Кто имеет тому дано будет и приумножится

Слышал что в Библии есть слова » У кого есть — тому прибавится, у кого нет — отнимется и то что есть». Как РПЦ объясняет эти слова?

Vladislav Mirischovskyi 822 2 года назад Юрист АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Это цитата из Евангелии от Матфея 25:29 (25 глава 29 стих) , и её не совсем справедливо рассматривать в отрыве от Притчи о талантах, из которой она и взята. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0_%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%85

В следующей притче Иисус рассказал о господине и трех его рабах. Отправляясь надолго в чужую страну, господин призвал своих рабов и дал каждому из них определенную сумму денег в талантах (серебряный талант весил от 27 до 36 кг.). То есть каждый раб получил значительную сумму денег, очевидно, в соответствии со своими способностями употребить их угодно своему господину.

Два верных раба, употребивших доверенные им «деньги» так, что они принесли прибыль их господину (стихи 16-17), разделили с ним общую их радость и были удостоены еще большей ответственности в управлении его делами. Но третий, получивший один талант, убоявшись, что не угодит господину, распоряжаясь тем, что тот доверил ему, предпочел скрыть свой талант в земле — с тем, чтобы в случае возвращения хозяина (в чем он, возможно, не был уверен) отдать ему этот талант без всякой «прибыли». Боясь своего господина и не доверяя ему, он явил себя рабом лукавым и ленивым. В результате он потерял и то, что имел (стих 29 сравните с 13:12), и был подвергнут суровому осуждению; как и «злой раб» в 24:48-51, он подлежал отделению от Бога в вечности.

Сказанное в стихе 29 надо, по-видимому, понимать в том смысле, что деятельному слуге Божию отдается и то, чем без пользы владел бы «ленивый раб». Практически смысл притчи как раз и заключается в побуждении активно и плодотворно пользоваться данными от Бога «талантами», употребляя их на служение Царству Его.

Не приходится сомневаться в том, что он символизирует книжников и фарисеев и их отношение к закону и истине Божьей. Ленивый раб зарыл свой талант в землю, чтобы потом вручить его хозяину в точно таком же виде. Вся цель книжников и фарисеев заключалась в том, чтобы сохранить закон точно таким, каким он был. По их собственным словом они «искали построить забор вокруг закона». Любое изменение, любое усовершенствование, все новое, было для них проклятием. Все это вело к застою, к бессилию религиозной жизни.

Подобно человеку с одним талантом, они хотели сохранить все в том виде, как это было и за это они осуждены. В этой притче Иисус говорит нам, что не может быть вера без дерзания нового, неведомого, и что Бог не может получить никакой пользы от того, кто отгородился от всего. Но в этой притче заключено еще многое другое.

  1. В ней говорится о том, что Бог дает людям различные дары и дарования. Один человек получает пять талантов, другой – два, а третий – один. Важен не талант человека, важно, как он его использует. Бог никогда не требует от человека того, чего у него нет, но Он требует, чтобы человек в полной мере использовал имеющиеся у него способности. Таланты у людей неодинаковы, но в своем рвении, в прикладываемых усилиях, они могут быть равны. Притча говорит нам, что какой бы талант у нас ни был, – маленький или великий, – мы должны использовать его в служение Богу.

  2. В ней говорится о том, что наградой за прилежную работу является еще большая работа. Двум рабам, хорошо выполнившим свою работу, не получили повеление почивать на лаврах. Им даны еще большие задачи и ответственности в делах их хозяина.

  3. В ней говорится о том, что наказан будет человек, который не хочет попытаться. Человек с одним талантом не потерял своих денег – он просто ничего не сделал. Было бы даже лучше, если бы он попытался сделать с ними что-то и потерял бы их, чем не делать ничего. Человека, у которого всего один талант, всегда мучает искушение сказать: «У меня такой маленький талант и я могу сделать с ним так мало. Нет смысла даже пробовать, ради того, что я могу сделать». Осужден тот человек, который, имея даже один талант, не потрудится употребить его и не рискнет им ради общего блага.

  4. В ней изложено правило жизни, справедливое всегда и везде: кто имеет – тому будет дано еще, а кто не имеет, тот потеряет и то, что у него есть. Смысл этого правила таков: если у человека есть талант и он использует его, он все время будет способен делать все больше и больше. Но, если у него есть талант и он не сможет применить его, он неизбежно потеряет его. Если у нас есть способность к игре или к какому-то виду искусства, если у нас есть дарование в чем-то, чем больше мы практикуем эту способность, чем больше мы трудимся, тем труднее задачи мы сможем преодолевать. И наоборот, если мы не будем пользоваться ими, мы потеряем их. Это в равной степени справедливо для игры в футбол и на фортепьяно, для пения песен и для подготовки проповедей, для резьбы по дереву и для создания новых идей. Жизнь учит, что есть только один способ сохранить дарование – использовать его на Служение Богу и людям.

10 июля. Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 10–23.

13.10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

13.11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

13.12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13.13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

13.14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,

13.15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

13.16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

13.17. ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

13.18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

13.19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

13.20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

13.21. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

13.22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

13.23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Мф. 13, 10–23)

Как мы уже знаем, дорогие братья и сестры, Спаситель излагал Свои наставления народу большей частью в особой иносказательной форме, дававшей слушателям возможность легко запомнить слышанное и затем вдуматься в его смысл. В Своих иносказаниях и сравнениях Христос приводил примеры из обыденной жизни народа и окружавшей его природы.

На вопрос учеников: для чего притчами говоришь им? (Мф. 13, 10) Господь отвечал: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Мф. 13, 11).

Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до дня сошествия Святого Духа. Все же остальные, не имея подобного знания, не были готовы к принятию и пониманию этих истин, что и послужило причиной нравственного огрубения и ложного представления о Мессии и Его Царстве, распространяемого книжниками и фарисеями, а потому Христос замечает: говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Об этом пророчествовал еще Исаия. Если показать этим нравственно испорченным и духовно огрубевшим людям истину такой, какая она есть, не облекая ее во что-нибудь им понятное, то они и видя не увидят ее, и слыша не услышат. Только… соединенная с представлениями о хорошо знакомых предметах истина становится доступной к восприятию и пониманию».

Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12), – эти слова Господь повторяет неоднократно. И действительно, если богатый, продолжая усердно трудиться, богатеет еще больше, то бедный, ленясь, теряет и последнее.

Святитель Кирилл Александрийский поясняет: «В людей, охотно обучающихся и хорошо расположенных к принятию божественных глаголов, вселится Святой Дух, взращивающий в них дарования. У тех же, кто стяжал Искру света и пренебрег ею, совершенно угаснет и отнимется даже то малейшее, что они имели прежде. Это и претерпели иудеи. Приняв свет из закона, они не приумножили его, а когда пришла Истина, они оказались близоруки и лишились даже того, что ранее приобрели».

Потому и притча о сеятеле содержит прекрасный образ проповеди Слова Божия, которое, падая на сердце, в зависимости от его состояния остается бесплодным или приносит плод, больший или меньший.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат истину о том, что чем ближе ко Христу пребывает человек, слушая и разумея слово Божие, исполняя заповеди Господни, тем больший плод христианской любви и добродетели он приносит.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

имеем то, что имеем

Смотреть что такое «имеем то, что имеем» в других словарях:

  • Что имеем, не храним, потерявши, плачем — Название одного из водевилей (1844) русского драматурга водевилиста С. Соловьева. Но выражение стало популярным, как афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова. Энциклопедический словарь крылатых слов и… … Словарь крылатых слов и выражений

  • что — , чего, чему, чем, о чём, мест. 1. вопрос. и союзн. Указывает на предмет, явление, о к рых идёт речь. Ч. случилось? Скажи, ч. случилось. Ч. ни делай, на него не угодишь. Ч. вы говорите? (употр. также как выражение удивления по поводу чего н … Толковый словарь Ожегова

  • Что имеем, не храним; потерявши, плачем — Что имѣемъ, не хранимъ; потерявши, плачемъ. Есть старый (отецъ), убилъ бы его; нѣтъ стараго купилъ бы его. «Цѣну вещи узнаешь, какъ потеряешь». Ср. Цѣну людямъ, истинно насъ любящимъ, мы, по большей части, узнаемъ въ то время, когда ихъ теряемъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • что имеем, не храним; потерявши, плачем — Есть старый (отец), убил бы его; нет старого купил бы его. Цену вещи узнаешь, как потеряешь . Ср. Цену людям, истинно нас любящим, мы, по большей части, узнаем в то время, когда их теряем. Писемский. Тысяча душ. 2, 9. Ср. Eher schätzet man das… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Что мы имеем с гуся? — Другими словами: каков результат? каковы условия? давайте подведём итоги … Словарь народной фразеологии

  • Что имеем, не храним, потерявши, плачем — крыл. сл. Афоризм из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова, повторившего название водевиля С. Соловьева (1844) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ПРИПРАВЫ? — Вопрос этот может показаться надуманным, потому что ответ на него вроде бы совершенно ясен: приправы это то, чем приправляют, сдабривают, облагораживают пищу, подмешивают к ней нечто, улучшающее ее общий вкус. Обычные словари толкуют… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

  • Иметь на сказ — что кому иметь что л. для сообщения кому л., Ну вот и всё, что мы имеем вам на сказ … Словарь русского арго

  • ШЕ — что. И ше случилось среди здесь? ■ А ше мы имеем с гусь? Жир и шкварки. ■ Или вы не знаете, риба ищет где поглубже, а человек ше плохо лежит … Большой полутолковый словарь одесского языка

  • Электромагнитная теория света — 1. Характерные свойства луча света. 2. Свет не есть движение упругого твердого тела механики. 3. Электромагнитные явления как механические процессы в эфире. 4. Первая Максвеллова теория света и электричества. 5. Вторая Максвеллова теория. 6.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия

Эффект Матфея

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Эффект Матфея (англ. Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:

29 …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

— (Мф. 25:29)

Действие эффекта можно пронаблюдать в социологии науки и наукометрии (разница в признании и цитировании работ именитых учёных в сравнении с аналогичными по качеству трудами их малоизвестных коллег), образовании (влияние скорости усвоения навыка чтения на дальнейший разрыв между «способными» и «отстающими» учениками), экономике (концентрация богатстваruen и распределение бедности). Аналогичный пример проявляется в химии (реакция автокатализа).

Происхождение понятия

Роберт Мёртон впервые ввёл термин в употребление в своей статье 1968 года для журнала Science, где рассмотрел проблему накапливания преимуществ и неравномерности распределения статусов, прежде всего, в научных сообществах. Впоследствии он развил эту тему в своей второй работе, которая увидела свет спустя 20 лет.

До Мёртона похожую проблему изучали и другие исследователи. В начале 60-х Харриетт Цукерман провела с Нобелевскими лауреатами серию многочасовых интервью, темой которых стала склонность научного сообщества приписывать все заслуги уже состоявшимся учёным и не обращать внимания на достижения менее известных специалистов. Более того, Уоррен Хагстром исследовал данные, полученные от молодых учёных, и установил, что они в своей научной деятельности также сталкиваются с тем, что их работа не получает должного признания.

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (среди которых потенциал, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Свидетельства неравномерного распределения

  • Разница в количестве публикаций: некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей
  • Перекос в соотношении между количеством учёных и их публикаций: на 5—6 % исследователей может приходиться больше половины всех работ
  • Дисбаланс в цитируемости публикаций: за последние два десятилетия около 2/3 всех работ упоминались лишь раз или не упоминались другими учёными вовсе

Как результат, разрыв между «имущими» и «неимущими» будет только увеличиваться, причём этот процесс может происходить в любой сфере общественной жизни, а не только в науке.

Проблема

Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. «Признаётся не сам результат, а „признанный результат“, который иногда похож на хороший результат». В этом плане эффект Матфея напоминает Хоторнский эффект, где на производительность труда влияла искусственно созданная переменная — само экспериментальное наблюдение.

Абсолютный и относительный эффект

Сам Мёртон наравне с некоторыми исследователями констатировал, что далеко не всегда описанный феномен приводит к бесконечному обогащению одних и минимизации шансов для других, то есть его действие не является абсолютным. В некоторых ситуациях (например, в периоды глубокого экономического кризиса) беднеют одновременно и «богатые», и «бедные», и наоборот. Кроме того, хоть и довольно редко, но всё же бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.
Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, выделяет 6 различных комбинаций, в которых может проявляться эффект Матфея.

Разрыв между «богатыми» и «бедными» увеличивается, когда:

  1. богатые богатеют, а бедные беднеют, что является классической иллюстрацией абсолютного эффекта Матфея
  2. богатые богатеют, а бедные тоже, но гораздо медленнее первых, что создаёт относительный эффект Матфея
  3. богатые беднеют, а бедные беднеют ещё быстрее

Разрыв между «богатыми» и «бедными» уменьшается, если:

  1. богатые беднеют, а бедные беднеют, но гораздо медленнее первых
  2. богатые богатеют, а бедные богатеют ещё быстрее
  3. богатые беднеют, а бедные богатеют, что является феноменом, противоположным абсолютному эффекту Матфея.

Ригни разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y — 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет на счету Х будет лежать 2594$, тогда как у Y — 259$. Следовательно, разница во вкладах составит уже не 900, а 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, разрыв между X и Y со временем увеличивался всё сильнее. Несмотря на то, что обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

Противодействующие силы

У прогрессирующего увеличения разрыва между «бедными» и «богатыми» есть свои пределы. Поскольку бесконечный экспоненциальный рост невозможен, неравенство «углубляется до тех пор, пока не натолкнется на сопротивление противодействующих сил». Ими могут стать механизмы, способствующие более равномерному распределению заслуг как между учёными, так и между университетами и научными институтами. В частности, ни один исследовательский центр не смог бы справиться со слишком высокой концентрацией талантов, так как это породило бы напряженную обстановку в коллективе.
Более того, существуют и внешние силы: преодолеть эффект Матфея можно, когда в конъюнктуре рынка происходят кардинальные изменения, в обществе наблюдается рост (или, наоборот, сокращение) популярности и значимости эгалитаристских движений или же государство решает вмешаться в ситуацию.

Проявления

Эффект Матфея в научных кругах

Мёртон выделяет и частные аспекты организационного неравенства в научном сообществе. Во-первых, он рассматривает накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных. Поскольку их рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, они получают больше привилегий, нежели их сверстники, чьи работы посчитали посредственными. По мнению Мёртона, это может привести к исполнению так называемого самосбывающегося пророчества. Так, многообещающие юные дарования, получившие материальную и моральную поддержку в самом начале, впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Иными словами, система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником появления способностей в будущем.

Во-вторых, Мёртон касается проблемы неравенства не только среди учёных, но и научных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений, чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников.

Цитирование

Эффект Матфея проявляется и в наукометрии: чаще цитировать и упоминать будут статью именитого учёного, нежели его безызвестного коллеги. В конце XX века немецкий исследователь Манфред Бониц обнаружил, что этот феномен актуален не только на уровне отдельных учёных, но и на уровне публикаций целых государств — т. н. эффект Матфея для стран. Для выявления отклонений в цитировании, связанных с государственной принадлежностью авторов Бониц ввёл «индекс Матфея». Для каждого журнала он определяется по формуле (А — В)/В. «А — число фактически полученных ссылок на работы авторов из данной страны, B — ожидаемое число ссылок, то есть число статей из данной страны в журнале, умноженное на средний уровень цитируемости статей этого журнала. Если индекс выше ноля, страну цитируют больше „нормы“, и наоборот».

Образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать» (то есть декодировать написанное слово в звучащее, используя знания алфавита), а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.
Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией. Станович установил, что школьник, испытывающий трудности в чтении, начинает чувствовать отвращение к самому процессу и в результате читает меньше своих способных одноклассников. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и не понимает, как устроен текст.

Социальные сети и Интернет

Применимо к социальным медиа эффект Матфея тесно связан с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый — более цитируемым. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Критика термина

Несмотря на обширное признание, которое описанное явление получило в научных кругах почти сразу после публикации работы Мёртона в 1968 году, уместность использования самого термина «эффект Матфея» оспаривалась рядом критиков. В частности, коллега Мёртона Дэйвид Силлз сформулировал основные причины предъявляемых претензий:

  • вопрос о приоритете: те же слова можно встретить в Евангелии от Марка (4:25) и в Евангелии от Луки (8:18 и 19:26)
  • проблема авторства: Матфею его приписывает древняя церковная легенда, хотя все Евангелия были анонимными текстами
  • проблема атрибуции: саму фразу произнес не составитель текста, а Иисус
  • проблема интерпретации: суть притчи глубже и сложнее принципа «чем больше, тем больше».

> См. также

  • Сетевой эффект
  • Закон Стиглера
  • Закон Парето

Примечания

  1. Merton, Robert K. (1968). The Matthew Effect in Science (PDF). Science 159 (3810), 56-63.
  2. Роберт К. Мертон (1993). Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности (PDF). THESIS, вып. 3, 256—276.
  3. Harriet Zuckerman, Scientific elite: Nobel Laureates in the United States. New York: Free Press, 1977
  4. Hagstrom W. The scientific community. New York: Basic Books, 1965. P. 24-25
  5. 1 2 Роберт К. Мертон (1993). Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности (PDF). THESIS, вып. 3, 256.
  6. Rigney, Daniel (2010). The Matthew Effect: How Advantage Begets Further Advantage Архивная копия от 17 декабря 2013 на Wayback Machine (PDF). Columbia University Press, 10-12.
  7. Rigney, Daniel (2010). The Matthew Effect: How Advantage Begets Further Advantage Архивная копия от 17 декабря 2013 на Wayback Machine (PDF). Columbia University Press, 9.
  8. Rigney, Daniel (2011). What Are Matthew Effects?
  9. Cole J.R. and Cole S. Social Stratification in Science. Chicago: University of Chicago Press, 1973, 122—123
  10. Роберт К. Мертон (1993). Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности (PDF). THESIS, вып. 3, 263.
  11. В. В. Писляков, Е. Л. Дьяченко (2009) Эффект Матфея в цитировании статей российских ученых, опубликованных за рубежом (PDF). Информационные процессы и системы № 3, 19-24
  12. Иван Стерлигов (2009) Химический эффект Матфея. Экспертный портал Высшей Школы Экономики
  13. National Study Shows Students Who Don’t Read Well in Third Grade Are More Likely to Drop Out or Fail to Finish High School
  14. Annie Murphy Paul (2012). Why Third Grade Is So Important: The ‘Matthew Effect’
  15. What is the Matthew Effect?
  16. Matt Rhodes (2010). The Matthew Effect — linking and how things become viral in social media Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  17. Ольга Ваганова (2010). «Эффект Матфея»: как вещи становятся вирусными
  18. Роберт К. Мертон (1993). Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности (PDF). THESIS, вып. 3, 258.

Дополнительно

Вопрос:

В Священном Писании встречал фразу, смысл которой для меня не совсем понятен: у имеющего мало отнимется, имеющему много – прибавится. Прошу пояснить смысл, заложенный в эту фразу.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Слова «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29) произнес Спаситель, рассказывая притчу о талантах. Для правильного их понимания необходимо раскрыть смысл притчи в целом.

В притче в качестве символа используется самая крупная денежная единица у евреев в библейское время – талант, который составлял 3000 сиклей. Весом золотой или серебряный еврейский талант был 44,8 кг. Это образно указывает на великое значение, которое имеет все, что дает Бог человеку. Начиная со святых отцов-экзегетов, под талантами понимаются: 1. Данные человеку черты богоподобия, составляющий в нем образ Божий. 2. Естественные дарования: ум, творческие способности, нравственные и эстетические чувства, телесные силы. 3. Внешние блага: власть, богатство, звания – каждому по его силе, т.е. по мере возможностей каждого употребить их к славе Божией, а не для себя. Мудро раздав Свое имение, Он тотчас отправился (Мф.25:15). Здесь говорится о Вознесении: иду к Отцу (Ин.14:28). Притча была рассказана Спасителем незадолго до Его Крестной смерти.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф.25:19). Господь этим указывает, что Его Второе пришествие не будет так скоро, как думали некоторые ученики. Каждый, получивший таланты, должен будет дать отчет. Это напоминание о грядущем неизбежном для каждого Суде является весьма важным для правильного понимания смысла притчи. Очень часто в ней видят лишь мысль о необходимости развивать и реализовать свои способности. Это понимание узко и ложно. В Евангелии совершенно ясно проводится мысль о том, что все данное человеку от Бога, должно быть трудами приумножено и принесено именно Богу (посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; Мф.25:27).

Оправдали ожидания господина только два раба. Третий закопал талант в землю и скрыл серебро господина своего (Мф.25:18). Под землею надо понимать самого обладателя таланта: он либо погубил данные ему дарования, либо обратил их для себя: для удовлетворения гордыни и честолюбия, корыстолюбиво использовал только ради своего обогащения. Он ничего не принес господину. Первые же два раба оказались верными. Они с помощью благодати Божией и своих трудов умножили полученное ими. Если мы увидим, что здесь в аллегорической форме говорится о Царстве Небесном, то нам откроется смысл слов Спасителя, о которых спрашивает автор письма. Тот, кто, исполняя волю Бога, сохранил и умножил данные ему дарования, получит еще и блаженство в Царстве Небесном (всякому имеющему дастся). Тот же, кто ленью и нерадением погубил данные ему возможности или растратил их ради суетных, неугодных Богу целей, будет ввержен в ад и потому лишится даже того, что имел при жизни его (отнимется и то, что имеет).

Притча о талантах применима не только к каждому человеку, но и к отдельному народу и человечеству в целом. Страшно сознавать, что человечество уподобилось неключимому рабу, который не только не выполнил волю господина, но еще и встретил его упреками и оскорблениями: ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф.25:24). Как легко увидеть здесь нарастающую в современном мире агрессивную антихристианскую настроенность. Чем встретит человечество грядущего в мир Судию, время пришествия Которого по многим явным признакам, по-видимому, приближается? Во что оно обратило великие дарования и благодеяния, данные Богом: плоды искупительной Жертвы Сына Божия, возвышенное учение о путях нашего спасения и те богатые творческие способности, которые в изобилии даны людям. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Исполнило ли человечество эту главнейшую заповедь, данную Спасителем мира почти две тысячи лет назад? Нет. Вместо этого оно создало гигантскую, совершенно бездуховную, цивилизацию, проникнутую гедонистическим духом. Ее главная цель и основной движущий мотив – удовлетворение неудержимо растущих чувственных потребностей. Именно для этого используются дарования миллионов и десятков миллионов людей. Все это – прямой результат того трагического поворота, который совершился еще в эпоху Ренессанса. Для средневекового человека центом духовного притяжения был Бог. Сознание его было теоцентричным. Это определяло весь строй жизни. В эпоху Ренессанса главной чертой мировоззрения становится антропоцентризм. «Отсюда понятна и та гордость, которую культивирует эпоха Возрождения как положительное качество человека, в противоположность христианской добродетели смирения, и то поистине демоническое честолюбие и стремление к славе, каких не знала другая эпоха. Человек – центр мироздания, он теперь не столько творение, сколько творец, и потому он вправе гордиться собой и утверждать свое человеческое достоинство. Именно эпоха Возрождения впервые создает своего рода сакральное отношение к человеческой деятельности… У греков созерцание не случайно ставилось выше деятельности, даже деятельности государственного человека, которую так уважали в греческих республиках: созерцание приобщает человека к тому, что вечно есть, к самой сущности природы… В средние века отношение к деятельности несколько меняется; но высшей формой деятельности признается здесь та, что имеет отношение к нравственно-религиозной сфере – к спасению души; а эта деятельность во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, размышления о вещах Божественных. И только в эпоху Возрождения, когда человек видит в себе творца, творческая деятельность приобретает в его глазах оттенок сакральности: ведь в своей деятельности человек теперь не просто удовлетворяет партикулярно-земные нужды – он творит мир, творит красоту и творит самое высокое, что есть в мире – самого себя» (П.П.Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1.1).

Вряд ли полезно мечтать о каком-либо выходе из этого антропоцентрического тупика человеческими силами. Перспектива может быть только эсхатологической. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф.25:31-34).

Сила мысли и секреты нашего мышления

Продолжим оттачивать свое мастерство в восприятии мира и улучшению качества собственной жизни☺.

Подписаться на серию вебинаров по самопознанию.

Итак, важно понять какие секреты содержит наше мышление? Когда мы осознаем всю простоту и доступность этих секретов – мы осознаем простоту извечной истины: «всё гениальное просто» и можем управлять соей жизнью.

Что есть основа человека – это наш ум, это то, то отличает нас от остального мира. Что есть производная нашего ума — наше мышление.

Согласны? Нам известно: «мы то, что мы думаем…», «мир есть то, что мы думаем о мире…», «люди есть то, что мы думаем о людях…», то есть в основе наши мысли – мышление… Мышление – это не наша суть, сущность, смысл и сама жизнь – нет, мы есть некто большее, чем наш ум. Но мышление — это наш главный козырь, благодаря выбору своих мыслей мы выбираем себе жизнь. С помощью мышления и последующих действий мы можем воссоздать любое качество своей жизни.

Всего немного усилий и практики, решительности и тренировки – и вы с легкостью управляете своими мыслями, при желании можете их контролировать, следовательно, вы берете и свою жизнь под контроль и проводите свое время (жизнь) с пользой для себя и мира, а не растрачиваете её впустую. Приведем аналогию, неосознанное мышление (так живет основная масса) – это экран телевизора, то есть вы можете только смотреть и принимать все как есть, не имея возможности изменить. Тогда как осознанное мышление – это компьютер, где с помощью клавиатуры и мышки вы можете изменить всё, что видите на экране сейчас.

Приступим. Одна из великолепных особенностей нашего мышления и первый секрет – это то, что мы можем единовременно содержать лишь одну мысль в уме. Да! И это помогает нам контролировать их без особой сложности. К примеру, когда мы смотрим фильм – если мы сопереживаем героям – мы проживаем жизнь героев, забывая на это время о своей… Если мы обсуждаем с друзьями какую-то проблему или вопрос – мы сосредотачиваем внимание именно на той ситуации, которую обсуждаем, забывая на это время о свое жизни. Находясь н работе, мы все внимание уделяем либо недовольству и жалобам, либо посвящаем время работе, забывая о своей жизни, так как мы уже знаем, мы можем одновременно думать лишь об одном. И всё бы ни чего, если вы в этом плотном графике находите время для себя. А что происходит, если вы полностью посвятили себя рутинным гонкам? Происходит, что вы живете жизнь кого угодно, только не себя. Занимаясь обсуждением, сопереживая, решая мысленные вопросы других и т.п. – в эти моменты мы не можем параллельно думать о себе — исключено. А быстро переключаться с одной мысли на другую – может лишь тот, кто владеет своим мышлением. Обсуждая негатив, ссору, конфликт, осуждая кого-то, мы не можем в тот же момент радоваться чему-то или думать о любви… Следовательно мы растрачиваем время (жизнь) на то, чего на самом деле не хотим… Сомневаюсь, что кто-то из нас осознанно и с удовольствием думает о катастрофе или бедности, одиночестве или болезни и т.п. Именно поэтому важно выбирать поступающую информацию (содержание фильмов, книг, разговоров и т.д.) Теперь небольшое практическое задание, отвлекитесь на пару минут и ответьте на вопрос: на что в приоритетно тратите своё время (жизнь), возьмите последний год.

Ваши основные мысли вы можете наблюдать в своей жизни. Те же работа, те же проблемы, те же посиделки с друзьями, тот же отпуск (пусть даже в другом месте) – вообщем жизнь идет своим чередом, как у всех – я называю это день сурка.

Теперь следующий вопрос: А что вы за год сделали того и сколько времени посвятили мыслям о то, чего вы на самом деле хотите, желаете, мечтаете, что приносит вам радость?

Об этом мало думать пять минут в день – об этом мало думать даже постоянно – это должно стать вашим естественным мышлением.

Итак, Осознав секрет единичной единовременной мысли, мы начинаем несколько по-другому распоряжаться своим временем (жизнью). Проведя анализ последних пару месяцев или лет многие обнаруживают, что их мысли, обсуждения и т.п. посвящались темам, не приносящим им ни какой пользы, а скорее наоборот…и вообще мысли посвящались скорее другим, чем своей жизни (работе, друзьям, рекламе, государственным деятелям, стране и мировым катаклизмам).

А нам известно, что материальный мир, нас окружающий – это не что иное, как наши прошлые мысли. И это известно с древних времен:

«Всякому имущему дано будет, а у неимущего отнимется и то, что имеет». Евангелие от Луки 19:26

На самом деле это справедливо – предоставить каждому человеку свободу выбирать собственные мысли, из которых создается нас окружающая действительность. Как вы считаете? Так, каждый из нас осознанно или неосознанно (от собственного бездействия и неверия) сам определяет качество своей жизни и в ответе за неё… И снова я повторюсь, только в этой последовательности: мысль – действие – реальность (обладание), а не наоборот, как нам нравится думать☺. Сначала мы внедряем мысль – после действуем согласно этой мысли – и в награду получаем материальны результат наших действий…

Наша действительность не может измениться раньше наших мыслей.

Как формируется наше мышление?

И снова поговорим о совместной работе сознательного и бессознательного (сознания и подсознания). Бессознательное (подсознание – сердце, интуиция и т.п.) – это то, чем мы наделены от рождения, что существует всегда и вечно, пользуемся мы этим или нет, но оно есть. Сознательное – это то, что мы приобретаем в процессе знакомства с окружающим нас миром, то есть вся информация, приобретенная и обработанная в процессе жизни. Чтобы было более доступно, рассмотрим на примере аналогии. Бессознательное (это все Вселенские знания, даны от рождения) – это почва; сознательное (мысли, убеждения, вера во что-то, приобретенные) – это семена; уход за садом – это наш контроль над мышлением. Отсюда и закон: «что посеешь, то и пожнешь».

***Притча: Где купить любовь, здоровье и счастье?***

Одной женщине приснился прекрасный сон. Как будто она попала в удивительный магазин, в котором можно было купить всё, что только пожелаешь, ведь за прилавком этой волшебной лавки стоял сам Господь.

Женщина очень обрадовалась. Она зашла и в изумлении глянула на продавца:

— Неужели это действительно ты, Господи? — не веря своим глазам, воскликнула она.

— Да, это я! И я могу дать тебе всё, чего ты только пожелаешь!

Женщина, недолго думая, ответила:

— Господи, дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, финансового благополучия и успеха во всем!

— Хорошо! – улыбаясь, ответил Господь и пошёл за заказанным товаром.

Через минуту он вернулся, держа в руках маленькую бумажную коробочку.

— Как и это всё? — воскликнула разочарованно женщина.

— Да! — невозмутимо ответил Господь. — А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

На ментальном (мысленном) уровне уход за посаженными семенами означает сосредоточенность, внимание (мысленное внимание тому, что мы хотим) и наше время (жизнь) в обмен на желаемый результат. Мы можем посадить розу, ухаживать за ней и наслаждаться её ароматом и красотой цветка; мы можем посадить семя томата – ухаживать – и с наслаждением его кушать. Но мы не можем, посадив розу – получить ромашку, а из семени томата получить огурец – это противоречит Вселенскому закону. Почему, в таком случае, мы думаем, что посеяв мысль о бедности, получим богатство; или думая о недоверии и конфликтах – получим счастье и любовь… То, чему (каким мыслям) мы посвящаем большую часть своего времени и энергии – мы и имеем в итоге в своей окружающей реальности. Просто, не так ли? Но, к сожалению, мы всё привыкли усложнять.

Вторая особенность (секрет) нашего мышления – свобода выбора и множество вариантов.

«Я мыслю, следовательно, я существую». Р. Декард

Откуда возникает мысль. Мысль – это результат принятия информации посредством пяти органов чувств, то есть мысли формируются на основе того, что мы видим, слышим, ощущаем, чувствуем. Наше сознательное это весь объем приобретенной информации из вне. Бессознательное всегда было в нас и всегда будет, не зависимо от того, можем ли видеть или нет, можем ли слышать или нет и т.д.

Основная масса людей думает, используя лишь сознательное (логическое мышление), предложенное Аристотелем, то есть или так, или по-другому, как правило, допуская лишь два варианта. На самом же деле вариантов неограниченное множество – и это множество нам дает бессознательное – наша почва, для которой чужда логика, она просто дает увеличенном количество то, то мы в неё помещаем. Но человек использует лишь свои знания, тем самым ограничивает себя во всем, в том числе и в возможных вариациях мысли.

Но наши ограничения – это лишь наши мысли – но не реальность. Они реальны так же, как проходящие мимо люди – сейчас один человек, если мы стоим на месте – тут же видим другого, третьего и т.д. Живя в одном районе, на работе мы замечаем одних и тех же людей – так же и мысли, некоторые повторяются (о чем мы чаще думаем), некоторые проходят мимо. В реальности всегда множество вариантов.

Ошибка общества в том, что они живут, учат и передают опыт лишь согласно своему приобретенному и не более, не используя опыт множества – а это лишь шаблоны, стереотипы и предубеждения в определенных кругах, странах, нациях, религиях и т.п. – а не все возможные варианты. Отсюда религиозные разногласия, отсюда проблема отцов и детей и т.д. Вместо объединения, люди выбирают ограничения…

Итак, множество вариантов, которые может выбрать и рассмотреть каждый. Если мы допускаем это на мысленном уровне – лишь решительность и настойчивость нас отделяет от мысленного образа до реальности.

Нас учили и учат слишком ограничено воспринимать мир, пытаясь привить определенную точку зрения (религия, выбор профессии, возраст для брака, отношение к смерти и т.д.). Вспомните о хорошем и плохом, которому нас учат с детства – это ошибка, это снова шаблон, для определенного круга людей – не более… Для одного жить в деревне, заниматься домом и семьей – это хорошо – другой не за что не согласиться на такой образ жизни; для одного заниматься МЛМ бизнесом – это добродетель – он поставляет качественный товар от производителя, в тоже время другой думает, что это обман и желание обогатиться. Для одного воспитывать ребенка криком и решать конфликты, повышая голос, – это норма, известная ему (это ему знакомо, он вырос в таком социуме); для другого – это неприемлемо… Это не означает, что существует лишь один из указанных вариантов, они существуют оба – нет хорошего и плохого – есть тот, на котором вы останавливаете свой выбор.

«Немногие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю.»

Бернард Шоу.

Речь об осознанном «думанье». Осознав это, вы должны понять и принять, что используя своё мышление по назначению, вы за год – два можете изменить свою жизнь до неузнаваемости.

Важно осознать противоположности существуют не для борьбы, а для существования. Нет зла без добра, нет плохого без хорошего, нет низа без верха… Это все существует одновременно – это не борьба – а целостность.

Для нас гораздо выгоднее осознать единство мира, а не делить его во всем.

Как это сделать? Проще простого, всего-то использовать наше мышление по назначению, допускать варианта кроме тех, что нам известны – это основный и важный секрет нашего мышления. Никто не говорит, что вы должны изменить свое мнение, взгляды и т.п., речь лишь о принятии самого существования другого варианта.

К примеру, вы верите в любовь, а ученый верит в науку, вы оба правы – у вас просто разная правда, разные точки зрения на мир, разное мнение, разный опыт. Использование этого секрета раз и навсегда разрешит вопрос конфликта. Нет, это не говорит о том, что нужно прекратить обсуждать, дискутировать и коллективно рассматривать какие-то темы – это рождает истину. Нет, речь о том, что осознавая и допуская в мыслях наличие другого варианта – вы объединяетесь, а не отделяетесь. Вы не доказывает свою правоту, а остаетесь при своем мнении, принимая мнение другого, как возможный вариант. Вам даже не обязательно принимать – достаточно просто допускать на мысленном уровне. Осознав это – вы поймете, что вы просто не можете больше ни кого и ни за что осудить (это всего лишь неприемлемо для вас, но это не значит, что это не может существовать) – и это волшебно друзья…

В настоящее время преобладает общество, нацеленное не внешний материальный (желание обладать даже тем, что без надобности) и духовный мир (переживание чужих историй и жизней). Члены этого общества везде и во всем дают оценку, согласно своему опыту и знаниям – это чистой воды невежество и ограниченность☺. Члены этого общества не знакомы со своим внутренним миром, – будь это так, у них не осталось бы времени на осуждение и обсуждение жизни других… Ориентироваться на жизнь других невежественное расточительство своей собственной жизни. Мир существовал до вас и будет существовать после… А вот успеете ли вы осознанно пожить и насладиться этой самой жизнью в этом самом мире – зависит от вас.

Духовный мусульманский лидер Икбал Мохаммед как-то сказал: «Как же можно человеку, в чьем распоряжении оказывается столь великая сила, как способность к восприятию и мышлению, не решить свои проблемы?»

Иисус Христос, изрекал: «Не судите, да не судимы будете».

Простые истины давно известны, но пытаемся найти что-то новое, утрачивая бесценное время в поисках, которые приводят нас к тем самым простым существующим истинам…

Используйте секреты нашего мышления, более подробная тема мышления рассмотрена в книге «Путь к счастью», статье «как мыслить, чтобы получить желаемое», «наши убеждения» и др.

***Притча о свободе***

Однажды вечером в открытое окно залетел мотылёк. Он кружил по всей комнате, поднимался к яркому свету люстры, потом опускался вниз, пытаясь найти выход на свободу. Из угла комнаты за ним наблюдал кот. Сначала он просто смотрел, как мотылек порхает из угла в угол, но потом, когда обессиливший мотылек спустился пониже, кот, поверив в свои силы, начал охоту. Мотылёк сильнее прежнего начал порхать по комнате. Он то подлетал к самому потолку, то, обессилев, опускался вниз. Несколько раз в своих метаниях он подлетал прямо к раскрытому окну, за которым была долгожданная свобода.

Но на улице было темно, поэтому он каждый раз возвращался обратно в комнату. Сил у мотылька оставалось всё меньше. В результате он был пойман у стены котом и съеден им.

В чем же мораль? Нужно искать себя не под фонарём, а там где свобода. Даже если там сейчас и темно…

Ищите, размышляйте, используйте возможности, допускайте в своих мыслях невозможное и оно станет возможным… Сосредотачивайте мысли на том, чего хотите н самом деле и не позволяйте рутине и бытовой суете отбирать ваше время, используйте свой ум по назначению – он ваш слуга, а не вы его. В мире есть всё, все реально, что допустимо, уйдите от ограничений и откройте двери возможностям… И мир даст вам всё, чего бы вы не пожелали…

С пожеланиями безграничных возможностей, счастья и успеха!

Подписаться на серию вебинаров по самопознанию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *