Крещение что за праздник

19 января православные христиане отмечают большой праздник – Крещение Господне.

Крещение Господне или Богоявление – один из древнейших и самых главных христианских праздников. Оно относится к двунадесятым праздникам: это события, которые догматически тесно связаны с земной жизнью Иисуса Христа.

В Крещение православные вспоминают важнейшее событие, запечатленное в святом Евангелии, а именно обряд крещения, совершенный Христом в реке Иордан.

История праздника

Евангельская история гласит, что к Иоанну Крестителю, который долгие годы проповедовал о пришествии Христа, пришел сам мессия. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна.

У Крещения существует и второе название, Богоявление, которое он получил в память о чудесном происшествии, которое случилось с Иисусом Христом во время обряда.

Крестил Иисуса пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Евангелие рассказывает нам, как во время обряда, на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. В тот же момент, голос с неба провозгласил:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой.

Традиции

На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Для этого на водоемах делают специальные проруби, а на площадях городов и поселков устанавливают купели. В народе считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу.

Впрочем, купание в иорданях остается для верующих исключительно добровольным делом. Для христиан на Крещение главное посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду.

Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды. Накануне, 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии.

Крещеная вода называется “агиасма “и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.

По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.

Фото из свободных источников

Купание в проруби

Особенность православных праздников такова, что с течением времени они обрастают народными ритуалами, которые мало общего имеют с оригинальной историей. Так и Крещение невозможно представить без купаний в ледяной проруби, хотя эта древняя традиция является исконно русской и не связана напрямую с крещением Христа в водах Иордана.

Тем не менее, традиция устоялась, и русская православная церковь рекомендует окунаться в прорубь каждому православному, если позволяет здоровье. Главное правило, без которого купание в проруби теряет всяческий смысл, заключается в том, чтобы заранее исповедоваться и раскаяться у священника.

Другими словами, нырять в крещенскую воду нужно уже очищенным и с добрыми мыслями, поскольку обливания ледяной водой сами по себе благодати не принесут.

Окунаясь в воду, необходимо трижды перекреститься со словами “Во имя отца, сына и святого Духа”.

Запреты

В Крещение, как и в другие двунадесятые праздники, следует избегать ссор, плохих мыслей и поступков. Запрещается сердиться на близких людей, ругаться, жаловаться и сплетничать, независимо от обстоятельств.

Все гнусное и недоброе, что вы совершите в этот день против другого человека, обернется против вас же, с тройной силой.

В то же время, в праздник Крещения у всех будет хорошая возможность простить старые обиды и помириться с дорогими людьми.

Другой запрет касается работы – в Крещение, равно как и в остальные великие христианские праздники, воспрещен любой физический труд, помимо легкой уборки. В частности, нельзя вышивать, вязать, делать что-либо по дому.

Строго порицается в Крещение употребление алкоголя и других дурманящих напитков. Запрет распространяется и на крещенские купания. В последнем случае выпивать не просто неправильно, но и опасно для здоровья, поскольку алкоголь усугубляет риски, связанные с купанием в ледяной воде.

Если небо в Крещение чистое и звездное, то весна наступит рано, а погода летом будет сухая и жаркая. В то же время, звездное небо на Крещение говорит о том, что год будет спокойный, без особых потрясений.

Если Крещение совпадает с фазой новой луны, то морозы будут суровые и долгие, а весна хмурой и дождливой.

Много снега в Крещение – хороший знак, ведь любая вода в этот день обладает исцеляющей силой. Так что, если на Крещение за окном валит снег, это к хорошему здоровью.

Если на Крещение слышно собачий лай, значит, будет в вашем доме достаток.

У славян на Крещение была примета. Незамужняя девушка в канун Крещения выходила во двор, и если ей на пути попадался молодой парень, то считалось, что свадьба будет скоро.

Фото из свободных источников

Гадания

С незапамятных времен, в канун Крещения Господня на Руси широко практиковались гадания: на жениха, на вещий сон, на богатство, и так далее. Важно отметить, что гадания в православии запрещены и приравниваются к колдовству. По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.

Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое. То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом.

«Раз в Крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет. Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги. В идеале – выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду. В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году.

Также в тройку наиболее популярных крещенских гаданий входят гадания на сон и гадание на хлеб и ленту.

«Суженый-ряженый, причеши мне голову»: девушка перед сном должна спрятать под свою подушку гребень для волос. Считается, что тот, кого она увидит во сне и станет ее суженым.

Для второго гадания потребуется взять кусок хлеба и ленту. Необходимо спрятать эти вещи в пустой и чистый горшок. Затем, завязываются глаза и из горшка берется вещь наугад. Если девушка достает ленту, то ей стоит ожидать сватов, а если хлеб, – то оставаться ей в будущем году девушкой.

Также достаточно популярным становится и гадание на Крещение по теням.

Девушка мнет лист бумаги, кладет его на блюдце и поджигает. Когда лист сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Девушка должна внимательно рассмотреть тень от сгоревшей бумаги и попытаться узнать свое будущее.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Древний и почитаемый всеми христианами праздник Крещение Господне — становится одним из наиболее ожидаемых событий во всем церковном году. Об этом празднике знают все, кто хоть когда-то слышал о православной вере, отчего не удивительно, что даже в современном мире люди продолжают придерживаться строгих канонов празднования этого чудесного дня.

История праздника

Этот церковный праздник, отмечается ровно с тех пор, как более 2000 лет назад Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Считается, что после самого крещения к людям с неба спустился святой дух в виде белого голубя. Все услышали глас Божий, который произнес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Начиная с этого дня Иисус начал свою земную миссию, завершившуюся, как всем известно, воскрешением, которое стало прародителем праздника Пасхи. После крещения Иисус Христос ушёл в пустыню, в которой пребывал 40 дней и ночей, готовя себя к исполнению своего священного долга.

Традиции праздника. Что можно и что нельзя делать

С течением времени праздник Крещения Господня оброс огромным количеством традиций, которые свято почитаются людьми и по сей день.

Пожалуй, самой значимой из них является обряд купания в проруби, особенности которого следует обязательно знать всем, кто желает совершить данное действие. Перед купанием, во льду прорезается прорубь, которую принято называть Иордань в честь реки, в которой был крещён Иисус.

Батюшка окунает в воду распятие и читает молитву, чем освящает данное место для дальнейшего обряда. Окунаться следует трижды с головой, после принято читать молитву и выходить из воды. Казалось бы, зачем подвергать свой организм такому стрессу в дни, когда особенно лютует русская зима? Однако купание в проруби на Крещение – древняя и мудрая традиция.

Считается, что именно в этот день, вода в природных источниках приобретают особенные свойства: после купания в такой воде смываются не только болезни, хвори, сглазы, но и грехи, коих к этому моменту могло накопиться немало…

Традиция купаться на 19 января

  • Нельзя входить в воду людям с заболеваниями сердца, нервной и сосудистой системы, а также беременным и детям. Последних это касается особенно, ведь в детском возрасте процесс терморегуляции еще не сформирован, отчего детский организм подвержен риску получить серьезные осложнения.
  • Нельзя купаться в нетрезвом состоянии — т.к это опасно для жизни!
  • Можно перед погружением сытно поесть, но при этом — не объедаться, а после – выпить горячего чая.

Если вы будете придерживаться всех правил, то данная процедура на Крещение Господне, обязательно благотворно скажется на вашем самочувствии: как на физическом, так и на духовном.

Традиция набирать крещенскую воду

Безусловно, что не все смогут окунуться в проруби 19 января 2018 года, но при этом, каждый из нас сможет набрать для себя святой крещенской воды, а как, где и когда лучше всего набирать крещенскую воду, мы Вам подскажем далее.

Следует отметить, что освящение воды в церквях, происходит как 18 января в Крещенский сочельник (после Божественной литургии), так и в сам праздник Крещения Господня. В эти два дня можно набрать крещенской святой воды, при этом, нет никакой разницы, когда её набирать в храме — 18 или 19 января.

В случае, если Вы решили набирать воду из под крана, то соответственно, наилучшим периодом для этого, будет промежуток времени с 00:10 до 01:30, который приходится в ночь с 18-го на 19-е января, при этом, воду также можно набирать и позже, на протяжении всего 19-го числа (до наступления 24:00).

Запрещено ссориться и совершать плохие поступки, когда святая вода находится в руках.

Приметы

  • Этот праздник имеет множество примет, как относительно быта, так и природы:
  • На Крещение не рекомендуется набирать лишнюю воду, несмотря на то, что она целебна. Ее нужно воспринимать, прежде всего, как духовное лекарство;
  • Плохая примета разбавлять освященную воду;
  • Начиная с Сочельника, не советуют давать деньги в займы. В противном случае виновник может испытывать недостаток в деньгах на протяжении года;
  • Не рекомендуется стирать, убирать, шить на Крещение;
  • Нельзя воспринимать праздник, только как развлечение окунуться в проруби;
  • Хорошей приметой на Крещение является завершение какого-то дела;
  • Любая договоренность в этот день обязательно заканчивается успехом;
  • Природа на Крещение также о многом говорит:
  • Обильный снегопад и темные тучи на Крещение предвещают богатый урожай осенью;
  • Ночной лай собак к хорошей новости;
  • Крест, нарисованный на дверях, может уберечь дом от нечисти;
  • На праздники ничего нельзя выносить из дому, иначе будут материальные потери.

Гадание на Крещение Господне

Христианская церковь категорически порицает гадание, ведь обычай ворожить берет свои истоки во временах язычества и многобожия. Да и Крещение Господне для гаданий — не самое лучшее время, гораздо вернее будет заняться «домашней магией» на Рождество и Святки. Канун дня Богоявления стоит посвятить строгому посту, а сам праздничный день — молитве, телесному и духовному очищению.

Но… если для вас гадание — просто еще одна возможность весело провести время, что же, можете использовать несколько простых и вполне надежных способов узнать свое ближайшее будущее. Только, на всякий случай, в комнате, в которой вы будете гадать, нарисуйте на дверях и стенах небольшие крестики, чтобы действительно не привлечь к себе нечистую силу…

Гадание на взаимную любовь

Вам понадобится маленький чистый лист бумаги. Напишите на нем имя человека, которого вы любите, и подожгите листок. Если листок сгорит не до конца — вам ответят взаимностью, если листок сгорит полностью — что же, не судьба.

Гадание на исполнение желания

Вам понадобится помощь вашей кошки или собаки. Загадайте желание и позовите своего домашнего питомца. Если он войдет в комнату с левой лапы, тогда ваше заветное желание скоро станет явью. Если переступит порог правой лапой — ваши мечты останутся только мечтами.

Ворожба на воске на суженого

Заниматься ворожбой по любому поводу не стоит, можете навлечь на себя беду. Поэтому это гадание — на крайний случай, когда очень хочется замуж. Налейте в глубокую тарелку воду и положите в воду золотое или серебряное кольцо (лучше всего, без камней). Зажгите свечу, растопите немного воска и вылейте его в кольцо. Подождите, пока воск застынет и посмотрите, какой узор он образовал. Если это фигурка человека — ждет вас скоро новая любовь. Очень плохо, если воск принимает форму какого-либо животного, даже самого миролюбивого и домашнего. Это значит, что у вас есть тайный враг, который желает вам навредить.

Гадание на туфле на замужество

Все очень просто. Накануне крещенской ночи выбросьте из окошка туфель или любую другую обувь. Не поленитесь и выйдете во двор. Если туфель стоит на подошве носком к вашим окнам — суженого в этом году не ждите и на то, что устроите личную жизнь, особо не надейтесь. Если туфель перевернулся и лежит подошвой вверх — вас ждет мимолетный роман, который, скорей всего, принесет вам больше проблем, чем радости. Идеально, если туфель стоит на подошве носком от ваших окон — тогда можете смело рассчитывать на «хэппи энд».

Заговариваем на деньги

Гадание на Крещение Господне – это не только вопросы о любви, но и возможность увеличить свой материальный достаток. Положите в кошелек самые крупные купюры и горсть монет. Начинать нужно ритуал после появления на небе первой звезды. Наговаривайте на открытый кошелек, словно обращаетесь к нему.

Как монетки к купюрам собираются, так и счастье с богатством ко мне подбирается, а в новый кошелек купюры к монетам стекаются. В кошельке моем все шуршит и звенит: на новую одежду, на золотое колечко, да на все дела хватает. Слово мое твердое. Аминь.

Гадание на имя жениха

Еще в старину наши бабушки делали это забавное гадание на Крещение Господне. Девицы выходили на улицу с ложкой киселя и тихонько приговаривали:

«Милый мой, суженый мой, приходи кисель вместе кушать!».

Кто первый встретится, у того нужно узнать имя – это будет имя вашего мужа.

Гадание на сон

Перед тем, как лечь спать, проговорите трижды фразу:

«Суженный мой ряженый, покажи свое личико, покажи. Суженый мой, ряженый, приди я тебе супчик сварю!».

Это гадание на Крещение Господне поможет увидеть во сне будущего парня. А если приснилось несколько парней, значит, вы еще не готовы к серьезным отношениям!

Мы живем в такое время, когда крещению придают самые невероятные формы и значение – от самых упрощенных до глубокого мистицизма, от детокрещения (православные, католики, лютеране…) до полного отрицания водного крещения (сухие баптисты, молокане, духоборы и др., которые считают себя крещенными в духе). Даже некоторые фундаментальные евангельские верующие различают два вида крещения: водное крещение и крещение погружения во Христа.

В этой связи очень важно разобраться, что имел ввиду Иисус Христос, когда говорил ученикам:

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами, во все дни до скончания века. (Мф 28:19-20; Мк 16:15-16)

О каком крещении говорит здесь Иисус Христос: мистическом? детокрещении? духовном погружении во Христа?

Перед тем, как вознестись к Отцу, Иисус дал повеление ученикам сначала идти и научить народы, потом их крестить и продолжать учить их соблюдать Его волю. В Своем учении вопросу крещения Иисус уделяет очень серьезное внимание. Крещение является одним из важнейших Его повелений, исполнение которого дает возможность приобщиться к Его Церкви.

Рассуждая о крещении, нам необходимо обратить особое внимание на Церковь Христа: в чем ее сущность, какую роль занимают в ней крещение, рождение свыше, покаяние, очищение, освящения и другие духовные процессы, направленные на созидание из живых камней стройного и величественного храма. Объем данной статьи не позволит описать всю значимость Церкви, и мы сможем лишь немножко прикоснуться к ее величию, красоте и славе. В Еф 1:19-23 сказано:

…как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф 1:19-23)

Как видно из приведенных текстов, нет никого и ничего более славного и величественного, над кем Бог Отец поставил бы Сына Своего главою, чем Его Церковь. К ней смело можно отнести слова:

Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн 6:10).

Но Бог через апостола Павла дает нам еще более славное описание Церкви:

…которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф 1:23)

Этим текстом Бог провозглашает Церковь Своей полнотой. Она есть полнота Самого Бога, Творца видимого и невидимого. Вот кто такая Церковь, рожденная и устроенная по замыслу Бога, к которой можно присоедениться только через рождение свыше и крещение – другого пути не дано.

Апостолы безукоризненно выполнили повеление Господа о крещении. В самом начале проповеди Евангелия они акцентируют свое внимание на двух важнейших необходимостях, без которых невозможно строительство Церкви:

1) «Покайтесь». Покаяние связано с рождением свыше, без которого невозможно войти в Божье Царство. Христос говорил об этом в беседе с Никодимом:

…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Должно вам родиться свыше» (Ин 3:3, 7)

Если без рождения свыше невозможно войти в Божье Царство, то тем более невозможно влиться в Тело Христа, стать однородным с ним естеством.

2) «…да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:98).

Евангелист Марк передает слова Иисуса Христа:

…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк 16:15-16)

Из приведенных выше отрывков мы видим, что Иисус очень серьезно относился к вопросам покаяния, веры и крещения. С ними Он связывает прощение грехов и спасение. Эту истину очень хорошо уразумел евнух, выслушав проповедь Филиппа. Вывод, что Филипп, объясняя евнуху истину о Христе, одновременно объяснил ему и необходимость крещения, напрашивается из текста сам собой. Иначе евнух не произнес бы: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» На что Филипп ответил ему: «Если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха» (Деян 8:37-39).

Это повествование полностью опровергает практику крещения детей (в частности – младенцев). Почему?

Перечитывая приведенный отрывок, невозможно не заметить яркое, глубокое, осмысленное понимание того, что совершаемый акт крещения непосредственно связан с верой человека. С верой, которая требует осознания человеком крестной смерти Иисуса Христа; глубины собственной греховности; личного покаяния; истины о сораспятии со Христом. Такая вера понимает водное крещение не как мистический обряд, но провозглашает истину о том, что крещенный крестился в смерть Христа; что в нем умер и погребен ветхий человек; и что, воскресая со Христом, он становится новым творением.

Сторонники детокрещения невероятным образом искажают учение Иисуса Христа и апостолов, становясь при этом преступниками, обманывающими самих себя и подвергающими заблуждению многих своих последователей. И это далеко не безобидное явление, это посягательство на здравый смысл в вопросе крещения. Ведь понятно, что дети не способны иметь веру, подразумевающую осмысление всего вышеперечисленного.

Евангелист Марк передает слова Христа, в которых повеление, касающееся веры и крещения звучит очень ясно:

…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк 16:15-16)

Обратите внимание на слова «кто будет веровать…» Маленькие дети не могут самостоятельно верить, так как они не могут осмыслить само повеление Христа. Они даже не могут отличить правой руки от левой.

Крещение, как мы уже заметили выше, является актом веры, посредством которой человек способен воспринять факты воплощения, проповеди, страданий, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. У детей нет способности «помыслить о претерпевшем такое над Собой поругание от грешников». Они не могут размышлять о сути жертвы Христа и обо всем, что с ней связано.

Покаяние и крещение непосредственно связаны со спасением. Находясь в доме Корнилия, апостол Петр представил учение Иисуса Христа, рассказав людям о том, кем Он являлся и как Он страдал. В продолжении этой беседы Святой Дух сошел на всех слушающих слово.

…Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. (Деян 10:47-48)

Приведенные нами тексты Писания показывают, что Церковь строится из раскаявшихся грешников, возрожденных свыше и осознанно принявших крещение посредством полного погружения в воду, что символически указывает на погребение.

Кроме того, акт водного крещения провозглашает подчинение человека воле Господа Иисуса Христа. Евангелие от Луки и Деяния Апостолов повествуют о том, как Иисус Христос созидает Свою Церковь посредством апостолов и первых христиан и о том, насколько тщательно они соблюдали заповеди, установленные Господом. Они хорошо понимали, в чем состоит процесс присоединения к Его Церкви. Евангелист Лука рассказывает:

Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. (Деян 2:41-42)

О том, что покаявшимся, возрожденным свыше людям необходимо было принять водное крещение, свидетельствуют многие места Нового Завета. Через крещение люди получали право на участие в преломлении хлеба – видимом символе их принадлежности к Телу Христа, Церкви. (1 Кор 11:23-32; Еф 1:22-23)

В Деян 8:12 мы находим сообщение о том, что после уверования в Благую весть о Христе «крестились мужчины и женщины». Бывший гонитель Церкви Савл, после его чудесной встречи со Христом уразумел, что для того, чтобы стать членом Церкви Христа, необходимо принять водное крещение, и исполнил это незамедлительно:

И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян 9:18).

Позже он рассказывал об этом в присутствии большого количества людей – о своей встрече со Христом и о том, что волю Божию о крещении объявил ему Божий служитель Анания, сказав:

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса. (Деян 22:16)

В Деяниях Апостолов мы читаем также об уверовавших и крестившихся Лидии, темничном страже, начальнике синагоги Криспе, а также и о членах их семей (Деян 16:15, 33; 18:8). Эти повествования заслуживает особого внимания. Есть некоторые христиане, которые, читая слова «Лидия и домашние ее», «Крисп и весь дом его», полагают, что среди «домашних» могли быть и дети, и даже младенцы. Сделав такое предположение, они затем делают вывод, что вместе со всеми были крещены и младенцы.

Но мы уже поняли из Писания, что без личного глубокого покаяния, сопровождаемого осознанным принятием водного крещения, присоединиться к Телу Христа невозможно. Некоторые считают, что младенцы (и дети вообще) безгрешны, сравнивая их с чистым листом бумаги. Писание, однако, говорит обратное. С момента грехопадения Адама, всякий человек, приходящий в мир, зачат и рожден во грехе. А человека невозрожденного, находящегося во грехе, приобщить к Церкви посредством одного лишь крещения – не представляется возможным. Поэтому вывод, что в первой церкви крестили младенцев – ложный.

Более того, крещение младенцев является преступлением, так как, во-первых – нарушается смысл и значение самого крещения; во-вторых – человек, которого крестили в детстве (младенчестве), живет обманом: факт крещения в детстве внушает ему ложную надежду принадлежности к народу Божьему, тогда, когда у него самого не было личной веры в спасительную жертву Иисуса Христа. Более того, его духовный статус с точки зрения Писания вообще остается непонятным, т. к. большинство детокрещенцев практикуют конфирмацию, т. е. официальное присоединение к церкви по достижению зрелого возраста (это вообще является надуманным, небиблейским представлением о присоединении к Церкви).

Итак, цель крещения вообще нам понятна.

Значение крещение для нас – вопрос не праздный, но вопрос очень важный, требующий ответа, который сохранит нас от заблуждений. Библия (а Новый завет – в особенности) написана языком, доступным каждому человеку – образованному и необразованному, мудрецу и невежде, богатому и бедному. Она написана неизменно на все века, к ней ничего нельзя добавить и от нее ничего нельзя убавить. По этой-то причине и написано:

Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано!. (1 Кор 4:6)

Однажды я спросил одного богослова, который проповедовал на книгу Притч: «Откуда ты взял это?» Он ответил мне: «Из контекста». При проверке оказалось, что во всей главе не было того, о чем он говорил. Подобное происходит и с вопросом крещения, потому что многие верующие заведомо считают эту тему второстепенной, недооценивая ее важности. Но значение крещения настолько велико, что Христос связывает его непосредственно со Своим учением, когда говорит:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. (Мф 28:19-20)

Как уже было отмечено выше, крещение является важной частью созидания Церкви, видимым знаком посвящения себя Богу и присоединения к Церкви.

Другую ошибку мы наблюдаем, когда люди приписывают крещению своеобразные мистические свойства, которых на самом деле в нем нет. Люди думают, что в самом обряде таится некая таинственная сила, которая будет защищать людей, крещенных в младенчестве, от гибели. Давайте разберемся, так ли это.

В 1 Пет 3:21 апостол Петр ясно и объективно говорит нам, живущим во времена Нового Завета, о смысле крещения:

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. (1 Пет 3:21)

Обратите особенное внимание на слова «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». В последнее время мало кто обращает внимание на эти слова. Тем не менее, они говорят нам о том, что крещение является не только свидетельством спасенной души, но и содержит в себе элемент ее реакции по отношению к Богу. Это формальное выражение посвящения себя Богу, имеющего место в результате рождения свыше. Это провозглашение своего приобщения к Телу Христа (Церкви). (Это еще одно свидетельство в пользу того, что дети не способны осмысленно предпринять столь серьезный шаг, который совершается однажды и навсегда). С крещением нельзя играть. Оно является обещанием (посвящением) себя в абсолютное послушание Христу, а через Христа – Отцу Небесному, при полном водительстве Святого Духа.

Сам по себе акт крещения, как обряд или как церемония не имеет никакого значения, никакой мистической или духовной силы. Оно приобретает смысл, когда выражает волю Христа, содержит в себе акт духовной реакции возрожденной души по отношению к Богу, торжественного свидетельства перед небом и землей, перед ангелами и людьми о том, что человек навсегда приобщился к Телу Христа. И это не только внутреннее рождение свыше, но и внешнее, видимое свидетельство нашей полной принадлежности – духом, душой и телом – Христу. И с момента этого яркого свидетельства человек заявляет всему миру людей и духов, что он навеки не принадлежит себе, а принадлежит Христу. В этом и заключается смысл водного крещения, как знак отождествления с Его телом (Церковью).

Апостол Павел в Рим 6:3-4 пишет:

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим 6:3-4)

Из этих слов становится ясным, что крещение – это не обряд и не религиозная установка. Оно указывает на внутренний, глубокий процесс, который Павел сравнивает со смертью и погребением. Он показывает, что как в могилу опускается тело мертвое, так и в воды крещения опускается тело человека, свидетельствующего о смерти для этого мира; как мертвое тело при погребении полностью покрывается землей, так и умерший для этого мира полностью покрывается водой (о чем говорит слово «погреблись», то есть «покрылись полностью).

Во время погребения не бывает, чтобы мертвое тело было лишь немного припорошено землей, но его полностью покрывают толстым слоем земли. Подобным образом и во время крещения недопустимо кропление или обливание кружкой воды. Такой подход – искажение повеления Иисуса Христа, это кощунство по отношению к погребению. Такое «крещение» – не есть крещение. Настоящее крещение – это внутренние процессы, выражаемые внешним актом погружения в воду. В противном случае, высказывание Павла в Рим 6:3-4 не имело бы никакого смысла.

Кратко и емко объясняет Павел истинное значение крещения и в Гал 3:27:

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал 3:27)

Облечься во Христа – означает быть в Нем, слиться с Ним в одно Божеское естество (1 Пет 1:4), в одно Тело, стать частью Его Церкви, видимый акт крещения.

Если какая-либо душа пренебрегает водным крещением, крещением полного погружения в воду, то эта душа не желает открыто засвидетельствовать о своем облечении во Христа, о смерти и погребении с Ним. Таким образом, этот человек или не рожден свыше, или непослушен Христу в этой сфере своей духовной жизни.

Слово Божие, как уже было отмечено выше, не признает ни детокрещения, ни окропления, ни обливания, которые не могут заменить настоящего погружения. Те, кто практикуют такие виды крещений, навлекают на себя Божий гнев за искажение его заповеди. Апостол Павел утверждая здравое учение о крещении говорит:

…Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых (Кол 2:12).

Заключительный итог Павел делает в послании к Ефесянам:

Один Господь, одна вера, одно крещение. (Еф 4:5)

Другими словами, один Господь для всех живущих на земле – иудеев и язычников; одна вера, вера Божья («имейте веру Божию») – для всех, иудеев и язычников; одно крещение – для всех, иудеев и язычников.

Как написано «вера от слышания», а слышание Его слов приводит к покаянию, Слово Божие воспринимается верой, и вера ведет к крещению, как это было с евнухом, которому проповедовал Филипп («Вот вода, что препятствует мне креститься?… И сошли оба в воду…»).

Таким образом, мы снова вернулись к первоначальной мысли: сначала Господь, затем вера, рождение свыше, крещение. Вера в Иисуса Христа – это единственный путь к спасению, а заключенный с Ним через крещение завет вводит нас в самое высокое положение – делает нас частью Его Тела – Церкви.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня великий день Святого Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и явление через это событие всему миру Святой Троицы. Когда Сын явился в человеческом виде, Святой Дух в виде голубя витал над Ним и глас Отца Небесного свидетельствовал, что «это есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Христос пришел уподобиться каждому из нас, стать истинным человеком, не призрачным, носящем наше человеческое естество. И приобщился всей нашей жизни. Иоанн Предтеча крестил перед Христом, чтобы люди исповедовали свои грехи и через это подготавливали свою душу к принятию Бога.

Писание нам говорит, что и Христос подобно грешным людям приходит к Иоанну крестится, как бы очищая Свои собственные грехи. Но Писание нам говорит, что Христос тотчас вышел из воды, как только в нее вошел. А почему значит тотчас вышел? Потому что Иоанн Предтеча до этого всех людей, которые приходили к нему, держал в воде до тех пор, пока они не исповедовали свой последний глубинный грех. А Христос приходит приходит к воде как грешник, чтобы быть солидарным с нами, чтобы разделить всю нашу немощь, наши скорби. Но Писание говорит: «Тотчас вышел из воды». Потому что не в чем было исповедоваться безгрешному Богу. Но Он разделяет с нами нашу человеческую греховную жизнь, тем самым освящает воды, дарует благодать всем нам и устанавливает это великое таинство, чтобы посредством его мы все становились детьми Царствия Божьего.

Кто-то из святых отцов сказал: «До крещения грех живет внутри человека, а благодать действует во вне». В момент крещения все кардинально меняется: благодать живет внутри человека, а грех действует во вне. Человеку дается семя божественной жизни, человек уподобляется простой земле, в которую вкладывается семя Царствия Божия. И от человека зависит, возрастет это зерно, прорастет ли в его сердце Царствие Небесное или нет. Дается шанс, залог, в этот момент мы соединяемся с Богом. Вчера мы со священниками беседовали, как, говорю, в двух словах объяснить, что произошло в момент крещения и что дает человеку крещение? Что происходит в этот момент? И один батюшка говорит: «Представь себе – телевизор, у которого есть экран, пульт управления, но он не включен в розетку, он не работает. До тех пор пока розетка не будет подключена к источнику энергии, ничего не заработает.

В момент крещения человек соединяется с Богом, с божественной энергией, и человек оживает. А до этого можно быть вроде бы живым, как телевизор, стоит вроде, и не поймешь, работает он или нет. Внешне вроде похож на телевизор, а не работает. И человек может быть внешне живым, а внутри мертвым для Царствия Божия. Он не подключен к источнику божественной благодати через момент крещения. В момент крещения мы становимся наследниками Царствия Божьего. В момент крещения мы становимся воинами Христовыми, мы вписываемся в Его армию, которая воюет с дьяволом.

Не крещенные люди это кто такие? Они смотрят из кустов, а кто победит – белые или красные, наши или не наши? Он ничей. Христос так и говорит – ты не определился – ты не выбрал истину, ты не выбрал правду, ты не выбрал Меня. Кто не родится водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное. Вот, что такое крещение – обещание Богу доброй совести, вступление в завет с Богом, когда мы становимся наследниками Царствия Небесного. Мы берем на себя эти обязательства – быть христианами.

Когда мы крестим людей, говорим: Ты сотворил сейчас этого ребенка наследником царствия Твоего. Когда мы нарекаем имя в момент крещения, мы говорим: нарицается имя Твое святое на новозапечатленном воине Христовом. Крещенный человек становится воином Христовым. А если воины, то и они разделят ту награду победы, которую разделяют воины со своим полководцем, воеводой. А те, кто отсиживается в кустах, ничего не получат. Мало того, как дезертиры еще будут наказаны.

И вот нам всем этот сегодняшний день напоминание нашего крещения, нашего обещания Богу чистой, доброй совести, в завет с Ним и обещания жить по Его правде. Мы когда-то в момент крещения или сами осознанно, или через своих воспреемников-крестных давали обеты Богу – отрицаюся тебя, сатана, всех дел твоих, всей гордыни твоей и всех помышлений твоих, и соединяюсь со Христом, и поклоняясь Ему, и верую Ему яко Царю и Богу. И сегодня белые одежды, которые на священниках – это напоминание всем нам той самой душевной чистоты, которой мы сподобились в момент крещения, потому что в момент крещения человек омывается от всех своих грехов и грехов прародительских. У него уходит греховная скверна, вселяется внутрь благодать Божья. И это не значит, что он становится безгрешным, а это значит, что ему даются силы, благодать и энергия жить по Божьей правде. Внутри него эта сила божественная, это зерно, это семя Божественное в крещенном человеке.

И чистый лист дается человеку – его души. А дальше уже происходит наша повседневная жизнь. Редко, кто эти ризы сохраняет незапятнанными. Но Иоанн Лествечник говорит: «Благодатью Божьей нам дается и второе крещение, потому что, — говорит он, — слезы покаяния, думаю я, бывают для нас вторым крещением». Упал – вставай. Упал – вставай. И так до конца жизни. Бог приемлет опять нас и делает детьми Своими, когда мы с вами через раскаяние, опять соединяемся с Ним. То есть, не просто мысленное сожаление. Сожаление – это еще не покаяние. Покаяние – это сожаление и оставление греха. Мало того, оставление – действие противоположное греху. Как апостол Павел так и говорит: «Кто крал, впредь не кради, а давай милостыню своими собственными руками». Мало сожалеть, мало оставить надо еще искупить, измениться. Вот это и есть покаяние.

И вот Господь сегодняшний нам праздник дает эту благодать, помогающую нам со вне, со стороны, чтобы наши души, как мобильные телефоны, которые не работают без подзарядки, подзаряжались Его благодатью. И дается она через эту святую крещенскую воду – благодатную, освященную. Мы сегодня читали, какими свойствами обладает она, сотвори ее – нетленный источник, освящение, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, ангельской крепости исполненной, да все почерпающие ее и причащающиеся имеют ее ко освящению душ и телес, исцелению страстей, ко освящению домов и на всякую пользу полезную. Это уже не Н2О. Он была несколько минут назад простой водопроводной водой. Но нечто произошло такое, что оставшись простой водой, к ней немножко была добавлена Благодать Божья, которая сделала ее Святой Богоявленской водой. Как говорят греки: великая агиасма, то есть, великая святыня. Когда человека по тем или иным грехам отлучают от святого причащения, ему вместо этого разрешается вкушать антидор и крещенскую воду, как некую замену святого причастия, потому что она тоже исполнена великой благодати.

Многие говорят, а вот она становится святой, потому что там побывал серебряный крест. На несколько секунд была освящена она, скептики так говорят, был на несколько секунд крест освящен. Сколько молекул серебра попало в эту воду? А в эти баки сколько? Ноль-ноль-ноль-ноль… дело не в серебре, дело в Благодати Божьей.

И однажды мне рассказал мой друг, с которым мы учились в семинарии, а теперь он архиепископ Томский Ростислав: он пошел в армию будучи алтарником в одном из храмов города Твери. Он был худенький, маленький, щупленький, и он был верующим человеком, носил на себе крест. И был исповедником в армии, с ним все спорили, полемизировали и прочее. И конечно, там марксизм-ленинизм и прочее. И тогда он говорит: а вот скоро праздник Святого Крещения. Ну, и что? А давайте опыт сделаем. Какой? Семнадцатого числа наберите трехлитровую банку воды из крана. Ну, и что? Наберите. Набрали. В сейф положите. А я наберу ее девятнадцатого числа – на день Крещения. Ну, и что? Потом посмотрите.

Взяли семнадцатого числа банку с водой и девятнадцатого числа. Закрыли в сейф, а крышкой не накрыли, специально еще крышка была открыта. А через неделю, в воскресенье, вытащили. Прапорщик руки потирает: что там будет? Через неделю открывают, ставят на белый лист бумаги, а там подпись была – девятнадцатое и семнадцатое. Та, которая семнадцатого внизу уже появилось что? Зелень. А это смотрите, — говорит. Лупу возьми, может, там тоже зелень есть. Смотрели, смотрели, вокруг банки ходили и сказать ничего не могут. А что произошло-то? А в это время, — говорит он, — вот освящается естество в день Крещения. Если кто-то в каких-то обстоятельствах оказался, не в храме, еще где-то, в деревне – бери воду из под крана, она будет святой, богоявленской. Почему? Освящается водное естество. Верующим людям, до них в любую точку света доходит эта благодать Божья. А те, кто в храме, тем более с этой святыней.

Так вот милостью Своей Господь нам дает, чтобы мы и извне получали Божественную силу, Божественную энергию. И поэтому принято православным христианам натощак вкушать эту святыню. А 19 числа в течение всего дня эту воду можно употреблять, окропить свои дома, свою работу. То есть, вот – освящается естество, а через это мы освящаем все. Это — милость Божья, напоминание нашего с вами крещения, напоминание нашей с вами жизни, к чему мы с вами признаны: стать наследниками царствия Божьего, разделить победу Христа, как Его воины, если только свою верность Ему сохраним до конца. Богу нашему в Иордане ныне крещаемому честь и держава, слава и поклонение во веки веков. Аминь.

Крещение Господне в 2020 году: традиции и история праздника

Обычай омовений в ледяной воде в этот день является российской, довольно молодой народной традицией, а не исконной частью праздника, — и уж точно одно лишь купание в проруби не может автоматически смыть с человека грехи. Другое дело, что вода, действительно, является неотъемлемым символом этого дня, образом обновления и новой жизни.
В одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что Крещение Христа в водах греховного, отпавшего от Бога мира («как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались!») было событием одновременно величественным и трагическим, «и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия».
Во время крещенского богослужения совершается Великое освящение воды — и эту освященную воду Церковь с древних времен называет Великой агиасмой, особой святыней. Упоминая её чудесные свойства, Святой Иоанн Златоуст говорил о ней в IV веке: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *