Кто такой домострой

Досье на домостроевца

«Жена должна бояться и уважать мужа, он же должен любить и уважать ее, давать ей отдых в воскресенье и исполнять свой мужеский долг. Ежели жена виновна, муж имеет право наказывать ее вожжами и рукой, но не оглоблей шесть дней в неделю.»

Цитата из современного издания «Домостроя»

Исходя из ставшего уже нарицательным творения протопопа Сильвестра, домостроевцем обычно называют домашнего тирана. Однако, к счастью, современный ревнитель патриархальных традиций нечасто считает нужным поколачивать жену или делать из нее бессловесное дрожащее существо. Просто в его представлении о счастливой семье женщина должна заниматься детьми и домом, а ему достается роль добытчика и главы семьи.

Ломать или строить?

«За ним, как за каменной стеной», — именно так говорят о нашем герое.

Впрочем, не все домостроевцы одинаковы. Точнее, они бывают двух видов.

Д** омостроевец созидательный**.

Он надежен как скала. Он уважительно относится к себе и окружающим и требует такого же отношения к себе. Он уверен в своем будущем, и считает, что все в этой жизни строится на семейных ценностях, любви к близким, доверии и порядочности. Он с пониманием относится к женским слабостям и готов закрыть глаза на многое – за исключением измены и предательства – этого мужчина-домостроевец простить обычно не может.

Домостроевец созидательный строит счастливую семью с хорошими отношениями внутри и налаженным бытом и готов прикладывать к этому усилия, требуя того же от других. Он не пытается сделать женщину материально зависимой, а создает условия, при которых она сможет заниматься только домом, не пресекает ее контакты с внешним миром, однако хочет, чтобы на первом месте стоял дом.

Задача созидательного домостроевца – создать в семье условия, которые отвечают его представлению о счастье. Достоинства этих мужчин понятны: они надежные партнеры, добытчики, опора всей семьи и хорошие родители. Однако обзавестись нимбом идеала даже самым созидательным домостроевцам мешают упрямство и негибкость при попытке второй половины проявить индивидуальность.

Домостроевец деструктивный

Его рождает ущемленное самолюбие, эгоизм, закомплексованность и неумение поставить себя на место другого рождает . На словах он также надежен и обещает оградить от всех бед ту, что посвятит всю себя ему и детям (именно в таком порядке). Однако семейную жизнь деструктивный домостроевец строит на причудливой смеси классического «да убоится жена мужа» и воспетых в анекдотах штампов самцового поведения.

Его убаюкивающая на стадии ухаживания надежность может обернуться эмоциональной примитивностью, патологической ревностью, подсознательным строительством дома-тюрьмы для жены и детей и даже рукоприкладством. Первые симптомы деструктивного поведения проявляются, когда мужчина резко запрещает делать жене (ЗАГС, кстати, тоже условие с его стороны обязательное) самые элементарные вещи: учиться, работать, встречаться с друзьями, носить любимые вещи, выбирать стиль общения с ребенком и т.п.

Говорить о достоинствах союза с таким человеком очень сложно, скорее, отдельной темой станет техника «побега» с наименьшими потерями из-за этой «каменной» стены, которая может обвалиться в любую минуту, придавив всех, кто имел несчастье за ней поселиться.

Понять к какому типу относится домостроевец, можно проанализировав мотивы его поступков и присмотревшись хорошенько к его семье. Ведь одно дело, когда стремление стать главным берет свое начало в успешно реализовавшемся родительском сценарии, а совсем другое, когда власть нужна для того, чтобы решить проблемы за счет унижения женщины.

Кому с домостроевцем жить хорошо?

Истина «на каждый товар есть свой купец» избита, но в отношениях полов все еще актуальна. Одним надежное плечо человека, готового принимать решения за других, покажется решеткой, другим – опорой. Возможность растить детей и заниматься хозяйством в браке с домостроевцем может стать счастьем для женщины домашнего склада и пыткой для богемной дивы или натуры с острой потребностью сделать карьеру.

В отношениях с такими мужчинами, впрочем, как и с любыми другими, для прекрасной половины есть три варианта развития событий:

  1. быть готовой принести в жертву домашнему очагу в самом простом варианте работу, а в худшем случае еще общение с друзьями, хобби и все, что отвлекает от заботы о семье;
  2. ступить на тропу затяжной войны с чувством собственничества и упрямством домостроевца (победит ли в ней любовь неизвестно, но сил точно потрачено будет немало);
  3. поискать того, кто разделяет более демократичные идеалы (здесь уже будет совсем иной набор достоинств и недостатков).

История одного развода

Возможность наблюдать, как развиваются отношения девушки современных взглядов с носителем классических патриархальных воззрений, мне предоставила близкая подруга.

Вначале была эйфория – на стадии ухаживания Саша, который в те времена ласково именовался «настоящим мужчиной» приятно выделялся среди других кавалеров. Он всегда провожал Юлю домой и готов был ехать полтора часа в одну сторону по вечерам, только бы любимая не ходила темными переулками одна. Еще Саша дарил цветы и прочие атрибуты конфетно-букетного периода, забирал в свои руки все, что тяжелее ридикюля («дорогая, не женское дело сумки носить»), считал своим долгом обеспечивать семью, был готов жениться («милая, я не верю в гражданский брак, это придумали трусы») и мечтал о детях.

Правда, при переходе отношений в стадию совместной жизни обнаружилась и обратная сторона этих бонусов. Уже через пару месяцев «хранитель традиций» стал использовать аргументы «я — глава семьи» и «ты — жена, поэтому должна», настаивать на том, что не стоит думать о работе, а любые интересы вне семьи и вовсе не поощрялись.

Через полгода после свадьбы Саша завел разговор о том, что лучше вместо диплома, до которого его супруге осталось меньше года, родить ребенка. Ну и на закуску выяснилось, что Юлин муж свято верит в то, что от мытья посуды чуть ли не первичные половые признаки исчезают, и считает, что к мусорному ведру и пылесосу особь мужского пола не должна подходить ближе, чем на метр.

Все это не стало бы такой проблемой, если бы перед ЗАГСом Саша не обещал считаться с мнением жены, помогать ей по хозяйству и не требовать сиденья дома или, если бы Юля мечтала родить пятерых детишек и быть домохозяйкой, а не врачом. А так налицо конфликт ценностей, диаметрально разные представления о семейном счастье и жалобы друг на друга и поданное заявление о разводе. При этом, Юля сетует на то, что вопрос о том, какой быть семье, супруг решил без нее, и горестно добавляет, что для женщины другого склада ее отлично зарабатывающий и грезящий о большой семье муж был бы настоящим сокровищем, но она больше к таким не подойдет на пушечный выстрел.

Кстати, замечено, что, как правило, домостроевец появляется в жизни женщины только один раз и становится либо эталоном отрицательного героя, либо самым дорогим человеком, особенно, если появился на горизонте после долгой череды инфантильных мужчин.

«Домострой»

ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО

ДОМОСТРОЙ

1. Патриархально-суровый и косный семейный быт (по названию старинного русского свода житейских правил).

2. Хороший хозяин, устроитель порядка в своем доме.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992

ПОЛЕЗНАЯ КНИГА

«Домострой» поражает нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» — не просто сборник советов, перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.

«Домострой» создан в первой половине царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.

«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.

«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает «Домострой». — Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю… не тщится служить лжею и клеветою и лукавством… славы земной ни в чем не желай… зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету… согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися…»

В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру — дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что — в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи – «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это — с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Домострой — свод правил поведения горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни, памятник светской письменности XVI века. Авторство и составительская работа приписываются протопопу Благовещенского монастыря в Москве, духовнику Ивана Грозного Сильвестру. При составлении свода использовались русские («Измарагд», «Златоуст», «Поучение и наказание отцов духовных») и западные (чешская «Книга учения христианского», французский «Парижский хозяин», польская «Жизнь добропорядочного человека» и др.) «учительные сборники». Для гендерной истории особое значение имеют разделы Домостроя XXIX, XXXIV, XXXVI, касающиеся воспитания детей (в том числе обучения девочек рукоделию, а мальчиков «мужским» домашним работам) и отношений с женой, «государыней Дома», как автор Домостроя именует хозяйку. Домострой обучал женщин, «как Богу и мужу угодить», как блюсти честь рода и семьи, заботиться о семейном очаге, вести хозяйство. Судя по Домострою, они были настоящими домодержицами, руководившими заготовкой продуктов, приготовлением пищи, организовывавшими работу всех членов семьи и слуг (уборка, обеспечение водой и дровами, прядение, ткачество, пошив одежды и т. д.). Все члены домохозяйства, кроме хозяина, должны были помогать «государыне Дома», целиком подчиняясь ей. В отношениях с домочадцами Домострой рекомендовал хозяину быть «грозою» для жены и детей и строго наказывать их за провинности, вплоть до «сокрушения ребер», либо «плетью постегать по вине смотря». Жестокость отношений с женой и детьми, предписываемая Домостроем, не выходила за рамки морали позднего средневековья и мало отличалась от аналогичных назиданий западноевропейских памятников этого типа. Однако в историю русской общественной мысли Домострой попал именно благодаря одиозным описаниям наказаний жены, поскольку неоднократно цитировался именно в этой части русскими разночинцами-публицистами 1860-х гг., а затем В. И. Лениным. Этим объясняется несправедливое забвение этого ценнейшего памятника вплоть до последней четверти XX века. В настоящее время выражение «домостроевские нравы» сохранило четко выраженную отрицательную коннотацию.

Тезаурус терминологии гендерных исследований. М.. 2003

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД-2

…Аргумент зарубежных исследовательниц в пользу теории «теремного затворничества» состоит в том, что в период укрепления великокняжеской, а потом и царской власти и увеличения могущества боярско-княжеской аристократии женщины остались в стороне от этих процессов и не получили права самостоятельно властвовать, самореализовываться и даже передвигаться без мужского сопровождения.

Данный вывод был сделан на основе ряда сочинений ХVI в. — «Домостроя» благовещенского протопопа Сильвестра и записок иностранцев о России. Но можно ли считать эти памятники достоверными историческими источниками? Сильвестр выразил свое представление о месте женщин в обществе и семье, иностранцы, с русскими людьми почти не общавшиеся, могли иметь лишь самое поверхностное представление о положении местных женщин. Например, увидев, что знатная особа выезжает по делам в окружении почетной свиты, они могли сделать вывод о том, что та не имела права ездить одна. Также предвзято иностранцы могли расценить наличие в русских домах женской и мужской половин. Это было связано не с изоляцией женщин, а с разделением обязанностей в семье. Женщина занималась воспитанием маленьких детей, обеспечивала всех домочадцев, включая слуг, одеждой, постельным бельем и заботилась об их чистоте. Эти обязанности были у всех женщин, независимо от их социального положения. Но знатные и богатые нанимали слуг, рукодельниц, портомоек, кормилиц, мамок и нянек для детей, а бедные простолюдинки все делали сами. Но в эти женские дела мужья никогда не вмешивались, предоставляя супругам свободу действий.

АВТОРСТВО

Авторство окончательного текста «Домостроя» связывается с именем вполне определенного человека, известного сподвижника Ивана IV, его духовного наставника, — Сильвестра.

Сильвестр (начало XVI в.-до 1568 г.), выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал в подготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в том числе в составлении и редактировании таких важных памятников, как Судебник 1550 г. и Четьи-Минеи. По своим политическим взглядам Сильвестр близок к нестяжателям, он выступал против обогащения церкви, отстаивал сильную государственную власть — единодержавие; это стало политической платформой для сближения с представителями возвышавшегося дворянства (в лице других приверженцев нового курса, таких как Алексей Адашев). «Остуда» Ивана IV к Сильвестру началась после боярского «мятежа» 1553 г., в котором Сильвестр занял уклончивую позицию; поскольку же он был связан с Владимиром Старицким, основным антагонистом Ивана IV, ему пришлось «добровольно» постричься в Кирилло-Белозерский монастырь (под именем Спиридона). Окончательная опала постигла Сильвестра весной 1560 г., после смерти царицы Анастасии, которая благоволила ему. Дальнейшие обстоятельства личной жизни Сильвестра мало известны и являются спорными, неизвестно даже время и место его смерти. Крупный политический деятель н писатель, в последние годы жизни он занимался только перепиской книг, некоторые из них сохранились.

«Домострой» «сильвестровской редакции» — основное произведение писателя; он отредактировал и отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичного содержания.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. Домострой

ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ ДОМОСТРОЯ

6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна («напои, накорми, согрей»)

В монастыри, и в болницы и в пустыни и в темницы закълюченных посещаи и милостыню и сил всяких потребных подаваи елико требуют, и види беду их и скорбь и всяку нужу елико возможно помогаи им и всякаго скорбна и бедна и нужна и нища не презри, введи в дом свои напои накорми согреи одежи всею любовию и чистою совесьтию теми милостива Бога сотвориши и свободу получиши а родителем своим преставльшимся память твори к церквам Божиим приношение и в дому по них кормлю твори нищим милостыню и сам от Бога помяновен будеши.

(В монастыре, и в больнице, и в затворничестве, и в темнице заключенных посещай и милостыню, что просят, по силе своей возможности подавай, и вглядись в беду их и скорбь, и в нужды их, и, насколько возможно, им помогай, и всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью: и этим милость Бога заслужишь и прощение грехов получишь; также и родителей своих покойных поминай приношением в церковь Божию, и дома поминки устраивай, а нищим раздай милостыню, тогда и сам будешь помянут Богом).

20. Похвала женам («если дарует Бог жену добрую»)

Аще дарует Бог жену добру дражаиши есть камени многоценнаго таковая от добры корысти не лишится, делает мужу своему все благожитие, обретши волну и лен сотвори благопотребно рукама своима, бысть яко корабль куплю деющи издалече збирает в себе богатество и востает из нощи и даст брашно дому и дело рабыням, от плода руку своею насадит, тяжание много, препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело и чада своя поучает, тако же и раб, и не угасает светилник ея всю нощь руце свои простирает на полезная, лакти же своя утвержает на вретено, милость же простирает убогу плод же подает нищим, не печется о дому муж ея многоразлична одеяния преукрашена сотвори мужу своему и себе и чадом, и домочадцем своим, всегда же мужь бысть в соньмищи с вельможи и сядет знаемым вельми честен быст, и благоразумно беседова разумеет яко добро делати никто же без труда венчан будет, жены ради добры блажен мужь и число днии его сугубо, жена добра веселит мужа своего и лета его исполнить миром, жена добра часть блага в части боящихся Господа да будет, жена бо мужа своего честне творяще, первие Божию заповедь сохранив благословена будет, а второе от человек хвалима есть, жена, добра, и страдолюбива и молчалива, венец есть мужеви своему обрете мужь жену свою добру износит благая из дому своего, блажен есть таковые жены мужь и лета своя исполняют во блазе мире, о добре жене хвала мужу и честь.

(Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая по корысти добра не лишит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лен, сделай что нужно руками своими, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дому и дело служанкам, от плодов своих рук увеличит достояние намного; препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник ее всю ночь: руки свои протягивает к прялке, а персты ее берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подает нищим, — не беспокоится о доме муж ее; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда ее муж соберется с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без труда не увенчан. Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая — венец своему мужу, коли обрел муж жену свою добрую — только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире; за хорошую жену похвала мужу и честь).

54. В погребе и на леднике всего беречи («и рыжики, и икра, и морс»)

А в погребе и на ледникех, и на погребицех хлебы и колачи, сыры яица забела, и лук чеснок и мясо всякое, свежее и солонина и рыба свежая и просольная и мед преснои, и ества вареная мясная и рыбная студенью и всяи запас естомои, и огурцы и капуста соленая и свежая и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и росолы ставленыя, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные и вина флязские, и горючие и меды всякие, и пива сыченые и простые, и брага, и всяго того запасу ключнику ведати, и сколько чево на погребице поставлено, и на леднике и погребе, и все бы то сочтено и перемечено што вполне што не вполне, и перемечено, и записано и сколько чего куды отдаст по приказу государеву и сколко чево разоидетца то бы было все в счете было бы што господарю сказать, и отчет во всем дати а все бы то было чисто и в покрыте, и не затхлося и не заплеснело, и прокисло, а вина фряские и сыченая перевара, и всякое лутчее питье в опришенном погребе за замком держать а сам бы тамо ходил.

(А в погребе, и на ледниках, и в кладовых хлебы и калачи, сыры и яйца, сметана и лук, чеснок и всякое мясо, свежее и солонина, и рыба свежая и соленая, и мед пресный, и еда вареная, мясная и рыбная, студень и всякий припас съестной, и огурцы, и капуста, соленая и свежая, и репа, и всякие овощи, и рыжики, и икра, и рассолы готовые, и морс, и квасы яблочные, и воды брусничные, и вина сухие и крепкие, и меды всякие, и пива на меду и простые, и брага, — весь тот запас ведать ключнику. А сколько чего в кладовой поставлено, и на леднике, и в погребе, — все то было бы сосчитано и перемечено, что целиком, а что не полностью, и пересчитано, и записано, и сколько чего и куда отдаст ключник по приказу господскому, и сколько чего разойдется, — и то было бы все в счете, было бы что господину сказать и отчет во всем дать. Да было бы то все и чисто, и накрыто, и не задохнулось, и не заплесневело, и не прокисло. И вина сухие и медовые взвары и прочие лучшие напитки в особом погребе под замком держать и самому за ними следить).

Домострой в современном переводе

Читать главы домостроя на этом сайте или

  1. Поучение отца сыну
  2. Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу
  3. Как причащаться тайнам Божьим и веровать в воскресение из мертвых
  4. Как всею душою господа возлюбить и близкого своего
  5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться
  6. Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем
  7. Как почитать архиреев, а также священников и монахов
  8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий
  9. Как всякого посещать в страдании
  10. Как в церкви Божии и в монастыри приходить с дарами
  11. Как дом свой украсить святыми образами
  12. Как мужу с женою и домочадцами в доме своем молиться богу
  13. Как мужу и жене молиться в церкви и пребывать в чистоте
  14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы
  15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в твой дом
  16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе
  17. Наказ ключнику на случай пира
  18. Наказ господина ключнику как готовить блюда постные и мясные
  19. Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем
  20. Как воспитать дочерей и с приданным замуж выдать
  21. Как детей учить и страхом спасать
  22. Как детям почитать и беречь отца и мать и повиноваться им
  23. Похвала мужьям
  24. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать благословясь
  25. Наказ мужу и жене и детям как им следует жить
  26. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться
  27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог
  28. О неправедной жизни
  29. О праведном житии
  30. Как жить человеку по средствам своим
  31. Кто живет нерасчетливо
  32. Кто без присмотра содержит слуг
  33. Как мужу воспитывать свою жену в том чтоб сумела богу угодить
  34. О мастерицах хороших женах
  35. Как кроить различную одежду и хранить остатки и обрезки
  36. Как сохранять порядок домашний и что делать если придется у людей чего попросить
  37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем обиходе
  38. Как слуг наставлять посылая их на люди
  39. Как жене с мужем советоваться каждый день
  40. Наказ женам о пьянстве и хмельном питье
  41. Как жене носить разную одежду и сберегать ее
  42. Как хранить в полном порядке посуду всякую и вести домашнее хозяйство
  43. Как самому хозяину припасы на год покупать
  44. Как себе купить разный товар заморский
  45. Когда и что покупать тому, у кого деревень нет
  46. Как сохранить припасенный впрок припас постный
  47. О прибыли запасенного впрок
  48. Как огородом и садом заниматься
  49. Какие запасы напитков держать хозяину для себя и гостей
  50. Поварам наставление, как пиво варить и мед сытить и вино курить
  51. Как ключнику присматривать за поварами и хлебопеками
  52. Как в житницах и закромах у ключника в сохранности было бы зерно и прочий припас
  53. Как в сушильне присматривать ключнику за рыбой и пластовым мясом
  54. Как все сохранять в погребе, леднике и сарае
  55. Как ключнику все держать в порядке
  56. Как держать на сеновалах сено, запас дров и беречь всякую скотину
  57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих избах и как в сготовленном разобраться
  58. Как самому хозяину присматривать получше за погребами и ледниками
  59. Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать
  60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться
  61. Как устраивать двор или лавку, или амбары и деревеньку
  62. Как подворное тягло платить и подать, а должникам возвращать долги
  63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякие припасы соленые
  64. Записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед
  65. Как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить и квас простой ставить
  66. Правило о всех овощах различных, как обрабатывать и готовить
  67. Свадебный чин

Материал создан: 05.08.2014

Краткое содержание Домострой Сильвестра

Домострой является сводом правил, на которых строятся взаимоотношения в любой православной семье. Эта книга содержит наставления о том, как следует поступать каждому члену семьи в том или ином случае. Этот труд представляет семью, как малый храм, он учит читателя вести праведную жизнь.

«Домострой» состоит из трех частей. Первая часть написана как отцовское обращение к своему сыну. Отец убеждает молодого человека, что жить нужно с верой в Бога, бояться его. По наставлению отца, мужчина несет ответственность за воспитание своих чад и поведение жены. Если же члены семьи ведут себя неподобающе, то виноват он, муж и отец.

В основном первая часть «Домостроя» посвящена канонам христианства. Она учит как нужно молиться, христосоваться, наставляет в вере, рассказывает о правильном наложении креста. Так, например, в книге утверждается, что христиане должны верить в Святую Троицу, воскрешение усопших, Иисуса Христа и тому подобное.

«Домострой» советует людям чаще просить у духовного отца указаний, как поступить в какой-либо ситуации. Чтить и слушаться Бога всегда, следовать его заповедям, исповедоваться ему, честно рассказывать о своих грехах и просить прощения. Если человек заболеет, лечиться нужно усердно молясь и раздавая милостыню нищим.

Вторая часть книги описывает роль семьи в обществе. Семья – это малая церковь, главой которой является мужчина. Он обязан быть мудрым и опытным, отвечать за всех своих чад и домочадцев перед людьми и Богом. У всех прочих членов семьи имеются свои обязанности.

В этой части книги большое внимание уделено воспитанию подрастающего поколения. Родители обязаны вырастить детей благочестивыми, добрыми, трудолюбивыми, прививать им любовь к ближнему.

Детям тоже даны наставления. Им велено относиться к родителям с почтением, слушаться их и не прекословить. Применять к детям телесные наказания рекомендуется в самом крайнем случае. И нельзя делать это «в сердцах», в состоянии гнева.

Жене в семье отводится вторая по значимости роль после мужа. Ей положено подчиняться своему мужу, но при этом она является его верной помощницей и советчицей.

Помимо уклада в семье, «Домострой» дает советы, как ладить с соседями, говорит о необходимости повиноваться власти, служению и Богу, и царю.

В третьей части можно было найти различные практические советы. Женщинам там предлагались кулинарные рецепты, они могли с помощью этой книги освоить рукоделия. «Домострой» учил рачительному ведению домашнего хозяйства, рациональному планированию расходов. В книге уделялось внимание труду, описывались всевозможные ремесла, сельскохозяйственные работы.

«Домострой» был написан в 16-м веке и долго пользовался большим почетом у русских людей. Но многие правила актуальны и сегодня. Особенно это касается воспитания детей, почтения к старшим, любви к ближним. Кроме того, она позволяет узнать, как правильно совершать христианские ритуалы.

Эта мудрая книга учит хорошим взаимоотношениям в семье, а так же с другими людьми за ее пределами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Сильвестр — Домострой. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Брэдбери Зелёное утро

    Действие рассказа происходит на Марсе, но главный герой – землянин, Бенджамен Дрисколл. Он провёл целый месяц на красной планете, высаживая по её поверхности саженцы и семена деревьев, привезённые с Земли

  • Краткое содержание Шергин Детство в Архангельске

    ать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман

  • Краткое содержание Лермонтов Парус

    Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» хоть и небольшое, но несет в себе глубокий смысл. В каждой строке автор раскрывает всю противоречивость современного ему общества, удачно используя антитезу: страна далекая-край родной

  • Краткое содержание Тургенев Ася

    Н.Н. светский мужчина в возрасте 45 лет, повествует о давней истории, произошедшей во времена его юности. Герою на тот момент было не больше 25 лет

  • Дверь в стене — краткое содержание рассказа Уэллса

    История рассказывает о неком мистере Уоллсе, давнем приятеле самого рассказчика. Будучи еще маленьким мальчиком, мистер Уоллес, гуляя по улице увидел зелёную дверь. У её подножия лежали зелёные листья

Содержание глав этой книги

1. Поучение отца сыну.

2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.

4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.

5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это.

6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем.

7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться.

8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам.

9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах.

10. Как в церкви божий и в монастыри приходить с дарами.

11. Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать жилище.

12. Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться Богу.

13. Как мужу и жене молиться в церкви, чистоту хранить, всякого зла избегая.

14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молитвы.

15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой.

16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне.

17. Наказ ключнику на случай пира.

18. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные и кормить семью в мясоед и в пост.

19. Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем.

20. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать.

21. Как детей учить и страхом спасать.

22. Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

23. Похвала мужьям.

24. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь.

25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.

26. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться во всяком их учении и по божественным заповедям, и в домашней работе.

27. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит – примет от Бога милость.

28. О неправедном житье.

29. О праведном житии.

30. Как человеку жить по средствам своим

31. Кто живет нерасчетливо.

32. Кто содержит слуг без присмотра.

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, и самой – трудиться.

34. О мастерицах хороших женах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки.

35. Как кроить различную одежду и беречь остатки и обрезки.

36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать.

37. Как хозяйке следует повседневно приглядывать за слугами в домашнем хозяйстве и рукоделии, а самой ей – все хранить и приумножить.

38. Когда посылаешь на люди слуг, вели не болтать лишнего.

39. Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать.

40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а навету и обману слуг без дознания не доверять; строгостью их наставлять (да и жену также), и как в гостях пребывать и дома себя вести правильно.

41. Как жене носить разную одежду и как шить ее.

42. Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяйство, все комнаты содержать хорошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу – проверять жену, поучать и божьим страхом спасать.

43. Как самому хозяину, или кому он прикажет, припасы на год и иной товар закупать.

44. Как себе на расход купить разный товар заморский из дальних земель.

45. Когда и что покупать тому, у кого деревень нет, всякие домашние припасы, летом и зимой, и как запасать на год, и как дома разводить всякую скотину, еду и питье держать постоянно.

46. Как сохранить припасенный впрок всякий припас постный.

47. О прибыли от запасенного впрок.

48. Как огородом и садом заниматься.

49. Какие запасы напитков держать хозяину для себя и гостей, и как слугам их приготовить.

50. Наставление поварам: как пиво варить и мед сытить, и вино курить.

51. Как ключнику присматривать за поварами, за хлебопеками, и всюду – за всем хозяйством.

52. Как в житницах и в закромах у ключников в сохранности было бы все зерно и прочий припас.

53. Также и в сушильне присматривать ключнику за рыбой, сушеной и вяленой, за пластовым мясом и языками.

54. Как все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице.

55. Как по наказу хозяйскому ключнику в клетях, подклетях и в амбарах держать все в порядке.

56. Как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса, и скотину всю беречь.

57. Как готовить на кухнях, в пекарнях и в рабочих комнатах, и как в сготовленном разобраться.

58. Как самому хозяину получше присматривать за погребами и ледниками, в житницах и в сушильнях, в амбарах и в конюшнях.

59. Как хозяину, выведав все, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться.

61. Как устраивать двор или лавку, или амбар и деревеньку.

62. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с деревни подать, а должникам – возвращать долги.

63. Указание ключнику, как хранить в погребе всякие припасы соленые – и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведерках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики и грузди.

64. Записки на весь год, что к столу подавать, еду мясную и постную, и о крупитчатой муке, как готовить муку и чего из четверти калачей столовых, и о всяких калачах.

65. Правило о разных медах сыченых, как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить, и квас медвяный простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и закваску сготовить.

66. Правила о всяких овощах разных, как их готовить, обделывать и хранить. Записки другого извода на весь год: столовые блюда подают в Успенский мясоед.

67. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.

Предисловие к этой книге(1), да будет так!

Поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и в небесные силы, и святым мощам поклоняться и тайнам святым причащаться и как остальной святыни прикладываться. О том, как Царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: «Кому честь – честь, кому дань – дань, кому подать – подать»(2), «не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание»(3). «Хочешь ли не бояться власти? Делай всегда добро»(4) – перед Богом и перед нею, и во всем покоряйся ей и по правде служи – будешь сосуд избранный и царское имя в себе понесешь.

И о том, как почитать святителей, священников и монахов – и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных – и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст.

А еще в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела, ибо сказал Господь: «Да будете оба в едину плоть»(5), ибо апостол сказал: «Если страдает один член – то все с ним страдают»(6); так же и ты, не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных – до самого последнего домочадца, ибо все мы связаны единою верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее(7), и будешь как сосуд избранный, не себя одного несущего к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый рабе, верный рабе, будь в радости Господа своего!»(8)

А еще в этой книге отыщешь устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать – и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах. А всего тут найдешь ты глав 67.

1. Поучение отца сыну

Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде(9), в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление(10) со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, – будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды – да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *