Кто такой Дмитрий солунский

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Великомученик Димитрий в темнице благословляет Нестора на единоборство с варваром Лием

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Кончина святого великомученика Димитрия. XV век, Венеция (?), собрание музея икон

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Погребение великомученика Димитрия, XV век, Венеция (?)

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского. Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI — начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Чудо Димитрия Солунского с деяниями. Первая половина XVI века

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

————————

Библиотека Русской веры
Канон великомученику Димитрию Солунскому →

Читать онлайн
—————-

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

Фасад базилики святого Димитрия (313–323)

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент фрески церкви святителя Николы. Монастырь Ставроникита. Афон, 1546 год

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы

Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII века, Успенский собор Дмитрова

Святые Феодор Стратилат и Димитрий Солунский. Византия, XIII век. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет)

Святой великомученик Димитрий Солунский. XV век, Псков. Русский музей

Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Начало XVI века. Из церкви Покрова с. Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Русь, XVI век

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востока

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином. Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор, который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора.

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Вам обязательно стоит прочитать, в чем помогает святой мученик Трифон.

Чудеса великомученика

О серебряном троне

У мощей святого произошло множество чудес, но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.

Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.

Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».

Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия.

Об осаде города

Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.

В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».

Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.

Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство, бросив и свои метательные орудия, и палатки.

О помощи в голоде

Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.

Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.

Чудо о мощах

Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.

Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Имеется множество свидетельств того, что этот святой был особенно почитаем нашими предками, а также и подтверждений исключительной отзывчивости Димитрия, помогающего каждому, кто нуждается в его защите:

  1. Славяне, еще будучи язычниками, не один раз нападали на Фессалоники, однако всякий раз были свидетелями того, как городские стены обходит некий грозный юноша. Такое видение очень пугало неприятеля. Такие предания дошли и до наших прямых прадедов, которые после того, как Русь была крещена, весьма почитали святого Димитрия Солунского. По этой причине в Киеве сыном Ярослава Мудрого сразу же была основана первая на Руси Димитриевская обитель (позже она стала Михайлово-Златоверхим монастырем).
  2. Святой Дмитрий Солунский, икона которого была выполнена в мозаике, долгое время находилась в обители и была предметом особого почитания в народе. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.
  3. В 1194—1197 годах князь Всеволод III, по народному прозвищу Большое Гнездо, который в те годы правил во Владимире, возвел Димитриевский собор, который до настоящего времени представляет собой одно из главных украшений этого города. При этом чудотворная икона святого Димитрия Солунского из того храма на сегодняшний день также располагается в столичной Третьяковской галерее.
  4. Первый сын святого благоверного князя Александра Невского получил свое имя в честь великомученика, а младший сын князя Дмитрия, святой Даниил Московский, в столице в 1280 году воздвиг первый каменный храм в городе также в честь святого Солунского чудотворца. К сожалению, спустя пятьдесят лет при Иване Калите он был разобран, а на его месте выстроили Успенский собор.

Святой, хотя и не был по происхождению русским, тем не менее всегда считался защитником также и нашей Родины, одним из первых покровителей тех, кто участвовал в ратном деле. Князь Дмитрий Донской весьма почитал греческого святого. Накануне Куликовской битвы, в 1380 году, он торжественно перевез из Владимира в Москву центральную святыню Владимирского собора — икону великомученика, которая была написана на доске гроба святого. В память о воинах, в Куликовской битве павших, была для общецерковного поминовения установлена Дмитриевская Родительская суббота.

Впервые такая панихида была проведена в Троице-Сергиевой Лавре 20 октября 1380 года самим святым преподобным Сергием, игуменом Радонежским, там же присутствовал и сам великий князь Дмитрий Донской.

В чем помогает великомученик

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь:

  1. Димитрий помогал воинам в осаде, даже дерзнул ослушаться Всевышнего ради любви к родному городу. Димитрий — заступник людей, в том числе в военное время.
  2. После осады Солуни святой кормил граждан в голодное время. То есть Димитрий помогает в голодное время, в житейских трудностях.
  3. Эпарх Мариан вел неправедный образ жизни, это привело его к тяжелой болезни. Никто из врачей не мог помочь, оставался один способ — магия. Но Мариан отказался от волхования, решив не предавать своей веры. В ту же ночь ему явился великомученик и повелел идти в его храм. Больной послушался и, проведя ночь в храме, исцелился. Дмитрий помогает в болезнях.
  4. Летописец Солуни Иоанн упоминает о серьезной эпидемии, унесшей жизни огромного количества граждан. Болезнь не жалела ни детей, ни взрослых. Жители стали усиленно ​молиться своему небесному попечителю. По истории, все, кто пребывали в храме Дмитрия и возносили молитвы, утром остались в живых, а те, кто были дома, скончались. Дмитрий помогает в эпидемиях тем, кто просит о помощи.
  5. До нас дошли также и свидетельство того, как один воин оказался под властью демонов. Бедняга не мог даже призвать на помощь Высшие силы. Друзья отвели страждущего в храм Дмитрия и закрыли его в помещении на ночь. Уже утром бесноватый был полностью в своем уме. Великомученик Солунский помогает при одержимости и помутнении разума.

Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом — небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *