Кто такой савонарола

Содержание

Савонарола, Джироламо

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Савонарола.

Джироламо Савонарола


портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года

Дата рождения

21 сентября 1452

Место рождения

  • Феррара, Эмилия-Романья

Дата смерти

23 мая 1498 (45 лет)

Место смерти

  • Флоренция, Флорентийская республика

Страна

  • Феррара
  • Флорентийская республика

Альма-матер

  • Феррарский университет

Направление

западная философия

Основные интересы

Теология

Подпись

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Джиро́ламо Савонаро́ла (итал. Girolamo Savonarola; 1452—1498) — итальянский монах и реформатор; фактический правитель Флоренции в 1494—1498 гг. Печатался под именем Иеронима Феррарского (Hieronymo da Ferrara).

Ранние годы

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д’Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Николо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены Бонакосси. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом. Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.

Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинским) привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.

Монастырская жизнь

Памятник Савонароле в Ферраре

В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу «О презрении к свету».

В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению трудов Отцов Церкви.

Поэтические наклонности Савонаролы проявлялись и в монастыре: он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главная причина тому — порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.

В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко.

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо, но не имел успеха.

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В то же время (1486 год) он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле, о чём сохранились воспоминания в биографии его ученика Пагнуса Сантеса.

Взлёт

Проповедь Савонаролы во Флоренции. (Ломтев Н. П., 1850-е годы)

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за её грехи.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 год), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.

«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убеждён в своём Божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.

«Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдёте в их руках Горация, Вергилия, Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.

Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 год). Здесь он вызвал гнев жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви дьяволом.

Возвращение во Флоренцию

Вернувшись во Флоренцию, Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко.

Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обличений Рима и папы.

В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.

Воззрения

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %. Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заёмный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 с половиной процента.

Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.

Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое, её можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка не известно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Также при Савонароле был принят закон, предполагающий сожжение «содомитов». Однако за весь период руководства Савонаролы только трое «содомитов» были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осуждённый также имел дурную славу вора и бандита, и был казнён скорее по этой причине.

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni).

Недруги

Против него были «беснующиеся» (arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления, и «серые», стоявшие за Медичи. В проповедях Савонарола никого не щадил и потому обрёл много врагов как в светской среде, так и среди духовенства.

Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.

Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана).

Между тем Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться через Флоренцию вместе с Пьеро ди Лоренцо Медичи, который хотел восстановить свою власть.

Город вооружился; во главе движения стал Савонарола. Он отправился в лагерь французов и произнёс смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнёт на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены. Интригам Пьеро ди Лоренцо Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано да Дженаццано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.

После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана, который осадил Ливорно. Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощённый многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать (28 октября).

Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям Савонаролы усилилось. Во главе синьории стоял преданный Савонароле Франческо Валори; народная партия торжествовала. Пользуясь этим, Савонарола задумал нанести решительный удар «беснующимся». Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия».

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще. В среде разгульной молодёжи возникло общество (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья и на этот раз спасли Савонаролу.

Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлучённый имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором защищал истины католического вероучения, объяснял догматы и таинства католической церкви.

В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролы в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

Однако синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвать Вселенский собор, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась.

Разочарование народа и казнь

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание огнём. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но испытание огнём не состоялось. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

На другой день монастырь Сан-Марко был осаждён разъярённой толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами, упрёками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.

Филиппо Дольчати (1443—1519). Казнь Савонаролы на площади Синьории 1498 г. Флоренция, Музей Сан Марко. Внизу слева можно видеть, как в окружении толпы Саванаролу ведёт на казнь офицерМемориальная таблица на месте казни Савонаролы, вмурованная в брусчатку площади Синьории Савонарола проповедующий. Деталь памятника Лютеру. Вормс

За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме два стихотворения в прозе: «О я несчастный» (лат. Infelix ego; в западной литературе также называется «Размышлением о псалме 50») и «Печаль завладела мною» (лат. Tristitia obsedit me; не закончено; позднейшее название — «Размышление о Псалме 30»).

Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также «Руководство к христианской жизни» на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

Судьба его учения и память

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь был учреждён один из обрядов во время таинства ведения католической службы. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; в то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.

Оценка деятельности

В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся: одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.

В культуре

  • В видеоигре Assassin’s Creed II Савонарола является одним из антагонистов, пользуется «Частицей Эдема» для установления диктатуры во Флоренции. Убит во время своего сожжения Эцио Аудиторе да Фиренце скрытым клинком. Также косвенно упоминается в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood.
  • В сериалах «Весна Микеланджело» Джерри Лондона и «Борджиа» Нила Джордана роль Савонаролы исполняет актёр Стивен Беркофф.
  • В сериале «Борджиа» Тома Фонтаны роль Савонаролы исполняет актёр Иэн Глен.
  • Фанатичный и очень набожный священник Савонарола фигурирует в некоторых произведениях цикла Гая Юлия Орловского «Ричард Длинные Руки».
  • В 1904 году Томас Манн написал пьесу «Фьоренца», в которой одним из главных действующих лиц выступает Джироламо Савонарола.
  • Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (второй части трилогии «Христос и Антихрист»).
  • Одноименный персонаж в комиксе Мило Манары «Борджиа».
  • Савонарола упоминается в романе Владимира Орлова «Аптекарь».
  • Савонарола упоминается в песне «Зимняя роза» группы «Аквариум».
  • Савонарола упоминается в песне «Дети Савонаролы» группы «Margenta».
  • Савонарола упоминается в романе Сомерсета Моэма «Острие бритвы»: «Снова заиграла музыка, и к нашему столику подошел мужчина — среднего роста, хорошо сложенный, с блестящей шапкой спутанных черных волос, крючковатым носом и толстыми чувственными губами: этакий грешный Савонарола».
  • Савонарола упоминается в стихотворении Иосифа Бродского «Представление».
  • Савонарола упоминается в романе Сары Дюнан «Рождение Венеры».
  • Савонарола упоминается в романе Олдоса Хаксли «Остров».
  • Савонарола упоминается в романе Ф. С. Фицджеральда «По ту сторону рая»
  • Савонарола упоминается в фельетоне Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Саванарыло».
  • Савонарола упоминается в повести Артура Конан Дойла «Маракотова бездна».
  • Савонарола упоминается в романе Ю. П. Азарова «Печора».
  • Савонарола упоминается в романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости»
  • Датский композитор Нильс Вигго Бентсон написал оперу «Савонарола» (Op. 500).
  • 2011 — Джироламо Савонарола / Girolamo Savonarola (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante) — документальный фильм
  • Савонарола упоминается в стихотворении В. Д. Берестова «Монастырь Сан-Марко, Флоренция»
  • По легенде, Савонарола в качестве божьего суда предложили пройти через горящий коридор и если бы Савонарола не струсил, а протянул время, то мог бы одержать победу, так как через сорок минут после начала суда начался сильный ливень и погасил огонь.
  • Савонарола является историческим прототипом Его Воробейшества в серии романов Джорджа Р.Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».

Примечания

  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Савонарола Джироламо // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Santes Pagnino. New Advent. Дата обращения 12 ноября 2017.
  4. Коннел, Констебл, 2010.
  5. Rocke, 1996.
  6. В действительности, эта молитва Савонаролы не парафразирует ни одного стиха Пс.50, как не обыгрывает и ни одной его (общеизвестной и узнаваемой) метафоры. Современное название обязано заключительной строке стихотворения, содержащей прямую цитату из Пс.50, Miserere mei Deus secundum magnam misericordiam tuam (стих 1).

Литература

  • Алтаев А. «Костры покаяния» (М.: Композитор, 1993)
  • Виллари, Паскуале. Джироламо Савонарола и его время. — М.: АСТ: Астель, 2004. — 832 с. — ISBN 5-17-024915-2.
  • Осокин Н. А. «Савонарола и Флоренция» (Казань, 1865)
  • Петров M. H. «Савонарола» (в «Очерках»)
  • Херманн, Хорст «Савонарола: Еретик из Сан-Марко» (М.: Прогресс, 1982)
  • Ченти, Тито С. «Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы» (М.: Изд. Францисканцев, 1998)
  • Шеллер А. К. «Савонарола» (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893)
  • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835)
  • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860)
  • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853)
  • Madden R. R., «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854)
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877)
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878)
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857)
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869)

Ссылки

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Конский П. А. Савонарола, Джироламо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Наталия Басовская. Алексей Венедиктов: Савонарола в тисках средневековья. Всё так. Эхо Москвы (11.05.2008).
  • О поэтическом творчестве Д. Савонаролы
  • Коннелл У.Дж. , Констебл Дж. Святотатство и воздаяние в ренессансной Флоренции. Дело Антонио Ринальдески. — М., 2010.
  • Rocke M. Forbidden friendships: homosexuality and male culture in Renaissance Florence / цит. по Талако М. Запретная дружба: содомия и ее законодательная регуляция во Флоренции 14-16 вв. — NY: Oxford, 1996.
Предшественник:
Пьеро ди Лоренцо де Медичи
Глава Флорентийской республики
1494 — 1498
Преемник:
нет до 1502, затем Пьеро Содерини

Здесь мы стремимся освободить умы людей.

Это заготовка статьи, нуждающаяся в доработке. Вы можете помочь Assassin’s Creed Wiki, исправив и дополнив её.

Джироламо Савонарола — доминиканский монах из Ферарры, влиятельный человек во Флоренции.

Биография

Детство и уход в Монастырь

Родился 1452 году в семье врача и, следуя правилам преемственности, должен стать лекарем человеческих тел. Но судьбой ему была уготована иная участь – он стал «лекарем» человеческих душ и его искусство «душевного врачевания» переросло в стадию религиозного фанатизма.

Видя, как церковь в лице папы и его сподвижников погрязла в омуте коррупции, и насколько сильно возросло нравственное падение итальянского народа, Савонарола, изучив труды средневековых богословов, решился уйти в монастырь.

В 1475 году он вступил в орден монахов-доминиканцев и, ведя там довольно суровую жизнь, отказываясь от самых простых человеческих радостей и удобств, ещё больше углубился в изучение «истинно-богоугодного дела». Именно в монастыре он написал свой первый религиозный труд под названием «О падении церкви», в котором обличал папство и открыто заявлял, что все беды христианского мира исходят от порочности и алчности святого римского престола.

Как ни странно, но его старания оценили в должной мере — настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков, а затем и вовсе наложил на него обязанности проповедника.

Он начал проповедовать с 1482 года, его речи имели успех, как в маленьких городках, так и в крупных культурных центрах Италии. В том же 1482 году, после начавшейся войны между Феррарой и Венецией, он отправился во Флоренцию — город роскоши, науки и праздной жизни.

Именно во Флоренции Савонарола достиг пика своей религиозно-проповеднической деятельности. Будучи назначенным чтецом при монастыре Сан-Марко, он сблизился с правившим в тот момент семейством Медичи.

Лоренцо Медичи был восхищен ораторскими способностями монаха, более того, именно с согласия Медичи, Савонарола занял кафедру учителя в монастыре Сан-Марко, а в дальнейшем и вовсе стал его настоятелем.

Народ верил в пророчества Савонаролы, из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убежден в своём божественном призвании. Поэтому он властно и совершенно безбоязненно громил священников, паству, знать, солдат — всех, кто, по его мнению, проявлял малейшее отступление от заданных им мер праведного поведения.

После смерти Лоренцо Медичи, когда правителем Флоренции стал его сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI, Савонарола начал воплощать в жизнь свою давнюю мечту – силой божественного слова, он хотел превратить Флоренцию в колыбель нравственного возрождения Италии.

Получение Яблока

В 1488 Савонарола присутствовал при осаде Форли. Именно там он обрёл доселе недоступную для него безграничную власть над человеческими умами – терпеливо наблюдая за противостоянием тамплиеров и ассассинов, он последовал за тем, кого называли «карой божьей», кого наравне с ним – с монахом-проповедником, превозносили народные мессы.

Савонарола выследил Эцио и Чекко Орси, когда те сражались за «яблоко Эдема» и, дождавшись момента, когда Эцио расправится с Чекко – Савонарола забрал «яблоко» себе. Владея «частицей», он отправился во Флоренцию, где под его руководством город стал представлять собою теократическую республику, верховным главой которой признавался Иисус Христос… формально. Из города веселья Флоренция превратилась в город покаяния.

Савонарола беспощадно карал всякое проявление мирского легкомыслия и сжигал на «очистительных» кострах предметы роскоши, соблазнительные книги и картины, не останавливаясь перед уничтожением замечательных произведений искусства. Эти костры вошли в историю под названием «Костры тщеславия».

Проповеди Савонаролы в этот период отмечались огромным скоплением народа и имели наибольший успех за всю историю его религиозной деятельности.

Тем не менее, Савонарола, несмотря на признание своей божественной сущности, окружил себя довольно внушительной «охраной», состоящей из наиболее уважаемых жителей города и городского ополчения – под влиянием «частицы» оказались такие люди, как начальник городской стражи, настоятель собора Санта-Мария-дель-Фьори, главный лекарь городского приюта, глава купеческой гильдии.

С жестокостью средневековых тиранов обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами, развратников и гомосексуалов он приказывал жечь живыми…

Не известно, чем бы в конечном итоге закончилась эта деспотия фанатичного ума, если бы в судьбу города вновь не вмешался Эцио Аудиторе. Преследуя одну цель – вернуть «частицу Эдема», Эцио предстояло вернуть городу спокойствие и относительную стабильность.

Убивая сподвижников Савонаролы, одного за другим, ассассин вплотную приблизился к монаху-отступнику, в момент, когда народные массы, не боясь расплаты, взбунтовались против тирании, прикрытой божественным проведением.

Савонарола лишился «частицы», был схвачен и сожжён заживо на городской площади теми, кого он так старался обратить к свету истины.

В самую последнюю минуту, Эцио Аудиторе решил пройти через людей и убить Савоноролу скрытым клинком, говоря что никто не должен так умирать (в книге Оливера Боудена Эцио убивает монаха выстрелом из пистолета).

>Последние слова

  • Cавонарола: Это ты… Я знал, что этот день придет… Прошу… будь милостив.
  • Эцио: Я был. Иди, Бог да будет тебе судьей. Покойся с миром.

Интересные факты

  • Неизвестно в результате чего он потерял палец.
  • В реальной жизни Папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, а затем повесил его и сжег на костре.
  • Cавонарола характером похож на Джубаира аль Хакима из Assassin’s Creed. Они оба считали, что знания ведут к злу и греху, а также они оба сжигали в городах книги и другие источники знаний.
Персонажи
Семья Аудиторе Клаудия • Эцио • Федерико • Джованни • Мария • Марио • Петруччо | Доменико • Ренато
Ассассины
Цели Ассассинов Уберто Альберти • Стефано де Баньоне • Эмилио Барбариго • Марко Барбариго • Сильвио Барбариго • Бернардо Барончелли • Родриго Борджиа • Карло Гримальди • Антонио Маффеи • Данте Моро • Чекко Орси • Людовико Орси • Франческо Пацци • Якопо Пацци • Вьери Пацци • Франческо Сальвиати • Джироламо Савонарола
Другие
Фракции Ассассины (Итальянские Ассассины) • Тамплиеры (Итальянские Тамплиеры) • Горожане • Куртизанки • Наёмники • Торговцы • Воры • Стража
Места
События
Термины и геймплей
Оружие
DLC

Настали времена испытаний. О, если бы Господь устроил так, чтобы я первым подвергся им! На мою долю достанется самая черная неблагодарность, и люди малодушные сделают со мной то же, что братья сделали с Иосифом, продав его купцам египетским.
Джироламо Савонарола.
Проповедь о вере в день Вознесения Христова

Конфликт между нищенствующим флорентийским монахом Савонаролой и наместником Христовым папой Александром Борджиа в конце 15-го столетия принадлежит к числу самых ярких и драматических событий средневековья. Суд над Савонаролой был одним из равных обвинений, которые столетиями выдвигал суд истории против Александра VI.

Джиролама Савонарола был родом из Феррары, но вся его деятельность была связана с Флоренцией — богатой торговой республикой, центром ремесленного производства. Это родина Данте, Петрарки, Боккаччо, гуманиста Поджио Браччиолини, стараниями которого — были разысканы творения великих древнеримских писателей и историков, в том числе Тацита. Флорентийцами были Джотто и Боттичелли, гениальный Леонардо да Винчи, современник Савонаролы. Во Флоренции творили Рафаэль и Микеланджело…

Во второй половине XV века в Риме Возрождение переживало свой расцвет. Вечный город открывал перед изумленным взором пробудившегося человека столетиями скрытое древнее величие. Культура итальянского Ренессанса уже достигла черты, отделявшей весеннюю свежесть от буйного летнего цветения. Папы выступали усердными собирателями античных рукописей, не жалели ни сил, ни средств на розыски в монастырях пергаментов, на которых сохранились сочинения Плиния или Тита Ливия, привлекали к своему двору великих художников. И в то же время это Рим жадного, прожорливого, ненасытного, как саранча, духовенства. Духовенство этого периода отличается отношением к церковным чинам и титулам исключительно как к средству достижения чисто земных целей, личного преуспеяния, обогащения, удовлетворения алчности и гложущего честолюбия. Все это столь ярко воплотилось в фигуре папы Александра VI, что знаменитый «яд Борджиа», с помощью которого он устранял неугодных ему лиц, стал в глазах современников символом порчи нравов, отравы, губившей как церковь, так и общество. Противникам римской курии бросались в глаза подчеркнутый отказ высшего духовенства от аскетизма, равнодушие к религии, поглощенность светской литературой и искусством. Поклонение языческой красоте вытеснило интерес к моральному самоусовершенствованию, породило забвение самих основ христианского вероучения. Так или примерно так формулировались обвинения, исходившие от многочисленных противников Рима.

Что означали подобные страстные обвинения, раздававшиеся из уст мрачного доминиканца с орлиным профилем и горящими глазами, проповеди которого собирали толпы флорентийских граждан, начиная с самого простого люда и кончая главами влиятельных ремесленных цехов, владельцами известных банкирских домов?

В 1494 году народное восстание привело к свержению власти Медичи; ставшие у власти другие богатые семейства должны были пойти на уступки. Были проведены реформы, привлекшие «средний слой» к участию в управлении городом, но главная масса населения по-прежнему устранялась от решения государственных дел. Правда, по настоянию Савонаролы были приняты и другие прогрессивные законы вроде дополнительного налогового обложения богачей, освобождения бедноты от уплаты их долгов ростовщикам, что подняло авторитет красноречивого проповедника в глазах городских низов. Однако эти меры не внесли существенных перемен в положение народа. Выявилось, что у плебейской массы, настроения которой отчасти выражались Савонаролой, не было никакой ясной социально- политической программы. А в религиозной сфере Савонарола, громя пороки «бесстыдной потаскухи» — католической церкви, думал не о расколе, не о Реформации, а мечтал об «очищении нравов», о восстановлении простоты первоначального христианства, монашеского аскетизма.

Савонарола, чувствуя собравшуюся над ним грозу, старался отвратить ее, послав папе письмо от 22 мая. В просительном тоне он начинал его такими словами: «За что господин мой гневается на раба своего?» Но когда письмо это было написано, документ об отлучении, помеченный 13 мая, был уже отправлен. Отлучение было весьма странно по содержанию.

Высказав ряд обвинений против Савонаролы, папа в отлучении лишь подозревал его в ереси, да и то лишь потому, что слышал о ней от других. Этим ясно доказывается, что обсуждения и исследования учения Савонаролы не проводились.

Отлучение обосновывалось только нежеланием Савонаролы, как приора монастыря Св. Марка, присоединить свой монастырь к новой Тоскано — Римской конгрегации. Савонарола не подчинился этому требованию, доказав папе, что он обязан так поступить ввиду величайшего вреда, который мог от сего последовать для его монастыря. Отлучение ясно доказало всем, что церковь не могла объявить учение Савонарола еретическим.

Как бы там ни было, а отлучение прибыло во Флоренцию и 18 июня с великой торжественностью было объявлено в церквах Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санто Спирита, Аннуччиата и Бадиа. Оно было прочитано в присутствии всех монахов, при зажженных факелах и при звоне колоколов. Затем огни были потушены, и все погрузилось в тишину и мрак.

Савонарола стал готовиться к защите. 19 июня 1497 года он написал «Письмо всем христианам и возлюбившим Бога против отлучения, добытого обманом». Это письмо не понравилось папе. 8 июля Савонарола написал письмо папе, в котором говорилось: «Св. Отец, Ваши порицания огорчают нас безмерно, потому что Республика всегдa питала уважение к Св. Престолу».

Попытки умилостивить папу оказались не совсем безнадежными. Савонарола получил предложение весьма странного характера. Утверждают, будто кардинал Сиены дал понять ему, что если одному из его кредиторов будет уплачена сумма в 5000 скуди, то он выхлопочет ему отмену осуждения. Савонарола с негодованием отверг это бесстыдное предложение.

Противники Савонаролы написали в Рим петицию, в которой изложили обвинения. Подписали ее 363 человека. В течение 6 месяцев Савонарола, запершись в своей келье, излагал свое учение, он доказал недействительность отлучения, указав, что добрый католик может противиться неправильным приказаниям папы.

Дело Савонаролы обсуждалось в те дни весьма горячо: было опубликовано множество брошюр в защиту его учения.

И вот в день Рождества Христова Савонарола отслужил 3 торжественных мессы, приобщил всех своих монахов и массу собравшегося народа. Затем он объявил, что в ближайшее воскресенье будет проповедовать. «Некоторые думают, что это отлучение, хотя, может быть, и не действительное в очах Божьих, но все же имеет силу для церкви. Для меня достаточно, если я не буду осужден Христом!»

18 марта 1498 года он закончил свою проповедническую деятельность, продолжавшуюся 8 лет. Весь город ополчился против него. Савонарола не совершил чуда и не заставил своих врагов замолчать.

Он сам отдался в руки посланцев Синьории. Савонарола был подвергнут допросу уже в первую ночь своего заключения, с 8 на 9 апреля.

При обсуждении вопроса об аресте проповедника и его влиятельных сторонников мессер Гвидантонио Веспуччи предложил: «Монах Джироламо должен быть допрошен умудренными житейским опытом мужами, которые сохранят ответы его в секрете; по окончании же процесса можно будет обнародовать лишь то, что заблагорассудится сиятельным членам Синьории. В Рим посылать монахов не следует, но папа должен быть уверен, что они будут содержаться под крепкой стражей». На том и порешили. Сначала допрос вели флорентийские власти. Позднее, в мае, от папы прибыли генерал Доминиканского ордена Д. Туриано и главный судья Рима Ф. Ромолино для расследования дела Савонаролы. «Мы устроим из него хороший костер», — пообещал Ромолино флорентийским властям, поблагодарив одновременно за любезное предоставление в распоряжение гостя молодого пажа, роль которого с успехом исполняла какая-то бойкая девица.

Чтобы добиться нужных показаний, прибегли к обычному средству — пытке на дыбе, которой Савонарола был подвергнут еще до приезда высоких сановников святого престола. Содержание его показаний было таково, что судьи признали необходимым немедленно скрыть написанные им листы, а впоследствии и совершенно их уничтожить.

Следствие длилось более месяца, и пытки были непрерывны, продолжительны и жестоки. Савонаролу в течение дня 14 раз вздергивали на веревке «от полу до блока».

Он был уже сломлен многократно возобновлявшейся пыткой. Не в силах выдержать дальнейших мучений, монах признавал возводимые на него обвинения, но только для того, чтобы вскоре, собравшись с духом, объявить собственные слова лживыми, сказанными из страха перед новым допросом. И вновь следовали истязания, пока из уст несчастного не исторгался вопль: «Не мучайте меня. я скажу вам правду, истинную, истинную правду…» После этого педантичный Ромолино сразу же задавал вопрос, почему обвиняемый только что отрицал правдивость своих прежних показаний, и добивался «признания»: Савонарола это делал, считая, что его «ложь» останется безнаказанной.

«В течение всего процесса, — писал известный итальянский историк П. Вилари, — мы видим Савонаролу таким же, каким знали ею и до сего времени. В нем как-то уживались вместе гений и суеверие, возвышенные идеи и самые обычные софизмы, высочайший героизм и временами совершенно неожиданная слабость».

После очередного вздергивания на дыбу у подсудимого вырвали «раскаяние» и заявление, что в его намерения входило низложение папы и что эти планы были следствием его гордыни, слепоты и глупости. За этим следовали попытки страдальца объявить, что все его «признания» вызваны безумными мучениями и страхом, потом — очередные истязания и капитуляция…

Получив все нужные показания, посланцы Александра VI передали Савонаролу и двух его последователей — монахов Фра Сильвестра и Фра Доменико, которых не сломили столь же жестокие пытки, в руки светской власти.

На площадке перед Палаццио были выстроены помостки, высотой в рост человека, длиной около четверти всей площади. На конце их был поставлен шест с перекладиной наверху: как ни укорачивали последнюю, но все же виселица по форме напоминала крест. На поперечной балке висели три петли и три цепи: первые предназначались для повешения монахов, на вторых должны были висеть их тела, когда пламя будет пожирать их. Служители Синьории насилу сдерживали в отдалении волнующуюся толпу.

Три монаха сходили уже с лестницы Палаццио, когда их встретил доминиканец монастыря Санта Мария Новелла. Он приказал снять с них верхнюю одежду и остаться в одних только шерстяных рубашках, босыми, со связанными руками. Монахи очутились перед епископом Вазона. Началась церемония расстрижения монахов. Их одели в рясы, а потом снова раздели. Епископ до того смутился, что забыл обычную формулу и, вместо того чтобы отлучить Савонаролу только от церкви воинствующей, произнес: «Отлучаю тебя от церкви воинствующей и торжествующей». Но Савонарола, нисколько не смутившись, поправил его «Воинствующей, но не торжествующей, ибо последнее не в твоей власти».

Когда совершился обряд расстрижения, осужденные были отданы в руки светской власти. Апостоличные комиссары объявили им, что они являются схимниками и еретиками. Наконец они очутились перед советом «Восьми». Соблюдая обычай, этот магистрат поставил вопрос о судьбе монахов на голосование, все члены его единодушно высказались за осуждение. «Члены совета «Восьми», ознакомившись с судебным следствием по делу трех монахов и с совершенными ими гнусными преступлениями, о которых там говорится, и приняв во внимание суждение, высказанное по этому поводу комиссаром папы, суждение, предающее их святому суду, чтобы они понесли наказание, постановляют: все трое должны быть сперва повешены на эшафоте, а затем сожжены, чтобы души их окончательно были разлучены с их телами».

Осужденные направились к эшафоту. Савонарола ни на минуту не потерял присутствия духа. После смерти двух своих товарищей дошла очередь и до него.

Желая угодить разнузданной черни, палач начал издеваться над корчившимся в предсмертных судорогах телом Савонаролы и чуть было не сорвал его с веревки — магистраты вынуждены были сделать палачу строгий выговор. Тогда он стал торопиться, желая, чтобы пламя охватило тело несчастного монаха раньше, чем тот успеет умереть. Но цепь выпала у него из рук, и в то время, как он поднимал ее, Савонарола испустил дух. 23 мая 1498 года Савонарола умер 45-и лет от роду.

Не успел палач сойти с лестницы, как огненные языки высоко взвились к небу. Кто-то из толпы поспешил поджечь помостки со словами: «Наконец-то мне привелось сжечь того, кто с удовольствием сжег бы меня самого!» В это время порыв ветра отклонил огонь от трупов трех монахов. В ужасе подавшись назад, народ громко закричал: «Чудо! Чудо!» Но ветер скоро стих, пламя охватило тела, и толпа вновь подступила ближе, В это время веревки, связывавшие Савонаролу перегорели. Под сильной тягой воздуха тело его заколебалось, и верующим показалось, что в огненном столбе он поднял руку и благословил тот самый народ, который сжигал его. Синьория отдала приказ сложить прах казненных на телеги и бросить в Арно.

Хроники Харона

Сожжение Савонаролы

Джироламо Савонарола

Религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения. Обличитель церковного разгула, папской роскоши, коррупции и распутства. Выступал с речами, обличающими пороки современников всех сословий. Заслужил репутацию пророка и духовного лидера.
Известно, что с конца 1480-х у Савонаролы были регулярные сильные галлюцинации с ужасающими картинами апокалипсиса и последствиями божьего гнева. Это отчасти заряжало его на яркие проповеди.
Под влиянием Савонаролы были проведены реформы, которые сделали Флоренцию крайне демократичной и прогрессивной. При этом царём республиканской Флоренции был провозглашён Иисус Христос, а флорентийцы — новым избранным народом.
Во Флоренции Савонарола в 1494–1498 гг. был религиозным и политическим лидером. Под его влиянием люди стали вести себя скромнее: женщины перестали надевать украшения в церкви, прекратились балы, вечера и всевозможные празднества, молодые аристократы удалялись в монастыри.
Против Савонаролы выступали наследник Лоренцо Великолепного, его сын Пьеро Медичи (при его участии было организовано несколько заговоров и покушений) и Ватикан. Папа Римский Александр VI, пытаясь приструнить Савонаролу, даже предлагал неоднократно различные посты в Ватикане, но каждый раз получал отказ.
В 1498 году Медичи и Ватикан совместными усилиями при поддержке флорентийцев, уставших от аскезы, низвергли Савонаролу с пьедестала духовного лидера. После инцидента с испытанием на веру одного из учеников Савонаролы он вместе с двумя монахами был арестован по обвинению в ереси. Несмотря на то, что следствие не смогло доказать их вину, им был вынесен смертный приговор.

>Флоренция при царе Иисусе

Савонарола был предвестником консервативно-революционных потрясений в Европе и самым демократичным из христианских аскетов

Судя по тому, как изобразил казнь Савонаролы на Площади Синьории 23 мая 1498 года ее очевидец Франческо Росселли (Francesco Rosselli, 1445–1513), это событие мало взволновало горожан

Для большинства наших современников, даже интересующихся историей, Савонарола — мрачный средневековый фанатик. При этом они, зачастую, упускают из виду важное обстоятельство: Савонарола был широко образован, и лучшие представители его эпохи — Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, Микеланджело и Боттичелли, да и сам Лоренцо Великолепный — восхищались им.

И тем не менее утром 23 мая 1498 года на площади Синьории во Флоренции собравшаяся толпа с любопытством следила за происходившим. Некоторые из жителей города пришли с факелами, нетерпеливо дожидаясь того момента, когда можно будет поджечь костёр. На глазах народа были повешены трое монахов-доминиканцев. Затем их тела были преданы огню. Когда последний из осужденных в судорогах повис в петле, кто-то из толпы закричал: «Пророк, наступил момент сотворить чудо!» Чудо, однако, не свершилось. Так умер человек, оказавший огромное влияние на своих современников — Джироламо Савонарола.

Савонарола для Флоренции и в самом деле оказался пророком. В течение четырёх лет (1494–1498) он был её религиозным и политическим вождём. И за эти четыре года Флоренция преобразилась до неузнаваемости. От привычного скептицизма в религиозных вопросах, от буйного карнавального веселья эпохи Лоренцо Великолепного (Lorenzo il Magnifico, 1449–1492) флорентийцы обратились к крайнему благочестию, провозгласив своим царем Иисуса Христа. Знатные дамы перестали надевать в церковь украшения, а их мужья возвращали неправедно нажитое добро. Кроме того, под руководством Джироламо Савонаролы во , где шестьдесят лет правил род Медичи, была создана самая на тот момент продвинутая демократическая система в Европе. Этот город сначала не заметил Джироламо, потом превознёс его до небес, затем сжёг и наконец превратил в легенду.

Как стать пророком

Савонарола родился в в 1452 года. Это было тяжелое время. С востока наседали турки, итальянские государства завязли в междоусобицах, а папский двор погряз в роскоши, коррупции и распутстве. Джироламо происходил из старинного дворянского рода и получил хорошее светское образование. Однако мальчик с ранних лет сторонился мирских развлечений и предпочитал поэзии Овидия и Вергилию теологию святого Фомы Аквинского. Окончательно уйти от мира он решил после того, как, девушка, в которую он был влюблен и имени которой мы, к сожалению не знаем, отвергла его руку. Она посчитала, что род Джироламо недостаточно знатен. В 22 года Савонарола тайно убежал из дома в , где поступил в доминиканский монастырь. В письмах домой он писал, что не мог долее переносить развращённость века и попрание добродетели в Италии.

Портрет Джироламо Савонаролы работы фра Бартоломео (Savignano di Prato, 1472–1517)

В монастыре в Болонье Джироламо провёл семь лет (1475–1482). Там Савонарола, как один из самых образованных монахов, занимался обучением послушников. В 1482 году он впервые побывал во Флоренции, в монастыре св. Марка. В тот приезд он остался почти незамеченным — его проповеди не имели успеха у утончённой флорентийской публики. Неудача смутила молодого монаха, и несколько лет Савонарола провел за изучением приемов искусства красноречия. Результат превзошел ожидания. На доминиканском капитуле в (1486) он произвёл неизгладимое впечатление на одного из виднейших учёных эпохи — молодого графа (Giovanni Pico della Mirandola, 1463–1494).

В конце 1480-х, судя по письмам, Савонаролу, начинают посещать сильные галлюцинации, раскрывающие перед ним страшные картины апокалипсиса и неумолимого божьего гнева, обращенного против беспечных итальянцев. Они давно привлекают внимание психиатров, которые, зачастую, видят в них . Так родился тот Савонарола, которому было суждено войти в историю пламенным обличителем, искренне уверенным в своем пророческом даре.

Грехи Италии

В первую очередь гнев Савонаролы был направлен против папы (Innocens VIII, 1432–1492), известного непотизмом, порочностью и продажностью. Это видели все. Поэтому призыв Савонаролы к обновлению Церкви попал на подготовленную почву, и быстро сделал его широко известным по всей стране. В 1490 году по настоянию Пико делла Мирандолы, Лоренцо Великолепный пригласил Джироламо во Флоренцию, где тот стал приором монастыря св. Марка (1491). Его проповеди о духовном обновлении и пророчества имели массовый успех даже среди светской публики. Зачастую храмы не могли вместить всех слушателей, и Джироламо выходил с проповедью на площадь. С 1494 по 1498 годы проповеди и гимны Джироламо вышли более чем в ста различных изданиях. Они переводились на французский, испанский, немецкий, английский языки — и даже на турецкий, по личной просьбе султана. Их эхо донеслось даже до далекой Руси. Знаменитый , (Михаил Триволис, 1470–1556) слушал Савонаролу и цитировал его слова в спорах с .

Савонарола брал фанатичной убежденностью, красотой слова хорошо образованного человека и бескорыстной искренностью. В последней не было никакого сомнения, ведь монах вступил в конфликт даже со своим благодетелем, самим Лоренцо Медичи, обвинив его в тирании.

Однако вскоре Лоренцо умер и влияние Савонаролы на флорентийские дела укрепилось. В 1493 году при помощи , прозванного «Неудачником» (, 1471–1503) наследника Лоренцо, он добился восстановления Тосканской конгрегации доминиканских монастырей. Это высвободило его из подчинения духовным властям Ломбардии и дало достаточно власти для проведения реформы в монастыре св. Марка. Это была не просто реформа монастырского устава. Для Савонаролы это было началом задуманного им реформирования всего общества в соответствии с идеалами христианского аскетизма. Он максимально снизил расходы монастыря и избавился от всех предметов роскоши. Чтобы монахи могли сами добывать себе средства к существованию, Джироламо устроил для их обучения школы, в которых изучались архитектура, скульптура и живопись. Особое внимание он уделил богословию и изучению Священного писания, для чего ввёл преподавание греческого и древнееврейского языков. Преподавался также арабский и турецкий. Так Савонарола готовил миссионерские кадры. Эти нововведения привели к бурному росту популярности монастыря св. Марка и других, последовавших его примеру.

Памятник Савонароле в Ферраре (1875). Фото ():

Проповедник и король

Савонарола не только проповедовал, но и пророчествовал. Каков же был благоговейный ужас, охвативший флорентийскую публику, после того, как эти пророчества начали сбываться! Он предсказал не только скорую кончину Лоренцо Медичи, Иннокентия VIII, и неаполитанского короля Фердинанда I (1458–1494), но и близкое иноземное вторжение. Говоря о последнем, Савонарола возвещал приход нового , который победоносно пройдёт всю Италию, не встретив препятствий и не сломав ни одного копья, и обновит Церковь. В 1494 году, казалось, его предсказание сбылось. Молодой французский король Карл VIII (, 1470–1498), горящий мечтой об освобождении Святой Земли, вторгся в Италию и легко одержал верх над своими врагами.

Узнав о приближении французов, флорентийцы изгнали Пьеро Медичи. После этого Савонарола стал фактически не только духовным, но и политическим лидером Флоренции. Именно в этом качестве он отправился пешком на встречу с Карлом VIII в . Свидание с Савонаролой, на котором монах говорил о божественном предназначении молодого монарха, произвело на Карла огромное впечатление. Когда они увиделись во второй раз, король подарил монаху мула, с тем, чтобы тот больше не ходил пешком. Однако Карл VIII не оправдал надежд Джироламо. Он не только не сместил нового папу Александра VI (1431–1503), отличавшегося от Иннокентия VIII только в худшую сторону, но и не вывел войска из Пизы, принадлежавшей Флоренции. Тем не менее Савонарола продолжал верить в Карла VIII и выступил против разрыва союза с Францией. При этом он неоднократно писал монарху письма, призывая выполнить свои обещания и реформировать Церковь. Монах угрожал ему небесным судом, сравнивая себя с , а Карла VIII с .

Тем временем флорентийцы, изгнав ненавистных тиранов Медичи (что Савонарола тоже предсказывал), начали спорить о новом государственном устройстве своего города. И здесь авторитет Савонаролы был реализован в полном масштабе. Демократ по убеждениям, он считал политическую свободу необходимым условием свободы духа и нравственного обновления.

Флорентийская демократия

По предложению Савонаролы был учреждён главный законодательный орган управления — Большой Совет. В него вошли так называемые бенефициаты — флорентийские мужчины старше 29 лет, без неуплаченных долгов, у которых хотя бы один из предков до третьего колена состоял в одной из высших магистратур города. Таких набралось 3200 человек (население Флоренции тогда насчитывало примерно 90 тыс. человек). Раз в шесть месяцев на заседаниях Большого Совета выбирался Совет Восьмидесяти (сюда могли входить не только бенефициаты). Это был совещательный орган при правительстве Флоренции — Синьории. Все главные магистратуры города, (в которые также мог быть избран любой гражданин) переизбирались раз в 2, 4 или 6 месяцев, многие из них — по жребию. Савонарола предпочитал этот способ как наиболее демократичный. Демократия во Флоренции продержалась до 1512 года. Можно говорить о её несовершенстве, но тем не менее такие мыслители, как Николо Макиавелли (Niccolò Machiaveli, 1469–1527) и Донато Джаннотти (,1492–1573) считали её идеальной формой государственного устройства.

Под влиянием Савонаролы была также осуществлена судебная реформа (упорядочены законы, разрешена апелляция по политическим делам). В свою очередь, поземельный налог был заменен подоходным, не превышающим 10%. Долги флорентийцев были списаны. Им снова разрешили носить оружие. Ростовщиков сменил ломбард, а для поддержки малоимущих открыли ссудную кассу под минимальный процент. Савонарола даже настаивал на выдаче беспроцентных займов, но эта идея не была реализована.

Аскетизм Савонаролы находился в определенном противоречии с его демократизмом. Сожжения «сует», проводившиеся им во Флоренции, заставляют вспомнить о других, более поздних «аскетах», уже не отличавшихся демократическими взглядами

Царём республиканской Флоренции был провозглашён Иисус Христос. И в этом не было никакого противоречия — ведь Христос был царем души, а не тела. Самих флорентийцев Савонарола провозгласил новым избранным народом, который поведёт мир и Церковь к обновлению. Всеобщий религиозный энтузиазм привёл к тому, что молодые люди из лучших семей города становились монахами — несмотря на то, что фра Джироламо их от этого отговаривал. Наконец, Савонарола сумел создать мощное молодёжное движение во Флоренции. Его юные сторонники выходили не на карнавал, а на торжественное религиозное шествие, пели не непристойные песенки, а духовные гимны, и собирали деньги для раздачи бедным.

Сожжение сует

Правда, молодые люди зачастую вели себя как фанатики. Они врывались в дома и выносили все, что по, их мнению, не соответствовало образу жизни настоящего христианина («суеты»). Ими же велся тотальный шпионаж за теми, кто подозревался в богохульстве, разврате или содомии. Если вина подтверждалась, грешнику грозили штрафы, заключение и даже смерть. Дважды — накануне Великого поста в 1497 и 1498 годах — Савонарола организовывал во Флоренции «сожжение сует». Это был финал религиозного шествия, которое мыслилось как антипод непристойному карнавалу. На площади Синьории (там, где будет сожжен и сам Савонарола) строилась ступенчатая пирамида «сует». Здесь были карнавальные костюмы и маски, украшения, музыкальные инструменты, шахматы и колоды карт, скульптуры, научные трактаты, картины и книги фривольного содержания. Так погибло не одно произведение искусства. За процессом наблюдало городское правительство (Синьория). После костра все вместе пели и танцевали.

«Плаксы» против «Бешеных»

Между тем, напряженность в городе нарастала. В 1494 году Савонарола настоял на полной амнистии сторонникам Медичи, что позволило, возможно, избежать большой крови, но развязало руки тем, кто хотел возвращения Пьеро Медичи во Флоренцию. В городе образовалось две партии. Сторонников Савонаролы называли «Плаксами» (Piagnoni), а его противников из аристократического лагеря — «Серыми» (Bigi). Последние два раза пытались убить Савонаролу. Но заговоры были раскрыты, а их участники казнены. В поисках поддержки против доминиканца «Серые» обратились к герцогу Миланскому Людовико Сфорца (Ludovico Sforza, 1452–1508) и к Александру VI и нашли у них понимание: герцог Миланский боялся нового нашествия французского короля, которого настойчиво приглашал в Италию Савонарола, а папа чувствовал себя мишенью его нападок на коррупцию и разврат в Церкви.

На том месте, где был сожжен Савонарола и его ученики, теперь установлена мемориальная доска. Фото ():

Борьба между Савонаролой и Александром VI длилась несколько лет. Сначала папа пригласил монаха в Рим, надеясь тайно устранить его. Но тот отговорился болезнью. Тогда последовало распоряжение об упразднении Тосканской конгрегации, которое Савонарола проигнорировал. Когда папа понял, что справиться с фра Джироламо нелегко, то решил с ним договориться и предложил сан кардинала. Однако Савонарола отказался. 12 мая 1497 года папа отлучил флорентийского проповедника от церкви. Но тот публично сжег буллу. Правда, горожане смотрели на все это уже без прежнего энтузиазма.

Дело в том, что Флоренция, сохранившая верность союзу с французским королем Карлом VIII, оказалась в полной изоляции. Религиозная экзальтация пошла на спад, многих стали раздражать шпионы, строгая аскеза и апокалиптические лозунги. Используя эти настроения, инициативу в Большом Совете перехватила третья сила — «Бешеные» (Arrabbiaty), среди которых было много богатых аристократов, недовольных как тиранией Медичи, так и демократией. Поэтому второй интердикт папы от 26 февраля 1498 года, грозивший конфискацией всего имущества флорентийских купцов (среди которых были и знатные фамилии) возымел действие. Савонароле запретили проповедовать, тем самым лишив его возможности принимать участие в общественно-политической жизни республики. И монах ничего не смог противопоставить этому, кроме обвинений в ереси тех, кто занял сторону папы. Ведь он управлял только словом. Как скажет позже Макиавелли, он был «безоружным пророком». В последний момент доминиканец решился воззвать к европейским королям, чтобы те созвали собор и низложили Александра VI, но его письма были перехвачены герцогом Миланским.

Для Савонаролы все закончилось 7 апреля 1498 года. Накануне некий францисканец Франческо ди Пулья, отстаивая честь римского папы, вызвал одного из любимых учеников Савонаролы фра Доменико на испытание огнем. Они должны были оба пройти через костер, кто не сгорит — тот и прав. Савонарола не возражал — он был полностью уверен, что Бог на его стороне. Однако в день испытания, 7 апреля, Франческо ди Пулья так и не явился на площадь, где должно было пройти испытание. Его прождали целый день. Никого. Что ж, Синьория отменила испытание. Вот, казалось бы, и все. Но толпа повела себя совершенно непредсказуемо. В ярости она накинулась на Савонаролу. Здесь явно не обошлось без подкупленных «Бешеными». Люди кричали, что он должен был сам пройти через огонь. А раз он этого не сделал, стало быть чувствует себя виноватым. Начались уличные беспорядки. На следующий день разъяренная толпа осадила монастырь св. Марка. Савонарола был арестован вместе с двумя своими учениками фра Доменико и фра Сильвестро. Следственная комиссия так и не смогла доказать, что он еретик. Попытка заставить Савонаролу признать себя еретиком под пыткой ничего не дала. И тем не менее был вынесен смертный приговор.

Через полвека, при папе (1476–1559), Савонарола был оправдан. В XVII веке в честь него была составлена служба. Его фигура украшает пьедестал памятника Лютеру в Вормсе, поставленный в 1868 году. Джироламо стоит там в окружении других деятелей «предреформации» (Яна Гуса, Петра Вальдуса и др.). Но чувствует ли он себя там себя своим? Вопрос. Савонарола был реформатором, даже революционером, но это была . Он всегда оставался искренним католиком. По своему характеру Джироламо был, конечно, фанатиком, и как любой фанатик, он был излишне прямолинеен. Вся его жизнь была посвящена только одной идее — идее создания общества тотальной религиозности. Остальное для него не существовало (вспомним, например, сожжение «сует»). Но нельзя не признать, что в отличие от большинства других людей такого психологического склада, он не был плосок и однозначен: в нем была глубина одаренности и красота интеллекта. О чем неоспоримо свидетельствуют хотя бы его государственные реформы.

Алексей Терещенко, 08.07.2008

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *