Ксения Петербургская картинки

6 июня – день прославления святой блаженной Ксении Петербургской

В прошлом году наша газета уже писала о том, что в Эрмитаже найден прижизненный портрет святой Ксении. Сейчас, в память о 30-летии прославления блаженной, мы решили рассказать об этом подробнее, познакомив вас с человеком, который много месяцев реставрировал картину, – Николаем Владимировичем Малиновским.

Содержание

Как его нашли

– Николай Владимирович, вам как реставратору приходилось прежде иметь дело с иконами святой Ксении?

Николай Владимирович Малиновский

– Нет, ведь она сравнительно недавно канонизирована. Но вскоре после прославления я написал небольшую икону святой Ксении, которую передал в один из храмов. Так что с матушкой был знаком ещё с тех пор.

– При каких обстоятельствах была найдена картина?

– На обратной её стороне, но не на холсте, а на картонке, было чётко написано, когда и где портрет был изъят и кто на нём изображён: «Ксения Блаженная. Достав. Смоленское кладб. Морозовым 26/IX 1930 г.». Речь тут о Фёдоре Михайловиче Морозове – известном искусствоведе, который до революции был послушником в Александро-Невской лавре. В советское время он, как большой знаток петербургских художественных ценностей, участвовал в комиссиях, которые должны были собирать экспонаты в музеи – попросту спасали, как это было с портретом блаженной Ксении.

Это ведь не художественный шедевр, но очень значимый, интересный исторический памятник. А оценить это мог лишь верующий человек.

Прижизненный портрет святой Ксении

– Картина сразу попала в Эрмитаж или проделала какой-то путь?

– Да, был путь. Сначала портрет оказался в Русском музее, где работал Морозов. Когда он перешёл на работу в Эрмитаж, то, возможно, забрал с собой собранную им этнографическую коллекцию. Морозов пользовался большим авторитетом среди специалистов, но был, очевидно, негордым человеком. Наши старейшие сотрудники до сих пор помнят его как дядю Федю.

Нашли портрет во время инвентаризации, когда просматривали фонды Русского отдела и обратили внимание на надпись Морозова, сделанную почти девяносто лет назад. До войны, когда картина попала к нам, имя Ксении Блаженной было запрещено, её, как и праведного Иоанна Кронштадтского, называли мракобесом. Поэтому в каталоге Эрмитажа, в карточке, не стали упоминать, кто изображён на портрете, хотя знали. Написали: «Портрет Ксении Григорьевой». Почему Григорьевой? Потому что у неё отчество было Григорьевна.

– Кроме надписи Фёдора Михайловича, есть какие-то другие аргументы в пользу того, что это действительно изображение блаженной Ксении?

– Да, есть масса признаков, которые складываются в единую картину. Портрет, если судить по материалам, из которых он сделан, появился в конце XVIII – начале XIX века на подрамнике, предназначенном для пейзажей. Написал его неизвестный художник, который немножко самоучкой был, немножко у кого-то учился – был любителем, но неплохим. Мне как реставратору ясно, что портрет был написан очень быстро, нет следов длительной работы. И глаза прекрасно получились.

Возможно, художник просто гулял по городу в поисках сюжета для пейзажа, увидел блаженную и написал её.

– Что-нибудь известно о судьбе картины после того, как она была написана?

– Мы не знаем, где она хранилась на Смоленском кладбище. Но нам известно, что её очень берегли: несколько раз реставрировали, фон подкрашивался, одежда дописывалась, что невероятно, если бы это была неизвестная женщина. В нижней части портрета есть следы, указывающие, что какой-то светильник перед ним стоял или лампадка была. Краска немного обожжена – есть следы воздействия открытого огня, следы копоти, хотя его постоянно чистили.

– То есть он воспринимался как своего рода икона? Возможно, картина хранилась в церкви Воскресения Христова, закрытой на Смоленке как раз в 1930-м…

– Может быть, но были отняты у Церкви и другие здания, некоторые разрушены. Чтобы удостовериться, что не погибнет что-то ценное, и отправили комиссию, в которой состоял Морозов. Если говорить об изображении, то перед нами женщина в белой рубашке, очень скромно выглядящая. Посмотрите на женские портреты этого периода. Художники писали в наилучшем виде жён, дочерей заказчиков. В красивых платьях, с модными причёсками, с бантиками, цветочками и так далее, чтобы лучше представить человека. Вы согласны с этим?

– Да, конечно.

– Посмотрите любые альбомы – там изображённые очень выгодно смотрятся. Когда всю жизнь занимаешься реставрацией картин, понимаешь, чем портрет святой Ксении отличается от других. Всем. На этой картине нет приукрашивания, изображена женщина в простой белой рубахе. Ей не важно, как она одета, и художнику это было не важно. Второго портрета с таким подходом я, если говорить о той эпохе, больше не встречал. Посмотрите: растрёпанные волосы, грубый крест на верёвке. Что же это может значить?

– Что изображён очень необычный человек.

– Об этом говорит и сам портрет. Посмотрите на лицо: опухшие, мудрые глаза немолодого человека, проницательный, несколько отсутствующий взор.

«Посмотрите на лицо: мудрые глаза немолодого человека, проницательный, несколько отсутствующий взор…»

Чем больше вглядываешься в лицо, тем сильнее духовный контакт с этим человеком. Вы чувствуете его святость. Мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах создал эту работу, но, знаете, биография святой Ксении окружена и другими недомолвками. У нас нет в архивах ни одного документа, в котором она бы упоминалась, где рассказывалось бы о её бытовании. Почему материалы не сохранились, понятно. Наводнение 1824 года затопило значительную часть тогдашнего Петербурга, в том числе и Смоленское кладбище, которое находится в низиночке. Архивы были уничтожены водой.

Но Ксению никогда не забывали, её почитали. Воспоминания о ней начали собирать с 40-х годов XIX века. Народная молва и народная любовь сделали своё дело. Тогда же начали появляться изображения Ксении в платочке – естественно, не с натуры. Создавался некий образ старицы, как он представлялся художникам: то она с посохом идёт, то ещё что-то делает. Это был некий усреднённый образ пожилой женщины, причём эти изображения между собой разнятся. Есть разные мифы об этих набросках, иногда заметно определённое сходство с портретом, который был сделан при жизни блаженной, иногда нет.

– Где можно увидеть портрет святой Ксении?

– Сейчас он на выставке в Выборге, а обычное место его хранения – филиал Эрмитажа в Старой Деревне, где находится моя мастерская. У нас очень интересные коллекции. Хранятся кареты, шатры, живопись, что-то из декоративного искусства. Люди уходят с экскурсии в восторге.

«Святая нашла меня»

– Что было после того, как картину нашли?

– Передали нам в отдел реставрации, чтобы удалить загрязнения, провести какую-то небольшую работу. Когда я вошёл в помещение, где стоял портрет, и увидел эти глаза, которые смотрели на меня, то понял, что буду с ним работать. Потом мне сказали, что действительно именно я этим и займусь. Святая нашла меня. Не я её, а она меня.

Когда началась реставрация, оказалось, что всё не так просто, как казалось. Дело в том, что там поверх подлинного слоя есть поновления. Плечи стали другими – их приподняли, из-за чего Ксения немного ссутулилась, рубашечка по-другому начала смотреться, фон чуть-чуть изменился.

В результате удаления этих новых записей сначала появилась настоящая рубашка. Плечи стали более узкими, как их и написал художник, вообще очертания фигуры изменились. Изначально Ксения была написана с короткими седыми волосами, почти мужская стрижка была. Это выяснилось уже в процессе реставрации. Удалялись лишние наслоения, но ничего не подкрашивалось, не лакировалось. Это очень важно: нельзя удалять следы бытования вещи, она не должна кричать о том, что реставрировалась. Поэтому то, что вы видите, – это подлинный портрет, подлинные краски, как это всё было при жизни блаженной Ксении.

Лицо я не трогал. Прежние реставраторы внесли там кое-какие изменения, но небольшие. Фон вернул, а вот крестик трогать не стал, хотя он был когда-то потоньше, потом его утолщили. Это не имело большого значения, ведь задача была вернуть настоящий облик святой. Я рад, что удалось его раскрыть и показать публике.

«Я смолоду занимался реставрацией»

– Николай Владимирович, а можно немного рассказать о себе?

– Я родился в Петербурге, но корни у меня вологодские, родители приехали из Череповца. И кстати, я могу рассказать историю, связанную с Провидением. Быть может, благодаря моей бабушке наша семья не умерла с голоду. Она была очень верующим человеком, и было ей перед войной видение – железная дорога, паровоз, теплушечки. А из последнего вагона выглядывает старец в чёрной одежде, поднимает пальчик и говорит: «Анна, суши сухарики». Поезд ушёл, а бабушка начала сушить сухари, благодаря которым они жили всю войну. Я родился уже после её смерти.

– А как вы пришли к нынешнему роду деятельности?

– Я смолоду занимался реставрацией. Однажды, в 70-х, мне сказали, что раз я работаю с иконами, хорошо бы креститься. Мы пришли на берег реки Великой в Пскове, две девушки пели, ну вроде хора было, батюшка окунул меня трижды в реку. Так я стал крещёным.

Однажды один мой знакомый, который жил в тех краях, сказал, что есть такой храм замечательный, к настоятелю которого приехал человек, предложив: «Батюшка, давайте уберём этот ветхий иконостас, резьбу старую. У меня есть хорошая бумага – блестящая. Мы ею всё обклеим. Вот вам образцы. Всё замечательно будет у вас блестеть». Меня позвали, и я сказал: «Молодцы, что не стали этого делать, сохранили старину. Здесь нужна реставрация». После чего поселился в церковной сторожке и начал работать. Это было в интересном таком месте – Теребени, где похоронены родители Кутузова. Настоятелем на этом бедном приходе был отец Елевферий (Попов), насельник Печорского монастыря. Он был не слишком разговорчив, я даже местоимения «я» от него ни разу не слышал: «я пошёл», «я сделал» – он этого не говорил.

Реставрацией занимаюсь всю жизнь, то есть довольно долго, мне ведь 67 лет. Работал с монументальной живописью, преподавал, но главное – реставрация.

Историй с этим связано много. Горькие воспоминания остались о реставрации в костёле Святой Екатерины. После войны там хранилась трофейная немецкая литература, но произошёл пожар. Религиозная живопись была повреждена очень серьёзно – она буквально вскипела пузырями, которые лопались. Часть краски осыпалась. Однако всё это подлежало восстановлению. Кроме картин, там сохранился лучший орган в Петербурге, целиком собранный из дерева. Даже трубы были не металлические, а деревянные. Мы долго работали, а когда более-менее всё закрепили, случился – в день похорон Андропова – новый пожар, который выжег уже всё и безвозвратно.

Во время работы в костёле Святой Екатерины

Очень интересной была работа в Сампсоньевском храме Петербурга, где мне пришлось восстанавливать февральский месяцеслов. Это такая икона, где было много-много маленьких изображений – миниатюры святых на каждый день. Чем была сложна эта работа? Предыдущие реставраторы сместили фрагменты, красочный слой начал подниматься и частично осыпался. К сожалению, нередко реставрации приносят много проблем, хотя часто я просто любуюсь тем, что делали предшественники.

«Были великолепные мастера»

– В Эрмитаже вы занимались реставрацией икон?

– Да, есть очень интересные. Например, образ из кладбищенского храма, написанный на стекле. Краска отвалилась, нужно собирать и приклеивать обратно. Что ни вещь, то интересная история. Сейчас восстанавливаю иконку Святителя Николая, написанную иконописцем-старовером в девятнадцатом веке. Это как бы энциклопедия зарождения реставрации в России. На ней видны следы воска, ожог от лампады. За образом следили: мыли перед праздником, протирали лампадным маслом, время от времени реставрировали. Старообрядцы ценили, понятно, древнее и, когда создавали что-то новое, старались состарить, чтобы имело такой вид, словно сделано очень давно. Олифку подкрашивали, чтобы старше смотрелось, а на иконе Святителя Николая, над которой я сейчас тружусь, реставратор намеренно нарисовал трещинки, чтобы имела старенький вид. Здесь нет обмана, просто были определённые представления, как должен выглядеть образ.

Мастера встречались великолепные, описанные в своё время Лесковым.

Могли древнюю икону превратить в тоненький листочек, взять другую доску и вклеить туда. Было много иконописцев, которые обслуживали не только свои общины, но и другие храмы города. Великолепно писали. Когда мы ездили на Урал в экспедиции, то там именно староверы стояли, как правило, в основании иконописных мастерских.

Именно их навыки стали основой создания советской реставрации, где работало много старообрядцев – Чириковы, например. Приёмы передавались от отца к сыну, в советское время совершенствовались, появлялись новые технологии. Мы используем рентгенографические исследования – в ультрафиолетовых лучах просматриваем, в инфракрасных лучах, благодаря которым, как правило, виден и изначальный рисунок, и реставрационные вставки. Изучаем вещь, прежде чем что-то сделать.

С помощью микроскопа утончаем олифовые плёнки. Они со временем – в течение пятидесяти лет – темнеют, но полностью удалять такую плёнку нельзя, потому что она облагораживает икону, даёт ощущение времени. Не всегда можно удалить поновления, потому что иконы нередко мыли щёлочью, теряя красочный слой. Потом он восстанавливался уже реставратором, который сам мог написать исчезнувшее лицо. Очень сложно вернуть первоначальный вид. Нет одного рецепта, каждую вещь приходится реставрировать по-разному.

Но сначала нужно разгадать всю историю написания, бытования, реставраций. Только после этого приступить к работе, иначе можно испортить вещь безвозвратно.

Хотелось бы, чтобы церковная реставрация была не такой спешной. Вещи страдают, прежде всего, от нерадения людей, заброшенности или, наоборот, от чрезмерного рвения, когда вечно их поновляют, раскрашивают. Иконы от этого тоже портятся, становятся ненастоящими, что ли. Когда смывают старое, делая из старой вещи новую, она многое теряет.

– Какие материалы вы используете? Есть ли интересные из новых?

– Новые материалы тоже старятся, и бывает так, что портят вещь. Поэтому работаем только с проверенными материалами, чтобы много лет после нас вещь продолжала быть. Раньше применялись животные клеи – рыбий клей, например. У нас есть вещи пятнадцатого века на старом клею, они не разваливаются – это прекрасный материал, от которого нельзя отказываться. Никаких суперлаков, синтетических клеев, хотя бывают исключения. Эрмитаж долго выжидает, наблюдает, прежде чем использовать какой-то новый материал. Смотрим: там его применили, здесь. Если всё в порядке – начинаем осторожно с этим работать.

– Откуда иконы в Эрмитаже? Это ведь, кажется, не совсем его направление?

– Да, мало кто знает о нашем собрании. В Эрмитаже нет национализированных икон, как в Третьяковке и других музеях. У нас собирали их, как правило, в экспедициях. Многих храмов, откуда они пришли, уже нет. Есть иконы, принадлежавшие Царской Семье. Очень многим мы обязаны Фёдору Антоновичу Каликину. Именно с ним связано и появление у нас образа Николая Чудотворца, над которым я сейчас работаю. В войну Каликин эвакуировал коллекции Эрмитажа из блокадного Ленинграда, а потом возвращал их. Был заведующим реставрационной мастерской станковой живописи. Кстати, они были дружны с Морозовым, который спас портрет блаженной Ксении, – оба были «дяди Феди» и любили встречаться, беседовать. Один старовер, другой – православный, любили поговорить об иконах, о реставрации. Морозов был только искусствоведом, а Каликин ещё и иконописцем – учил своих сотрудников писать образа, показывал, как это делается.

* * *

– Возвращаясь к главной теме нашей беседы: как долго продолжалась ваша работа над портретом блаженной Ксении?

– В течение года. Реставратор и днём и ночью думает о работе – нет такого, чтобы закрыл дверь в мастерскую и обо всём забыл. Приходишь домой, разглядываешь фотографии, думаешь, как лучше сделать. Это океан, в котором ты плаваешь. Не могу сказать, что мне снились иконы и картины, над которыми я работал, но иногда что-то приходит как бы извне. Это не голос, не изображение, но начинаешь вдруг что-то понимать, словно кто-то подсказал, что ты должен делать. Так было и на этот раз. Есть помощь в работе, которая постоянно ощущается.

← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска

>Ксения Петербургская

Биография

Ксения Петербургская – православная юродивая, канонизированная в лике святых Русской православной церковью в 1988 году. Дворянка по происхождению, оставившая мирскую жизнь ради служения Богу и помощи ближним.

Прижизненный портрет Ксении Петербургской в Эрмитаже

Почитать блаженную соотечественники начали при жизни, хотя были и те, кто насмехался и не понимал вчерашнюю барыню, добровольно отказавшуюся от богатства и ставшую нищей и бездомной.

Со временем жители города на Неве поняли, что странная женщина в лохмотьях, отвечающая на оскорбления молитвой и добрым словом, получила свыше дар исцеления от болезней, прозорливости и помощи попавшим в беду.

Детство и юность

О детстве и юности юродивой остались крайне скудные сведения. Даже год ее рождения приблизителен: Ксения родилась во временном промежутке между 1719 и 1730 годами в северной столице. Отца звали Григорием, имя матери неизвестно.

Святая Ксения Петербургская

В некоторых источниках говорится, что семья Ксении Петербургской принадлежала к обеспеченной и просвещенной прослойке общества, владела домом и ни в чем не нуждалась.

Первые письменные предания и документальные воспоминания о юродивой появились в 1840-х, когда молва о чудесах и добрых делах Ксении распространилась далеко за пределами северной столицы. Но в биографии блаженной осталось много белых пятен.

Личная жизнь

Достигнув зрелости, девушка, как и положено, стала замужней женщиной. Родители выдали дочь за придворного певчего, исполнявшего хоровые псалмы в присутствии самого государя. Андрей Федорович Петров – так звали мужа блаженной – оказался человеком состоятельным, но богобоязненным и глубоко верующим. В конце жизни достиг чина полковника. Детей у супругов не было.

Когда Ксении Григорьевне исполнилось 26 лет, муж внезапно скончался. Смерть супруга оказалась неподъемным грузом для жены. Андрей Петров умер без христианского покаяния, что для верующих было немалым горем.

Ксения Петербургская

Горе подкосило молодую женщину и подтолкнуло к пути, казавшемся единственно правильным: Ксения Петербургская отреклась от прежней жизни и в память о любимом человеке посвятила себя служению. Она выбрала самый тяжелый путь – юродства. Откликалась его именем и просила не называть ее Ксенией Григорьевной, потому что та – в могиле.

В день прощания с Андреем Петровым вдова надела его кафтан и штаны и в мужском одеянии провела гроб с телом супруга до места погребения. Родные поначалу связали такое поведение с помрачившимся рассудком Ксении. Слов сочувствия женщина не принимала: успокаивала соболезнующих, что супруг не умер, а «воплотился в давно умершую Ксению».

После похорон блаженная отдала дом снимавшей комнату квартирантке – Параскеве Антоновой. Все нажитое имущество раздарила нищим и отписала церквям и монастырям. Деньги Ксения Петербургская, или, как она себя именовала, «Андрей Феодорович», отнесла в храм, заказав службу «за упокой души рабы Божией Ксении».

Ксения Петербургская в костюме мужа

Родные женщины объяснили поведение молодой вдовы сумасшествием и обратились к властям, прося запретить Ксении раздавать имущество. Но после медицинского обследования появилось заключение о том, что женщина психически здорова, понимает, что делает, и вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ей.

Дом, который Ксения Петербургская отдала Параскеве Антоновой, стоял в приходе Матфиевской церкви, на Петроградской стороне. Когда слава юродивой распространилась, улицу назвали именем усопшего певчего. В 1870-х ей дали название Лахтинская.

Святой подвиг

Юродство – труднейший подвиг христиан, ведь человек приносит в жертву самое дорогое и ценное – разум. Для спасения души любимого мужа, не успевшего исповедаться и причаститься, Ксения Петербургская и отдала главное, что имела. Приняв имя супруга, она отправилась странствовать по улицам города.

Икона Ксении Петербургской

Одежда юродивой вскоре обветшала, обувка износилась. Бездомную женщину в лохмотьях, с распухшими и обмороженными ногами, поначалу не жаловали. Дети издевались над нищенкой в мужской одежде, бросали камнями и смеялись. В ответ Ксения Петербургская кротко улыбалась и осеняла мучителей крестным знамением.

Днем она бродила по улицам, в ее словах, с которыми обращалась к людям, не видели смысла и глумились над юродивой. А она непрестанно молилась, уходя ночью за черту города. В поле, по ее словам, легче общаться с Богом и чувствуется его присутствие.

В это время на городском Смоленском кладбище началось возведение православного храма из камня. Строителям приходилось нелегко, когда стены церкви выросли. По лесам заносили кирпичи наверх, а затем делали кладку. Вскоре строители обнаружили, что им кто-то помогает: по утрам на лесах был сложен кем-то поднятый на гору кирпич. Неизвестным помощником оказалась юродивая: об этом строители узнали, сделав засаду ночью.

Храм Ксении Петербургской

Жители города заметили, что юродивая не просит милостыню, да и не у всех подающих берет, выбирая добрых и искренних. С теми, у кого «безумная Ксения» берет копейку (иных денег не брала), случается что-то доброе. Больные дети, которых женщина гладила по голове, через день-два поправлялись. А если Ксения соглашалась войти в чей-то дом, то в нем поселялись мир и благополучие, бойко шла торговля или иные дела.

Взамен истлевшей одежды и обуви Ксении Петербургской предлагали теплую и новую одежду, но она не принимала. Носила зеленую кофту и красную юбку или наоборот. По легенде, цвета символизировали военное обмундирование, оставшееся от супруга. Так позже и рисовали святую: в красном и зеленом, с платком на голове и на плечах.

Горожане замечали, что, если Ксения что-то просит у прохожего, его ждет несчастье, а если сама подает – к нечаянной радости. Если «Андрей Феодорович» появлялся на рынке, то торговцы считали удачей угостить юродивую: если Ксения принимала подарок, торговля шла бойко.

Икона Ксении Петербургской

К прозорливой обращались с тревожащими вопросами, и она давала совет. Часто он оказывался иносказательным, и если удавалось «расшифровать» сказанное Ксенией Петербургской, разгадавшего ждало счастье.

Однажды «Андрей Феодорович» пришел к Параскеве Антоновой, которой вдова подарила дом. Юродивая обратилась к бездетной женщине со странным советом, рекомендовав бежать на Смоленское кладбище, где ее ждет ребенок.

В смятении Параскева пошла на кладбище и увидела толпу, собравшуюся вокруг сбитой извозчиком беременной женщины. Несчастная родила мальчика и скончалась. Ребенка забрала и воспитала Параскева, за что до конца дней благодарила Ксению Петербургскую.

Смерть

Духовный подвиг юродства блаженной угодницы длился 45 лет. Скончалась Ксения Петербургская в 70 лет. Похоронили усопшую на Смоленском кладбище, где она ранее тайно помогала каменщикам возводить храм.

Святая Ксения Петербургская

Слава о святой мученице распространилась далеко за пределами Санкт-Петербурга. На могилку к ней приходили верующие, прося о помощи. Поговаривают, тем, кто слезно просил о чем-то, читал молитву и Акафист святой, помощь приходила безотлагательно.

Слухи о чудесах распространялись из уст в уста, и вскоре к могиле Ксении Петербургской устремились толпы паломников. Над местом упокоения юродивой под конец XIX века воздвигли часовню. Позже, в 1902 году, ее заменили просторной каменной по проекту Александра Всеславина.

Часовня Ксении Блаженной

После революции пришедшая власть запретила паломникам посещать могилу и поклоняться мощам святой, называя это церковным мракобесием. Часовню забили досками. Но верующие приходили тайком, писали записки с просьбами к святой и оставляли в щелях храма.

Паломничество не прекратилось даже в страшные годы блокады Ленинграда: к часовенке Ксении Петербургской приходили изможденные взрослые и дети, оставляя записки о скорейшем окончании блокады и с просьбами не дать умереть голодной смертью.

Память

  • В 1988 году на Поместном Соборе Русской православной церкви после многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых
  • Память празднуется 24 января (6 февраля) и 24 мая (6 июня) (прославление)
  • Храм в честь блаженной Ксении в Медвежьих Озерах, Московской области
  • Часовня Ксении Блаженной на ее могиле на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге

Храмовый комплекс Ксении Петербургской в Медвежьих Озёрах

  • Первый монастырь, названный во имя святой блаженной Ксении, учрежден в деревне Барань Борисовского района Минской области Республики Беларусь в августе 2002 года решением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви
  • Открытый в селе Долбенкино Дмитровского района Орловской области (Орловско-Ливенская епархия) по благословению Священного Синода 5 марта 2010 года женский монастырь стал первым на территории Российской Федерации, посвященным Ксении
  • Святая Ксения 11/24 сентября 1978 года была канонизирована и признана Русской православной церковью за границей

Новозеландская юбилейная монета, посвященная Ксении Петербургской

  • В конце 2010 года на Петроградской стороне, на предполагаемом месте дома Ксении и Андрея Петровых в Санкт-Петербурге, началось строительство церкви Святой Блаженной Ксении.
  • В 2012 и 2016 годах остров Ниуэ выпустил в обращение памятные монеты номиналом 1 и 2 новозеландских доллара с изображением на блаженной Ксении Петербургской на фоне часовни Смоленского кладбища
  • В феврале 2017 года Эрмитаж представил предполагаемый прижизненный портрет Ксении Петербургской. Работу отреставрировали и выставили в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня»

Портрет юродивой Ксении Петровой

Неизвестный автор

Портрет юродивой Ксении Петровой. Конец ХVIII — начало XIX века

Холст, масло. 60 × 37 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация

(инв. ЭРЖ-653)

«Портрет юро́дивой Ксе́нии Петро́вой» (или «Портрет Ксе́нии Петербу́ргской») — предполагаемый прижизненный портрет юродивой Ксении Петербургской, канонизированной Русской православной церковью в 1988 году. Хранится в Эрмитаже.

Реставрация и открытие картины привлекло внимание средств массовой информации. Научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Дмитрий Гусев написал небольшой научно-популярный очерк, посвящённый картине.

История портрета и его технические данные

Внешние видеофайлы

Специалисты Эрмитажа восстановили единственное прижизненное изображение Ксении Петербургской. ТВ Культура. 22.02.2017.

Неизвестный художник XVIII — начала XIX века. Портрет юродивой Ксении Петровой (Портрет Ксении Петербургской). До реставрации.

Судьба картины до 1930 года неизвестна. Современники Ксении Блаженной не знали о существовании портрета. Свидетельством этого искусствоведы считают множество рисунков XIX века, на которых внешность блаженной отличается от внешности женщины, изображённой на эрмитажном портрете. Все рисунки этого времени были посвящены повседневной жизни Ксении: на них она носит кирпичи или гоняет детей палкой.

Первое упоминание о портрете относится к 1930 году. Сотрудник Государственного Русского музея Ф. М. Морозов, считавшийся знатоком церковного искусства, в прошлом — послушник в Александро-Невской лавре, обнаружил портрет на территории Смоленского православного кладбища в Ленинграде. В круг его обязанностей входило изучение кладбищ с целью выявления произведений искусства. Современные историки искусства считают, что портрет не мог находиться в помещении церкви Смоленской Божьей Матери или в Каменной часовне. Вероятно, он находился в одном из служебных помещений кладбища. Были обнаружены следы копоти, это указывает, что перед картиной стояла свеча или лампада. Портрет был помещён под стекло, специально изготовлена рама. Судя по раме, стеклу и реставрации, портрет там бережно хранили и за ним ухаживали.

В 1930 картина поступила в Историко-бытовой отдел Государственного Русского музея, она числилась в составе коллекции Государственного музея этнографии в Ленинграде, который тогда входил в состав Русского музея. Предполагается, что тогда она была отреставрирована, дублирована и наложена на картон. Рукой Ф. М. Морозова на картоне было написано с обратной стороны (с сохранением орфографии оригинала):

«Ксения Блаженная / Достав Смоленск кладб / Морозовым 26/IX 1930 г.»

— Каталог выставки «Портретная живопись в России XVIII – начала XX века» в выставочном центре «Эрмитаж–Выборг»

Картина была внесена в инвентарную опись Государственного Эрмитажа в 1941 году, когда была передана в него из ГМЭ, под названием «Портрет „блаженной“ Ксении Григорьевой». При этом была допущена неточность в имени Ксении Григорьевны Петровой, её отчество было превращено в фамилию. Картина была приписана авторству неизвестного художника и датирована концом ХVIII — началом XIX века. В частности, к первой трети XIX века относится грунт, использованный художником, рама картины и конструкция подрамника. Подрамник скреплён деревянными гвоздями (нагелями). Исследование конструктивных частей картины помогло снять сомнения в датировке портрета. В 2016 году было проведено технологическое исследование картины. Оно подтвердило датировку картины концом XVIII — началом XIX века. Искусствоведы считают портрет прижизненным изображением юродивой, но допускают, что он мог быть написан после смерти Ксении (около 1806 года). Художник, в этом случае мог написать портрет по личным впечатлениям (или по описаниям тех, кто видел Ксению).

Техника исполнения портрета — масляная живопись по холсту. Размер — 60 на 37 сантиметров. В собрании музея портрет находится под инвентарным номером ЭРЖ-653. Последняя реставрация портрета проводилась в 2016 году Н. В. Малиновским, а рамы в том же году — мастером М. К. Васильевым. Картина была впервые представлена широкой зрительской аудитории в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня» и на выставке «Портретная живопись в России XVIII — начала XX века» в Выборге (филиал музея «Эрмитаж-Выборг») в 2017—2018 годах.

Особенности изображения

Картина, по мнению сотрудников Эрмитажа, — одна из вершин примитивизма в русской живописи. Она представляет фрагмент повседневной жизни XIX века таким, каким он был в то время. Портрет не следует воспринимать как символический образ святой. Лицо Ксении изображено реалистично, а фон и одежда — более условно. Перед зрителем в картине предстаёт не изменённая по законам искусства реальность, а подлинная. По мнению реставратора портрета Н. В. Малиновского, позднее портрет пытались сделать более выразительным, или, что более вероятно, более соответствующим представлениям о личности блаженной. Маленький крестик на груди Ксении при этом превратился в крест большего размера. Была поднята линия плеч женщины, чтобы подчеркнуть «согбенность фигуры», почти исчез воротник рубахи Ксении из-за желания выделить простоту покроя «рубища», в которое она одета. Был удлинён вырез белой рубахи, неизвестный «прирастил» прическу, сделав Ксению более женственной (в оригинальной версии у блаженной более короткая стрижка). Также при расчистке изображения проступила седина волос. Более поздние правки усилили в портрете сходство с иконой.

О том, как создавался портрет, реставратор предполагает: «Портрет написан как-то спонтанно — быстро и уверенно, за один прием. Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела». Сначала неизвестный художник набросал лицо, а затем фон и плечи. Он не был профессиональным живописцем. По мнению современных искусствоведов, он вполне мог быть иконописцем.

Некоторые православные издания выражали сомнение в изображении на картине именно Ксении Петербургской. Причины этого: отсутствие упоминаний о портрете в XIX веке, некоторые особенности иконографии — героиня одета в белую домашнюю рубаху с глубоким вырезом (известно, что Ксения одевалась в скромную одежду зелёного и красного цветов), нет неизменного платка, который она носила, старательно собраны в причёску всегда растрёпанные волосы блаженной. Высказывалось предположение, что атрибуция Морозова могла быть «благочестивым обманом».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Каталог, 2018, с. 40.
  2. 1 2 НТВ, 2017.
  3. 1 2 3 4 Толмачёва, 2017.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 Авраменко, 2017.
  5. Гусев, 2017, с. 1—20.
  6. 1 2 3 4 Каталог, 2018, с. 16.
  7. Простев, 2017.

Литература

  • Авраменко, Евгений. Лик и облик Ксении Блаженной. Эрмитаж представил единственный прижизненный портрет святой покровительницы Санкт-Петербурга. // Известия : Газета. — 2017. — 6 февраля.
  • Гусев Д.В. Портрет блаженной Ксении Петербургской в собрании Государственного Эрмитажа. — СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. — 20 с.
  • Каталог выставки «Портретная живопись в России XVIII – начала XX века» в выставочном центре «Эрмитаж–Выборг».. — СПб: Славия, 2018. — 108 с. — ISBN 978-5-9501-0276-9.
  • Простев, Александр. Почему это не Ксения Петербургская. // Русская народная линия : Онлайн-издание. — 2017. — 6 марта.
  • Реставраторы Эрмитажа обнаружили в фондах прижизненный портрет Ксении Блаженной. // НТВ : Телеканал. — 2017. — 16 февраля.
  • Толмачёва, Екатерина. В фондах Эрмитажа обнаружили портрет Ксении Блаженной. // Комсомольская правда. Санкт-Петербург : Газета. — 2017. — 9 марта.
Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии.

Лик и облик Ксении Блаженной

В фондах Эрмитажа обнаружили масляный портрет Ксении Блаженной. Исследователи предполагают, что это — единственное прижизненное изображение покровительницы Санкт-Петербурга. Сейчас работа отреставрирована и выставлена в публичной зоне реставрационно-хранительского центра Эрмитажа «Старая деревня». Корреспондент «Известий» выяснил, как была обретена уникальная картина.

— Когда у музея такое колоссальное собрание, естественно, что какие-то предметы не сразу входят в научный оборот, — рассказал «Известиям» хранитель отдела истории русской культуры Дмитрий Гусев. — В процессе систематизации фондов мы остановились на портрете, на который раньше никто не обращал особого внимания.

Небольшое полотно поступило в Эрмитаж из расформированного перед войной историко-бытового отдела Русского музея. Там картина оказалась в 1930 году — ее привез со Смоленского кладбища собиратель Федор Морозов. Тогда он работал в Русском музее и в круг его обязанностей входило изучение кладбищ с целью выявления произведений искусства. Морозов задокументировал картину как портрет Ксении Блаженной.

В результате лабораторных исследований — в частности, химического анализа грунта — в Эрмитаже выяснили, что картина была написана в конце XVIII или в самом начале XIX века.

— Осторожно расчищая слои картины, я тем не менее оставил следы разных времен: они сами по себе интересны, — объяснил «Известиям» художник-реставратор Николай Малиновский. — Оставлена и неровность холста. Смотря на эту вещь, вы понимаете, что она — с историей. Видно, что портрет почитался, за ним ухаживали. В красочном слое была обильная копоть и ожоги, то есть перед картиной стояла свеча или масляный светильник. Перед тем как полотно попало в музей, его неоднократно очищали от накопившейся грязи, освежали новыми красками и даже вносили кое-какие изменения.

Оказалось, в более позднее время кто-то удлинил вырез белой рубахи, «прирастил» Ксении плечи и прическу, сделав ее более женственной: на самом раннем слое виден контур более короткой стрижки. Также при расчистке изображения проступила седина. Показательно, что лицо святой прорисовано конкретно, а фон, приоткрытая грудь с крестом и рубаха — более условно.

​​​​​​​

— Портрет написан как-то спонтанно — быстро и уверенно, за один прием, — считает Николай Малиновский. — Вероятно, художник набросал черты Ксении, пока она сидела. В любом случае, портрет предельно индивидуален, это не фантазия и не обобщение. Глаза художника явно видели того, кого он изобразил.

Несмотря на то, что портретист, как предполагают исследователи, был любителем, ему удалось передать и мудрую отрешенность во взгляде, и духовную сосредоточенность, и даже как будто внутренний свет, исходящий от немолодой женщины, смотрящей куда-то перед собой. И всё же это — лицо, а не символический лик.

В этом и сенсационность обретения. Ксения Блаженная была канонизирована не так давно, в 1988 году (Русской православной церковью за рубежом — десятилетием раньше), и только с этого времени ее иконографией озаботились всерьез. Если же считать, что автор обретенного портрета видел юродивую, то выходит, что это не просто памятник ее эпохи. Это в каком-то смысле первообраз иконы Ксении Блаженной, связующее звено между сакральной фигурой и реальным человеком XVIII века.

Справка «Известий»

Ксения Блаженная — жена придворного певчего императрицы Елизаветы Петровны. Овдовев в 26 лет, взяла на себя подвиг юродства. Раздала имущество, стала зваться именем мужа, ходила в его одежде, странствовала по Петербургу и умерла в 71 год. Даты ее рождения и смерти точно не установлены. Образ юродивой соткан из рассказов, сохраненных народной памятью, и выходит за церковно-религиозные рамки; он — неотъемлемая часть городского фольклора, духовной культуры и мифологии Северной столицы. День памяти святой отмечается 6 февраля.

Санкт-Петербург — это место упокоения многих великих людей и святых. Среди них есть любимое место прихожан: Часовня на Смоленском кладбище, где покоятся мощи и находится икона Ксении Петербургской.

Описание

Святая Ксения, похоронив мужа, надела его зелёный кафтан (военный), зелёную юбку, создав образ военной формы, взяла его имя и отчество, раздала имущество и стала бродить по городу, а ночь чаще всего была для молитв. Молилась Ксения за мужа, который не успел перед смертью покаяться.

Со временем одежда сносилась, превратилась в лохмотья. Поэтому она стала носить вместо кафтана мужа кофту, подражая прежним цветам.

Икона святой блаженной Ксении в Санкт-Петербурге

Ксения блаженная похоронена на Смоленском кладбище в память о её участии строительства храма. На месте захоронения стоит Часовня.

Мозаичная икона

Вверху в полукруглой арке мозаичная икона Святой Ксении. Изображение поясное. Вернее, по локти. Руки скрещены: правая рука лежит на левой. Лик Ксении Петербургской слегка повернут влево с небольшим наклоном. На ней кафтан тёмно-бордового цвета, косынка.

На мраморной доске текст, в конце надпись, смысл которой в том, что кто помянёт душу Ксении, тот спасёт свою душу.

Под доской устроена стойка с песком, куда прихожане ставят свечи, и ящик, в который опускают записки с просьбой о помощи.

Как выглядит икона Ксении Петербургской

В часовне находится икона Ксении блаженной Петербургской.

Иконография во весь рост. На иконе в часовне в Санкт-Петербурге на святой верх зелёного цвета, юбка красная. На голове платок светлый с зеленоватым оттенком. В руке посох, правая рука поднята к груди.

Выглядит задумчивой. На ногах чёрные туфли-лодочки. В часовни икона стоит на довольно высокой тумбе, поэтому людям невысокого роста приложиться получается только к ногам.

Икона Ксении Петербургской, в чём помогает, значение

Трудно всё перечислить, поэтому будут приведены несколько примеров:

  • Вылечит ребёнка, взрослого, даже тяжёлые болезни.
  • Поможет с работой: погасить конфликт, вернуть на работу, найти новую.
  • Найти способ поднять материальное состояние.
  • Справиться с бедностью.
  • Наладит семейные отношения, помирит влюблённых.
  • Найти суженного или суженную.
  • При родах.
  • Воспитании трудного ребёнка.
  • Сдать экзамен.
  • Отведёт беду.
  • Утешит в горе.

Икона — прижизненный портрет Ксении блаженной

Кроме иконы в Часовне и многочисленных списков, существует портрет, сделанный при жизни. Он оказался в запасниках Эрмитажа, весь закопчённый (предположительно, перед ним стояла свечка).

Неизвестно кто, когда написал эту чудотворную икону. Через сто лет её обнаружили. С обратной стороны была только надпись, что принёс её собиратель старины из часовни. Больше никаких сведений, почему он унёс её из часовни, возможно, спасая от иконоборцев. Были проделаны всевозможные исследования, показавшие, что икона Ксении блаженной написана в эпоху святой.

Портрет из Эрмитажа

Автор, по всей видимости, сделал зарисовку портрета стихийно, то есть, увидел и захотел запечатлеть, в одночасье набросал образ.

Образ по грудь. Как ни странно, верх светлый, цепочка с крестиком. Ксения Григорьевна в возрасте, но морщин почти нет, только горькая складка над губами. Волосы тёмные, седины не видно.

Где ещё есть икона

Во всех уголках России есть церкви, храмы, посвящённые матушке Ксении. В частности:

  • Чудотворная икона Ксении Петербургской в Москве, на Кузьминском кладбище в часовне. Можно добраться от метро «Кузьминки» на автобусе.
  • В Нижнем Новгороде имеется икона Ксении Петербурской, Приход церкви в честь Животворящей Троицы (п. Высоково).
  • Нижний Новгород, микрорайон Благовещенска, строится Храм Святой Ксении Петербургской.
  • Новгород, п. Тесово-Нетыльский, церковь во имя святой блаженной Ксении Петербургской.
  • Существует ещё икона Ксении Петербургской с грошиком.

Икона с грошиком

Историю иконы с грошиком рассказал Протоиерей Леушинского подворья.

В 2005 году к ним поступила икона Ксении Петербургской. Перед праздником Ксении блаженной пришла женщина, подала медный грошик с царём на коне. Сказала, что, может быть, как старинный, он ценный. Это помощь храму.

Такие грошики подавали Святой блаженной, а она их отдавала нищим, нуждающимся. Но иногда эти грошики помогали в каких-то обстоятельствах.

Так, был случай, когда Блаженная дала знакомой грошик с конём и сказала: «Иди домой, потухнет». Знакомая ничего не поняла, но подходя к дому, увидела, что её дом вспыхнул. Как только она подошла, огонь погас. Святая посредством грошика погасила пожар.

Протоиерей приделал грошик к иконе на руку Святой Ксении Петербургской.

Видео: икона в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербург.

В данной статье мы рассмотрим полезную информацию о святой Ксении Петербургской. В ней мы узнаем о жизни и чудесах, которыми известна Святая.

Для Санкт-Петербурга и жителей этого города икона Ксении считается наиболее почитаемой. Как правило, на иконе люди изображают Ксению с платком, в кофте и юбке. Данные вещи обычно представлены в красных либо в зеленых тонах, как военная одежда, которую носил супруг Святой. Правой ладонью Ксения держит посох, а вот при помощи левой ладони она посылает благословение. На многих изображена пожилая Ксения, а на некоторых можно увидеть лик молодой девушки. Есть также иконы, на которых изображена Святая по пояс либо в полный рост.

Чем известна Ксения Петербургская?

До сегодняшнего дня люди не знают, когда именно родилась Ксения Петербургская. Есть такие источники, в которых говорится, что она появилась на свет с 19 по 30 год 18 столетия. Вся жизнь женщины прошла в Ленинградской области, и в начале 19 века Ксения умерла.

Сложный период жизни у Ксении Петербургской начался, когда скончался ее супруг и она вступила на путь юродства. Женщина без сожалений попрощалась с собственным имуществом и драгоценным вещами. Она передала их Матфиевской церкви и нищим. Есть такое мнение, будто женщина отказалась от своего имени и начала представляться именем своего покойного мужа, а именно Андреем Федоровичем. Она утверждала, что ее супруг еще живой, а Ксения навсегда исчезла.

Святая

Все собственное свободное время Ксения Петербургская проводила около могилы любимого, которая находилось на Казанском кладбище. Женщина также тайно участвовала в работах, когда происходило возведение храма. Она радовалась собственной нищете, а потому отказывалась, чтобы ей помогали люди. Известной Ксения Петербургская стала после того, как она отказалась от человеческих благ, стала помогать безвозмездно людям и предсказывала будущее.

Ксения Петербургская: когда помогает икона?

У иконы, на которой изображена Святая Ксения Петербургская , как правило, люди просили самые разнообразные прошения. Некоторые просили у Ксении отыскать выход из тяжелой ситуации. Другие просили о том, дабы у них наступила стабильная и счастливая личная жизнь.

В настоящее время люди тоже могут просить помощи у Святой. Молиться можно около самого лика. Далее предлагаем вам список тех нужд, в которых способна помочь Ксения Петербургская:

  • Ксения обязательно поможет в любви и отношениях. Зачастую молодые девушки утверждают, что лишь после обращения к Святой они смогли повстречать долгожданного любимого и выйти замуж.
  • Многие люди говорят, что после посещения храма они смогли избавиться от семейных неурядиц, у них жизнь стала наполнена радостью и положительными эмоциями.
  • Просят люди Ксению, чтобы она помогла решить сложные ситуации, достигнуть удачи в том или ином деле, привлечь успех.
  • Есть и такие люди, которые говорят, что Святая им помогла очень быстро справиться со сложным заболеванием, вследствие чего результатом были шокированы даже врачи.
  • Посещают лик Ксении Петербургской те люди, которые желают очистить собственную душу, тяготятся тяжелым бременем греха.
  • Многие женщины взывают к Ксении, когда они не могут длительное время забеременеть либо, если они желают, чтобы беременность была легкая, а роды прошли без осложнений.

Помощница просящих

С каждыми проблемами люди отправляются в храм. Однако бытует такое мнение, будто святые мощи, идущие от лика, направлены исключительно на то, чтобы улучшалась моральная сторона человека. При этом Ксения не может улучшить финансовое положение и принести человеку выигрыш в лотерее.

Как правильно попросить помощи у Ксении Блаженной Петербургской: текст молитвы

Икону Святой Ксении Петербургской сегодня можно без проблем приобрести. Когда вы ее купите, поместите у себя в квартире и молитесь ей тогда, когда вам это очень нужно. Кроме того, Ксения будет оберегать ваше жилье от различных невзгод и бед.

  • Идеальный вариант попросить помощи у Святой – отправиться на кладбище, на котором похоронена Ксения.
  • В том месте напишите записку на маленьком бумажном листе. На нем опишите собственные проблемы и напишите просьбу.
  • Когда вы это сделаете, обойдите часовню 3 раза, направляясь по часовой стрелке.
  • Около часовни вы заметите небольшой ящик. Он предназначен для того, чтобы люди в него клали свои записки. Именно в данный ящик вы должны положить собственную записку, на которой указана просьба.
  • Затем подойдите к лику, прислонитесь в иконе лбом. После этого произнесите собственную просьбу в голове мысленно.
  • Поставьте свечку около лика.
  • Так же прочтите молитву, что на картинке ниже.

Текст молитвы

Если пожелаете, можете после процедуры зайти в часовню, а там помолиться, а также заказать молебен. Многие прихожане утверждают, что данное место обладает какой-то особенной силой, а потому не покидайте его, пока вы не получите особенный знак. Этот знак вы должны получить от священника. Он вам опишет, что означает это действие. В некоторых ситуациях люди стоят очень долго, даже до того момента, пока не закроется часовня.

Где располагается икона и часовня Святой Ксении Петербургской?

Примерно 1 век назад на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге была построена часовня, посвященная Святой. Открытие часовни произошло в начале прошлого столетия. Именно в этом месте находятся мощи Ксении. Когда-то на месте храма располагалась могила женщины, но холм со временем пропал, поскольку люди хотели забрать хоть какую-то часть земли в свой дом.

Во время войны храм закрыли, но в 60 году прошлого века его опять восстановили. Храм существует и в настоящее время. Он входит в список известных православных мест Российской Федерации.

Часовня

Вы легко найдете часовню, если отправитесь по следующему адресу: ул. Камская д. 24. Каждый день верующие посещают данное место. Открывается часовня в 10.00 и закрывается в 16.00. В субботу и в воскресенье храм работает до 17.00.

На протяжение суток в часовне проходит несколько служб. Между ними промежуток составляет примерно 10 мин. Если вы хотите добраться до часовни, сядьте на станции метро «Василеостровская», пройдите на 8 линию. Двигайтесь в сторону увеличения номеров домов. Вы должны дойти к улице Камской, где и находится храм.

Ксения Блаженная Петербургская: где расположить дома икону?

Икона Святой Ксении Петербургской поможет вам спасти родных и близких людей от любых заболеваний, даже от алкоголизма и курения. Но помните, что ваши просьбы должны быть искренними, а потому будьте перед иконой честны и открыты душой.

Если вы решили приобрести лик Ксении, поступите следующим образом:

  • Икону разместите в самой просторной комнате.
  • Разметите икону вверху, в углу, чтобы напротив нее находилась входная дверь.
  • Не допускайте того, чтобы около иконы находились другие лики, предметы и декорирующие элементы помещения.

Икону расположите в просторной комнате

Также следите за тем, чтобы икона была постоянно чистая. Для большинства верующих огромное значение имеет лик Ксении Петербургской. В чем именно помогает икона, знает любой не только житель Питера, но и каждый православный христианин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *