Ктитор

«Спас с донатором» или Исаакий на фронтоне храма в Барановичах


Предыдущий пост скромного автора этих строк имел подзаголовок МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ БЕЛАРУСИ. Страна эта мне не чужая, я ее частый гость и очень ее люблю. И не перестаю ей удивляться. В сущности, всю Беларусь я бы назвал одним большим открытием — достаточно сойти с наезженных маршрутов и постараться выбросить из головы разные благоглупости.
Город Барановичи (175 тыс. жителей) — райцентр Брестской области, лежащий посередине между Минском и Брестом, крупный железнодорожный узел. С 1939 по 1954 гг. он был областным городом, до 1939 г. пребывал в Польше центром уезда (повета) Новогрудского воеводства. А еще ранее в 1914-15 гг. тут была ставка Главковерха, из которой шло управление всеми русскими армиями и флотами. Сюда 10 раз приезжал император Николай II.
Именно в Барановичах был в 1915 г. открыт первый на территории Российской империи памятник героям Великой войны. Мемориал соорудили «дабы увековечить память погибших за Веру, Царя и Отечество», его освятил протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский в присутствии Верховного.

источник фото
Сегодня на месте этого памятника и воинского кладбища находится (вы удивитесь!) площадь Ленина с фонтаном и Горисполкомом на ней.
В Барановичах я пробыл сутки в июне, в ожидании поезда на СПб после путешествия по Гродненской области. Приходилось мне слышать, что это скучный город… поделился аккуратно этой мыслью с милой барышней на рецепции гостиницы. На что тут же получил ответ: особо ностальгирующие петербуржцы могут совсем неподалеку полюбоваться Исаакиевским собором.
— А это как?
— Вы в наш Свято-Покровский собор сходите, там чудесные мозаики, а ваш Исаакий изображен снаружи на фасаде справа.
Это я и сделал, а в итоге открыл для себя захватывающую и очень грустную историю, которой и спешу поделиться.
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Барановичах находится в 20 мин. ходьбы от центра города. Его видно издалека: величественная трехъярусная колокольня с четырехгранным куполом и шпилем господствует над невзрачным окружением частной застройки.

С нею перекликаются святые ворота с тремя арками.

Храм был построен в 1924-1931 гг. в период Второй Речи Посполитой по проекту варшавского архитектора Николая Оболонского, он являет интересный образец редкого для Беларуси неоклассицизма.
Основной объем собора, четырехстолпный и квадратный в плане, накрывает невысокий, в треть сферы, купол с прорезанными в нем шестью круглыми окнами. С востока к нему примыкают три полукруглые апсиды (снимок ниже из сети, у меня с этого ракурса он вышел неудачным).

Четырехколонные портики с треугольными фронтонами, сильно вынесенные, украшают северный и южный фасады у боковых входов. Очертания фронтонов перекликаются с треугольными сандриками над окнами.

Похожий портик у главного входа. Здесь опорами уже полуколонны — мощные, спаренные. А выше по ярусам колокольни какая краса: угловые полуколонны, лопатки, сандрики, карнизы… Ионический ордер тут какой-то необычный (неоклассицизм все-таки). Над главным входом помещен полуциркульный тимпан с мозаичным панно, изображающим Богородицу.


Памятная табличка сообщает о том, что сия мозаика была изготовлена в Минском Свято-Елизветинском монастыре в 2006 г.

Панно с Исаакием находится над правым боковым входом (точнее, в тимпане южного портика). Его фрагмент приведен в заголовке поста, фотографировать его сложно из-за затененности и острого угла съемки.
Снял центральную часть, не скрываемую колоннами, с дальнего расстояния.
Это явно не 2006 г., панно имеет значительные утраты. Скорее, это фрагменты, собранные в композицию, швы между которыми просто замазаны цементным раствором. Из-под него видны ржавые костыли и арматура, похоже, мозаики закрепляли наспех.
Композиция называется «Спас с донатором», выполнена по эскизу худ. Н.А. Кошелева в начале XX в. Donator (лат.) — даритель, но в православии он именуется ктитором, в польской православной церкви — фундатором. В европейской традиции донатор-строитель храма обычно изображался с моделью храма в руках.
Кто же этот коленопреклоненный перед Спасителем и архангелами человек, и что за храм он подносит? Почему в углах композиции помещены изображения Исаакия в Петербурге (слева) и Успенского собора Московского Кремля (справа)?
РУССКИЕ МОЗАИКИ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ВАРШАВЫ В БАРАНОВИЧИ
Вглядитесь еще раз в мозаику. Архангел Михаил с пламенеющим мечом склонился над донатором и отвел от него свою финиковую ветвь, он грустно смотрит на модель собора. «…Вниди в радость господа твоего»,— гласит текст книги в руках Гавриила, но ощущаете ли вы радость? Христос отвернулся от книги и венчает то ли короной, то ли терновым венком даже не храмостроителя, а его творение.
Высокое искусство обладает даром пророчества. В руках донатора православный храм с самой, наверное, трагической судьбой — Александро-Невский собор в Варшаве. Его история вкратце такова
Мысль о строительстве православного кафедрального собора в столице Царства Польского высказал в 1893 г. генерал-губернатор Варшавы Иосиф Гурко (1828-1901), герой Балкан, ген.-адьютант и самый известный представитель литовско-белорусского дворянского рода Гурко-Ромейко.
Все тогдашние православные храмы могли вместить лишь 1/10 православных жителей Варшавы. Предложение было изложено в записке на Высочайшее имя и получило одобрение императора Александра III. В том же году был объявлен конкурс, на который были представлены эскизы пяти академиков архитектуры. 13 января 1894 г. Александром III был признан лучшим и утвержден проект архитектора Высочайшего Двора Леонтия Бенуа (1856-1928).
Эскиз собора св. князя Александра Невского в Варшаве работы Л.Н. Бенуа
30 августа 1894 г. в праздник св. Александра Невского и именины государя состоялось торжество закладки. Св. праведный Иоанн Кронштадский собственноручно положил в основание храма капсулу с посланием императора Александра III к потомкам. На строительство отец Иоанн пожертвовал из личных средств 13 500 руб. (около $ 400 тыс. по нынешним расценкам). Святой не оставлял попечения о соборе до своей кончины. Он настоял, чтобы на храм были установлены четырехконечные кресты, дабы меньше смущать чувства католиков. Он же предсказал разрушение храма после прекращения российского господства на польской земле.

20 мая 1912 г. главный придел собора был освящен во имя св. князя Александра Невского. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров), обращаясь к собравшимся, произнес следующие слова:
«Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия! Здесь будет всегда возноситься молитва о мире всего мира, отсюда будут исходить только слова любви, прощения и примирения, но не вражды, лукавства и любомщения… Пусть каждый инородец и иноверец, взирая на величие православия, сердцем своим постигает истину и устами своими исповедует ее, подобно тому, как послы великого князя Владимира, бывшие в Константинополе в велелепном храме св. Софии, почувствовав, что онде пребывает Бог, не восхотели уже оставаться в язычестве».
Собор в неорусском стиле с 70-метровой колокольней стал высочайшим зданием Варшавы и архитектурной доминантой города. Это был один из самых грандиозных православных храмов в мире. На службе в нем могло одновременно находиться свыше 2,5 тыс. чел.
Собор св.князя Александра Невского на Саксонской площади Варшавы
Главным украшением храма были мозаики, чудо русской иконописи эпохи модерна. По разным данным, в соборе было от 16 до 20 панно разного масштаба, созданных по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко в петербургской мозаичной мастерской Владимира Фролова (той, где было создано мозаичное убранство храма Спаса-на-крови). Площадь мозаичного полотна «О Тебе радуется…», расположенного в алтарной апсиде храма, составляла более 1000 м2.
Эскиз мозаичной композиции «О Тебе радуется…» с автографом В.Васнецова
После 18-ти лет строительства богослужения в соборе совершались немногим более 3-х лет. В 1913 г. здесь прошли торжества по случаю 300-летия дома Романовых, а уже в 1915 г. были эвакуированы губернская администрация и практически все русское население Варшавы. Пророчество св. Иоанна Кронштадского неуклонно сбывалось.
При немцах в храме был гарнизонный костел и лютеранская кирха. После обретения Польшей независимости в 1918 г. о судьбе собора велись долгие споры, но его участь фактически была предрешена. Для большей части поляков храм был «символом оккупации» — три подавленных восстания за неполные 100 лет! Раздавались и здравые голоса, например, Вячеслава Богдановича, сенатора польского Сейма:
«Не говорите, господа, что собор должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка, и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора… Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы – англичане, американцы – и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру – естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации…».
Другие предлагали перестроить византийский храм на западный манер – сохранились даже эскизы проектов.
На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 г., повлияла советско-польская война.
Разрушение продолжалось с 1924 по 1926 гг. Православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество. Некоторые фрагменты мозаик были перенесены в кафедральный собор св. Марии Магдалины на Праге (предместье Варшавы) и в подвалы Национального музея. Большая же часть мозаик была в 1926 г. передана в Барановичи, где как раз в это время строился новый собор
Бюджет стройки составил 147 тыс. злотых, из которых польское правительство выделило 58 тыс. Подобная щедрость была вызвана не только хлопотами сенатора Алексея Назаревского, возглавлявшего комитет по строительству, но и в какой-то степени сносом храма в Варшаве.
Сенатор Алексей Назаревский (Aleksy Nazarewski, 1881-1942) — спаситель мозаик.
Это он убедил польские власти перевезти мозаики в Барановичи для строящегося Свято-Покровского собора
Важно, что что при размещении в стенах Покровского собора уникальных мозаик учитывались два фактора. Во-первых, расположение мозаик в варшавском храме, которому стремились по возможности следовать. Во-вторых, неодинаковую степень сохранности прибывших в Барановичи мозаичных панно. В интерьере храма старались разместить лучше сохранившиеся композиции.
ЧТО СОХРАНИЛОСЬ
Заглянем внутрь Собора Покрова в Барановичах. Сразу же обращает на себя внимание грандиозный трехъярусный иконостас в неорусском стиле с резными царскими вратами.
Он тоже родом из Варшавы, из бывшей домовой церкви королевского замка. Среди авторов его икон — Васнецов, Бруни и Врубель.
Сохранилось семь мозаичных композиций Варшавского собора, расположенных как внутри, в интерьере храма, так и снаружи, на фронтонах. Самым ценным является изображение Матери Божией с Сыном в в алтарной апсиде храма. Это центральный фрагмент того самого в тысячу м2 мозаичного полотна «О Тебе радуется…», сделанного по эскизу Виктора Васнецова. Увидеть его можно только при открытых Царских вратах, привожу заимствованный снимок.
источник фото
На опорных колоннах ближе к алтарю расположены образы святителя Алексия, митрополита Московского и прп. Иосифа Волоцкого (не самый симпатичный святой). Эти две мозаики были выполнены по эскизам Виктора Думитрашко, они были изготовлены в память об Иосифе Гурко.

Композиция «Богоматерь с ангельскими чинами», составленная из 9-ти кусков мозаик.
Композиция «Деисус больший с предстоящими», составленная из 5-ти кусков мозаик.
Снаружи над северным боковым входом размещена композиция «Собор Архистратига Михаила», составленная из 12 кусков мозаик.
И последняя — «Спас с донатором», о которой уже шла речь, над южным боковым входом. Теперь понятен смысл нахождения на ней Успенского и Исаакиевского соборов, они — предтечи собора св. князя Александра Невского в Варшаве.
Но кто же является донатором? Среди краеведов и блогеров из Беларуси преобладает мнение, что здесь изображен сам Александр Невский. Это не так. Отсутствует нимб, признак святости, а главное — к моменту возведения храма в польской столице князь уже давно пребывал на небесах.

Сравните мозаичный лик донатора и портрет храмостроителя. Выводы предлагаю сделать самостоятельно.
Худ. Александр Мурашко (1875 — 1919). Портрет Леонтия Николаевича Бенуа
Продолжение традиций мозаичного искусства — Спас Нерукотворный на центральной апсиде собора в Барановичах.
Авторские снимки июня 2019 г.

Как попали донаторы на средневековые иконы, и к чему это привело?

Чтобы оградить себя от напастей, необходимо было искать высочайшего покровительства. Изложить свою просьбу, жалобу, рассказать о наболевшем можно было в обращении к Высшим силам с молитвой, произнесенной перед святыми иконами.

Неблагодарность — грех, и потому, в пылу горячей мольбы нередко давался обет, то есть, торжественное обещание, по исполнении просьбы, совершить какое-нибудь богоугодное дело, к примеру, пожертвовать церковному храму икону. Проситель, а им мог быть и мирянин, и духовное лицо, должен был заказать работу у иконописца и оплатить ее.

Религия имела прямое и непосредственное влияние на искусство. Ранний этап в развитии западноевропейской живописи, образцами которой могли служить лишь иконы, относится к периоду XIII — XIV веков. Иконописная программа задавалась теологами, и художники этого времени, следуя церковным канонам, подчеркивали возвышенность, недоступность библейских персонажей.

В то время человек почитался существом ничтожным, но согласно европейскому типу видения мира, заказчик мог присутствовать на полотне и даже как бы имел возможность выразить свое почтение, преклонив колени в непосредственной близости от Девы Марии и Святых. Словом, заплативший удостаивался чести быть изображенным на иконе.

Так расширялись старые оболочки религиозной живописи, новые привносили небывалые эстетические функции, символом которых стали появившиеся фигуры донаторов.

Донатор (donator) буквально переводится с латыни как «даритель». Сей «даритель» обращался в иконописной молитве к Святым, которые являлись покровителями самого заказчика, либо его ремесла или рода занятий. Какой именно Святой изображен, можно определить по атрибутам в его руках. Предметы указывали на прижизненные деяния и обстоятельства мученической кончины Святого.

Фигуры же донаторов внешне узнаваемы, так как портретное сходство с оригиналом было обязательным условием создания подобной иконы. Таким образом, заказчик не опускался до надписи «здесь был такой-то», а присутствовал лично, как бы физически приближался к Святым. Церковь поощряла возможность таких отношений, ведь набожный прихожанин тоже вовлекался в священный сюжет, устанавливалась связь между иконой и верующими.

Характерной чертой западноевропейской живописи этого периода становится постановка донатора в профиль или полупрофиль, что позволило отобразить характер, индивидуальность и присущие ему качества, подмеченные глазом нарождающегося портретиста, переданные рукою мастера.

В эпоху раннего Возрождения, еще сохраняя позднеготические традиции, искусство живописи испытывало сложный процесс развития. Церковное покровительство искусствам расширялось, но собственно ренессансные черты заключались в отвержении средневекового аскетизма и появлении темы преклонения перед красотой человека. Подобные картины стали обычными для многих художественных школ Италии, Германии, Нидерландов.

Заказчик же, будучи узнаваемым, подчеркивал факт собственной избранности, особого благословения, использовал его, дабы повысить свой авторитет среди сограждан, что уже часто преследовало политические и государственные цели.

Что касается живописи, то, зачастую фигура донатора становилась наиболее удачной частью картины, отправной точкой сюжета. Так постепенно акцент переносился на изображение человека, что и послужило толчком для развития жанра портрета в европейской живописи. Впоследствии искусство портретистов достигло высочайшего мастерства и психологизма, обессмертив проявления человеческого гения.

Теги: икона, святые, покровитель, живопись, церковь

Ктитор

В. М. Васнецов. Княгиня Ольга c изображением построенного ею храма в руках

Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч. κτίομαι — приобретаю) — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства. Устар. русск. — здатель. В Католической церкви такое лицо называется донатором.

Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).

Церковный староста

В России с XVII или XVIII века ктиторами стали иногда называть церковных старост в приходских церквях (преимущественно в городах).

В России XIX — начала XX века ктитор — специальная должность в церквях военного ведомства. В обязанности ктитора входило управление хозяйством и внешним порядком. В отличие от церковных старост приходских церквей, избираемых прихожанами, ктиторы назначались военным начальством, перед которым и отчитывались (совместно с причтом) во всех хозяйственных операциях полковых церквей, насколько они велись на средства полка. В тех полковых церквях, при которых имелись приходы (например, в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга), существовали одновременно и старосты, и ктиторы.

Изображения ктиторов

Ктитор Радивой с семьёй и митрополит Калевит с макетом церкви (Кремиковский монастырь)

В средневековом искусстве Византии, Руси, стран Балканского полуострова и Кавказа были распространены изображения ктиторов, нередко с моделью постройки в руках.

Известные изображения ктиторов, представляющие художественную или историческую ценность.

  • Армения
    • Скульптурные изображения ктиторов на внешней стене Церкви Ншана (монастырь Ахпат, X век).
    • Горельефные изображения ктиторов на щипце восточного фасада храма Аменапркич (монастырь Санаин).
  • Болгария
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Калояна, его супруги севастократорицы Десиславы в Боянской церкве, Бояна.
    • Фресковые портреты ктиторов боярина Радивоя, его жены, детей и софийского митрополита Калевита в Кремиковском монастыре.
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Деяна и его жены Дои в Земенском монастыре.
  • Турция
    • Рельефные изображениями ктиторов на соборе грузинского монастыря Ошки.
  • Грузия
    • Рельефные изображения ктиторов на фасаде храма Джвари.
  • Молдавия
    • Фресковые портреты ктиторов Церкви Успения в Каушанах (XVIII век).

Примечания

  1. Здание // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. Ктитор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Ктитор, Словарь церковных терминов (недоступная ссылка)
  • Ктитор, Словарь Даля

Ктитор Храма Святой Преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов – частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

— Ныне ктиторов в нашей стране единицы, — говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. – Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель – это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли – из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов – в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.

Медальон «Господь Вседержитель» — фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий ФёдоровМедальон «Господь Вседержитель» — фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы — яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» — выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

КТИ́ТОР

Фото П. С. Павлинова Ктитор. «Император Константин IX Мономах и императрица Зоя перед Христом». Мозаика храма Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 11 в.

КТИ́ТОР (греч. ϰτήτωρ, букв. – ос­но­ва­тель, соз­да­тель), в пра­во­слав­ной тра­ди­ции вла­де­лец или по­кро­ви­тель ду­хов­но­го уч­ре­ж­де­ния (мо­на­сты­ря, хра­ма, бла­го­тво­рит. за­ве­де­ния), по­стро­ив­ший или вос­ста­но­вив­ший его на собств. сред­ст­ва. Ин­сти­тут К. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние уже в эпо­ху ран­ней Ви­зан­тии (су­ще­ст­ву­ют, напр., па­пи­ро­ло­гич. дан­ные о прак­ти­ке кти­тор­ст­ва; осо­бый ста­тус К. был при­знан за­ко­но­да­тель­ст­вом Юс­ти­ниа­на I). Вы­сту­пать в ка­че­ст­ве К. мог­ло как ча­стное ли­цо (ми­ря­нин или кли­рик), так и цер­ков­ный ин­сти­тут. К. имел ряд пол­но­мо­чий, обу­слов­лен­ных пра­вом соб­ст­вен­но­сти («кти­тор­ское пра­во»): он оп­ре­де­лял со­став кли­ра или об­слу­жи­ваю­ще­го пер­со­на­ла, на­зна­чал на­стоя­те­ля (игу­ме­на), еди­но­лич­но рас­по­ря­жал­ся до­хо­да­ми от эко­но­мич. дея­тель­но­сти, мог пе­ре­дать ос­но­ван­ное им уч­ре­ж­де­ние по на­след­ст­ву. В обя­зан­но­сти К. вхо­ди­ло со­дер­жа­ние кли­ра (пер­со­на­ла), по­куп­ка цер­ков­ной ут­ва­ри и про­че­го не­об­хо­ди­мо­го иму­ще­ст­ва. Ес­ли К. стро­ил мо­на­стырь, то ему при­над­ле­жа­ло пра­во со­став­ле­ния мо­на­стыр­ско­го ус­та­ва (ти­пик, диа­так­сис, диа­ти­по­сис). Кти­тор­ские ус­та­вы рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли адм.-хо­зяйств. дея­тель­ность мо­на­сты­рей и в ря­де слу­ча­ев, учи­ты­вая су­ще­ст­во­вав­шую тра­ди­цию, ус­та­нав­ли­ва­ли пра­ви­ла мо­на­ше­ской ас­ке­зы (со­блю­де­ние по­стов, по­ря­док приё­ма пи­щи в обыч­ные и празд­нич­ные дни, ке­лей­ное пра­ви­ло). Осо­бая часть ус­та­вов бы­ла от­ве­де­на мо­на­стыр­ско­му или хра­мо­во­му бо­го­слу­же­нию, за ко­то­рым обя­за­тель­но по­ми­на­лось имя К. В ви­зант. эпо­ху по­ми­мо лич­ных ду­хов­ных мо­ти­вов строи­тель­ст­во кти­тор­ских мо­на­сты­рей бы­ло вы­год­ным спо­со­бом вло­же­ния средств, т. к. мо­на­сты­ри за­щи­ща­лись за­ко­ном от кон­фи­ска­ции и пр. зло­упот­реб­ле­ний со сто­ро­ны свет­ских вла­стей и не­ред­ко на­де­ля­лись на­ло­го­вы­ми и су­деб­ны­ми им­му­ни­те­та­ми.

Ктитор: кто это и как его изображают?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Строительство храма, украшение его росписями, иконами и наполнение всем необходимым для богослужения — облачениями, священными сосудами и книгами — дело непростое и, как правило, дорогостоящее. Как в древности, так и в наши дни, подобные богоугодные дела могли совершать как отдельные, достаточно состоятельные, люди, так и группы людей, например, жители одной деревни, города или даже страны. Так, совсем недавно мы «всем миром» собирали средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве.
Человека, жертвующего деньги на строительство церкви, создание иконы, фрески или на богослужебные книги, называют греческим словом «ктитор» (основатель, строитель) или латинским «донатор» (даритель, вкладчик). В Византии и Древней Руси наряду с императорами и князьями, патриархами, митрополитами и епископами, ктиторами выступали светские и духовные лица более низкого ранга: правители областей и городов, настоятели монастырей. Это известно не только из документов, но и из изобразительной традиции.

Св. Дмитирий и донаторы. Мозаика
церкви св. Димитрия в Салониках.
Византия, VI-VII вв.

Сохранились «портреты» ктиторов, представленные на стенах храмов, на полях икон, страницах рукописей и даже на литургических предметах (сосудах, мебели). К самым ранним изображениям ктиторов, например, относятся портреты императорской четы Юстиниана I и Феодоры в мозаиках VI века в алтаре церкви Сан-Витале в Равенне. Рядом с ними — представители духовенства и придворные: епископ Максимиан, византийский полководец Велисарий и его жена.
Портреты ктиторов отличаются от других священных образов. Их изображают с дарами в руках (храмом или книгой), которые они передают Христу, Богоматери или святому. Также их представляют молящимися, коленопреклоненными перед храмовой иконой. А некоторых отмечают с помощью прямоугольных или квадратных нимбов, как, например, игумена Логгина и дьякона Иоанна в мозаиках VI века в монастыре св. Екатерины на Синае

Ктиторский портрет

Ктиторские портреты – это благодарственные религиозные портретные работы, на которых художники создают изображение людей, сделавших богатое пожертвование для церкви, а также заказчика, вкладчика или донатора произведений храмового искусства.
Ктитор – это богатый человек, который жертвует денежные средства на постройку (или ремонт) храмов и монастырей, включая украшение храмовых интерьеров и экстерьеров иконами, фресками, росписями, рукописями, церковной утварью и декоративными предметами церковного искусства.
Такие портреты широко создавались в византийских землях и странах византийского мира. Ктиторский портрет прославлял благочестивые деяния пожервователя и сохранял память о ктиторе, обещал на Страшном суде полное оправдание грехов и заступничество Богоматери.
Ктиторские и надгробные портреты Византии, Кипра, Сербии, Болгарии, Молдавии, Валахии, Грузии и Руси – важный исторический источник, показывающий церковное сознание, страхи перед загробным миром и мировоззрение людей эпохи Средневековья.

Смотреть что такое «Ктитор» в других словарях:

  • КТИТОР — (греч., от ktitzo строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КТИТОР греч. ktitor, от ktitzo, строю, основываю. Староста… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Ктитор — (греч. ktitor, букв. основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки… … Художественная энциклопедия

  • ктитор — создатель, основатель, староста Словарь русских синонимов. ктитор сущ., кол во синонимов: 4 • основатель (18) • … Словарь синонимов

  • КТИТОР — КТИТОР, ктитора, муж. (греч. ktetor (хозяин) (церк. офиц). Церковный староста. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • КТИТОР — муж., церк. староста; употр. в городах. Ктиторша жен. жена церк. старосты. Ктиторов, ему принадлежащий; ктиторский, к нему относящийся. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.… … Толковый словарь Даля

  • ктитор — церк. староста , диал. титар, китар, др. русск. ктиторъ основатель (монаст.) (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ основатель , а не из κτήτωρ владелец ; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Ктитор — (греч. ktítōr, буквально основатель, создатель) лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор).… … Большая советская энциклопедия

  • Ктитор — по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι приобретаю) создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ктитор — м. Церковный староста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ктитор — ктитор, ктиторы, ктитора, ктиторов, ктитору, ктиторам, ктитора, ктиторов, ктитором, ктиторами, ктиторе, ктиторах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Ктитор монастыря. Ктитор храма – не послушание, это призвание

См. также `Ктитор` в других словарях

ктитор кти́тор «церк. староста», диал. ти́тар, ки́тар, др.-русск. ктиторъ «основатель (монаст.)» (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ «основатель», а не из κτήτωρ «владелец»; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.; Мitt. Sem. f. orient. Spr., Берлин, XIII, Abt. 2 (цит. по Кречмеру, «Glotta», 3, стр. 316); ошибочно у Крумбахера (IF 25, 393 и сл.), Фасмера (Гр.-сл. эт. 103), Бернекера (1, 635-). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

Ктитор (греч. ktítōr, буквально — основатель, создатель)

лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор ). С 17-18 вв. К. называли церковных старост.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969-1978

м. церк. староста; употреб. в городах. Ктиторша ж. жена церк. старосты. Ктиторов, ему прнадлежщ.; ктиторский, к нему относящ. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.

ктитор

-а , м.

Церковный староста.

видит — дьячка Лопухова, стремительно выбегающего из алтаря и несущего ктитору просфору. Чехов, Панихида.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

1. Строитель, создатель, владелец.
2. Церковный староста.
3. Лицо, выделившее деньги на сооружение православного храма.

Ктитор

В Византии и Др.-Русском госуд. лицо, построившее на свои средства православный храм. За К. и его наследниками закрепл. право распоряжаться доходами этого храма и др. привилегии.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

Ктитор

(греч. κτήτωρ) создатель св. храма или обители, вкладчик, попечитель, церковный староста.

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

Ктитор

Строитель храма, создатель, попечитель.

Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова

Ктитор

кт\»итор, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: «Азбуковник» . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

(греч., от ktitzo — строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

греч. ktitor , от ktitzo , строю, основываю. Староста церковный, или строитель церкви на свой счет.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

строитель храма на свое иждивенье; также называют теперь и церковного старосту.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

Ктитор кти́ тор

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Ктитор

кти́торы,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тору,

кти́торам,

кти́тора,

кти́торов,

кти́тором,

кти́торами,

кти́торе,

кти́торах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

В Византии и на Руси лицо, построившее на свои средства православный храм или сменившее его внутреннее убранство. К. приобрели право распоряжаться частью доходов от храма и даже передавать это право по наследству. С XVII-XVIII вв. К. стали называть церковных старост, в обязанности которых входили сбор средств для церкви, забота о ее благоустройстве и др.

Ктитор

по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι — приобретаю) — создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка…

(греч. ktitor, букв. — основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки в руках, были распространены в средневековом искусстве Византии, Руси, стран Балканского полуострова. Ктитор (как и донатор в западноевропейском искусстве) обычно предстоит перед Христом, богоматерью или святыми.

( православного храма или монастыря или на его украшение иконами , фресками , предметами декоративно-прикладного искусства . Устар. русск. — здатель . В Католической церкви такое лицо называется донатором .

Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).

>См. также

  • Patron — спонсор, уважаемый клиент (не только в значении босса или патрона)

>Напишите отзыв о статье «Ктитор»

Отрывок, характеризующий Ктитор

– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой… Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь… И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше… Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род…
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу…
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили… Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым… Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь… Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой… Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно… ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию… где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь… Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария… и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно… Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью… Посмотри на них, Изидора… Они стоят того, чтобы ты их узнала.

Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста, который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал:
– Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий христианин.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь.
– Нет, не признаю.
В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома… Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти… принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам».
22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на Гороховской улице.
Во время разгрома Церкви в конце тридцатых годов, когда арестовывались не только священно- и церковнослужители, но и многие из верующих мирян, сотрудники НКВД составили справку, в которой писали, что Василий Сергеевич «среди населения распространяет контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти, а также проводит денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность духовенству и монашеству».
По этой справке Василий Сергеевич был 18 января 1938 года арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января следователь во время допроса спросил:
– Чем вы занимаетесь в данное время?
– В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
– Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с вами, и оказались… в церкви, которая расположена на противоположном конце города?
– Я принадлежу к течению православных христиан, церковь же, расположенная рядом со мной, принадлежит к течению обновленческому, которое я не признаю, а поэтому я оказался избранным в той церкви, в которой я бываю и которую признаю.
– У вас при обыске изъят альбом бывшей царской семьи Романовых. Кому принадлежит этот альбом?
– Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других членов бывшего царского дома Романовых принадлежит мне.
– В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и членов его семьи?
– Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь царя считает помазанником Божиим; из уважения к этому я и сохранял у себя портреты бывшего царя и членов его семьи.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я признаю, как власть всякую, и ей подчиняюсь.
– Вы полностью разделяете мировоззрение советской власти?
– Полностью мировоззрений советской власти я разделить не могу, поскольку я человек верующий, а советская власть – власть безбожная и отрицающая Бога.
– Что вы по данному вопросу говорили окружающим?
– Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви, религии и верующим.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю того, что считаю: со стороны советской власти на религию и верующих идет гонение, – но об этом я никому не говорил, это лишь мои внутренние убеждения.
– Вы выражали недовольство советской властью?
– Недовольство советской властью я не выражал.
– Следствию известно, что вы своим знакомым говорили, что советская власть всех разорила. Почему вы скрываете это от следствия?
– Я не говорил, что советская власть всех разорила.
3 февраля были допрошены два жителя дома, в котором жил Василий Сергеевич; они показали, что он «человек религиозный до фанатизма. Среди окружающих лиц распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы имеющемся гонении на духовенство и верующих в Советском Союзе. Он говорил: «До чего мы дожили, за каждое слово сажают в тюрьму, а после подвергают пыткам; если ты верующий, то тебя за это также арестовывают и сажают в тюрьму, а после высылают в отдаленные места Советского Союза”».
14 февраля тройка НКВД приговорила Василия Сергеевича к расстрелу. Ктитор храма Вознесения на Гороховом поле Василий Сергеевич Иванов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

игумен Дамаскин (Орловский)

Звание ктитора для христианина всегда было особо почетным. В давние времена этим греческим словом называли человека, который построил храм или монастырь на собственные средства. Позже ктитором именовался жертвователь или попечитель храма. В русском варианте так звали старосту храма. На эту должность, как правило, поставляли благочестивого, ответственного и хозяйственного мужчину, умеющего ладно управлять своим делом и семейством.
После Октябрьской революции эту ношу взяли на себя женщины: верующих мужчин становилось все меньше – одни уходили на войну, другие – в лагеря. Чтобы быть ктитором церкви, нужно было иметь теперь не доходы, а мужество и крепкую веру.

Наталья Мартыновна Простакова много лет была ктитором Свято-Троицкого храма в слободе Стрелецкой, практически до самой своей кончины в 1962 году. Как вспоминает о ней ее невестка Александра Романовна Простакова, которой самой первого сентября исполнилось 82 года, Наталья Мартыновна всегда отличалась сильной религиозностью, храм любила и пеклась о его благоустройстве, несмотря на все запугивания со стороны властей.
Однажды дело дошло до рукоприкладства. В 1960 году Свято-Троицкий храм на короткое время закрыли. Ключи от церкви находились у Натальи Мартыновны. «Дело было, кажется, на Вербное воскресенье», – вспоминает Александра Романовна. Чтобы отобрать ключи, особо ретивые противники церковной службы стали хлестать вербами пожилую шестидесятилетнюю женщину. Наталье Мартыновне пришлось отдать ключи. Но вскоре в храме вновь возобновилась служба.
Семья Натальи Мартыновны жила в Ямской слободе, была благочестивой, большой и дружной. Родилась она в 1898 году. В мятущемся 1917 году ей исполнилось 19 лет. По складу характера, решительному и твердому, по неугасимому стремлению к молитве из нее, наверное, получилась бы хорошая монахиня. Но какие монастыри при советской власти?
Замуж Наталья Мартыновна вышла за верующего молодого человека в Стрелецкую слободу. (Его сестра Елена была женой священника Григория Мелехова. Историю жизни этого удивительного батюшки еще предстоит исследовать). Муж Натальи Мартыновны трудился на железной дороге осмотрщиком вагонов. Но прожила в замужестве она недолго: в 1928 году супруг погиб по неосторожности на работе. Больше Наталья Мартыновна на семейное счастье не рассчитывала, двоих малолетних детей воспитывала одна. А из-за своей приверженности к храму никуда работать не устраивалась. Так что жили они своей маленькой семьей, мягко говоря, скудно. В Свято-Троицком храме она пела на клиросе, потом ее поставили псаломщицей. Дочку и сына Наталья Мартыновна всегда брала с собой, так что выросли дети практически в церкви. Шестилетний Толик понемногу помогал батюшке в алтаре, у него даже был свой детский стихарь (церковное облачение).
В тридцатые годы прошлого столетия приход Свято-Троицкого храма представлял собой «тайный» монастырь. Здесь служил и исповедовал иеромонах Анатолий (Хлебников), прибывший из Соловецкого монастыря. Возле храма поселились монахини из разоренной обители. Они также трудились в церкви. Настоятелем храма был протоиерей Михаил Павлюк. В Старом Осколе он служил еще до революции. С Белой армией не ушел, а остался окормлять напуганную гражданской войной паству. 5 ноября 1938 г. его арестовали, умер он в лагере.
Судьба еще одного клирика храма протоиерея Леонида Духовского также трагична: его арестовывали дважды, в 1937 г. расстреляли. На протяжении нескольких лет община храма духовно укреплялась истинными исповедниками веры. И, возможно, поэтому мы до сих пор собираем многочисленные драгоценные сведения о том времени от людей, которые были или сами прихожанами Свято-Троицкого храма, или помнят рассказы своих родных.
Как поведала Александра Романовна Простакова, ее свекровь Наталья Мартыновна хорошо знала владыку Онуфрия (Гагалюка). Когда его определили на старооскольскую кафедру, то местные власти разрешили служить ему только в Богоявленском соборе. Но архиерей старался посетить и другие храмы, незанятые обновленцами, чтобы укрепить в людях православную веру. Бывал владыка и в Свято-Троицком храме: иеромонаха Анатолия он выбрал себе в духовники. Шестого марта 1933 года архиепископ Онуфрий отпел почившего о Господе иеромонаха Анатолия и произнес в храме проповедь. Вскоре владыку арестовали. Как предполагают исследователи жизни священномученика, именно эта проповедь и стала главной зацепкой следователей, за которую они ухватились, чтобы наложить на него очередной арест.
Наталья Мартыновна в разговоре с родственниками часто вспоминала мужественного архипастыря. Говорила о его доброте и любви к простым людям.
Рассказывала, как по его благословению тайно с чужим паспортом ездила в Ленинград, чтобы привезти необходимые для богослужения вещи. Но особенно мил ее сердцу был случай, когда ее сынок Анатолий прислуживал владыке Онуфрию в алтаре. Когда Анатолий вырос, он тоже хорошо помнил эти моменты своего детства.
В память об архиепископе Онуфрии Наталье Мартыновне достались одеяло, маленькая подушечка и железная ложка. Эти вещи отдали ей матушки, жившие с владыкой в доме, после его ареста. Одеяло и подушечку-«думочку» она передала дочери, а ложка досталась семье сына. Александра Романовна говорит, что этой ложкой они пользовались по прямому ее бытовому назначению.

Тем более, что она была единственной стальной, все остальные ложки – деревянные. Теперь эту семейную реликвию она отдала своей внучке Алле Простаковой, которая усердно трудится при Крестовоздвиженском храме.
Со своей свекровью Александра Романовна впервые встретилась в 1951 году. Наталья Мартыновна не сразу согласилась с выбором сына: его избранница даже не умела креститься. Но долго перечить не стала, только поставила условие – обязательно венчаться. В день росписи она тайно повела молодоженов в Вознесенский храм на Казацкую слободу, и в два часа ночи батюшка их повенчал. Александра Романовна тогда была молодой учительницей и очень боялась огласки. Но, слава Богу, начальство не узнало. Осталось незамеченным и крещение двоих детей.
Верующая свекровь не заставляла молодую невестку молиться и ходить в храм. Понимала – не все сразу, да и опасно: может лишиться работы. В то время за учителями был особый надзор: если заметят в храме – точно выгонят. К сожалению, семейная жизнь с Анатолием Дмитриевичем оказалась трагически короткой – всего два года. Его ранняя смерть развела пути верующей свекрови и еще не успевшей прийти к Богу невестки. Понадобились долгие годы, чтобы сама Александра Романовна смогла безбоязненно войти в церковные двери и по-другому посмотреть на собственную жизнь и заново оценить слова и поступки Натальи Мартыновны, которая всегда с таким нетерпением стремилась в храм на службу. А приходя из церкви, счастливо улыбалась, говоря: «А я там пела, пела! Так хорошо!».
Последние годы они жили вместе. После случившегося инсульта Натальи Мартыновны невестка до последнего дня ухаживала за свекровью.

Постскриптум

Когда я пришла в дом Александры Романовны Простаковой, я не думала писать о Наталье Мартыновне. Меня интересовала история Анатолия Дмитриевича, мужа Александры Романовны, в детстве служившего в алтаре с владыкой Онуфрием, и судьба вещей, доставшихся семье от священномученика. Но главным лицом повествования оказалась Наталья Мартыновна, ревностный ктитор Свято-Троицкого храма. Похоронена она на кладбище возле любимого храма.

Светлана Воронцова

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов — частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

Ныне ктиторов в нашей стране единицы, — говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. — Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель — это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли — из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов — в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.

Медальон «Господь Вседержитель» — фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы — яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» — выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *