Крест у православных

Распятие (декоративно-прикладное искусство)

У этого термина существуют и другие значения, см. Распятие. Об изображении распятия Иисуса Христа в живописи и иконописи см. Распятие Иисуса Христа в искусстве. Резное деревянное распятие, Оропа (Италия)

Распятие — крест, изображение Распятия Иисуса Христа, как правило, скульптурное или рельефное. Появилось в конце VII века, после того как Трулльский собор (691—692 годы) категорически запретил изображения агнца на кресте и постановил, чтобы Христа изображали в центре креста человеком, а не агнцем.

Будучи главным символом веры христианской религии, является важной частью декоративного убранства храмов. Особенной натуралистичностью в изображении страданий и ран Христа отличаются испанские распятия эпохи барокко.

Религия

Золотой вестготский крест, V—VIII века Основная статья: Крест в христианстве

Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии. Это изображение, называемое «распятием», обязательно присутствует в местах богослужений, а также у верующих дома и в качестве нательного креста, в знак веры и верности Христу, принадлежности Церкви Христовой, а также служит средством благодатной защиты.

Иконография

Прообразом для распятия является Истинный Крест Господень — Животворящий Крест. Оно изготавливается как с прибитым к нему Иисусом Христом, так и ещё (или уже) пустым. Часто у основания креста изображают череп и кости, в напоминание о том, что Христос был распят на Голгофе, что в переводе значит «череп». Так же это символизирует череп Адама, похороненного, по преданию, на Голгофе. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию во время казни у самого креста («Распятие с предстоящими»). На крестчатом нимбе Спасителя обязательно присутствуют три греческие буквы Ὀ (ὁ), ὤ (ὤ), Ν (ν): (др.-греч. ὁ ὤν — это имя существительное означает Сущий — Исх. 3:14).

История сложения типа

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (ср. с типологией Распятие Христа-Царя), — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

Различия в католической и православной традициях

Отличительным признак обычного католического Распятия после XII—XIII века являются скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздём. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздём, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)

В православном распятии раскинутые руки Спасителя изображаются прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых. Также на православном Распятии ладони Христа обычно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.

Изображения тернового венца в православной традиции, в отличие от католической, встречается редко (например, на пасхальных артосах).

В то же время, в католической традиции распространены и продолжают широко почитаться старые распятия романского и «византийского» типа с четырьмя гвоздями. Среди них наиболее известен крест святого Дамиана, перед которым, по преданию, молился Франциск Ассизский, когда услышал призыв от Бога. Он, однако, является типичным примером итальянского распятия-иконы XII-ΧΙIΙ века, представленным многими образцами.

С другой стороны, традиция изображать Распятие Христово с одним гвоздём в ногах распространяется с XIII века не только на католическом Западе но, и в Синайской Православной Церкви, где существует до сих пор. Синайские иконы такого типа распространены во всём православном мире.

Свои отличительные особенности имеют распятия в старообрядческой традиции, а внутри неё — между поповцами и беспоповцами.

  • Типичное православное распятие

  • Типичное католическое распятие

  • Романское распятие XII века из Троицкой часовни в Бельпюи, Франция (Христос в длинной одежде, спокойной позе, без следов страданий)

  • Крест святого Дамиана, ΧΙΙ век

  • Распятие в католическом Соборе Св. Мартина, Братислава (стопы Христа не перекрещены и прибиты к кресту двумя гвоздями)

  • Православная синайская икона Распятия, ΧΙΙΙ век (стопы Христа перекрещены и прибиты к кресту одним гвоздём)

  • Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками

Формы крестов

Памятник в виде кельтского креста Основная статья: Графические типы крестов

Хотя существует множество типов крестов, традиционно самыми распространёнными являются «латинские» или «православные» распятия, украшаемые фигурой Христа. Кресты нестандартной формы, например, каменный кельтские кресты или хачкары обычно украшаются орнаментами и не несут фигуративного изображения, де факто не являясь «распятиями».

Виды распятий

Накупольный крест, Кунгур

Накупольный крест

Крест, увенчивающий купол или шпиль храма, традиционно называется накупольным или же надглавным. Накупольный крест отражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения. В православной церкви на куполах используются восьмиконечные кресты (реже — четырёхконечные). В основании креста может помещаться полумесяц (цата), который в Византийской империи был государственным знаком. На Руси первые накупольные кресты с полумесяцами известны по церкви Покрова на Нерли (1165) и Димитриевскому собору во Владимире (1197). В христианстве полумесяц символизирует Богородицу. В богословских толкованиях полумесяц может означать также вифлеемские ясли, потир, крещальную купель.

Известны накупольные кресты, на которых, кроме полумесяца, изображены 12 звезд, образующих описанный в Откровении Иоанна Богослова образ Жены, облечённой в солнце (Откр. 12:1).

Наперсный крест

Кресты нательные; № 1-2 работа ювелира Юрия Анатольевича Фёдорова (наши дни), — «Деисус — Ангел-Хранитель», 2 — «Крещение», № 3 — позеленевший, реплика древнерусского крестика, найденного в раскопках Православный священник с тремя типами крестов: наперсным на цепи, орденским знаком и символом «Красного креста» на повязке Основная статья: Наперсный крест

Наперсный (или нагрудный) крест — распятие, носимое представителем православного духовенства «на персях», то есть на груди. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний о таком кресте содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского:

Крест, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди и этим означает исповедание от всего сердца.

Кресты-мощевики, или кресты-энколпионы (от греческого «энколпион» — недро) — складные двухстворчатые кресты, или ковчежцы в форме креста с вложенными в них святынями. Являются одной из самых старых форм наперсных крестов, появившихся на Руси. Церковным Собором 1675 года было установлено ношение наперсного креста первоначально только Патриарху и Митрополитам, позднее такой крест, наряду с панагией, возлагался на всех архиереев. В настоящее время, как архиерейская панагия, так и архиерейский крест могут быть и без святых мощей. В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны наперсные кресты стали отличием всех архимандритов. Император Павел указом от 18 декабря 1797 года повелел возложить кресты на всех священников.

Разделяют:

  • иерейский крест священника, носимый священником поверх рясы или фелони (в Русской церкви наперсный крест с украшениями относится к иерархическим наградам и жалуется по указу Патриарха);
  • архиерейский крест, носимый вместе с панагией.

Разновидностью наперсного креста является нательный крестик. Нательный крест, «тельник» — распятие маленького размера, обычно получаемое человеком во время обряда крещения от крестных родителей. Носится под одеждой, не напоказ. Нательный крест одевается на крещаемого во исполнение евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста помещают надпись «Спаси и сохрани».

Напрестольный крест, XVIII век

Напрестольный крест

Основная статья: Напрестольный крест

Напрестольный крест — в Православной церкви распятие, хранящиеся вместе с Евангелием и антиминсом на престоле в алтаре храме. Упоминают разделение на аналойные и воздвизальные.

Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства, в некоторые из них, например, крест Евфросинии Полоцкой , помещают частицы мощей святых.

Надалтарный расписной крест в интерьере, базилика Сан-Франческо в Ареццо

Надалтарный крест

Надалтарный крест — элемент декоративного убранства храма, вешался на стену над алтарём либо свободно крепился к потолку над ним. Более характерен для западных храмов.

Расписной крест — редкий пример расписного распятия, распространённый в Средневековой Италии.

Канун

В православных храмах распятие с предстоящими помещают на канунах — прямоугольных подсвечниках в виде столика. На него ставят свечи об упокоении, а также кладут приношения для поминовения усопших (кутия, хлеб, и т. п.). Перед канунами совершают панихиды.

Крестный ход с несением креста

Выносные кресты

Кресты, носимые в крестных ходах. В православных храмах он именуется также запрестольным, так как хранится в алтаре у восточной стены вместе с запрестольной иконой.

См. также Преднесение креста — привилегия предстоятелей православных церквей.

«Голгофы»

«Голгофа», Германия

В западной Европе, в особенности во Франции, нередко можно встретить скульптурные группы, возвышающиеся вдоль дороги. Они называются Calvaire («кальвэр»), то есть «Голгофа». Такие придорожные кресты могут включать как полный набор действующих лиц сцены Распятия, то есть три креста с Иисусом и двумя разбойниками и Иоанном и Девой Марией у подножья, так и состоять из единственного креста.

Придорожный крест

Придорожный крест, Австрия

Более простой вариант предыдущего типа. Часто ставились на перекрестках. Характерны для русского Севера, также как и для многих других регионов. В русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечой внутри. Их называли также «голубцами».

  • Может обозначать одинокую могилу или место гибели.
  • Может быть поставленным по обету («обетные кресты»)
  • Может обозначать, что на этом месте прежде находилась церковь, ныне разрушенная (кресты-заместители храма). Место, где наоборот, храм будет построен, обозначается закладным крестом.
  • Они могли быть межевыми крестами — ими отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий. Сакральное предназначение — напомнить или предоставить возможность путникам помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу.
  • Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей.

С. В. Гнутова перечисляет по-другому: «существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие на развилках дорог в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестии которых часто вставлялись медные иконки».

Примеры:

  • Здудичский каменный крест
  • Стерженский крест
  • Труворов крест (Труворово городище)
  • Хачкары

Надгробный крест

Кладбище, Швеция

Надгробный крест — тип могильного памятника, часто встречающийся на кладбищах. Устанавливается как символ того, что «тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием». Крест помещают у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к его лицу.

Наградной крест

Основная статья: Крест (награда)

Награда (орден) в виде креста, по сути к распятиям не относится.

Примечания

  1. Крест Иисуса Христа и его изображения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Henry Normand. Dictionnaire des symboles universelles. — Париж: éd. Dervy, 2012. — Т. 1. — С. 31. — 340 с.
  3. Статья Крест нательный на сайте православной энциклопедии Азбука Веры.
  4. Слово о крестном древе
  5. М. С. Желтов, Н. В. Квливидзе. Адам // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 280-283. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  6. 1 2 История развития формы креста
  7. Итальянские распятия XIII века. Наследие Византии
  8. 1 2 Полумесяц в основании Креста? на сайте Православие и мир.
  9. Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 225—258.
  10. 1 2 «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»
  11. Русские нательные кресты. История и традиции
  12. Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории : XVIII — начало XX в. М., 2003. С. 472. ISBN 5-224-04008-6
  13. 1 2 Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование)
  14. Канун
  15. Н.М Теребихин РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ РУССКОГО СЕВЕРА. Крест // МЕТАФИЗИКА СЕВЕРА (недоступная ссылка). Дата обращения 29 мая 2009. Архивировано 12 октября 2008 года.
  16. Поклонные кресты
  17. Как относиться к могиле православного христианина

Литература

  • Крест в России : Альбом / Авт.-сост. С. В. Гнутова. М. : Изд-во «Даниловский благовестник», 2004

Католические молитвы и сакраменталии для защиты от зла

Молитвы

Сакраменталии

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Образ распятия Иисуса Христа – центральный для христианства, ведь именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Изображение Креста Животворящего, на котором и был распят Господь, известно еще со времен раннего христианства. Оно повторялось в настенных росписях, барельефах, скульптурных изображениях и иконах. Более того, смерть Иисуса – один из центральных сюжетов западноевропейской классической живописи.

История образа

Казнь через распятие считалась одним из самых страшных наказаний для преступников в Римской Империи – приговоренный не просто умирал, но и испытывал перед кончиной сильные мучения. Практиковалась она повсеместно, и до христианства крест не носил символического значения, а был лишь орудием казни. Такой приговор мог получить только преступник, не являвшийся римским гражданином, а Иисуса официально казнили за тяжкое преступление – покушение на государственный строй Империи.

Распятие подробно описано в Евангелиях – Иисус Христос был казнен на горе Голгофа вместе с двумя преступниками. Возле Сына Божьего оставалась Дева Мария, апостол Иоанн, Мария Магдалина. Тут же были римские солдаты, первосвященники и простые зеваки. Практически все эти персонажи отображаются на иконе распятия Иисуса Христа, каждый играет свою символическую роль.

Изображенные символы

Центральным образом иконы является Крест Животворящий с Иисусом Христом на нем. Над головой расположена табличка с надписью «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский». По преданию, надпись сделал сам Понтий Пилат. Приближенные указали на неточность, ведь нужно было написать, что Иисус говорил, что он царь, но царем не являлся. На это римский префект ответил: «Я написал, что написал».

В период Раннего Христианства, в I веке н. э., Спаситель изображался с открытыми глазами, что символизировало бессмертие. В православной традиции Сын Божий пишется с закрытыми глазами, а главное значение иконы – спасение человеческого рода. Вечную жизнь и божественное начало Иисуса символизируют оплакивающие его парящие в небе ангелы.

По бокам от креста на иконе обязательно пишется Дева Мария и апостол Иоанн, который после казни, по велению Божьему, заботился о ней до самой смерти как о родной матери. В поздней иконографии на образах встречаются и другие действующие лица – Мария Магдалина, первосвященники и солдаты. Часто изображается сотник Лонгин – римский воин, который пронзил бок распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика, и на иконе он появляется с нимбом.

Еще одним важным символом выступает гора Голгофа, под которой был похоронен Адам. Иконописцы изображают в ней череп первого человека. По преданиям, кровь из тела Христова просочилась через землю и омыла кости Адама – так был смыт первородный грех со всего человечества.

Распятые разбойники

Икона Распятие Господа – одна из самых популярных, поэтому неудивительно, что она имеет немало вариаций. В некоторых вариантах по две стороны от Христа расположены распятые разбойники. Согласно Евангелиям, один из них, благоразумный, раскаялся и попросил прощения за свои грехи. Другой же, безумный, насмехался и говорил Иисусу, что раз тот Сын Божий, то почему Отец не помогает и не избавит от страданий.

На образах раскаявшийся разбойник всегда расположен по правую руку от Христа, его взор обращен к Богу. Голова нашего Спасителя тоже склонена в его сторону, поскольку раскаявшийся получил прощение, после смерти его ждет Царство Небесное. Безумный разбойник на распятии часто изображается вообще развернутым спиной – за совершенные поступки преступнику уготована дорога в ад.

О чем молиться

Даже на кресте Иисус продолжал молиться за всех людей: «Прости им, Отче. Ибо не ведают, что творят». Поэтому иконе распятия люди молятся о прощении грехов. Считается, что перед этой иконой легче искренне раскаяться в неправедных делах и получить духовное очищение.

Христу молятся те, кто не находит выхода из тяжелой ситуации, кому сложно изменить обстоятельства и исправить свои поступки. Икона распятия дает силы и может помочь вести праведную жизнь, невзирая на прошлое.

Изображение двух разбойников, один из которых получил прощение, напоминает молящимся, что раскаяться можно всегда. Нет того случая, когда Бог не поможет искренне покаявшемуся человеку. До последней минуты жизни у каждого есть шанс получить Царство Небесное.

Как толковать сон об иконах распятия

Приснившаяся икона – хороший знак, символ утешения в Боге, а иногда предостережение от возможных греховных дел. Особенно благоприятны такие сны для истинно верующих. Однако для правильного толкования учитываются некоторые детали. Например, если приснилось, что лик расположен в церкви – в трудное время единственным спасением и поддержкой станет вера. А вот иконы в доме во сне говорят о раздоре и долгих ссорах.

К чему снится икона распятия? Сонники трактуют это как тревожный знак, поскольку такие сны сулят потери в разных сферах жизни. Если вы молитесь перед образом, нужно больше внимания уделять духовной жизни, меньше заботиться о материальных благах. А вот если снятся другие иконы Спасителя, лик Иисуса Христа, можно ожидать помощи в трудных обстоятельствах.

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Фото Андрея Гутынина

Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

Первые киевские кресты

Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.

Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.

Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.

Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.

При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.

Что было до князя Владимира?

Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.

Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.

Наследие святых Кирилла и Мефодия

К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.

Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.

Солнце и Луна

Кресты Успенского собора во Владимире. XII век

Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.

Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.

На археологическом материале нетрудно проследить эволюцию солярной подвески, которая постепенно утрачивает свое языческое содержание, превращаясь в подвеску крестовидную, а затем — в настоящий нательный крест. Под влиянием христианства подвески-лунницы также претерпевают значительные метаморфозы. Между «рогов» лунницы появляется небольшое изображение креста. О том, что крест в ту эпоху воспринимался как некое средство духовной защиты, говорит тот факт, что в некоторых лунницах присутствует изображение не одного, а целых трех крестов.

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательный крест. XI–XIII века

Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».

Кресты-энколпионы

Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.

Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».

Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».

Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».

* * *

Киевская Русь была одним из самых просвещенных государств Европы своего времени. Русские мастера быстро осваивали навыки своих коллег по цеху из Византии и Западной Европы. Обилие берестяных грамот и содержание их надписей свидетельствуют о том, что грамотой владели представители всех сословий, а также женщины и дети. Литературные шедевры — такие, как «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве», а также сохранившиеся до нашего времени храмы, иконы и произведения прикладного искусства, включая нательные кресты, по своему художественному уровню стоят вровень с лучшими образцами культуры европейского Средневековья.

Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век

Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век

Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий. Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.

Солярные подвески с крестами

Лунницы с крестами

Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…

Часть 2

Газета «Православная вера» № 04 (624)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *