Кто стоял на воротах

Содержание

Апостол на воротах: почему Петр стал героем сказок?

Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Почему именно апостол Петр покорил народное сердце?

Хранитель райских врат

Одна из сказок братьев Гримм рассказывает о бедном портном, который однажды постучал в ворота рая, у которых стоял апостол Петр. Портной попросил у святого пропуск в рай. Апостол Петр нехотя разрешил портняжке пройти в это прекрасное место, но предупредил, чтобы тот вел себя потише, иначе его выгонят из рая.

Но любопытный портной не смог сдержать своего обещания — он стал осматривать небесные обители и нашел прекрасное золотое кресло, рядом с которым стояла золотая скамеечка для ног.

Отсюда было видно всю землю, и портной заметил у озера маленькую старушку. Она стирала чужое белье и отложила себе пару хороших вещей. Портной решил наказать воровку и швырнул в нее золотую скамейку. Вскоре вернулся Господь и спросил, куда делась его скамейка. Апостол Петр указал на портняжку, и тот стал оправдываться перед Богом:

— Я увидел воровку и в гневе запустил в нее скамьей.

— Если бы я стал кидать в грешников скамейки от гнева, то в раю ни осталось бы ни одного предмета. Ты не имел права судить людей, поэтому апостол Петр выгонит тебя сейчас же из рая.

Портной навсегда был изгнан из рая за то, что осудил другого человека.

Апостол — герой сказок и анекдотов

Материал по теме

Апостол Петр – рыбак, ставший камнем в основании Церкви

Именно Петр стал первым главой Церкви Христовой на земле. Благую весть для первых христиан нес человек из самого бесправного сословия. Как простой рыбак из галилейской деревни стал тем камнем, на котором строилась и до сих пор стоит христианская Церковь?

Немецкая сказка «Портной в раю», древнерусская повесть о пьянице, который попал в рай, другие сказки братьев Гримм, русские народные легенды, собранные Александром Афанасьевым, — во всех этих книгах можно найти истории про апостола Петра, который исцеляет принцесс и помогает бедному солдату, вместе со Христом заходит в дома русских крестьян, совершает чудеса, помогает беднякам, наказывает грешников и даже спорит со Спасителем.

Конечно, сказочный апостол Петр мало похож на того Петра, о котором рассказывают Евангелия и Деяния апостольские. В русских и немецких сказках Петр спускается с небес на землю, превращается в нищего, просит подаяния, наказывает скупых и награждает щедрых. Но главная работа сказочного апостола — стоять перед вратами Рая, пускать туда праведников и прогонять нераскаявшихся грешников.

Этот фольклорный образ жив даже в наши дни. Он присутствует в анекдотах, особенно если речь идет о бизнесменах-олигархах, стремящихся попасть на небеса за деньги. Такой апостол Петр может простить грешника, но он не терпит лжи, лукавства и самооправдания.

Такая глубочайшая степень проникновения евангельского святого в изустную народную культуру — прекрасный пример того, насколько Евангелие и церковная традиция глубоко укоренилась в нашем сознании, независимо от степени воцерковленности и отношения к вере. Однако возникает важный вопрос: почему именно Петр, чем именно этот святой апостол так покорил народные сердца?

Почему Симон стал Петром

В Новом Завете апостол Петр — человек, чьи переживания, метания, противоречивые поступки, страхи и слезы описаны максимально полно.

Он хочет пойти за Христом по воде, но потом пугается и начинает тонуть. Он сперва готов идти за Учителем в огонь и в воду, при аресте Христа смело берется за меч. И он же потом отрекается от Спасителя трижды за одну страшную ночь. Он мучается, носит в себе это ощущение предательства. Но в конце концов именно ему Христос адресует вопрос: Симон (первоначальное имя апостола- А.З) Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21:15). И тот отвечает честно и искренне, без рисовки: Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. С этого момента он вновь обретает имя Петр, что по-гречески означает «камень». О котором Спаситель сказал: Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

Материал по теме

‘Апостолы Петр и Павел’ Эль Греко

На вопросы «Фомы» отвечает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

Вот эта противоречивость, способность оставаться собой даже рядом с Богом и сделала апостола Петра в народном сознании хранителем райских врат (только человек, познавший горечь греха и радость покаяния, может стоять у ворот рая), человеком, который ходил вместе со Христом в самые бедные селенья и домишки (во-первых, Петр — рыбак, а во-вторых, апостол, который знает, что такое семейная жизнь — в его доме жила теща, и при этом апостол переживал за ее здоровье).

Петр действительно стал тем «камнем», на котором строилась народная вера, народное понимание Евангелия — книги о том, как Бог пострадал за грехи человеческие, как Он помогал людям и был доступен для своих учеников.

Вот это, наверное, самый главный урок апостола Петра: рядом со Христом он не боялся быть собой, не боялся говорить то, что думает, не боялся судить о происходящем с позиции житейской мудрости. Он ошибался в Евангелиях, он ошибался и в сказках (например, приглашал Христа пойти на ночлег в дом богатой вдовы, полагая, что их там вкуснее накормят, забывая о том, что богатые люди могут быть жадными, а бедняки — отдавать последнее), но всегда умел признавать свои ошибки, просить прощения и учиться на своих промахах. За это апостола Петра любили и любят во многих странах.

Любимый святой и живая вера

У каждой эпохи — свои любимые святые. Если бы сейчас в России сочиняли сказки и легенды, то главными героями в них могли бы стать преподобный Серафим Саровский, блаженная Матрона Московская или епископ-врач Лука (Войно-Ясенецкий). А в те времена, когда братья Гримм или Александр Афанасьев собирали и обрабатывали сказки и легенды, любимыми святыми были святитель Николай Чудотворец, преподобный Илия Муромский и апостол Петр — простой рыбак, человек горячий, но искренне раскаивающийся в своих грехах.

Со страниц Евангелия он вместе со Христом шагнул в повседневную жизнь богачей и бедняков, королей и крестьян.

И не надо бояться того, что «сказочный» апостол Петр не похож на «евангельского» Петра. Народная вера лишь выделила некоторые черты первоверховного апостола, полюбила их и сделала так, что этот святой стал своим в любом доме.

Пока в сердце народном остаются такие герои, наша вера жива.

Что написано на воротах Рая и Ада?

Известно, что у Рая (Джанната) восемь врат, а у Ада (Джаханнама) — семь. Мы перевели крайне интересный и поучительный хадис из книги «Фадаиль ибн Шазан», в котором Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, рассказывает о назиданиях, начертанных на каждом из этих врат, которые по приказу Всевышнего ему показал Джабраил.

Ибн Масуд передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Когда я был перенесён на небеса, Джабраил сказал: „Аллах повелел мне показать тебе Рай и Ад“». Пророк сказал: «Когда они были явлены передо мной, я увидел Рай с его благодатью и Ад с его наказанием. В Раю — восемь врат, на каждом из которых написано четыре предложения, и каждое слово — величественнее всего мироздания для тех, кто разумеет и следует .

Надписи на восьми вратах Рая (Джанната)

Джабраил сказал: „О Посланник Аллаха, прочитай то, что начертано на воротах Рая!“. И я прочитал всё, что было на них начертано.

На первых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. У всего есть своё предназначение. Предназначение жизни заключено в четырёх вещах:

  1. в довольстве;
  2. в изничтожении злобы;
  3. в воздержании от зависти;
  4. в помощи благим людям“.

На вторых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Есть четыре способа быть обрадованным в Судный день:

  • быть добрым к сиротам;
  • помогать вдовам;
  • удовлетворять нужды мусульман;
  • заботиться о бедняках“.

На третьих вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. В этом мире хорошее здоровье зависит от четырёх привычек:

  1. меньше говорить;
  2. меньше спать;
  3. меньше ходить;
  4. меньше есть“.

На четвёртых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Каждый, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить гостей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен чтить и уважать своих родителей. Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день должен говорить лишь благое или молчать“.

На пятых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто не хочет быть оскорблённым и опозоренным, и не желает быть угнетённым и угнетать самому, должен крепко держаться за мощную цепь и непрерывно повторять: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха»“.

На шестых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто хочет, чтобы его могила была расширена должен построить мечеть. Тот, кто хочет, чтобы земляные черви не поедали его тело в могиле должен большую часть своего времени проводить в мечети. Тот, кто хочет, в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих . Тот, кто хочет быть сильным и здоровым должен проповедовать поминание Аллаха (зикр). Тот, кто хочет оставаться в Раю должен оставаться в мечети“.

На седьмых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Четыре действия просветляют сердце:

  1. посещение больного;
  2. присутствие на похоронах;
  3. приобретение кафана (савана);
  4. выплачивание долгов“.

На восьмых вратах была надпись: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад — Его Посланник, Али — Покровитель Аллаха. Тот, кто хочет войти в Рай через эти восемь врат должен утвердить для себя четыре качества:

  1. милостыня (садака);
  2. щедрость;
  3. нравственность;
  4. избавление людей от трудностей“.

Надписи на семи вратах Ада (Джаханнама)

Затем я увидел врата Ада.

На первых вратах было написано три высказывания:

  1. „Тот, кто сохраняет надежду на Аллаха — будет счастлив;
  2. Тот, кто страшится Аллаха — будет в мире;
  3. Погибнет тот, кто надеется на кого-либо, помимо Аллаха, и страшится кого-либо, помимо Аллаха“.

На вторых вратах была надпись: „Тот, кто хочет, в Судный день, оказаться в одежде должен одевать неимущих . Тот, кто не хочет испытывать жажду в Судный день должен поить жаждущих в этом мире. Тот, кто не хочет испытывать голод в Судный день должен кормить голодных в этом мире“.

На третьих вратах была надпись: „Проклятие Аллаха на неверующих! Проклятие Аллаха на скупых! Проклятие Аллаха на угнетателях!“.

На четвёртых вратах была надпись: „Да унизит Аллах того, кто оскорбляет ислам! Да унизит Аллах того, кто оскорбляет Людей дома (Ахль аль-Бейт)! Да проклянёт Аллаха того, кто помогает угнетателю!“.

На пятых вратах была надпись: „Не следуй своим страстям, ибо они удаляют от веры; не говори дурных слов, ибо они удаляют от милости Аллаха. Не помогай угнетателям“.

На шестых вратах была надпись: „Я (Ад) запретен для тех, кто совершал дополнительные молитвы и постился “.

На седьмых вратах была надпись: „Рассчитывай свои действия до того, как будешь рассчитан . Взывай к Аллаху до того, как будешь к Нему возвращён, ты уже не сможешь взывать к Нему (то есть твои воззвания не будут приняты)“».

Ибн Шазан, «Аль-Фадаиль», с. 152

Ключевые слова: АдПророк МухаммадРай

Апостол Пётр

У этого термина существуют и другие значения, см. Апостол Пётр (значения). Запрос «Святой Пётр» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Апостол Пётр

Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон)


Святой Пётр, икона VI века.
Монастырь Святой Екатерины (Синай)

Родился

неизвестно

  • Вифсаида, Галилея, Северный округ Израиля, Израиль

Умер

около 67
Рим

Почитается

во всех христианских церквях

В лике

апостолов

Главная святыня

могила в Ватикане, собор Святого Петра

День памяти

29 июня (12 июля) (православие),

29 июня (католицизм)

Атрибуты

ключи от рая

Труды

Первое послание Петра, Второе послание Петра

Подвижничество

апостольская проповедь

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве — один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа. Вместе с апостолом Павлом называется первоверховным апостолом. В католической церкви считается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Рубенс, «Апостол Пётр»

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כאפא — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

— (Мф. 16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи)

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48).
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18).
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17).
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21).

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр проповедовал Евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67—68 год.

Антиохийская православная церковь (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв — основатель гностической секты — не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Распятие Святого Петра. Караваджо (1601)

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 годах) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» — спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его неугодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Собор Святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные как Эрнест Ренан и Гиньебер долгое время считали, что «трофей» означает «памятник». Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Также и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год). Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу.

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13), и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков — 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

См. также

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • День Петра и Павла
  • Петров день — славянские традиции дня

Примечания

  1. http://www.theguardian.com/news/datablog/2013/feb/13/popes-full-list
  2. http://journals.cambridge.org/article_S0017816000014371
  3. Peter, Simon // International Standard Bible Encyclopedia. — 1939.
  4. Edited by Fr. Edward McDonald. Where Is It in the Bible?: The Summa of Catholic Apologetics. — ObiMaria
  5. «The List of Popes» //Catholic Encyclopedia
  6. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 106. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  7. Д. Гатри. Введение в новый Завет. Гл. 8 (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 8 мая 2013 года.
  8. Д. Гатри. Введение в новый Завет. Гл. 22 (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 8 мая 2013 года.
  9. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I.
  10. См.: Ганс Йонас. Симон Волхв / Гностицизм (Гностическая религия). — СПб.: Лань, 1998. — С. 115;
  11. Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. — London, 1902. (в pdf, djVu)
  12. Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла. pravoslavie.ru.
  13. свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Петра.
  14. Церковь Христова.
  15. «При проведении раскопок не было обнаружено никаких конкретных следов могилы под эдикулой; не может быть никакой уверенности и в том, что тело св. Петра было когда-либо возвращено палачами христианской общине для его захоронения. При нормальном развитии событий тело того, кто был чужестранцем (перегринус) и в глазах закона обычным преступником, скорее всего бросали в Тибр. Более того, в то время не было такой заинтересованности в сохранении телесных останков, какая развилась позднее, когда угасла вера в надвигающийся конец света и начал зарождаться культ мучеников. Следовательно, вероятность того, что тело св. Петра не было возвращено для погребения, представляется вполне реальной». Jocelyn Toynbee, John Ward Perkins. The Shrine of St. Peter and the Vatican Excavations. London; New York: Longmans, Green, 1956 (недоступная ссылка) (Джоселин Тойнби и Джон Уорд Перкинс. «Гробница св. Петра и ватиканские раскопки»)
  16. Вокруг Света. Гробница святого Петра
  17. Э. Франк «Традиционное христианство. Истина или заблуждение?» (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2009. Архивировано 28 февраля 2018 года.
  18. Путешествие св. ап. Петра в Рим и его мученическая смерть. Был ли он епископом Рима // Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2009. Архивировано 28 мая 2009 года.
  19. Евсевий Кесарийский. Церковная история
  20. Александр Хислоп. «Два Вавилона» Архивировано 22 мая 2008 года. (нерабочая ссылка).
  21. Болотов В. В. Распространение христианства: Главы из книги История древней Церкви (недоступная ссылка). Дата обращения 24 апреля 2009. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  22. На протяжении всего первого тысячелетия новой эры вавилонская община была сначала одним из важнейших, а затем и главным духовным центром еврейского народа: достаточно хотя бы упомянуть о Вавилонском Талмуде. — «…И ПОСЕЛИЛ ИХ В ХАЛАХЕ, И В ХАБОРЕ, ПРИ РЕКЕ ГОЗАН, И В ГОРОДАХ МИДИЙСКИХ» (II ЦАР., 17, 6) Архивировано 5 июня 2007 года.

> Литература

  • Петр апостол и его послания // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.

Ссылки

Апостол Пётр:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Ален Деко. Гробница святого Петра // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 152—177. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0.
  • Православные церкви и часовни в России, освящённые во имя святых апостолов Петра и Павла
  • Подземный некрополь Ватикана: как была найдена могила Святого Петра.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 120020645 · GND: 118593323 · GTAA: 211490 · ISNI: 0000 0001 1984 7373 · LCCN: n79022118 · NKC: jn20000701397 · SUDOC: 028123395 · VIAF: 13581141 · WorldCat VIAF: 13581141

Предшественник:
1-й епископ Рима
33 — 29 июня 64 (67)
Преемник:
Лин

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

  • Евзой<а>
  • Дорофей I<а>

Епископы
Антиохии (45—70)
Митрополиты
Антиохийские (70—451)
Мелетианская
схизма (361—415)
Арианская группа омиев Евстафианская группа Аполлинаристская группа Мелетианская группа
Митрополиты
Антиохийские (418—451)
Патриархи
Антиохийские (451—518)
Мелькитские патриархи
Антиохийские (518—1098)
Мелькитские
патриархи Антиохийские
в изгнании (1098—1276)
Мелькитские патриархи
Антиохийские (1276—1724)
Патриархи
Антиохийские (1724—1906)
Патриархи Новейшего
времени (с 1922 года)
  • <а> — арианин
  • <мфл> — монофелиты
  • <миаф> — миафизит
  • <ап> — антипатриарх
  • <н> — наречённый патриарх

Анекдот №649218

Умирает Путин и оказывается у ворот Рая, где его встречает апостол Петр со словами:
— Добро пожаловать в рай, господин президент. Только, к сожалению, прежде чем вас здесь поселить, должен вам сказать, что нужно решить одну небольшую проблемку. Видите ли, это большая редкость, чтобы политик такого высокого ранга попал в рай, и мы, по правде говоря, даже не знаем, что с вами делать. Поэтому мы решили, что один день вы проведете в аду и один в раю, чтобы вы сами могли свободно решить, где проводить свою вечность.
Затем апостол провожает вновь прибывшего к лифту, на котором бывший президент спускается в ад. Открываются двери лифта, Путин выходит и видит вокруг себя ярко-зеленое поле для гольфа. Вдали он замечает роскошный клуб. К нему навстречу бегут его друзья-политики, с которыми он когда-то работал, радостно обнимают его, вспоминая старые добрые времена, когда они все вместе богатели за счет русского народа. Они играют партию в гольф, а потом вместе идут в клуб на ужин с черной икрой, омарами и прочими вкусностями. С ними ужинал и сам Сатана, который в реальности оказался человеком очень симпатичным, любезным и веселым. Путин так весело провел время, что даже не заметил, что уже пришло время уходить. Все подходят к нему, горячо жмут ему руки. Путин был очень тронут, и ему стало грустно. Но вот, двери лифта закрываются, и он вновь поднимает Путина к вратам рая, где его встречает апостол Петр. Следующие 24 часа Путин проводит время так: перепрыгивает с облака на облако, играет на арфе, молится и поет. День долгий и нудный, но наконец он заканчивается. Появляется апостол Петр и спрашивает:
— Господин президент, вы провели один день в аду и один в раю, теперь вы можете по-демократически решить, где провести остаток вечности.
Путин немного подумал, почесал лысину и говорит:
— Ну, что я могу сказать, рай – это, конечно, очень красивое место, но кажется, мне больше понравилось в аду.
Апостол Петр, пожав плечами, вновь провожает его к лифту. Когда лифт спустился и двери открылись, Путин увидел… огромную пустыню, всю заваленную мусором, а все его друзья, одетые в рабочие комбинезоны, собирали этот мусор и паковали его в черные пластиковые пакеты. К нему подходит Сатана и обнимает его одной рукой за шею в знак приветствия.
— Я не понимаю, — лепечет Путин, — позвольте, вчера здесь было поле для гольфа и клуб, где у нас был ужин с черной икрой и омарами, и вообще, мы вчера здесь так здорово оттянулись… А сейчас тут только эта пустыня, заваленная мусором, а мои друзья кажутся последними неудачниками…
Сатана смотрит на него, улыбается и говорит:
— Друг мой, вчера у нас была предвыборная кампания. А сегодня ты за нас уже проголосовал…

Апостол на воротах. Почему апостол Петр стал героем сказок?

Об апостоле Петре много рассказывается в Евангелиях и Деяниях, мы знаем, что он был первым римским епископом и принял мученическую смерть за Христа, но существует еще и другой апостол Петр — герой сказок и легенд, хранитель райских ворот. Ответ на вопрос, почему именно апостол Петр покорил народное сердце, вы найдете в материале на сайте журнала «Фома».

Гойя, Раскаявшийся святой Петр (1823-25 г.)

Что написано на вратах Рая?

Известный праведник Абу Язид (Баязид) Бистами 45 раз совершил хадж, больше тысячи раз прочитал Коран от начала до конца, и по воле Всевышнего, обладал даром карамата (сверхъестественными деяниями).

Как-то раз, когда он находился на горе Арафат, он вдруг услышал, как его внутренний голос, его нафс, прошептал: «Баязид, есть ли кто в мире благочестивее тебя? Ты ведешь праведную жизнь ,выполняешь все религиозные предписания, знаешь толкование Священной Книги, помогаешь людям». Усилием воли Бистами остановил внутренний монолог и опечалился: эгоизм и гордыня снова дали о себе знать. Но он не предался унынию, поборол себя и тут же обратился к людям, стоящим на Арафате: » Есть ли тот, кто хочет купить у меня 45 хаджей за кусок хлеба?» Из толпы вышел человек и протянул Баязиду буханку. Праведник взял ее и бросил собаке . Затем он быстро направился в обратный путь .

Он шел много дней и встретил по дороге одного монаха. Тот настоял, чтобы Баязид Бастами погостил у него несколько дней и отдохнул. В просторном доме монах выделил путнику небольшую комнату, где Баязид Бистами снова предался молитвам. Он устремился душой к Всевышнему и оградил свой разум от мирского, питался хлебом и водой. Вскоре праведник хотел было уйти, но хозяин попросил его остаться, так как очень любил набожных людей и надеялся рассказать и о своей религии.

Так прошел месяц, Баязид снова обратился к своему нафсу: «Я так хочу побороть тебя, однако ты столь крепок!» Его невеселые раздумья прервал хозяин дома, решивший поговорить о религии: «Баязид, какой ты хороший человек! Ах, если бы и ты был рабом Иисуса!» Услышав это, праведник опечалился и принялся благодарить монаха за гостеприимство, но тот умолял напоследок не отказывать ему в просьбе и задержаться еще на 10 дней: «Таким образом ты проведешь здесь 40 дней. А потом у нас будет большой праздник, и мне бы хотелось , чтобы ты тоже присутствовал на нем . Я бы хотел, чтобы ты послушал мудрого старца, который приходит сюда лишь раз в году».

Баязид Бистами не смог отказать . Но когда пришло время, монах объяснил , что он может пойти на всречу со старцем при одном условии – чтобы быть неузнанным, накинуть на свою одежду черное покрывало , напоминающее рясу, и подвязать его. Баязиду это пришлось не по душе, но что-то подсказывало ,что встреча со старцем будет чрезвычайно важной. Он согласился и в назначенный день смешался с многотысячной толпой. Никто и не заметил, что его одежда отличалась от монашеской.

Когда на монастырский двор зашел старец, он не проронил ни слова, и молчание его длилось очень долго . Все удивились и не могли понять смысла этого поступка, и тогда настоятель осмелил поинтересоваться: «О, уважаемый старец, почему вы молчите?» Мудрец снова пристально обвел взглядом толпу, помолчал еще немного и воскликнул: «Как мне разговаривать, ведь здесь иноверец. Среди вас находится человек из уммы Мухаммада, мусульманин!» Монахи зароптали, рассердились и кричали о том, что готовы растерзать пришельца, но старец остановил их: «Если вы собираетесь поступить таким образом, я ни за что его не выдам. Я могу его вам представить, если только дадите мне слово, что не тронете его». Монахи не сразу, но согласились. Тогда Баязид Бистами вышел из толпы.

— Как тебя зовут? Получил ли ты образование и что ты знаешь о мире?, — спросил старец .

— Меня зовут Баязид. И я знаю только то, чему меня научил Всевышний.

— Тогда я хочу знать, насколько ты сведущ в вопросах религии . Сможешь мне на них верно ответить? Кто Тот единственный, у Которого нет второго?

— Тот, Кто ни на кого и ни на что не похож, у Кого нет подобия и у кого нет второго, он Единственный и Единый — это Всевышний Аллах.

— А теперь скажи мне о тех двух, у которого нет третьего.

— Это день и ночь .

— Укажи на три, у которого нет четвертого,- задал старец следущий вопрос .

— Это талак – слова развода.

— А кто те четыре, у которых не может быть пятого?

-Это четыре небесные книги: Тора, Забур, Инджиль, Коран , — в очередной раз верно ответил Бистами и добавил :

— Вы, наверное, так хотите спросить меня до двенадцати?

Мудрец кивнул, а Баязид продолжал:

— Пять ,у которых нет шестого , — это пять времен намаза. Шесть, у которых нет седьмого, — те дни ,когда Всевышний сотворил Вселенную. Семь ,у которых нет восьмого,- это семь небес. Восемь, у которых нет девятого,- это восемь ангелов, которые будут нести Арш. Девять, у которых нет десятого,-это период развития ребенка в утробе матери. Десять, у которых нет одиннадцатого – это десять лет служения будущего Пророка Мусы (алейхи салям) пастухом у Пророка Шуайба (алейхи салям). Одиннадцать без двенадцатого – это 11 братьев Пророка Юсуфа (алейхи салям). Ну, а двенадцать, у которых нет тринадцатого – это число месяцев в году.

Монахи застыли от изумления . А старец слушая его, улыбался.

— Еще ответь, чужестранец, кто был сотворен из духа, кого забрали на небеса, и кто был уничтожен карой небесной? Знаешь ли ты обэтом? Все твои прежние ответы правильны.

— По воле Всевышнего я знаю ответ: Пророк Иса (алейхи салям). Он был сотворен без отца, и в его тело вошел дух; он не умер, а находится на небесах, а карой небесной были уничтожены нечестивцы племени Ад.

Старец был немного встревожен:

-Ты говоришь правду, но вот еще тогда три вопроса: что было создано из дерева, кто был защищен деревом и кто погиб на дереве? Кто создан из огня, кто был спасен от огня и кто был уничтожен огнем? И что было создано из камня, кто был спасен в камне, и на кого повлияла кара небесная?

— Если ты спрашиваешь, что было создано из дерева — это посох Мусы (мир ему); дерево защитило Пророка Нуха (мир ему) — он спасся в ковчеге; а Пророк Закария (мир ему) был распят на дереве. Из огня, о мудрец, сотворен враг человека – шайтан; Всевышний защитил от пламени Пророка Ибрахима (мир ему), превратив костер в огромный куст алых роз; а в огне горит Абу Джахль, отец невежества, и все те, кто похож на него,- отвечал Баязид Бистами и уверенно продолжил:

— Из камня же сотворена верблюдица Пророка Салиха (мир ему), асхабы кахф долгое время прожили в пещере; а Абраха, его войско и слоны были уничтожены маленькими камнями.

— Да, это так, — произнес старец и продолжил:

— Ваши ученые утверждают, что в Раю есть четыре реки, и они берут начало из одного источника. Одна река из меда, другая из молока, третья из воды, а четвертая из сладкого вина. Можешь ли ты объяснить это, и есть ли на земле пример?

— Есть. На голове человеческой есть прообразы всех четырех: река его слез соленая, в ушах находится горькая сера, из носа же течет иногда вода, которая имеет разный вкус и цвет, а во рту у людей вода сладкая.

Люди ошеломленно переглядывались, ибо подобный диалог слышали впервые. Однако монах продолжал экзнаменовать Баязида:

— Вот скажи, в Раю человек кушает, пьет, однако он не ходит в туалет и не нарушает своего омовения, не проливает воды. Видел ли ты такое в жизни мирской?

— На это похож каждый плод в утробе матери: еще не родившись, ребенок кушает и пьет, однако избегает нечистот.

— Ты прав, иноверец, а еще говорят, что в Раю растет дерево, которое называется Туба .И нет ни одного дворца и ни одного дома в Раю, которые не касались бы его. Видел ли ты на земле что-либо подобное?

— Разве солнце не похоже на это дерево? С самого раннего утра и до позднего вечера оно касается своими лучами Земли и всего того, что на ней находится.

— Тогда скажи, куда девается день, когда приходит ночь, и наоборот?

— Это пример времени, — отвечал Баязид,- мерой ему являются восход и заход солнца. Но про то Аллах знает лучше меня.

Так старец с помощью хитроумных заданий выяснил, как Баязид Бистами может отвечать на неожиданные вопросы. Праведник тоже о многом хотел расспросить монаха, но задал всего лишь один, самый важный вопрос:

— Что является ключом к Раю? Что написано на вратах у входа в Рай?

Старец призадумался, и молчание его длилось долго. Монахи заволновались и умоляли дать ответ, не желая признавать победу чужестранца в дискуссии. И тогда мудрец спросил их: «Если я дам ответ, поддержите ли вы меня?» И только после того, как старец услышал одобрение всех собравшихся, он произнес:

«Ключи от Рая и слова, которые написаны при входе в него: «Ля иляха илляЛлах Мухаммадур-Расулюллах»

Это был правильный ответ, после которого все монахи последовали за своим наставником: каждый произнес слова свидетельствования веры и покорности Всевышнему. А Баязид Бистами остался среди тех монахов еще на какое-то время и обучил их Исламу.

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Кто будет встречать верующих у ворот Рая?

Ответ:

У ворот как Рая, так и Ада находится множество ангелов. В Коране в отношении этих ангелов используется термин Хазин, что значит стражи. Поэтому данное слово следует рассматривать не только как имя этих ангелов, но и как должность, которую они занимают.

В следующих аятах это подробно разъясняется:

«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней, ее врата будут распахнуты, и ее стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!» Как же скверна обитель возгордившихся! А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!»» (аз-Зумар 39/71-73).

В одном из риваятов сообщается о том, что Хазин – это имя ангела, стоящего у ворот Рая. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В судный день я подойду к вратам Рая и открою их. Хазин спросит меня: «Ты кто?». Я ему отвечу: «Я – Мухаммад». Тогда Хазин скажет: «Мне было приказано не открывать этих врат никому, кроме тебя» (Муслим, Иман, 85).

В другом хадисе говорится:

«Ночью я увидел двух мужчин, которые явились ко мне и сказали: «Тот, кто разжигает Ад, – это Малик – его Хранитель. Я – Джибриль, а это – Микаиль» (Бухари, 3236).

Имя этого ангела также упоминается и в следующем аяте Корана:

«Они (обитатели Ада) воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно» (аз-Зухруф 43/77).

>Блoг Энмеркара

Архангелы — Стражи Древа жизни

Опубликовано Пятница, 6 Февраль, 2009, автор Энмеркар

Фактически, все мифологические системы, происходящие из Шумеро-вавилонского источника, всегда отличались большим интересом именно к служебным, а не к свободным духам.

Это и понятно — живя исторически в местах, богатых возможностями контакта с демоническими вихрями, эти народы, естественно, искали способа уравновесить их.

Такой способ был найден именно в Ангельских иерархиях.
Традиционно постшумерские мифологии акцентировали внимание именно на тех сонмах служебных духов, которые, материализуя наш мир, уплотняя его, делают его менее доступным для демонических вихрей. Именно эти духи и получили название «Ангелов».

Хорошо известно, что «Ангел» означает «Посланник».

Эта функция как раз и выражается в осуществлении этими духами творческого действия, которое в монотеистических религиях приписывается Богу-Творцу.

Таким образом, Ангелы — посланники, осуществляющие «в частностях» то, что Бог совершает в целом.

Христианство, отойдя от иудаистической традиции, приписывает ангелам свободу выбора, что, очевидно, противоречит их служебной природе.

Как мы уже говорили, главной задачей всех ангельских иерархий считается материализация Малхут — «эгоистической» Сфиры, воплощающей Принцип аттрактивности в его полноте. Соответственно, выводя эту Сфиру из поля действия Двупланных существ, Ангелы осуществляют ее защиту.

Поэтому понятно, что Ангелы — вихри инволютивные, нисходящие, однако — прямые, то есть придающие объекту своего воздействия способность сопротивляться оттоку силы.

Среди многочисленных иерархий Служебных духов, традиционно закрепился интерес к Чину Архангелов — Бней Элохим или Малахим, согласно сефиротическому разделению.

Имена некоторых (в древне-христиансокой традиции — семи) Архангелов общеизвестны: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафаил, Варахиил.

При этом четыре первых Ангела считаются «библейскими», то есть имена их прямо названы в Писании, а три последних известны из церковной традиции, восходящей к иудео-протокаббалистичесим учениям.
Само христианское учение об «ангельских чинах» восходит к трудам Дионисия Ареопагита (точнее, того, кто писал под псевдонимом этого ученика ап. Павла) и гностической традиции.
Именно он и перечислил первым семь имен Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Чамуил, Иофиил, Задкиил.
Правосланая традиция упоминает восемь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудил, Варахиил, Иеремиил, а католическая (по булле папы Георга) — 7: Михаил,
Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудил, Варахиил.

Поскольку Архангелы в целом принадлежат Сфире Тиферет, то неудивительно, что среди них «главным» считается собственно Дух этой Сфиры — Михаэль (в христианской традиции — Михаил).
Соответственно, именно по образу этого архангела и создается представление обо всем чине.
«Ми ка эл» (ивр. מיכאל‎) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».
Однако допустим и вариант «Который как Эль». «Эль», в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово в его первоначальных смыслах вовсе не однозначно и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» иногда переводят как: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля». В контексте Ветхого Завета Михаил — старший посланник Всевышнего, и защитник народа Израиля.
Архангел Михаил — архистратиг (греч. αρχιστρατηγός, «главнокомандующий») — глава воинства Ангелов, стоящих на страже Мира. В христианстве обычно принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был именно Архангел Михаил. В частности, этот сюжет включается в его житийных клеймах в православных иконах. На ряде икон нимб архангела Михаила состоит из растительного орнамента, что символично указывает на то, что он небесный страж, стоящий у врат рая. Об этом свидетельствует и средневековые сборники.


Считают также, что Михаил помогал четырем другим великим ангелам — Гавриилу, Уриилу, Рафаилу и Метатрону — похоронить Моисея и что именно он спорил с Сатаной о том, кому принадлежит тело. Оккультисты часто приравнивали Михаила к Святому Духу, Логосу, Богу и Метатрону, а в книге Барух III говорится, что Михаил «держит ключи от царства
небесного».
Вера в постоянное заступничество за еврейский народ архангела Михаэля была настолько сильна, что, несмотря на запреты Талмуда обращаться к ангелам как к посредникам между Всевышним и людьми, Михаэль занял известное положение и в литургии как санегор (защитник). Этим объясняется следующее предписание: если человек в нужде, он должен обращаться с молитвой прямо к Богу, а не к ангелам.

Бинерную пару Михаилу составляет Гавриил (имя означает «Бог есть моя сила» или, иногда — «Человек Божий»). Гавриил, описанный как существо со 140 парами крыльев, является управляющим Эдема и правителем херувимов. Он также ангел Благовещения и Воскрешения, ангел милости, мщения, смерти и откровения. Гавриил считается главным послом Бога к человечеству, чаще всего ее изображают именно в этой роли, то есть в компании с лицом, которому адресовано то или иное послание. Гавриил обычно изображался как величественная особа в богатых одеждах, иногда с короной на голове и скипетром в руке. Согласно христианской традиции, Гавриил открывает тайное знание Бога, сообщает Деве Марии благую весть о Рождении Иисуса Христа (Благовещение). Согласно Евангелия от Луки в 6-й месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира. На ранних ихображениях Гавриила правая рука обычно вытянута в приветствии, тогда как дева Мария безучастно сидит.
Однако, начиная примерно с 14-го века, они как бы меняются ролями, то есть на первый план выходит Мария, как будто она уже стала Царицей Ангелов, а Гавриил — лишь один из ее подопечных. На этих более поздних полотнах Гавриил несет вместо скипетра лилию, как символ чистоты девы Марии, или свиток, на котором по латыни начертаны первые строки «Аве Мария».
Существует распространенное представление, что, поскольку Михаил соответствует Принципу Солнца, а Гавриил — Луны, последний Ангел — женского пола. Гворится, что Гавриил сидит по левую руку от Бога, местом обитания которого считают седьмое (а иногда десятое) небо. Женскую суть Гавриила подтверждает также известная христианская история о том, как она взяла неизменно протестующую душу из рая и наставляла ее девять месяцев, пока она оставалась в чреве матери.
Гавриил — один из четырёх ангелов, стоящих по четырём сторонам престола Бога и исполняющих обязанности стражей на четырёх концах мира. Эти четыре архангела (Гавриэль, Михаэль, Уриэль и Рефаэль; в русской традиции Гавриил, Михаил, Уриил и Рафаил), которые и поныне призываются в молитве на сон грядущий, часто упоминаются вместе. Эти четыре имени выгравированы на одной золотой таблице, найденной в гробнице супруги императора Гонория, — без всякого сомнения, заимствование из еврейской традиции. На одной гностической гемме имеется греческая надпись: «Михаэль — высочайший, Габриэль — могущественнейший», что свидетельствует о довольно раннем заимствовании иудейских основ ангелологии.
Помимо указанных действий и обязанностей, возложенных на Гавриила, он ещё действует часто как орудие Всевышнего. Так, после посещения Авраама с другими двумя ангелами он отправляется разрушить Содом и спасти Лота.

По мусульманскому преданию, именно Джибрил (Габриэль) открыл и сообщил Мухаммаду содержание Корана.Он часто представлялся как бы посредником между Аллахом и пророком.
Фактически, то место, которое у иудеев занимал Михаэль, у мусульман занял Джибрил. Джибрил произнёс перед пророком повеление Аллаха: «Читай!». Ввиду этого он почитается у мусульман как «хранитель небесных сокровищ (Откровения)». Он — один из ангелов, непосредственно общающихся с Аллахом (аль-Муккарабим). Вместе с тремя другими ангелами Джибрил переживёт день Страшного суда, когда погибнут все прочие создания.

Бинер Михаил-Гавриил нейтрализуется странной фигурой Ангела Меттатрона (ивр. מטטרון‎ или מיטטרון) — «Стоящий у престола.»
В Талмуде и в агадических произведениях упоминается ангел Метатрон, занимающий совершенно особое положение среди прочих ангелов. Будучи выше других по чину, находясь в непосредственной близости к Всевышнему, он получает Его приказания, которые выполняет или сам, или с помощью других, ниже его стоящих ангелов.
Сопутствующие названия — «князь предстояния» ( букв. «князь лика божия») и «князь мира» .
Мистики полагают, что в Метатроне заключено имя Бога; они основываются на стихах: «Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, ибо он не простит проступка Вашего, так как имя Моё в нём». По-еврейски слова эти могут ещё означать, что Метатрон действует от имени Бога, что вполне согласуется с древними представлениями обо всех ангелах.
Считается, что Метатрон живет на седьмом небе и является самым высокорослым ангелом, разве что за исключением Анафиэла. «Зогар» описывает его размер как «равный по ширине целому миру». В раввинской литературе именно так описывался размер Адама до его грехопадения.
Очевидно, что эта фигура, как и всякий синтез, не имеет актуального существования; во всех преданиях действия Метатрона и Михаэля отождествляются, и это понятно, поскольку действие принадлежит активному полюсу бинера.В Каббале Метатрон иногда называется ещё «средним столпом», что подчеркивает его синтетическую функцию.

Миф о Метатроне необычайно сложен, и существует, по крайней мере, две различные его версии. По одной из них, Метатрон появился на свет, когда Бог создавал мир, и тут же был наделен всеми своими многочисленными обязанностями. Согласно другой версии, он был первым человеком по имени Енох; праведным, хорошим человеком, который несколько раз посещал Небеса и однажды был превращен в огненного ангела. Некоторые более поздние книги принимают первую версию, некоторые — вторую, а в некоторых книгах обе версии объединяются. Существует даже два варианта произнесения имени Метатрона; один из них — из семи букв, другой — из шести, поскольку в нем отсутствует еврейская буква йод. Каббалисты объясняют, что имя из шести букв представляет Метатрона, который был Енохом, а имя из семи букв — изначального Метатрона. Несмотря на долгие споры, происхождение имени Метатрона осталось неясным.

Таким образом, мы видим, что ангелология, выросшая всего из считанных упоминаний о служебных духах в библейских текстах, является довольно развитым духовно-мистическим учением, которое имеет и свои традиции, и свой опыт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *