Крестик с черепом

Почему в ногах распятия изображается череп с костями?

Рисунок черепа и двух костей под ним часто находится на изображении распятия Христа и встречается не только в иконографии, но и в нательных крестах. Это иногда вызывает недоумение новообращенных, потому что ассоциируется у современного человека с могилой и смертью. Однако в христианстве этот символ имеет несколько иное значение – отнюдь не такое мрачное.

Адамова глава – символ спасения

Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».

Как попала голова Адама на Голгофу

Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.

Как использовали этот символ на Руси

С крещением Руси символ Адамовой главы прочно вошел в обиход русских христиан. Известно, что русский Святой Сергий Радонежский пред Куликовской битвой возложил на инока Пересвета (Александра) схиму, на которой была изображена глава первого человека. Инок погиб в поединке с татарином, который тоже был убит, но битва была выиграна.
Главный смысл, который вкладывается в Адамову главу православием звучит так: «Смертью смерть поправ!»
В Российской армии «глава» впервые использовалась в Отечественной войне 1812 года в конном полку, который именовали «Бессмертным» – Адамова голова изображалась в виде серебряного черепа, который крепился на головные уборы.
Перед Мировой войной Адамова голова стала эмблемой Алексaндрийского гусaрского полка, украшала фуражки Четвертого Мариупольского полка и Семнадчатого Донского казачьего полка.
В Первую Мировую этот символ использовали русские авиаторы – количеством «мертвых глав», изображенных на фюзеляже самолета, они вели счет сбитым самолетам противника.
В Гражданскую войну голова Адама стала символом готовности умереть за правое дело. На знамени «Царскосельского батальона смерти» красовался череп с костями и надпись – «Лучше смерть, чем гибель Родины». Мертвая голова присутствовала на флагах и отличительных знаках частей генерала Марковна у дроздовцев, казаков Аненнкова, бойцов генерала Авалова, в частях казачьего атамана Булaк-Бaлaховича и в других.
Использовали главу Адама и большевики – сотрудники ВЧК: они прикрепляли золотые значки на отвороты комиссарских кожаных курток и рисовали их на лозунгах, сопровождая надписью: «Да здравствует красный террор! Смерть мировой буржуазии!»
В советское время Адамова голова утратила свой смыл, превратившись в знак опасности. Сейчас черепу с костями постепенно возвращается первоначальный православный смыл, однако в молодежной субкультуре он по-прежнему обозначает прежде всего человеческий грех и смертность человеческого тела.

Что означает череп в основании креста в православии?

«Православный крест». Старинная икона

На православном кресте у ног Иисуса Христа можно увидеть пещеру с человеческим черепом. По словам протоиерея Александра Ильяшенко, этот череп принадлежит Адаму. Согласно преданию, он был похоронен на горе Голгофа (с евр. — «лобное место», с арам. «череп»), где был впоследствии распят Иисус Христос. Во время казни кровь Иисуса просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

«Есть традиционное представление о том, что когда Спасителя распяли на кресте на горе Голгофа, когда он предал свою пречистую душу и окончилась его земная жизнь, тогда скала, на которой был укреплен крест, треснула до самого основания. У основания этой скалы оказался череп Адама, который совершил первородный грех и тем самым ввел прегрешения в жизнь человека. Согласно преданию, кровь Христа омыла череп Адама, и тем самым Спаситель избавил людей от греховной власти и зависимости от греха. В этом есть спасительный подвиг Христа и спасение самого Адама, который был виновником грехопадения и явления греха как такового в мире», — говорит отец Александр.

Считается, что именно на Голгофе началось спасение человечества, там пролилась кровь Христа ради искупления человеческих грехов. Изображение головы Адама, погребенного на Голгофе, стало появляться под перекладиной креста с двумя крест-накрест лежащими костями как символ жертвенного искупления грехов. Череп изображен не только на распятиях в христианских храмах, но и на нательных крестах, а также на облачениях схимников — монахов, принявших особый постриг. Чем православный крест отличается от католического? Подробнее

Почему под крестом Иисуса Христа изображается череп с костями

Изображения черепа и костей под распятием Господа Иисуса Христа часто встречается не только на иконах с изображением крестных страданий Спасителя, но и на нательных крестах. При этом, на некоторых изображениях распятия рядом с черепом виднеются буквы «Г» и «А». Это является своеобразной абривиатурой главы Адама. Таким образом, под распятием Христа изображается глава прародителя человечества Адама.

Такая практика основывается на церковном предании. Священное Писание именует Голгофу (место, где был распят Иисус Христос) Лобным местом. Считается, что именно там было положено тело праведного Адама после смерти. Пояснение именования Голгофы Лобным местом так же можно найти в христианском предании. Первые люди не знали, что делать с умершим человеком. Поэтому Адам был положен на землю, а под лучами солнца кожа и мышечная ткань истлена до появления лобной кости.

Крестная смерть Господа Иисуса Христа на месте погребения первого человека Адама глубоко символично. Так, Священное Писание повествует о том, что сама смерть пришла в мир после грехопадения человека. Подобно тому, как через Адама вошел в мир грех и смерть, во Христе человечество наследовало примирение с Богом, спасение и возможность вновь быть в раю после смерти. Кровь Спасителя мира как-бы омыла место захоронения Адама и его череп.

Череп и кости под изображением распятия Исуса Христа символизируют собой и все человечество, которое нуждалось в спасении. Грех прародителей, который помешал миру между людьми и Богом теперь омывается кровью Единородного Сына Божия. Жертва Господа Иисуса Христа стала свидетельство великой любви Бога к человеку.

Таким образом изображения черепа и костей под распятием не говорит о какой-либо мистической смерти, не означает магические элементы некромантии. Это указание на предание и символ спасения всего человечества через крестную смерть Спасителя мира.

Череп и кости под крестом распятого Христа

Взгляните на рис. 131. Видите под крестом, на котором распят Христос, череп и кости? Это череп, или Лоб, Адама — так его называют в христианской традиции. Почему под крестом помещены череп и кости? Ведь наши предки ничего просто так не делали, они всюду расставляли знаки, чтобы было легче пройти тем же путём, которым прошёл Христос.

Чем отличается живой человек от истлевшего, превратившегося в кости? Мясом. С помощью мяса (мускулов) человек перемещается по жизни, на мясо он записывает всё то, что пережил в жизни, все события, которые с ним произошли. Правила, образцы поведения, блоки, не выпущенные эмоции, боль — всё это записано в мясе, включая ткани различных органов. Это легко увидеть, если вы сядете в медитацию, успокоитесь и позволите себе войти умом в любую боль в теле.

А чем отличается голова живого человека от черепа? Тем же мясом и содержимым, то есть мозгами. Вся жизнедеятельность человека так или иначе управляется мозгом, это ясно ощущается. А под крестом Иисуса мы видим голый череп и кости, без мяса и содержимого.

Рис. 131. Голгофа и череп Адама с костями под крестом

Что это означает? Адам — первый человек, и он жил в раю… Следовательно, череп, то есть Лоб Адама, обозначает ЧИСТОТУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЧИСТОТУ ПЕРВОБЫТНОГО БЫТИЯ, — а это тот самый древний корень дин, «чистота и невозмутимость внутренней изначальной природы, несмешанность с внешними феноменами, то есть с явлениями и образами», потерянный было нами и вновь обретённый. Иисус, будучи на кресте, соединяет в себе мужское и женское, вертикаль и горизонталь — крест, а соединение мужского и женского естественно рождает Огонь — Крес. Этот Огонь сжигает всё земное, всё, чем жил Иисус, и он проходит в первобытное состояние бытия — вот почему под крестом располагается Лоб Адама и голые кости.

Заметка

Кстати, Баба-яга именно потому имеет прозвище «костяная нога», что тоже олицетворяет чистое сознание, чистоту первобытия. Она же соединяет в себе мужское и женское, как показывает её имя.

Как вы знаете, в древнерусском языке слово костер обозначало башню или крепость. Костер — костъ, так как ер это Ъ — твёрдый знак в кириллице. Костер — костъ — кость.

Крепость — костъ — собирает внутри себя и вокруг дома людей, а кость собирает вокруг себя мясо. Поскольку Верх Равен Низу, имена костъ и кость несут в себе одну и ту же суть: кость — корень кос — сус. Поэтому рядом с крестом иногда можно встретить слово костер (см. рис. 85). Оно означает, что Иисус Христос и его учение это одновременно и крепость — костер/костъ, которая собирает вокруг себя и защищает людей, и огонь, который даёт тепло и духовную пищу.

То есть слова костъ и кость играли важное значение в древности, по-моему, они несли в себе смысл основы основ и близко соотносились с сусом и сутью.

Но мы немного отвлеклись. Следующее знание о Лобном месте мы получим из «Песни о вещем Олеге».

«Песнь о вещем Олеге»

«…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши и ездиши на нем от того ти умрети“. Олег же приим в уме, си рече: „николиже всяду на нь, ни вижу его боле того“; и повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от негоже бяхуть рекли волсви умрети, и призва старейшину конюхом рече: „кое есть конь мъй, егоже бех поставил кормити и блюсти его?“ Он же рече: „умерл есть“. Олег же посмеася и укори кудесника, река: „то ти неправо глаголють волъсви, но все лжа есть: конь умерл есть, а я жив“. И повеле оседлати конь: „а то вижю кости его“. И прииде на место, идеже беша лежаще КОСТИ его ГОЛЫ: и ЛОБ ГОЛ и сседе с коня, и посмеяся рече: „ОТ СЕГО ЛИ ЛБА СМЬРТЬ БЫЛО ВЗЯТИ МНЕ?“ И ВЬСТУПИ НОГОЮ НА ЛОБ; И ВЫНИКНУВШИ ЗМИЯ ИЗО ЛБА, И УКЛЮНУ В НОГУ, и с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всех лет княжениа его 33».

Я не буду толковать весь отрывок, нас интересует только место про голый лоб и про змею, которая укусила Олега. О чём здесь идёт речь? Посмотрите на рис. 132. Теперь видите?

Рис. 132. Фараон Рамзес II. Правитель должен обладать пустым умом, тогда Великий Змей сможет соединиться с Мудростью

Лоб гол, значит, ПУСТ, а пустота принадлежит нави. Пустота всегда принадлежит нави, в то время как явленный мир — это мир явленных форм, мир полноты. Великий Змей — Сила Жизни — где обитает? В нави, то есть в пустоте, в пустоте ума, правильнее сказать.

А когда Змей пробуждается и поднимается? Когда соединяются верх и низ, то есть когда прежний, заполненный образами половинчатый ум умирает, становится пустым и обретает мудрость. Именно поэтому фараоны, то есть правители, соединившие верх и низ, изображаются со змеем во лбу.

Олег ступил ногою на лоб голый? Значит, когда он опустошил свой ум, верх и низ у него соединились. Когда верх и низ соединились, Сила Жизни в виде змеи выползла и укусила его. Олег умер — его «я» умерло. Умер он от коня, а именно на коне — на смертном одре — наши предки спускались в мир иной к Велесу.

Под конём, на котором спускаются в царство смерти, также понимается ум с его желаниями. Именно он низводит нас в ад, где «я» умирает.

То есть весь вышеприведённый отрывок описывает то, как Олег спустился в навный мир к Велесу за Силой Жизни и Мудростью и умер там (его «я» умерло). После этого он стал называться «вещим».

Далее. Имя Олег означает на древнерусском ВОЛЯ (мы это увидели, расшифровав историю княгини Ольги). Следовательно, когда Олег ступил на лоб и его укусила змея, он обрёл ВОЛЮ, заметьте, не свободу, а ВОЛЮ. В данной истории речь идёт о том, как выйти на ВОЛЮ, и знаком, указывающим читателям и слушателям на этот факт, является само имя Олег.

Полностью историю вещего Олега вы поймёте, когда мы с вами будем обсуждать, что такое врата в рай и кто такой ключник Пётр. А пока вернёмся к Христу и его Голгофе, мы уже готовы растолковать этот миф.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Коротко о важном: почему под Распятием помещён череп с костями? (видео+текст)

Протоиерей Сергий Оголюк

Краткие ответы священников на насущные вопросы о духовной жизни, жизни Церкви, а также вопросы, возникающие у человека, когда он впервые попадает в храм — в рубрике «Коротко о важном». Почему под Распятием помещен череп с костями? Отвечает настоятель Николаевского кафедрального собора Горловки протоиерей Сергий Оголюк.

Господь наш Иисус Христос нёс Свой крест на место казни, за город. Это место называлось Голгофой, или Лобным. Еврейское слово «Голгофа» означает — лоб, череп. По преданию, именно тут лежали останки первого человека — Адама. Распятие Спасителя произошло над этим местом.

По словам святителя Василия Великого, когда умер наш праотец Адам, то люди, не зная, что делать с телом умершего человека, положили его на горе под палящими лучами солнца. Оно лежало там, и кожа стала сходить со лба. Пораженные таким видом лица человеческого, люди стали называть это место местом открытого черепа или головы — Голгофой.

Спустя несколько тысячелетий на этом месте был распят Сын Божий, а кровь и вода из прободенного ребра Спасителя, попав на череп Адама, омыли первородный грех человека. Именно череп Адама мы видим в храмах под Распятием. Место погребения Адама стало местом распятия второго Адама, как называет Иисуса Христа апостол Павел. Именно на этом месте Христос искупил нас от первородного греха.

Адамова глава символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью.

Спросить о важном можно по адресу g.eparhia@gmail.com.

Автор рубрики — Наталья Задоя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *