Крупская Надежда Константиновна базедова болезнь

Рожденные в годы глухие… На пороге жизни


Рожденные в годы глухие… На пороге жизни
Наталья Алтухова
Недавно как-то тихо и незаметно прошел 150-летний юбилей одной из крупнейших фигур русского революционного движения, большевички и жены Владимира Ильича Ленина — Надежды Константиновны Крупской.
«Но не умрешь ты в душах наших, тебе забвенье не грозит, // Суд времени тому не страшен, // Чей образ с Лениным так слит», — написал о Крупской революционер Г. М. Кржижановский. Слитность с образом Ленина, который олицетворял собой надежду человечества на новую, лучшую жизнь — это ли не самая высокая оценка? Но, с другой стороны, только ли эта слитность важна в Крупской?
( Collapse )

К сожалению, даже в советское время ее нередко видели в основном как жену Ленина, хотя заслуги Крупской в сфере просвещения и педагогики были огромны. А в наше время, когда советское изгоняется из истории, Крупскую порой и вовсе поносят наравне с остальными большевиками.
Конечно, не так просто увидеть Крупскую целостно. Ведь, как писал философ П. Л. Лавров, «пытаясь понять историю… человек неизбежно относит личности, события, идеи, общественные перевороты к мерке своего развития».
И все-таки попытаемся еще раз вглядеться в биографию Надежды Константиновны — цельного человека, соратницы вождя, отдавшей все свои силы осуществлению великой перемены в истории — созданию нового общества, в котором будут раскрываться самые лучшие качества людей. Ее жизнь интересна сама по себе, и особенно — сейчас, в век кризиса и разрушения.
«Жил на свете рыцарь бедный…»
В 19-м веке лучшие представители дворянства, чувствующие, что человечество едино и одни люди не имеют права наживаться на труде других, стали переходить на сторону простого народа. В то же время и трудящиеся, рабочие и крестьяне, всё больше хотели становиться хозяевами своей судьбы.
Так, начало 70-х годов 19-го века стало временем I Интернационала и Парижской коммуны — предвестников нового мира, в котором будет уничтожена эксплуатация человека человеком. Всё прогрессивное общество остро осознавало, что общественные отношения должны быть перестроены на новых началах и должны воплотить в себе духовные идеалы.
Эти идеи нашли свой отклик в жизни бедной дворянской семьи Константина Игнатьевича и Елизаветы Васильевны Крупских, в которой 26 февраля 1869 года родилась девочка Надя.
Родители Крупской познакомились в Польше, где мать работала домашней учительницей в семье помещиков, а отец проходил военную службу. Он входил в тайную организацию русских офицеров, помогавшую полякам в их национально-освободительном движении.
Отец хотел и дальше помогать народу, восстание которого было жестоко подавлено. После окончания Военно-юридической академии Константин Игнатьевич Крупский работал в Польше уездным начальником.
«Отец был очень горячий человек и, если видел какую-нибудь несправедливость, всегда вмешивался в дело», — вспоминала Крупская. Он пресекал издевательства над поляками и евреями, построил бесплатную больницу для бедных, преследовал взяточничество.
Это не понравилось местным чиновникам. После многочисленных анонимных доносов Крупского уволили без объяснения причин, решением суда лишили возможности жить в столице и работать на государственной службе. Крупский не согласился с приговором. Дело дошло до Сената и тянулось около 10 лет — до оправдания в 1880 году.
На это тяжелое для семьи время пришлось детство Нади. «Я рано поняла, что такое самовластие царских чиновников, что такое произвол», — говорила Крупская. Судебные расходы поглотили и без того скудное имущество семьи. Нередко занимали деньги на обед, жили в чужих квартирах. Отцу приходилось браться за ту работу, которая попадалась: вести судебные дела, работать ревизором на фабрике. Семья всё время была в разъездах. Многое пришлось повидать…
Однажды Крупских, которых везли до станции в помещичьей кибитке, крестьяне приняли за помещиков, избили кучера, а всю семью собирались спустить в прорубь. Наде тогда было шесть лет.
Отец не винил крестьян, выплеснувших на семью всю свою ненависть. Надя слышала, как говорили отец с матерью: помещики ненависть крестьян заслужили, винить их не за что. Слова эти Надя запомнила на всю жизнь. Видя в родителях людей, верных своим убеждениям в критических ситуациях, она верила им и впитывала их взгляды на жизнь.
Воспитывая Надю, родители удивительно умело сочетали строгость и внимание к дисциплине с безграничным доверием к дочери, которое она оправдывала. Мать Крупской, чтобы приучить дочь к режиму дня перед школой, написала книгу в стихах о дневном распорядке (книга даже была издана в Польше). Наде разрешалось читать всё, что ей хочется. Отец «считал, что запреты только разжигают нездоровое любопытство, что надо действовать не запретами, а давать детям интересные для них, увлекательные, хорошие книжки».
Не мешали также девочке выбирать себе друзей и занятия. Она увлечённо играла с детьми разных национальностей в бедных польских кварталах, участвовала в трудах рабочих и крестьян. «Я тоже стала ходить на фабрику и иногда часами сидела и складывала в дести и стопы листы обёрточной бумаги. Завела также дружбу со стариком, который возил дрова на фабрику…»
Крупская много говорила о застенчивости, которая всегда была ей присуща. Но гораздо сильнее застенчивости у Нади была тяга к жизни, желание быть нужной людям. Может быть, поэтому идеалом 11-летней девочки стала молодая сельская учительница Александра Тимофеевна Яворская («Тимофейка»), к которой за знанием, разговором о жизни, душевностью, тянулись дети и молодежь. Наде, окунувшейся в жизнь сельской школы, от всей души полюбившей Тимофейку, тоже захотелось стать педагогом.
Надежде с детства была чужда всякая неискренность, рисовка. С большим юмором Крупская вспоминала: «Из Пушкина мне больше всего нравилось в 8 лет стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой, с виду сумрачный и бледный, духом смелый и прямой». Были у меня подружки-однолетки, дочери зубного врача. Они часто дразнили меня: «Надя, скажи стихи про рыцаря».
Я воодушевлялась, начинала декламировать, но, когда доходила до места «духом смелый и прямой», подружки вскакивали и начинали кричать: «Ухом? ухом?» Я злюсь, бросаюсь драться, а они хохочут. На завтра та же история, вновь попадаюсь в ловушку».
Детство свое, как бы ни трудна была жизнь семьи, Крупская всегда вспоминала с большой благодарностью. Оно словно подготовило ее к будущей революционной работе, связанной с постоянными переездами. Помнила Надежда Константиновна всегда и свои детские радости и горести, а потому очень хорошо понимала детей. Когда Крупская была уже в зрелом возрасте, дети писали ей, «всесоюзной бабушке», обо всём на свете и никогда не оставались без ответа.
Школьные годы. Свет и тень
А вот со школой Наде сначала не очень повезло.
Первая ее школа была в Киеве. Запомнилось Крупской, как чуждо было преподавание живым интересам детей — бесконечные уроки французского языка, переписывания из учебника. Самым интересным предметом оказался закон божий: _»…батюшка начинал рассказывать истории из ветхого завета, причем показывал картины. Это было похоже на сказки».
Интересно, что, услышав на уроке о разговоре пророка Самуила с Богом, Надя была поражена: с Богом можно поговорить по душам и он не будет смеяться! Она пыталась найти, кто бы мог объяснить ей, как нужно правильно обращаться к Богу. Но родителей, атеистов, спрашивать не стала, понимая, что это тот единственный вопрос, в котором её не поддержат. Религия связывалась множеством образованных людей того времени с оправданием зла в общественном порядке, подавлением всего прогрессивного.
В петербургской гимназии, в которую Надя поступила в 10 лет, обстановка была не лучше. На учеников кричали, не разрешалось задавать вопросы. Классная дама ругала девочек из бедных семей, плохо одетых. Дружбы в классе не было. В такой обстановке Надя замыкалась и с трудом отвечала урок, хотя добросовестно и старательно готовилась. Девочку решили оставить на второй год.
Тогда, в 1880 году, отец перевёл Надю в частную гимназию княгини А. А. Оболенской, передовое учебное заведение своего времени. Здесь, в атмосфере дружелюбия и уважения к ученикам, Надя стала первой ученицей. Уже в зрелом возрасте Крупская продолжала вспоминать гимназию с добрым чувством: «она дала мне много знаний, умение работать, сделала меня общественным человеком».
В гимназии Надежда подружилась с девочкой из радикально настроенной семьи. Вместе подруги переписывали стихи Огарёва, Полежаева. «Иногда в семье подруги собирались знакомые, радикальная публика, среди них были и старые народовольцы, много пережившие», — рассказывала Крупская. Внимательно прислушивались девушки к их разговорам…
В то время сильным потрясением для Нади стала расправа с народовольцами, убившими бомбой царя Александра II. На казнь народовольцев вели 1 марта 1881 года, как раз мимо гимназии, в которой училась Крупская. «Я всю ночь не спала. Думала, что теперь, когда царя убили, все пойдет по-другому, народ получит волю. Однако так не вышло. Все осталось по-старому, еще хуже стало», — вспоминала она.
Девочки верили, что старые революционеры, перенесшие каторгу, дадут ответ на вопрос — что же делать теперь, когда заглохла вся общественная жизнь. «С любопытством и благоговением смотрела я на них, прислушивалась к их речам, но в этих речах слышалась лишь усталость», — вспоминала Крупская.
Один из этих людей, повидавших многое, посоветовал не гнаться за большими целями, а следовать теории малых дел: «Не нужно гнаться за невозможным, не нужно стремиться перевернуть все в корне — это невозможно, надо не гнаться за недостижимым, а делать то, что под руками: хорошо учить, помогать людям».
«Тоской веяло от его советов и от всех этих бывших людей; люди они были хорошие, но с вынутой душой. Я была подростком, но отлично видела это», — вспоминала свои впечатления Крупская.
В атмосфере свирепой реакции, воцарившейся в обществе, когда невозможно было активно действовать вовне, усиливалась внутренняя, духовная жизнь. Особенную роль для Нади, всегда очень любившей читать, приобретали книги. Очень близки были девушке стихи Лермонтова и Некрасова. Много читала она романы Льва Толстого.
Русская литература побуждала к самовоспитанию. Впечатлённая поведением Татьяны при последней встрече с Онегиным, Надежда захотела развить в себе волю, научиться владеть собой в любых ситуациях. Это умение очень помогло ей потом в революционной работе.
В 1883 году после долгой болезни умер отец Нади, который был для своей дочери самым лучшим, близким другом. Им с матерью пришлось самим зарабатывать на жизнь. При этом Надя продолжала отлично учиться.
В 1887 году она закончила обучение с золотой медалью, получила диплом домашней наставницы и с успехом сдала экзамены в специальный педагогический класс. В удостоверении, выданном ей педагогическим советом гимназии Оболенской, значилось: «…успехи ее учениц свидетельствуют о выдающихся педагогических способностях ее, основательности ее познаний и крайне добросовестном отношении к делу».
Крупской, 18-летней девушке, хотелось исполнить свою мечту — стать сельской учительницей, но места не находилось. Она продолжает давать частные уроки. Ученики очень любят её. Однако постепенно Надежда стала чувствовать, что педагогической работы, самой по себе, вне большей цели, ей уже недостаточно.
«Кругом столько зла, несправедливости, а я должна успокоиться тем, что выучу грамоте десяток людей? Нет, нужен другой путь». Крупской захотелось в корне изменить свою жизнь. Для неё начался период духовных поисков.
Прощание с «Графом Монте-Кристо»
Но как же начать действовать, быть полезной? После казни народовольцев революционные силы были подавлены, «всё живое было придушено». Надежда «ниоткуда не слышала живого слова, в тогдашних книгах не находила ответа на волновавшие вопросы, и они глохли неразрешенные. Читала всё, что попадется под руку, и читаемое не связывалось никак между собой, не захватывало жизни».
Настроение Крупской в 1887 году можно понять по ее письму ко Льву Толстому. Тогда в газете «Новое время» опубликовали ответ Толстого девушкам из Тифлиса, спрашивавшим его, как им помочь народу. Толстой предлагал молодежи включиться в работу по исправлению и улучшению перевода книг для народа, которые будут печататься в издательстве Сытина.
Надежда тут же откликнулась на этот призыв. «…Последнее время я всё живее чувствую, сколько труда, сил, здоровья стоило многим людям то, что я до сих пор пользовалась чужими трудами. Я пользовалась ими и часть времени употребляла на приобретение знаний, думала, что ими я принесу потом какую-нибудь пользу, а теперь я вижу, что те знания, которые у меня есть, никому как-то не нужны, что я не умею применить их в жизни…», — писала Крупская и просила прислать ей книгу для работы.
В короткий срок она сверила с подлинником присланный ей том «Графа Монте-Кристо», исправила все искажения перевода и отправила писателю переделанный роман. Ответ от Толстого не пришёл.
Девушка продолжила посещать лекции по истории, литературе в разных кружках, но никакой связи услышанного со своими жизненными вопросами не обнаружила. Вновь приходит она к поискам ответов у Толстого. Надежде попалась как раз та книга, в которой писатель ярко и убедительно выступал с жёсткой критикой существующих порядков.
«Я продумала всё то, что сама видела вокруг себя, и увидела: Толстой прав. По-другому я посмотрела на борьбу революционеров, лучше я поняла, за что они борются. Но что делать? Террором, убийством отдельных особенно вредных чиновников и царей делу не поможешь. Толстой указал такой выход — физический труд и личное самоусовершенствование. Я всё стала делать сама по дому, а летом исполняла тяжелую крестьянскую работу. Изгнала всякую роскошь из жизни, стала внимательной к людям, терпеливее.
Но скоро я поняла, что от этого ничего не меняется, и несправедливые порядки будут продолжать по- прежнему существовать, сколько бы я ни надрывалась над работой».
Писал Толстой также о ключевой роли женщины в воспитании человека, в изменении к лучшему общественной ситуации. «Женщины делают общественное мнение», — утверждал писатель, именно «в руках женщин высшая власть спасения людей от существующих и угрожающих зол нашего времени». Возможно, Надежда читала эти слова и они нашли у нее отклик.
Впоследствии Крупская много будет говорить о материнском инстинкте женщины как о великой движущей силе, о том, что с ростом сознательности женщины меняется к лучшему и ее окружение. Но путь, предлагаемый женщине Толстым, не был достаточен для Надежды. Отталкивали и толстовское религиозное мировоззрение, непротивление злу.
Конечно, многое у писателя всегда будет близко и дорого Крупской. Не раз она будет цитировать Льва Николаевича в своих работах, а в годы эмиграции напишет статью в защиту Толстого-педагога в ответ на нападки западного автора. Но строить свою жизнь отныне она решает по иным образцам.
Плыть по течению, идти проторенной дорогой было не в характере Надежды. Как и жить без цели и смысла, надеясь, что когда-нибудь они появятся. Благодарная прежним революционным поколениям и своим родителям, имеющим мужество жить в ладу со своей совестью, она всё же чувствовала: время требует нового, большего.
Испытания их семьи, оставшиеся в прошлом, ни на минуту не побудили её избегать в будущем страданий и боли. Крупская упрямо идет вперед в поисках того, что освободит людей, даст им счастье и смысл.
Когда в 1889 году в Петербурге открылись Высшие женские курсы, Надежда сразу решает поступить. Может быть, здесь она получит ответы на свои вопросы?
Продолжение следует…

Многие воспринимают Надежду Крупской в качестве спутницы вождя революции Владимира Ильича Ленина. Однако мало кто знает, что она была не просто супругой Ульянова, а довольно интересной и неординарной личностью. Надежда Константиновна Крупская была организатором и главным идеологом советского образования, общественным и культурным деятелем, а также доктором педагогических наук. Для многих личность этого человека остается загадкой точно так же, как и причины ее преждевременной смерти.

Биография Надежды Константиновны Крупской

Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. Он умер, когда Надежде исполнилось всего 14 лет, не оставив совершенно никаких средств своей семье для выживания. Мать Надежды Елизавета Васильевна Тистрова, работавшая гувернанткой и в свободное время дававшая частные уроки, сумела дать своей дочери возможность получить образование. Надежда окончила педагогический класс в престижной гимназии с золотой медалью. Еще с юности, чтобы иметь средства на существование, девушка была вынуждена тяжело работать. Днем она давала частные уроки, а вечером вела занятия в воскресной школе для взрослых.

В 1894 году Надежда Крупская познакомилась с Лениным, а через четыре года они сыграли свадьбу. Родители Ульянова не очень хорошо относились к Надежде. А все потому, что во-первых, из-за плохого здоровья она не могла иметь детей. Еще в юности Надежде Крупской врачи поставили диагноз базедова болезнь, поэтому она постоянно мучилась от слабости и вялости. Во-вторых потому, что она была не очень хорошей хозяйкой. Домашнее хозяйство Крупская не вела самостоятельно. Эти функции выполняла специально нанятая для этого девочка-подросток.

Надежду Константиновну Крупскую всегда интересовали проблемы педагогики. Она организовывала работу библиотек, школ для взрослых, посещала школы и боролось с неграмотностью. Крупская участвовала в развитии программы народного образования, боролась за то, чтобы оно было обязательным для всех и бесплатным. Всегда настаивала на важности дошкольного воспитания, была ярой противницей физических мер наказания.

Помимо педагогической деятельности, которой Надежда Константиновна занималась до конца своих дней под гнетом тяжелой болезни, большое внимание она уделяла вопросам гигиены. Вместе с братом Ленина, наркомом здравоохранения Дмитрием Ильичем Ульяновым, провела грандиозную кампанию по введению в Советском Союзе пустышек, чем спасла жизнь миллионам грудных детей. До этого матери использовали мякиш хлеба, в котором могла оказаться споры грибка, вызывающие тяжелое отравление.

Смерть Надежды Крупской

Умерла Надежда Константиновна Крупская 27 февраля 1939 в кремлевской больнице. Трагедия произошла на следующий день после ее 70-летнего юбилея. Причиной смерти послужил перитонит, развившийся вследствие бурного аппендицита. Из-за ослабленного вследствии болезни состояния, врачи так и не решились сделать операцию. Крупская умерла в невероятных мучениях. После смерти тело было кремировано, а прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве, хотя она бы наверняка предпочла лежать рядом с мужем в Мавзолее.

Сегодня многие историки выдвигают версию о том, что жизнь Надежды Константиновны прервалась не по естественным причинам. Все дело в том, что 26 февраля 1939-го года она отмечала свое 70-летие, ей принесли торт от Сталина. А в связи со сложными отношениями, которые были между ними. Такой подарок казался не то, чтобы удивительным, а можно сказать подозрительным. И в связи с этим тортом, появилось мнение о том, что Надежду Константиновну отравили.

Второй версией является то, что ей дали умереть под прикрытием собственной смерти. Простое неоказание помощи. Слишком поздно приехал врач и слишком поздно ее привезли в больницу. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня.

Информация об история болезни Надежды Константиновны до сих пор остается засекреченной. Она станет известной лишь спустя девяносто лет со дня ее смерти. Несмотря на тяжелую болезнь, Крупская никогда не считала себя больной. В последние годы жила в санатории в Архангельском, где постоянно работала ее приемная.

Давайте вспомним, дорогие подписчики, женщин, судьба которых оказалась тесно связанной с именем, известным всему человечеству – с именем Ленина. Имя это до сих пор будоражит человечество: одни считают его святым, другие – дьяволом. Поэтому, безусловно, интересно, какими были женщины, которых любил вождь мирового пролетариата, какой была его интимная жизнь.
Два имени остались в истории: Надежда Крупская и Инесса Арманд. Обе – боевые подруги. Первая была женой, вторая – возлюбленной.
Первая встреча.
Встреча Надежды Крупской и Владимира Ульянова произошла в Петербурге в 1893 году.

Надежда Крупская

Общественно-политическая деятельность в местной нелегальной партийной группе, где Надежда Крупская уже была одной из активных участниц, сблизила молодых людей. Через пять лет в ссылке, в Шушенском, они поженились. Инесса Арманд и Владимир Ульянов в первый раз встретились в 1909 году в

Инесса Арманд

Париже. Инесса пришла в восторг от него. Бездетному браку Ленина и Крупской было уже 11 лет. Инессе был 31 год, она пережила двоих мужей и имела пятерых детей.
Крупская и Арманд были абсолютной противоположностью друг другу. Общим было только одно – страстное желание участвовать в революционном движении.
Характер.
Характер у Надежды Константиновны был уравновешенный и покладистый. Холодная, неэмоциональная, скромная, она всегда была готова помочь мужу в партийных делах, делала всю черную работу. Современники справедливо отмечали высокий уровень ее интеллекта, образованности и цепкости. Замечательный личный секретарь-референт, сказали бы сейчас.
Инесса, наоборот, отличалась порывистостью характера, повышенной эмоциональностью. Вся ее жизнь этому доказательство.Инесса Арманд была дочерью французских актеров. В пятнадцать лет вместе с сестрой она приехала в Россию к своей тете, которая давала уроки музыки и французского языка в богатой семье Арманд. Глава семьи Евгений Евгеньевич Арманд был очень богатым человеком: владельцем лесов, поместий, доходных домов в Москве, фабрик в Пушкино. У Евгения Евгеньевича было два сына: Александр и Владимир. Хорошенькая Инесса вскоре вышла замуж за Александра. Темпераментная француженка родила четверых детей. А затем начался роман с собственным деверем – Владимиром. Они страстно полюбили друг друга. Инесса покидает Александра Арманда и поселяется с новым мужем Владимиром и своимичетырьмя(!) детьми. Вскоре у них появился еще один ребенок — сын Владимир. Судьба Владимира-старшего сложилась трагически: увлеченный революционным порывом Инессы, он постоянно находился то в ссылке, то в тюрьме, то в эмиграции. Здоровье было подорвано. Владимир умирает. Инесса переехала в Париж, где хотела «поближе познакомиться с французской социалистической партией». Не правда, ли бурная биография?
Соответствие взглядов.
Надежда Константиновна была согласна с мужем во всем. Инесса же вступала в дискуссии с Лениным по многим вопросам, в которых демонстрировала свои более радикальные взгляды, в особенности по вопросу свободной любви. Инесса говорила, что физическое влечениечасто не связано с сердечной любовью.
Внешность.
Н. К. Крупская, мягко говоря, была далеко не красавицей. Дело в том, что ее серьезно мучила так называемая базедова болезнь. Признаки болезни: пучеглазие, повышенная возбудимость, сердцебиение, потливость. Причем, у Н. К. Крупской это заболевание развилось в очень тяжелой форме, ей пришлось перенести несколько операций. Партийные клички, которыми награждали Крупскую соратники по борьбе, более, чем красноречивы: «Минога», «Рыба» (!) и др.
Из ответа на письмо, присланное в редакцию молодежной газеты:
«Дорогая Катя, ты не должна отчаиваться. Вот Надежда Константиновна уж на что мордоворот была, а какого парня отхватила!»
Инесса Арманд была признанной красавицей. Глубокие выразительные глаза, роскошные волосы, точеная фигура, приятный голос, хорошие манеры. Она пользовалась безусловным успехом у мужчин. Не устоял и Ильич.
Хозяйственность.
Крупская не умела и не любила вести домашнее хозяйство. Готовила неважно, муж был покладистым: “довольно покорно ел все, что дадут”. Приготовление пищи Крупская называла “мурой”. Отношение к уюту было весьма прохладным. Когда они с Лениным проживали за рубежом, Надежда Константиновна так описывала свое жилище: “Комната наша была чиста, освещена электричеством…, но убирать ее нужно было самим, и сапоги чистить тоже самим”.
По воспоминаниям современников Инесса Арманд была очень хорошей хозяйкой. Будучи замужем за Александром, а позже за Владимиром Армандами, она смогла организовать уютный дом. Чем же еще объяснить, что оба родных брата были от нее без ума?
Сексуальность.
Почему у вождя и его супруги так и не родились дети? Сама Крупская пишет о том, что ее донимала какая-то “женская болезнь”, требовавшая “упорного лечения”. Видимо, бесплодием Надежда Константиновна действительно страдала. Иначе, чем объяснить отсутствие наследников? Недостатка времени для секса у супругов Ульяновых не было: чем же еще можно было заниматься долгими вечерами и ночами в ссылке в Красноярском крае (в знаменитом селе Шушенском)? Остается тайной, приносил ли секс супругам Ульяновым удовольствие. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе.
Между тем, темпераментная Инесса родила пятерых детей, неоднократно была замужем! Уж в ее-то сексапильности сомневаться не приходится. Остается только удивляться, как она при таком количестве детей активно участвовала в революционном движении. Инесса горячо бралась за любое дело. И Ленина привлекла, скорее всего, ее сексуальность, ее темперамент, который, по всей вероятности был у них очень похожим. Бесплодием Инесса уж точно не страдала.
История любви.
В конце декабря 1909 года Владимир Ильич Ульянов (Ленин) и Надежда Константиновна Крупскаяпереехали в Париж. Крупская писала, что «…в Париже пришлось провести самые тяжелые годы эмиграции». Они были тяжелыми морально: именно здесь Ленин и Арманд встретились впервые. Было видно по всему, что Инесса понравилась лидеру большевиков не только как партийный товарищ, но, прежде всего, как очаровательная женщина.
Безусловно, умная Крупская видела, что ее муж проникся к «товарищу Инессе» отнюдь не дружескими чувствами. Об этом писала Александр Коллонтай. Оказывается, Крупская знала о взаимной симпатии мужа и Инессы Арманд, неоднократно пыталась уйти.
Писатель Майкл Пирсон (Michael Pearson) считает несомненным, что Арманд и Ленина связывали более чем товарищеские отношения. Оказывается, Инесса была единственной женщиной, кроме Крупской, в обращении к которой Ленин использовал интимное «ты».
Инесса Арманд была третьей стороной треугольника. Но нужно отдать должное обеим. Крупская не закатывала скандалов, а Арманд по-дружески к ней относилась. Инесса всюду следовала за четой Ульяновых.
И все-таки отношения должны были как-то разрешиться. Крупская поставила ультиматум: или она, или Инесса. И Ленин выбрал Крупскую! Надежда Константиновна была удобной и верной женой.
В архивах имеются письма, которые Арманд писала Ленину, умоляя его вернуться: «Никому не будет хуже, если мы вновь будем все втроем (имеется в виду Крупская) вместе». В ответ Ленин сначала попросил ее переслать всю свою корреспонденцию, а потом … вновь вернулся к Инессе! Внешне это выглядело так: под руководство Арманд Ильич отдал Женский отдел ЦК партии.
Кто испытывал чувство любви, понимает, что такой поступок мог совершить человек, безусловно, любящий. Власть плоти берет свое. Свою женщину надо всегда держать при себе! Крупская была потрясена! Она постоянно сталкивалась с возлюбленной мужа. Но Надежда Константиновна, как всегда, оказалась мудрой, дальновидной и невозмутимой: она предприняла серию вояжей подальше от Москвы и Петрограда — в Поволжье. И оказалась права – время сделало свою несокрушимую работу.
Ленин уже не принадлежал себе, он принадлежал великому делу революции. Встречи с Арманд стали редкими. Правда, Владимир Ильич писал довольно часто записки Арманд, справлялся о здоровье ее и ее детей, посылал продукты, покупал ей калоши, отправлял на Арбат своего личного врача для лечения заболевшей Инессы.
Письма.
Об интимныхпереживаниях влюбленных красноречиво говорят письма.
Арманд Ленину из Парижа в Краков: «…Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль <…>. Я немного попривыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал… Крепко тебя целую. Твоя Арманд». Мало кому Ленин написал так много писем, как Инессе. Иногда это были многостраничные послания.
Чем сердце успокоилось.
Как известно, Крупская пережила своего супруга на 15 лет и умерла собственной смертью в возрасте 70. Даже по нашим меркам, весьма почтенный возраст.
Арманд умерла в 1920 году. По совету все того же Ленина она отправилась на юг, «к Серго на Кавказ». Через месяц пришла телеграмма: «Вне всякой очереди. Москва. ЦК РКП. Совнарком. Ленину. Заболевшую холерой товарища Инессу Арманд спасти не удалось точка Кончилась 24 сентября точка Тело перепроводим в Москву Назаров».
Ленин был глубоко потрясен. По воспоминаниям Александры Коллонтай: «мы шли за ее гробом, Ленина невозможно было узнать. Он шел с закрытыми глазами и казалось — вот-вот упадет». Коллонтай считала, что смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина: он, любя Инессу, не смог пережить ее ухода.
Последней волей Ленина было привезти детей Инессы Арманд из Франции. И Крупская выполнила это. Но к больному Ленину их не пустили.
В феврале 1924 года Крупская предложила захоронить останки ее супруга совместно с прахом Инессы Арманд. Это было посмертным признанием их любви. Но Сталин предложение отверг.
Вот как разрешился, друзья мои, этот любовный треугольник. А если бы Ленин выбрал не холодную Крупскую, а сексуальную Арманд, наплодил бы детей? Может быть, история сложилась бы по-другому. Как правило, люди, имеющие и любящие детей, заботятся об их будущем, поэтому кровопролитие они отвергают!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *