Кто такой патриарх никон

Патриарх Никон: биография

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

Портрет патриарха Никона

Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

Желтоводский Макариев монастырь

В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

Словецкий монастырь

Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

Елеазар Анзерский

Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа

После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

Хлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде

В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты

С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

  • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
  • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
  • Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом
  • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
  • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Двуперстное и троеперстное крестное знамение

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

Суд над патриархом Никоном

Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

Патриарх Никон

Соловецкий, Кожеозерский, Онежский Крестный, Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри — со всеми этими северными обителями была в разные годы связана, вольно или невольно, жизнь Патриарха Никона.

Не будучи по рождению человеком северным, Патриарх Никон отдал Северу много и лет, и сил. Тридцати лет от роду он принял постриг в Анзерском скиту Соловецкого монастыря от преподобного Елеазара Анзерского. По нынешнему времени, тридцать лет — возраст первой молодости, однако в первой половине XVII века дело обстояло иначе. К прп. Елеазару пришел уже сложившийся, зрелый человек с десятилетним опытом священства в анамнезе.

Возможно, Никон так и остался бы белым попом Никитой, если бы не умерли один за другим трое его детей. В этом Никон, со свойственной ему почти болезненной чуткостью к знакам, увидел указание отречься от мира. Отрекаться от мира он решил — и это тоже многое говорит о его натуре — не в одной из уютных московских или подмосковных обителей, а на Соловках. И даже не в самом Соловецком монастыре, а в суровейшем Анзерском скиту.

Патриарх Никон на Анзере и Кожозере

Н. И. Костомаров пишет:

«Житие в Анзерском ските было трудное. Братия, которой было не более двенадцати человек, жила в отдельных избах, раскинутых по острову, и только в субботу вечером сходилась в церковь. Богослужение продолжалось целую ночь; сидя в церкви, братия выслушивала весь псалтырь; с наступлением дня совершалась литургия; потом все расходились по своим избам. Царь ежегодно давал в Анзерский скит „руги“ (царское жалованье хлебом и деньгами) по три четверти хлеба на брата, а рыбаки снабжали братию рыбою, в виде подаяния. Над всеми был начальный старец по имени Елеазар».

Елеазар поначалу принял Никона тепло. А тот взялся за плуг монашеского делания со всей своей энергией: «Вдаде себе великому посту и воздержанию, бе бо правило его зело велико, яко на кийждо дненощствие при церковном правиле и при кафизмех и канонех целой псалтирь прочитан, по тысяче поклонов творяше, сна же зело мало употребляше».

По прошествии нескольких лет прп. Елеазар взял иеромонаха Никона с собой в Москву «ради собрания милости» на строительство каменной церкви в Анзерском скиту. Денег монахи привезли из Москвы довольно, но они-то и стали причиной ссоры между учителем и учеником: Никон, опасаясь лихих людей, могущих ограбить скит, настаивал на скорейшем строительстве храма, тогда как Елеазар до поры до времени предпочитал сохранять полученную сумму в скитской ризнице.

Спор этот каждый из его участников воспринял через мистическую призму: Никону приснился сон о рассыпанных семенах, а прп. Елеазару привиделась во время богослужения черная змея, обвившаяся вокруг Никоновой шеи. В 1639 году Никон,
оставив Елеазара гневаться («даде старцу сему гневу место»), покинул Анзер. Именно тогда он чудом спасся от потопления на Кий-острове.

Достигнув «берега земли», Никон вынужден был скитаться, питаясь, буквально, подаянием. Милость ему оказала некая вдовица — и он впоследствии не забыл о том, как она поделилась с ним куском хлеба, дав ей и ее потомству «от всяких податей вечное ослабление».

Долго ли, коротко ли Никон достиг Кожеозерской (Кожеезерской) пустыни, которая и поныне считается самым труднодоступным монастырем в России. Новых насельников без вклада здесь не принимали, и Никону пришлось отдать за себя последнее свое достояние, две переписанные им книги — «полуустав и каноник».

Поступив в число кожеозерской братии, он поселился на уединенном острове, «поделие имяше рыбное ловление». Отшельничать долго ему не пришлось, так как вскоре умер игумен Кожеозерского монастыря, и монахи пригласили Никона быть своим настоятелем. Чем-то особенным должен был заслужить такое доверие пришелец — Патриарх Никон, как показывает его дальнейший путь, умел располагать к себе людей. Это не означает, что он искал почестей, его уход от мира был искренним и всецелым, но непросто укрыться от мира тому, кто столь ярок и самобытен. И вот, игуменством в Кожеозерском монастыре началось восхождение Никона к высотам церковной иерархии.

Покушение на Патриарха Никона

Следующий северный отрезок на пути Никона — его путешествие в Соловецкий монастырь в 1652 году за мощами святителя Филиппа.

В 1660 году, когда Никон, уже оставивший Патриарший престол (но продолжавший, однако, именоваться «Божией милостию Патриархом»), посвятил себя устроению основанных им монастырей — Иверского, Крестного и Воскресенского.

Живя на Кий-острове, Патриарх Никон не только распоряжался строительными работами, но сам, как о том свидетельствует Шушерин, принимал в них деятельное участие: «Строения многая сгрояше и о церковном строении прилежа и труждаяся сам с братиею, и прочими трудники, пришедшими с ним, и с тамошними земледельцы».

К кийскому периоду относится дело о несостоявшемся отравлении — или, лучше сказать, порче — Никона. Злоумышлял на него некий «черный дьяк» Феодосий, прибившийся к нему еще в Воскресенском монастыре. Доверие к себе он возбудил в Патриархе тем, что злословил митрополита Крутицкого Питирима, при котором жил прежде. Никон был раздражен на Питирима — тот, оставленный Патриархом при его уходе из Москвы «ведать Церковь», не сносился с ним ни по единому вопросу, а действовал «по государеву цареву указу», — и россказни Феодосия о митрополите упали на подготовленную почву.

В течение краткого времени Феодосий вошел в такую близость к Патриарху, что получил возможность лично подавать ему кушанье. Этого, судя по всему, ему и было надо, поскольку на Кий-острове его поймали за приготовлением «портежного состава». Схваченный, он показал, что его подослали к Никону «Крутицкой Питирим митрополит и Павел Чудовской архимандрит», посулив ему в случае успеха дела — то есть «изведения» Патриарха — «Великоновгородскую митрополию». Приготавливая Никону «смертную трутизну», Феодосий, по его собственным показаниям, «имал де я у него тайно власы из головы и из брады и из постели и из следов и из стелек и мыло, которым он мылился и то де ныне строил и хотел де его портить».

Возблагодарив Бога за избавление от «того злоковарственнаго умышления», Никон приказал заковать Феодосия и отправить в Москву на суд царев. Костомаров пишет:

«Феодосий со своими соумышленниками был в Москве подвергнут пытке; но темное дело осталось неразъясненным».

В Москве, напомним, в это время (февраль 1660 года) шел собор, положивший избрать другого Патриарха, и на Кий прибыл стольник Матвей Пушкин с поручением взять у Никона письменное благословение на это избрание. Никон обещал благословение дать — по возвращении в Москву. Однако, вернувшись с Кий-острова и водворившись в Ново-Иерусалимском монастыре, он нашел, что здесь ему чинят новые неудовольствия и козни, и не только не дал благословения, но повел дело к прямому противостоянию с государственной властью.

Опала Никона

Бодание Никона с древом государства Российского увенчалось закономерным результатом: в 1666 году его, поименованного теперь «монахом Никоном», сослали в Ферапонтов монастырь. Так начался последний северный этап в жизни опального Патриарха.

В Ферапонтовом монастыре Никон провел десять лет. В ссылке он поначалу продолжал «держать тон», отвечая царю на его просьбы о примирении, например, так: «Ты боишься греха, просишь у меня благословения, примирения, но я даром тебя не благословлю, не помирюсь; возврати из заточения, так прощу». Но вскоре скудное житье в двух каморках, «мрачных и закоптелых, еже и изрещи неудобно», сделало Никона несколько более податливым. Уже в сентябре 1667 года он написал Алексею Михайловичу умирительное письмо, где единственная протестная нота содержалась в подписи: «Смиренный Никон, милостию Божиею Патриарх».

Царь, будучи мягкосердечен, не поставил этого лыка в строку своему когдатошнему «собинному другу», и положение ссыльного не замедлило улучшиться. В начале 1668 года для него возвели новые кельи, за устройство которых он принялся с той же энергией, с какой прежде устраивал новые обители.

Другая туча нависла над относительно спокойным ферапонтовским бытованием Патриарха в конце 1668 года, когда приставленный к нему архимандрит Иосиф, желая выбраться из порядком надоевшего ему Ферапонтова монастыря, прибег к испытанному средству — доносу. Он заявил, что к Никону приходили «воровские люди» от Степана Разина, склоняли его уйти с собой, а он, де, говорил им, что «и ему от бояр тошно», и собирался обратиться к народу с жалобой на напрасное заточение.

В доносе Иосифа правда искусно мешалась с вымыслом («воровские люди» в Ферапонтово действительно приходили, однако Никон, по его собственным словам, «на ту их воровскую прелесть не поддался» — и тут ему можно верить), но в своих исканиях архимандрит не преуспел: царь ему не поверил, и Никон вскоре опять получил некоторое послабление.

А после двух кротких писем, написанных Патриархом царю в декабре 1671 года и в марте 1672 года, ему даже предоставили относительную свободу. Теперь он мог огородничать, совершать верховые поездки по окрестностям, удить на Бородаевском озере и принимать местных крестьян, которых он пользовал духовными наставлениями и лекарственными травами.

Никон (патриарх Московский)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Никон и фамилией Минин.

Патриарх Никон


Портрет патриарха Никона с клиром
(Д. Вухтерс(?), 1660-1665 годы)

Патриарх Московский и всея Руси

25 июля (4 августа) 1652 — 12 (22) декабря 1666

Интронизация

25 июля (4 августа) 1652

Церковь

Русская православная церковь

Предшественник

Иосиф

Преемник

Иоасаф II

Митрополит Новгородский и Великолуцкий

11 (21) марта 1649 — 25 июля (4 августа) 1652

Предшественник

Аффоний

Преемник

Макарий III

Имя при рождении

Никита Минин (Минов)

Рождение

7 (17) мая 1605
село Вельдеманово, ныне Перевозский район Нижегородской области

Смерть

17 (27) августа 1681 (76 лет)
Тропинская слобода Ярославля

Похоронен

Новоиерусалимский монастырь, Истра

Автограф

Патриарх Никон на Викискладе

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605, село Вельдеманово — 17 августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».

Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что повлекло возникновение старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены.

Ранние годы

Основным источником о ранней биографии Никона является его житие, написанное иподьяконом И. К. Шушериным вскоре после смерти Никона. Шушерин в молодости попал в услужение к Никону и при нём вырос.

Будущий патриарх родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово под Нижним Новгородом (ныне Перевозский район Нижегородской области). 24 мая мальчика крестили и назвали Никитой в честь преподобного Никиты Столпника. Его родителями были крестьяне, отец — Мина и мать — Мариама. В литературе укоренилось представление, что они — мордва. Впервые эту догадку высказал, не поддержав ссылками на источники, писатель П. И. Мельников-Печерский в своих «Очерках мордвы» (1867). По свидетельству протопопа Аввакума, выросшего в той же местности, отец Никиты был черемисом, то есть марийцем, а мать — «русалкой» (русской). Сам Никон считал себя русским. Синодики середины XVII века сообщают имена трёх братьев Никиты (Симеон, Никифор и Григорий), деда по отцу Василия и деда по матери Гавриила. Мать Никиты умерла вскоре после его рождения и заботиться о мальчике взялась некая Ксения. Вскоре отец женился во второй раз. Если верить Шушерину, мачеха со своими детьми возненавидела Никиту, морила его голодом, избивала и пыталась убить.

Отец отдал мальчика учиться грамоте и Священному Писанию. Но после возвращения домой он стал забывать грамоту, поэтому решил поселиться в каком-нибудь монастыре, чтобы продолжить учёбу. Шушерин сообщает, что Никита ушёл в Макариев-Желтоводский монастырь, где каждый день изучал Писание и проявил необыкновенный интерес к церковному пению, часто оставался ночевать в церкви под колоколом, чтобы не пропустить начало службы. Существует несколько версий того, когда Никита попал в Макариев-Желтоводскую обитель, есть сведения о его пребывании в других монастырях. Вернуться в деревню Никиту заставил его отец, который через посланного человека ложно сообщил сыну о своей и бабушкиной тяжкой болезни или смерти, по разным источникам. Вскоре отец и бабушка умерли.

Шушерин в своём рассказе опирался на воспоминания самого патриарха и лиц из его окружения. Иногда они носили откровенно легендарный характер. Например, известно предание о неком татарине или мордвине, предсказавшем Никите патриаршество. В житии митрополита Илариона говорится, что патриаршество Никите Минову помимо мордвина предсказывал нижегородский священник Ананий (отец Суздальского митрополита Илариона).

До патриаршества

Видение Елеазаром Анзерским на Никоне змея (миниатюра, XIX век)

По настоянию родителей женился и принял сан священника. Около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Через какое-то время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 году, вступив в конфликт с Елеазаром, Никон бежал из скита и был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году был избран игуменом монастыря.

В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу — посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы — духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов — ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению переводов богослужебных книг.

Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным.

11 (21) марта 1649 был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве.

Патриаршество

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

15 (25) апреля 1652 года, в Великий четверг, умер патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьеву, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.

В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был митрополит Новгородский Никон, который получил предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля (4 августа) 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

Реформаторская деятельность

Основная статья: Раскол русской церкви См. также: Старообрядчество

Церковный Собор 1654 года
(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьёзно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.

Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами, что противоречило актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Далее Никон продолжил реформу, собирая соборы. Собор 1654 года положил начало делу унификации московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. И если определения сего Собора были рассмотрены и согласованы на Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, то решение поместного Московского собора 1656 года, на котором всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме, противоречили ему. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, впоследствии отменённая Поместным собором РПЦ 1971 года, и стала главнейшей причиною Раскола XVII века.

Укоренённость как в народе, так и среди значительной части священства мнения о «превосходстве» русского благочестия над греческим, а московского — над киевским, которая появилась в Северо-Восточной Руси после подписания греками Флорентийской унии с католиками, падения Константинополя, ополячивания Литвы и покорения Литвою Киева (ср. тезис «Москва — Третий Рим»), а также резкость самих реформаторов привели к расколу Русской церкви на сторонников Никона («никониан») и его противников старообрядцев, одним из лидеров которых стал Аввакум.

Строительство

Валдайский Иверский монастырь, основанный Никоном

Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 году был заложен каменный Успенский собор.

В 1656 году Никон добился у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 год руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриарх Никон основал Новоиерусалимский монастырь как подмосковную резиденцию патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенского. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.

Размолвка с царём

Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году

Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных.

Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. 10 (20) июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности.

Опала и извержение из священства

См. также: Большой Московский собор

Суд над патриархом Никоном
(С. Д. Милорадович, 1885 год)

В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид, который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.

Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре 1666 года открылся поместный собор Русской церкви — Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались в Константинополе лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе (в вину им было вменено долгое отсутствие в своих патриархиях, которое произошло из-за просьбы русского царя Алексея Михайловича посетить Россию и принять участие в Большом Московском соборе), но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. Кроме того, позднее, по просьбе русского царя Константинопольский патриарх свои решения о лишении кафедр Александрийского и Антиохийского патриархов отменил.

Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.

12 (22) декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:

1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным».

За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом.

Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

Смерть и посмертная судьба

Смерть патриарха Никона
(гравюра, 1870-е годы)

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. Есть сведения, что новый царь обдумывал предложенный Симеоном Полоцким план по созданию на территории Российского царства четырёх патриархий и папского престола, предназначавшегося для Никона. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха, несмотря на протесты патриарха Московского Иоакима, который отказался отпевать и поминать Никона как патриарха на основании того, что решение поместного собора Русской церкви — Большого Московского собора и соборного суда, бывшего на этом поместном соборе, извергшего Никона из священства за предъявленные ему обвинения, считал справедливым и правильным.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре

26 августа 1681 года Никон был погребён, согласно его завещанию, в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; Фёдор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17‑ю кафизму и неоднократно целовал его десницу.

В 1682 году Фёдор Алексеевич исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты. В них повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.

Грамота патриарха Константинопольского Иакова от 5 мая 1682 года указывала:

Преподобныя памяти, возлюбленный брат наш, господин Никон, бывший патриарх Московский и всея Руссии, вместо воздаяния и мздовоздаяния, показания ради долгаго преподобничества и терпения, имеет прощение и разрешение от приключившагося ему соборного извержения, и да будет прощен в нынешнем веце и в будущем от Отца и Сына и Св. Духа, Святыя и Живоначальныя Троицы; восприяв же духовный хитон архиерейства, да приимет, яко патриарх, всегда церковное поминовение, поминаем с прочими патриархами Московскими во священных диптихах, и по всяким именованным временам священных церковных проследованиях безсумненно да сочитается въяве в сочисление прочих патриархов Московских, патриархом же; являемо и именуемо и поминаемое ни един да несопротивится, подлинно тако да будет! Тем же во оправдание издадеся сие прощение его.

Религиовед Вильям Шмидт отмечал, что после смерти Никона русские православные люди выходили встречать, славить и оплакивать своего Патриарха. Ещё не дожидаясь формального восстановления Никона в патриаршем достоинстве, народ припадал к нему как к святителю-исповеднику и страстотерпцу. Тогда обнаружилось, что русский народ любит и чтит патриарха Никона, верит в его праведность. Кафолическая церковь охотно и с радостью разрешала Никона, восстанавливая его в патриаршем достоинстве и причисляя к лику первопрестольных Святейших Московских Патриархов. У гробницы святейшего патриарха Никона в Воскресенском монастыре с конца XVII века по начало XXI века происходили многие чудесные исцеления.

В синодальный период под влиянием цензуры документы, касающееся заседаний Большого Московского собора — суда над Никоном (соборное определение о преступлениях Никона и соборная грамота о извержении из священства Никона), не печатали в составе официально издававшихся документов «Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года».

В 2013 году гробница патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг — гробница ранее подверглась разграблению.

Примечания

  1. Часто пишут, что уход Никиты в Макариев-Желтоводскую обитель относится к 12-летнему возрасту. Есть мнение, что с 12 лет втайне от отца он пребывал в Печерском монастыре и позднее перешёл в Макариев-Желтоводский монастырь. В некоторых источниках утверждается, что из Печерского монастыря Никита в 1621 году вернулся домой и, похоронив родственников, ушёл в Макариев-Желтоводский монастырь и в 1622 году опять вернулся домой. С. В. Лобачёв считает, что Никита Минов подвизался в Макариев-Желтоводском монастыре в конце 1620-х, когда обитель возрождалась, и под впечатлением этого Никита захотел посвятить свою жизнь служению Богу. Считается также, что после 1617 года он со странником ушёл в Макарьево-Унженский монастырь в 240 вёрстах от Макариев-Желтоводского монастыря
  2. Соборное послание, подписанное патриархом Паисием и ещё 24 иерархами утверждало: «Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры, если только в главном и важном сохраняется согласие с кафолическою церковью».
  3. Паисий Лигарид — митрополит Газы, отлучённый от Церкви ко времени событий московского Собора, приверженец католицизма. Однако он имел авторитет у царя за свою учёность.

Использованные источники

  1. П. Никон // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 2. — С. 922.
  2. Лобачёв, 2003, с. 53-54.
  3. 1 2 Севастьянова, 2003, с. 7.
  4. 1 2 Лобачёв, 2003, с. 53—54.
  5. 1 2 Богданов, 2004.
  6. Севастьянова, Зеленская, 2013.
  7. http://www.mari-el.name/2010/03/29/otec-u-nego-cheremisin….html
  8. Резников К.Ю. 5.3 Патриарх Никон // Мифы и факты русской истории. От лихолетья Смуты до империи Петра I. — М. : Вече, 2012.
  9. Севастьянова, 2003, с. 8.
  10. 1 2 Лобачёв, 2003, с. 54.
  11. Костомаров, Н.И. Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. Выпуск четвертый: XVII столетие : Глава 4. Патриарх Никон // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга вторая. — М. : Сварог, 1995.
  12. Патриарх Никон // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей
  13. Знаменский П. В. История Русской церкви (недоступная ссылка)
  14. См. Житие Преподобного Елеазара Анзерского
  15. Цит. по: Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность Патриарха Никона / Русская история в очерках и статьях // под ред. проф. М. В. Довнар-Запольского. — Киев, 1912. — Т. III. — С. 46.
  16. До Никона этим титулом пользовался патриарх Филарет как отец царя Михаила Фёдоровича
  17. Ограничение привилегий церкви в Соборном Уложении 1649 года
  18. Юхименко Е. М. Мемориальные вещи и автографы Патриарха Никона в музейных и архивных собраниях
  19. Акинин К. В. Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом.
  20. Согласно этим сведениям, патриаршие престолы предполагались в Новгороде, Казани, Астрахани и Тобольске.
  21. Беляев Л. А., Капитонова М. А. Погребение патриарха Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре: исследования 2012 г. // Российская археология. — 2013. — № 4. — С. 116—125.
  22. Никон (патриарх), митрополит Новгородский
  23. Патриарх Никон. Труды / Науч. иссл., подг. док. к изд., сост. и общ. ред. В. В. Шмидта. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 1264 с.
  24. Деяния Великого Московского Собора 1666-67 года.
  25. Прах патриарха Никона исчез из саркофага в Новом Иерусалиме. Вести.Ру
  26. Памятник патриарху Никону в селе Вельдеманово. nn-gid.ru.
  27. Святейший Патриарх Алексий принял участие в открытии памятника Патриарху Никону. Патриархия.ru.

Литература

на русском языке

  • Пётр (Алексеев), протоиерей. Всеподданнейшее письмо протоиерея Алексеева к императору Павлу Петровичу // Русский архив, 1863. — Вып. 8/9. — Стб. 697—707. — Под загл.: Рассказ Петра Великого о патриархе Никоне.
  • Богданов А. П. Патриарх Никон // Вопросы истории. — 2004. — № 1. — С. 51—117.
  • Воробьёва Н. В. Личность патриарха Никона в отечественной историографии. — Омск: Изд–во ОмЭИ, 2007. – 243 с.
  • Воробьёва Н. В. Историко-канонические и богословские воззрения патриарха Никона. Омск: Изд–во ОмГУ, 2008. – 413 c.
  • Зызыкин М. В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931—1938. Т. I—III.
  • Зеленская Г. М. Патриарх Никон – зодчий Святой Руси. — М.: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь : Паломник, 2011. — 315 с. 4500 экз. — ISBN 978-5-91796-004-3
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1—2 М., 1996.
  • Лифшиц А. Л. Документы о поставках продовольствия и других запасов ссыльному Патриарху Никону в Ферапонтов монастырь // Вестник церковной истории. 2010. № 1—2 (17—18). С. 5—16.
  • Лобачёв С. В. Патриарх Никон. — СПб.: Искусство — СПБ, 2003. — 416 с.
  • «Патриарх Никон. Рожденный на земле Нижегородской». Н. Новгород: РИДО, 2007. Составители архим. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева и др.
  • Патриарх Никон: трагедия русского раскола (сборник статей). М.: Даръ, 2006 г. ISBN 5-485-00069-X.
  • Румянцева В. С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII в.: Из рукописного наследия патриарха Никона: «Правила христианской жизни («нужнеишиа Заповеди»)»: Исследование и публикация. / Российская акад. наук, Ин-т российской истории РАН. — М. : Ин-т российской истории РАН, 2010. — 253 с. ISBN 978-5-8055-0217-1
  • Севастьянова С. К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 с.
  • Севастьянова С. К. Переписка патриарха Никона с иконийским митрополитом Афанасием // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2004. — № 3(17). — С. 87—97.
  • Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона: переписка с современниками: исследование и тексты. / Науч. ред. член-корр. РАН Е. К. Ромодановская. — М.: «Индрик», 2007. — 776 с
  • Никон / Севастьянова С. К., Зеленская Г. М. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.
  • Субботин Н. И. Дело патриарха Никона (недоступная ссылка). М., 1862.
  • Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 558 с.
  • Шмидт В. В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и мысли: опыт демифологизации : диссертация … доктора философских наук : 09.00.13 / Шмидт Вильям Владимирович; . — М., 2007. — 483 с.
  • Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2008. № 3/4.
  • Шушерин И. К. Известие о рождении и воспитании и житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России // Патриарх Никон — протопоп Аввакум. М., 1997.

на других языках

Ссылки

Никон (патриарх Московский) на Викискладе

  • Никон, патриарх московский и всея Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Никон (Минин-Ларионов) на сайте Русское Православие
  • Патриарх Никон и его наследие
  • Карташев А. В. История Русской церкви. Том второй
  • 400-летний юбилей со дня рождения Святейшего Патриарха Никона: официальный сайт МП 27 мая 2005 г.
  • С. В. Гнутова, К. А. Щедрина. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона
  • Исследование, реабилитирующее Патриарха Никона, обсудят в РАГС NEWSru.com 20 сентября 2007 г.
  • Изображения Патриарха Никона: Галерея электронных изображений
  • Патриарх Никон. Труды / Научное исследование, подготовка документов к изданию, составление и общая редакция В.В. Шмидта. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 1264 с.
  • Из «Дела патриарха Никона». 1659—1666 годы. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
Предшественник:
Патриарх Иосиф
Патриархи Московские
1652—1666
Преемник:
Патриарх Иоасаф II

X век

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

XVII век

XVIII век

XIX век

XX век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
(Мелким шрифтом в скобках) выделены избранные, но не рукоположенные на Новгородскую кафедру.
Подчёркнуты имена епископов, одновременно управлявших Санкт-Петербургской епархией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *