Кто такой кузьма минин

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский отличался отвагой, мужеством, умом, верностью слову и бескорыстием. Эти качества прославили его в веках, но помешали занять престол. Вспоминаем неизвестные факты о первом герое России…

«Удвоенный Кузьма» — главное оружие против поляков

Мало кто знает, что при рождении Дмитрия Пожарского нарекли Кузьмой – в честь святого Космы Бессребреника . Имя Дмитрий он получил при крещения, и оно служило ему так называемым публичным именем. Однако родители и друзья детства называли князя именно Кузьмой.

Москвитин Ф. «Гражданин Минин и князь Пожарский»

Напомним, что также звали и исторического «напарника» Дмитрия Пожарского — Кузьму Минина. Кстати, имя «Кузьма» происходит от греческого слова «космос» и на русский переводится как «порядок». Поэтому можно говорить, что в ноябрьской Москве 1612 года был установлен «удвоенный порядок».

Интересно, что существует версия, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косма. Правда, достоверных доказательств этой гипотезы нет.

Помощь матери

В 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу – «стряпчим с платьем» царя Бориса Годунова, а через короткое время стал стольником. Это довольно высокие должности для выходца из «захудалого» рода, коим считался род Пожарских.

Такая честь была оказана юному князю Дмитрию после хлопот ее матери — Евфросиньи Федоровны, которая служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Федоровны верховой боярыней.

Мать оказывала Дмитрию большую помощь в течение всей своей жизни. После смерти Годунова Пожарский даже успел послужить при дворе Лжедмитрия I. Однако смерть матери в 1607 году поставила крест на придворной карьере князя.

Военные способности

Князь не отличался талантом полководца и до своего призвания нижегородцами «идти на Москву» выполнял, как правило, полицейские функции по заказу более знатных бояр.

Скажем, в лихие времена Лжедмитрия II, Пожарский проводил карательные операции против мелких шаек разбойников, которых тогда гуляло тысячи по русской земле. Возглавив народное ополчение, князь столкнулся с отсутствием опыта командования крупными военными объединениями.

Первое время в дружине была плохая дисциплина, порой переходившая в анархию. Виной тому было не только неопытность Пожарского, но его слабый авторитет среди младших командиров и солдат. Сам Дмитрий Пожарский сознавался в своей неспособности.

Например, как-то к нему приехала делегация новгородцев, которые лоббировали шведского королевича в качестве нового русского царя. Пожарский был не против этой затеи: правда, при условии, что шведский принц станет православным. Но при этом заметил:

«Был бы у нас такой столп как Василий Васильевич Голицын (видный боярин. Ред.), все бы его держались и слушались, а я к такому великому делу мимо его не принялся. Меня к тому делу насильно приневолили бояре и вся земля».

Князь Пожарский и Философский камень

Свои грамоты князь Пожарский скреплял печатью с очень любопытной геральдикой, которая выбивается из наших представлений об исконной русской символике.

В щите мы видим ворона, клюющего череп. Щит держат два льва, над щитом корона, а внизу печати извивается дракон. Вокруг надпись: «Стольник и воевода князь Дмитрей Михайловичь Пожарской Стародубской».

Этот символ был широко распространен в западной алхимической символике. Ворон, терзающий «мертвую голову», является самой распространенной иллюстрацией так называемой «работы в черном» — первой стадии «делания» Философского камня.

Кроме того, кто внимательно читал роман Вальтера Скотта «Айвенго», припомнит, какой герб был на щите рыцаря-тамплиера Бриана де Буагильбера, главного врага доблестного Айвенго. Все тот же ворон, клюющий череп…

«Казакофобия»

Князь Пожарский по какой-то тайной причине не долюбливал казаков. Так, он долгое время не решался идти на Москву, пока там были казаки. Выступивши из Ярославля, он шел к столице очень медленно.

Готовясь к битве с поляками, Пожарский ослаблял свое войско, отправляя в одиночку свои отряды в разные стороны. 14 августа 1612 года князь прибыл к Троице и опять остановился там на несколько дней, а между тем из-под Москвы дворяне и казаки торопили его идти как можно скорее, потому что атаман Ходкевич приближался к столице с усиленным войском.

Наконец, 20 августа, Пожарский и Минин со своим ополчением прибыли к Москве. Князь Дмитрий Трубецкой выехал к ним навстречу и приглашал стать в одним лагерем с казаками. Но Пожарский категорически отказался.

Лоббирование шведского принца

На Земском соборе 1613 года, который должен был избрать нового царя, князь был одной из ключевых фигур — он направлял прения и руководил ими. Интересно, что Дмитрий Пожарский также был в списках претендентов на престол, однако шансов у него из-за «худородности» практически не было.

Интересно, что в начале князь поддерживал «чужеземного» претендента на Московский трон – шведского принца Карла Филиппа. Он даже прислал свое послание шведскому полководцу Делагарди, войска которого оккупировали Новгород. В письме Пожарский писал, что он сам и большинство знатных бояр желают видеть на русском троне именно принца.

Когда кандидатура «варяга» не прошла, князь стал поддерживать «родственных» Шуйских, а за день до избрания царя по таинственной причине вдруг стал ратовать за избрание на трон Михаила Романова.

Депрессивный князь

После воцарения летом 1613 года Михаила Федоровича Пожарскому было пожаловано боярство. Правда, влиятельным боярином он не стал. Ему не поручали особенно важных государственных дел.

Служба его ограничивалась второстепенными поручениями. Более того, Михаил Федорович не считал, что Пожарский сыграл главную роль в освобождении Москвы от интервентов. Культ князя Пожарского возник уже при поздних Романовых.

Известно, что Пожарский на протяжении всей жизни страдал «черным недугом» — депрессией. Некоторые историки утверждают, что именно это не позволило ему играть более значительную роль в государственных делах после воцарения Романовых.

Минин и Пожарский

Минин и Пожарский — герои земли русский. Эта фраза, тиражированная в тысячах статей, отражает отношение общества к событиям почти четырехсотлетней давности. Последовательность событий в период, называемый Смутой, в России назвать смогут немногие, но, если спросить о Минине и Пожарском, почти каждый ответит: «Это те, кто освободил Москву от поляков». В памяти народа Минин и Пожарский — великие защитники Русской земли, вошедшие в национальную мифологию.

Память о Минине и Пожарском неразрывна, хотя они разного происхождения и различаются многим, кроме участия в спасении России. Что их объединяет – это порядочность. О Минине и Пожарском не было дурной славы, которая, как замечает И.Е. Забелин, всегда обойдет славу добрую — «добрая слава лежит, а худая бежит». Оба героя были высокопорядочные люди — поэтому им и верил народ.

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Пожарский

О князе Пожарском до встречи с Мининым уже было известно. Предки Дмитрия Пожарского, вели начало от великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, сына Юрия Долгорукого. Ко времени Смуты Пожарские числились «захудалым» княжеским родом. Дед Дмитрия — Фёдор, служивший при дворе Ивана Грозного, в годы опричнины был лишен вотчины и сослан в Свияжск. Вскоре его вернули, возвратили часть земель и отправили на ливонскую войну в невысоком чине дворянского головы. Старшего сына, Михаила, князь Фёдор женил на Ефросинье Беклемишевой — дворянке знатного рода. 17 (30) октября 1577 г. в родовом тереме Пожарских в деревне Сергово, княгиня Ефросинья родила своего второго ребенка — сына, получившего крестильное имя Козьма и родовое Дмитрий. Вскоре семья переехала в Москву, где у Пожарских был фамильный дом.

Возвышением Пожарский был обязан матери. В 1602 г. княгиня Пожарская получила должность «верховной боярыни» при Ксении, дочери жены Годунова Марии Григорьевны. После смерти Бориса стольник Пожарский, как и все присягнул «Дмитрию Ивановичу». Пожарский не только сохранил чин стольника, но был назначен дворецким. После, когда Василия Шуйского избрали царем, князь Дмитрий ему присягнул и служил до конца. Здесь проявляется главная черта Пожарского — верность присяге царю. Пожарский присягал и верно служил новому царю, если его помазали на царство.

В 1610 г. Шуйский послал Пожарского в Зарайск воеводой. Когда москвичи свергли Шуйского, Пожарский отразил попытки сторонников Вора захватить Зарайск и выбил мятежников из Коломны. Об этом часто забывают, но Дмитрий Пожарский стоит у истоков не только Второго, но и Первого земского ополчения.

19 марта комендант Кремля Госевский, решив упредить Московское восстание, приказал рубить москвичей. Поляки перебили безоружных горожан в Китай-городе, но когда попытались захватить Белый город, наткнулись на жёсткий отпор. Пушкари доставили Пожарскому несколько пушек, и князь встретил врага пушечной стрельбой. Он выбил поляков обратно в Китай-город.Благодаря предательству Москва была подожжена. Люди, спасаясь от пожара, побежали из Москвы. Дольше всех держался Пожарский.

Второе земское ополчение

О начале земского ополчения, освободившего Москву, мало что известно. Дата знаменитой речи Минина неизвестна, также как и причины его выступления. Грамоты от духовенства не призывали к созыву нового ополчения. На Кузьму Минина влияла сама жизнь и настроение народа — возмущение, отчаяние и надежда на Бога.

Оставалось получить поддержку воеводы и высшего духовенства. Духовенство было настроено против поляков. Первый воевода, Василий Звенигородский смотрел в сторону Боярской думы.

Минин выступил перед народом в середине — второй половине октября 1611 г. Нижегородцы обязались жертвовать на ополчение по «пожиткам и по промыслам». Ответственным за сбор денег — «окладчиком», выбрали Минина. А вот воеводой нового ополчения нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского.

Ополченцы получали щедрое жалованье — от 50 до 30 руб. Летописец пишет, что Минин «жаждущия сердца ратных утолял, и наготу их прикрывал, и во всем их покоил, и сими делами собрал воинство немалое». По словам Забелина, «в этом и состояла главнейшая и великая заслуга Минина; в этом и обнаруживался его дальновидный, практический ум. Он хорошо понимал, что никакие диктаторские приговоры и никакие патриотические воодушевления не собрали бы ратных, если бы нечего им было есть, или скудно бы им было жить».

С самого начала между Пожарским и Мининым сложилось полное понимание и согласие. Один занимался военной стороной дела, другой — обеспечением войска.

Весной 1612 г. войско Пожарского очищает от шаек казаков Замосковье.

В мае 1612 г. ярославское посольство начало переговоры в Новгороде с митрополитом Исидором и шведским наместником Якобом Делагарди. Переговоры длились больше двух месяцев. 26 июля стороны договорились о подписании перемирия Московского и Новгородского государств.

Пожарский выступил из Ярославля 27 июля, на другой день после утверждения договора с Новгородом. Войско с пушками и обозом двигалось медленно и 29 июля ещё находилось в 29 верстах от города.

14 августа ополченцы пришли к стенам Троицы и были торжественно встречены архимандритом Дионисием с братией. Пожарский выступил от Троицы 18 августа.

Весь день 20 августа войско Пожарского обустраивалось, готовясь к приходу Ходкевича. Ополченцы расположились по валу западной стороны Земляного города или Скородома, кольцом окружавшего Белый город. Ходкевич не заставил себя ждать. 21 августа он разбил лагерь на Поклонной горе, в шести верстах от позиций Пожарского.

Битва за Москву

Рано утром 22 августа (1 сентября нов. стиля) Ходкевич перешел реку Москву у Новодевичьего монастыря и двинулся к Чертольским воротам. Впереди, ряд за рядом, шла польская кавалерия. Князь Дмитрий, тоже стянувший силы к Чертольским воротам, бросил навстречу лучшую свою конницу — смолян (в их числе вяземцев с дорогобужцами). Завязался бой. Не выдержав двойного удара, смоляне отошли в Земляной город. Здесь Пожарский приказал им спешиться и занять оборону на городском валу. После обеда Ходасевич бросил всю пехоту — наёмников и запорожцев, — на штурм Земляного вала по обе стороны от Чертольских ворот. После удара конницы ряды поляков смешались и они покинули Земляной город. Ходкевич отвел потрепанное войско на Воробьёвы горы.

Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой.

24 августа сражение развернулось в Замоскворечье. Пожарский предвидел возможность удара с юга и половину войска переправил на правый берег реки. Сражение началось со стычек конницы. Снова смоленские дворяне приняли на себя главный удар. Пять часов они сдерживали натиск гусарских рот, ливонской пехоты и запорожцев. Прижатые к реке, ополченцы вплавь переправлялись на другой берег. Пожарский со своим полком прикрывал отступление.

Замечательна роль Минина в последней битве. Кузьма Минин пришел к Пожарскому и попросил у него воинов. Атака Минина привела к перелому в битве. В наступление двинулось всё войско Пожарского. Войско гетмана ночевало, не сходя с коней, на другой день отошло на Воробьевы горы, далее — к Можайску, а потом — за литовскую границу.

Битва под Москвой 22—24 августа (1—3 сентября нов. стиля) 1612 г. по своим результатам является важнейшей битвой в русской истории. Трудно сказать, что стало бы с Россией, если бы Ходкевич разбил ополчение Минина и Пожарского.

Оставалось взять Китай-город и Кремль. Пожарский написал письмо сидевшим в осаде полякам, предлагая сдаться, но они отказались. Пришлось продолжить осаду. К середине октября из трехтысячного гарнизона осталось не более полутора тысяч человек. 22 октября в русский лагерь был послан Будило, а Пожарский отправил заложником Василия Батурлина. Начались переговоры, поляки пытались выговорить уступки, но тут вмешался случай: казаки полка Трубецкого неожиданно пошли на приступ Китай-города и овладели им — случилось так называемое «китайское взятье». Теперь полякам оставалось лишь бороться за обещание сохранить им жизнь.

Сдача Кремля произошла не сразу, поляки взяли под стражу сидевших в Кремле бояр и за их головы выговорили жизнь. 27 октября (6 ноября по нов. стилю) 1612 г. состоялась сдача польского гарнизона.

После взятия Москвы. Пожарский и Минин приняли участие в работе Земского собора, выбиравшего царя. Первоначально называли восемь претендентов: в их числе были Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский. Сам Пожарский предлагал выбрать шведского принца Карла-Филиппа. 6 января 1613 г. Собор принял решение не избирать на престол иноземных королевичей. 21 февраля 1613 г. Земской собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. 11 июля состоялось царское венчание в Успенском соборе. Сразу после венчания царь пожаловал в бояре князя Ивана Черкасского (царского родственника) и князя Дмитрия Пожарского. На другой день царь пожаловал Кузьму Минина в думные дворяне (третий по значению чин в Думе).

Мифотворчество.

Из современников о 2-м земском ополчении писали многие — самые важные сведения приведены в «Новом» и «Пискаревском» летописцах и у Авраамия Палицына в «Сказании». В середине XVII в. троицкий келарь Симон Азарьев по поручению царя Алексея Михайловича подготовил к печати «Житие преподобного Сергия» Епифания Премудрого и добавил в него 35 глав о чудесах, случившихся в XV—XVII вв. Среди чудес, описанных Азарьиным, под цифрой девять идет глава: «О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства».

В XVIII в. Пожарского и Минина знали и почитали, но писали о них немного. В «героической поэме» «Петр Великий» (1760) М.В. Ломоносов, повествуя об истории России, упоминает о Пожарском вместе с… Трубецким. Ломоносов не забывал о героях Смуты и дальше. В 1764 г. он подготовил «Идеи для живописных картин из Российской истории». Из 25 тем Смутному времени было уделено 7, из них 3 — Минину и Пожарскому. В 1799 г. Н.С. Ильинский публикует «Описание жизни и бессмертного подвига славного мужа Нижегородского купца Козьмы Минина, выбранное из исторических преданий», и в том же году выходит из печати анонимное произведение (И.И. Виноградова) «Житие Франца Яковлевича Лефорта, российского генерала и Описание жизни нижегородского купца Козьмы Минина». В 1798 г. М.М. Херасков опубликовал драму «Освобожденная Москва». Среди главных ее героев Пожарский и Минин.

О Минине и Пожарском в первой половине XIX в. В 1806 г. престарелый Державин публикует «героическое представление с хорами и речитативами» под названием «Пожарский, или Освобождение Москвы» (1806), где делает попытку объединить оперу и трагедию.

Затем появляются поэма С.Н. Глинки «Пожарский и Минин, или Пожертвования россиян» (1807), его же трагедия «Минин» (1809); поэма С.А. Ширинского-Шихматова «Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасённая Россия» (1807), трагедия М.В. Крюковского «Пожарский» (1807) и исторические повести П.Ю. Львова «Пожарский и Минин, спасители Отечества» (1810) и «Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова» (1812). Все эти произведения, за исключением пьесы Крюковского, откровенно слабы.

Несложно понять, почему Минин и Пожарский пользовались особым расположением царствующего дома. Подвиг вождей нижегородского ополчения, сам по себе бесспорный и решивший судьбу России, создал предпосылки для выбора царя, и выбран был Михаил — первый царь династии Романовых. Иными словами, подвиг Минина и Пожарского представляет начало монархической мифологии династии Романовых. Важным шагом в её утверждении явилась установка памятника Минину и Пожарскому работы Ивана Петровича Мартоса на Красной площади (1818). Памятник Минину и Пожарскому сразу перерос рамки романовского мифа и вошел в историческую мифологию как символ несломимой воли народа к борьбе с завоевателями.

Говоря об историках, писавших о Минине и Пожарском в первой половине XIX в., следует сказать, что Минин целиком, а Пожарский — по большей части принадлежат к «посткарамзинскому» периоду. Карамзин ушел из жизни, доведя «Историю государства Российского» до убийства Прокофия Ляпунова. Лишь «Записка о древней и новой России» (1811) содержит его оценку: историк называет Минина и Пожарского «спасителями Отечества».

В официальной мифологии вновь прославляют Минина и Пожарского. 16 декабря 2004 г. Госдума РФ ввела общероссийский праздник День народного единства в честь «дня победы народного ополчения гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского» (впервые праздновали 4 ноября 2005 г.). В 2005 г. в Нижнем Новгороде состоялось открытие памятника Минину и Пожарскому в виде уменьшенной копии памятника в Москве. Героев нижегородского ополчения ныне славят, но чествования официальные. Для народа связь времён прервана — Минин и Пожарский перестали быть народными героями, а стали героями историческими.

Кризисы конца XVI – начала XVII веков

Прежде всего, государство переживало сильнейший династический и, как следствие, политический кризис, причинами которого были:

  • прекращение династии московских князей Рюриковичей: царь Фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, умер, не оставив наследника мужского пола, и вопрос о том, кто будет править после него, долгое время оставался открытым;
  • борьба за власть между придворными группировками, которая завершилась воцарением на московском престоле первого выборного царя Бориса Годунова.

На фоне политической нестабильности развивался сильнейший социально-экономический кризис, проявлениями которого стали:

  • так называемая «поруха» 70-80-х годов XVI века, явившаяся следствием опричнины и поражений в Ливонской войне;
  • усиление крепостничества и, как итог, бегство населения из центральных регионов на окраины государства;
  • сильнейший голод 1601-1603 гг, подорвавший и без того слабый авторитет царя Бориса Годунова;
  • восстание Хлопка.

Всё это стало основой тех событий, которые вошли в историю Государства Российского под названием Смутного времени.

Это интересно! Милиция в средневековой Руси — опричнина Ивана Грозного: кратко об опричниках и целях их действия

Период с 1605 по 1611 года

Расскажем кратко о Смутном времени, когда не раз предпринимались попытки установить государственность внутри страны, раздираемой изнутри сословными противоречиями, а извне — соседями, стремящимися завоевать новые территории.

1605-1606 гг

После смерти царя Годунова к власти пришёл, поддерживаемый поляками и Ватиканом, Лжедмитрий I (предположительно его настоящее имя — Григорий Отрепьев), человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Лжедмитрий стал реальной альтернативой боярскому правлению, но очень скоро москвичи поняли, что создалась реальная угроза государственной независимости. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание, следствием которого стало свержение Лжедмитрия и возведение на престол Василия Шуйского, реальная власть которого была ограничена Крестоцеловальной записью, усиливавшей позиции Боярской Думы.

1606-1610 гг

Царю Василию Шуйскому пришлось пережить ряд серьезных происшествий:

  • восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг), соратника Лжедмитрия I;
  • приезд под Москву Лжедмитрия II – нового самозванца, прозванного «тушинским вором»;
  • столкнуться с открытой польской интервенцией, инициированной польским королём Сигизмундом.

Шуйский решает внутренние проблемы за счёт привлечения иностранных войск. В 1609 году заключает военный союз со Швецией, которая беспрепятственно ввести свои войска на территорию русского государства. В 1610 году царь Василий был отравлен московскими боярами, которые стремились укрепить собственную власть, пользуясь тяжёлой внутриполитической ситуацией.

1610-1611 гг

После смерти Василия Шуйского к власти пришла группа бояр, начался период Семибоярщины. Московские бояре решили, что прекращение Смуты возможно после избрания сильного правителя и сошлись на кандидатуре польского царевича Владислава, после чего сделали всё возможное для приглашения его на московский престол. Одновременно началась открытая шведская интервенция, поляки ввели свои войска в Москву.

В 1611 году, после захвата шведами Новгорода, а поляками — Смоленска, было сформировано первое ополчение, лидеры которого поставили себе задачу освободить Москву от поляков, но из-за разногласий между руководителями цель так и не была достигнута.

Под Нижним Новгородом начало формироваться второе Земское ополчение, вдохновителями и предводителями которого стали нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – настоящие Спасители Отечества. Их главной целью было защитить Москву от интервентов. Кто были такие, с кем воевали Минин и князь Пожарский.

Участие во Втором ополчении Козьмы Минина

Кузьма (Козьма) Минин – идеолог Второго (Нижегородского) ополчения. Вдохновившись посланиями московского патриарха Гермогена, которого поляки заточили в тюрьму и заморили голодом, торговец призвал народ вооружаться и защитить московские земли от вторжения иностранных интервентов – католиков.

Происхождение и родня

Первые упоминания о Минине встречаются только в связи с созданием народного полчения. Существует версия о том, что он происходит из балахнинского (г. Балахна – небольшой городок под Нижним Новгородом) старинного купеческого рода солеваров. Также имеется документально неподтвержденная версия о том, что Кузьма по национальности был татарином, родом из Казани.

Что достоверно известно об этом человеке:

  • отца его звали Мин (Мисаил; от его имени возможно пошла фамилия – Минины), который в конце жизни, возможно, принял монашеский постриг;
  • его брат Сергей, действительно, занимался солеварением в Балахне;
  • сестра Софья приняла монашеский постриг;
  • его жена Таисия пережила мужа на несколько лет и в конце жизни также приняла монашеский постриг;
  • единственный сын по имени Нефёд всю жизнь прослужил в Москве стольником, умер бездетным.

В 1610 году Кузьма работал мясником и проживал в Нижнем Новгороде. Был избран на должность земского (посадского) старосты. Скорее всего, это избрание было связано с его участием в Первом ополчении, когда он в составе нижегородского полка сражался против тушинцев. В 1611 году новый староста произнёс на общем собрании горожан пламенную речь, которая, в конечном итоге, подвигла народ к организации Второго ополчения. Нижегородские посадские люди начали собирать средства на содержание служилых людей. Посоветовал нижегородцам пригласить князя Дмитрия Пожарского, чтобы он стал их военным предводителем. Полномочия руководители ополчения поделили следующим образом:

  • Пожарский занимался военным планированием;
  • Минин заведовал хозяйственной частью.

Внимание! Была введена «третья деньга», то есть все нижегородцы должны были отдать на нужды ополчения третью часть своего состояния. Средства тратились разумно. На службу были наняты лучшие военные специалисты того времени. Минин лично заведовал провиантом и фуражом, обеспечивал ополчение всем необходимым, в том числе вооружением и даже артиллерией.

К апрелю 1612 года в Ярославле был организован «Совет всея Земли» — временный государственный орган, который должен был обеспечить гражданский порядок на освобождённых землях. Под Нижним Новгородом собралось большое войско, готовое под руководством Пожарского идти на освобождение Москвы.

В боях за Москву в августе-сентябре 1613 года купец также принимал деятельное участие, возглавлял две дворянские роты, которые дали отпор литовским войскам гетмана Ходкевича и первыми прорвались к Донскому монастырю.

Жизнь после победы

После освобождения Москвы Козьма Минин вместе с князьями Пожарским и Трубецким фактически управлял государством, принимал участие в обсуждении кандидатур возможных правителей государства, но сам наотрез отказался стать одним из кандидатов.

Внимание! Кузьма Минин был не против рассмотреть также кандидатуру польского царевича Владислава, но утверждал, что приглашать его на московский престол можно только в том случае, если он согласится принять православие.

После избрания на престол Михаила Романова, Минин получил высочайший служилый чин думного дворянина с окладом в 200 рублей и вотчины под Балахной. Пользовался большим уважением среди представителей Боярской Думы, был советчиком молодого царя и его родителей, Ксении и Филарет, ставшим, в конце концов, новым московским патриархом. Скончался в 1616 году и был погребён в Спасо — Преображенском соборе Нижегородского кремля. Сейчас захоронение находится в Михайло-Архангельском соборе.

Предводитель второго ополчения

Дмитрий Пожарский был выдающимся военным стратегом и политическим деятелем XVI-XVII веков, сплотил людей и создал сильное войско, сумевшее освободить Москву от польско-литовских войск.

Происхождение

Пожарские являются прямыми потомками суздальских князей Стародубских, которые ведут свою родословную от Юрия Долгорукого. Родился 1 ноября 1578 года. В семье было несколько сыновей и дочь по имени Дарья, которая впоследствии вышла замуж за печально знаменитого Никиту Хованского.

Интересно! Мало кто знает, как звали в семье будущего героя. При крещении его нарекли в честь Святого Дмитрия Солунского, а до этого события он носил имя Кузьма. Родители после совершения церковного обряда продолжали по-привычке называть сына прежним именем. Этот факт может пригодиться участникам школьных олимпиад.

Свою службу при дворе Дмитрий Михайлович начал с 15 лет в 1593 году. Всестороннюю поддержку ему оказывала мать, которая занимала высокий пост верховной боярыни при царице Марии Григорьевне Годуновой и дала своему сыну великолепное для того времени образования, привила чувство долга, ответственности за свои поступки, благочестие и набожность.

После смерти Годунова князь присягал на верность Лжедмитрию I и Василию Шуйскому. В это время (1606-1609 гг) он служил под началом полководца М. Скопина-Шуйского, отличился в боях с поляками и болотниковцами.

В 1610 году отказался принимать участие в призвании на московский престол царевича Владислава и удалился в Зарайск, где служил воеводой. В 1611 году примкнул к Прокопию Ляпунову, руководителю Первого ополчения. Вместе со своими служилыми людьми пытался «отвоевать» Москву у поляков и даже получил в одном из многочисленных боёв тяжёлое ранение. На лечение отправился в родовое имение Юрьево Нижегородского уезда, куда прибыли представители Второго ополчения, чтобы пригласить Дмитрия Михайловича возглавить боевой поход на Москву.

Внимание! Восстание Минина и Пожарского против интервенции — яркий пример национальной освободительной борьбы, формирующей и цементирующей нацию.

Князь принял предложение нижегородцев, понимая, что из всего Московского государства наиболее стойко продолжали держаться только Троице — Сергеева лавра под руководством игумена Дионисия и Нижний Новгород. Новый предводитель прибыл в город в октябре 1611 года, а в марте 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило по направлению к Ярославлю. По дороге войска ополчения освободили Суздаль.

В Ярославле воевода чуть не погиб от рук заговорщиков, наёмных убийц послал казачий атаман Иван Заруцкий. Заговор раскрыли, участники были прощены и сосланы в подмосковные таборы. В июле войско ополченцев выступило на Москву, к августу они достигли Троице-Сергеевой Лавры, а в конце августа — начале сентября — стояли под Москвой. Бои за город продолжались до 22 октября, когда пал осажденный ополченцами Китай-город.

Подвиг Минина и Пожарского заключается в том, что они сумели сплотить народ на борьбу не только за православную веру, но и за государственность. Именно поэтому 4 ноября мы отмечаем праздник под названием «День Народного Единства».

Служба царю Михаилу Романову

Вместе с боярами Мстиславскими, князем Трубецким и Кузьмой Мининым Дмитрий Михайлович руководил страной до созыва Земского Собора в 1613 году. Ему принадлежит идея пригласить на московский престол родственников последнего царя Фёдора Иоанновича по линии матери Анастасии Романовой. Стал близким другом нового московского правителя. Участвовал в чине венчания на царство, был дружкой на обеих свадьбах Михаила Романова, поддерживал царя во время смерти двух его сыновей.

После венчания Михаила Романова на царство Дмитрию Пожарскому был дарован сан боярина, князь продолжал играть видную политическую роль при дворе:

  1. В качестве воеводы освободил от поляков города Брянск и Карачев, защищал Калугу, Можайск и Боровск от войск польского царевича Владислава.
  2. Вёл дипломатические переговоры с английскими послами, был посланником царя, заключал Поляновский мир.
  3. Как государственный чиновник он руководил различными приказами.
  4. Был воеводой и наместником в разных городах.

Семья

Пожарский был женат дважды. В первом браке у него родились 3 сына и 3 дочери. Второй брак с княжной Голицыной был бездетным. По мужской линии род прервался в 1682 году, а вот потомки князя по женской линии здравствуют и поныне. Умер в 1642 году, похоронен в семейной усыпальнице. Это является достоверным фактом, хотя усыпальница и не сохранилась до наших дней.

Внимание! Потомок Пожарского князь П.А. Волконский (кстати, родственник знаменитого декабриста), живёт в Эстонии и является известным режиссером.

Освободители. Минин и Пожарский

История России. Лекция 27. Минин и Пожарский

На Родине Минина. О духовной жизни русской провинции.

Александр Молочников — 14.10.2011

Балахна – районный центр под Нижним Новгородом. Балахне больше 500 лет. Её признают Родиной Кузьмы Минина. Доподлинно известно, что он был сыном Балахнинского солепромышленника Мины Акундинова. Всем хорошо известно, что в 1612 году Минин вместе с князем Пожарским возглавлял народное ополчение, которое погнало из Москвы непрошенных иноземцев. Но мало кто помнит, что само ополчение возникло за год до освобождения столицы. Путь к победе был нескорым. Мининский призыв собирать ополчение, прозвучал на сходе жителей Нижнего Новгорода в конце сентября 1611 года. И в этом году мы как раз отмечаем 400-летия создания освободительного ополчения. Жаль, конечно, что многие граждане этот день не отметили, поскольку наше родное телевидение имеет характер лёгкий и весёлый и многих памятних дат не помнит.

Тем не менее, в честь этого юбилея в г. Балахна 6-7 октября прошла конфереция «Народные ополчения и Российские города в Смутное время». Это событие хотелось бы отметить, поскольку оно было не похоже на дежурное академическое мероприятие. И очень важно, что оно проходило не в столице, а в провинции, в районном городке. Как оказалось, в этом отразились небольшие, но важные перемены в научно-исторической жизни России.

Перемены эти вызван вызваны в первую очередь новым праздником 4 ноября – Днём народного единства. Когда этот праздник у нас ввели, администрация и краеведы малых городов центральной России стали брать на себя иницативу и организацию по проведению научных мероприятий. Раньше этим в лучшем случае занимались местные институты. Так, первая большая конференция, на которую съехались учёные из разных городов, прошла в Зарайске – городе, который в 1610 году оборонял от тушинцев кн. Пожарский. Были конференции в Тихвине, Приозерске, Ярославле и т.п. Да и в Балахне это уже была вторая подобная конференция. И что самое важное — такой массовый всплеск отнюдь не был достоянием только учёной общественности. Подобные конференции были призваны в первую очередь объединить опыт и знания столичных учёных и местных краеведов, журналистов и педагогов. Об этом хорошо сказала в своем выступлении знаток княжеско-боярских родословий доктор исторических наук Маргарита Евгеньевна Бычкова: «Я очень хорошо знаю, что никто с таким интересом не изучает историю рода, как его представители. Если вы хотите изучить чьё-то родословие, обращайтесь прежде всего к потомкам. Историк может проконсультировать (даже тех же потомков), указать архивы, где можно взять данные, но никто и никогда не изучит генеалогию так досконально, как сами потомки, т.е. представители рода. Тоже и с малыми городами. Когда местные жители начинают изучать историю своего края, они узнают много таких важных подробностей, на которые историкам не хватает всей жизни».

Поэтому празднование Дня народного единства оказалось счастливым событием для духовной жизни русской провинции. И в самом деле, трудно найти другое историческое событие, в котором столь яркую и самобытную роль сыграли практически все древние города европейской России. Почти про каждый город Поволжья, Русского Севера и северо-запада можно написать занимательную повесть о его славной и трагичной жизни в Смуту. И сами жители городов это понимают.

В Балахне мы слышали много рассказов о подобных конференциях. Так, во время поездки учёных в Ярослваль произошёл «ненаучный» спор организаторов с нижегородской делегацией о том, чья роль в создании общерусского ополчения была ведущей. Правда, этот спор учёные единодушно осудили, но сам его факт говорит о горячем интересе к прошлым событиям. У каждого города появляется свой герой. В Калязине больше всего ценят Скопина-Шуйского, который освободил город от тущинцев в 1609 году. А в соседней с балахной Кинешме не только провели конферению, но даже думают поставить памятник воеводе Фёдору Боборыкину, который мужественно защищал город от тушенцев и погиб в сражении с войском Лисовского в 1608 году. Причём к созданию памятника привлекают всех горожан, о чём можно прочитать здесь: http://www.kineshemec.ru/novosti-goroda-kultura/10463-kakim-budet-pamyatnik-fedoru-boborykina.html

«Да ладно! – уже вижу ироничные посты сетевых спорщиков – какие там горожане-народ-население! Ну местные энтузиасты-краеведы, ну власти понятное дело, ну школьники-отличники, пенсионеры, а народу всё это как-то по барабану». На это я могу сказать, что во-первых, по-барабану или нет я точно не знаю, потому не стану с этим соглашаться, чтобы не обидеть балахнинцев и жителей других городов. А во-вторых, даже если и согласиться, что волна интереса к русской истории охватывает пока немногие слои населения, то это уже хорошо. Хорошо, что историки приезжают рассказать хотя бы краеведам об их родном городе по находкам в центральном архиве древних актов. Хорошо, что школьникам 1 сентября рассказывают о том, что в их маленьком городке родился Кузьма Минин, и как много он сделал для России. Хорошо, что нашим образованным старикам (в их время образование и культура населения были куда выше!) дают пищу для познания. Да и наша молодёжь уже сталкивается с необходимостью найти в себе любовь к Родине. Да, духовное возрождение провинции, граданское самосознание глубинки – цель далёкая. Но вода камень точит. Тот толчок, который дало празднование 4 ноября уже даёт первые всходы. Урожай ещё невелик, но культура прижилась и можно сеять дальше.

О самой конференции.

Учёных из Москвы, Петербурга и Йошкар-Олы встретили на вокзале 6-го утром. Жильё предоставили очень хорошее, за что гостеприимным организатором огромное спасибо, хоть сейчас речь и не об этом. Лично я ожидал, что нас проведут в какую-нибудь нафталинную аудиторию в местном музее или институте, где я раздам учёным мужам свои тезисы и начну докладывать. Нас же привели к современному зданию, с надписью «Дом Москвы».

Это здание москвичи подарили Балахне, как Родине освободителя столицы. Об этом до сих пор напоминает камень у основания здания. Не знаю, спрашивал ли Лужков разрешения жителей на подобный расход бюджета, но всё же это не самая глупая трата народных денег за последнее время. Надо признать, внутри подобного полукруглые стекляшки оборудованы хорошо. Там есть спортивный и актовый залы, просторные аудитории, библиотека и т.п.

1. «Дом Москвы», культурно-досуговый центр г. Балахна.

Мы стали записываться в вестибюле. Тут я вперые увидел будущих зрителей. Человек с полсотни. Парни и девушки. Юные лица. Очень юные. Лет 16-17. Почти дети. Видно было, что они очень рады, что не пошли в школу или в универ. И что им очень весело, что их привели куда-то, где можно не думать и где их ждёт что-то новое.

В углу стояла девушка с блокнотом. Она позвала «молодежь» к себе и предложила викторину.

Я подошёл послушать.

— Какой чин получил Кузьма Минин за свой подвиг?

Дети замолкли. Кто-то неуверенно ответил: «боряина?». – Нет, — улыбнулась девушка. — Думайте ещё.

К сожалению, в это раз правильного ответа никто не знал.

_ Он стал думным дворянином – сказала девушка с блокнотом и по бумажке зачитала, кого называли думными дворянами. – А какая икона была с ополченцами во время освобождения кремля?

Сразу несколько рук взлетело вверх. Многие уже знали правильный ответ: «Икона Казанской Богоматери».

Вопросы шли дальше: «Назовите имя и отчество князя Пожарского», «Кто руководил первым земским ополчением?», «В каком монастыре лечился Пожарский после ранения?» и т.д. Многие школьники давали правильные ответы. Как я потом узнал, в местных школах историю тех событий изучают весьма основательно.

Конца викторины я не дождался. Подошёл к организатору, узнать где мы будем заседать.

Оказалось в актовом зале. Даже не в большой аудитории. В современном актовом зале. Столиков ни у кого нет. Зато мягкие кресла, как в кинотеатре, большая сцена и кафедра с микрфоном. В зал вошли человек сто наверное. Мы, учёные из обеих столиц и Нижнего Новгорода сидели на первых рядах. В президиуме сидели представители администрации и разного рода почётные гости.

В программке были указаны депутат Хинштейн, академик Сахаров, но они не смогли приехать. Были какие-то заместители из администрации и один представитель церкви в рясе. А на задних рядах расположились студенты Нижегородского университета и школьники. Они-то и составляли большую часть ауидитории.

Я сразу понял, что про тезисы можно забыть. Не сказать, чтобы я обрадовался. Конечно, я не думал выступать с узкоспециальным докладом. Я года за два до этого нашёл в рукописном отделе Петербургского института истории грамоту 1613 года от старост и всех крестьян Троицкой Волости Важской земли. В этой грамоте крестьяне снаряжают против казаков даточных ратных людей с топорками, копями и самопалами и собирают со всей общины деньги для оплаты даточным на три месяца. И много чего ещё есть в этой грамоте, полезного для понимания организации народных ополчений. Мне было несложно добваит дополнительные источники и написать полезную статью, но вот как донести её до неподгтовленной аудитории? Впрочем, всё решилось само собой. Во-первых, я собрался, а во-вторых, я выступал после перерыва, когда часть аудитории уже вкусила достаточной для себя духовной пищи и разбежалась по своим молодецким и девичьим делам.

До перерыва, с 10 до 13 были доклады руководителей района и области, а также самых почтенных учёных, таких как М.Е. Бычкова, автор научно-популярных книг Л.Е. Морозова, почётный гость из Польши Томаш Бохун и т.п. Доклады в первой части носили информационно-ознакомительный характер и касались самых широких проблем. Так, М.Е. Бычкова говорила о русской и польской историографии Смуты и впервые подчеркнула особое значение научных конференций после 4 ноября 2004 года. Л.Е. Морозова рассказала о борьбе русских городов против тушинцев в 1608-1609 гг. Специалист по исторической географии К.А. Аверьянов докладывал о возникновении и истории тушинского лагеря под Москвой. В основном они пересказывали результаты многолетних исследований и не углублялись в узкие проблемы. Для школьников и студентов в зале такой подход был самым правильным.

После перерыва были более специальные исследовательские доклады. Выступал историк А.В. Малов, редактор военно-исторического журнала «Единорог» с докладом о служилых иноземцах. Сотрудник архива древних актов С.В. Сироткин очень артистично пересказал записи в книге балахинского выборного старосты 1617/18 гг., в которых отразилась сложная и многообразная жизнь города в конце Смуты.

Тогда же выступали местные исследователи. Организатор конференции директор Балахнинского музейного историко-художественного комплексаМ.В. Карташова рассказывала о добыче соли в Балахне. Аспирант НГПУ Вихарев Александр Владимирович сделал доклад о Покровском мужском монастыре и о его основателе иеромонахе Пафнутие.

Покровская церковь и Никольский собор на месте Покровского Мужского Монастыря, который был основан в XVI столетии , согласно народному преданию — Пафнутием Балахнинским.

Этот монастырь известен с XVI века, но о его первом настоятеле не сохранилось никаких источников, кроме народного предания, которое было впервые зафиксировано только в конце XVIII века. Уже тогда представители образованного общества сомневались в исторической достоверности этого подвижника. С точки зрения науки монаха Пафнутия не существовало, т.к. не сохранилось никаких письменных источников о его деятельности. Но есть, вероятно, своя правда в народных преданиях. И как знать, может быть она ближе к истине! А..В. Вихарев говорил о раскопках, которые проводились в 90-е гг., когда в левом пределе Покровского собора нашли останки и признали их останками святого настоятеля. Он убеждённо отстаивал правоту народной памяти и призвал учёных продолжить искать следы жизни и деятельности своего святого земляка. Его слушали внимательно и никто не стал делать резко-критических заявлений. Сама атмосфера диалога между приезжими знатоками центральных архивов и местными любителями родной старины (очень часто – тоже весьма компетентными в своей области) способствовала даже не терпимости, но взаимному живому интересу к взглядам друг друга.

Это не значит, что конференция проходила без споров. На следующий день на круглом столе обсуждался проект резолюции конференции, которую планировали направить высшим должностным лицам страны. В основном там содержались общие призывы развивать и поддерживать память о событиях прошлого и т.п. Но было там в числе прочего обращение к патриарху с просьбой рассмотреть вопрос о канонизации Минина и создании нового агиографического цикла о деятельности ополчений. От кого исходила инициатива неизвестна, но, как выяснилось, местная епархия не поддерживает это начинание. Учёные тоже выступили против, причём весьма корректно – так Малов в своём выступлении говорил в первую очередь о некомпетентности большинства участников конференции в подобных вопросах. Поэтому вопрос оставили на будущее рассмотрение церквью.

Минин и Пожарский. Восковая скульптурная группа в музее Кузьмы Минина в «Доме Москвы».

До принятия резолюции на круглом столе прослушали ещё несколько интересных научных докладов. Потом выступали местные журналисты и педагоги. Особенно впечатлил рассказ о культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества». Эта акция направлена на увековечивание подвига 1612 года и на расширение культурных связей между малыми городами и развитие внутреннего туризма. «Алтарь Отечества» — это туристический маршрут по пути Второго ополчения, в котором принимают участие молодёжь, ветераны войны и труда, представители духовенства, краеведы и историки. Они проезжают по через города Нижний-Новгород-Балахна-Юрьевец-Кинешма-Кострома-Ярославль-Ростов-Переславль-Залесский-Сергиев Посад-Москва. Акция проходит с 2001 года по инициативе администрации Балахнинского района (т.е. межрегиональный проект появился даже не на областном уровне), но в ней уже принимают активное участие жители Ярославля и других городов.

С 1996 года в Балахне проводится (в основном в школах) День памяти Кузьмы Минина.

Когда в 2004 году установили новый праздник, балахнинские педагоги стали думать, как повысить интерес школьников к событиям тех лет? Те, кто бывал в малых городах центральной России, знают, насколько тесно там сотрудничают между собой учителя, краеведы и все, кто по должности занимается историей края.

Кузьма Минин.

И вот, наконец, один учитель литературы разработал особый урок: предложил своим ученикам прочесть романы «Юрий Милославский» (господина Загоскина сочинение) и «Жребий Кузьмы Минина (нашего современника Валерия Шамшурина), и сделать их сравнительный анализ. На мой взгляд, идея крайне удачная, т.к. многие старшеклассники, даже если совсем не любят читать с удовольствием берут исторические романы и даже сожалеют, что в школьной пограмме нет Яна, например. Не все конечно, есть и совсем принципиальные некнигочеи. И всё же думаю, что после этого сочинения у многих местных ребят отложится в памяти представлении о деятельности их земляка 400 лет назад. Идею учителя поддержали и теперь этот урок проводят в каждой школе.

Всё это говорит о том, что в самом близком русскому сердцу регионе – нашей европейской провинции – решение отмечать День народного единства 4 ноября упало на подготовленную почву. Дай Бог, чтобы этот сев принёс добрую жатву!

Прогулки по Балахне.

После конференции историки и я в их числе много гуляли по Балахне.

Как я уже говорил, конференция проходила в современном здании «Дом Москвы». Можно сорить, насколько оно хорошо для русской провинции,но я не заметил, чтоб оно портило какие-либо виды, а внутри оно очень удобно.

Князь готов к бою.

В этом же здании расположен музей Кузьмы Минина. В этом музее сразу же бросаются в глаза восковые фигуры Минина и Пожарского. Я заметил, что их сабли похожи на исторические оригиналы, но почему-то одинаковые и обе представляют собой нечто среднее между саблей Минина и саблей Пожарского.

Вообще сабли, а также шишак и зерцало Пожарского сделаны не очень искусно, но ведь это в городе с населением 78 000 человек, где даже реконструкторов по-моему нет! Думаю, когда будет больше денег, больше контактов с учёными, балахнинцы исправят огрехи. Может, я настроен некритично, но мне и правда понравилась как в провинции чтут память земляка.

Посреди зала можно увидеть надгробную плиту XVI века. На нём старинными буквами выведена надпись: «В лето 7046 представился раб Божий Вавило Иванов сын Власов м(еся)ца априля в 26 день на памят священномученника Семиона». Плита довольно типичная, однако к сожалению, многие ведь не знают, какого вида надгробия ставили над нашими предками 400-500 лет назад и что на них писали. А ведь за этот период известно не так уж мало памятников.

Христос. Деревянная статуя.

Но более я был поражён, когда увидел деревянную статую Христа, наподобие той, которая есть в Перми. Статуя попала в Балахнинский музей, но где она стояла до этого, неизвестно. Тем не менее, культурная связь между регионами привела меня в восхищение.

Св. Вера. Дерево.

Потом в музее кружева я увидел ещё две деревянные скульптуры: Параскевы пятницы и святой Веры (возможно последняя – часть тетраптиха, где ранее были три святые сестры и мать их София).

Надгробие XVI века.

Также в музее были деревянные башенные часы XVII века, сани XVII века, макет солеварни, небольшие археологические находки, старинное оружие. Остальное – картины, новоделы – уже меньше поражало воображение.

Башенные часы с гирями.

Напротив «Дома Москвы» стоит памятник Кузьмы Минина, опять же – с распростертой правой рукой. Позже я такой же жест увидел на памятнике в Нижнем Новгороде и с тех пор верю, что это был излюбленный жест земского старосты. Правда, в Нижнем Минин моложе, сухощавее, и простирает в даль левую руку.

Памятник Кузьме Минину напротив «Дома Москвы» в г.Балахна.

Но думаю, что по числу памятников на Нижегородской земле Минин уже догоняет Ленина (если вспомнить ещё копию скульптуры Мартоса).

Кузьма Минин напротив Нижегородского кремля.

Немного далее от «Дома Москвы» можно увидеть две старинные церкви – Покровскую церковь XVII века и Никольский храм XVI века. Они находятся на бывшей территории того самого Покровского монастыря, который по легенде основал монах Пафнутий. Никольский храм – самое древнее здание современной Балахны. Он был построен в 1552 году в честь взятия Казани. По легенде в нём был крещён Кузьма Минин. Впрочем, других церквей-претендентов на эту историческую роль в Балахне всё равно нет.

Покровская церковь XVII в. и Никольский храм 1552 года.

Рядом с обоими церквями, через перекресток стоит дом И.П. Минина, почётного гражданина, который в XIX веке был церковным старостой Никольской церкви. Он считал себя дальним потомком Нижегородского старосты и, как говорят, много сделал для просвещения балахнинцев и увековечивания его памяти.

Дом Минин (церковного старосты) в г. Балахна.

Никольская церковь – самый древний памятник архитектуры города.

Балахна стоит в низине и её по весне затопляло вплоть до XIX века. Иногда говорят, что за свою открытость к весенним паводкам город и получил своё название. Балахной по Далю называли неряшливую женщину-распустеху. Впрочем, сами жатели города верят, что название его происходит от балахона – того, котором ходили добытчики соли, чтобы им не разъедало кожу.

В Балахне множество подземных солёных вод и главным её промыслом с XV века было солеваренье. Город впервые упомянут в летописи в 1474 году под названием «Соль-на-Городце». До сих пор на Волге можно видеть старинные усолья (деревянные вертикальные трубы, куда скапливаестя солёная вода). Соль в средние века ценилась как золото. Её использовали не только для вкуса, но и для консервации.

Другой местный промысел, который появился уже в XVIII столетии: балахнинское кружевоплетение.

В городе есть музей кружева и при нём до сих пор обучают кружевниц. Технику я пересказывать не буду, поскольку боюсь напутать, но на фотографиях виден сам процесс плетения в наши дни и то, что с давних времён он почти не изменился.

Балахнинские кружевницы предпочетали не геометрический, а цветочный орнамент.

Последнее фото – работы современных мастериц.

Конечно, главное чудо Балахны – это Волга. На другом берегу виден Городец – стольный град князя Андрея, сына Александра Невского, который наводил Орду на Русь в XIII веке.

Вид на Городец.

Вид на Волгу из усадьбы Худякова.

На берегу Волги стоит особняк Балахнинского судовладельца Худякова. Внутри сохранилось редкой красоты лепнина – в каждой комнате своя оригинальная отделка стен и потолка.

Там же, в доме Худякова расположен музей балахнинского судостроения. Правда, экспозиция для него только собирается.

В нижнем парке позади усадьбы Худякова можно видеть лодку сбитую коваными гвоздями: её недавно выловили в Волге. Точное время её постройки неизвестно: кованые гвозди использовались вплоть до начала XX века.

Нижний парк усадьбы Худякова.

Речное судостроение – третий Балахнинский промысел. На гербе города сверху изображён Нижегородский олень, а вверху – какая-то непонятная фигура. Как пояснил директор дома Худякова, эта фигура – кница или къкора (от слов «к низу» и » к кореню»). Изогнутая у корня часть дерева. Балахнинцы придумали класть къкоры у основания судна особым образом, так что можно было сложить нижнюю часть корабля не из нескольких кусков, а всего из двух: кницы и прямого бревна.

Понятно, что старинные промыслы уже не могут иметь иметь прежнего экономического значения. Обидно другое: в советское время их заменили другие градообразующие предприятия. Сейчас большинство заводов закрыты, как когда-то закрыты были балахнинские храмы. Неужели мы не умеем дать себе и. духовную и материальную пищу? Да, балахнинские деятели культуры (в истинном, а не столично-тусовочном значении этого слова) делают много, но сколько больше им бы удалось, если бы жители города были уверенны, что могут всю жизнь прожить в Балахне – и прожить счастливо и интересно! Но это наша общая беда.

Когда ходишь по улицам Балахны думаешь: осознают ли сами жители в каком прекрасном месте они живут? Или они видят только те трудности, которых в старинном городе много, как и во всей нашей провинции. Пока что более справедливым кажется второе. Но усилия тех, кто хочет сделать город лучше, не могут пропасть даром. И они не пропадут, я надеюсь.

Ведь уже 400 лет назад было доказано: когда такие города, как Балахна подымутся, то и вся Русь возродиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *