Красная горка 2012

Два календаря – языческий и христианский

Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.

Церковь установила праздник Рождества Христова, чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».

Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

С «Красной горкой» чуть проще, чем со «Спасами», поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.

Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.

Откуда взялась “Красная горка”?

Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.

Читать также – О вере и суевериях (+ Видео)

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Можно ли православным праздновать “Красную горку”?

“И что теперь?” – спросите вы. “Не отмечать этот праздник, игнорировать его?” Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?

«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.

А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.

О “Красной горке” на Правмире:

  • Многая лета!
  • Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия?

Фильмы о “Красной горке”:

Смотрите фильмы на видеоканале Правмира

Красная горка — веселое народное торжество, в котором наблюдается удивительно гармоничный симбиоз христианских традиций и отголосков языческих сатурналий.

Красная горка – это доброе, светлое празднество, символизирующее пробуждение, в котором хранится многовековая мудрость и память наших предков. К сожалению, многие традиции безвозвратно забыты, однако те, что еще остались, стоит сберечь, возродить и передать следующим поколениям.

Православный праздник Красная горка

Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, завершающее пасхальную неделю. Возникший еще в дохристианской Руси в эпоху язычества с приходом христианства праздник практически не изменил ни формы, ни содержания.

Кликушное воскресенье, Фомино воскресенье, Антипасха — так еще называют Красную горку. Название Антипасха зачастую вводит в заблуждение, придавая негативный оттенок противопоставления, отрицания. Здесь необходимо обратиться к этимологии слова, в старославянским языке приставка «анти» означала «вместо», т.е. праздник, приходящий следом за Пасхой.

Впервые Антипасха упоминается в антиохийских Постановлениях святых Апостолов, датируемых 380г. Согласно Евангелию, не поверившему в чудесное воскрешение Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмые сутки явился сам спаситель, дабы развеять его сомнения. Отсюда и выражение «Фома неверующий».

Уверение Фомы, Караваджо

В церкви в Фомино воскресенье служат литургию, чтят апостола Фому, вспоминают удивительное воскрешение Христа, обязательно проходит крестный ход, в храмах прихожанам раздают артос (кусочки хлеба, дающие силу, здоровье).

Что означает праздник Красная горка?

В древнеславянском языке «красный» означает «красивый, светлый, цветущий». По весне снег в первую очередь сходит на возвышенности, открывая место для увеселительных мероприятий. Именно на таких прогретых солнцем пригорках проводились народные гуляния с хороводами, песнями, игрищами, потехами, дабы с ликованием приветствовать весну, отметить пробуждение природы, отправить восвояси зимнюю глухую стужу. Безоблачное небо и жаркое солнце в этот день предвещали щедрый урожай, дождь обещал прохладное лето.

Бог солнца Ярило

До принятия христианства крестьяне в этот день прославляли песнями-веснянками древнеязыческих божеств — Ярило, бога солнца, плодородия и богиню первых весенних всходов Лелю. Из собравшихся на празднество девушек выбирали красавицу Лелю, наряжали в льняной сарафан, на голову надевали венок, сплетенный из только начинающих распускаться цветов, вставали в хоровод и затягивали песню в ожидании своих суженых.

Леля и Лада

В одежде старались использовать красный цвет как символ огня, солнца, любви.

Сценарий праздника Красная горка

Народные празднества начинались затемно и длились до заката. Главная роль в них отводилась женской половине общины. В глухую полночь замужние женщины выходили на край селения, брались за соху и, читая молитву, пропахивали борозду вокруг села. Считалось, что этот обряд обеспечит надежную защиту поселения от скудного урожая, капризов природы, тяжелых хворей. Мужская половина населения в обряде участия не принимала.

Опахивание села

Поутру народ поднимался на просторные возвышенности, выбиралась запевала, «хороводница», которая с первыми лучами солнца, обратившись на восток, произносила закличку, после чего хором распевались кликушные песни-веснянки. Для мороза, порядком поднадоевшего за долгую зиму, был свой ритуал: пеклись шарики-колобки, которые выкидывали на улицу с прибаутками.

В Калужской области ритуал закликания весны проходил иначе: на холм выставляли шест с соломенной куклой, которую вечером после гуляний сжигали.

Сезон народных застолий открывался совместной трапезой. Особое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Приготовлением угощений занимались люди старшего возраста. На яркую вышитую скатерть выставляли блины, оладьи, пироги, яичница, любые блюда, напоминающие форму солнца.

Обязательно пекли хлеб в виде грачей и жаворонков, который потом скармливали слетавшимся птицам, символизировавшим души усопших предков.

Выпекали крестообразное печенье, с которым связан интересный способ гадания. В печенья закладывались зерна, монеты, плоды хмеля, иногда могли запечь таракана. Обнаруженное в печенье зерно обещало богатство, хмель сулил веселье, а таракан означал сплетни.

Жаворонки

Ребятишки с печеньем бегали по домам в деревне и кричали заклички, желая соседям мира и благоденствия.

Обычаи и обряды на Красную горку

Красная горка — во многом праздник молодежный, день смотрин, сватовства, выбора пары.

Одев праздничные собственноручно вышитые наряды, с вплетенными в волосы яркими лентами, будущие невестушки, распевая песни, обходили деревню, чтобы потенциальные женихи могли их рассмотреть.

После этого девичьи завлекалки продолжались на возвышенном месте народных гуляний, где уже были подготовлены площадки для танцев, установлены качели, сооружены подкидки. Кататься на качелях было позволено только тем девушкам, которых пригласили молодые люди. Поначалу процесс заигрывания был скромный и целомудренный, но позже осмелевшие молодцы могли позволить себе некоторые вольности, например, остановить качели можно было, только подарив поцелуй.

Праздничные катания на качелях

Кавалеры же соревновались на подкидках. Стараясь привлечь внимание понравившейся девицы, парни демонстрировали удаль молодецкую, ловкость, смелость.

Понравившуюся девушку было позволено облить водой, после чего парень должен был к ней посвататься. Отказ от сватовства в этом случае позорил девушку, за это можно было получить батогами по спине от ее родственников.

Участие в празднествах незамужних девушек и холостых молодых людей считалось обязательным. Провести Фомино воскресенье дома было дурной приметой. Отказавшимся от гуляний на селе давали прозвища, кликали «непутешными».

Тем, кто давно был в ссоре, предоставлялась возможность помириться: достаточно было разделить и съесть Пасхальное яйцо голубого или зеленого цвета.

Интересным и простым для выполнения является денежное гадание: на рассвете надо забраться на любой пригорок, прихватив три ложки. Обернувшись три раза вокруг оси, надо подкинуть ложки с вопросом: «Ждет ли меня богатство?» Три ложки, упавшие рядом, сулят беспроблемный в денежном плане год, одна ложка, отлетевшая в сторону, обещает устойчивое финансовое положение. А разлетевшиеся в разные стороны ложки пророчат трудности и предстоящие лишения.

Свадьбы на Красную горку

В Фомино воскресенье после внушительного перерыва в храмах начинали венчать браки, новобрачных благословляли на долгое, счастливое супружество.

На Красную горку проходил обряд «окликания» молодых, называемый еще вьюнством, вьюнинами. К домам молодоженов, вступивших в брак в период с прошлой Пасхи, приходили окликальщики. Разодетые в нарядные рубахи, шаровары они пели песню про удаль, силу богатырскую, счастливую жизнь молодой пары, про хоромы их, полные достатка. В благодарность супруги выносили окликальщикам яйцо и чарку вина. Отсюда пошло название «Кликушное воскресенье».

Фомино воскресенье чаще всего выбирали в качестве дня для проведения свадебного торжества. Считалось, что совместная жизнь новобрачных, повенчавшихся в этот день, будет долгой, крепкой, счастливой. Эта традиция популярна и сейчас: молодожены играют тематические свадьбы в деревенском стиле, надевая русские народные костюмы, соблюдая старинные обычаи.

Свадьба в старорусском стиле

В процессе церемонии венчания молодым запрещалось смотреть друг на друга, иначе в доме будут ссоры, склочная жизнь обеспечена.
Повенчавшиеся в этот день переплетали ленты из косы невесты незамужним подругам, передавая свадебную эстафету и благословляя на скорое замужество.

Подготовка к свадьбе

В некоторых селах был распространен обряд «на счастье». Молодые скатывали крашеные яйца с пригорка и наблюдали, как они катятся — вместе или порознь, какое яйцо укатится дальше. Исходя из этого заключали, как будет проходить совместная жизнь у молодоженов. Если яйца оставались целыми, докатившись до подножия, счастье, удача будут сопутствовать весь год.

Обряд на счастье

Для брачной ночи готовили отдельную комнату, украшенную весенними травами, чей запах отпугивал нечисть.

Родительская суббота на Красную горку

Родительская суббота — это день поминовения усопших. В году восемь родительских суббот, и только две из них, называемые Вселенскими, имеют постоянную дату.

Остальные зависят от даты Великого поста:

  • Вселенская Суббота Мясопустная – за неделю до Великого поста;
  • Субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста;
  • Радоница – 9-й день после Пасхи;
  • 9 мая;
  • Вселенская Троицкая суббота — за день до Троицы;
  • Димитриевская суббота — за накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Радоница, или Родительский день приходится на вторник после Красной горки. В этот день следует воздержаться от горестных переживаний и слез по поводу потери близких, это время молитвенного общения с ушедшими членами своего рода. Предшествующая Светлая пасхальная неделя настраивает верующих на добрые воспоминания и радость от того, что родные возродились в другой жизни.

Перед посещением кладбища желательно отстоять службу в храме, подать заупокойную записку, поставить свечу, после чего приходит время привести в порядок могилки усопших, помолиться за их души, совершить поминальную трапезу.

И поныне широко распространена традиция приносить на кладбище крашеные яйца, пасхальные куличи и раздавать их нищим. Считается, что так происходит общение, «христосование» с усопшими родными. В древности Тризной и Радоницей именовали божеств-хранителей душ усопших.

В язычестве Родительской субботе соответствовал Навий день (день Мертвых), когда близким умершим приносили к воде требы. У славян требы — еда и сделанные своими руками предметы быта. В воду запускали скорлупу красного крашеного яйца. Считалось, что она доплывет до мира забытых душ, про помин которых давно позабыли.

Отмечать или нет Красную горку, каждый решает сам. Но независимо от принятого решения этот день не время для грусти, уныния, правильный эмоциональный настрой даст заряд на весь год. Это отличный повод собраться всей семьей на застолье и провести вместе время, которого в будни нам так не хватает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *