Кто такой сергий радонежский

Сергий Радонежский – почему он?

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

***

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Художник Александр Простев

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.

Ученики и последователи Сергия Радонежского

Из серии Житие прп. Сергия (прп Симон один из первых учеников Сергия Радонежского)
Фото Александра Простева

– Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

– Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

– Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

– Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

– Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

– Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

– Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

– Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

– Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

– Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

– Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

– Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

– Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.

– Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

– Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

– Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

– Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

– Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

– Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

– Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

В материале использованы репродукции картин художника Александра Простева

Другие материалы о святом Сергии Радонежском читайте

Именины Сергея по православному календарю

Если человека в таинстве Крещения нарекли Сергием — его небесным покровителем становится святой с таким же именем – тезка. Именины Сергия – это день, когда церковь чтит память этого святого.

В Православном календаре очень много святых Сергиев, угодивших Господу житием. Они могут заступаться и помогать нам, живущим на земле.

Каждому Сергею полезно знать день именин и подвиги своего Небесного заступника, молитвенно обращаться к нему за помощью.

Оглавление:

  • Именины Сергия по православному календарю
  • День Ангела Сергия по церковному календарю
  • Таблица дней церковного поминания особо значимых святых с именем Сергий
  • Ангел Хранитель Сергия
  • Что означает имя Сергей в православии
  • Подвиги преподобного Сергия
  • Кто такой Сергий Синайский

Именины Сергия по православному календарю

Именины Сергия празднуются в том случае, если это имя выбрано человеку строго по святцам.

Его нарекали так, потому что имя святого приходилось:

  • на день рождения младенца;
  • на день наречения имени (8-й день после рождения) — именно так, по иудейскому обычаю нарекали Иисуса Христа; этот день соблюдался в Православной Руси до революции, он-то и был днем именин;
  • на день Крещения — если ребенку давали имя святого, чью память чтила Церковь в этот день.

Это интересно: на Руси не было обычая праздновать день рождения, люди не помнили эту дату. Вместо неё отмечали именины – это число было записано в церковном свидетельстве о рождении.

Следование святцам – результат твердой веры в то, что имя человека выбирается не произвольно по прихоти родителей. Момент его рождения уже связан с именем святого, который предназначен ему в Небесные покровители.

День именин становится значимым праздником в земной жизни Сергия – его знакомят с подвигом святого, учат молитвенно общаться с ним.

В православном календаре упомянуто 78 святых с именем Сергий, но день именин – это праздник только того, чья память приходится на день рождения, Крещения или наречения имени земного Сергея.

Заметим, что 58 святых Сергиев – это новомученики, память которым Православная церковь установила в 2002 году. Они являются небесными покровителями для тех, кто рожден после этого года.

Приводим календарь дат, в которые РПЦ почитает святых с именем Сергий, курсивом выделены дни поминания новомучеников.

Месяц Число
Январь 3, 6, 15, 18,27, 31
Февраль 17, 21
Март 5, 7, 8, 11, 22, 25
Апрель 2, 5, 14, 21, 25
Май 7, 8, 10, 26
Июнь 1
Июль 1, 11, 18, 20
Август 2, 8, 13, 25
Сентябрь 10, 16, 22, 24, 29
Октябрь 1, 7, 8, 20, 23, 31
Ноябрь 1, 3, 13, 16, 20, 27, 29
Декабрь 2, 10, 11, 15, 18, 20, 21, 23, 30, 31

Если на эти даты выпадает день рождения, крещения или наречения имени (8-й день после рождения) живущего на земле Сергея, он может отмечать эту дату как день именин (на церковном языке — тезоименитства). Считается, что праведник, почитаемый в этот день, направляет жизнь Сергея на правильный путь, оберегает от несчастий.

В день именин на Руси было принято обязательно посещать церковную службу, причащаться, заказывать молебен святому покровителю о здравии. К застолью пекли именинный пирог с изюмом (каравай), собирались только близкие люди, обязательно угощались крестные родители.

Подарки имениннику должны быть связаны с духовной жизнью, ведь празднуется не день рождения земного человека, а день памяти его небесного защитника.

День Ангела Сергия по церковному календарю

Не все имена дают людям по святцам. Имя Сергей может быть дано:

  • в честь наиболее почитаемого в семье святого;
  • в честь родственника;
  • просто потому, что оно нравится родителям.

В таком случае призвание Небесного покровителя и наречение имени производится одновременно с таинством Крещения: священник благословляет человека и читает над ним особую молитву.

Человеку сообщается День Ангела – дата, когда имя святого, празднуется в церкви. В свидетельстве о Крещении записывается это число, оно может на многие недели и месяцы отстоять от дня рождения и Крещения человека.

Так, младенец, рожденный 14 октября и нареченный в честь преподобного Сергия Радонежского, будет праздновать день ангела 18 июля и 8 октября – в дни, когда Православная церковь чтит память этого святого.

Если ребенок не крестится в церкви, ни о каких именинах или Дне Ангела речи быть не может, т. к. в Православии именины – это церковный праздник, духовно связанный с человеком через наречение имени в Крещении.

Дней Ангела у человека может быть несколько, т.к. церковь несколько раз в году поминает имена наиболее значимых святых.

Таблица дней церковного поминания особо значимых святых с именем Сергий

Дата Имя святого Краткое описание события
27 января Сергий Синайский, преподобномученик Отшельник, погиб за веру от руки

арабов в IV в.

25 апреля Сергий II, Патриарх Константинопольский В XI в. отстаивал православную веру

в полемике с католиками

11 июля Сергий Валаамский, преподобный Греческие монахи Сергий и Герман

основали в XI Валаамский монастырь

18 июля

20 июля

Сергий Радонежский (Обретение мощей) Мощи прп. Сергия были обретены

нетленными в 1422 г.

24 сентября Сергий Валаамский (Перенесение мощей) В XII в. мощи прп. Сергия и Германа

перенесены из Новгорода и почивают

под спудом в Валаамском монастыре

8 октября Сергий Радонежский (Преставление) Основатель Троице-Сергиева монастыря

преставился в 1322 г.

Ангел Хранитель Сергия

Православная церковь различает такие понятия, как «святой, небесный покровитель человека» и «Ангел-Хранитель». Святой – это некогда живший на земле человек, носивший конкретное имя. После преставления, как учит Православная церковь, Божии угодники получают дар помогать тем, кто живет на земле и обращается ним в молитве.

Святые с именем Сергий помогают всем, кто обращается к ним с просьбами, но особое покровительство оказывают своим тезкам. Иногда небесных покровителей называют ангелами – в знак того, что они пребывают не в теле, как земные люди, а ведут духовное, ангельское житие.

К ним мы обращаемся с молитвой: «Святой угодник Божий Сергий, моли Бога обо мне, грешном». День почитания святого покровителя – именины.

Совсем иное – Ангел-Хранитель, изначально духовная, бестелесная сущность, незримо сопутствующая каждому человеку. Его имени знать нам не дано, т. к. оно не материально.

Неважно, как зовут того или иного человека, его Ангел Хранитель мысленно общается с ним, наставляя на доброе. Злыми поступками человек может оскорбить и отдалить от себя Ангела — тогда власть над ним возьмут темные сущности – бесы.

Существуют особые молитвы Ангелу Хранителю: «Святой Ангел, предстань окаянной моей душе и страстной жизни; не оставь меня за невоздержание мое, не дай лукавому демону обладать мной…». Как видим, Ангел-Хранитель связан не с именем человека, а с его душой – единственной и неповторимой.

Что означает имя Сергей в православии

В церковных святцах больше всего еврейских, греческих, латинских имен – их носили первые христианские святые. Имя Сергей имеет латинские корни: SERGIUS — значит, «знатный», «занимающий высокое положение»; такое имя могли носить только римские аристократы.

Другой вариант толкования имени – SERVUS, что означает «слуга», в христианском толковании – «слуга Бога». Большинство христианских святых с таким именем становились монахами – т. е. отрекались от мирской жизни ради служения Богу.

Замечено, что люди, носящие одинаковые имена, имеют схожие черты характера. Человеческое имя имеет собственную энергетику – как положительную, так и отрицательную. Наречение имени – своего рода жизненное задание: усилить положительную энергию имени и побороть те недостатки, которые в нем «спрятаны».

Сильные стороны имени Сергей:

  • доброта, умение сопереживать;
  • креативность, творческий подход к любому делу;
  • ответственность и надежность.

Недостатки, которые необходимо преодолеть:

  • обидчивость и замкнутость;
  • неуверенность в себе, зависимость от чужого влияния.

Важно, чтобы с Божией помощью Сергей сумел преодолеть свои слабости, стал самостоятельным, мужественным — таким, как собиратель Святой Руси Сергий Радонежский.

Подвиги преподобного Сергия

Сергий Радонежский жил в XIV в., в тяжелые времена борьбы с татаро-монгольским игом, но плодами его трудов мы пользуемся до сих пор.

  1. В детстве прп. Сергий (тогда еще Варфоломея) никак не мог научиться читать и подвергался за это насмешкам сверстников и упрекам родителей. Дар чтения появился у него, после усиленных молитв и помощи чудесного инока. С тех пор Сергий Радонежский считается покровителем учащихся, особенно тех, кому трудно дается школьная наука.
  2. Юность инока прошла в борьбе с бесовскими искушениями, которые одолевали его во время одинокой жизни в лесной глуши. Он побеждал их молитвой – теперь на месте его подвига красуется Троице-Сергиева Лавра — духовный центр России.
  3. Будучи игуменом монастыря, Сергий Радонежский взял на свои плечи тяжелейшую ответственность – благословил московского князя Дмитрия на Куликовскую битву. Он предвидел не только победу, но и страшные потери русского войска.

К концу своей жизни он стяжал такую духовную силу, что способен был в тяжелые времена поддерживать дух всего народа.

Кто такой Сергий Синайский

14/27 января Православная Церковь чтит память преподобномученика Сергия Синайского. Преподобный – значит, житием своим уподобившийся Богу. Так называли монахов, отрекшихся от мирской жизни, проводивших время в молитве и трудах во славу Божию.

Сергий Синайский жил в начале IV века в пещере на Синайской горе – там, где ветхозаветный Моисей получил от Бога скрижали с 10 заповедями. Вместе с другими подвижниками (их было 40 старцев) он проводил время в безмолвии и молитве.

Пищей старцам служили вода и финики, раз в неделю они собирались для Святого Причастия. Многие монахи получили от Бога дар творить чудеса.

В 312 году на Синайскую обитель напали арабы-мусульмане и зверски расправились с молитвенниками. Сергий Синайский с остальными старцами принял мученическую смерть, прославлен в чине преподобномученика, как монах, принявший мучения за веру в Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *