Кто крестил татар

Огненная шахада
15 октября в столице Татарстана вот уже двадцать второй год подряд прошел “День памяти” (Хәтер көне), приуроченный к 459-й годовщине завоевания Казани войсками Ивана Грозного. В этот день татарская общественность вспоминала шахидов – защитников Казани, погибших при взятии города русскими завоевателями в 1552 году. В этом году на центральной площади города собралось более пятиста человек, для того, чтобы почтить память своих предков, прочитать дуа-молитвы за души усопших. Падение Казанского ханства обернулось трагедией не только для татар, непосредственно населявших территорию данного ханства, но и для всех мусульман и нерусских народов Поволжья и Урала. После захвата Казани Иваном Грозным в 1552 году начался период массовых гонений на мусульман Урала и Поволжья, сопровождавшийся попытками насильственного крещения татар. С целью присмирения восстающих татар, башкир, ногаев, кыргызов и кайсаков, населявших территории близ Урала в 1723 году Петром 1 специально был основан город Катерин-бург (ныне Екатеринбург), названный так в честь императрицы Екатерины, который практически сразу же с момента своего образования превратился для татар в настоящий ад: место, где грабеж, убийства, казнь и рабство стали нормой.
Христианизация мусульман Поволжья и Урала проходила в несколько этапов, однако, период самой жестокой, второй волны насильственного крещения татар, приходится на восемнадцатое столетие прошедшего тысячелетия. В истории тех дней еще много нераскрытых фактов и неизвестных имен. Прилюдная казнь людей, отказавшихся принять крещение, стала нормой в те страшные для мусульман дни. Однако, если раньше и встречались факты о сожжении мусульман-мужчин в Екатеринбурге, то весть о том, что такая же участь постигла и пожилую женщину, многих повергла в шок. Кто же эта женщина, за какие грехи она была сожжена заживо на глазах многотысячной толпы? Попробуем разобраться в этом.
16 февраля 1736 года императрица Анна Иоанновна издает очередной указ, направленный против татар, в котором дает указание отобрать у последних, населявших берега реки Исеть земли и переселить на эти территории русских и каторжных христиан. Тех татар и башкир, которые будут противиться, уничтожать без размышления, отнимать все имущество, а оставшихся в живых отдавать в рабство русским либо отправлять на пожизненную каторгу. 16 ноября 1737 года выходит специальный указ по этому поводу, седьмой параграф которого гласит: «… калмык и других наций, которые, как известно, крещены бывают и хозяевам достаются больше малолетние, дозволяется всякому крестить и у себя держать без всякого платежа подушных денег, одной запиской в губернских и воеводских канцеляриях …».
В итоге, не только русские генералы и владельцы фабрик и заводов имели крепостных и рабынь, но и обычных рядовые солдаты могли позволить себе несколько невольников из числа татарских и башкирских женщин и детей. Согласно историческим справкам, цена одного такого раба на ярмарке составляла всего 20-25 копеек, а цена детей калмыков и вовсе падала до 10-15 копеек за человека. Потребность в таких рабах росла с каждым днем, а для этого необходимо было разгромить деревни, убить мужчин, а женщин и детей забрать в плен. Именно с этой целью по ту сторону Камы были дополнительно направлено двадцати двух тысячное войско. Отряды карателей под командованием генералов Румянцева, Татищева, Соймонова и Хрущева только в 1736 – 1737 гг. в Волго-Уральском регионе сожгли 696 татарских деревень, убили более 17000 татар, 4000 сослали на вечную каторгу, 10000 татарских женщин и детей раздали в рабство русским. В государственном архиве Свердловской области хранятся толмуты документов, свидетельствующих о зверствах тех лет.
В одной из таких деревень жила и наша героиня – шестидесятилетняя татарская женщина Кисэнбике Байрасова, ее имя также можно прочитать и как Хуснибике. По документам она проходит как «татань», т.е. татарка, однако, уже много позже в эти документы были внесены поправки, где аккуратным почерком с краю, вычеркнув слово «татань» было подписано «башкирка». Кисэнбике родилась и выросла в селе Сакаул Катайской волости (ныне д. Саккул Сосновского района Челябинской области). Ее вместе с остальными плененными пригоняют в Екатеринбург и насильно крестят. Не знающая ни слова по-русски женщина, тем не менее, поняла, о чем идет речь и почему ей на грудь повесили крестик. Ей дают новое имя Катерина и отдают крепостной к некоему Кириаку Кондратьевичу. Не в силах смириться с этим и с тем, что ее регулярно против своей воли водят в церковь, Кисэнбике-Катерина в первое же лето убегает. Вместе с ней убегает и татарская девушка, отданная в крепостные Татищеву. Однако, в незнакомом городе их быстро находят, возвращают обратно и высекают розгами. Но это не испугало и не остановило женщину, стремящуюся к духовной и физической свободе. Она вновь убегает, на этот раз с другой татарской девушкой, которая была отдана «дворовой женкой» местному управляющему Ивану Зорину. Их вновь возвращают. В этот раз, уже не ограничиваясь розгами, их выпарывают кнутом.
Сентябрьской ночью 1738 года с третьей попытки женщине все же удается бежать. Переплыв реку Исеть, обойдя в округе все деревни, она возвращается в свое родное село Сакаул. Не желая ставить под угрозу жизнь своего сына Бикчантая и односельчан, Кисэнбике уходит в Уральские горы. Согласно документам, сохранившимся в архивах Екатеринбурга, здесь она месяц живет у башкирского старшины Мандара, но после того, как тот узнает, что Кисэнбике-Катерина из новокрещенных, велит ей возвращаться в Екатеринбург и сдаться властям и даже пишет для нее сопроводительное письмо. Свободолюбивая женщина, разорвав в клочья эту записку, направляется не в Екатеринбурга, а в обратную сторону – Дуванскую волость (ныне территория Республики Башкортостан). Переночевав две ночи у родного брата Разге Байрасова, она попадает в руки абыза Махмута Мемеделина и под конвоем «верных башкир» отправляется обратно в Екатеринбург. Там ее сразу заключают под стражу, и в канцелярии Горного завода начинается ее долгий принудительный допрос. Согласно все тем же архивным документам, Кисэнбике Байрасова была обвинена в возвращении в Ислам после крещения, а наказание за это в то время было очень жестким – сожжение. Положение об этом было принято еще в 1649 году в «Соборном Уложении». Указ императрицы, вышедший 12 сентября 1728 года, лишь еще раз утвердил и подтвердил данное Уложение. Согласно Уложению, о сбежавшей женщине-татарке докладывают императрице, и та, не раздумывая ни минуты, выносит приговор о смертной казни. «По Указу Ее Императорского Величества… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещенная, обасурманилась, учинить смертную казнь – сожечь», – говорится в постановлении по делу Байрасовой, вышедшем 8 февраля 1739 года. А 14 марта этого же года генерал Самойлов ставит жирную точку во всей этой страшной истории, издав еще один подтверждающий указ: «Пойманную татань-башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились». (ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.818. Стр.243-245). И спустя чуть более, чем через месяц, данный приговор приводится в исполнение: 30 апреля 1739 года Кисэнбике Байрасова была сожжена на центральной площади Екатеринбурга. Вся процедура проходит согласно букве закона, согласно установленного порядка – русские военные читают вслух постановление о приведении приговора в исполнение, тут же все переводится на татарский язык, церковный хор исполняет свои песнопения, звучит барабанная дробь… А в центре горит татарская женщина. Горит за то, что хотела быть татаркой, остаться мусульманкой, не захотела быть крещенной крепостной… уходит шахидом за свою веру, за свой народ. Будем молиться за то, чтобы место ее было в Раю!
На площадь пригоняют всех татар, башкир, кайсаков и киргизов, населявших близлежащие территории, – смотрите, бойтесь, иначе и вы за отказ от крещения, будете пылать синим пламенем…
Сегодня, спустя 272 года после сожжения татарки-мусульманки, на том самом месте стоит памятник Ленину, а совсем неподалеку находится место, где была расстреляна семья последнего российского императора. Там сейчас находится «Храм на крови».
Гульназ Бадретдин

Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу

Неверующих людей у нас теперь найти сложно. В Бога верят все. А если человека спросить о его вероисповедании, то почему-то этот главный вопрос жизни многие связывают со своей национальностью: если татарин – значит мусульманин, если русский – значит православный, если поляк – значит католик. При этом татары спокойно пьют водку, что запрещено Кораном, а православные не ходят в храм, не носят на себе крестика. Можно ли назвать их истинно верующими?

Многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей и нынешними позициями Православия среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар.

Как известно, основные предки татар – это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения – куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы – западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары – кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно, славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика). Мангыты — кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название – татары или нугаи.

История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди. Особенно успешной в Прикаспии была христианская миссия в V-VI вв., когда предки татар и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли христианство или в истинном – православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично – христианами. Лишь потом появились группы мусульман, и то сначала среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней – либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример – святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек хана. В этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриархата. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что после его правления все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа – бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Кроме мученика Авраамия Болгарского, есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровский, и другие. Особого разговора требует история православного христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств…

Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство.

Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.

Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям).

Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:

Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;

Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);

Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);

Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;

Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);

Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;

Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);

Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;

Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;

Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;

Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господня;

Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.

После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники. Также празднуется период Святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау (св. апп. Петра и Павла) проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.

Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.

Что объединяет представителей татарских этнических общностей? Нас объединяет Христос – Алла Улы. Нас объединяет Православие. Основы православной веры кратко изложены в православном Символе веры. Здесь мы приведем его текст на богослужебном татарском (церковно-татарском) языке.

1.Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб. (Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого же всего и невидимого).

2. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тёгёл, У‘зе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб. (И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одной сущности с Отцом, Которым все приведено в бытие).

3. Без кешеляр ёчён, безне коткарыр ёчён кюктян ин‘еб, Святый Тын кыуаты белян Марiя Кыздан тяннянеб кеше булган диб. (Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком).

4. Понтiй Пилатъ багытында безнен ёчён качка кадакланыб, азабланыб, у‘леб кюмелгян диб. (Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного).

5. О‘чёнчё кёнёндя у‘лгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб. (И воскресшего в третий день согласно Писаниям).

6. Кюккя кютярелеб, Атанын ун‘ жагыннан утырган диб. (И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца).

7. Терелярне, у‘лгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тёгёл диб. (И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца).

8. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеу‘че Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин‘ табыныулы, тин‘ даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сёйлягян диб. (И в Духа Святого, Господа, творящего жизнь, от Отца исходящего, совместно с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков).

9. (Ышанамын) церковькя, апостоллар арткылы бётён жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб. (В Единственную Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь).

10. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб а‘йтямен. (Провозглашаю вслух Одно Крещение для уничтожения грехов).

11. У‘лгянняр терелеб торасы диб, (Надеюсь на воскресение мертвых),

12. мянге тормош буласы диб кётямен, аминь. (и жизнь будущего века. Аминь (истинно так).

За последнее время позиции Православия среди татарской нации еще более окрепли. Это проявляется: в увеличении числа татар, принявших Православие в сознательном возрасте; в увеличении числа приходов, где богослужение проводится на татарском языке; в увеличении числа татарских православных общин; в активности кряшенских и нагайбакских культурных организаций; в издательской деятельности; в увеличении числа сайтов в Интернете. В Москве, например, действует татарская православно-христианская община, проходят молебны на татарском и славянском языках, проводятся занятия по изучению Библии (Изге Китаб, Изге Княгя, Алла Княгясе).

Татары, прославленные Богом

Преподобный Пафнутий Боровский

Преподобный Пафнутий родился недалеко от Боровска в своем родовом селе Кудинове. Происходил он из татар: дед его был баскаком, т.е. татарским правителем в Боровске, принявшем крещение. В двадцать лет он постригся и стал духовным сыном старца Никиты, постриженника прп. Сергия Радонежского, который был потом игуменом Высоцкого монастыря и основал в Костроме Богоявленский монастырь, где умер и был погребен. Тринадцать лет пробыв игуменом своего монастыря, прп. Пафнутий удалился на безмолвие в леса, где и возник новый Пафнутиев-Боровский монастырь. Братии он был живым образом подвижнической трудолюбивой жизни: преподобный работал в саду, рубил дрова, зимой плел сети. Святой Пафнутий так строго хранил целомудрие, что совсем не смотрел на женщин и даже не дозволял говорить о них при себе. За свою святую жизнь он удостоился дара и прозорливости, и чудотворения. По взору узнавал, добрыми или худыми мыслями занят человек. Первой добродетелью св. Пафнутий считал милосердие и нищелюбие, во время голода он кормил ежедневно более 1000 человек и роздал все монастырские запасы. Строгий к себе, он отличался большой рассудительностью и был снисходителен к другим, так что не только иноки, но многие и из мирян имели его своим духовником. 63 года он провел в иночестве, и в 1478 году скончался 83 лет от роду. Мощи его почивают открыто в приделе главного храма его обители.

Мученики Стефан и Петр

Мученики Стефан и Петр пострадали в Казани в XVI веке. Оба они были татарами, обратившимися в христианскую веру.

Святой Стефан, когда пришел ко Христу, был уже пожилым человеком. Пожелав креститься, он явился к соборному протоиерею и сказал: «30 лет я болел ногами, так, что не мог твердо стоять на них. Когда же власть Московского царя стала сильной в нашей стороне, и с нею стал известен Бог христианский, я начал думать: велик Бог, в которого веруют христиане; Он может дать здоровье и моим ногам, буду же веровать Ему и крещусь. И внезапно в день решимости моей ноги мои стали здоровы. Теперь я пришел исполнить обещание, крестите меня».

На что протоиерей заметил ему, что соотечественники могут заставить его возвратиться к магометанству, но Стефан отвечал, что готов терпеть все за Христа. Так он был крещен.

Примерно в это же время принял Святое Крещение и Петр. Обстоятельства его обращения не известны. После вывода русских войск из Казани вспыхнуло восстание. Имея возможность бежать, св. Стефан принял решение остаться в городе, и за твердость в христианской вере был изрублен на части, тело его разметали, дом разграбили.

Петра же родные забрали домой: отец и мать, братья и сестры, дальние родственники, друзья, знакомые – все пытались его склонить к отречению от христианства. При этом они называли его прежним мусульманским именем, на что св. Петр им отвечал: «Во Святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете». Видя его непреклонность, семья отдала его на истязания. Пытки, которым подвергали святого, продолжались несколько дней, но до самой смерти святой повторял: «Я христианин».

Преподобный Серапион

Преподобный Серапион происходил из знатного татарского рода. Был пленен во время взятия Казани. Оказавшись в плену, Турнас, в числе многих прочих пленных, доставленных в Москву, изъявляет просьбу сподобить его Таинства Крещения. О причинах, побудивших его к тому, доподлинно ничего не известно. В особо стесненных обстоятельствах человеку бывает проще принять решение, переворачивающее всю его жизнь. Приняв крещение, он так полюбил Христа, что решился оставить мир и посвятить себя иноческой жизни. На пустынном берегу озера Коже он встретил подвижника Нифонта и остался жить с ним. Пищей для отшельников служили трава и ягоды. Когда узнали о подвижниках, то начали являться к ним люди, желавшие подвизаться под их руководством. Собралось достаточное количество пустынников, и тогда начали хлопотать о построении обители. Скоро Нифонт умер, и святой Серапион уже один устроил обитель в 1590 г. Скончался он в 1611 г., оставив после себя монастырь с 40 иноками.

В настоящее время мощи преподобного Серапиона почивают под спудом в возрождённом после 80 лет запустения Богоявленском Кожеозерском монастыре.

Петр Ордынский, Ростовский царевич

Когда св. Александр Невский стал великим князем, то первой его заботой было восстановление разоренной татарами Руси. В самой Золотой Орде он учредил, с разрешения хана, епархию для русских пленников и главным его помощником был епископ Ростовский Кирилл. Во время посещений Орды этот святитель исцелил сына хана Берке и своими повествованиями о вере христианской обратил в нее племянника хана. Когда владыка Кирилл покинул Орду, новообращенный царевич последовал за ним. В Ростове, еще со времен вел. кн. Константина, богослужения совершались с особыми благовониями, причем на одном клиросе пели на славянском, а на другом на греческом языке. Глубоко поразило все увиденное царевича. Он принял крещение с именем Петр. После кончины святителя Кирилла в 1261 году, царевичу Петру явились святые апостолы Петр и Павел и вручили ему серебро и золото для основания монастыря. С благословения нового Ростовского епископа Игнатия, новый монастырь, во имя святых апостолов, был создан на озере Неро. Царевич Петр женился на знатной татарской девице, проживавшей в Ростове со своими родителями, и имел многочисленное потомство. Он дожил до глубокой старости и принял перед кончиной постриг в Ростовском Петропавловском монастыре.

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. «В ответ на предвзятые мнения»

Иногда приходится слышать мнение, что во времена крещения Руси язычников обращали в христианскую веру насильно, проливая кровь и убивая людей или что после взятия Казани татар так же крестили через кровь и смерть, а не словом через проповедь, как апостолы, призывая ко спасению.

Мнение это родилось недавно и принадлежит оно не профессиональным историкам, а публицистам, которые не нашли путь ко спасительному Православию. Они, вопреки исторической истине, идеализируют русское язычество, чтобы сделать вывод, что христианство искусственно «привито» русскому народу. Эти построения находятся в полном противоречии с работами наших историков классического периода, отличавшихся высокой исследовательской культурой. В капитальном труде архиепископа Филарета (Гумилевского) «История Русской Церкви» имеется параграф «Причины мирного и скорого распространения христианства в России». Преосвященный Филарет видит три причины: а) кроткий, неиспорченный язычеством, дух русского народа; б) Русь целое столетие приготовлялась к христианству; в) апостольский дух миссионеров восточной Церкви (М., 2001, с. 41-43). О ненасильственном обращении русских говорят и другие историки. Так, далеко не консервативный ученый С.Ф. Платонов писал: «По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест» (Полный курс лекций по Русской истории, СПб., 1999, с. 85). Под «немногими местами» Платонов прежде всего имеет в виду Новгород. Противники крещения Руси любят приводить фразу «Путята крестил мечём, а Добрыня огнем». Она взята из так называемой Иоакимовской летописи, подлинность которой никто не доказал. Н.М.Карамзин писал: «Из всех сказаний мнимого Иоакима самое любопытнейшее есть о введении христианской веры в Новгороде; жаль, что и оно выдумка» (Полн. собр. соч. М.,1998, т.1, с.428). А.В. Карташов называет ее «апокрифом». Что думают о ней современные исследователи? О.В. Творогов: «Возможно, что указание на епископа Иоакима как летописца – принадлежит лишь ограниченному кругу текстов – поздних легендарно-исторических компиляций, в числе которых был и текст, ставший известным В.И.Татищеву» (Словарь книжников и книжности Древней Руси. М., 1987, с. 205). Ясно, что некорректно делать построения и выводы на основе недостоверных источников.

Столь же предвзято утверждение о том, что татар «крестили через кровь и смерть». Казань была взята 2 октября 1552г. Никоновская летопись рассказывает, что через несколько месяцев после этого последний казанский царь Едигерь-Магмет пожелал креститься и направил к митрополиту Макарию человека бить челом. Святитель послал спросить: «да не от нужды ли хощет истиньствовать закону христианьску; а он же с клятвою извещался, что с любовью желает истине веровать во Христа» (Полн. собр. русс. летописей, т. XIII, М., 2000, с. 527). Как видим, даже татарского царя, несмотря на всю значимость этого события, митрополит не хотел крестить в нарушение церковных канонов. Таинство Крещения бывший царь принял в реке Москве. Восприемником стал святитель Макарий. Почти за месяц до этого, в воскресение 8 января, стал христианином с именем Александр его сын – царевич Утемишь-Гирей Сафа-Киреев. Произошло это в Чудовом монастыре. Крестил его сам митрополит Макарий.

В 1555г. первым архиепископом Казанским стал Гурий (Руготин). Глава миссионеров в Казанском крае был человеком святой жизни. Имея высокое благочестие, по характеру он был мягким и скромным. Царь Иоанн Васильевич составил для первосвятителя Казанского «Память», в которой вменял в обязанность приводить татар к вере с любовью и не против воли (Акты архиогр. экспед. 1, № 241; цит. по архип. Филарету…с. 338).

Зосима Мухаметов. Мой путь ко Христу

Меня и семью мою ко Господу привел Промысл Божий. Этническое происхождение — башкир с татарскими корнями, жена–татарка — предполагает мусульманское вероисповедание, “по крови”. Наши родственники и знакомые, исповедующие эту религию, все время пытаются “вернуть” нас в ислам.

На рубеже конца 80 — начала 90-х годов я (в возрасте 27-29 лет) стоял перед выбором, что мне ближе — атеизм, ислам, христианство (Православие) или что-то другое, что тогда предлагали. Выбор был очень большим: “Детка” П. Иванова, Кришна, Будда, «Агни-йога» Рерихов и т.п. До этого я не исповедовал никакой религии (вернее, был “научный” атеизм, который никак не мог прикрыть непознанного Бога).

Духовной прелести в те времена было много, мои друзья ездили в Мекку и Медину, целью было не просто паломничество к святым местам, а познание мистической стороны ислама, потом начались паломничества в Индию, Ауровиль и еще куда-то. Меня Господь уберег тогда тем, что, во-первых, не было средств на такие путешествия, во-вторых, у нас в семье появился первенец. А позже пошли общеизвестные катаклизмы, потрясшие город Уфу, да и всю Россию. В реке, откуда питался водой миллионный город, появились фенол и диоксин, которые попали в водопровод. Решение принималось мучительно, мы выехали на юг Башкирии, пытались организовать поселение “Белых ворон”. Беловоронье — это тоже своего рода религия, своя философия бытия, которая предполагает обособленность. Поселения не получилось. Это отдельная история и описывать ее здесь не имеет смысла.

Наш маленький ребенок часто болел, и я (жена тогда в этом особого участия не принимала) начал искать духовную поддержку. Исходя из “зова крови”, сводил сына в единственную тогда в городе мечеть, был произведен обряд “наречения имени” (исем кушыу).

После этого я пытался постичь своего Бога — Аллаха, читал Коран на русском языке, пытался читать на татарском, но понимания не было (арабского языка я не знаю). Муллам было не до нас с нашими проблемами, их объяснения меня также не удовлетворяли, собственно и объяснений не было, обычно все заканчивалось тем, что у муллы не было времени. После общения с молодым вчерашним выпускником духовного училища, а сегодня муллой где-то в районе, когда я старался дышать изредка, чтобы случайно не опьянеть от его дыхания, и когда он ответил на мой прямой вопрос о потреблении спиртного так, что в Коране написано про вино, а водка там не упоминается, я пришел к мнению, что надобно поискать для своей души более понятное пристанище.

Именно тогда мне подарили Библию, отдельно Евангелие (в то же время была подарена и книга Андреева “Роза Мира”) и я из любопытства сходил в храм Божий, позже узнал, что этот храм Покровский. Практически с порога я угодил в объятия Господа моего Иисуса Христа, огромная икона меня поразила своей простотой и ясным взглядом. В тот раз я дальше и проходить не стал.

Начал читать Библию, Евангелие. Прочитал “Отче наш” и молитву мытаря “Боже, милостив буди мне, грешному”.

Примерно в это же время один из моих друзей, крещеный в детстве, который усиленно “двигался” по Блаватской, Рерихам и их «Агни — йоге», куда и меня зазывал, стал временами беситься (раздвоение личности), и ему в церкви посоветовали поехать в Псково-Печерский монастырь. Оттуда он вернулся только через полгода. По рекомендации духовного отца его поместили в психиатрическую клинику и лечили месяца два, потом он находился под наблюдением духовного отца, который ему сказал, что ЭТО будет преследовать его всю жизнь, настолько глубоко бес засел. А сила преследования будет зависеть от того, насколько он будет близок к церкви.

Поначалу в христианстве меня привлекала “физическая” сторона духовного восприятия. Как пример, можно привести пару историй. Я всюду носил с собой Евангелие, которое рассылали в те времена американцы. Наше поселение находилось в гористой лесной местности, добираться туда можно было через село, а машины в село ходили редко. За полдня могло не быть ни одной машины. А попасть в поселение нужно. Я начинал читать вслух «Отче наш», машина появлялась в течение 15 минут. В само поселение транспорт не ходил, это была глушь, находившаяся от ближайшей деревни в 12 километрах. В лесу обитали медведи, волки. При выходе в дорогу в ночь все время читал по пути «Отче наш» и молитву мытаря. Проблем с дикими животными не возникало.

Городские беловороньи друзья-товарищи в основном приняли (кто-то вернулся) Православие, и в один из своих приездов в город (летом 92-го года) и я принял Святое крещение. После этого ночью во сне хор пел Херувимскую! Во время самого крещения физическое состояние моего тела и ума было отличным от обычного, это состояние не описуемо, ранее я такого не испытывал.

Чуть позднее к вере Господь привел и мою жену, произошло это в то время, когда я повел креститься своего сына. Пригласил и жену посмотреть на обряд. Прямо перед крещением сына отец Борис (Развеев) у нее спросил: “А ты чего? Муж крещеный, сына крестим, а ты некрещеная останешься?” Жена ничего не ответила, а о. Борис пригласил ее к купели и начал обряд. Жена позже рассказала, что была в полном оцепенении, словно туманом все обволокло. К собственно вере она позже пришла. Позднее мы обвенчались. Жена — татарка, её родители и брат (живет с женой христианкой в гражданском браке) также “пилят” нас за принятие “чужой” веры.

Самое больное место — взаимоотношения внуков и дедушки с бабушкой. Дети наши приходят от них “подкованные” вопросами про то, что они Иваны русские. У старших детей в детском саду периодически отрезали крестики, под предлогом, что они задушатся во время дневного сна, приходилось писать руководству, что мы настаиваем в том, чтобы “обрезаний” бечевок не происходило, ответственность с персонала “за удушение” мы брали на себя. Младший сын в садик не ходит.

Чудеса, творимые по Промыслу Божьему, коснулись и нашей семьи. Младший сын родился с родовой травмой — киста в голове, ее обнаружили во время УЗИ, врачи тут же предложили трепанацию и удаление кисты путем хирургического вмешательства. Мы отказались от услуг врачей. Тогда они поставили нас на учет и при следующем УЗИ, через три месяца было обнаружено увеличение кисты. Врачи стали настаивать на хирургическом вмешательстве. Я решил, не откладывая, ехать в Дивеево, к батюшке Серафиму (ранее мы там бывали всей семьей). В ущерб службе взял отгулы. Благословясь, мы поехали в Дивеево (1000 км от Уфы). Были в Дивеево три дня, прикладывались к мощам, ходили на службы, причащались, ходили по канавке. Чудеса начались с вечера следующего дня. В Троицком храме открыли вещи, оставшиеся от батюшки Серафима, — мотыжку, обувь. И один из батюшек прикладывал эти вещи к подходившим паломникам (впоследствии выяснилось, что такое бывает редко и более мы такого не видели). Мне мотыжкой прошлись по шее и пояснице — в пути, за рулем я был около 18 часов и обострился остеохондроз. После прикосновения мотыжкой все боли ушли. Их нет, практически, и по сей день, т.е. более трех лет. Младшего сына по головке “погладили” обувью. На следующий день мы ездили к батюшкиному источнику (постоянная температура воды +4°С), окунулись все, младший воспринял все как должное. Позже окунались почти во всех источниках в Дивеево, набирали воду. Перед отъездом еще раз приложились к мощам и прошлись по канавке. Обратно до Уфы доехали за 14 часов, без единой остановки в пути. По приезде отправились в клинику и после изучения головки ребенка на аппарате УЗИ удивленные врачи спрашивали про диагноз. Киста чудным образом рассосалась, ребенок был здоров!

Такова краткая история нашей татаро – башкирской православной семьи.

5. Крещение Руси и татарское иго

Многие историки подчеркивали влияние на восточных славян суровой континентальной природы и бескрайней равнины, открытой для опустошительных вражеских набегов. Отсюда — стойкость и терпение, умение смиряться с потерями, склонность к знаменитому «авось», русская широта и размах вплоть до крайностей, — но и стремление к центральной власти, которую диктует инстинкт самосохранения. Такое сочетание вольницы и национального инстинкта создает феномен русского казачества, раздвинувшего границы Руси до Тихого океана.

Однако напрасно было бы искать смысл русской цивилизации в евразийских теориях, родившихся из завороженности российским пространством. Наоборот: огромное пространство России — следствие ее особого духовного призвания. И оно может быть осознано только в масштабе православной историософии. Поэтому мы не будем затрагивать малоизученное, полное тайн и смутных догадок, прошлое нашего народа в древнем русле арийской цивилизации. Ограничимся местом Руси в христианской эпохе, в которой только и раскрываются ответы на загадки истории, как осознаваемые нами, так и неведомые, но подспудно повлиявшие на наше всемирное призвание.

История крещения Руси, описанная в русских летописях, выглядит чудесным стечением целой цепи промыслительных событий: посещение апостолом Андреем в I в. славянских земель и его предсказание о величии будущего православного града Киева; чудесная защита Божией Матерью Константинополя от набега русских витязей Аскольда и Дира в 860 г. и их последующее крещение (первое крещение Руси) с отправкой из Царьграда на Русь первого епископа; обретение трудами свв. Кирилла и Мефодия Евангелия на родном славянском языке; крещение Великой Княгини Ольги в 946 г.; освобождение Руси в 960-е гг. от ига иудейской Хазарии…

Хазария была интереснейшим историософским явлением: искусственным бастионом «тайны беззакония», который покорил Русь в начале IX в. и натравливал ее на православную Византию, но в конечном счете это промыслительно послужило тому, что Русь видела в иудеях своего главного врага, что отражено в народных былинах, и не приняла их религию.

Летопись описывает сознательный выбор веры княжескими послами, пораженными неземной красотой православного богослужения; излечение Великого Князя Владимира от слепоты при крещении в Крыму и его нравственное преображение, оказавшее огромное впечатление на народ; массовое добровольное крещение народа в 988 году… (В ту же эпоху в западной «Римской империи» чаще всего крестили «огнем и мечом».)

Видимо, Православие потому столь естественно и глубоко вошло в душу наших предков, что уже их язычество было более предрасположено к этому. В отличие от римлян и греков, чья развитая философия оказала сопротивление новой религии, Русь была в этом отношении по-детски чиста — и восприняла Православие как очевидную, гармоничную и всеохватывающую Истину о смысле бытия, с которой примитивные языческие верования не могли конкурировать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *