasawan) (используется в Малайзии, причём в соседней Индонезии для обозначения так и не отправившихся в космос индонезийских космонавтов используется термин «антариксаван» («индон. antariksawan»);
  • «уджуин» (кор. 우주인) — используется в Южной Корее; в КНДР используется термин «уджу пихенса» (кор. 우주 비행사 «космический лётчик»);
  • «гарышкер» (каз. ғарышкер от ғарыш «космос») — используется в Казахстане наряду со словом «космонавт»;
  • «кайханнавард» (перс. kayhannavard‎) — используется в Иране для обозначения будущих иранских космонавтов и в Таджикистане («кайҳоннавард»), наряду со словом «космонавт».
  • «галемче» (тат. галәмче от галәм «космос», тат. лат. galäm) — используется в Татарстане наряду со словом «космонавт»; Кроме того, для обозначения бороздящего космос человека в татарском языке и других тюркских языках существует ещё термин «джихангир» (җиһангир, cihangir), пришедший в тюркский язык от персидского и закрепившийся в них в качестве мужского имени.

Использование термина

Понятия «космонавт» и «астронавт» в большинстве языков являются синонимами, и до окончания холодной войны выбор того или иного названия чаще всего объяснялся политической приверженностью говорящего. В то же время существуют небольшие нюансы в практике использования этих названий. Так, человек, начинающий тренировки по государственной космической программе, в США сразу именуется «астронавтом» (несмотря на это, пилотов ракетного самолёта «X-15», летавших на высоте более 50 миль, поначалу не было принято называть «астронавтами»), в СССР и в России — аналогично «космонавтом», но звание «Лётчик-космонавт» в России присваивается лишь после выполнения космического полёта.

Космонавт на МКС

17 июля 1975 года впервые была осуществлена стыковка двух космических кораблей разных стран (СССР и США) по программе Союз — Аполлон, в ходе которой советские космонавты (Алексей Леонов и Валерий Кубасов) впервые посетили иностранный космический корабль. Первым же иностранцем, полетевшим в космос на советском космическом корабле «Союз-28» 2 марта 1978 года, стал чехословацкий космонавт Владимир Ремек. 3 февраля 1994 года российский космонавт Сергей Константинович Крикалёв впервые совершил полёт в космос на борту американского шаттла, а 14 марта 1995 года американец Норман Тагард стал первым американцем, полетевшим в космос на российском космическом корабле «Союз ТМ-21».

Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами». Некоторое время полёты профессиональных космонавтов готовили только правительства, однако с полётом в 2004 году частного корабля «SpaceShipOne» ситуация изменилась. Появилась новая разновидность профессионалов, подготовку и полёт которых обеспечивают коммерческие компании. Кроме того, развитие космического туризма заставило НАСА и российское Федеральное космическое агентство принять к использованию ещё один термин — «участник космического полёта».

30 апреля 1961 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР было утверждено «Положение о космонавтах СССР». С поправками оно действовало до 2017 года, когда было принято «Положение о космонавтах Российской Федерации». В соответствии с ним установлены две категории: космонавт-испытатель и космонавт-исследователь.

Исторические факты

Алексей Леонов совершает выход в открытый космос, ставший первым выходом человека в открытый космос. 18 марта 1965 года.

  • 12 апреля 1961 года – Первым в истории космонавтом стал Юрий Гагарин , совершивший космический полёт на корабле «Восток».
  • 5 мая 1961 года – Первым американским астронавтом стал Алан Шепард , совершивший суборбитальный полёт на корабле «Меркурий-3».
  • 6 августа 1961 года –
    • Самым молодым космонавтом стал Герман Титов . Титов совершил полёт в 25 лет на корабле «Восток-2»;
    • Первый в мире космический полёт длительностью более суток;
    • Впервые космонавт спал в невесомости.
  • 20 февраля 1962 года – Первым американским астронавтом по версии ФАИ стал Джон Гленн , совершивший полёт в космос на корабле «Меркурий-6».
  • 16 июня 1963 года – Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова , совершившая полёт в космос на корабле «Восток-6»
  • 12 октября 1964 года –
    • Первым многоместным космическим кораблём стал «Восход-1» .
    • Первым в мире космонавтом, не имевшим военного звания, стал Константин Феоктистов . Феоктистов совершил полёт на борту корабля «Восход-1» и стал единственным советским беспартийным космонавтом.
  • 18 марта 1965 года – Первым человеком, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов . Выход осуществлён из корабля «Восход-2».
  • 24 декабря 1968 года – Первыми людьми, облетевшими Луну, стали Фрэнк Борман, Уильям Андерс, Джеймс Ловелл — члены экипажа корабля «Аполлон-8» .
  • 20 июля 1969 года – Первыми людьми, совершившими высадку на поверхность Луны, стали Нил Армстронг и Эдвин Олдрин — члены экипажа корабля «Аполлон-11» .
  • 14 апреля 1970 года – Наибольшее удаление людей от Земли. Экипаж корабля «Аполлон-13» отдалился от Земли на 401 056 км.
  • 2 марта 1978 года – Первым космонавтом, не являющимся гражданином СССР, США или Западной Европы, стал Владимир Ремек из Чехословакии . Ремек совершил полёт в космос на борту советского корабля «Союз-28».
  • 23 июля 1980 года – Первым космонавтом — гражданином азиатского государства стал вьетнамец Фам Туан . Фам Туан совершил полёт в космос на борту корабля «Союз-37».
  • 18 сентября 1980 года – Первым космонавтом — гражданином латиноамериканского государства стал кубинец Арнальдо Тамайо Мендес . Тамайо совершил полёт на борту корабля «Союз-38».
  • 30 августа 1983 года – Первым космонавтом-афроамериканцем стал Гайон Блуфорд . Блуфорд совершил полёт в космос на борту корабля «Челленджер».
  • 25 июля 1984 года – Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, стала Светлана Савицкая . Выход осуществлён из корабля «Союз Т-12» с целью работ на станции «Салют-7».
  • 30 октября 1985 года – Самым большим экипажем космического корабля стал экипаж численностью в 8 человек . Экипаж совершил полёт на корабле «Челленджер STS-61-A». А в апреле 2002 года на МКС оказалось сразу 9 граждан одного государства — США.
  • 28 января 1986 года – Первым неправительственным астронавтом могла бы стать учительница Криста МакОлиф , если бы не погибла в катастрофе шаттла «Челленджер» на 73‑й секунде полёта.
  • 2 декабря 1990 года – Первым неправительственным космонавтом, первым платным космическим туристом и первым японцем в космосе де-факто стал журналист Тоёхиро Акияма телекомпании «TBS». Акияма совершил полёт на корабле «Союз ТМ-11» на станцию «Мир», на Землю вернулся на корабле «Союз ТМ-10». Токийская телевизионная компания «TBS» заплатила за полёт 28 миллионов долларов.
  • 8 января 1994 года – 22 марта 1995 года – Дольше всего в рамках одного полёта в космосе находился космонавт Валерий Поляков . Поляков совершил полёт продолжительностью 437 суток 18 часов в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальной станции «Мир».
  • 14 марта 1995 года – Рекорд по количеству космонавтов, одновременно находившихся в космосе — 13 человек. 7 граждан США находились на шаттле «Индевор», ещё один гражданин США и два гражданина РФ — на космическом корабле «Союз ТМ-21», три гражданина РФ — на орбитальной станции «Мир». Позже этот рекорд повторялся ещё 7 раз в 1997‑2009 годах.
  • 29 июня 1995 года – Самый большой экипаж орбитальной станции от одного государства — 10 человек — установлен на орбитальной станции «Мир».
  • 19 ноября – 5 декабря 1997 года – Первым космонавтом — выходцем из бывшей страны СССР и не россиянином стал украинец Леонид Каденюк . Каденюк совершил космический полёт (продолжительностью 15 суток 16 часов) в качестве экспериментатора на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия» («STS-87»).
  • 29 октября – 7 ноября 1998 года – В самом пожилом возрасте в космосе побывал Джон Гленн . Гленн совершил полёт в 77 лет на корабле «Дискавери STS-95» в качестве специалиста по полезной нагрузке.
  • 28 апреля 2001 года – Первым космическим туристом в современных терминах стал Деннис Тито . Тито отправился в космос на корабле «Союз ТМ-32».
  • 25 апреля 2002 года – Первым космонавтом — гражданином африканского государства стал Марк Шаттлворт из ЮАР . Шаттлворт летал в космос в качестве космического туриста на корабле «Союз ТМ-34».
  • 15 октября 2003 года – Первым китайским космонавтом стал Ян Ливэй . Китай впервые запустил своего гражданина на корабле собственного производства «Шэньчжоу-5» и с помощью собственной ракеты-носителя, став таким образом третьей по счёту космической державой.
  • 21 июня 2004 года – Первым частным участником космического полёта (не совершавшим витка вокруг Земли) стал Майк Мелвилл . Мелвилл совершил полёт на корабле «SpaceShipOne».
  • 30 марта 2006 года – Первым космонавтом — гражданином южноамериканского государства стал Маркус Понтис из Бразилии . Понтис совершил полёт на корабле «Союз ТМА-8».
  • 17 июля 2009 года – Самый большой экипаж орбитальной станции — 13 человек — сформировался на МКС. Позже рекорд был повторён 30 августа 2009 года и 7 апреля 2010 года.

  • Самый большой суммарный налёт в космосе имеет российский космонавт Геннадий Падалка — 878 суток за 5 полётов.
  • Больше всего полётов (7 на 2012 год) совершили Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз .

Слева направо: Алан Шепард, Валентина Терешкова, Нил Армстронг, Алексей Леонов, Салли Райд, Роберта Бондар, Жан-Лу Кретьен

Подготовка космонавтов

Первые космонавты в СССР и США набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли, и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий.

В России исторически сложилось три отряда подготовки космонавтов, это отряды РГНИИ ЦПК, РКК «Энергия» и ГНЦ ИМБП. На 31 мая 2008 года в России насчитывалось 33 активных космонавта и 7 кандидатов в космонавты.

В отряде НАСА на 31 августа 2008 года состояло 90 астронавтов, кроме того, 28 человек числилось астронавтами-менеджерами.

По правилам Международной авиационной федерации «космическим» считается полёт на высоте 100 км и выше. Согласно классификации военно-воздушных сил США, «космическим» считается полёт, высота которого превышает 80 км 467 м (50 миль). В России же «космическим» называется орбитальный полёт, то есть полёт, при котором космический аппарат должен сделать хотя бы один виток вокруг Земли. Поэтому в различных источниках приводится различное число космонавтов. К тому же ВВС США награждают знаком — «крылышками астронавта» пилотов, поднимавшихся до высоты свыше 50 миль; серебряный знак получают лица, отобранные НАСА в качестве кандидатов в астронавты, хотя после выполнения космического полёта им выдаются золотые «крылышки астронавта».

Кроме России и США свои отряды и группы космонавтов сформированы в других странах мира. Так, по данным журнала «Новости космонавтики», в корпусе астронавтов ЕКА числятся 8 астронавтов, национальный отряд астронавтов Канадского космического агентства CSA состоял в начале июня 2008 года из 4‑х астронавтов. В отряде астронавтов Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA также числятся 8 человек.

Международный космос

См. также: Первые полёты космонавтов различных стран мира (таблица) См. также: Космический туризм Космонавты и астронавты на борту Международной космической станции Государства, граждане которых впервые побывали в космосе

До конца 1970‑х годов только две страны — СССР и США — имели космонавтов. В 1976 году в Советском Союзе была начата программа «Интеркосмос», в рамках которой начала тренировки первая группа, состоявшая из 6 космонавтов — выходцев из социалистических стран. В 1978 году к ней добавилась вторая группа. Примерно в то же время ЕКА отобрало 4‑х человек, начавших тренировки для выполнения первого полёта в рамках программы «Спейслэб» на борту космического корабля «Спейс Шаттл». В 1980 году Франция самостоятельно начала свой собственный отбор космонавтов, в 1982 году за ней последовали Германия, в 1983 год — Канада, в 1985 год — Япония, а в 1988 год — Италия. Позже космонавты из разных стран стали довольно частыми участниками международных полётов кораблей «Спейс Шаттл» и «Союз». В 1988 году на основе национальных отрядов астронавтов ЕКА сформировало единый европейский отряд астронавтов.

Пребывание на орбитальной станции

Принятие душа на орбитальной станции Скайлэб См. также: Зимние праздники в космосе

Питание

Основная статья: Космическое питание

Здоровье

Основная статья: Космическая медицина

Погибшие космонавты

Основная статья: Список погибших космонавтов

Погибшие при предполётных тренировках

  • Валентин Бондаренко (СССР) — член первого отряда космонавтов СССР. Погиб при пожаре в барокамере в атмосфере чистого кислорода, за 20 дней до полёта Гагарина.
  • Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт, Роджер Чаффи (все из США) — астронавты, готовящиеся к полёту на корабле «Аполлон-1». Погибли на Земле при несчастном случае, аналогичном гибели Бондаренко — при пожаре в атмосфере чистого кислорода.

Погибшие при взлёте космического корабля

  • Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Джудит Резник, Рональд МакНейр, Эллисон Онидзука, Грегори Джарвис, Криста МакОлиф (все из США) погибли при взрыве корабля «Челленджер». Взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя.

Погибшие при посадке космического корабля

  • Владимир Комаров (СССР) разбился при возвращении на Землю на корабле «Союз-1» из-за отказа парашютной системы.
  • Георгий Добровольский, Виктор Пацаев, Владислав Волков (все из СССР) погибли при возвращении на Землю на корабле «Союз-11» из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте.
  • Рик Хасбанд, Уильям МакКул, Дейвид Браун, Майкл Андерсон, Лорел Кларк (все из США), Калпана Чавла (гражданка США, родилась в Индии), Илан Рамон (Израиль) погибли при разрушении корабля «Колумбия» в верхних слоях атмосферы.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Общее число умерших и погибших астронавтов, космонавтов, кандидатов и бывших астронавтов и космонавтов с 26 июля 1958 года по 1 ноября 2019 года составляет 228 человек.

> Награды

  • В Российской Федерации: Лётчик-космонавт Российской Федерации.
  • В НАСА: United States Astronaut Badge

См. также

  • Космонавтика
  • Хронология пилотируемых космических полётов
  • Космический турист
  • Список космонавтов и астронавтов
    • Список космонавтов и астронавтов — участников орбитальных космических полётов
    • Список астронавтов США — участников орбитальных космических полётов
    • Список космонавтов СССР и России — участников космических полётов
    • Список женщин-космонавтов
  • Лётчик-космонавт СССР
    • Список лётчиков-космонавтов СССР
  • Лётчик-космонавт Российской Федерации
  • Первый отряд космонавтов СССР
  • Скульптура «Павший астронавт»
  1. Космонавт — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. Алан Шепард позже совершил орбитальный космический полёт, облёт Луны и посадку на Луну в рамках миссии «Аполлон-14» (командир экипажа).
  3. Вирджил Гриссом также позже совершил орбитальный космический полёт на корабле «Джемини-3».
  4. Василий Лазарев и Олег Макаров совершили незапланированный суборбитальный полёт, так как их корабль не вышел на орбиту по причине аварии носителя.
  5. Три человека из упомянутых семи летали не на космических кораблях, а на самолётах-ракетопланах «North American X-15» (1963 год) и «SpaceShipOne» (2004 год).
  6. Суммарный налёт космонавтов на космических кораблях разных типов по данным сайта Александра Аникеева: Пилотируемая космонавтика в цифрах и фактах Архивная копия от 30 декабря 2006 на Wayback Machine (рус.).
  7. 1 2 3 Чёрных П. Я. «Историко-этимологический словарь современного русского языка». Том 1. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02283-5.
  8. 1 2 Прищепа В. И., Дронова Г. П. Ари Штернфельд — пионер космонавтики. 1905—1980. — М.: Наука, 1987. — (Научно-биографическая серия). — 10 300 экз.
  9. Перельман Я. Звездоплавание: Штернфельд А. Я. Введение в космонавтику // Техническая книга : Журнал. — 1938. — № 4. — С. 75—76.
  10. Словарь русского языка. В 4-х томах. — М.: ГИС, 1958. — Т. 2. К—О. — С. 145. — 150 000 экз.
  11. 1 2 Первушин А. И. «Красный космос. Звёздные корабли Советской империи». 2007. Москва. «Яуза», «Эксмо». ISBN 5-699-19622-6.
  12. Сайт «Эпизоды космонавтики» Архивная копия от 23 декабря 2008 на Wayback Machine.
  13. Percy Greg Across the Zodiac: The Story of a Wrecked Record.
  14. Neil R. Jones The Death’s Head Meteor Архивная копия от 16 сентября 2011 на Wayback Machine.
  15. Online Etymology Dictionary.
  16. Dismukes, Kim — NASA Biography Page Curator Astronaut Biographies. Johnson Space Center, NASA (15 декабря 2005). Дата обращения 6 марта 2007. Архивировано 22 августа 2011 года.
  17. Космонавты Индии.
  18. Последнее корейское предупреждение Архивная копия от 1 февраля 2014 на Wayback Machine.
  19. Космонавты Казахстана.
  20. Космонавты Ирана.
  21. Галәмче (татар.) // Wikipedia. — 2016-08-04.
  22. Постановление Правительства РФ от 10.05.2017 № 551 «Об утверждении Положения о космонавтах Российской Федерации»
  23. 1 2 Новости космонавтики Т. 18 № 7 (306). 2008 год.
  24. Новости космонавтики Т. 18 № 10 (309). 2008 год.
  25. Мартиролог астронавтов, космонавтов и кандидатов.

Литература

  • Романов А. П. и др. Сыны голубой планеты, 1961—1980. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с. — 100 000 экз.
  • Новости космонавтики Т. 15 № 6 (269). 2005 год.
  • Новости космонавтики Т. 16 № 11 (286). 2006 год.
  • Новости космонавтики Т. 17 № 2 (289). 2007 год.
  • Новости космонавтики Т. 18 № 3 (302). 2008 год.
  • Новости космонавтики Т. 18 № 7 (306). 2008 год.
  • Новости космонавтики Т. 18 № 10 (309). 2008 год.
  • Пилотируемые космические полёты в 1961‑1972 годы.
  • Космические люди: 20 редких фотографий советских космонатов.
  • О подготовке космонавтов в Киножурнале «Хочу всё знать» на YouTube
  • Энциклопедия ASTRONote.
  • Encyclopedia Astronautica (англ.).
  • «Космическая одиссея. XXI век» — телестудия «Роскосмос» (часть 1) + (часть 2) + (часть 3) на YouTube

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4143247-2 · LCCN: sh85008988 · NDL: 00574075

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *