Кто пишет молитвы

  • Основные молитвы
  • ●Толковые молитвословы
  • ●Главные молитвы
  • ●Ко Пресвятой Богородице
  • ●Молитвы в продолжение дня
  • ●Псалтирь
  • ●Ко Святому Причащению
  • ●Великого поста и Пасхи
  • ●Ангелам
  • ●Ко святым
  • ●Тропари, кондаки и величания
  • ●Прокимны и аллилуиарии
  • ●Каноны
  • ●Акафисты
  • О Молитве
  • ●Статьи и книги о молитве
  • ●О молитвенном правиле
  • ●Исихазм (Иисусова молитва)
  • ●Медитация и молитва
  • ●О поклонах
  • ●Ребёнок и молитва
  • ●Тест: О молитве
  • ●Тесты: Значение слов
  • Молитвы на разные случаи жизни
  • ●О вере
  • ●О болящих
  • ●Брак, семья, дети
  • ●В памятные даты
  • ●О путешествующих
  • ●О даровании молитвы
  • ●О стяжании добродетелей
  • ●Об избавлении от страстей
  • ●В скорбях и искушениях
  • ●Смерть и поминовение
  • ●Молитвы разные
  • ●О благоденствии
  • ●О воинах
  • ●О мире
  • ●О монашеской жизни
  • ●О земледелии и промысле
  • ●Редкие молитвы
  • ●Апокрифические молитвы
  • ●На английском и греческом

Содержание

Толковые молитвословы

О молитвенном правиле

  • Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
  • Как читать молитву «Отче наш»
  • Объяснение церковных молитв детям. Священник Иоанн Анурьев
  • Как научиться понимать молитвы? Е.В. Тростникова
  • Толковый православный молитвослов. Сост. В. Зоберн
  • Объяснение первоначальных и необходимых молитв: пособие матери-христианке. Протоиерей Пётр Смирнов
  • Краткий Молитвослов для новоначальных христиан на русском языке. Сост. Александр Боженов
  • Толковый молитвослов с краткими катихизическими сведениями. СПб., 1907
  • Псалтирь: переводы и толкования
  • Молитвы ко Святому Причащению на русском языке. МДА, 1874
  • Краткий комментарий к канону Пасхи. Священник Михаил Желтов
  • Объяснение Пасхального канона. Священник Михаил Асмус
  • Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий. Иеромонах Феофан (Адаменко)

>Главные молитвы

О Боге

  • Отче наш. Молитва Господня
  • Иисусова молитва
  • Царю Небесный
  • Славословие

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Икона

  • Молитвы ко Пресвятой Богородице
  • Всех Скорбящих Радость. Молитвы ко Пресвятой Богородице
  • Перед иконами Божией Матери
  • Молитва к Пресвятой Богородице преподобного Иоанна Дамаскина
  • Богородичное правило
  • Вопль к Богоматери

Молитвы в продолжение дня

Духовная жизнь

  • Аудиозаписи молитв утренних и на сон грядущим
  • Утренние с толкованием
  • Утренние (без толкований)
  • Молитва последних Оптинских старцев (читается перед началом дня)
  • На принятие просфоры и святой воды
  • Перед и после вкушения пищи
  • Перед выходом из дома
  • Перед началом и по окончании всякого дела
  • Призывание помощи Духа Святаго на всякое дело доброе
  • Благодарение за всякое благодеяние Божие
  • По пути в храм и при входе в него
  • Пред и по чтении Евангелия
  • Перед выходом в Интернет
  • Молитвенное правило прп. Серафима Саровского
  • На сон грядущим (без толкований)
  • На сон грядущим с толкованием

Псалтирь

  • О Псалтири
  • Псалтирь по кафизмам с ударениями и молитвами
  • Псалтирь по кафизмам с переводом
  • Псалтирь в Библии с параллельным переводом
  • Псалтирь в переводе на современный русский язык Е. и И. Бируковы
  • Порядок чтения Псалтири по усопшим
  • Аудио Псалтирь
  • Видео Псалтирь
  • Словарь малопонятных слов, встречающихся при чтении Псалтири и молитв
  • Чин пения двенадцати псалмов

Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия

Таинство Покаяния * Таинство Причащения

  • Молитва перед исповедью
  • Читаемые священником на исповеди
  • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
  • Канон молебный ко Пресвятой Богородице
  • Канон Ангелу-Хранителю
  • Последование ко Святому Причащению
  • Аудиозаписи Канонов и молитв ко Святому Причащению
  • Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Молитвы Великого поста и Пасхи

ВЕЛИКИЙ ПОСТ * ПАСХА

  • Песнопения Страстной седмицы
  • Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)
  • Мариино стояние (богослужение 5-й седмицы Великого Поста)
  • Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина
  • Аудиозаписи по теме Великого поста
  • Пасхальные песнопения
  • Слово огласительное на Святую Пасху
  • Часы пасхальные
  • О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
  • Пасхальный канон, творение Иоанна Дамаскина
  • Аудиозаписи по теме Пасха

МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Брак, семья, дети

Таинство Брака * Любовь и семья * Зачем вера детям?

  • О замужестве
  • Для новобрачных (молитва Товии)
  • О даровании детей
  • Во время беременности
  • О помощи в родах
  • При недостатке материнского молока
  • Богородице о семье
  • О благополучии в браке
  • При семейных несогласиях
  • В скорби о неверности супруга
  • О детях и крестниках
  • Спасителю об отце и матери

Молитвы в скорбях и искушениях творимые
(см. скорби, искушение)

  • Во время стихийных бедствий
  • О доме, который терпит наваждение от злых духов
  • Последование молебнаго пения о сущих в скорбях и различных обстояниях
  • Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений
  • Во время бедствия и при нападении врагов
  • От поношений и непонимания
  • Когда оклеветан и осужден невинно
  • В бедности или потере имущества
  • При потере или пропаже вещей
  • О житейских неудачах
  • О сохранении дома от пожара
  • В опасности от диких зверей
  • При гневе начальствующих
  • В тревоге за будущее
  • При голоде
  • Заключенного в темнице
  • Узника (заключенного)
  • Молебное пение о всех православных христианех, во узах темничных пребывающих
  • На всякую немощь
  • Во время эпидемии
  • В скорби о несмирении и о даровании смирения

Молитвы о болящих
(см. болезнь)

  • Святым 7-ми отрокам во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану и Антонину
  • Канон за болящего (с параллельным переводом)
  • Молитва на принятие лекарства и иного врачевания
  • Прикованного к одру смертельной болезнью
  • Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни
  • При разных болезнях
  • Благодарственная по исцелении от болезни
  • О том, чтобы с любовью ухаживать за болящим
  • Об исцелении больного
  • О болящих

Молитвы о путешествующих

  • Молитва водителя
  • Перед отправлением в воздушное путешествие
  • Ко Господу и некоторым святым о путешествующих
  • Ко Пресвятой Богородице от человека, собирающегося в путь

О даровании угодной Богу молитвы

  • В хульных и иных помыслах на молитве
  • При рассеянии, невнимании на молитве
  • О даровании молитвы

Молитвы о вере

  • О возвращении заблудших в лоно Церкви
  • О мусульманах
  • Молитва св. праведного Иоанна Кронштадтского об укреплении в Православной вере и единстве
  • При помыслах сомнения в учении Церкви и истинах веры
  • О нежелающем посещать храм
  • Молитва из книги «Откровенные рассказы странника» о даровании веры
  • За гонителей и презрителей веры
  • В гонениях за веру
  • В печали по Богу
  • В маловерии
  • О духовном отце
  • О церковном священноначалии
  • Молитва миссионера
  • Перед началом Богослужения

Молитвы в памятные даты

  • В годовщину крещения
  • В день Нового года
  • В День рождения

Молитвы о стяжании добродетелей
(см. добродетель)

  • В недоумении, как поступить
  • По соглашению
  • О даровании терпения
  • Подающего милостыню
  • О даровании кротости и смирения в служении ближним

Молитвы об избавлении от страстей
(см. страсть)

  • Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании
  • Молитва задержания
  • Пяточисленные молитвы
  • При непрощении обид и памятовании злого
  • В бесовских напастях и искушениях
  • Против антихриста
  • Против колдовства
  • При нечистых помыслах
  • В блудной брани
  • От осквернения
  • От гнева
  • О зрении грехов своих
  • О помощи Божией в исправлении жизни
  • При охлаждении любви к ближним
  • О ненавидящих и обидящих нас
  • О чревоугоднике и при чревоугодии
  • О злобном
  • О гордом и строптивом
  • О завистливом
  • О сребролюбивом и жадном
  • В страсти сребролюбия и уповании на земное стяжание
  • При зависти к ближнему и сетовании о своих неудачах
  • При клевете и несправедливых притеснениях
  • В скорбях и душевных обстояниях
  • В скорби о несмирении и о даровании смирения
  • При немилосердии и раздражении на ближнего
  • При расслаблении духа и нечувствии ко греху
  • При разделениях и вражде между верующими
  • Об избавлении от пьянства
  • Когда заметишь за собой какой грех
  • При поношениях от ближних
  • При тщеславных помыслах
  • В дерзости и непослушании
  • В отчаянии
  • В унынии

Молитвы о мире

  • О спасении Державы Российской
  • О возвращении мирных времен
  • Покаянная, читаемая во дни смуты
  • О России
  • О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы
  • О мире всего мира и просвещении народов земли
  • О примирении враждующих
  • О мире общественном

Молитвы о благоденствии

  • О работе
  • На освящение всякой вещи
  • На вхождение в новый дом
  • О разрешении затруднений с жильем и в иных житейских нуждах
  • От безработицы
  • О благословении Божием над домом и о изобилии в нем плодов земных
  • О Божественном покрове

Молитвы об успешном земледелии и промысле

  • О успехе в рыбной ловле
  • Перед посадкой деревьев
  • При последовании при безведрии (проливных дождях)
  • Во время сильного мора (падежа) скота
  • При обхождении засеянного поля
  • О сохранении посевов и садов
  • Во время засухи

О монашеской жизни

Монашество

  • Иноческое келейное правило
  • В желании принять монашество
  • О помощи в иноческом делании

Молитвы о воинах

Смерть и поминовение усопших

Жизнь после смерти * Поминовение усопших

Молитвы

  • Помянник о живых и усопших
  • Заупокойный помянник схиигумена Саввы
  • Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище
  • Панихида для чтения мирянами
  • Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином
  • При потере кормильца
  • За всякого усопшего христианина
  • Молитвы в ожидании кончины
  • Молитвы о умерших
  • Молитвы в преклонных летах
  • Молитва вдовца
  • Молитва вдовы
  • Детей об усопших родителях
  • За скончавшихся вне своего отечества, за безродных и убогих
  • Об упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • О скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • За скончавшихся внезапной (скоропостижной) смертью
  • Поминовение усопших в Пасхальные дни

Об усопших детях

  • Молитвы совершивших аборт
  • Родителей о почивших детях
  • О мертворожденном младенце

Псалтирь по усопшим

  • Порядок чтения Псалтири по усопшим

О самоубийцах

  • Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
  • Преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния, о некрещёных и самоубийцах

Каноны

  • Канон молебный при разлучении души от тела
  • Канон по исходе души от тела
  • Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)
  • Канон умилительный ко Пресвятей Богородице, чтомый женами, загубившими чадо во утробе своей, с подстрочным русским переводом

Молитвы разные

  • Молитвы миссионера
  • Молитва на возжигание лампады
  • Святителя Димитрия Ростовского
  • Ежедневная иеросхимонаха Парфения Киевского
  • Ежедневная святителя Филарета (Дроздова)
  • Преподобного Александра Свирского
  • Св. праведного Иоанна Кронштадтского
  • Молитвы и Богомыслия к ним святителя Тихона Задонского
  • Молитвенные песнопения богослужений
  • Молитвы звонаря

> Каноны
(см. канон):

  • Сборник канонов (292 канона)
  • Канонник

Акафисты
(см. акафист):

  • Сборник акафистов (546 акафистов)
  • Аудиозаписи акафистов
  • Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
  • Акафист Иисусу Сладчайшему
  • Акафист Слава Богу за всё

> Молитвы Ангелам
(см. ангелы):

  • Ангелу-Xранителю
  • Небесным Силам Бесплотным
  • Ангелам на каждый день недели

Молитвы ко святым
(см. святые):

  • Мученикам Адриану и Наталии
  • Мученице Александре, царице Римской
  • Благоверному великому князю Александру Невскому, во иноках Алексию
  • Преподобному Александру Свирскому
  • Святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, чудотворцу
  • Преподобному Алексию, человеку Божию
  • Преподобному Амвросию Оптинскому
  • Великомученице Анастасии Узорешительнице
  • Святителю Андрею Критскому
  • Апостолу Андрею Первозванному
  • Благоверной великой княгине Анне Кашинской
  • Священномученику Антипе, епископу Пергамскому
  • Преподобным Антонию и Феодосию Печерским
  • Благоверным князьям Российским Борису и Глебу
  • Великомученице Варваре Илиопольской
  • Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому
  • Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
  • Мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
  • Равноапостольному великому князю Владимиру
  • Мученику Вонифатию Тарсийскому
  • Всем святым, от века Богу благоугодившим
  • Всем святым, в земле Российской просиявшим
  • Мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
  • Великомученику Георгию Победоносцу
  • Мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву
  • Благоверному князю Даниилу Московскому
  • Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
  • Великомученику Димитрию Солунскому
  • Святителю Дионисию, архиепископу Суздальскому
  • Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
  • Великомученице Екатерине
  • Преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
  • Священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси
  • Преподобному Ефрему Сирину
  • Преподобным Зосиме и Савватию Соловецким
  • Святителю Игнатию (Брянчанинову)
  • Пророку Илии
  • Святителю Иннокентию, митрополиту Московскому
  • Праведным Богоотцам Иоакиму и Анне
  • Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну
  • Апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  • Мученику Иоанну Воину
  • Праведному Иоанну Кронштадтскому
  • Святителю Иоанну Милостивому
  • Праведному Иоанну Русскому, исповеднику
  • Святителю Иоасафу, епископу Белгородскому
  • Преподобному Иову, игумену Почаевскому
  • Преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу
  • Праведному Иосифу Обручнику
  • Священномученику Киприану и мученице Иустине
  • Равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским
  • Равноапостольному царю Константину и матери его царице Елене
  • Преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
  • Бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
  • Мученикам-бессребреникам Косме и Дамиану Римским
  • Блаженной Ксении Петербургской
  • Мученице Людмиле, княгине Чешской
  • Блаженной Матроне Московской
  • Преподобной Марии Египетской
  • Мироносице равноапостольной Марии Магдалине
  • Святым женам-мироносицам Марфе и Марии, сестрам Лазаря
  • Святителю Митрофану, епископу Воронежскому
  • Преподобному Моисею Мурину
  • Святителю Нектарию Эгинскому
  • Великомученику Никите Готфскому
  • Святителю Никите, епископу Новгородскому
  • Николаю Чудотворцу, святителю, архиепископу Мир Ликийских
  • Преподобному Нилу Сорскому
  • Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  • Новомученикам и исповедникам Российским
  • Равноапостольной Ольге, великой княгине Российской
  • Великомученику и целителю Пантелеимону
  • Мученице Параскеве, нареченной Пятница
  • Славным и всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу
  • Благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
  • Преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
  • Преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам
  • Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу
  • Преподобному Силуану Афонскому
  • Праведному Симеону Богоприимцу
  • Собору О́птинских старцев
  • Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу
  • Апостолу, первомученику и архидиакону Стефану
  • Мученице Татиане
  • Святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому чудотворцу
  • Святителю Тихону, патриарху Московскому и всея Руси
  • Мученику Трифону
  • Святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому
  • Мученице Фомаиде Египетской
  • Святым 7-ми отрокам во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану и Антонину
  • Славным и всехвальным 12-ти апостолам
  • 40 мученикам Севастийским

Тропари, кондаки и величания
(см. тропарь, кондак, величание):

  • Аудиозаписи тропарей
  • Тропари, кондаки, богородичны, троичны, светильны, ексапостиларии с переводом
  • Тропари и кондаки дней седмицы
  • Тропари и кондаки двунадесятых праздников
  • Тропари и кондаки Господские
  • Тропари Богородичные
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов
  • Тропари и кондаки чудотворным иконам Пресвятой Богородицы
  • Тропари, кондаки и величания на праздники великих святых
  • Тропари и Величания общие
  • Тропари и кондаки Небесным Силам безплотным
  • Тропари пророкам
  • Тропари апостолам
  • Тропари равноапостольным
  • Тропари святителям
  • Тропари преподобным
  • Тропари великомученикам, священномученикам, преподобномученикам, мученикам
  • Тропари бессребреникам
  • Тропари праведным и блаженным
  • Тропари святым благоверным князьям и царям
  • Тропари соборам святых
  • Богородичны воскресные
  • Богородичны восьми гласов
  • Богородичны отпустительные

Прокимны и аллилуиарии
(см. аллилуиарий, прокимен):

  • Прокимны и аллилуиарии воскресные
  • Прокимны и аллилуиарии дней седмицы
  • Прокимны, апостолы и аллилуарии общие святым

>Редкие молитвы

  • Составленные в заключении
  • Великих русских святых и подвижников благочестия

Апокрифические молитвы

См. Апокриф

  • Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу
  • Щит духовный. Молитва задержания и иные молитвы, чтимые в напастях и скорбях
  • О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных
  • Слово мирянина к мирянам в опровержение ложного сказания, известного под именем «Сон Богородицы»
  • «Правило» схимонахини Антонии. Как искупить грех аборта?

Молитвы на английском и греческом языках

Молитвы на английском языке

Молитвы на греческом языке

  • О Тебе радуется на греческом языке (греч. Ἐπὶ σοὶ χαίρει)
  • Царю Небесный на греческом языке (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε)
  • Кондак Взбранной Воеводе на греческом языке (греч. Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ)
  • Богородице Дево, радуйся на греческом языке (греч. Θεοτόκε Παρθένε)
  • Херувимская песнь на греческом языке (греч. Χερουβικός Ὕμνος)
  • Пасхальный тропарь на разных языках
  • Молитва прп. Ефрема Сирина на греческом языке (Ἡ κατανυκτική εὐχή τοῦ ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου)
  • Молитва Иисусова на греческом языке (Η Προσευχή του Ιησού)
  • Великий канон прп. Андрея Критского (греч. Τῇ Τετάρτῃ Εʹ Ἑβδοµάδος εἰς τὸ Ἀπόδειπνον)
  • Агни́ Парфе́не (греч. Αγνή Παρθένε) — Чистая Дева
  • Аксион эстин (греч. Ἄξιόν ἐστιν) — Достойно есть.
  • Три коленопреклоненные молитвы на греческом языке с переводом (греч. Οι τρεις ευχές της Γονυκλισίας)
  • Символ веры на греческом языке (греч. Τὸ Σύμβολο τῆς Πίστεως)
  • Молитва Господня. Отче наш на греческом языке (греч. Κυριακή προσευχή. Πάτερ Ημών)
  • Ки́рие эле́йсон (греч. Κύριε ἐλέησον)

Молитвослов

Смотреть что такое «Молитвослов» в других словарях:

  • молитвослов — молитвослов … Орфографический словарь-справочник

  • МОЛИТВОСЛОВ — МОЛИТВОСЛОВ, молитвослова, муж. (церк.). Сборник молитв, молитвенник. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • молитвослов — сущ., кол во синонимов: 1 • молитвенник (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • МОЛИТВОСЛОВ — а; м. Церк. = Молитвенник (1 зн.). * * * МОЛИТВОСЛОВ МОЛИТВОСЛОВ, книга для домашних (келейных) молитв, содержащая извлечения из богослужебных книг (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ). Православный краткий молитвослов содержит, как правило, Акафист (см.… … Энциклопедический словарь

  • Молитвослов — одна из богослужебных книг, относящихся к частному богослужению и содержащих в себе, главным образом, извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении. М. содержит в себе молитвословий более, нежели каждая из четырех книг,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Молитвослов — м. Сборник молитв, содержащий некоторые каноны и акафисты и предназначенный для миряне II рядовых членов христианской церкви, не облаченных духовным саном и составляющих основную массу верующих; богослужебная книга (в православии). Толковый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • молитвослов — молитвослов, молитвословы, молитвослова, молитвословов, молитвослову, молитвословам, молитвослов, молитвословы, молитвословом, молитвословами, молитвослове, молитвословах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • молитвослов — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  молитвенник; книга, содержащая разные молитвы … Словарь церковнославянского языка

  • Молитвослов — сборник молитв … Православный энциклопедический словарь

  • молитвослов — молитвосл ов, а … Русский орфографический словарь

Первые молитвы и объяснение их

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Так православные христиане начинают утренние и вечерние молитвы. В этой молитве мы призываем на помощь Святую Троицу, единую в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа, просим, чтобы Бог благословил все наши труды и начинания, как молитвенные, так и повседневные. Эту молитву можно читать и перед началом всякого дела.

Слово «аминь» (евр. амен — верно) в конце молитвы означает: истинно так. Этим словом заканчиваются очень многие молитвословия, оно подтверждает истинность сказанного.

Господи, благослови.

Молитва эта также произносится перед всяким делом. Все наши поступки, дела, труды тогда будут успешны, когда мы будем призывать на помощь Бога, просить у Него помощи и благословения.

Господи, помилуй.

Эти слова мы чаще всего слышим во время богослужения. «Господи, помилуй!» (греч. «Kyrie eleyson») — древнейшая молитва. Чтобы усилить нашу покаянную настроенность, мы повторяем ее три, двенадцать и сорок раз. Все эти три числа в святой Библии символизируют полноту.

Диакон или священник от лица всех молящихся в церкви произносит ектению, просит у Господа простить нам грехи и подать Свои небесные и земные блага. Хор отвечает: «Господи, помилуй!» — как бы от лица всех молящихся. Эту молитву мы также произносим про себя. Это самая краткая исповедь, даже более краткая, чем покаяние мытаря, сказавшего из глубины сокрушенного сердца пять слов. В ней мы смиренно просим у Бога прощения за все наши грехи и молим о помощи.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас.

(Произносится трижды)

Молитва эта называется Трисвятое — в ней три раза повторяется слово «Святый». Она обращена к Пресвятой Троице. Мы называем Бога Святым, потому что Он безгрешен; Крепким, потому что Он всемогущ, и Бессмертным, потому что Он вечен.

В Константинополе в 439 году случилось сильное землетрясение. Народ был в страхе. Люди, обходя крестным ходом город, молили Бога о прекращении бедствия. Они покаянно, со слезами, восклицали: «Господи, помилуй!» Во время моления один мальчик был поднят невидимою силою на воздух. Когда он опустился на землю, то рассказал, что видел хор Ангелов, воспевавших: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!» Как только это пение было повторено верующими, землетрясение прекратилось. Эта священная ангельская песнь стала неотъемлемой частью богослужения и молитвенного правила у православных христиан.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Мы должны не только просить Бога о чем-то, но и благодарить Его за все, что Он нам посылает. Если случилось с нами что-то хорошее, мы должны вознести благодарение Богу хотя бы кратко, произнеся эту молитву. Будем в течение дня замечать все то, что дает нам Господь, и отходя ко сну благодарить Его.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избавинас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш, Который на Небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение. Но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва эта особая. Ее дал Своим ученикам-апостолам Сам Господь наш Иисус Христос, когда они просили Его: «Господи, научи нас молиться». Вот почему эта молитва называется Господней. Еще ее называют молитвой «Отче наш» — по первым словам. Ее должны знать наизусть все православные христиане, даже маленькие. Есть даже поговорка: «Знать как “Отче наш”», то есть помнить что-то очень хорошо.

В этой небольшой молитве содержится просьба Богу обо всем, что необходимо человеку. Мы обращаемся к Богу со словами: «Отец наш!», потому что Он сотворил всех людей, дал нам жизнь, заботится о нас и Сам называет нас Своими детьми: дал власть быть чадами Божиими (Ин 1, 12). Мы — Его чада, а Он — наш Отец. Бог находится везде, но Его Престол, место особого присутствия, — в недоступных, высоких сферах на небе, где обитают Ангелы.

Да святится имя Твое. В первую очередь имя Божие, Его слава должна святиться в Его чадах — людях. В нас должен быть виден этот свет Божий, который проявляется в добрых делах, словах, в чистоте сердца, в том, что мы имеем мир и любовь между собой. Господь Сам сказал об этом: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16).

Да приидет Царствие Твое. Здесь также говорится о том, что Царство Божие должно в первую очередь наступить в сердце и душе каждого христианина. Мы, православные, должны показывать другим людям пример, как в нашей семье, в нашем приходе начинается Царство Божие, как мы любим друг друга и хорошо, по-доброму относимся к людям. Будущее Царство Божие, пришедшее в силе, начнется на земле после того, как на нее во второй раз придет Господь Иисус Христос, чтобы судить Своим последним Судом всех людей и установить на земле царство мира, добра и правды.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Господь хочет нам только блага и спасения. Люди, к сожалению, не всегда живут так, как хочет Бог. Ангелы на небе всегда находятся в послушании Богу, они знают и исполняют Его волю. Мы молимся, чтобы люди поняли, что Бог хочет им всем спасения и счастья, и были послушны Богу. Но как узнать волю Божию о себе? Ведь все мы разные, и у каждого свой путь. Чтобы жить по воле Божией, нужно строить свою жизнь так, как Бог велит, то есть в своей жизни руководствоваться заповедями Его, тем, что нам говорит слово Божие, Священное Писание. Надо почаще читать его, в нем искать ответы на вопросы. Нужно слушать свою совесть, она — голос Божий в нас. Необходимо со смирением и благодарностью принимать все, что с нами случается в жизни, как посланное от Бога. А во всех непростых, трудных обстоятельствах, когда мы не знаем, как поступить, необходимо просить Бога вразумить нас и советоваться с духовно опытными людьми. Каждому по возможности желательно иметь своего духовного отца и, когда нужно, просить у него совета.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Мы просим Бога подавать нам на каждый день нашей жизни все потребное для души и для тела. Под Хлебом здесь в первую очередь понимается Небесный Хлеб, то есть Святые Дары, которые Господь подает нам в Таинстве причащения.

Но мы просим и о пище земной, об одежде, жилье и обо всем необходимом для жизни. Поэтому молитву «Отче наш» православные христиане читают перед едой.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. У всех нас есть в чем покаяться перед Отцом Небесным, есть за что попросить у Него прощения. И Бог по Своей великой любви всегда прощает нас, если мы каемся. Так и мы должны прощать наших «должников» — людей, причиняющих нам скорби и обиды. Если мы не будем прощать наших обидчиков, то Бог не простит нам наши грехи.

И не введи нас во искушение. Что такое искушения? Это жизненные испытания и обстоятельства, в которых мы легко можем совершить грехи. Они случаются с каждым: бывает трудно удержаться от раздражения, резкого слова, от недоброжелательства. Нужно молиться, чтобы Бог помог нам справиться с искушением и не согрешить.

Но избави нас от лукаваго. От кого чаще всего идут искушения, плохие, грешные мысли, желания? От нашего врага — диавола. Он и его служители начинают внушать нам худые помыслы, побуждать ко греху. Они обманывают нас, никогда не говорят правду, поэтому диавол и его слуги называются лукавыми — лживыми. Но бояться их не нужно, Бог приставил к нам Ангела Хранителя, который помогает нам в борьбе с бесовскими искушениями. Бог защищает от лукавого диавола всех, кто обращается к Нему.

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, вовеки. Аминь. Молитва «Отче наш» заканчивается славословием Богу, прославлением Его как Царя и Управителя мира. Мы верим, что Бог — Всесовершенная Сила, способная помочь нам, защитить нас от всякого зла. В подтверждение нашей веры мы говорим: «Аминь» — «истинно так».

Объясняя детям молитву «Отче наш», можно вспомнить знаменитую сказку Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева» в ее полной версии. Героиня сказки — девочка Герда читала «Отче наш», и молитва очень помогла ей. Когда Герда приблизилась ко дворцу Снежной королевы, чтобы выручить Кая, ее путь преградили страшные слуги. «Герда принялась читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий (Своим присутствием), Сокровище благ и Податель жизни, приди, вселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Преблагий, наши души.

Эта молитва обращена к третьему Лицу Святой Троицы — Святому Духу. Святой Дух находится везде, ибо Бог есть Дух. Он податель жизни и благодатной помощи всем живущим. Молитву эту особенно важно читать перед началом всякого доброго дела, чтобы благодать Святого Духа вселилась в нас, укрепила наши силы и подала нам помощь. Молитву «Царю Небесный» принято читать и перед учебными занятиями.

Благовещение. Сербия, монастырь Высокие Дечаны

Молитва Пресвятой Богородице

(«Богородице Дево»)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Эта молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения, когда святой Архангел принес Богородице весть о рождении от Нее Спасителя мира (см.: Лк 1, 28).

Церковь чтит и славит Богородицу выше всех святых, выше всех Ангелов. Молитва «Богородице Дево, радуйся» древняя, она появилась еще в первые века христианства.

Слова благословен плод чрева Твоего, прославляющие Христа, родившегося от Девы Марии, взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Пресвятая Богородица после благовещения пожелала ее посетить (Лк 1, 42).

Молитва эта славословная. Мы величаем, прославляем в ней Богородицу как Самую достойную и праведную из всех людей Деву, Которая удостоилась великой чести родить Самого Бога.

К Богородице мы обращаемся и в краткой просительной молитве:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Мы просим спасения у Бога по молитвам самого близкого к Нему человека — Его Матери. Богородица — первая наша Ходатаица и Заступница перед Богом.

Хвалебная песнь Богородице

(«Достойно есть»)

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Поистине достойно ублажать Тебя, Богородицу, всегда блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога Нашего. Честью высшую Херувимов и по славе Своей несравненно превосходящую Серафимов. Девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Пресвятая Богородица поистине достойна почитания, ублажения как непорочная Мать Христа Спасителя.

Мы прославляем Ее больше всех Небесных Сил, Херувимов и Серафимов и величаем Богородицу, родившую Бога Слово, Господа Иисуса Христа, без мук рождения и болезней.

Молитва «Достойно есть» — славословная, хвалебная. «Достойно есть» и «Богородице Дево» — самые известные и важные молитвы к Богородице. Чаще всего их поют в храме все молящиеся.

Молитва эта обычно заключает некоторые части церковной службы. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается в самом конце. Эту молитву читают после учебы и работы.

Архангельская песнь

Молитву «Достойно есть» называют Архангельской песнью. По преданию Святой Горы Афон, в царствование Василия и Константина Порфирородных в келье близ монастыря Кареи подвизались старец Гавриил и его послушник, которого также звали Гавриилом. В субботу вечером 11 июня 980 года старец отправился в монастырь на всенощное бдение, а послушника оставил совершать службу келейно. Ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник оказал ему гостеприимство. Они вместе стали совершать службу. Во время пения слов «Честнейшую Херувим» гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному. Он спел «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…», а потом прибавил: «Честнейшую Херувим…» Икона Божией Матери «Милующая», перед которой они молились, просияла небесным светом. Послушник попросил записать эту песнь, но в келье бумаги не оказалось. Гость взял камень, который стал в его руках мягким, и перстом начертал эту молитву. Гость назвался Гавриилом и исчез. Когда пришел старец Гавриил, он понял, что приходил Архангел Гавриил. Камень с начертанною Архангелом песнью был доставлен в Константинополь.

Ангелы с рипидами. Сербия, монастырь Грачаница

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Каждому человеку при крещении дается Ангел Хранитель. Он бережет нас, сохраняет от всякого зла и особенно — от козней сил бесовских.

В этой молитве мы обращаемся к нему и просим просветить наш ум к познанию Бога, сберечь от всякого зла, направить ко спасению и помочь во всех добрых делах.

Молитва за живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников, благодетелей и всех православных христиан.

Наша обязанность — молиться не только за себя самих, но и за самых близких нам людей: родителей, священника, у которого исповедуемся, братьев, сестер, учителей, всех, кто творит нам добро, и за всех братьев по вере — православных христиан.

Молитва за усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. Не только живущие на земле, близкие нам люди нуждаются в нашей молитвенной помощи, но и те, кто ушел от нас, все наши усопшие родственники и знакомые.

Молитва перед учебой

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Для школьников их занятия, учеба — такой же труд, как для взрослых их повседневная работа. Поэтому начинать такое важное и ответственное дело, как учение, нужно с молитвы, чтобы Господь дал нам силы, помог усвоить преподаваемое учение, чтобы потом употребить полученные знания во славу Божию, на пользу Церкви и стране нашей. Чтобы труд приносил радость нам и пользу людям, нужно многому научиться, много потрудиться.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде Учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как (Ты) посреди Твоих учеников (апостолов) пришел (к людям), даруя им мир, приди к нам и спаси нас.

Мы уже говорили, что перед вкушением пищи читается молитва «Отче наш». После еды мы также читаем молитву, вознося благодарение Богу за посланную трапезу.

Бог посылает нам пищу, но готовят ее люди, поэтому также не забываем поблагодарить тех, кто накормил нас.

Молитва Иисусова

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Молитва Иисусова обращена к Господу нашему Иисусу Христу. В ней мы просим о самом главном: о том, чтобы Спаситель простил наши грехи и спас, помиловал нас.

Эту молитву читают обычно в монастырях, она входит в ежедневное молитвенное правило. Монахи — люди, посвятившие свою жизнь служению Богу, — читают ее по многу раз, иногда почти без перерыва весь день. Молитва читается по четкам, чтобы не сбиться в счете, ибо ее читают определенное количество раз. Четки — это обычно веревочка с завязанными узелками или бусинками. Людям, живущим вне монастыря, в миру, тоже можно читать молитву Иисусову и молиться по четкам, но для этого нужно взять благословение у священника. Иисусову молитву очень хорошо творить во время работы, призывая на помощь Бога, в дороге и вообще во всякое удобное время.

* * *

Молитва имеет великую силу. В Житиях святых, Патериках, Отечниках и других духовных книгах имеется множество примеров чудесного действия молитвы.

Сила молитвы

Рассказывает авва Дула, ученик старца Виссариона: «Авве Виссариону нужно было переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он пошел по реке, как бы по суху, и вышел на другой берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: что чувствовали ноги твои, когда ты шел по воде? Старец отвечал: пяты мои чувствовали воду, а прочее было сухо. Таким образом не раз переправлялся он чрез великую реку Нил» (Отечник).

Молитва — кто автор современных молитв?

Молитва — кто автор современных молитв?

Все знают о том, что существуют архитекторы, проектирующие новые храмы, иконописцы, пишущие иконы, и мастера, которые льют колокола. При этом о людях, составляющих новые молитвы и церковные службы, говорят очень редко. И это не случайно.

О новых молитвах и богослужебных последованиях говорят очень редко. Если же речь о них и заходит, то обсуждение бывает похоже на известную сцену булгаковского «Театрального романа»:

«— Леонтий Сергеевич сам сочинил пьесу!
— А зачем? — тревожно спросила Настасья Ивановна.
— Как зачем?.. Гм… гм…
— Разве уж и пьес не стало? — ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. — Какие хорошие пьесы есть. И сколько их!..
— Леонтий Леонтьевич современную пьесу сочинил!
Тут старушка встревожилась.
— Мы против властей не бунтуем, — сказала она».

И действительно, зачем нужны новые службы, если в приходской практике тексты существующих служб лишь сокращаются. Полуторачасовая литургия и двухчасовое всенощное бдение уже давно стали нормой. Если служить не сокращая, то на работу никто не успеет. Когда в 1912 году в Киевской духовной академии была отслужена «идеальная всенощная» — строго по уставу без пропусков и сокращений, — она продлилась около восьми часов. А тут еще какие-то новые тексты кто-то пишет.

На самом деле здесь все не так просто. Каждая эпоха говорит своим, только ей свойственным языком. И богатейшее наследие Козьмы Майумского, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, блаженной Кассии и других великих церковных песнотворцев не лишает наших современников права составлять новые богослужебные тексты, отражающие не только древнюю традицию, но и видение человека начала XXI века. К тому же в нашей жизни появляются новые реалии, освящение которых требует составления новых текстов. Еще в 50-годы ХХ века святитель Афанасий (Сахаров) составил молитву «О хотящих по воздуху путешествовать», так как гимнографы древности перспективу путешествий на самолете не предусмотрели. Составление новых служб стимулируется и новыми канонизациями. Ведь причисление к лику святых предполагает составление жития, написание иконы и составление службы.

Бытует мнение, что великие гимнографы жили в далеком прошлом, а сегодня возможны лишь эпигонские подражания. Это убеждение не создает благоприятного климата для творчества. Развитие богослужебной поэзии не осознается как литературный процесс. Критиков, размышляющих о том, как должен развиваться этот литературный жанр, в природе не существует. Хотя попытки изменить эту ситуацию предпринимаются. В интернете, например, существует ЖЖ «Уставщик», где размещено собрание самых разнообразных, в том числе и неопубликованных, богослужебных текстов. А с 2009 года проводятся конференции «Современная православная гимнография», целью которых является объединение создателей, редакторов и исследователей богослужебных текстов.

В связи с новыми службами естественно встает вопрос о том, на какой вариант языка должны ориентироваться их составители. В спорах о языке современного богослужения высказывалась мысль, что уже имеющиеся богослужебные тексты следует сохранить в том виде, как они есть, а вот новые можно писать по-русски. Действительно, при создании новой традиции и воспевании современного опыта святости пользоваться современным языком вроде бы естественно. Новые, не переведенные с церковнославянского русские тексты не будут производить впечатления нарочитого упрощения и стилистического снижения, что неизбежно при переводе. Однако более или менее серьезных опытов составления на русском языке новых служб не было.

Как это ни странно, в новосоставленных службах нередко встречаются сложные архаические конструкции, которые активно использовались во времена Кирилла и Мефодия, но впоследствии постепенно вышли из употребления и были заменены на более простые и понятные. Такая архаизация объясняется тем, что среди составителей и редакторов новых служб много филологов, которые студентами слишком хорошо изучили старославянский язык и теперь пытаются вставлять в богослужебные тексты те грамматические конструкции, на которых их когда-то срезали на экзаменах.

Однако большая часть текстов написана на упрощенном варианте церковнославянского языка — так, как писали церковные службы в XVIII-XIX веках. Здесь строго выдержаны грамматические правила, но порядок слов приближен к принятому в русском языке, нет малопонятных архаизмов и почти не используются слова, вызывающие затруднения у нашего современника.

Большая часть современных церковных служб посвящена святым, жившим в XX веке, то есть почти нашим современникам. Это позволяет авторам включать в богослужебные тексты отсылки к событиям совсем недавнего прошлого, а то и цитаты из исторических документов. Так, например, в стихирах патриарху Тихону активно используются отрывки из посланий святителя. Приведем лишь один пример: «Взываю к вам, архипастырие и пастырие, — вещал еси святе Тихоне, Патриарше наш. — Сыны мои и дщери во Христе, спешите с проповедию покаяния, противостаньте врагом Церкви силою веры нашея. Зовем вы на страдания вместе с собою словами святаго апостола: Кто ны разлучит от любве Божия». Эта стихира составлена из фрагментов двух патриарших посланий 1918 года — послания об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной («Взываю ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей и разрушения, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению») и патриаршего послания по поводу Брестского мира («Станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей…»).

Службы написаны далеко не всем святым, канонизированным в последние десятилетия. Поэтому до поры до времени им служат по общей минее, то есть используют универсальные службы мученику, исповеднику и т. д. Непригодность этих текстов для прославления святых нового времени очевидна. Ситуация гонений времен первых веков христианства слишком сильно отличается от того, что происходило во времена большевитских преследований. Именно поэтому для мучеников и исповедников XX века были написаны новые общие службы. Если дореволюционная Общая минея содержит службы по чинам святости (преподобному, мученику, Христа ради юродивому и т. д.), которые по необходимости являются максимально общими, то в новых общих службах возможна известная конкретика, привязывающая текст ко времени (первые три четверти XX века) и месту (большевистская Россия).

Авторам новых текстов приходится давать на церковнославянском языке имена тем реалиям, которые в службах, написанных раньше, не встречались. Например, хорошо известно, что помещения закрытых храмов очень часто использовали в качестве клубов. И в церковных службах говорится, что «безумнии богоборцы… храмы Божия в скверныя и позорищная места обратиша». К слову сказать, с необходимостью найти образы для обозначения реалий сталкиваются не только создатели служб, но и иконописцы. На иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» мы видим мучителей, головы которых украшают буденновки, в руках они держат винтовки со штыками и пистолеты.

Произойдет ли настоящее возрождение литургической поэзии, займет ли она свое место среди других жанров словесного творчества? Увеличится ли число ценителей русской гимнографии? Сейчас на этот вопрос нельзя ответить. Но можно вспомнить, что еще в середине XIX века на иконописцев смотрели как на ремесленников-эпигонов, а уже в XX веке стало можно говорить о заметном развитии языка иконы. Хотелось бы, чтобы XXI век стал веком нового открытия православной гимнографии.

Александр Кравецкий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *