Крест апостола Андрея

Крест апостола Андрея: история святыни

В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее — частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года.

Средневековые источники дают мало информации о том, что случилось с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уве­рен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного».

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подо­шли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за под мышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный пому­чился и чтобы ночью его сожрали псы».

Распятие апостола Андрея Первозванного

Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному преданию, то можно узнать, что крест вместе с мощами святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военноначальником Артемием из города Патры в Константинополь в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею» (Отметим, что в этом тексте содержится куда более пространная и риторически изысканная речь святого апостола Андрея ко кресту, на котором он будет распят, что позволяет говорить о возросшем почитании этой святыни). В Патрах же был оставлен крест, на котором был распят святой, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются также сильно, как и Константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев: В 1205 году в результате Четвёртого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который был в то же время был примасом Мореи – греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами – тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит и средств. Тем не менее, крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Все изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи — Фома Палеолог в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами Римом и Марселем. Большинство специалистов, в том числе и авторы статьи об апостоле Андрее в «Православной энциклопедии», считают, что крест и глава апостола были переданы Папе Пию II и положены в соборе святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое –то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить «предав ее огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни, привезенной сейчас в Россию, можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где они и хранятся до настоящего времени.

Таким образом, в Россию привезли большой крестообразный ковчег, в котором хранятся небольшие частички креста, на котором был распят апостол Андрей.

Для верующего человека не имеет значение размер святыни, а потому самая маленькая часть святыни, так или иначе связанной с апостолом Андреем или каким-то другим праведником, — великая святыня, достойная почитания. Другое дело, что иногда бывает невозможно достоверно проследить историю того или иного артефакта на протяжении тысячелетий.

Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Крест Андрея Первозванного сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, в состав которой, в частности, входят митрополит Патрский Хризостом, митрополит Мадинийский и Кинурийский Александр, иерокирикс Патрской митрополии архимандрит Феодосий (Цицивос), духовенство Патрской митрополии.

По данным полиции, в Петербурге, в первый день святыне поклонилось 30 000 верующих.

Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск.

Расписание пребывания креста св. ап. Андрея в России, Украине и Беларуси:

11-15 июля — Санкт-Петербург
16-17 июля — Одинцово (Московская область)
17-19 июля – Дмитров (Московская область)
19-25 июля — Москва
26-28 июля — Киев
29 июля — 2 августа — Минск

Андрей ЗАЙЦЕВ

В Россию привезли одну из почитаемых православных святынь — Крест, на котором был распят апостол Андрей Первозванный. До 15 июля святыне могли поклониться петербуржцы в Казанском соборе. Затем Крест направился в подмосковные Одинцово и Дмитров, а сегодня прибыл в Москву. Мы расскажем, почему Православная церковь чтит эту реликвию…

Кем был Андрей Первозванный?

Апостол Андрей, или Андрей Первозванный, был одним из 12 учеников Иисуса Христа, а также приходился братом апостолу Петру.

Согласно Евангелию, Иоанн Креститель направил братьев Андрея и Петра к Иисусу, предсказывая его мессианское предназначение. Первым за Христом последовал Андрей и впоследствии стал его ближайшим учеником. Именно поэтому Андрея принято называть Первозванным.

Вместе с другими учениками, апостол Андрей был очевидцем распятия Христа на кресте, а также его чудесного Воскресения.

Как повествует Библия, после снисхождения на учеников Святого Духа, каждый из них отправился проповедовать учение Христово. Андрей Первозванный направился на Восток: прошел Малую Азию, Фракию и Македонию, оказался у побережья Черного моря, прошел Крым и оттуда добрался до того места, где ныне располагается город Киев. Побывал он и на земле, где проживали славяне, а потом вернулся во Фракию, где в небольшом по тем временам городке Византии основал христианскую церковь.

Апостол Андрей Первозванный. Икона

Последним городом, в котором оказался апостол Андрей, стал греческий город Патры. В этом древнем городе Андрей Первозванный сотворил немало чудес, которые побудили многих местных жителей принять Крещение. Однако правитель Патры Эгеат оставался язычником, а учение апостола называл безумием. По его приказу Андрей Первозванный был распят на Кресте, но в течение трех последующих дней оставался живым и поучал людей. Только после молитвы к Богу о том, чтобы он забрал его к себе, Андрей Первозванный принял мученическую смерть.

Тело апостола было снято с креста и погребено женой Эгеата – Максимиллой, которую Андрей Первозванный излечил от тяжкой болезни. В 357 году мощи святого были перенесены в Константинополь, а в 1458 году были расположены в Риме в соборе Святого Петра. Спустя некоторое время, Крест был заключен в киот, имеющий форму креста, и в 1980 году был возвращен в Патры и размещен в храме святого Андрея.

Что символизирует Крест Андрея Первозванного?

Считается, что именно Андрей Первозванный связывает Константинопольскую церковь с Православной. Во время своего путешествия в восточные страны, он побывал у древних славян и предсказал появление города Киева, где «Бог воздвигнет много церквей». На территории будущей Руси Андрей оставил наперстный (нагрудный) крест и неутомимо проповедовал христианство, истребляя капища язычников и обращая их в свою веру.

Крест Андрея Первозванного в аэропорту Санкт-Петербурга. Фото: www.globallookpress.com

Со времен Петра Великого апостол Андрей считался на Руси покровителем Санкт-Петербурга, а Крест Андрея Первозванного стал символом русского флота и был запечатлен на одноименном флаге (Андреевском флаге) в синем цвете на белом полотнище.

Крест Андрея Первозванного в России

В Россию Крест Андрея Первозванного привозится впервые, специально к торжеству 1025-летия со дня Крещения Руси. Он обличен в новый деревянный киот, чтобы верующие могли прикоснуться к святыне. Высота Креста — около 3-х метров, ширина — 1,2 метра, вес — 160 кг.

В Москве святыне можно будет поклониться с 19 по 25 июля, в Киеве — 26-28 июля, в Минске — 29 июля-2 августа.

Распятие Святого Андрея Первозванного

Последние годы жизни апостол Андрей Первозванный жил в Патрах, здесь он проповедовал Христову веру, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах, по сообщению жития, Андрей Первозванный совершил множество чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Около 67 года правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Крест, на котором распяли Андрея Первозванного, имел не обычный вид, а скошенный, поскольку апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос. В память об этом такой скошенный крест называется сейчас «андреевским крестом», теперь он является одним из почитаемых символов христианства.

Правитель Эгеат распорядился не прибивать Андрея Первозванного к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Однако Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, и воины не смогли развязать верёвки. Житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Мощи и частицы креста Святого Андрея Первозванного

Крест-реликварий с частями креста апостола Андрея

В Патрах, на месте мученической гибели апостола Андрея Первозванного остались его мощи. В 357 году по повелению императора Римской империи Констанция II они были перенесены в Константинополь и положены в основание церкви Святых Апостолов. Однако в IX веке честная глава Святого Андрея и остатки креста, на котором он был распят, вернулись в Патры по особому ходатайству перед императором Византии.

Многие века честная глава и частицы креста Святого Андрея Первозванного находились в Патрах. Феодор Продром в XII веке свидетельствовал, что эти мощи почитались не меньше константинопольских. В 1460 году Патры были захвачены войсками османского султана Магомета II. Фома Палеолог, деспот Мореи, в 1462 году увёз главу и частицы креста в Рим, где передал папе Пию II, поместившему их в соборе святого Петра. В 1964 году папа Павел VI передал главу Андрея Первозванного и частицы андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии торжественно возвратились на своё историческое место в Патры. Глава апостола находится в серебряном ковчеге в правом приделе храма, на престоле, под сенью из белого мрамора. Части креста святого Андрея вставлены в косой крест.

В старом храме апостола Андрея, находящемся рядом с собором, имеется часть перста апостола Андрея, помещенная в мощевик, расположенный на мраморной гробнице. Эта святыня была подарена Патрам в 1847 году дворянином Андреем Муравьевым, получившим её на горе Афон. На этой гробнице помещена икона апостола Андрея в полный рост в серебряном окладе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *